Что и чем ели древние египтяне. Первыми вегетарианцами были древние египтяне

Здоровье

Не все знают, что Египет знаменит не только своими уникальными древними монументами и пирамидами, культурой и революцией, но также тут готовят потрясающие блюда. Египетская еда - это смесь блюд самых разных народов, которые приходили сюда за всю историю существования Египта и приносили с собой свои особые рецепты. Узнайте о том, какие самые популярные и вкусные блюда едят египтяне сегодня. Скорее всего, вам захочется обязательно их попробовать.



Кушари считается национальным египетским вегетарианским блюдом и состоит из макарон с томатным соусом, который перемешивается с рисом, чечевицей, карамелизированным луком, чесноком и нутом. Из-за того, что в этом блюде 4 источника углеводов, оно стало очень популярным обеденным блюдом, и его можно купить прямо на египетских улицах уже последние 100 лет. Интересно, что кушари не имеет египетского происхождения, некоторые его ингредиенты привезли сюда солдаты британской армии в 19-м веке. Макароны импортировали из Италии, томаты – из Латинской Америки, а рис из Азии. Однако именно египтяне придумали смешивать все вместе, чтобы получилось очень сытное, вкусное вегетарианское блюдо.


Это блюдо готовится из бобов, которые подаются с растительным маслом, чесноком и лимонным соком. Оно приобрело большую популярность в Египте. Фул медамес готовили еще во времена фараонов Двенадцатой династии. Слово "медамес" в переводе с коптского языка переводится как "зарытый". Название связано с тем, как первоначально готовили это блюдо: горшок с бобами зарывали в горячие угли и песок. Сегодня фул медамес дополняют множеством других продуктов, например, сливочным маслом, томатным соусом, тахини, жаренными или вареными яйцами и пастрамой. Однако традиционно его нужно есть само по себе вместе с хлебом.


Считающееся нубийским блюдом, фатта обычно готовится по случаю какого-либо события, например, когда женщина рожает первенца, либо на праздники, как христианские, так и мусульманские. Фатта состоит из слоев риса и жаренного хлеба, который заливается мясным супом с чесноком и уксусом. Крупные куски говядины и хорошо прожаренные яйца также подаются с основой из риса и хлеба. Фатта – довольно калорийное блюдо, его готовят в любое время года за исключением постов.


Мулукия готовится из листьев растения джут, которое растет в восточной и северной Африке. В Египте это блюдо готовят так: режут листья джута, чеснок, кориандр и варят их вместе с мясом, например, курицей, говядиной или кроликом. Подают с египетским хлебом или рисом. Интересно, что в разных частях страны мулукию готовят по-разному, например, в городах, которые расположены у моря, например, Александрии и Порт-Саид, ее делают на основе рыбы или креветок. В конце 10-го века блюдо было запрещено халифом Абу-Али ал-Хаким би-амри Алла, но даже после снятия запрета некоторые религиозные секты до сих пор отказываются употреблять это блюдо в память об этом халифе.


Фесик – традиционное египетское блюдо, которое подается только во время праздника Шам-эль-Нессим, отмечающегося весной еще со времен фараонов. Это блюдо представляет собой ферментированную соленую и сушеную кефаль. В процессе приготовления этого блюда рыбу высушивают на солнце, затем солят. Его обычно готовит особый человек, которого называют фасакани. Из-за сложного процесса приготовления фесиком можно отравиться, если его неправильно приготовили. Рыбу обычно хранят в толстых стеклянных банках, которые плотно закрываются, так как запах у нее довольно сильный. Это блюдо обычно подают с египетским хлебом, порезанным луком и лимонами.


Колоказия или таро – растение родом из Юго-восточной Азии, которую завезли в средиземноморские районы Египта еще в древние времена. Клубни таро очищают и варят в мясном бульоне с добавлением чеснока и кориандра. После того, как клубни сварились, из них делают суп-пюре, подают с хлебом. Таро подают во время коптского христианского праздника Богоявления.


Халва – популярное сладкое блюдо со Среднего Востока, которое любят не только во всех странах Средиземноморья, но уже и во всем мире. В Египте халву готовят из кунжутной пасты и придают ей совершенно разные формы. Часто в халве можно найти самые разные добавки, включая фисташки, кедровые орешки и миндаль. Халву едят в любое время суток, а также могут добавлять как основной ингредиент во многие другие блюда, например, сакаланс – смесь халвы, меда и взбитых сливок. Интересно, что халва – одно из немногих египетских блюд, которое может выдержать высокую температуру и не испортиться, причем она не требует каких-либо особых условий.


Дукка – египетское блюдо, которое используется, как добавка, и может употребляться с египетскими лепешками или сырыми овощами – помидорами и огурцами. Блюдо представляет собой смесь из трав, орехов и приправ, таких как мята, соль, кунжут, кориандр и тмин. Обычно дукку готовят дома, и у каждой семьи есть свои варианты, но его можно купить и у торговцев травами. Название "дукка" происходит от арабского слова "толочь", что связано с процессом его приготовления. Это блюдо не особо известно за пределами Египта, хотя недавно приобрело популярность в Австралии.


Кунафа – египетская сладость, приготовленная из очень тонких макаронных изделий из теста кадаиф. Происхождение этого блюда покрыто тайной, его можно увидеть в средневековых кулинарных книгах Египта, Ливана и Турции, однако происхождение этой сладости остается неясным. Кунафу делают из очень тонкой лапши. Жидкое тесто наносят тонким слоем на горячую сковородку, пока оно не зазолотится и не станет хрустящим. Затем его смешивают с маслом, сливочным или растительным, и заворачивают в него начинку из орехов, взбитых сливок, крема. Затем его запекают, после чего подают с фруктовым сиропом.


Гибна домиати – мягкий белый сыр, который изготавливается в городе Думьят на севере Египта. Обычно эту брынзу делают из молока буйволиц, но иногда к смеси добавляют коровье молоко. Это самый популярный вид брынзы, который добавляют ко многим египетским блюдом, среди которых самбусак (жаренная тонкая лепешка с брынзой) или меш (томатный или сырный соус). Гибна домиати выдерживают в больших консервных банках от 1 до 3 лет перед тем, как она попадет на стол египтянам. Многие египетские семьи гордятся количеством банок из-под брынзы, которые они накопили за долгое время. Говорят, что чем дольше выдерживается брынза, тем она вкуснее.

Большинство мясных блюд современная египетская кухня позаимствовала у турок. В основном это претерпевшие некоторые метаморфозы турецкие кебабы.

Кофта и пастрома

Мясное блюдо номер один – это кофта, которая почти не отличается от наших классических котлет. Мясной фарш смешивают с луком и жарят в духовке или на открытом огне. Иногда в кофту добавляют рис, и она становится похожа на наши классические тефтели.

Пастрома – это вяленое мясо. Технология вяления активно используется в жарких странах для сохранения мяса. Предполагается, что моду вялить мясо в Египет принесли турки.

Следующее блюдо – это кебда, представляет собой жареную со специями печень. Очень вкусное блюдо. Если вы не любите печень, то попробуйте это блюдо, вероятно, ваше отношение к этому продукту изменится.

Блюда из бобовых

Бобовые были важной частью рациона египтян с древних времен, ведь в Египте ели мало мяса. Организму человека нужен белок, и кроме мяса его можно найти в бобовых или в грибах, которые в Египте почти не встречаются.

Самое известное блюдо из бобовых – это чечевичный суп.

Сладости

Египетская кухня унаследовала большинство сладких блюд от кухни Османской империи. В Египте готовят пахлаву, халву и лукум, разница с турецкими аналогичными блюдами минимальна.

Однако в Египте есть своя национальная сладость – басбуса. Считается, что это блюдо родилось именно в Египте, и уже потом было заимствовано другими восточными кухнями.

Басбуса – это пирог из манки и сахарного или фруктового сиропа. Это блюдо очень похоже на наш манник, только очень сладкое, часто даже слишком сладкое для вкуса россиян. Басбусу режут на кусочки ромбовидной формы, а каждый кусочек венчают орехом.

Второй национальный десерт Египта – это Ом Али. Это блюдо готовится из сливок, хлеба, сахара и изюма. Читайте подробности в нашей статье “ ”.

К сожалению, большинство египетских отелей предпочитают готовить для гостей блюда, приближенные к европейским по составу. Туристы возвращаются из Египта, не попробовав и половины блюд, описанных нами в этой статье.

На этой грустной ноте придется заканчивать наш обзор египетской кухни. Читайте другие наши интересные статьи о Египте (ссылки ниже ).

З ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ НУТРИЦІОЛОГІЇ

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
(Из книги "История питания")

В.И. Смоляр, доктор мед. наук, профессор

Национальный университет пищевых технологий, Киев

Ученые утверждают, что биологическая эволюция прекратилась около 100 тысяч лет тому назад на уровне кроманьонского человека. Это значит, что в организме современного человека в полной мере сохранились и действуют приспособительные механизмы, присущие кроманьонцу. Однако с тех пор существенным образом изменились условия жизни человека, изменился растительный и животный мир, пища его подверглась значительной эволюции. Древним жителям Европы и Африки не были известны картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, маниок, кукуруза, кокосовый орех, клубника. В настоящее время установлено, что 30% всех растений, произрастающих ныне на африканской земле, завезены столетия тому назад из Нового Света. Многие из них в настоящее время составляют основу питания целого ряда стран Европы, Азии и Африки.

В далеком прошлом у человечества не было золотого века. Жизнь наших предков была полна страданий и тревог за завтрашний день.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Использование огня дало возможность нашим предкам расширить ассортимент употребляемых в пищу растений, улучшить вкусовые качества многих пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения.

Развитие охоты способствовало снабжению первобытных людей мясной пищей. По выражению Ф. Энгельса мясная пища "содержит в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и сберегла этим много времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни". Мясная пища дала ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Дальнейшим крупным событием в жизни человека явилось возникновение земледелия. По мнению Дж. Бернала, окультуривание различных растений, особенно выведение новых сортов, сыграло в развитии человечества даже большую роль, чем приручение животных. С тех отдаленных времен, от первобытных людей до появления первых государств, прошел ряд тысячелетий. Как питались во времена Древней Греции и Рима можно узнать из работ древних ученых. О том, как питались древние египтяне в эпоху неолита, свидетельствуют рельефы, обнаруженные в гробницах египетских фараонов.

Настоящий небольшой очерк является одной из первых попыток систематизировать сведения о питании древних жителей нашей планеты.

Еще в эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-двузернянку. На протяжении всей древнеегипетской истории они служили для приготовления основной пищи - хлеба. В списках жертвоприношений мы находим около 20 наименований различных сортов и видов хлеба (островерхий, округлый, ячменный, свежий, маленький круглый каравай и т.п.).

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. На рельефе из гробницы Тии изображена работница, которая руками месит тесто в квашне. Две другие женщины, изображенные рядом, выливают закваску из сосудов в другую квашню. Дрожжи в Древнем царстве еще не были известны. Их стали приготовлять и употреблять в тесто со времен Нового царства.

До этого времени древние египтяне для закваски использовали кусок теста, оставленного впрок. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Ученые полагают, что земледелие в Древнем Египте развивалось самостоятельным путем. Считается, что земледельцы древнего Египта не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи древнего Египта с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Х.А. Кинк полагает, что дикорастущие злаковые культуры (ячмень и пшеница-двузернянка) могли произрастать в Северной Африке. Кстати, в эпоху неолита на территории Египта был более влажный климат, что способствовало выращиванию зерновых культур. Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем - только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

От эпохи неолита до эпохи Среднего царства (ХХII в. до н.э.) посевы ячменя, как более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера - пшеницы-двузернянки. Учитывая различное отношение этих культур к влаге, практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер).

Известны два сорта ячменя: шести- и двухрядный. Шестирядный ячмень имел большее распространение и употребление. Из него выпекались основные сорта хлеба. Во времена раннего царства египтяне из Передней Азии заимствовали голозерную пшеницу. Но этот вид пшеницы, более требовательный и истощающий почву, до греко-римского периода не получил большого распространения в Египте, хотя из нее изготовляли хлеб более высокого качества, чем из эммера и ячменя. Этот вывод сделан учеными на основании того факта, что голозерная пшеница редко упоминается в надписях, при раскопках ее зерна было обнаружены в очень небольшом количестве.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Огородничество в те времена настолько развилось, что превышало потребности некоторых хозяйств. Поэтому овощи стали одним из основных товаров, предлагавшихся на обмен. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. В Египет лук был завезен из Ирана при царях первой династии. Лук, лук-порей и чеснок в древнем Египте были обоготворены. Лук служил символом богини Изиды; его часто находили в саркофагах или на рельефах. Согласно утверждениям Геродота, чеснок входил в число продуктов, которые предлагались рабочим при постройке пирамид. Плиний Старший утверждал, что слава лука и чеснока в древнем Египте настолько возросла, что их стали боготворить. Одно время употребление в пищу чеснока и лука было запрещено. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, на стенах храма Карион XII династии, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

По Швейнфурту, дыни с древнейших времен встречаются в долине Нила и в верхнем Ниле. На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. По другим данным, дыня была занесена в Египет из Индии арабами. Капуста также была известна древним египтянам. Они считали ее хорошим средством против опьянения и всякую трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Сады в древнем Египте состояли из посадок дикой и культивированной смоковницы, искусственных водоемов, огородов и виноградников. Появление виноградников в древнем Египте относится к началу III тысячелетия до н.э. На печатях от винных сосудов Раннего царства и начала Древнего царства сохранилось название государственного виноградника. Виноградные лозы имели крепкие стебли и приносили урожай черного крупного винограда с синеватым отливом. Выращивали также виноград другого вида - низкий, который не нуждался в подпорках.

Для приготовления вина виноград давили ногами в большом чане. Сок стекал по желобу в большой сосуд, располагающийся ниже чана.

P. Moutet предполагает, что виноградари Древнего царства предпочитали после выдавливания оставлять сок на 1–2 дня для брожения, чтобы сахар перебродил на алкоголь. Среди других напитков было распространено пиво. Во времена Древнего царства египтяне выращивали особый вид полбы, употреблявшейся для приготовления пива. Процесс пивоварения был непосредственно связан с хлебопечением. Из ячменной муки грубого помола выпекали хлебцы, немного непропеченные внутри, помещали их в сосуды с водой для закваски и прессовали в чане. Во время приготовления пива использовали пряности и сок фиников. Полученную смесь процеживали и разливали в осмоленные изнутри глиняные сосуды, которые закупоривались пробками. Пивоварни располагались рядом с хлебопекарней. Поскольку для выпечки хлебцов требовались глиняные формы, а также были необходимы сосуды для разлива пива, рядом с пивоварней и хлебопекарней располагалось гончарное производство.

По свидетельству Плиния Старшего, египтяне выращивали и употребляли в пищу персики, даже посвятили их богу молчания Гарпократу.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление.

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов с почти горизонтально идущими рогами, которых называли гривистыми. По мнению В. Врежински, они могли произойти от северо-африканских диких овец, на которых продолжали еще охотиться во времена Древнего царства. При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Стада домашних коз изображены на додинастических сосудах и на нескольких рельефах в гробницах Древнего царства. Предполагают, что они были заимствованы древними египтянами из Передней Азии. Изображение процесса доения коз не сохранилось. Однако египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. В гробнице Сешеманхитаха изображены козерог, сабельная и коровья антилопы, оленебык, гривистая овца, которую пастухи ведут за рога. Все эти животные названы молодилком. П.Н. Савелова предполагает, что в отдельных случаях попытки приручения газелей и антилоп все же удавались, потому что на нескольких изображениях более поздних эпох показаны самки, которые кормят своих телят. Египтяне Древнего царства, как и их предки, ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве "живого мяса".

В ту пору в Египте водились следующие дикие животные: зубры, муфлоны и козлы, газели двух видов, козероги, сабельные антилопы, мендесские антилопы, коровьи антилопы, оленебыки, а также львы, волки, шакалы, гиены, гиппопотамы, крокодилы. Встречались страусы, жирафы, зайцы, ихневмоны, ежи.

Охотой на гиппопотамов египтяне занимались с доисторических времен, используя их мясо в питании.

В больших хозяйствах Древнего царства (царских, храмовых и царских вельмож) имелись большие птицефермы, в которых откармливалось огромное количество птицы разных пород и видов: гусей, уток, журавлей, лебедей, голубей и пеликанов. Необычный состав птиц, содержащихся на птицефермах, объясняется тем, что они поступали от охотников. Это был не съеденный остаток добычи птицеловов. Доставленных в больших клетках птиц оставляли в вольерах и откармливали колобками из муки. Хорошо откормленных птиц специальные работники закалывали, ощипывали и подавали господам для еды.

Уже во времена Древнего царства делались попытки приручения диких птиц. Б. Брентьес полагает, что попытка одомашнивания гусей была предпринята только в середине II тысячелетия до н.э., когда уже стали разводить кур. От этого и более позднего времени до нас дошли изображения гусят рядом с гусями. Брентьес считает попытку приручения диких гусей в Египте неудачной, поскольку домашний гусь произошел из породы серых гусей. Древние египтяне пытались приручить также пеликанов. Об этом свидетельствует изображение в гробнице Харемхета (середина II тысячелетия до н.э.).

Охота во времена Древнего царства не утратила еще своего значения. Охотники, поставляя убитую дичь, значительно увеличивали запасы мяса в стране и обеспечивали крупные хозяйства животными и птицей для приручения и одомашнивания.

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы (ржавые гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами - жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов).

Наиболее продуктивно ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано - уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Во всяком случае, рельеф в солнечном Храме царя Ниусерра в Абусире (ХХVI век до н.э.) изображает храмовую паcеку и свидетельствует о том, что египтяне Древнего царства умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Суммируя, необходимо отметить, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания. Древние египтяне не знали сахара, поэтому в их питании преобладали сложные углеводы.


Фреска из гробницы Нахта в Долина царей, астронома, писца и священника при Тутмосе IV.

Растительная пища
Самыми главными элементами в рационе питания египтян были белый хлеб и пиво. Технологический процесс готовки у этих двух продуктов начинался идентично: ячменной или пшеничное тесто замешивали на воде с небольшим добавлением соли. Стоит отметить, что в стране фараонов дрожжи были не просто известно, но ими пользовались очень многие, это не было роскошью. Когда тесто поднималось, его ставили в печь - получался хлеб.

Картинки Древних Египтян Пекут Хлеб


Для получения пива тесто делили на куски и заливали водой - получалась закваска.
Пиво в Египте в Древнем Египте


Она бродила несколько дней, затем её процеживали и разливали по кувшинам и настаивали ещё какое-то время. Такой напиток, называемый «буза», изготавливают и в наше время. Он содержит примерно 7% алкоголя.
Пиво в Древнем Египте

Помимо хлеба нескольких не слишком замысловатых рецептов простые египтяне кушали чеснок, лук, чечевицу, бобы.В позднем Древнем Египте стали выращивать баклажаны.Основной сладостью и одновременно сырьём для кондитерских изделий служил мёд. Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Ели так же финики, гранаты, груши, виноград, персики. Кроме цельных фруктов египтяне любили фруктовые соки - свежие или сброженные. Жречество и знать любили различные коктейли из соков разных фруктов и специй.

Рисунок с фрески в гробнице Эхнатона, с трапезой фараона и его семьи.


На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представитель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Сбор урожая злаков в Древнем Египте

Охота и рыбная ловля. Роспись из гробницы Менны в Шейх Абд эль-Курне

Трапеза в Древнем Египте. Роспись из гробницы Нефертари


Животная пища
Основу рациона состоятельных слоёв населения составляло мясо. Африканские быки занимали ведущее место в животноводстве. На мясо выращивали также коз, свиней, овец, домашнюю птицу (утки и гуси). Часть мяса добывали охотой - газели, антилопы, дикие птицы. Из баранины, говядины, дичи готовили разнообразные сытные кушанья, обильно снабжая их специями. На сохранившихся барельефах есть сцена, где царская семья употребляет в пищу свёрнутые рулетом кусочки мяса и жареных целиком гусей и уток. Широко использовали сливочное масло, гусиный или говяжий жир. Мясо обычно отваривали или обжаривали и подавали кусками на больших блюдах, либо тушили, как рагу. Рыбу, птицу и мясо употребляли в вареном или печёном виде. На столе бедняков мясо появлялось только на праздниках, но в рыбе ограничений не было. Молочные продукты тоже употреблялись – сливки, масло, творог.

Молоко считалось деликатесом лакомством.
разведение коз в Древнем Египте. Гробница Хнумхотепа II

Доение коров в Древнем Египте

Дикие гуси. Роспись в гробнице Нефермаата. Древнее царство

Кухня
У египтян в жилище было сравнительно мало мебели. В общей комнате горожанина располагались деревянные столы, стулья, табуреты. Простолюдины же ели на полу либо на глиняных возвышенностях. Пищу готовили прямо на земле или полу - кухонных столов не было. Хозяйки или их слуги молотили ячмень или зерно, замешивали тесто, чистили и резали овощи и мясо, просто сидя на корточках. Печь сооружалась из глины. Она была примерно метровой высоты и имела металлическую дверцу для разведения огня на уровне земли и крышку наверху. В зависимости от блюда готовить можно было внутри печи или на верхней её части. Огонь разводили при помощи дров и древесного угля. В стенах обнаруженных кухонь устроены ниши для утвари. Посуду изготавливали, в основном, керамическую - самых разнообразных форм – горшки, миски, кувшины, чашки с ручками. Керамические изделия были красновато-коричневыми, так как глина, к которой имели доступ египтяне, имела красный цвет. Посуда искусно изготовлена, но выглядит просто из-за того, что её не принято было украшать росписью, как это делали жители других стран Ближнего Востока. Посуду для богатых вельмож и знати вырезали из камня. Столовых приборов почти не было, использовали в основном небольшие ножи. Царственные особы и высшее жречество обедали на серебре. В гробницах встречаются небольшие ёмкости из мутного стекла для особо ценных специй.

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями.

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.



Читайте также: