Досуг по экологическому воспитанию в средней группе. Развлечение по экологическому воспитанию в средней группе «Экологическая тропа

Цель:

Закрепить знания о бережном и заботливом отношении к природе.

Задачи:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Закрепить знания о культуре поведения в природе.
  • Расширить представление о понятие «красная книга»
  • Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями цветов, загадки о животных, «Красная книга» , ситуации или картинки о правилах поведения в природе, кассеты с музыкой.

Ход развлечения:

(Звучит песня «Как прекрасен этот мир» Тухманова)

Ведущая: Здравствуйте Ребята! Посмотрите, какая сегодня замечательная погода. А вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей)

Ведущая: А знаете, почему лето называют красным?

Да, потому что летом много солнца и еще потому что красивое и богатое время года сколько цветов пестрых в лугах, сколько грибов, ягод в лесах, солнце летом просыпается очень рано, а вместе с ни пробуждается вся природа.

Ведущая: Я предлагаю нам с вами отправиться в необычное путешествие сказочный лес, и мы окажемся на лесной полянке.

(Звучит музыка «Звуки леса» )

Ведущая:

Здравствуй Лето! Здравствуй Лето!
Ярким солнцем все согрело
В лес зеленый побежим
На полянке полежим

Здравствуй ягода лесная!
Здравствуй белка озорная
Снова лето к нам пришло
Это очень хорошо

(Рассматривание леса)

В любое время года всякий раз с добрым сердцем входите, все, что есть, в нем берегите.

Ведущая: Ребята, лес-это дом многих зверей и птиц, а в чужом доме нужно вести себя прилично. Вы знаете, чего не следует делать в лесу? (показ картинок)

  1. не оставлять костров,
  2. не мусорить,
  3. не ломать ветки деревьев,
  4. не разоряй муравейники,

Молодцы ребята! Я уверенна, что вы настоящие друзья природы, и вы не причините ей вреда.

Ведущая: Эх, ребята, посмотрите высоко в небе летят, крыльями машут гуси-лебеди. А вы знаете такую игру?

П/И «Гуси-Лебеди»

Ведущая: Замечательно поиграли, а вы знаете, что надо беречь этих редких птиц. А еще редких исчезающих животных заносят в красную книгу.

Ребята, а как вы думаете, почему книга называется «Красной» ? (ответы детей)

Ведущая: «Красная книга» - это сигнал опасности. В красную книгу попадают редкие и исчезающие животные.

(Рассматривание «Красной книги» )

Ведущая: Ребята а вы любите разгадывать загадки?

(Разгадывание загадок про животных)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её... (лиса)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ежик)

Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а... (Медведь)

А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький... (Зайчишка)

На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Ведущая: Пойдем посмотрим, какие цветы растут на клумбах?

(Рассматривание цветов)

Ребят, я предлагаю поиграть со мной в игру?

Д/И «Угадай цветок»

Ведущая: А хотите, чтобы наша асфальтированная дорожка превратилась в цветочную поляну? Предлагаю вам мелками изобразить цветы, которые вы видели в лесу, на лугу, в саду.

Рисование мелом на асфальте

Приглашаю вас пройти и полюбоваться цветами на нашей полянке. Какие цветы ты нарисовал? (ответы детей)

(звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского)

Ведущая:

У природы живые краски
И пусть она живет без опаски
Пусть живут звери, птицы
Пусть человека ни кто не боится

Пусть зеленеют парки и сады
Пусть будет радостно от этой красоты
Нас много ребята
Везде где живем

Деревья посадим, сады разведем

Будем беречь природу, землю лес, поля и воду.

Задачи: формировать представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите; закрепить отличительные признаки живых и неживых объектов, практиковать в умении различать семена растений; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; умение договариваться, воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

Материалы: мультимедийная установка, картинки с изображением разных растений, семена растений, искусственные цветы, обручи для игры.

Воспитатель (В.). Ребята, у меня для вас приятная новость: нас пригласили в гости хозяйка нашей экологической тропы Мудрая Сова. Вы готовы отправиться к ней? Тогда - за мной!

Нужно пройти по этой дорожке, затем перепрыгнуть через цветочки, пробежать между кустиками, пролезть под этой корягой и перейти по мостику через ручей. Вот мы и пришли. Устраивайтесь по удобнее. Но, что-то нас никто не встречает? Где же Мудрая Сова, как вы думаете, ребята? (Ответы детей ) Как же нам её найти?

В. Мне кажется, я придумала. Давайте расскажем стихи о природе. Мудрая Сова нас услышит и появится. Дети читают стихи:

Мы любим природу и бережем. В обиду ее никому не даем.

Чтоб природа была рада, Охранять ее нам надо.

Не позволим живое все уничтожать… Животным и растениям расти мешать.

На экране появляется Мудрая Сова.

В. Мудрая Сова, мы очень рады встрече и хотим с тобой поиграть. Ребята, сейчас мы с вами вспомним объекты нашей экологической тропы. Если вы правильно назовете, Мудрая Сова покажет нам их на экране. Но вам нужно не просто назвать объект, а ответить на мои вопросы.

Какое дерево дает нам сладкий сок? (Береза).

Какое дерево в переводе с греческого означает «дерево, любимое пчелами»? (Липа).

У этого растения цветы собраны в пышные гроздья белого, сиреневого цвета. (Сирень).

Семена этого дерева называются крылатками. (Клен).

Пух, какого дерева точно снегом покрывает землю и деревья, залетает в раскрытые окна? (Тополь).

Эти деревья насыщают воздух кислородом, фитонцидами и другими полезными для человека элементами. (Сосны).

Эти маленькие растения цветут разным цветом весной, летом и даже осенью (Цветы).

Какие растения называют «зеленой аптекой»? (Лекарственные растения). Назовите их.

Это вечнозеленый кустарник. (Можжевельник).

В. Молодцы, ребята, все растения нашей экологической тропы назвали верно. А знаете ли вы, зачем нужны растения? (Ответы детей) Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы тут о растениях говорите, что они полезные, воздух очищают. Вот я вам и принес цветы, чтобы у вас было красивее, и воздух был свежий.

В. Незнайка, а где это ты такие красивые искусственные цветы взял.

Незнайка. Почему это они искусственные? Они живые, настоящие. Вот посмотрите, какие веточки зеленые, листочки зеленые, цветочки красные.

В. Ребята, помогите разобраться, чем живые цветы отличаются от искусственных? (Живой цветок растет, у него есть корень, он дышит, питается, изменяется, у него появляются новые листья, бутоны, цветы, семена, он может погибнуть, цветам для роста нужен свет, тепло, вода, воздух).

В. Теперь ты Незнайка понял, чем отличаются искусственные растения от живых?

Незнайка. Теперь я понял, но я не знаю, как мне вырастить живой настоящий цветок, я не умею.

В. Мы тебя обязательно научим, но немножко позже. А сейчас я предлагаю поиграть. Ребята сказали, что для роста растений нужны свет и тепло. А свет и тепло нам дает… солнышко.

Наша игра так и называется « Солнышко »

Собирайтесь все в кружок!

Иди играть со мной, дружок!

Будем вместе мы играть -

Раз, два, три, четыре, пять.

Проводится игра

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем,

Покатаем, поиграем

И назад тебе вернем.

Играющие образуют круг, В центре круга ребенок - «солнышко», в руках его желтые обручи. На строки 1-4 все идут вправо по кругу, «солнышко» движется влево, раскладывая обручи на пол, ближе к играющим. На строки 5-7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов четыре). На последнюю строку играющие кладут обруч на пол, выстраиваются в общий круг. По сигналу все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу все собираются у своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее. Игра проводится 2-3 раза.

Незнайка. Здорово поиграли! Ну, теперь учите меня сажать растения,

В. Подожди, Незнайка, не спеши. Ты знаешь, что у каждого растения есть свои семена. Сегодня Мудрая Сова приготовила для нас семена разных растений. Сейчас ребята помогут тебе разобраться, из каких растений эти семена.

Игра « Угадай растение по семенам »

Детям предлагается подобрать семена к картинкам с изображением растений.

В. Вот теперь, Незнайка, мы дадим тебе семена цветов и расскажем, что с ними нужно делать. (Дети рассказывают, как посадить цветок и как за ним ухаживать).

Незнайка. Спасибо вам, я прямо сейчас пойду и посажу цветок, А потом обязательно покажу, что я вырастил. До свидания.

В. Ребята, хозяйка нашей экологической тропы приготовила много разных игр и заданий. Вот еще одно из них.

Игра « Кто быстрее соберет шишки в обруч ».

Дети делятся на две команды. Напротив команд рассыпаны шишки (еловые и сосновые). Одной команде нужно выбрать еловые шишки, другой -сосновые и собрать их в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

В. А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое. Мудрая Сова рассказа мне интересную легенду о сирени. Хотите я вам расскажу?

Это было очень давно. Однажды древнегреческий бог лесов, полей и лугов Пан повстречал в лесу красивую девушку, Сирингу - вестницу утренней зари. Пан был околдован ее волшебной красотой и хотел заговорить с девушкой, по та испугалась Пана и убежала. Ведь все тело этого бога покрывала густая шерсть, а на голове были большие рога. Хотя Пан и пугал всех встречных своим видом, но характер у него был веселым и добрым.

Пан захотел успокоить Сирингу и побежал за ней. Но девушка, видя, что страшное рогатое чудовище преследует ее, превратилась в благоухающий куст сирени. Пан нашел этот куст по дивному запаху, обнял его и заплакал. С той поры печальный бог Пан бродил по лесным опушкам и полянам и везде искал кусты сирени. Из ее веток он сплетал красивые венки и носил на голове в память о девушке Сиринге.

Существует много легенд, сказок, стихов, песен и загадок о растениях. Ведь они приносят большую пользу, и люди издавна ценят и любят их. А кто из вас знает пословицы и поговорки о растениях.

Срубил кусты - прощай птицы.

Рощи да леса - родного леса краса.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Не расти яблоку на елке, а груше на вербе.

В. Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Значит, можно еще поиграть.

« Игра-эстафета »

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят картинки разных деревьев. Дети выполняют задания:

— Обежать березу (липу, тополь и т.д.)

— Обежать два дерева,

Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

В. Давайте поблагодарим Мудрую Сову и пообещаем, что будем беречь наши растения и всю окружающую природу.

Дети прощаются и возвращаются в детский сад.

Галина Яковлева

Цель : повышение экологической грамотности детей через правильное взаимодействие с окружающей природой.

Задачи :

1. Закрепить знание детей о правилах поведения в природе, умение определять деревья и листья к ним, съедобные и несъедобные грибы, активизировать речь. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом .

2. развивать интерес к окружающему миру, мышление, внимание, экологическую культуру детей .

3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : ватман с нарисованной тропкой , вырезанные деревья (береза, дуб, клен, рябина, листья березы, клена, дуба и рябины, грибы съедобные и несъедобные, вырезанные герои : леопольд, матроскин, кот-рыболов, карлсон, шапокляк, рыбки вырезанные со скрепкой, две удочки, голубая ткань для пруда, чудо-дерево с конфетами, конфеты, две тарелки для конфет, шапочки для команд вершки и корешки, две корзины под мусор, мусор, шишки, мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход развлечения

1. Вступительное слово.

В : Добрый вечер уважаемые взрослые и дети! Сегодня мы собрались не зря. 2017 в России объявлен годом экологии . И мы с вами не остались в стороне. Сегодня мы проверим, насколько вы дружите с природой.

Мы попали в царство Берендея. Берендей – царь лесов, защитник всех птиц и животных, в его царстве живут дружно все. Никто никого не обижает. И пришли мы к нему сегодня не случайно. Накануне к нам пришло от него письмо, давайте прочтем его.

«В лесу у нас случилась беда. Кто-то пробрался ночью в лес и таких дел здесь наделал : все листья с деревьев сорвал, животных всех перепутал. Помогите мне ребята!»

Царь Берендей».

И вот, чтобы помочь Берендею, мы разделимся на две команды и устроим игру-соревнование под девизом «Все интересно то, что неизвестно» . В нашем соревновании принимают участие две команды «Вершки-родители» , так как они сами любят природу и эту любовь стараются привить своим детям «Корешки-дети»

В царстве Берендея есть чудо – дерево, на котором растут конфеты. Это и будут очки, присуждаемые за конкурсы. Мы их будем складывать в вазы, стоящие на столе у каждой команды.

2. Основная часть.

1. Конкурс «Руку дружбы - природе» (Кот Леапольд)

А теперь внимание! Ребята, мы с вами пришли в лес. Лес – это большой дом. В нем надо ходить тихо, осторожно, внимательно вслушиваясь и всматриваясь, соблюдая правила поведения в лесу. И нас встречает кот Леапольд. Первый конкурс называется «Руку дружбы - природе» . Он поможет нам вспомнить правила поведения в природе.

(На карточках нарисованы правила, команды словесно говорят правила поведения в природе)

2. Конкурс «Посадка деревьев» (Матроскин)

Ребята, а вот Матроскин не знал этих правил и сорвал все листья с деревьев и перепутал их. Ваша задача прикрепить лист к соответствующему дереву. Это третий конкурс под названием «Посадка деревьев» .


(Вывешиваются - рисунки деревьев. Участникам вручаются листья. Необходимо прикрепить лист к соответствующему дереву).


3. Конкурс «Грибная поляна» (Шапокляк)

Следующий конкурс называется «Грибная поляна» Теперь, когда деревья посажены, отправимся на грибную поляну. Шапокляк перепутала все грибы и хочет нас запутать. Вам надо выбрать только съедобные грибы.


4. Веселый рыболов (Кот –рыболов)

По дороге нас встречает Кот –рыболов. Он предупреждает, что ловить рыбу можно только на удочку. Следующее задание командам : наловить рыб.


5. Конкурс «Слепой ботаник» (Ежик)

Следующий конкурс называется «Слепой ботаник» . Надо угадать с закрытыми глазами названия овощей и фруктов.

(в мешочках фрукты и овощи, команды закрытыми глазами определяют на ощупь и называют)


6. Подвижная игра «Мусор» (Карлсон)

На этом участке пошалил Карлсон, он намусорил сильно на полянке. Это неправильно, надо исправлять ситуацию.



Конкурс «Угадай –ка»

За каждый правильный ответ одна конфетка.

Вопросы викторины :

1. Растет ли дерево зимой? (Нет)

2. Кто вылезает вон из кожи? (Змеи)

3. Сколько ног у паука? (Восемь)

4. В названии какой птицы сорок гласных? (Сорока)

5. Что ест зимой медведь? (Ничего, он спит)

6. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

7. Как называется гнездо белки? (дупло)

8. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

9. Морское животное с фонтаном? (Кит)

10. Где у кузнечика уши? (На ногах)

11. Что мы слышим в лесу в ответ на произнесенное слово? (Эхо)

12. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

13. У этого насекомого 8 ног и 8 глаз. (Паук)

14. Она бывает белой и черной. Что за птица? (Лебедь)

15. Какая водоплавающая птица всегда сухая? (Гусь)

16. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар превращается утром в капельки воды. Что это? (Роса)

17. Голубой шатер всю землю покрыл. (Небо)

18. В народе это дерево называют сладким. Нет, конфеты на нем не растут, но пчелы летят одна за другой. И мед будет самым душистым. (Липа)


Подсчитайте сколько конфет у команд. Награждение медалями «знатоки природы» .

Ну что же, давайте поблагодарим всех участников этого вечера, пожелаем им дальнейших успехов в экологическом воспитании .

Берендей выражает благодарность за помощь. Вечер завершается чаепитием.



Название: Конспект познавательного досуга «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»
Месторасположение: Архангельская область, город Коряжма

Конспект познавательного досуга в средней группе
В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ

Номинация

Лучший конспект познавательного досуга в средней группе

Тема

В гости к солнышку

Цель: учить детей понимать значение Солнца для жизни нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

— показать зависимость всех живых организмов на Земле от солнечного тепла и энергии;

Учить пользоваться различными способами запоминания слов, стихотворений, рассказов;

— формировать представление детей о таких понятиях как: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, родственные слова;

— обучать правильно использовать в речи согласование прилагательных с существительным; подбирать однородные прилагательные к существительному; практически употреблять притяжательные прилагательные;

— формировать у детей диалогическую форму речи;

— обучать детей составлению описательного рассказа.

Развивающие:

— развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание; слуховую, зрительную, тактильную память детей;

— развивать у детей общую моторику и умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

— воспитывать у них умение связно и последовательно передавать содержание рассказа с опорой на схему-модель;

— воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь всё живое, что есть на Земле.

Методы и приёмы:

Наглядность, демонстрация, показ, словесные, рассказывание, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, метод практических работ, метод игры.

Оборудование:

Игрушки – солнышко, облачко (на палочке или шпателе с прорезанным окошком). Игрушки-животные: крот, лиса, жаворонок. Картинки «Солнышко улыбается», «Солнышко спит», игрушка «Солнечный зайчик» — силуэтное изображение зайчика. Коробочка. Искусственный цветок-подсолнух. Макет деревца. Компас. Аудиозапись «Песня жаворонка». Листочки с картинкой-схемой, простые и цветные карандаши на всех детей.

Предварительная работа:

— Беседа «Что такое Солнце?».

— Наблюдение за Солнцем на прогулке. Игра с солнечными зайчиками с помощью зеркальца.

— Разучивание народных загадок, потешек, песенок, пословиц о Солнышке.

— Рисование на тему «Где Солнышко живёт?».

— Чтение словацкой народной сказки «У Солнышка в гостях»; чтение рассказов «Солнце – тепло» Л. Толстого, «Утренние лучи» К. Ушинского.

— Определение сторон света с помощью компаса, обучение детей работе с компасом.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята! Отгадайте загадку:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт –

И всех разбудит.

Дети. Это Солнце.

Воспитатель. Ребята! А Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень весёлое. А у вас?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте подойдём к окошку и позовём Солнышко, споём ему песенку.

Дети. Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему Солнышка сегодня нет?

Ответы детей.

Воспитатель. А знаете ли вы, кто детки у Солнышка?

Дети. Солнечные зайчики.

Воспитатель. А вы умеете прыгать как они?

Динамическая пауза «Солнечные зайчики»

Дети. Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Мы зовём их –

Были тут – И нет их тут.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Прыг, прыг

По углам.

Были там –

И нет их там.

Где же побегайчики –

Солнечные зайчики?

(А. Бродский)

Дети выполняют движения по показу воспитателя. Появляется Солнечный зайчик.

Солнечный зайчик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй!

Воспитатель. Ты кто?

Солнечный зайчик. Я последний Солнечный зайчик. Сегодня мне очень грустно. Раньше я радовался, прыгал, грелся на солнцепеке – это место такое, где солнышко особенно припекает. Но скоро я погибну без солнечного света и тепла.

Воспитатель. Ребята! Надо спасти Солнечного зайчика.

Придумайте, как это сделать.

Ответы детей.

Воспитатель.

Ответы детей.

Воспитатель. Зайчик, ложись пока в эту коробочку. А мы постараемся тебя донести до Солнышка. Будем нести коробочку по очереди.

Ребята! Где солнышко живет, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагаю вам, друзья мои, отправиться домик Солнышка поискать. Надо его на небо вернуть! Согласны?

Дети. Да (шагают ).

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель выставляет подсолнушек, у которого головка опущена вниз.

Воспитатель. Ой, что это?

Дети. Это подсолнух.

Воспитатель. Ребята! Вы ничего не хотите у него спросить?

Дети. Подсолнушек, почему ты такой грустный?

Подсолнух. Вы не знаете, куда это Солнышко подевалось?

Я весь день за ним поворачиваю свою головку, греюсь. А сейчас моя головка опустилась.

Дети. Мы знаем. Мы идем Солнышко искать.

Подсолнух. Как жаль, что я не могу с вами пойти. И я, и все мои друзья: травка, кустики, деревья грустят без Солнышка. От него мы получаем свет, тепло и силу. Солнечное утро, солнечный день, солнечная погода… как это приятно! А что еще солнечным бывает?

Воспитатель. Вот ребята сейчас тебе и ответят.

Игра «Какой, какая, какое»

Воспитатель. Ребята! Я буду называть слово, а вы назовите слова, которые к нему подходят.

Солнечный…

Дети. Зайчик, загар, день, свет, удар, ожог…

Воспитатель. Солнечное…

Дети. Лето, утро, затмение…

Воспитатель. Солнечная…

Дети. Погода, поляна, весна…

Воспитатель. Солнечные…

Дети. Денёчки, лучики, веснушки, пятна…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали много предметов и явлений природы.

Подсолнух. Надо поскорей Солнышко на небо вернуть.

Дети. Ты не знаешь где оно живет?

Подсолнух. Я- то незнаю. Может, кротик знает?

Воспитатель. Ой, ребятки! Посмотрите! Под ногами у нас земля поднимается! Кто это?

Крот. Это я кротик!

Воспитатель. Что вы ребята, у кротика спросите?

Дети. Кротик, не знаешь ли ты, где Солнышко живет?

Крот. А какое оно, Солнышко?

Игра «Подбери слова»

Воспитатель. Сейчас дети тебе в ходе игры расскажут. Ребята! Я буду называть слова, которые подходят к слову Солнце: и те, которые к нему не подходят. Если вы услышите подходящее слово – хлопните в ладоши, а если услышите неподходящее слово – топните ножкой.

Предлагаемые слова: красное, яркое, зелёное, золотое, щедрое, красивое, летнее, чудесное, овальное, ясное…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали слова-признаки. Кто из вас может эти слова-признаки повторить?

Один-два ребенка выполняют задание.

Крот. Какое хорошее оно, оказывается, Солнышко!

Воспитатель. Солнышко бывает очень добрым. Если оно сердится, появляются пересохшие реки, выжженная земля, лесные пожары, солнечные ожоги у людей. Как вы думаете, ребята, какое оно бывает в это время?

Дети. Горячее, жгучее, палящее, жаркое, обжигающее.

Крот. Ой, боюсь я такое Солнышко! (Прячется )

Воспитатель. Ну вот, пропал! Где мы будем Солнышко искать?

Ребята, смотрите, на опушке леса из-за дерева торчит чей-то рыжий, пушистый, длинный хвостик. Кто это?

Дети. Это лисичка.

Лисичка выглядывает.

Лиса. Здравствуйте ребятки, что вы тут делаете?

Дети. Здравствуй, лисичка! Мы идем Солнышко искать.

Лиса. Я очень люблю Солнышко. Оно даже чем- то на меня похоже. Угадайте, чем?

Дети. Оно такое же яркое, оранжевое…

Воспитатель. Какая ты умная, лисичка. А наши ребята тоже умные. Солнышко не только на тебя похоже, но и на другие предметы. Вот ребята сейчас скажут, на какие и почему.

Дети. На арбуз, тыкву, яблоко, мяч, Землю, потому что круглое. На костер, огонь, чай, блины, утюг, потому что они горячие. На апельсин, золото – по цвету.

Лиса. Ищите вы Солнышко, ищете. А вы знаете, что оно умеет делать? Почему его все любят, а иногда и боятся?

Воспитатель. Конечно, знаем. Ребята, расскажите, пожалуйста, что солнышко делает? Пусть каждый назовет по одному слову.

Дети. Встает, плывет (по небу), садится, светит, греет, ласкает, припекает, блестит, радует, улыбается, а еще печет, обжигает, ударяет, жжет, выжигает.

Воспитатель. Вы назвали слова-действия. Дорогая лисичка! Нам пора опять в дорогу. Не подскажешь ли, где Солнышко живет?

Лиса. Знаю, что Солнышко поднимается на востоке, а садится на западе. Наверное, там его дом. Идите на запад.

Воспитатель. Ребята! Хорошо, что у меня оказался компас. Посмотрим, в какой стороне запад.

Воспитатель и дети кладут компас на коврик, садятся вокруг него, ищут и находят правильное направление. Затем все встают и шагают в сторону запада.

Дети. Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Ребята, стойте! Солнышко-то на небе живет. Надо птичек спросить, где его дом. А вот птичка. Да это жаворонок!

Воспитатель берет в руки птицу.

Дети. Жаворонок, жаворонок, не знаешь ли, где Солнышко живет?

Жаворонок. Здесь оно, совсем близко, в своем домике спит. Я очень люблю это слово – «солнце». Есть еще слова, которые на него похожи. А вы ребята, их знаете?

Игра «Семья слов»

Воспитатель. Ребята, назовите для жаворонка такие слова. Это слова-родственники. Все они должны быть похожими на слово «солнце».

Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнушек, подсолнечник, солнцепёк…

Воспитатель. Ребята, давайте попросим жаворонка Солнышко разбудить!

Жаворонок. С радостью! Все свои самые лучшие песни мы – птицы посвящаем нашему самому любимому другу.

Помощник воспитателя включает аудиозапись «Песня жаворонка».

Воспитатель поднимает на палочке облачко. В окошечко игрушечного домика видно, что Солнышко спит.

Воспитатель. Дети, давайте Солнышко разбудим.

Дети. Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

Солнышко. Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Дети. Это мы, дети.

Солнышко. Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда радо.

Воспитатель под пенье жаворонка переворачивает картину-солнышко обратной стороной. Все видят его улыбающееся лицо. Дети радуются, хлопают в ладоши.

Воспитатель. Вот Солнышко к нам и вернулось. Давайте его попросим никогда надолго не прятаться и расскажем ему, что мы о нём узнали у растений, птиц и зверей. А поможет нам вот эта схема-помогалочка.

Дети садятся на места.

Воспитатель. Что такое Солнце?

Дети. Солнце – это огромное и очень горячее светило, вокруг которого вращается наша Земля и ещё восемь других планет.

Воспитатель и дети в центральном кружочке рисуют Солнце.

Воспитатель. Опишите наше Солнышко. Какое оно?

Дети. Большое, круглое, золотое, яркое, чудесное, волшебное, ласковое, тёплое…, но может быть и недобрым, жгучим, палящим…

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 1 знак «?», который обозначает, что надо назвать слова-признаки.

Воспитатель. Как путешествует Солнышко по небу?

Дети. С раннего утра до позднего вечера Солнышко путешествует по небу с востока на запад.

Воспитатель и дети рисуются в кружочке № 2 буквы «В» и «З», проводят между ними стрелку, направленную к букве «З».

Воспитатель. Какие растения любят Солнышко и почему? Деревья, кусты, травы, цветы тянут к нему свои ладошки-листочки. Все расцветает под его тёплыми лучиками.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 3 дерево, травку, цветочки.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку домашние и дикие животные?

Дети. Домашние животные и лесные звери радуются Солнышку. Оно помогает им находить пищу, жильё, помогает обсушиться после дождика, вырастить своих детёнышей в тепле.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 4 головы животных.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку птицы?

Дети. Птицы тоже очень любят Солнышко. Они посвящают ему самые лучшие песни.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 головку птички с вылетающими из клюва нотками.

Воспитатель. Есть ли у Солнышка детки, чем они нас радуют?

Дети. У Солнышка есть детки – это весёлые Солнечные зайчики. С ними можно попрыгать, поиграть, повеселиться.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 зайчика с направленными на него лучиками.

Воспитатель. Правильно, ребята, в природе всё начинается с Солнышка. У него очень много друзей. Это и растения, и звери, и птицы. Даже камни любят Солнышко, им нравится погреть свои бока на солнцепёке. Солнышко помогает всем видеть красоту природы и весь наш мир. Оно дарит своим друзьям тепло и свет. Может ли человек прожить без Солнца?

Дети. Без Солнца жить нельзя, поэтому его любят и взрослые, и дети. Люди сочинили про него рассказы, песни, стихи, потешки, загадки, пословицы.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 7 лица людей и детей.

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте повторим наш рассказ о Солнышке, используя схему.

Дети выполняют задание – пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей поочерёдно самостоятельно пересказывают рассказ.

Солнышко. Спасибо вам, дети, что вы обо мне много знаете, да и рассказывать умеете!

Воспитатель. Ребята! А мы с вами никого не забыли?

Дети. Солнышко! Мы принесли твоего зайчика! Погрей его!

Солнышко. С удовольствием!

Дети радуются вместе с Солнечным зайчиком, повторно выполняют упражнение «Солнечные зайчики».

Схема-модель «Составление описательного рассказа»

Дополнительный литературный материал

Рассказы

Солнце – тепло

Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца.

Ходит солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, отогревается все на свете и начнет шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто это все сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.

Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее,- станет ветерок. Кто это сделал? Солнце.

Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться,- ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все приготовил? Солнце.

Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев; деревья вырастило солнце.

Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных, птиц? Травы. А травы вырастило солнце.

Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпич и известка обожжены дровами. Дрова заготовило солнце.

Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, все это заготовляется солнцем, и во все идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.

Потому и нужны дрова и бревна, что в них много тепла. Кто закупит дров на зиму, тот закупит солнечного тепла; и зимой, когда захочет, то и зажжет дрова и выпустит тепло солнечное себе в горницу.

А когда есть тепло, то есть и движение. Какое ни на есть движение - все от тепла,- либо прямо от солнечного тепла, либо от тепла того, которое заготовило солнце: в угле, в дровах, и в хлебе, и в траве.

Лошади, быки возят, люди работают,- что их двигает? Тепло. А откуда они взяли тепло? Из корма. А корм заготовило солнце.

Водяные и ветряные мельницы вертятся и мелют. Кто их двигает? Ветер и вода. А ветер кто гонит? Тепло, А воду кто гонит? Тепло же. Оно подняло воду парами вверх, и без этого вода не падала бы книзу. Машина работает,- ее движет пар; а пар кто делает? Дрова. А в дровах тепло солнечное.

Из тепла делается движение, а из движения тепло. И тепло и движение от солнца.

(Л. Толстой)

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:

«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

(К. Ушинский)

Стихотворения

Солнышко

Спозаранку солнышко
Над землей взошло.
Сразу стало празднично,
Весело, светло.

Мы на речку – солнышко
Плещется в реке;
В лес пошли мы, — солнышко

С нами в сосняке.

Хорошо под солнышком
Жить нам и расти!
Лучше нашей Родины
В мире не найти!
(И.Даренский)

Приди, приди, солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под моё оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко,

Деточки играют,

Тебя ожидают!

(Украинская народная песенка)

Заклички

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко,

На пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло.

Солнышко-вёдрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зелёную,

На грушицу кудрявую,

Берёзку кучерявую!

Загадки

Один костёр

Весь мир согревает.

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт,

И всех разбудит.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(Солнце)

Пословицы и поговорки

Землю красит солнце, а человека – труд.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Всякий день солнце всходит.

И сокол выше не летает.

Красное солнышко на белом свете чёрное землю греет.

Досуг по экологическому воспитанию

«Путешествие в лес»

Цель: повышение уровня экологической культуры детей 2 младшей группы

Задачи: продолжать учить малышей взаимодействовать с природой, расширять знания о лесе и его обитателях, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1. рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением леса в разное время года, иллюстраций диких животных, деревьев;

2. чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях.

3. дидактические игры «Дикие животные», «Мир животных», «Собери грибочки в корзину», «чей это малыш», «Кто из животных спрятался за пенёчком» и др.; подвижные игры «Сова», «У медведя во бору»

4. знакомство с элементарными правилами поведения в лесу.

Материал: костюм зайца для взрослого; нарисованные следы – птичий, волчий, лосиный, дождевого червя; аудиозапись птиц -дятел, кукушка, сова; маска совы

Досуг проводится летом во время дневной прогулки. Место проведения: участок, изображающий лесной массив (место где растут елка, березы, клены, рябина)

Сценарий:

Воспитатель: - сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по лесу. Хотите ли вы пойти со мной?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть? (предположения детей). Давайте посмотрим.

Воспитатель читает стихотворение, дети парами идут за воспитателем

«Шагай!» - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагали

мы по дорожке!...

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!..

(Б. Заходер)

Воспитатель: - Вот и оказались мы с вами в лесу, здесь много деревьев, птиц, разных диких животных, и чтобы не потеряться идите за мной и внимательно смотрите, что я буду делать, то и вы.

Дети идут за воспитателем между деревьев и повторяют все движения.

Воспитатель: - Ребятишки осторожно, дерево упало, его нужно перешагнуть, ножку выше поднимайте.

Ой, посмотрите, а здесь ямки кругом, что бы дальше пройти нужно перепрыгнуть.

Посмотрите, какая большая веточка на пути, нужно наклониться чтобы пройти..

Ой, сколько вокруг деревьев, кто из вас знает, как они называются.. покажите, где береза? Где елка? Где клен? Где рябина? после каждого показа спрашивает, по каким признакам ребенок узнал дерево.

Смотрите, кто это прыгает?

(взрослый в костюме зайца)

Заяц: Здравствуйте ребятишки, вы меня узнали, кто я? (ответ) Точно! Вы знаете, где я живу? (предположения детей) а где вы живете? Я про лес все-все знаю, а вы? И друзей моих знаете? Кто еще живет в лесу? (Ответы)

Воспитатель: - Ребятишки, а каких еще ма-а-леньких обитателей леса вы знаете? Расскажите зайчику(ответы).

Заяц: Молодцы какие… вы хотите быть моими друзьями? Тогда давайте все вместе поиграем. Выходите на полянку(ровное место). Я буду называть животное, а вы его показывать:

медведь, лиса, еж, бабочка (имитация движений)

а теперь все мальчики попрыгают как зайчики.

Теперь все девочки попрыгают как белочки. Здорово у вас получается!

А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Птичий. если дети затрудняются загадать загадку: снится ночью пауку чудо-юдо на суку: длинный клюв и 2 крыла, прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Догадались? Это…

Волчий. Загадка: дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой. Он зубами щелк да щелк… очень страшный серый…

Лосиный. Загадка: тяжелы его рога по весу, ходит важно он по лесу. Он хозяин, а не гость, хмурится красавец…

От дождевого червяка. А это чей, такой странный след, может кто-нибудь догадается?

Извивается змеёй,

Проживает под землёй,

На него хороший клёв,

Повышается улов,

(Если плюнуть раза три).

Любит теплые дожди,

Знают это все и так:

это– ... (дождевой червяк).

Нарисуйте след от дождевого червя сами (мелками на асфальте или палочкой на земле)

Дети выполняют задание.

Хорошо. А теперь прислушайтесь!

1.(кукушка): кто догадается, что это за звук? Послушайте еще:

2. (дятел). Догадались?

3. (сова). Днем спит, ночью летает. Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза, всем мышам она гроза!

Хотите поиграть в сову и маленьких птичек?

Подвижная игра «Сова»

В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)

Все птицы спят, одна сова не спит,

Совушка-сова,

Большая голова, на суку сидит, (воспитатель изображают сову в соответствии с текстом)

Головой вертит, вовсе стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

Повторить 2раза.

Воспитатель: Зайчик, нам очень понравилось в твоем лесу, но уже пора возвращаться. Ребятки, скажите зайчику до свидания…(прощаются) Строитесь парами.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

по кочкам, по кочкам, по травке и листочкам:

Последующая беседа:

Ребятишки, где мы с вами сегодня были? (в лесу)

Кого мы встретили в лесу? (зайку) о чем мы с ним разговаривали?

Какие деревья видели? (елка, берёза, клен)

Каких птиц вы услышали? (дятел, кукушка, сова)

Что больше всего вам понравилось?

Хоровод «Веселей, детвора!» сл. М. Картушиной, эстонская народная мелодия

    Веселей, детвора!

Начинается игра!

Веселей, детвора!

Начинается игра!

Рыжая лисичка

По траве идёт

И хвостом пушистым

За собой метёт.

    Веселей, детвора!

Продолжается игра!

Веселей, детвора!

Продолжается игра!

Ёжики колючие

Хлопают в ладоши,

Радуются солнышку:

Денёк такой хороший!

    Веселей, детвора!

Завершается игра!

Веселей, детвора!

Завершается игра!

Мишенька – топтыжка

Пляшет и поёт,

Кружится и топает,

Радостно ревёт.

Вед.: Ну что, зайка, согрелся?

Зайка: Да, согрелся. Всех я вас благодарю и морковку вам дарю!

Даёт ведущему большую морковку, а в ней гостинец для детей.



Читайте также: