Функции обсе. Что такое обсе? состав, миссии и наблюдатели обсе

Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.

Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.

Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.

На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.

Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.

Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2006-ы год. Аўтар гэтых радкоў праціснўся ў лідскі Дом Культуры дзеля сустрэчы з апазіцыйным кандыдатам у прэзідэнты. Людзей прыйшло вельмі шмат, недзе каля тысячы чалавек. І вось натоўп лідчан злёгку штурхае мяне, спатыкаюся, кранаю кагосьці лакцём. У адказ чуецца незразумелая гаворка. Павярнуўшыся, бачу чалавека ў нейкім «кажуху» і з белай павязкай. На павязцы бачныя вялікім шрыфтам 4 сінія літары — OSCE. Так я ўпершыню ўбачыў жывога АБСЕ-шніка.

ШТО ТАКОЕ АБСЕ?

Шмат хто чуў гэтую абрэвіятуру тысячы разоў, у тысячах фраз, але дагэтуль выразна не ўяўляе, што гэта такое. «Нейкія важныя чувакі з Еўропы, якія за чымсьці там назіраюць і нешта там потым вырашаюць, « — распавядзе сярэднестатыстычны грамадзянін. І будзе мець рацыю.

Наблюдатели на Донбассе

Арганізацыя па бяспецы і супрацоўніцтву ў Еўропе (англ. скар. OSCE) бярэ пачатак з міжнародных форумаў і сустрэч яшчэ ў 70-ых. У тыя часы, пры брэжнеўскім застоі, назіралася пэўная спроба стабілізаваць гонку ўзбраенняў і выпрацаваць хоць нейкія зразумелыя правілы гульні. Таму заходнія краіны і СССР праводзілі сумесныя нарады па праблемных тэмах. Вынікам такіх сустрэч стала знакамітае Хельсінкскае пагадненне 1975-га году — дагавор СССР і НАТА аб непарушнасці межаў пасля Другой Сусветнай, аб урэгуляванні канфліктаў мірным спосабам, эканамічнае супрацоўніцтва і гэтак далей. Гэта значыць: «Братва, ня страляйце адзін у аднаго, усё вырашым.»

Практыка гэткіх сумесных нарадаў працягнулася, і форум атрымаў назву «Нарада па бяспецы і супрацоўніцтве ў Еўропе» — НБСЕ. Але 1-га студзеня 1995 года быў праведзены рэбрэндынг, і з’явілася знаёмая нам ужо назва АБСЕ.

МЭТЫ І МАГЧЫМАСЦІ АБСЕ

Беларусы часцей за ўсё сутыкаліся з місіяй АБСЕ па назіраннях за выбарамі. Назіральнікі глядзяць на Ярмошыну, ім становіцца ўсё ясна, потым выходзіць рэзалюцыя, потым наша МЗС гэту рэзалюцыю крытыкуе і г.д. Так, абарона правоў чалавека, развіццё дэмакратычных інстытутаў, маніторынг выбараў з’яўляюцца адным з мэтавых «кошыкаў» арганізацыі. Але акрамя гэтага сярод місій АБСЕ:

— кантроль над распаўсюджваннем узбраення;

— дыпламатычныя намаганні па прадухіленні канфліктаў;

— меры па пабудове даверных адносін і бяспекі;

— эканамічная і экалагічная бяспека.

Для дасягнення такіх выдатных мэтаў ёсць каля 400 супрацоўнікаў у кіруючых арганізацыях, 3500 тысяч працаўнікоў у палявых місіях, ад 150 да 160 мільёнаў эўра кожны год, уласныя паліцэйскія сілы. Фармальна рашэнні ўсіх гэтых самітаў, сустрэч і канферэнцый не маюць юрыдычнай сілы, а нясуць толькі рэкамендацыйны характар. Гэта азначае сабраліся, пагаварылі і: «Ну, хлопцы, ну калі ласка, хопіць усіх там разганяць і саджаць, непрыгожа неяк.»

Але карысць ад такіх пасядзелак ёсць, і яна ў тым, што АБСЕ можа выносіць праблемы той ці іншай краіны на міжнародны ўзровень. Адна справа, калі ты чыніш беззаконне цішком, і зусім іншая, калі гэта абмяркоўваюць важныя дзядзькі, з якімі ты гандлюеш. Набываць тавар яны ў цябе, можа, і ня перастануць, але мець брудную рэпутацыю заўсёды нявыгадна.

ШТО РОБІЦЬ АБСЕ Ў БЕЛАРУСІ, І ЯКІ З ГЭТАГА СЭНС?

Зараз у Мінску будзе праходзіць летняя сесія Парламенцкай Асамблеі (ПАСЕ) АБСЕ. Што азначае гэты набор літар?

ПАСЕ АБСЕ — гэта арганізацыя, якая аб’ядноўвае 57 парламентаў розных дзяржаў. І там яны абмяркоўваюць разнастайныя праблемы, звязаныя з палітыкай, эканомікай, экалогіяй, правамі чалавека. Таму цяпер у Мінску поўна важных дзядзькоў з самых розных краін. Беларусь упершыню прымае сустрэчу такога высокага ўзроўню. Мабыць, з гэтай нагоды і адпусцілі ўсіх фігурантаў справы «Белага Легіёну», каб не было так сорамна.

Такім чынам, з аднаго боку Беларусь уцягваецца ў еўрапейскі палітычны рух, што добра. З іншага боку, ёсць заўсёды небяспека, што ЕЗ закрые вочы на беззаконне сілавікоў у абмен на пэўныя дамоўленасці. І тады простым змагарам ўжо непаздаровіцца.

Спадзяемся, што вынікі сесіі будуць карысныя для ўсіх: улады, грамадства, паліт.зняволенных і еўрапейцаў. Толькі б замежных дэпутатаў на лінію Сталіна не павезлі, а то няправільна зразумеюць.2006-ой год. Автор эти строк протискивается в лидский Дом Культуры для встречи с оппозиционным кандидатом в президенты. Людей пришло очень много, где-то под тысячу человек. И вот толпа лидчан слегка толкает меня, оступаюсь, задеваю кого-то локтем. В ответ слышится непонятная речь. Оборачиваясь, вижу человека в каком-то «кожухе» и с белой повязкой. На повязке видны большим шрифтом 4 синие буквы — OSCE . Так я впервые увидел живого ОБСЕ-шника.

ЧТО ТАКОЕ ОБСЕ?

Многие слышали эту аббревиатуру тысячи раз, в тысячах фраз, но до сих пор чётко не представляют, что это такое. «Какие-то важные чуваки с Европы, которые за чем-то там наблюдают и что-то там потом решают, » — скажет среднестатистический гражданин. И будет прав.

Наблюдатели на Донбассе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. сокр. OSCE) берет начало с международных форумов и встреч ещё в 70-ых. В те времена при Брежневском застое наблюдалась определённая попытка стабилизировать гонку вооружений и выработать хоть какие-то понятные правила игры. Поэтому западные страны и СССР проводили совместные совещания по проблемным темам. Результатом таких встреч стало знаменитое Хельсинское соглашение 1975-го года — договор СССР и НАТО о нерушимости границ после Второй Мировой, об урегулировании конфликтов мирным способом, экономическом сотрудничестве и так далее. То есть: «Братва, не стреляйте в друг друга, всё порешаем «.

Практика таких совместных совещаний продолжилась, и форум получил название «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе » — СБСЕ. Но 1-го января 1995-го года был проведён ребрендинг, и появилось знакомое нам уже название ОБСЕ.

ЦЕЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ОБСЕ

Беларусы чаще всего сталкивались с миссией ОБСЕ по наблюдениям за выборами. Наблюдатели смотрят на Ермошину, им становится всё ясно, потом выходит резолюция, потом наш МИД эту резолюцию критикует и т.д. Да, защита прав человека, развитие демократических институтов, мониторинг выборов являются одной из целевых «корзин» организации. Но кроме этого среди миссий ОБСЕ:

— контроль над распространением вооружений

— дипломатические усилия по предотвращению конфликтов

— меры по построению доверительных отношений и безопасности;

— экономическая и экологическая безопасность.

Для достижения таких прекрасных целей есть около 400 сотрудников в руководящих организациях, 3500 тысяч работников в полевых миссиях, от 150 до 160 миллионов евро каждый год, собственные полицейские силы. Формально решения всех этих саммитов, встреч и конференций не имеют юридической силы, а носят только рекомендательный характер. То есть собрались, поговорили и: «Ну ребят, ну пожалуйста, хватит всех там разгонять и сажать, некрасиво как-то. »

Но польза от таких посиделок есть, и она в том, что ОБСЕ может выносить проблемы той или иной страны на международный уровень. Одно дело, когда ты творишь беспредел в тишине, и совсем другое, когда это обсуждают важные дядьки, с которыми ты торгуешь. Покупать товар они у тебя, может, и не перестанут, но иметь грязную репутацию всегда невыгодно.

ЧТО ДЕЛАЕТ ОБСЕ В БЕЛАРУСИ, И КАКОЙ ОТ ЭТОГО ТОЛК?

Сейчас в Минске будет проходить летняя сессия Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ. Что значит этот набор букв?

ПА ОБСЕ — это организация, которая объединяет 57 парламентов различных государств. И там они обсуждают всевозможные проблемы, связанные с политикой, экономикой, экологией, правами человека. Поэтому сейчас в Минске полно важных дядек с самых разных стран. Беларусь впервые принимает встречу такого высокого уровня. Видимо, к этой дате и отпустили всех фигурантов дела «Белого Легиона», чтобы не было так стыдно.

Таким образом, с одной стороны Беларусь втягивается в европейское политическое движение, что хорошо. С другой стороны, есть всегда опасность, что ЕС закроет глаза на беспредел силовиков в обмен на определённые договоренности. И тогда простым змагарам уже несдобровать.

Надеемся, что результаты сессии будут полезны для всех: власти, общества, полит.заключенных и европейцев. Только бы иностранных депутатов на линию Сталина не повезли, а то неправильно поймут.

Вконтакте

, итальянский и испанский

Руководители Председатель Генеральный секретарь Директор БДИПЧ

Ингибьорг Сольрун Гисладоттир

Представитель по вопросам
свободы СМИ
Основание СБСЕ 1 Июль 1973 Хельсинкский Заключительный акт 30 июля - 1 августа 1975 Парижская Хартия 21 ноября 1990 ОБСЕ Январь 1995 1 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Награды osce.org Медиафайлы на Викискладе

Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) - (CSCE: англ. Conference for Security and Cooperation in Europe , фр. ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

    ✪ Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Субтитры

История

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады , для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе .

Совещание проводилось в три этапа:

  1. 3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел ,
  2. 18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
  3. 30 июля - 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 33 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

  • 1977-1978 - Белградская ,
  • 1980-1983 - Мадридская ,
  • 19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и Организации Варшавского договора), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
  • 10 сентября - 4 октября 1991 - Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.Conférence sur la sécurité et la coopération en Europe
  • 1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен », который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
  • 1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
  • 1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
  • 1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе . Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху », договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
  • 1995 - Будапештская встреча СМИД.
  • 2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века », в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии .
  • 1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
  • 1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло . Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово , конфликтным ситуациям в СНГ .
  • 18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин . Приняты Хартия европейской безопасности , соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья .
  • 2000 - встреча СМИД в Вене . Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
  • 2001 - встреча СМИД в Бухаресте . Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия , Молдавия , Нагорный Карабах , Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
  • 12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
  • 2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.
  • 15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
  • 2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией » на Украине . Заключительный документ был заблокирован.
  • 3 июля 2004 - в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.
  • 2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ . МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании против России выступили страны ГУАМ - Грузия , Украина , Азербайджан и Молдова . Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
  • 5 декабря 2006 - на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
  • 26 октября 2007 - Россия , Армения , Беларусь , Казахстан , Киргизия , Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
  • 16 ноября 2007 - отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию .
  • 7 февраля 2008 - отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.
  • 3 июля 2009 - парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» .
  • 1 декабря 2010 - в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ .

Структура

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office , CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Руководство

Действующий председатель

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь - возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  • Вильгельм Хёинк (1993-1996)
  • Джанкарло Арагона (1996-1999)
  • Ян Кубиш (1999-2005)
  • Марк Перрен де Бришамбо (2005-2011)
  • Ламберто Заньер (2011-2017)
  • Томас Гремингер

Государства-участники

Участники ОБСЕ

Государство Государство
Австрия Мальта
Азербайджан Молдавия
Албания Монако
Андорра Монголия
Армения Нидерланды
Белоруссия Норвегия
Бельгия Польша
Болгария Португалия
Босния и Герцеговина Россия
Ватикан Румыния
Великобритания Сан-Марино
Венгрия Сербия
Германия Словакия
Греция Словения
Грузия США
Дания Таджикистан
Ирландия Туркмения
Турция
Испания Узбекистан

История создания ОБСЕ берет свое начало с подписания 1 августа 1975г. 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки».

«Заповеди» включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

С тех пор процесс разрядки и выработки общего направления для решения проблем континента медленно развивался, что выразилось в проведении ряда встреч представителей государств-участников хельсинского совещания. Было очевидно, механизм, разработанный на основе «10 заповедей», подписанных странами, подходил для этого больше, чем военные блоки. После объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо-правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной на общеевропейском процессе (в отличие от ЕС и НАТО, которые остаются «полюсом притяжения») и действительно со временем может стать форумом общеевропейского диалога и сотрудничества. В 1995-1996г.г. были разработаны сценарии «трех концентрических кругов», согласно которому предполагалось тесное взаимодействие «малого круга» ЗЕС со «средним кругом» НАТО и «большим кругом» ОБСЕ. При этом сценарии, говорящие о возвращении к политике баланса сил вместо интеграционных подходов в разрешении вопросов безопасности, подвергались критике. Особо говорилось о России, о ее роли в новой европейской системе. Так Геншер, бывший министр иностранных дел ФРГ, говорил: «Западу нужна сильная Россия как партнер в деле европейского строительства... В более общем плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении Востока к Западу континента» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]

На саммитах ОБСЕ велись дискуссии о создании модели безопасности для следующего столетия, но разработка ее так и осталась в начальной фазе. Участники сходились во мнении о том, что «необходимо глобальное видение проблем безопасности, новых вызовов и рисков, с которыми сталкивается Европа». [Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995.]

ОБСЕ рассматривалась как основа новой архитектуры европейской безопасности как организация, уже накопившая определенный опыт по четырем направлениям деятельности - раннее предупреждение кризисных ситуаций, превентивные действия с целью не допустить трансформации кризисных ситуаций в конфликты, урегулирование кризисов, постконфликтная реабилитация (как в случае с Боснией и Герцеговиной). В Чечне ОБСЕ проявила способность действовать как посредническая нейтральная сторона. Рассматривались возможности ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и разоружением, роль ее в сфере экономического и культурного сотрудничества, защите прав человека. Но исследователи полагали, что организация не обладает достаточными финансовыми, институциональными и организационными возможностями для предоставления ее участникам надежных гарантий безопасности против угроз всех типов:

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, например, охватывает все государства, но лишено способности принятия действительно эффективных решений» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]

«... а может ли вообще одна организация обеспечить эти гарантии и быть доминирующим элементом в новой системе? На мой взгляд, ответ однозначен - нет, не может». [Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций. М.,1996.]

Тем не менее, почему же процесс становления ОБСЕ как всеобъемлющей организации безопасности столь важен для Европы?

Во-первых, для реализации новой концепции безопасности нужны отправные точки - общие для всех. В принципах ОБСЕ это - демократия, обеспечение прав человека, верховенство закона, рыночная экономика, социальная справедливость и ответственность за сохранение окружающей среды - понятия, не встречающие возражений практически во всех странах-участницах.

Во-вторых, основа ОБСЕ - равноправие для всех государств-участников, что ставит в равное положение все страны, не принимая во внимание уровень их экономическо-социального развития, и открывает двери для широкого диалога по различным, в том числе и экономическим проблемам.

В-третьих, военные союзы не могут обеспечить всеобъемлющую безопасность, так как объединяют военный потенциал государств, чтобы противостоять общему противнику. Потенциальный противник, в свою очередь, ищет союзников для противостояния, что не способствует укреплению доверия между большими группами государств. Сообщества же берут за основу общие ценности и своей активностью способствуют вниканию стран в интересы друг друга, созданию «прозрачности» и доверия. Но: поскольку сообщества целиком полагаются на невоенные средства, они «не в состоянии противостоять преднамеренной агрессии. Они бессильны, когда образование сообществ терпит крах и вспыхивает война».

В-четвертых, ОБСЕ единственная реальная общеевропейская организация безопасности. В период после 1990г. она обзавелась рядом новых органов, делающих ее дееспособной и за рамками организации. К ним относятся -Постоянный совет, Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и Центр по предотвращению конфликтов. Кроме того, она послала миссии наблюдателей почти во все очаги конфликтов в Восточной Европе в целях выяснения на месте ситуации и возможностей мирного урегулирования конфликтов. К тому же ОБСЕ включена в качестве «регионального соглашения», в соответствии с гл. VIII Устава ООН, в глобальную систему коллективной безопасности. Правда, пока все это оказалось неэффективным.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно_политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Целями ОБСЕ объявлены:

  • -обеспечение мира и безопасности в Европе;
  • -поддержание разрядки международной напряженности;
  • -обеспечение соблюдения прав человека;
  • -соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Основные задачи - это предотвращение и урегулирование конфликтов в государствах-членах ОБСЕ, а также предоставление информации о кризисных ситуациях.

СТРУКТУРА:

Постоянный Совет ОБСЕ - главный исполнительный орган организации, состоящий из представителей стран-участниц. Совет собирается еженедельно в конгресс-центре "Хофбург" в Вене для обсуждения текущих вопросов и принятия необходимых решений.

Парламентскую Ассамблею ОБСЕ составляют 300 депутатов-представителей законодательной власти стран, входящих в ОБСЕ. Основная роль Ассамблеи - парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность ОБСЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека занимается мониторингом соблюдений прав человека, базовых демократических свобод в странах-участницах. Кроме того, Бюро занимается развитием демографических институтов на территории, подответственной ОБСЕ.

Отслеживанием ситуации со СМИ в странах ОБСЕ занимается Представитель по вопросам свободы средств массовой информации. Он же выносит первое предупреждение правительствам тех государств, где замечены нарушения свободы слова.

Бюро Верховного комиссара по делам нацменьшинств ответственно за ранее предупреждение конфликтов на этнической почве, которые ставят под угрозу стабильность и мирные отношения между странами-участницами ОБСЕ.

Особое место в структуре ОБСЕ отведено Мерам по укреплению доверия и безопасности. При создании этой программы преследовалась цель ослабления напряженности в отношениях и укрепление взаимного доверия в Европе.

Для разрешения конфликтов и споров между членами ОБСЕ, подписавшими Конвенцию по примирению и арбитражу, создан Суд, находящийся в Женеве



Читайте также: