Когда нужно учить ребенка есть ложкой самостоятельно. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте

Чем старше становится малыш, тем самостоятельнее он хочет быть. Вот он уже сам берет бутылочку и пьет из нее, сам складывает игрушки в корзину, но как научить ребенка кушать ложкой? Часто для родителей этот вопрос оказывается не менее важным, чем даже вопрос приучения к горшку, ведь самостоятельный прием пищи – это важный этап в развитии малыша. Попробуем разобраться с проблемами и трудностями, которые часто сопровождают приучение крохи к самостоятельной трапезе.

Когда надо начинать учить ребенка есть ложкой?

Все дети развиваются по-разному. Кто-то берет ложку и пытается ковыряться ей у себя в тарелке уже в 10-12 месяцев, кто-то откладывает это обучение аж до трех лет. Конечно, чем скорее вы научите малыша пользоваться столовыми приборами, тем лучше. И уж тем более не нужно тянуть с этим, самостоятельно кормя ребенка.

Специалисты утверждают, что начинать приучать малыша к ложке нужно в возрасте 10 месяцев, и уже к полутора годам ребенок должен сам уверенно орудовать этим столовым прибором.

Главная ошибка, которую допускают некоторые родители, – излишняя опека. Мамы не дают малышу ложку, даже когда тот сам пытается взять ее и помешать еду в тарелке. Причин этому может быть несколько. Кто-то считает, что, кормя кроху самостоятельно, они проявляют заботу и внимание. Кому-то просто не хочется лишний раз убираться на кухне. Оба подхода неверны. Малыша нужно приучать к ложке. Хотя бы потому, что это одно из требований при подготовке ребенка к детскому саду.



Какую ложку выбрать?

Очень важно выбрать правильную ложку, чтобы малышу было удобно ею пользоваться. Для детей можно использовать следующие ложки.

  • Серебряная – это дань традиции. Часто серебряные приборы дарят малышу крестные родители в день Крещения. Достоинством серебра является то, что оно обеззараживают пищу.
  • Резиновая — хороша тем, что не травмирует нежный ротик малыша, но она подходит лишь для введения прикорма. Самостоятельно таким прибором кроха не сможет воспользоваться, так как для неуверенных детских пальчиков он слишком неудобен.
  • Анатомическая – это специальная разработка, предназначенная для самых маленьких. Такую ложечку удобно держать в руке, ею просто зачерпывать еду. Но у прибора есть существенный недостаток: после привыкания к анатомической ложке малышу будет сложно кушать обычной.
  • Чайная ложка – это классика. Именно такими ложечками кормили нас мамы и бабушки. Она удобна, компактна и идеально подходит для обучения.

Для детей от 10 до 18 месяцев можно использовать пластмассовые ложки. Они легкие, красочные, отлично ложатся в детскую ручку. Благодаря многообразию форм вы можете выбрать наиболее удобный прибор.



Как научить малыша есть самостоятельно?

Итак, вашему малышу исполнилось 10-12 месяцев, и вы решили научить его кушать самостоятельно. Вы уже выбрали подходящую ложку и, может быть, даже купили тарелку на присоске, чтобы ребенку было удобнее зачерпывать из нее еду. Но что же дальше?

Существует несколько основных правил по обучению крохи самостоятельному владению столовыми приборами.

  1. Следите за ребенком . Как только вы заметите в нем хотя бы самый маленький интерес к ложке, тут же дайте ее ему в ручки. Даже если это случится в семь месяцев и не принесет никаких результатов, кроме заляпанного едой стола.
  2. Заинтересуйте малыша . С самого начала дайте понять малышу, что прием пищи – это ответственное и важное дело. Не надо сажать ребенка в гостиной и кормить его, пока он смотрит мультики. Учите кроху «с пеленок» — есть нужно только на кухне, в тишине и спокойствии. Хорошо, если ребенок будет ужинать со всей семьей за общим столом. Это разовьет у него правильное отношение к приему пищи и подтолкнет поскорее научиться орудовать ложкой самостоятельно.
  3. Создайте приятную атмосферу. Не торопите ребенка, будьте доброжелательны и ласковы. Пусть трапеза длится столько, сколько захочет ваш малыш.
  4. Не отказывайте в помощи. Если у малыша не все получается и он расстроен из-за этого, помогите ему. Направьте своей рукой его ручку к ротику или на своем примере покажите, как нужно держать ложку.
  5. Приучайте играя. Практика показывает, что детишки, которые часто играют в песочнице, легче привыкают к ложке. Все дело в такой детской игрушке, как лопатка. Она напоминает увеличенную копию обычной ложки и отлично тренирует навыки владения столовыми приборами.
  6. Позвольте выбрать. Некоторые детки проще привыкают к вилке, нежели к ложке. Предоставьте выбор: детская ложечка или пластиковая вилка с тупыми концами.
  7. Начните со вкусного. Приготовьте малышу его любимое блюдо, но по консистенции оно не должно быть слишком жидким. Суп или пюре не подойдут, а вот каша – самое то. Украсьте блюдо ягодами и фруктами, чтобы крохе было приятно его есть.

Многие родители не знают, с чего начать приучение к ложке. Обобщенно можно выделить следующую последовательность действий.

  • Застелите стол и пол вокруг детского стульчика клеенкой.
  • Прикрепите на столешницу тарелку на липучке и положите в нее еду.
  • Малышу наденьте чепчик (чтобы он не испачкал волосы) и повяжите слюнявчик.
  • Встаньте перед малышом и зачерпните ложкой немного каши из его тарелки. Демонстративно проглотите еду и похвалите себя – этим вы подадите малышу пример.
  • Далее вручите прибор малышу. Если он не сможет удержать его, зажмите своей рукой ложку в его ладошке и зачерпните пищу из тарелки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он не сможет сам держать ложку.

Будьте готовы к тому, что весь ребенок и предметы вокруг него будут испачканы кашей. Ничего страшного, дети быстро учатся, и уже совсем скоро ваш кроха начнет более точно доносить ложку до рта.



  1. Заранее сообщите всем домочадцам, что приучаете малыша к самостоятельному обращению с ложкой. Не допустите, чтобы кто-то кормил ребенка сам.
  2. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, если у него что-то болит.
  3. Лучше, если приемы пищи будут происходить в одно и то же время.
  4. Некоторые родители кормят детей в ванной, чтобы легче было помыть малыша и себя, – этого делать не стоит.
  5. Лучше приучать малыша к самостоятельной трапезе летом. В это время года его можно раздеть до трусиков, а когда он перепачкается, сразу помыть.
  6. Не раздражайтесь и не отчаивайтесь, если у малыша не все будет получаться.
  7. Если ребенок устал есть ложкой, докормите его.
  8. Не заставляйте кроху кушать столовыми приборами. Хочет есть руками – пожалуйста! В любом случае, со временем детка захочет быть похожим на взрослых и возьмет ложку.

Последний совет, пожалуй, можно назвать ключевым и не только в вопросе приучения к столовым приборам. Многие методики воспитания (система Монтессори, методика Домана и др.) основаны именно на предоставлении малышу свободы, поэтому учтите, что навязывание ребенку ложки только увеличит период привыкания к ней.



Этапы привыкания к ложке

Выделяют несколько этапов, которые проходит каждый малыш на пути своего обучения самостоятельному приему пищи

  1. Этап «Игра» . Ребенок неумело берет ложку, крутит и играет ею. Для него это пока лишь красивая игрушка.
  2. Этап «Копирование» . Кроха пытается повторить движения взрослых, но из-за слаборазвитой координации донести ложку до рта у малыша не получается.
  3. Этап «Обучение» . Малыш уже вполне осознано берет ложку и даже ест с ее помощью. Правда, иногда еда падает, не достигнув рта.
  4. Этап «Привыкание» . Ребенок уже почти не роняет еду с ложки и довольно хорошо кушает сам.
  5. Заключительный этап. Малыш уверено и спокойно ест сам.

Заключение

Будьте терпеливы и сдержанны, и тогда ваша кроха очень быстро освоит навык владения ложкой. Есть как взрослый хочет каждый малыш, поэтому не сомневайтесь, что в конце концов ребенок научится кушать самостоятельно и будет получать от этого массу удовольствия.

  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!

    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

    Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

    Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

    Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

    Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

    Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

    1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
    2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

    Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

    К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

    1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
    2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
    3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
    4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся . Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
    5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
    6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

    Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

    Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

    Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

    Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

    К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

    Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

    К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

    Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

    Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

    Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

    1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
    2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
    3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
    4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

    Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

    Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

    Типичные родительские ошибки

    Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

    1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
    2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
    3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

    Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

    Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

    Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

    Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

    Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.

    Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.

    Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.

    Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).

    При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.

    Когда начинать приучать малыша есть ложкой?

    Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.

    Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.

    Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.

    С какой ложки начинать?

    Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.

    Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.

    В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.

    Кушаем за общим столом

    Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.

    Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.

    Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!

    Правила этикета

    Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.

    Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.

    Стоит ли заставлять малыша есть ложкой?

    Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.

    Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»

    Нравится

    Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

    Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

    Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

    Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее , с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

    Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

    Если ребёнок до двух лет не научился правильно , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

    Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

    Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

    Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

    Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

    И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.



    Читайте также: