Фултон истории. Три знаменитых проекта роберта фултона

Роберт Фултон - одно из самых интересных имен Нового времени. Очевидец многих интересных событий, участник войн, изобретатель и ученый. Можно долго перечислять уникальные качества этого человека, но не лучше было бы обратиться к наследию того, что оставил потомкам Роберт Фултон?

Биография

Детство и юность будущего изобретателя прошли в Америке. Дата рождения - 1765 год. Место рождения - городок Маленькая Британия. Отец Роберта умер, когда мальчику было всего три года. Роберту с семьей пришлось переехать поближе к родным матери - в небольшой городок Ланкастер. Там Роберт Фултон пошел в школу.

Образование тех времен оставляло желать лучшего. Ученикам давались для заучивания длинные куски греческих и римских произведений, рассказывались истории из жизни далеких европейских стран - все это не представляло для будущего изобретателя ни малейшего интереса. Куда охотнее он проводил время в старой кузнице на краю города, рылся в инструментах мастеровых, собирал всякие безделушки. Уже в тринадцать лет он составил свой первый технический чертеж, а чуть позже по его наброскам на воду спустилась первая в мире лодка с паровым двигателем.

После окончания школы Роберт Фултон пробует себя в ювелирном деле. Потом он попытался стать чертежником. Поняв, насколько ему не хватает знаний, он решается на долгое путешествие в Англию - столицу технических новинок. Именно здесь все, что изобрел Роберт Фултон, начинает принимать реальные очертания - мечты превращаются в реальность.

Пребывание в Англии

Жил Роберт Фултон у Бенджамена Уэста - одного из самых известных художников того времени. Он не оставлял своей мечты сделать морской корабль с принципиально новым двигателем - не весельным и не ветровым. Наконец, проект был создан. Первый чертеж парохода был представлен правительству Англии в 1793 году.

В 1797 году он перебрался в Париж, где продолжал работать над свои изобретением, которое бы увековечило его имя - Роберт Фултон. Биография изобретателя говорит о самом насыщенном периоде его жизни. В Париже Фултон изучает немецкий и французский языки, усовершенствует собственные знания по химии, технике и математике. Здесь он знакомится с Джеймсом Рамзи английским изобретателем, который в 1786 году построил прототип первого парохода в Западной Вирджинии.

Неприятие открытия

К удивлению Франклина, его открытие посчитали прихотью, бесполезной игрушкой. Адмиралтейство указало, что оно не собирается вкладывать средства в заведомо несуществующий корабль. Разочарованный Роберт Фултон со своими проектами собрался во Францию, где к тому времени уже отгремела революция, и к власти пришел Наполеон 1. Может быть, во Франции понадобятся его новые проекты?

Роберт Фултон и Наполеон

В записках графа Мирабо есть упоминание о встрече американского изобретателя с Наполеоном. Роберт Фултон, создатель парохода, предложил императору пополнить флот Франции новыми кораблями, которые приводились бы в движение при помощи пара. Он убеждал императора, что с такими боевыми машинами Наполеон 1 быстро одолеет свою извечную соперницу - Францию.

Выслушав изобретателя, Наполеон воскликнул:

Ежедневно мне кладут на стол ужасающие проекты, глупее которых и выдумать невозможно. Только вчера мне предложили высадить на побережье Англии кавалерию, усаженную на ручных дельфинов. Уходите прочь - вы, видимо, один из этих сумасшедших!

Интересно, что всего лишь восемь лет спустя английский корабль «Беллерофонт» отвозил Наполеона к месту его первой ссылки - на остров Св. Елены. В открытом море английский корабль встретился с пароходом «Фултон», которой двигался при помощи паровых двигателей.

Пароход обогнал «Беллерофонт» и скрылся за горизонтом. Провожая взглядом американский пароход, Наполеон грустно заметил:

Не прислушавшись к Фултону, я потерял свою корону.

Первые корабли

Ну а пока Фултон ищет спонсоров для постройки первых кораблей с паровыми двигателями, в 1800 году во Франции была продемонстрирована подводная лодка «Наутилус», покорявшая воображение зевак.

Но для военных целей «Наутилус» не годился, он был слишком медленным, и быстрые парусники противника легко уворачивались от подводной лодки. Дальнейшее строительство таких кораблей было приостановлено, а значение подводных лодок было оценено лишь сотню лет спустя - во время Первой мировой войны. Возможно, под впечатлением от этого корабля много лет спустя Верн напишет своего бессмертного «Капитана Немо». В 1803 году воды Сены бороздит Но для масштабного производства все равно не хватает времени и средств. И Роберт Фултон принимает решение возвратиться в Америку.

Покорение моря

В Америке Роберт Фултон несколько лет потратил на совершенствование принципов колесных двигателей, работавших на паровой тяге. Через три года, после возвращения на родину в конце лета 1807, на воды Гудзона был спущен первый пароход. Современники называли его «пароход Северной Реки из Клермонта», а вот в исторических записках он известен под названием «Клермонт». На самом деле Клермонт - название усадьбы друга Фултона, которая располагалась в 177 километрах от Нью-Йорка. Первый рейс «Северной реки» был сделан по Гудзону, по маршруту «Клермонт-Нью-Йорк». Убедившись в экономическом потенциале своего изобретения, Фултон запатентовал свое открытие и наладил выпуск пароходов в США.

Пароходы в России

В 1813 году Фултон обратился к российскому правительству с просьбой предоставить исключительное право на строительство речных пароходов на территории Российской империи. Император Александр 1 предоставил ему все необходимые права, но выполнить заказ правительства Фултон так и не смог. За три года на воду не был спущен ни один корабль. После смерти изобретателя в 1815 году монополию на возведение кораблей выкупил Чарлз Берд, который в том же году спустил на воду свой первый корабль на паровой тяге. Отчет о данном событии был опубликован в журнале «Сын Отечества». Там же впервые было использовано слово «пароход», которое в дальнейшем прочно вошло в современный русский язык.

24.02.1815

Роберт Фултон
Robert Fulton

Американский Изобретатель

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в городе Маленькая Британия. Вырос в семье фермеров. С раннего детства мальчик интересовался изготовлением оружия, фейерверков, любил чертить и рисовать. Паровыми двигателями увлекся в 12 лет и уже подростком изготовил свою первую лодку с колесным двигателем. После школы Роберт переехал в Филадельфию и устроился сначала помощником ювелира, а потом чертежником.

В 21 год Фултон уезжает в Англию, чтобы изучать там архитектуру. Первый чертеж парохода был создан им и представлен на рассмотрение правительству Англии в 1793 году. В 1800 году изобретатель создает во Франции первую модель подводной лодки «Наутилус». Также продолжает работать над применением паровых двигателей в судостроительстве.

И вот спустя три года, в 1803 году, на реке Сена Фултон испытал первый пароход. Еще несколько лет ушло на усовершенствование модели, за это время Фултон возвращается в Америку. Здесь по реке Гудзон в конце лета 1807 года совершил свое первое плаванье пароход Фултона «Пароход Северной Реки». В наши дни за этим пароходом закрепилось название «Клермонт». На самом деле так называлась усадьба партнера изобретателя, которую пароход посетил первой.

После получения патента на судно Фултон занялся их изготовлением и проектированием военных моделей, например 44-пушечного парохода «Фултон Первый». В 1813 году изобретатель получил эксклюзивное право на постройку пароходов в России, но не успел им воспользоваться, и контракт перешел Чарльзу Берду. Кроме пароходов Фултон занимался проектированием чугунных мостов. Например, на основе его проекта был построен Зеленый мост в Санкт-Петербурге.

... читать ещё >

Фултона принято считать создателем одного из первых пароходов, завоевавших коммерческий успех. В 1800-м по поручению Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) Фултон начал работать над проектом "Наутилус" ("Nautilus"), одной из первых подводных лодок. Кроме того, ему приписывают изобретение самых первых морских торпед в мире, которыми пользовался британский флот.


Роберт Фултон родился на ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания (Little Britain, Pennsylvania), 14 ноября 1765-го. У него было три сестры – Изабелла (Isabella), Элизабет (Elizabeth) и Мэри (Mary), а также младший брат Абрахам (Abraham). Его отец, Роберт, был близким другом отца художника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Отец умер, когда Роберту-мл. было три года.

Фултон перебрался в Филадельфию (Philadelphia) на шесть лет, где увлекался рисованием, писал портреты и пейзажи, делал чертежи домов и различных механизмов. Он зарабатывал неплохие деньги, часть которых отправлял домой, чтобы поддержать мать. В 1785-м он купил ферму в Хопуэлле (Hopewell, Pa.), куда переехала вся его семья. Живя в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin) и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу (Europe).

Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии (England), где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и др. изобретения.

В 1797-м он оправился в Париж (Paris), где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский, немецкий, химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Он также познакомился с Джеймсом Рамзи (James Rumsey), изобретателем из Вирджинии (Virginia), который еще в 1786-м руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне (Shepherdstown).

Сам же Фултон предлагал реализовать его

планы по строительству парохода в 1793-м, как правительству Британии, так и США. С 1793-го по 1797-й он конструировал первую рабочую подводную лодку "Наутилус", которая успешно прошла испытания в гавани Гавра (Le Havre) в 1800-м. Он предложил свое изобретение флоту, но на вооружение подлодка принята не была.

Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном (Robert R. Livingston), который в 1801-м был назначен послом США во Франции. Вместе они решили построить пароход и попробовать запустить его на Сене (Seine). Фултон перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами 20.1 м. x 2.4 м прошли неплохо, правда, пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803-го судно развило скорость 4.8-6.4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну.

Вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью. В 1806-м инженер женился на Гарриет Ливингстон (Harriet Livingston), племяннице Роберта Ливингстона. У пары было четверо детей. Новый коммерческий пароход Фултона, получивший название "North River Steamboat" отправился в первое плавание 17 августа 1807-го. Судно, к которому позже прилипло имя "Clermont" (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.

Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, "Demologos", началось в 1814-м. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815-го, от туберкулеза.

Вскоре после эмиграции в Америку в ирландской семье Фултонов – прибавление, сын Боб. А через три года умирает отец многодетного семейства, поденщик на окрестных фермах. Они и раньше прекрасно знали, что такое бедность, но сейчас нужда стала совсем беспросветной. Мать работала тяжко, но образование, хоть и начальное, получили у нее все дети.

В маленьком Роберте нежданно проснулась страсть, которую в их среде всегда считали «баловством» — рисование. В 12 лет мать отвезла его в Филадельфию, чтобы он научился золотых дел мастерству. А он ненавидел это занятие все пять лет учебы, хозяин на него рукой махнул – не будет из парня толку. Семнадцатилетним он уходит из опостылевшей мастерской – выживать, крутиться в окружающем его мире.

И единственное, что он любил и мог делать, было рисование. Карьеру художника Роберт начал вполне по-американски: начал ходить по гостиницам, трактирам и предлагать людям делать их портреты. Вскоре он так на этих портретиках набил руку, что начал зарабатывать вполне прилично. Он завел портретную мастерскую, а потом поехал к своим со всеми деньгами, которые он заработал – и их хватило, чтобы купить матери собственную ферму! Но карьера фермера самого Роберта не соблазняла. Он вернулся в большой город и начал думать, как ему жить дальше. Рисовать купцов с их женами было уже сверх сил. Учиться же живописи тогда в Америке было негде и не у кого.

И так счастливо случилось, что в то время он познакомился со знаменитым уже тогда человеком, ученым, дипломатом, «отцом американской конституции» Бенджаменом Франклином. Тот посмотрел фултоновские картинки и воспламенился помочь молодому таланту – дал ему рекомендательное письмо в Европу к известному художнику, ему предложили деньги на поездку в Старый свет. Роберт взят деньги только на дорогу – и отправился.

В Лондоне он жил в мастерской художника, как и все его ученики, на полном содержании. Но там быстро понял границы своего таланта живописца – ничего выше средненькой посредственности из него не выйдет. А это он почитал за стыдное. Перенес он это открытие мужественно, с достоинством и решил заняться чем-то другим. И этим «чем-то» была чрезвычайно модная в те времена в Англии механика.

Но по уходе из мастерской денег совсем не стало, и Фултон уходит на заводы рабочим. Там уже много было разных механизмов, любознательный американец к ним приглядывается, склонность к механике также оказалась у него врожденной. И тут Роберт сталкивается с человеком уже почти сломленным судьбой и неудачами в деле, которое тот почитал за главнейшее в своей жизни – с его соотечественником-американцем Рамсеем.

Мечтой Рамсея было поставить на корабль паровую машину – и тогда этому принципиально новому судну не грозили больше ни штормы, ни штили. Многие пытались это сделать, но все многочисленные попытки оканчивались полными неудачами. Неудача постигла и Рамсея. Но свою идею он перед смертью эстафетой передал своему молодому соотечественнику. И Фултон настолько увлекся ею, что выполнение ее стало с этих пор заветной мечтой его жизни, которую он никогда не забывал и стремиться к осуществлению которой не переставал, пока не добился, наконец, создания истинного парохода .

Но никто в Англии после стольких неудач не соглашался рисковать деньгами в хронически неудающемся деле. И Фултон поступил инженером на рытье каналов. Здесь он изобрел первый в мире экскаватор (который развалился при самом начале работы из-за небольшой ошибки в расчетах), предложил специальный плуг для прокладки каналов (которые потом вошли все-таки в употребление), изобрел мельницу для пиления и полировки мрамора, машину для кручения веревок. Но все это было далеко от его мечты. И он переехал через Ла-Манш, во Францию.

Но Франции, воевавшей тогда со всей Европой, было в это время не до «безумных» проектов. Тогда Фултон взялся за проект военный – он изобрел… подводную лодку. Что удивительно, построенная им за свой счет при консультациях с виднейшими французскими учеными деревянная субмарина «Наутилус» с экипажем из трех человек была действительно успешным проектом – она на одной мускульной силе могла погружаться на несколько часов, подплывать к кораблю, закладывать под него бочонки с порохом и взрывать их безопасно для себя. Но военное министерство отказалось от этого проекта – он показался там «слишком кровожадным и нечестным».

Однако, время во Франции Фултон провел не без пользы – подрабатывая на жизнь и на свои проекты живописью, он десять лет упорно изучал математику и химию, физику и механику. Без этой научной подготовки ему вряд ли удалось бы решить великую проблему использования пара в судоходстве. Теперь Фултон ясно увидел причины неудач своих предшественников и мог выработать план, который вел его к цели.

Судьба выручила Фултона в очередной раз, сведя его с новым посланником Соединенных Штатов, Робертом Ливингстоном (известным покупкой у французов и присоединением к Соединенным Штатам Луизианы). Ливингстон был большой любитель механики и один из видных промышленных деятелей Соединенных Штатов. Когда он узнал, что его новый знакомый обуреваем мечтой о пароходе, когда убедился в широте и глубине познаний Фултона, он рискнул ради этой идеи всем своим капиталом.

Вначале компаньонов преследовала одна неудача за другой, но успех, наконец, пришел: построенное ими небольшое судно с паровой машиной целых полтора часа плавало по Сене при стечении огромной толпы народа. Но когда Фултон предложил свое изобретение Франции, Наполеон презрительно бросил: «Корабли без парусов - это нелепость. Место пара на кухне, в кастрюле под крышкой». Фултону нечего было больше ожидать от Франции, незачем было оставаться далее в этой стране. Если где он и мог еще ожидать настоящей оценки для своего изобретения, то разве только в Америке. И Фултон решил возвратиться на родину, чтобы начать там дело практического применения пароходства.

Штат Нью-Йорк выдал им двадцатилетнюю монополию плавания на пароходах по Гудзону при условии выстроить в течение двух лет пароход, который будет идти против течения со скоростью пешехода. Ливингстон и Фултон заказали знаменитому Джеймсу Уатту, изобретателю паровой машины, и его компаньону Болтону (который по отношению к Уатту играл такую же роль, как Ливингстон по отношению к Фултону) паровую машину особого устройства, спроектированного Фултоном. Особенности эти давали машине способность проявлять нужную силу при наименьшем размере ее самой. Фултон отправился в Англию для надзора за изготовлением заказанной машины.

А в Англии очень обеспокоились давними испытаниями подводной лодки Фултона, посчитав ее реальной угрозой своему флоту. Адмиралтейство предложило ее изобретателю 15 тысяч долларов за то, чтобы он навсегда забыл свое создание. Деньги были огромные, но Фултон отказался от сделки.

Фултон привез заказанный им двигатель в Нью-Йорк и поставил его на уже построенное там Ливигстоном судно. Наступил решающий час – в кассе их компании денег больше не было. В августе 1807 года на производство опыта собралась масса народа. Вся набережная покрылась зрителями, которые были настроены очень скептически. Приготовления к отплытию встречались насмешками, когда Фултон поднялся на палубу парохода, готового к отплытию, он был встречен улюлюканьем. Но вот, по данному знаку машина была пущена в ход — и пароход двинулся против течения. Вместо свиста и насмешек раздались крики восторга. И чем больше усиливался ход парохода, тем неистовей выплескивались изумление и восторг толпы.

Только тот, кто столько трудился над осуществлением своей мечты, кто столько перестрадал за нее, сможет понять, что чувствовал Роберт Фултон, стоя за штурвалом своего первого в мире парохода. А через неделю был и первый регулярный рейс вверх по течению — до Олбани, 240 километров.

Но палуба оказалась пуста – ни один человек не решился ступить на столь необычный корабль, на это шипящее огненное чудовище, извергавшее дым и пламя. Лишь на обратном пути нашелся такой смельчак. «Я предложил бы вам выпить со мною бутылку вина за доверие, которое вы оказали моему судну, но я теперь так беден, что не в состоянии купить этой бутылки. Может быть, впоследствии мы свидимся, когда обстоятельства мои поправятся, и тогда я надеюсь распить с вами не одну бутылку доброго вина в память нынешнего дня», — дрожащим голосом сказал своему первому пассажиру Роберт Фултон (и они действительно встретились впоследствии – и распили-таки эту бутылочку!) .

На радостях Фултон тут же устраивает и свою личную жизнь – он женится на племяннице своего верного компаньона Гарриет Ливингстон. Но мера жизни судьи Ливингстона подошла к концу – но он успел перед смертью увидеть триумф их дела и разделить эту радость с Робертом Фултоном.

Фултон выстроил еще несколько пароходов, в постройке был и огромный по тем временам военный паровой корабль, призванный охранять нью-йоркскую гавань. И в 50 лет от роду умер от простуды…

Сограждане Фултона поняли, каким великим человеком он был, и погребение его приняло характер национального чествования великого изобретателя: весь Нью-Йорк оделся в траур, Законодательная палата прекратила на время свои заседания, все общины и компании Нью-Йорка провожали Фултона в последний путь. И во все время печального шествия неумолкаемо гремели с верфи орудия его последнего парового корабля…

XVIII век известен как период постоянных войн, морских и сухопутных сражений, политических неурядиц и даже смены государственного режима в ходе Великой Французской революции. Вот только изобретателям и ученым не было дела до всего, что потрясало спокойствие царей, королев и правительств, они были всецело захвачены идеей создания совершенной подводной лодки, которая могла бы полностью заменить надводный флот. Этой же идеей зажегся и молодой, перспективный ученый, изобретатель, выходец из среды ирландских эмигрантов, прибывших в Америку в поисках счастливого случая - Роберт Фултон.

С детских лет мальчик упорно занимался рисованием и живописью, планируя стать знаменитым художником и прославить славное имя отца. Но жизнь распорядилась совершенно по-другому. Одним прекрасным днем, собрав остатки семейного бюджета, Роберт Фултон купил билет на корабль, который должен был доставить его в Англию, где парень планировал посвятить себя ремеслу художника.

Американский ученый, изобретатель Роберт Фултон

Долгое плавание показало Роберту, что интересны ему далеко не рисунки, а устройство кораблей, он настолько увлекся судостроением, что изменив первоначальным планам, продолжил путешествие вплоть до достижения берегов Франции, где начал изучать инженерное дело, с тем, чтобы в дальнейшем сконструировать собственную модель корабля.

Учеба во Франции не прошла бесследно. Обладание новыми знаниями и навыками сделало из Фултона одного из самых передовых людей своего времени, новатора в области кораблестроения. Он даже сумел пробиться на личный прием к самому Наполеону Бонапарту для получения денег на постройку подводного корабля под названием Наутилус. Первый консул, которому было не чуждо все новое и современное, не отказал в просьбе.

В 1797 году Фултон получил необходимые средства из казначейства, тотчас же приступив к строительным работам. Подводная лодка была построена в кратчайшие сроки, и в 1800 году была спущена на воду, погрузившись более чем на 7 метров. Но первый успех не остановил Фултона, он продолжил строительство и уже к следующему году Наутилус, диной в 6.5 метров и шириной в 2.2 метра был представлен на суд публики.


Подводная лодка Наутилус

Форма подводной лодки напоминала сточенную сигару, на носу корабля располагалась маленькая рубка с несколькими иллюминаторами. Движение лодки осуществлялось при помощи двух раздельных двигателей, что позволяло ей не только передвигаться под водой, но и на ее поверхности. Наутилус стал первой в мире лодкой, оснащенной подобным оборудованием, при помощи которого можно было двигаться со скоростью не менее 1.5 узлов в час под водой и примерно 3-5 узлов в надводном положении. Необходимо отметить также и то, что после всплытия на поверхность над лодкой раскрывался парус, он собственно и способствовал увеличению скорости судна. Крепилась парусная мачта на особом шарнире, который необходимо было снимать каждый раз перед погружением на глубину, и прятать в специальное отделение, размещенное на корпусе.

Точное происхождение названия лодки неизвестно, но предположительно, что назван подводный корабль так по наименованию морского моллюска - наутилуса, раковину которого напоминала лодка, шедшая под парусом. Маневрирование под водой у Наутилуса осуществлялось при помощи горизонтального руля, а погружалась и всплывала лодка только после заполнения, либо опустошения специальной балластной цистерны. Поскольку Наутилус был предназначен для боевых действий, то на нем должно было остаться место и для вооружения, в качестве которого была использована обычная пороховая мина. Впрочем, помещать мину на саму лодку не стали, ради безопасности экипажа лодки ее тащили за ней на прочном тросе, который также служил и для подводки под дно вражеского корабля. Детонация мины осуществлялась с помощью электрического тока.


Морской моллюск - наутилус

Несмотря на столь совершенное для того времени оснащение и успех первых проведенных испытаний, Роберт Фултон так и не смог испробовать действие лодки в боевых условиях. Французский военный министр отказал в присвоении экипажу Наутилуса воинских званий, необходимых для получения статуса военнопленных, в том случае, если лодка попала бы в плен, в свою очередь, Фултон отказался раскрыть ему секрет движения корабля. Он обиделся и отбыл в Англию. В ответ на предложение своих услуг, английский министр и вовсе посулил изобретателю немалую сумму денег, если он навсегда забудет о своем изобретении.



Читайте также: