Что означает слово лоцман. Лоцман - это кто? Или научный подход в любви к морю

Хотя бы раз в жизни каждый человек произносит фразу: "А лоцман - это кто такой?" Человек, с гордостью носящий данное звание, - это мореплаватель, помощник капитана, знающий прибрежную зону как свои пять пальцев и при любых погодных условиях способный привести корабль в порт по безопасному пути.

Должность лоцмана является одной из престижных и хорошо оплачиваемых морских профессий. Ни одно современное морское или речное судно не обходится без услуг этого специалиста. Первый ответ на вопрос: "Лоцман - это кто?" можно прочитать в книге о лоциях побережий Западной Европы, написанной примерно в 500 году до н.э.

Первыми представителями этой интересной древней профессии стали арабы, которым было свойственно использовать морские карты, компас и другие навигационные инструменты.

Лоцман, или корабельный гид

Наука о прохождении лоций является неотъемлемой частью искусства мореплавания. Ни одно не обходится без участия лоцмана. И пусть, возможно, практически ни одного пассажира во время морского круиза не волнует вопрос: "Лоцман - это кто?", но происходит это как раз потому, что судно благополучно отчаливает от берега и так же благополучно достигает его вновь. Чтобы более подробно узнать о профессии лоцмана, следует обратиться, в первую очередь, к книгам о романтических морских путешествиях. Именно в них значение слова "лоцман" раскрывается как нельзя лучше, ведь уже во времена этот профессионал в обязательном порядке входил в состав экипажа корабля и отвечал за обеспечение безопасности судна в процессе его нахождения в открытом море и при заходе в гавань или порт. Вклад каждого корабельного лоцмана очень важен, благодаря привнесённым ими сведениям были созданы первые средства обеспечения навигации и навигационные карты. Со временем деятельность специализирующихся на изучении лоций моряков стала подвергаться лицензированию. Ведь специалистов в этой области становилось всё больше, но далеко не каждому из них можно было с уверенностью доверить безопасность судна.

Современный лоцман - это кто?

Слово "лоцман" появилось в русском языке от слова "лоция", что значит в переводе с голландского "вести корабль".

Если прочесть одну из известных морских энциклопедий, можно найти множество ответов на вопрос: "Лоцман - это кто?" Главное занятие специалиста по лоциям заключается в консультировании капитана судна по вопросам безопасности в отношении навигации, так называемая прокладка фарватера. То, чем занимается лоцман, носит рекомендательный характер. Командиром на корабле является капитан, и вся ответственность за судьбу и безопасность судна возложена на него.

Что нужно, чтобы стать лоцманом?

В современном мореходстве к лоцманам предъявляются следующие требования:

  1. Человек должен иметь высшее образование в области судоходства с присвоенной квалификацией не ниже уровня старшего помощника.
  2. Он должен обладать именным удостоверением специалиста в своей области и иметь справку-заключение медицинской комиссии, подтверждающую, что он в состоянии изо дня в день выполнять действия, соответствующие его спецификации.
  3. Профессиональный лоцман - человек, который прошёл стажировку у опытного мастера сроком не менее полугода.

В связи с тем, что географические открытия в области мореплавания уже давно сделаны, на современном рынке профессий и специальностей профессия лоцмана не пользуется особым спросом, но при наличии всех вышеперечисленных пунктов и определённого желания найти себе хорошо оплачиваемую работу вполне реально.

ЛОЦМАН

ЛОЦМАН

(нем. Lotsmann ). 1) проводник, выезжающий на встречу приходящим судам; человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом. 2) род рыбы из отр. колючеперых, водятся в Атлантическом океане и Средиземном море.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ЛОЦМАН

1) проводник судов; человек, знающий опасн. места в тех или других водах и нанимающийся для проведения судов через такие места; 2) рыба из отр. колючеперых, около 1 фута длины, водится в Средиземном море и Атлантическом океане; плавает всегда вместе с акулами, ибо питается их испражнениями и выбрасываемыми за борт кораблей нечистотами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ЛОЦМАН

1) человек, хорошо знакомый с опасными местами в море или реке и проводящий через них корабли; 2) рыба, водится в Атлантическом океане.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ЛОЦМАН

нем. Lotsman . Проводник судов.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Ло́цман

(гол. loodsman) специалист по проводке судов в пределах определенного участка (при заходах в порты, при плавании в каналах и т. д.), где требуются особо точные знания местных условий плавания.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Лоцман

лоцмана, м. [гол. loodsman ]. 1. Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.). || Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.). 2. Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и питающаяся остатками их пищи (зоол.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Лоцман

а, м. , одуш. (нидерл. loodsman lodsen вести корабль + man человек).
1. Проводник судов, хорошо знающий фарватер .
Лоцманский - относящийся к лоцману, лоцманам.
|| Ср. штурман .
2. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около акул.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЛОЦМАН" в других словарях:

    - (Pilot) 1. Лицо, хорошо знакомое со всеми условиями прохода к данному порту или плавания на каком либо определенном участке пути. В обязанности Л. входит проводка судов в пределах своего участка. В зависимости от района работы Л. разделяются на… … Морской словарь

    См … Словарь синонимов

    ЛОЦМАНОВ Образованы от именования професси отца. Лоцма (в говорах лошман, лукамн) человек хорошо знающий фарватер и проводящий суда. Например подход к Архангельсому порту был очень сложен по мелководной Двине. Однако на Волге и Каспийском море… … Русские фамилии

    Специалист, осуществляющий проводку судов в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (нидерл. loodsman) специалист по проводке судов, знающий местные условия плавания …

    Рыба отряда окунеобразных. Длина до 70 см. Во всех тропических и субтропических морях, иногда в умеренных водах, редко в Черном м. Держится около акул, дельфинов, морских черепахБольшой Энциклопедический словарь

    ЛОЦМАН, лоцмана, муж. (голланд. loodsman). 1. Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.). || Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.). 2. Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и… … Толковый словарь Ушакова

    ЛО МАН 2, а, м. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЛОЦМАН, а, муж. Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер. | прил. лоцманский, ая, ое. II. ЛОЦМАН, а, муж. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Naucrates ductor), рыба сем. ставридовых. Дл. до 70 см. Костных щитков вдоль боковой линии нет. На хвостовом стебле кожистые кили. В тропич. и субтропич. водах всех океанов; в СССР изредка в Чёрном м. Пелагнч. рыба открытых вод. Л. образуют… … Биологический энциклопедический словарь

«Небольшой корабль огибал мыс, который был одной из сторон маленькой бухты. На противоположном берегу находилось поле, где стояли рыбаки. Только самые небольшие суда да и то лишь изредка, осмеливались подходить близко к этому берегу, где было много подводных скал и песчаных мелей.

Отчаянные , которые пустились в столь опасное плавание, находились на продолговатой черной шхуне. Корабль, на котором были распущены только грот и легкий кливер, протянутый к самому концу бушприта, грациозно и легко скользил по воде, вызывая почти у всех суеверное изумление. Лоцман вглядывался в темноту так, как будто у него было нечеловеческое зрение. Все на корабле чувствовали, что их руководитель превосходно знает науку мореплавания, и воскресшая уверенность пробуждала в них удвоенное усердие. Команда над кораблем была без разговоров передана ему; и в наиболее тревожные минуты, когда брызги от волн перескакивали через реи, все, до последнего человека, жадно ловили каждое слово незнакомца, приводившее их к столь магическому послушанию ».

Лоцман - старейшая профессия , известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н. э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы. Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания. Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания . Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

выход судна из реки непростая задача

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов : к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории - лица проводившие исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории - прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов , поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела .

Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля. В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок. Была изменена ответственность лоцманов : жестокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами.

Появилось определение слова «лоцман » (от голландского имени «lootsmann ») - это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов . Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы. Все более развивающее судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной. Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания .

С расширением территории Российской Империи лоцманские учреждения стали появляться в конце XVIII века. В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост способствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Черном море.

В 1903 году появились первые лоцманские бригады . Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство.

Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Петр I - он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение.

Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов. Кроме проводки судов , причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей. Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах.

работа лоцмана в фотографиях

переход на судно опасная работа

когда лоцман на борту капитан спокоен

лоцман осуществляет проводку контейнеровоза

украинскую лоцию обеспечивает организация «Дельта-лоцман»

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага - лоцманский. Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку. Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение

Подходящие образовательные специальности: Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), судовождение, эксплуатация внутренних водных путей, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Ключевые предметы: Математика (профильный), русский язык, физика / информатика и ИКТ / химия (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза).

Стоимость обучения (средняя по России): 150000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 5 лет специалитета на очном отделении.

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль).

Знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним.
Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.
Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман - лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.
В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой - постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следу¬ет пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей.
Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания.
В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла.

Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс.
С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено
проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман - это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию.
Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом - это требует хорошей физической формы.

Знания и навыки

Лоцман - это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Заработная плата

100.000-150.000 руб. (publicsea.ru).

Где учат

Лоцманами становятся капитаны,
т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.
Только дипломированный капитан имеет право, изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом.
В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»
. Московская государственная академия водного транспорта,
. Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
. Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
. Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
. Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
и др.

Среднее специальное образование

Специальности «Судовождение»
. Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
. Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор — плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы — для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи, бакены и береговые створные знаки.

В дореволюционной России лоцманы образовывали лоцманские общества в каждом порту, под начальством лоц-командира, назначаемого от казны. До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана — «носниками» назывались артели речных лоцманов, «корабельными вожами» — те, кто водил морские корабли по взморью и дельте Северной Двины.

Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории - лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории - прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага - лоцманский.

Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку.

Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение военным кораблям.



Читайте также: