Чем прославился анри дюнан. Анри Дюнан — основатель Красного Креста, первый лауреат Нобелевской премии мира: история возвращения блудного сына

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи

раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете,

отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно,

но его творение знают все.

года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в

правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства

старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и

человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается

экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он

учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по

воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними,

окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан

приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не

оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное

участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть

собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц

Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и

родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее

место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного

осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан

сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не

добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он

отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств.

Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и

целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции -

императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе

французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится

отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее?

Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек

сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и

через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем

одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при

убитых и раненых.

какое только может представить себе человеческое воображение, -

рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей;

дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях

Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые,

которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно

обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый,

они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания;

иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными,

зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их

прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах...

Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски

свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших

погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь

заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на

площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в

оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких

медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду,

воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых

находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается

никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника -

и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti

Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы

просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может

быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская

служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла

справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть

французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых,

про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без

всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне

естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы

раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное

время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти».

«Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на

военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и

даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных

медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время

войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая

добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!..

Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть

единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми

намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб

поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах

помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы

неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться,

невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут

носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность

живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью

способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не

острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой,

позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько

дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с

императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о

битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту

ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято

говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных

обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала

сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану

приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863

года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью

создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета.

Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к

международной конференции, которая объединила бы усилия национальных

групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран,

излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот,

делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор,

известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие

положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает

помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест

на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак

признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29

октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем

через два месяца открывается первое Общество помощи в

Вюртенберге.

В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в

герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии,

Макленбурге, Испании и Германии.

Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема

Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту

людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было

узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об

улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны»,

Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность .

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца,

порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без

исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на

международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать

страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и

обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует

достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира

между народами.

Беспристрастность . Движение не проводит

никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических

убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую

очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического,

расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость .

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим

правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь

законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию,

чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами

Красного Креста.

Добровольность . В своей добровольной

деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не

руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство .

В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного

Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою

гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Задумаемся

на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти

человек до подписания международного соглашения правительствами 16

стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из

наиболее стойких соглашений международного права). И все это было

сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его

одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным,

раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское

предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания,

развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается

резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это,

в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста

Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним

из условий членства в МККК был определенный материальный достаток,

желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста

секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует

материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради

одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все

свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно

к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и

Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан

снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских

лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на

фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению

Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие

опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили

его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он

берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги

начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого

проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором

последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в

безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии,

Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с

помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным

средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в

Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он,

лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий,

общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что

эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не

играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным,

отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность

откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская

конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же

году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму

Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном

становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о

бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему

денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим

денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест,

оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году

Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира,

разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он

передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому

Международное движение Красного Креста

на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК) ,

созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста.

Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически

во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста.

МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) .

Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку

национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет

программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях,

техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста .

Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане,

Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане -

общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и

Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам,

осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов,

при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.

(1828-1910)

Дюнан приходит к выводу о необходимо­сти создания международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны - государственный флаг Швейцарии. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище.

В октябре 1863 г. в Женеве состоялась международная конференция, на которой было принято решение об организации национальных комитетов помощи раненым и больным воинам во время войны. Такие комитеты предполагалось создать в каждой стране, а контакты между ними должны были осуществляться через Женевский комитет, который стал называться Международным комитетом Красного Креста (МККК). На конференции была провозглашена политическая нейтральность (неприкосновенность) санитарных отрядов и госпиталей, а для отличия медицинской службы приняты единый отличительный знак - красный крест - и единый флаг для всех полевых лазаретов и госпиталей (белый флаг с красным крестом).

При активном участии Международного комитета Красного Креста в Швейцарии в 1864 г. была подписана I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Впервые в истории человечества провозглашена обязательность, оказания помощи всем раненым и больным независимо от принадлежности к какой-либо из сторон, а также неприкосновенность госпиталей, лазаретов и санитарного персонала.

Россия присоединилась к данной конвенции в 1867 г., в период реформ Александра II. Тогда же возник Российский Красный Крест. Уже в 1870 г. 30 русских врачей оказывали помощь раненым враждующих сторон в районе боевых действий франко-прусской войны.



Среди наиболее авторитетных международных организаций следует назвать Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную медицинскую ассоциацию, Международную больничную федерацию, Лигу Красного Креста, Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Агентство международного развития и другие.

На звание старейшей международной ассоциации и одновременно самой крупной международной организации в мире претендует Международный Совет медицинских сестёр (ICN), официально признанный в 1899 году.

В настоящее время ICN является федерацией национальных ассоциаций медицинских сестёр 39-ти стран. Руководящим органом является Совет национальных представителей, заседающий 1 раз в 2 года для разработки политики ICN. Текущую деятельность исполняет штат штаб-квартиры в Женеве (Kulde Vermont, 37). Шесть раз в год штаб-квартира издаёт на английском языке «Международный обзор медсестринского дела», призванный официальным органом ICN.

Задачи Международного Совета медсестёр:

ü содействие сестринскому образованию и сестринской практике;

ü совершенствование профессиональных стандартов;

ü развитие национальных ассоциаций;

ü улучшение социального статуса медицинской сестры.

В 1946 г. в Нью-Йорке была созвана международная конференция по здравоохранению.7 апреля 1948 г. считается днем создания Всемирной организации здравоохранения. В этот день вступил в силу Устав ВОЗ.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – специализированное учреждение ООН, основная функция которого состоит в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. С помощью этой организации, созданной в 1948 году, работники здравоохранения более 180 стран обмениваются знаниями и опытом для того, чтобы сделать возможным достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести жизнь, полноценную в социальном и экономическом отношении.

При ВОЗ существует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование медсестры, социальное и экономическое благополучие медсестры, спонсорская помощь и содействие международным сестринским программам.

Тема занятия: История развития сестринского дела

В России.

После изучения темы

Студент должен уметь:

Анализировать информацию и выбирать главное

Использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

Историю сестринского дела как части истории человечества.

Источники информации о сестринском деле.

Об отражении сестринского дела в памятниках литературы и искусства.

Периодизацию и хронологию всемирной истории сестринского дела.

Влияние христианства на развитие сестринского дела.

О развитии сестринского дела в России.

Организацию ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

Организацию общин сестер милосердия.

Деятельность сестер милосердия во время военных действий. (Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами милосердия).

Историю создания и развития Российского общества Красного креста. Роль А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны.

Роль сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

О I-ом Всероссийском съезде сестер милосердия в Москве (август 1917г.)

О развитии сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

О деятельности сестринского персонала на театре военных действий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.

Темы сообщений для семинара

«Становление сестринского дела в России»

1. Зарождение сестринского дела в России.

2. Н.И. Пирогов».

3. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856г.г.).

4. Создание Крестовоздвиженской общины.

5. Создание Свято-Троицкой общины.

6. Создание Покровской общины.

7. Создание общины сестер милосердия Литейной части.

8. Основоположники сестринского дела в России. Е. Бакунина.

9. Основоположники сестринского дела в России. Е. Хитрово.

10. Основоположники сестринского дела в России. Ю. Вревская.

11. Основоположники сестринского дела в России. Д. Севастопольская.

12. Основоположники сестринского дела в России. Е. Карцева.

13. Деятельность Елизаветы Федоровны Романовой.

14. История создания Российского общества Красного Креста.

15. Роль сестёр милосердия в годы ВОВ.

16. Династии сестёр милосердия.

17. Перспективы развития сестринского дела в России.

Вопросы для самоподготовки

1. Основоположники сестринского дела в России

2. Общины милосердия и дата их основания

3. Дата создания организации РКК

4. Заслуга Е.Ф. Романовой в развитии сестринского дела

5. Заслуга Е.Бакуниной в развитии сестринского дела

6. Заслуга Ю. Вревской в развитии сестринского дела

7. Заслуга Д Севастопольской в развитии сестринского дела

8. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии сестринского дела

9. Функции общин сестёр милосердия

10. Перспективы развития сестринского дела в России

ТЕМА: «История развития сестринского дела в России»

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Совершенствование и самосовершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего.

Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой».

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искус­ством и самой юной профессией.

Перед великим умом я склоняю голову, перед сердцем великим – колени.

писал Гете

О больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. В XXI веке медицина стала одной из областей высоких технологий. Но именно в наше время вам, студентам, получающим профессию медицинского работника, необходимо помнить о духовных традициях своего будущего дела. Нельзя забывать традиций, основанных на милосердном отношении к пациентам и принципе участия и сострадания.

Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Это отражено в памятниках литературы и искусства.

Женщина заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, в различных местах расселения первобытных людей

Археологи их называют «каменными бабами», (у славянских народов - «берегинями» )

Медицина древнего мира - включала в себя широкий спектр самых разнообразных познаний и была достаточно развитой для своего времени по эволюционным понятиям. У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным (повитухи). На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным.

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в 11 веке был создан первый отечественный трактат под названием «Мази», который для того времени был уникален. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха – Евпраксия Мстиславовна. В своем труде она осветила вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

Один из этапов в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

Викентием Полем в 1617 году предложен термин «сестра милосердия»

В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:

в народе сохранялось народное врачевание - языческое кудесничество и знахарство после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина со времен княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина.

Что касается сестринского дела , как науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией .

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей их жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...» Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто пригла­шались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях боль­ных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Третий фольклор­ный образ: "Медсестра - служанка врача и больного". Труд медицинской сестры оценивался только как подсобный, не было условий для развития индивидуальности и перспективы роста. И, как следствие, снижение качества ухода.

В России ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются боль­ницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Черни­гове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.

Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации.

Первый гражданский госпиталь был создан в Москве в 1707 г., ныне - Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко

В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были

Петр I служить женщины

(1672 – 1725) .

Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы - сидельницы» из вдов и жен больничных солдат.

В 1803 году в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

В 1814году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны – супруги Петра I, из Петербуржского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815года 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ" (Сердолюбие).

"Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ"

В 1818году в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

Первым организатором дежурств сердобольных вдов при Московском вдовьем доме является штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель .

В 1822 году фон Оппель, обобщив собственный богатый врачебный опыт и опыт других врачей, издает первый учебник на русском языке, посвященный вопросам ухода за больными - "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших, сочиненные Христофором фон Оппелем...". Книга была издана в Москве, в университетской типографии.

Современная медицина мало похожа на ту, которую знал фон Оппель, но удивительным образом многое, о чем написано в руководстве, в том числе правила, придерживаться которых рекомендует фон Оппель, актуально и сегодня.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями Повивальным институтом и Мариинской больницей приняла на себя великая княгиня Елена Павловна . Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин.

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая» . Она существовала на средства благотворительных организаций.

В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода. На одну сестру милосердия порой приходилось по 70 – 80 больных.

Через 10 лет такого напряженного труда сестра имела право на пожизненную пенсию. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины.

Следующая организация по уходу за больными возникла в Москве по почину княгини Софьи Степановны Щербатовой и замечательного врача Федора Петровича Гааза, умершего 1 апреля 1848 г. во время эпидемии холеры. Сестры ухаживали за больными в 1-й Градской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих. При общине находился сиротский приют.

Во время Крымской войны (1853 – 1856г) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русские войска несли катастрофические потери. Тогда-то, ради хотя бы частичной компенсации их, в обществе и задумались всерьез об организации эффективной медицинской помощи непосредственно на фронте.

Он приехал в городок Сольферино, где стал свидетелем битвы, во время которой погибло или было ранено около 40 тыс. солдат с каждой стороны. Анри Дюнан был шокирован последствиями битвы и отсутствием элементарной медицинской помощи раненым. Он полностью отказался от первоначальной цели своего путешествия и несколько дней посвятил себя лечению и уходу за ранеными. Вернувшись домой в Женеву , он решил написать книгу, которую издал за свой счет в 1862 году под названием «Воспоминания о Сольферино». Он разослал несколько экземпляров книг ведущим политическим и военным деятелям Европы . Помимо издания книги, Дюнан отстаивал идею создания национальных добровольных организаций, которые бы помогали раненым солдатам во время войны. Кроме того, он призывал к разработке и подписанию еждународных договоров, которые бы гарантировали безопасность нейтральных медиков и больниц для раненых на поле боя.

9 февраля 1863 года в Женеве , Анри Дюнан основал «Комитет пяти», в который, кроме самого Дюнана, вошли ещё четыре представителя влиятельных женевских семей: Гюстав Муанье, юрист и председатель Женевского общества публичного благосостояния, врач Луи Аппиа с большим опытом работы в полевых условиях, друг и коллега Аппиа Теодор Монуар из Женевской комиссии гигиены и здравоохранения и Гийом-Анри Дюфур, влиятельный генерал швейцарской армии. Комитет был комиссией Женевского общества публичного благосостояния. Он поставил себе целью изучить вопрос о возможности реализации идеи Дюнана и организовать международную конференцию по практическому воплощению этой идеи в жизнь. Через восемь дней пятерка решила переименовать свой комитет в «Международный комитет помощи раненым».

Пять основателей Международного комитета Красного Креста

С 26 по 29 октября 1863 года в Женеве прошла международная конференция, организованная комитетом. Конференция ставила перед собой цель разработать систему практических мероприятий с целью улучшения работы медицинских служб на поле боя. В работе конференции приняли участие 36 делегатов: 18 официальных делегатов от правительств стран, 6 представителей неправительственных организаций, 7 неофициальных иностранных делегатов и 5 членов комитета. На конференции были представлены: Австро-Венгерская империя , Баден , Королевство Бавария , Франция, Великобритания, Ганновер , Гессен-Кассель , Итальянское королевство , Нидерланды, Пруссия , Российская империя , Королевство Саксония , Испания, Шведско-норвежская уния и Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.

  • Основание национальных обществ помощи раненым солдатам;
  • Статус нейтральности и защита раненых;
  • Использование волонтеров для оказания помощи на поле боя;
  • Организация новых конференций, целью которых было бы включить эти концепции в обязательные для соблюдения правовые международные договора;
  • Введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с красным крестом.

В следующем году швейцарское правительство пригласило правительства всех европейских стран, а также США, Бразилии и Мексики на официальную дипломатическую конференцию. Своих делегатов прислали в Женеву шестнадцать стран. 22 августа 1864 года конференция утвердила первую Женевскую конвенцию «Об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя». Её подписали представители 12 стран и королевств: Бадена , Бельгии, Дании, Франции, Гессена , Италии, Нидерландов, Португалии, Пруссии, Швейцарии, Испании и Вюртемберга . Конвенция состояла из 10 статей, которые установили первые обязательные правила, которые гарантировали нейтральность и защиту во время вооруженного конфликта раненым солдатам, медицинскому персоналу и гуманитарным учреждениям. Кроме того, конвенция установила два требования для признания Международным комитетом национальных обществ:

Сразу же после подписания Женевской конвенции национальные общества были основаны в Бельгии, Дании, Франции, Ольденбурге , Пруссии, Испании и Вюртемберге. Ещё в 1864 году Луи Аппия и Шарль ван де Вельде, капитан голландской армии, стали первыми независимыми и нейтральными делегатами, которые начали работать во время вооруженного конфликта под эмблемой красного креста. Через три года, в 1867 году, была созвана первая Международная конференция национальных обществ по медицинской помощи раненым на войне.

В том же, в 1867 году, Анри Дюнан был вынужден объявить о банкротстве вследствие неудачи своего бизнеса в Алжире, причиной которой отчасти была его неутомимая работа в Международном комитете. Неудачи в бизнесе и конфликт с Гюставом Муанье привели к снятию Дюнана с должности секретаря Комитета и лишению его членства в нём. Дюнана обвинили в ложном банкротстве. Был выписан ордер на его арест. Он был вынужден покинуть родной город, в который больше никогда не возвращался. В последующие годы национальные комитеты движения были образованы почти во всех европейских странах. В 1876 году комитет утвердил название «Международный комитет Красного Креста», которое остается в силе по сей день. Через пять лет усилиями Клары Бартон был образован Американский Красный Крест. Число стран, подписавших Женевскую конвенцию, увеличивалось, её положения стали выполняться. Движение Красного Креста получило всеобщее признание, и работать в национальных комитетах соглашались многочисленные добровольцы. Когда в 1901 году впервые вручалась Нобелевская премия мира, Норвежский Нобелевский комитет решил дать её совместно Анри Дюнану и Фредерику Пасси — видному пацифисту. Важным событием, помимо самой чести награждения Нобелевской премией, было официальное поздравление от Международного комитета Красного Креста, которое означало реабилитацию Анри Дюнана и признание той выдающейся роли, которую он сыграл при образовании Красного Креста. Дюнан умер через девять лет в маленьком швейцарском курортном городке Гейден. Старый противник Дюнана, Гюстав Муанье умер двумя месяцами ранее. Он президентствовал в Комитете дольше, чем кто-либо в истории. В 1906 году Женевская конвенция от 1867 года впервые была пересмотрена. Через год Вторая международная мирная конференция в Гааге приняла Гаагскую конвенцию 1907 года, которая расширила действие Женевской конвенции на военные действия на море. Перед Первой мировой войной, через 50 лет после основания Красного Креста и принятия первой Женевской конвенции, в мире насчитывалось 45 национальных обществ помощи раненым. Движение вышло за пределы Европы и Северной Америки, к нему присоединились страны Центральной и Южной Америки: Аргентина, Бразилия, Чили, Куба, Мексика, Перу, Сальвадор, Уругвай, Венесуэла, страны Азии: Китайская Республика, Япония, Корея, Сиам ; и Африки: Южно-Африканская Республика .

Во время первой мировой войны

С началом Первой мировой войны Международный комитет Красного Креста встретился с чрезвычайными сложностями, справиться с которыми он смог лишь при содействии национальных обществ. На помощь медицинским службам европейских стран пришли работники Красного Креста со всего света, включая США и Японию. 15 октября 1914 года, Международный комитет Красного Креста основал Международное агентство по делам военнопленных, в котором уже к концу 1914 года работало 1200 человек, в основном волонтеров. К концу войны Агентство переслало более 20 миллионов писем и сообщений, 1,9 миллиона передач и собрало пожертвования на сумму 18 млн швейцарских франков. При содействии Агентства около 200 тыс. военнопленных смогли вернуться домой вследствие обмена пленными. Картотека Агентства за период с 1914 по 1923 годы включала в себя более 7 миллионов карточек на пленных и пропавших без вести. Этот каталог помог идентифицировать более 2 млн военнопленных и предоставил им возможность установить связь с родными. Сейчас этот каталог находится в женевском Музее Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Право пользования каталогом ограничено.

Во время войны Международный комитет Красного Креста отслеживал выполнение сторонами конфликта Женевских конвенций 1907 года и в случае нарушений обращался к стране нарушителя с жалобой. При первом в истории применении химического оружия Красный Крест выразил решительный протест. Даже не имея мандата Женевских конвенций, Международный комитет пытался улучшить условия пострадавшего гражданского населения. На территориях, которые имели официальный статус оккупированных, Международный комитет помогал гражданскому населению по условиям Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Эти конвенции были также правовой основой работы Красного Креста с военнопленными. Кроме описанной выше работы Международного агентства, Красный Крест проводил инспектирование лагерей военнопленных. В течение войны 41 делегат Красного Креста посетил 524 лагеря на всей территории Европы.

С 1916 по 1918 год Международный комитет Красного Креста опубликовал ряд почтовых открыток с фотографиями из лагерей военнопленных. На них была запечатлена повседневная жизнь пленных, получение ими писем из дома и т. д. Международный комитет пытался таким образом вселить надежду в сердца семей военнопленных, уменьшить неопределенность относительно судьбы близких им людей. После войны Красный Крест организовал возвращение домой более 420 тыс. военнопленных. С 1920 года задача репатриации была передана только что основанной Лиге Наций, которая поручила эту работу норвежскому дипломату Фритьофу Нансену. Впоследствии его правовой мандат был расширен и в его обязанности вошли вопросы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам. Нансен ввёл так называемый паспорт Нансена, который выдавался беженцам, потерявшим свое гражданство. В 1922 году усилия Нансена были отмечены Нобелевской премией мира.

За свою плодотворную работу во время войны Международный комитет Красного Креста был награжден Нобелевской премией мира 1917 года . Эта премия была единственной Нобелевской премией, врученной в период между 1914 и 1918 годами.

В 1923 году Комитет изменил политику относительно избрания новых членов. До тех пор в Комитете могли работать только жители Женевы. Это ограничение было снято, и теперь право работы в Комитете получили все швейцарцы. Учитывая опыт Первой мировой войны, в 1925 году было утверждено новое дополнение к Женевской конвенции, поставившее вне закона использование в качестве оружия удушающие и ядовитые газы и биологические вещества. Через четыре года была пересмотрена сама Конвенция, и утверждена вторая Женевская конвенция «по обращению с военнопленными». Война и деятельность Красного Креста в военный период значительно подняли репутацию и авторитет Комитета в международном сообществе, и привели к расширению сферы его деятельности. В 1934 году появился и был утвержден Международным комитетом проект новой конвенции по защите мирного населения в период вооруженного конфликта. Однако большинство правительств были мало заинтересованы во внедрении этой конвенции, и до начала Второй мировой войны она не вступила в силу.

Во время второй мировой войны

Правовой основой работы Международного комитета Красного Креста во время Второй мировой войны была Женевская конвенция в редакции 1929 года. Деятельность комитета была аналогична его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленных, сообщение о пропавших без вести. К концу войны 179 делегатов совершили 12750 посещений лагерей военнопленных в 41 стране. Центральное информационное агентство по вопросам военнопленных (Zentralauskunftsstelle für Kriegsgefangene) имело 3 тыс. работников, картотека пленных насчитывала 45 миллионов карточек, Агентство обеспечило пересылку 120 млн писем. Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевские статьи.

Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и, в конце концов, прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа по лагерям смерти и массовому истреблению европейских евреев, цыган и т. д. В ноябре 1943 года Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов. Поскольку сообщение о получении посылок часто подписывали другие заключенные, Международный комитет сумел идентифицировать примерно 105 тыс. заключенных и передать около 1,1 млн посылок, в основном в Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк и Заксенхаузен.

Известно, что швейцарский офицер Морис Россель, делегат от Международного Красного Креста в Берлине, посетил Освенцим в 1943 году и Терезинштадт в 1944 году. Его воспоминания были записаны Клодом Ланцманн в 1979 в документальном фильме «Посетитель от живых» .

Марсель Жуно, делегат Международного комитета Красного Креста в лагере военнопленных в Германии.(Benoit Junod, Switzerland)

12 марта 1945 года президент Международного комитета Красного Креста Карл Якоб Буркхардт получил сообщение от генерала СС Эрнста Кальтенбруннера с положительным ответом на требование Красного Креста о посещении концентрационных лагерей. Германия поставила условие, что делегаты должны оставаться в лагерях до конца войны. Международный комитет направил 10 делегатов. Один из них, Луи Гефлигер, сумел предотвратить уничтожение Маутхаузен-Гузена , сообщив американским войскам о планах немцев, чем спас около 60 тысяч заключенных. Международный комитет осудил его действия, поскольку они были частной инициативой, которая поставила под угрозу нейтральность Красного Креста в войне. Репутация Гефлигера была реабилитирована только в 1990 году.

Другой выдающийся пример гуманности продемонстрировал Фридрих Борн, делегат Международного комитета в Будапеште . Он спас жизнь от 11 до 15 тысяч евреев. Женевский врач Марсель Жуно был одним из первых европейцев, посетивших Хиросиму после ядерной бомбардировки.

В 1944 году Международный комитет Красного Креста получил вторую Нобелевскую премию мира. Как и во время Первой мировой войны, эта премия была единственной в период войны с 1939 по 1945 год. После войны Международный комитет работал с национальными обществами, пытаясь оказать помощь странам, пострадавшим от войны в наибольшей степени. В 1948 году Комитет опубликовал отчёт, в котором описывалась его деятельность во время войны. В 1996 году архив Международного комитета за этот период был открыт для академических и публичных исследований.

В послевоенный период

12 августа 1949 года были утверждены новые изменения в двух предыдущих Женевских конвенций. Приложение «об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», которое теперь называют второй женевской конвенцией, было включено в основной текст Женевской конвенции как наследие Гаагской конвенции 1907 года. Женевская конвенция «по обращению с военнопленными» от 1929 года была второй с исторической точки зрения, но после 1949 года её стали называть третьей, поскольку она появилась позже Гаагской. Учитывая опыт Второй мировой войны, была утверждена Четвёртая женевская конвенция «по защите мирного населения во время войны». Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 года провозгласили, что конвенции имеют силу и при внутренних конфликтах, например, гражданских войнах. На сегодня четыре конвенции и дополнительные протоколы к ним содержат более 600 статей по сравнению с 10 статьями начальной Женевской конвенции 1864 года. Перед столетним юбилеем, в 1963 году , Международный комитет Красного Креста совместно с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца получил третью Нобелевскую премию мира. Начиная с 1993 года право быть делегатами Международного комитета получили нешвейцарские граждане. С тех пор число таких работников Международного комитета достигло 35 %.

Место смерти: Отец:

Жан Жак Дюнан

Мать:

Анна Антуанетта Колладон

Награды и премии:

Биография

День рождения А. Дюнана - 8 мая - отмечается как Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дюнан, Анри"

Литература

На немецком языке:

На английском языке:

  • Eveline Hasler: Der Zeitreisende. Die Visionen des Henry Dunant. Verlag Nagel & Kimche AG, Zürich 1994, ISBN 3-312-00199-4 (Hardcover edition); Deutscher Taschenbuch Verlag, München 2003, ISBN 3-423-13073-3 (Paperback edition)
  • Martin Gumpert: Dunant. Der Roman des Roten Kreuzes. Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt 1987, ISBN 3-596-25261-X
  • Willy Heudtlass, Walter Gruber: Jean Henry Dunant. Gründer des Roten Kreuzes, Urheber der Genfer Konvention. 4. Auflage. Verlag Kohlhammer, Stuttgart 1985, ISBN 3-17-008670-7

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • и полный текст книги.
  • (англ.) из англоязычной Википедии.
  • (англ.)
  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Дюнан, Анри

Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.

АСШ № 5

Политинформация

«Анри Дюнан – основатель Красного Креста»

1. Как возник замысел создания организации Красного Креста?

2. Осуществление замысла. Женевские конвенции.

3. Чем занимается сейчас Красный Крест. Эмблема Красного Креста.

4. Судьба Анри Дюнана, признание его заслуги.

Цель – познакомить учащихся с историей создания Анри Дюнаном организации Красный Крест, деятельностью этой организации, развивать у учащихся чувство сострадания, чувство доброты, интернационализма.

Литература

«Вокруг тебя - мир», МККК.

Российское общество Красного Креста. Москва, «Наука», 1996 г.

1. Как возник замысел создания организации Красного Креста.

Анри Дюнан (1был обыкновенным молодым коммерсантом из Женевы. Он мирно работал и ничего не знал о страданиях, которые несет с собой война, так как жил в Швейцарии – стране, которая с 1815 года, по общему согласию европейских держав, проводила политику нейтралитета, и воздерживалась от участия в войнах между государств ами. В 1859 году Анри Дюнан отправился по делам в Италию, где в ту пору велась война: итальянцы и французы воевали против австрийцев. Дюнан случайно оказался среди раненных солдат, участвовавших в битвах при Сальферино, он был потрясен увиденным.

«Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно-бледны и совсем обессилены; у некоторых, особенно у тяжело раненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий: они умоляют прикончить их и, с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах».


Особенно возмутил молодого человека такой эпизод: услышав о прорыве австрийских войск, местные жители поддались панике и стали спасаться бегством. Совершенно забыв о раненных солдатах. Дюнан взялся помогать пострадавшим. Но одному было трудно. Он попытался привлечь к их спасению добровольцев из числа жителей Сальферино, которые неохотно откликнулись на его обращение.

Тогда Анри Дюнан крикнул: «Все мы – братья!» - и благодаря этому ему удалось достучаться до их сердец.

Вернувшись в Женеву, Дюнан написал книгу, в которой не только рассказал об ужасном положении солдат после битвы при Сальферино, но и выдвинул идею подписания всеми государствами конвенции о защите жертв войны.

2. Осуществление замысла.

В 1863 году Дюнан решил создать вместе со своими друзьями организацию по оказанию помощи раненным во всем мире. В своей книге «Воспоминания о Сальферино» Анри Дюнан выдвигвет два предложения:

Создать в каждой стране группы добровольцев для оказания во время войны помощи пострадавшим;

Убедить все правительства заключить соглашение, которое бы обеспечило защиту этим добровольцам.

В 1963 году с четырьмя гражданами Женевы он создает Международный комитет Красного Креста (МККК). Создаются первые национальные сообщества. Разрабатываются нормы международного гуманитарного права. В связи с этим в 1864 году Международная конференция принимает первую Женевскую конвенцию, призванную облегчить участь раненных на войне.

Четыре Женевских конвенций защищают: раненных и больных в действующих армиях, раненных, больных и потерпевших кораблекрушение на море, военнопленных, гражданских лиц во время вооруженных конфликтов.

3. Эмблема Красного Креста. Чем сейчас занимается эта организация?

Эмблемой этой организации выбрали красный крест на белом фоне. Эта эмблема красного креста, размещенная на санитарных повозках и на одежде санитаров, должна была показывать, что члены Красного Креста не являются военнослужащими. Кроме того, они имют право находиться на поле боя, чтобы оказывать помощь раненным обеих сторон.

В 1869 году Красный Крест распространил свою деятельность также на жертв наводнений, землетрясений, эпидемий и голода во всех странах мира.

В 1919 году все национальные сообщества объединились в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Федерация оказывает помощь при стихийных бедствиях. Кроме того, она координирует деятельность национальных обществ на международном уровне.

Сейчас действует почти 150 национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Продолжая оказывать помощь жертвам вооруженных конфликтов, они и в мирное время осуществляют деятельность в различных областях: оказание гуманитарной и медицинской помощи, пересылка семейных писем и воссоединение семей; посещение военнопленных и заключенных; распространение знаний о Женевских конвенциях и принципах Красного Креста и Красного Полумесяца.

4. Судьба Анри Дюнана, признание его заслуг.

Так случилось, что после 1869 года Анри Дюнан, отдавший созданной им организации все свои силы и средства, был забыт и жил в глубокой нищете. Однако в 1901 году о нем вспомнили и по заслугам оценили: за гуманитарную деятельность ему была присуждена первая Нобелевская премия мира, некоторые страны, в том числе и Россия, стали выплачивать ему пожизненную пенсию.

Помнят о замечательном швейцарце и сейчас: недалеко от женевского парка Бастион ему установлен памятник. Однако лучшим памятником ему служит действующее и ныне Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Вопросы для обсуждения

1) Что было, по вашему мнению, самым главным в жизни Анри Дюнана?

3) Знаешь ли ты других людей, в жизни которых было главное дело, повлиявшее положительно на жизнь человечества?

4) Как ты думаешь, почему в качестве эмблемы организации, основанной Анри Дюнаном, был избран красный крест на белом фоне и почему в качестве эмблемы позднее стали использовать и красный полумесяц?

5) Чему учит жизнь Анри Дюнана и его подвижников?

6) Что ты знаешь о деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца у нас в стране?

7) Какой вклад в Международное движение Красного Креста ты бы хотел внести?



Читайте также: