Библейские казни египетские. Казни египетские

Представляем вам полный список 10 казней египетских, которые упоминаются в , в книге Исход. Недавно мы опубликовали статью , в которой описывается история исхода народа израильского. Из книги Исход мы узнаем о причинах, по которым Бог позволил Фараону быть жестокосердным:

«И сказал Господь Моисею: «Фараон тебя не послушал, чтобы Я мог показать в Египте Свою великую силу». Вот почему Моисей и Аарон совершили перед фараоном все эти великие чудеса, и вот почему Господь сделал фараона таким упрямым, и он отказался отпустить израильский народ из своей страны «. Исход 11:9-10

В этом отрывке из Библии мы ясно видим, почему Бог позволил Фараону быть таким упрямым. Этой небольшой статьей мы хотим обратить ваше внимание на то, как именно Бог это делал, показывая Свою силу и бессилие так называемых «богов» Египта. Смотрите сами…

10 казней Египетских — список

  1. Первая казнь. Кровь. Фараон ожесточается. Моисей и Аарон исполнили повеление Господа. Аарон поднял дорожный посох, ударил им по воде, сделав это на глазах у фараона и его приближённых, и вся вода в реке превратилась в кровь. Рыба в ней погибла, а река стала смердеть, и египтяне не могли пить из неё воду. Повсюду в Египте была кровь. (Исход 7:20,21)
  2. Вторая казнь. Жабы. Фараон умоляет об облегчении, но ожесточается. И вот Аарон простёр руку над водами Египта, и из воды стали выходить жабы, и заполнили они всю землю Египта. (Исход 8:6)
  3. Третья казнь. Мошки или вши. Фараон ожесточается. Так они и сделали. Аарон простёр руку с посохом и ударил по пыли земной, и по всему Египту пыль превратилась во вшей, и все животные и все люди покрылись ими. (Исход 8:17)
  4. Четвертая казнь. Песьи мухи. Фараон ставит условия, но ожесточается. Так сделал Господь. Великое множество мух слетелось в Египет; они были в доме у фараона и в домах всех его приближённых. Мухи были по всему Египту, страна погибала от них. (Исход 8:24)
  5. Пятая казнь. Моровая язва. Фараон ожесточается. На следующее утро весь скот Египта вымер, но ни одно животное, принадлежащее народу Израиля, не погибло. Фараон послал узнать, погибло ли что-нибудь из израильского скота, но ни одно животное Израиля не погибло. Фараон продолжал упорствовать, и не отпускал народ. (Исход 9:6,7)
  6. Шестая казнь. Нарывы. Фараон ожесточается. Моисей и Аарон набрали из печи золу, пошли и предстали перед фараоном. Они подбросили золу в воздух, и люди и животные стали покрываться нарывами. Волшебники не смогли в этом воспрепятствовать Моисею, потому что даже у них самих были нарывы. И повсюду в Египте случилось то же самое. (Исход 9:10,11)
  7. Седьмая казнь. Град. Фараон умоляет об облегчении, обещает свободу, но ожесточается. Господь сказал Моисею: «Подними руки к небу, и град начнёт падать по всему Египту, град упадёт на людей, на скот и на все растения в полях Египта». И вот Моисей поднял к небу свой дорожный посох, и Господь послал гром и молнию, и град стал падать на землю по всему Египту. Град падал, а сквозь него сверкала молния. Это был самый сильный град в Египте со времён его основания. Град уничтожил всё в полях Египта — людей, скот и растения и поломал все деревья в полях. Только в земле Гесем, там, где жил народ Израиля, не было града. (Исход 9:22-26)
  8. Восьмая казнь. Саранча. Фараон ставит условия, умоляет об облегчении, но ожесточается. «Подними руку над землёй Египетской, — сказал Господь Моисею, — и пусть на неё нападёт саранча. Она распространится по всей земле Египта и поест растения, уцелевшие от града». Моисей поднял над землёй Египта свой дорожный посох, и Господь послал сильный восточный ветер. Ветер дул весь день и всю ночь, а к утру принёс саранчу. Саранча слетелась в Египет и опустилась на землю. Никогда ещё в Египте не бывало столько саранчи и никогда больше не будет. Она покрыла землю, и вся земля потемнела. Она поела все растения на земле и все уцелевшие от града плоды на деревьях: нигде в Египте не осталось ни одного листа ни на деревьях, ни на растениях. (Исход 10:12-15)
  9. Девятая казнь. Тьма. Фараон ставит условия, но ожесточается. И сказал тогда Господь Моисею: «Воздень руку к небу и на Египет опустится осязаемая тьма!» Моисей воздел руку к небу, и Египет покрыло облако тьмы, которая стояла над Египтом три дня. Люди не видели друг друга, и никто не вставал с места три дня; там же, где жил израильский народ, было светло. (Исход 10:21-23)
  10. Десятая казнь. Смерть первенцев. Фараон и египтяне умоляют израильтян покинуть Египет. Вот что Господь повелел Моисею и Аарону, и народ Израиля исполнил наказ Господа. В полночь Господь убил всех первенцев в Египте, от сына первенца фараона, владыки Египта, до сына первенца узника, находившегося в темнице. Погиб и весь перворождённый скот. В ту ночь в каждом египетском доме кто-то умер, и громко рыдали фараон, и его правители, и весь народ Египта. В ту же ночь фараон призвал Моисея и Аарона и сказал: «Поднимитесь и уходите из среды моего народа, как говорили. Идите совершите служение Господу! (Исход 12:28-31)

Мошки: Использованный еврейский термин означает крошечных жалящих существ, едва различимых невооружённым глазом. Египетские священники, которые в соответствии со своими религиозными убеждениями хранили себя в чистоте через частое омовение и бритьё волосяного покрова тела, были доведены до отчаяния и признаны нечистыми для служения.

Пёсьи мухи: Насекомое, высасывающее кровь и откладывающее свои яйца на других живых существах, личинки которого питаются плотью этих существ. Оно рассматривалось как проявление божества Уатхит. «Погибала земля от песьих мух» (ст. 24) – едва ли это была положительная оценка для какого-нибудь «насекомого-божества». Каким бы ни было насекомое, сила казни была значительной и причинила много страданий.

Моровая язва весьма тяжкая: В перечислении различных видов домашнего скота была многозначительно подчёркнута тяжёлая природа язвы, которая впервые затронула личное имущество. Египетская литература и живопись приводят достаточно оснований, чтобы понять, насколько ценен был для них домашний скот. К какой бы разновидности ни относилась эта болезнь – сибирской язве, ящуру или любой другой болезни скота – она явно была заразной и со смертельным исходом. Духовный смысл этой египетской казни был очевиден: Египет высоко ценил быка, считая его священным животным. Особое внимание и поклонение отдавалось Апису – священному белому быку бога Птах. Гелиополис поклонялся быку Мневис. Также предметом поклонения в нескольких городах была богиня Хатор, изображённая в виде коровы или коровы-женщины.

Тьма: Такое описание девятой казни египетской, пришедшей без предупреждения, указывает на весьма необычную природу трёхдневной темноты, которая воспрепятствовала людям покинуть свои дома. То, что Израиль имел свет в жилищах и мог заниматься повседневными делами, подчёркивает сверхъестественную природу казни. С богословской точки зрения такая густая тьма напрямую бросала вызов верности Богу солнца Ра, который должен обеспечивать тепло и солнечный свет каждый день, а также препятствовала ежедневному ритуалу поклонения.

Казни египетские - чудесные действия, поразившие Египет перед исходом евреев (Исх. 7 , 14-11, 10. 12 , 29-32). В Библии названо десять таких казней, а именно:
1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (7 , 14-25);
2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (8 , 1-14);
3) появление «кинним» (פום LXX σκνιφες ) - москитов (по Филону, Оригену и некоторым новейшим исследованиям) или вшей (φθτεϊρες , pediculi по Иосифу Флавию и свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса);
4) появление множества песьих мух (צר ב , LXX κυνόμνια ), укус которых вызывает различные болезни (8 , 20-32);
5) послание мора на скот (9 , 1-6);
6) болезни - воспаления и нарывы (9 , 8-11);
7) молния и град, погубившие все, что было в поле - от человека до скота (9 , 12-26);
8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (10 , 1-15);
9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (10 , 21-23), и
10) истребление первенцев египетских - от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (12 , 29-32).

В течение этих казней можно заметить некоторую последовательность в смысле возрастания силы и действия.

Первые казни - превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов - не приносили существенного вреда египтянам и, главным образом, предостерегали фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3-6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такою силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большей частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловленными климатом и природою этой страны. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь - послание жаб - также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием - на Востоке вообще и в Египте в частности - всевозможных родов насекомых, пятая - с часто повторяющимися здесь эпизоотиями и т. д. Но, при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования книги Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, следует думать, не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды (ср. Исх. 9 , 31-32; 7, 15); 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а, согласно толкованию блж. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русский перевод Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сирина (рус. пер. Твор. св. отцов т. 22, 421) и Кирилла Александрийского (Comment, in Joan. VI, 53), превратилась в кровь и поэтому стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской. Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, в виду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами - апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, как полагают представители отрицательной критики, было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свои рассказы от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий.

То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх. 12 , 12: „и над всеми богами египетскими произведу суд“). Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова доказывал этим ничтожество египетских богов, которых народ считал источником своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса (Усири) или, позднее, Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб послужило доказательством бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом по господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра - верховным божеством Египта - божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение различных моментов в движении солнца.

Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницею. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа перед началом новой свободной жизни.

Литература

а) Русская:
† Проф. А. П. Лoпухин , Библейская История т. 1.
Г. Властов , Свящ. Летопись, II, Спб. 1878.
М. И. Савваитский , Исход израильтян из Египта, Спб. 1889 (магистер. диссертация, в которой см. и подробную библиографию),
А. П. Лопухин , Толковая Библия т. I, Спб. 1904.

б) Иностранная:
Köhler, Lehrbuch Bibl. Geschichte, 1875,
I-te Hälf. Vigouroux . La Bible et les découvert, modern., 1882.

См. также Энциклопедии Hastings"a Hauck’a, Smith"a, Gheync и др.

* Владимир Петрович Рыбинский,
магистр богословия, экстраординарный профессор и
инспектор Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 831. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.

«…стоило бы написать отдельную статью о взгляде современных ученых на рационально-естественноприродные причины… десяти казней… Скажем так: это - дело будущего…»
моё обещание, которое я сейчас выполню

"тематическая" страница из Моравской Агады, 1737 г.
В одной из своих раздач веселых картинок я обещал написать отдельную статью об поистине уникальном явлении Б-жественной силы и Справедливости - о знаменитых десяти казнях египетских!
При этом я никоим образом не хочу пересказывать Пасхальную Агаду: кто грамотен - сам прочитает, тем более, что эта самая Агада переведена на все я зыки мира, включая русский.
В данной статье речь пойдет о том, что в Торе содержится очень много исторически достоверных фактов. Это - тоже факт и о нем писали не раз. Однако до сих пор в Книгу Книг заглядывали в основном историки и археологи, вроде меня (да еще еретики и агностики, чтобы опровергнуть все, что там написано, но сейчас речь не о них). Но недавно за Тору всерьез взялись медики и микробиологи.
Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что ими найдены вполне научное объяснения знаменитых десяти казней, обрушенных Богом на древний Египет за отказ фараона отпустить рабов-евреев на волю.
Ученые долго не решались познакомить публику со своими исследованиями, но напасти, свалившиеся на человечество в последнее время, изменили их решение. Судите сами: неизвестно откуда появился африканский вирус Эбола, в Британии коровы заболели бешенством, из недр Китая выполз призрак «новой чумы» - атипичной пневмонии, американская пшеница подхватила коварный грибок (о проблеме СПИДа в свете вышесказанного разговор вообще не идет!)… «Все это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на библейские десять казней египетских. Ибо и то и другое - одного и того же, естественного, но отнюдь не божественного происхождения».
В книге «Исход», считают ученые, события изложены точно и абсолютно последовательно. Надо только их правильно интерпретировать, поставив себя, современного человека, вооруженного современными же знаниями, на место полудиких бывших кочевников-израильтян и не слишком далеко ушедших вперед цивилизованных египтян.
Итак, первая казнь: по Б-жьему велению, Аарон поднимает жезл брата своего, Моисея, и ударяет им по воде Нила. Вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воду из реки, и была кровь на всей земле Египетской». На фараона, интуитивно чувствовавшего подвох, эта казнь не произвела впечатления, поэтому требования Моисея остались без ответа. Тогда Б-г наслал на египтян вторую казнь - вся река воскишела жабами, которые стали входить в дома, в постели, в печи, и в квашню.
Естественно, ведь обе казни (точнее, напасти) напрямую связаны друг с другом, ибо вторая вытекает из первой, считают исследователи. И обе легко объяснимы вполне естественной причиной: кровь в реке - это микроводоросли (так называемая «красная ряска»), действительно очень опасные, так как они высасывают из воды кислород и выделяют, в качестве продукта обмена веществ, яд, убивающий все живое. Рыбам деваться некуда - они погибли и «воссмердели» (попросту протухли, а уж как воняет тухлая рыба…).
Кстати, о крокодилах, широко распространенных в Ниле, в Торе нет ни слова, значит, они смогли уйти из зараженной красной ряской воды и найти другое пристанище. Ведь и для фараона нашли вскоре чистую воду. Это был, разумеется, не колодец, как написано в Торе, а водоем, возможно озеро, не зараженное внезапно появившимися водорослями. Туда вполне могли мигрировать и крокодилы.
А вот жабам не повезло. В поисках чистой воды, без которой им тоже погибель, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, в котором раньше жили, и распространились по окрестностям. Вряд ли они уж так увеличились числом, просто египтяне раньше на них внимания не обращали и не знали их истинного количества (откуда в Древнем Египте взяться натуралистам, тем более ученым-экологам!?)
Обманув евреев во второй раз, фараон, якобы, накликал на свою страну новую казнь - Б-г наслал на Египет мириады мошек. «Этого следовало ожидать, так как вовсе не фараон в этом виноват, - говорят исследователи. - Мошки размножились среди разлагающихся жабьих трупов…». Причем, в Торе есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда опять-таки Аарон ударил жезлом в твердь земную, поднявшаяся пыль превратилась в мошек. А значит речь более чем ясно идет о куликоидах. Это необычайно агрессивные маленькие комарики, откладывающие свои яйца в пыли, а их личинки питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Так что ни о каких мошках и тем более вшах речь не идет.
Так как фараон продолжал упорствовать, в Египет пришла новая казнь: моровая язва, погубившая весь скот. Доктор Мар основательно покопался в справочниках на предмет поисков тех болезней, которые могут разноситься комариками-куликоидами. И нашел целых две: африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» - тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему овец и крупного рогато скота. От них и погиб египетский скот, а израильский, напротив, уцелел, так как пасся в «стране Гошен», в 150 км. от земель фараона, так что комарикам на своих крошечных крыльях было просто невозможно преодолеть такое расстояние.
Фараон, однако, все еще упрямился, поэтому на его государство напала шестая казнь - воспаление с нарывами, похожее на обильный фурункулез, но все же таковым не являющееся, так как оно поразило оставшийся скот, а потом перекинулось на людей. «Это был самый обыкновенный, всем известный сап, - не без основания полагают исследователи. - Эту инфекцию можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной, не продезинфицированной (тем более в Древнем Египте) пищи и воды. Впервые сап был описан Аристотелем в 330 г. до н.э., который, в частности, предупреждал о смертельной опасности для человека поедать мясо больного сапом животного. Болезнь была известна и ранее на Ближнем Востоке и в странах североафриканского Средиземноморья».
Седьмая казнь с предыдущими, правда, не связана, но и в ней нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, выпадает и поныне, и не только в Египте. Причем, в Торе приведена интересная подробность - град побил только ранние, успевшие вырасти колосьями. Поздние же, только-только проклевывающиеся из земли, он не затронул.
Итак, законы природы и здесь не нарушены, как и в следующей - девятой казни. Саранча по сей день налетает на южные земли Египта, принося колоссальные убытки землевладельцам. Более того, именно град мог вызвать нашествие саранчи! Как известно, дождей в Египте не бывает, поэтому столь резкое и внезапное изменение климата, породившее град, вызвало непредусмотренную миграцию саранчи, спасавшейся из неблагоприятных районов Египта в места с более привычным климатом. Причиной же града могла стать любая погодная аномалия над водами Средиземного моря, правда, достаточно редкая.
Девятая казнь - густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской, ученые объясняют грандиозным извержением вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Такое извержение действительно имело место 3500 лет тому назад и засыпало пеплом все восточное средиземноморье. Однако, сам Мар предполагает иное объяснение - сверхсильная песчаная буря. Именно такая тьма - по настоящему, скорее рыжая, чем черная, - упоминается в относящихся к тем временам древних папирусах. Кстати, это вполне укладывается в гипотезу о внезапном изменении климата в небе над Египтом. Надо ли говорить, что «тьма», какого бы они ни была цвета, распространилась по всей стране, а не только у египтян, на чем настаивает Тора.
И, наконец, осталось объяснить только десятую казнь - гибель всех детей-первенцев, от сына фараона до сына рабыни - и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восемнадцати детей в Кливленде несколько лет назад. Причинной смерти стал черный грибок, появившийся в подвале их домов. Аналогичное происшествие вполне могло произойти и в Древнем Египте. Судите сами: изголодавшиеся за три дня тьмы люди пробрались к амбарам, а грибок, распространившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь, наиболее слабых - младенцев и детей, причем, конечно, не только первородных. Так что вся эта история с прохождение духа смерти по Египту, с мечением кровью косяков дверей и прочее - позднейшая легенда, молва, фольклор, переродившиеся в традицию, - считают исследователи.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры переносят микробов и, как следствие, источники заразы, из одного места в другое. Тому есть исторические подтверждения. Скажем, в V в. до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождаемые землетрясениями, наводнениями и засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», - писал античный историк Фогедит. Особенно тяжелым был 427 г. до н.э., когда в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие ценами и затопившие все побережье Эллады…
Ученые все чаще объясняют Тору и события, описанные в ней, с научной точки зрения. И это хорошо. Вот только может не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что не подвластно человеческому разуму: как возник этот мир, в чем смысл жизни (да и есть ли он вообще), бесконечна ли Вселенная?
Может быть, к этой категории относятся и десять казней египетских?



Читайте также: