Что такое одкб и зачем она россии? Организация договора о коллективной безопасности (одкб) Одкб страны участницы.

Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре 1993 г. – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет. В апреле 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 г. было принято Решение
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ», однако в декабре 2012 г. членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

7 октября 2002 г. в Кишиневе принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

В 2017 г. ОДКБ отметила 25-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летие создания Организации. В принятой президентами юбилейной Декларации отмечается, что ОДКБ является динамично развивающейся основой равноправного сотрудничества, обеспечивающей своевременное и адекватное реагирование на меняющуюся ситуацию в мире, а сформированная нормативно-правовая база Организации позволяет вывести сотрудничество государств-членов ОДКБ на качественно новый уровень, закрепить общность стратегических целей и трансформировать ОДКБ в одну из действенных многофункциональных структур, обеспечивающих безопасность на региональном уровне.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ) , состоящий из глав государств. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства (с 8 ноября 2018 г. – Киргизия). В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год. На сессии СКБ ОДКБ (8 ноября 2018 г.) подписаны протоколы о внесении изменений в уставные документы, согласно которым членом Совета может быть глава правительства. Протоколы подлежат ратификации. В силу пока не вступили.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) , курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.

В период между сессиями СКБ координация деятельности ОДКБ возлагается на Постоянный Совет (действует с марта 2004 г.), который состоит из постоянных и полномочных представителей государств-членов.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации (действуют с января 2004 г.).

Сформированы Военный комитет при СМО, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) и Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (КСЧС). При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При СМО ОДКБ в 2016 г. создана Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы. При КССБ ОДКБ функционируют Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом и Рабочая группа по информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. принято решение о создании Консультационного координационного центра ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. С октября 2017 г. в тестовом режиме начал работу Центр кризисного реагирования ОДКБ.

Развивается парламентское измерение ОДКБ. 16 ноября 2006 г. на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. 20 мая 2019 г. в Бишкеке состоится очередное заседание ПА ОДКБ. В период между пленарными заседаниями деятельность ПА ОДКБ осуществляется в формате Совета Парламентской Ассамблеи и Постоянных комиссий (по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам), проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ.

24 ноября 2016 г. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин.

Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.

С 2 декабря 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 г. принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Очередную аналогичную резолюцию планируется принять в ходе текущей
73-й сессии ГА ООН. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности.

В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС. В декабре 2009 г. – Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. 28 мая 2018 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия между Секретариатом ОДКБ, РАТС ШОС и АТЦ СНГ. В апреле 2019 г. состоялась встреча генеральных секретарей СНГ, ШОС и ОДКБ.

Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. ОДКБ выступает за развитие диалога с АСЕАН и Африканским союзом.

По мере развития Организации укрепляется её договорно-правовая база, которая помимо уставных документов насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. Основополагающее значение имеют комплекс решений СКБ ОДКБ о создании коллективных сил, внешнеполитической координации, Стратегия коллективной безопасности, Антинаркотическая стратегия, Дорожная карта по формированию условий для использования миротворческого потенциала ОДКБ в интересах глобальной миротворческой деятельности ООН и др.

Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществляется в соответствии с принятым в 2012 г. Решением СКБ ОДКБ «Об Основных направлениях развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 года».

Сформированы компоненты силового потенциала системы коллективной безопасности ОДКБ.

В 2001 г. для обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Многофункциональным компонентом системы коллективной безопасности ОДКБ стали сформированные в 2009 г. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения. Созданы Миротворческие силы (МС) Организации, соответствующее Соглашение о которых вступило в силу в 2009 г. В целях повышения оперативности действий коллективных сил в соответствии с решением СКБ ОДКБ, принятым в 2014 г., завершено формирование Коллективных авиационных сил (КАС) ОДКБ.

Определен и нормативно закреплен состав сил и средств системы коллективной безопасности, на регулярной основе ведется их совместная оперативная и боевая подготовка.

С 1 октября по 2 ноября 2018 г. на территории России, Казахстана и Киргизии состоялись оперативно-стратегические учения с контингентами ОДКБ «Боевое братство – 2018», включавшие тактико-специальное учение «Поиск-2018» с силами и средствами разведки (1-5 октября, Казахстан), «Воздушный мост – 2018» с Коллективными авиационными силами (1-14 октября, Россия), «Взаимодействие – 2018» с Коллективными силами оперативного реагирования (10-13 октября, Киргизия), «Нерушимое братство – 2018» с Миротворческими силами ОДКБ (30 октября – 2 ноября, Россия).

18 - 23 мая 2018 г. в Алматинской области Республики Казахстан прошли учения спецподразделений МВД из состава формирования сил спецназначения «Кобальт-2018».

В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. Утверждена концепция подготовки военных кадров. С 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. 8 ноября 2018 г. сессии СКБ ОДКБ принято Решение о назначении на этот пост заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова.

20 ноября 2012 г. вступил в силу подписанный на сессии СКБ ОДКБ (декабрь 2011 г.) Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым решения
о размещении на территории государств-членов ОДКБ объектов военной инфраструктуры «третьих» стран могут приниматься только при отсутствии официальных возражений со стороны всех государств-членов Организации.

В рамках КСОПН (создан в 2005 г.) функционируют три Рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. Председатель Координационного совета – Статс-секретарь-заместитель Министра внутренних дел России И.Н.Зубов.

Основополагающим документом в сфере антинаркотической деятельности ОДКБ является утверждённая на декабрьской (2014 г.) сессии СКБ ОДКБ в Москве «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ
на 2015-2020 гг.». С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2019 гг. проведено 30 этапов операции «Канал». В результате последнего этапа «Канал-Центр» (26 февраля - 1 марта с.г.) из незаконного оборота изъято 11,5 тонн наркотиков, выявлено 784 наркопреступления, возбуждено порядка 4 тыс. уголовных дел.

В операции приняли участие правоохранительные, пограничные, таможенные органы, службы безопасности, подразделения финансовых разведок государств-членов ОДКБ. Наблюдателями выступили представители правоохранительных органов Афганистана, Великобритании, Ирана, Италии, КНР, Монголии, США, Турции, Франции и сотрудники УНП ООН, Интерпола, ОБСЕ, Программы предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, РАТС ШОС, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Центра криминальной разведки по борьбе с наркотиками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб. С 2008 г. проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», цель которых – выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства. С 2018 г. «Нелегалу» придан статус постоянно действующей операции. Пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. В рамках операции «Нелегал-2018» выявлено свыше 73 тыс. нарушений миграционного законодательства лицами третьих стран, выявлены сомнительные финансовые операции, вскрыты каналы торговли людьми, возбуждено порядка 1 550 уголовных дел.

На регулярной основе ведутся специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, действенная работа по предотвращению проникновения в ЦАР боевиков из зон вооруженных конфликтов. В апреле-мае 2019 г. впервые проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ под наименованием «Наемник».

В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ» (с 2014 г. – на постоянной основе). В 2018 г. в результате операции было выявлено 345207 информационных ресурсов, направленных на разжигание национальной и религиозной розни, распространяющих идеи террористической и экстремистской направленности в интересах преступных групп и др. Приостановлена деятельность 54251 ресурса и возбуждено 720 уголовных дел. В результате противодействия использованию сети Интернет для незаконного оборота наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ выявлено 1832 противоправных информационных ресурса, из них заблокировано 1748, вскрыто 560 фактов преступной деятельности. Возбуждено 594 уголовных дела. По выявленным фактам, свидетельствующим о преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией и торговлей людьми в государствах - членах ОДКБ, возбуждено 120 уголовных дел.

Внешнеполитическая координация выстраивается на основе ежегодных планов консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, а также перечней тем совместных заявлений. Регулярный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН и СМИД ОБСЕ.

В сентябре 2011 г. приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях» (актуализированы в июле 2016 г.). Проводятся координационные встречи послов государств-членов в третьих странах. В 2018 г. решено назначить в загранучреждениях лиц, ответственных за взаимодействие по вопросам сотрудничества в рамках ОДКБ.

С 2011 г. на различных международных площадках принято порядка 80 совместных заявлений государств-членов ОДКБ.

26 сентября 2018 г. в Нью-Йорке «на полях» 73-й сессии ГА ООН проведена традиционная рабочая встреча министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Состоялся обмен мнениями по приоритетным вопросам повестки дня ООН, взаимодействия ОДКБ с ООН, борьбы с терроризмом и обеспечения региональной безопасности, обсужден ход подготовки к предстоящему заседанию Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Приняты совместные заявления «О положении в Афганистане, усилении позиций ИГИЛ в северных провинциях страны и росте наркоугрозы с территории ИРА», «Об усилиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке», «Об активизации сотрудничества ОДКБ с региональными организациями и структурами».

Очередное заседание СКБ ОДКБ состоялось 8 ноября 2018 г. в Астане. Принята итоговая декларация саммита ОДКБ, а также заявление глав государств-членов ОДКБ о скоординированных мерах в отношении участников вооруженных конфликтов на стороне международных террористических организаций. Совет утвердил пакет документов о правовом оформлении статуса наблюдателя и партнера ОДКБ и ряд других документов в сфере военного сотрудничества, кризисного реагирования, противодействия международному терроризму, незаконной миграции.

ОДКБ

Штаб-квартира Россия , Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Николай Николаевич Бордюжа Образование ДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
ОДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
15 мая
20 апреля

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа .

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

См. также

  • Вооружённые силы Беларуси

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки

  • Официальное интернет-представительство Организации ДКБ

Примечания

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Название:

Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

Флаг/Герб:

Статус:

военно-политический союз

Структурные подразделения:

Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Деятельность:

Обеспечение безопасности, интеграция вооруженных сил

Официальные языки:

Страны-участницы:

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

История:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Беларусь - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Беларусь так и не подписала соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане.

В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси Александр Лукашенко. . Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.

28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

В 1999 году Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял , согласно которому парламентские делегации, представляющие государства МПА СНГ – члены Договора о коллективной безопасности (ДКБ), стали рассматривать в рамках МПА СНГ правовые вопросы реализации данного договора. Статус Межпарламентской Ассамблеи СНГ как парламентской структуры Договора о коллективной безопасности закрепился в 2000 году на сессии Совета коллективной безопасности ДКБ (Бишкек, Кыргызская Республика), когда перед МПА СНГ в формате ДКБ были поставлены задачи по разработке модельных законов и рекомендаций с целью унификации и гармонизации законодательства стран – участниц Договора.

23 ноября 2001 года на первом своем заседании члены Совета МПА государств СНГ – участников ДКБ приняли Программу правового обеспечения Плана основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности на период 2001–2005 годов. Эта Программа, утвержденная председателями Совета коллективной безопасности ДКБ и Совета МПА СНГ, стала основой работы парламентариев до 2005 года и была успешно выполнена.

Основными формами работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ в формате ДКБ стали регулярные заседания членов Совета МПА государств СНГ – членов ДКБ и Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности в формате ДКБ. Были налажены взаимодействие административных органов Совета МПА СНГ и ДКБ, обмен информацией между ними, сотрудничество в разработке проектов документов, направленных на укрепление коллективной безопасности государств – членов ДКБ. Помимо этого, группами депутатов МПА государств СНГ – членов ДКБ осуществлялось изучение военно-политической обстановки во всех регионах коллективной безопасности (в Центрально-Азиатском – в марте 2001 года, в Кавказском – в октябре 2004 года, в Западном – в сентябре 2005 года).

С учетом необходимости адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности и с целью противодействия новым вызовам и угрозам, 14 мая 2002 года, на московской сессии ДКБ, было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ в целях гармонизации национальных законодательств, разработки модельных законов для решения уставных задач ОДКБ, организации взаимодействия по вопросам международной и региональной безопасности. Основываясь на этом Решении Совета коллективной безопасности ОДКБ и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ – членов ОДКБ на своем заседании 16 ноября 2006 года приняли . Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов .

C 17 мая 2012 года по октябрь 2016 года обязанности Председателя ПА ОДКБ исполнял Сергей Евгеньевич Нарышкин .

24 ноября 2016 года Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Викторович Володин .

При Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности созданы три постоянные комиссии – по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам. Ответственным секретарем ПА ОДКБ назначен заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ – представитель Федерального Собрания Российской Федерации Петр Павлович Рябухин .

В соответствии с ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств – членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам.

Помимо этого, ПА ОДКБ принимает модельные законодательные и иные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательства государств – членов ОДКБ и приведению его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ.

В современных условиях, когда остро ощущаются угрозы эскалации вооруженных конфликтов, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, а силовые факторы становятся доминантами международной политики, ПА ОДКБ призвана обеспечить лучшую координацию усилий государств-членов в сфере обороны и военного строительства, расширить возможности Организации по формированию и развитию системы коллективной безопасности, способствовать адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.

Общие сведения об Организации Договора о коллективной безопасности

15 мая 1992 года в Ташкенте (Республика Узбекистан) главами государств Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Целью ДКБ стало предотвращение совместными усилиями, а при необходимости и ликвидация, военной угрозы суверенитету и территориальной целостности государств – участников Договора.

В 1993 году к Договору о коллективной безопасности присоединились Азербайджанская Республика, Республика Беларусь и Грузия. 20 апреля 1994 года Договор о коллективной безопасности вступил в силу для всех девяти стран. Он был рассчитан на пять лет и предусматривал пролонгацию. 2 апреля 1999 года на Сессии Совета коллективной безопасности президенты Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности.

В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников или угрозы международному миру и безопасности, государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. В Договоре также предусмотрено, что в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставляют ему необходимую помощь, включая военную.

С учетом необходимости адаптации Договора к изменениям региональной и международной обстановки и с целью противодействия новым вызовам и угрозам, 14 мая 2002 года, на московской сессии ДКБ, было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишиневе (Республика Молдова) на заседании Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств были подписаны основополагающие документы, регламентирующие деятельность организации – Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Они были ратифицированы всеми государствами-участниками и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В соответствии с Уставом ОДКБ государства-члены принимают совместные меры к формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности.

Структура Организации Договора о коллективной безопасности

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган ОДКБ, который рассматривает принципиальные вопросы ее деятельности. Совет принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Организации, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-участников для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств – членов ОДКБ, а его Председателем является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета. В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь ОДКБ и приглашенные лица. В период между сессиями СКБ деятельность Организации координирует Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь ОДКБ – высшее административное должностное лицо Организации. Генеральный секретарь ОДКБ осуществляет руководство ее Секретариатом, он назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

Секретариат ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган ОДКБ, осуществляющий организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение ее деятельности.

Объединеный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган Организации и Совета министров обороны, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ - координационный орган Организации, который обеспечивает реализацию решений, принимаемых Советом, СМИД, СМО и КССБ.

Парламентская Ассамблея ОДКБ - орган межпарламентского сотрудничества.



Читайте также: