22 съезд кпсс программа партии. Почему вместо коммунизма советские люди получили катастрофическую «перестройку» — «катастройку»? "Движение за коммунистическое отношение к труду"

На внеочередном XXI съезде КПСС в январе 1959 г. было объявлено, что социализм в СССР уже построен. В этой связи возник вопрос о принятии новой программы партии. Этот вопрос поднимался еще при Сталине, но тогда решен не был. К осени 1961 г. новый проект программы, подготовленный специальной комиссией, был подготовлен и опубликован. В октябре 1961 г. в Москве - в только что выстроенном Кремлевском дворце съездов - состоялся XXII съезд КПСС, который и рассмотрел и принял третью по счету программу партии. В ней, в частности утверждалось: коммунизм - это бессклассовый общественный строй, с общими средствами производства, полным социальным равенством. Труд на общее благо должен стать осознанной необходимостью всех людей. Основной принцип общества - «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Для достижения такого общества следует выйти на первое место в мире по производительности труда, перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать нового всесторонне развитого человека. Коммунизм намечалось в основном построить к 1980 году!

На съезде были также рассмотрены вопросы гигантского подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, принят новый устав партии, обязывающий членов партии активно участвовать в строительстве коммунизма. Отметив успехи СССР в промышленности, освоении целины, Хрущев также обратился к проблеме дальнейшего развенчания культа личности: повторно раскритикованы действия как , так и участников «антипартийной группы». Съезд вынес решение вынести тело Сталина из мавзолея и захоронить у кремлевской стены. Началось массовое переименование городов и улиц, носивших имя вождя. В 1962 г. первый секретарь ЦК выступил с предложением о разработке проекта новой Конституции СССР, в которой был бы сделан еще больший упор демократические нормы и создание условий для перехода к коммунизму. Однако добиться ее принятия Хрущев не успел.

Успехи Хрущева на политической арене породили у него иллюзию всеобщей поддержки и усиливали волюнтаристские тенденции его руководства. Все это вызывало недовольство других высших партийно-государственных руководителей. Они с опасением смотрели на его неуемную энергию, проявлявшуюся во всех сферах. Недовольство накапливалось и в связи с желанием Хрущева ввести в Устав партии принцип обязательной ротации руководящих лиц - при каждых выборах менять 1/3 состава партийных комитетов на всех уровнях.

ЦИТАТЫ ИЗ ДОКЛАДА Н.С. ХРУЩЕВА

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»!

«Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!»

«К концу 1965 года у нас не будет никаких налогов с населения!»

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА Н.С. ХРУЩЕВА

Товарищи делегаты!

Закончилось обсуждение Отчета Центрального Комитета партии и доклада о Программе Коммунистической партии Советского Союза, которое проходило на высоком политическом уровне. С этой трибуны выступило много делегатов съезда. Что можно сказать об этих выступлениях? Думаю, вы согласитесь со мной, что каждое из них можно назвать как бы рапортом, отчетом перед партией. Каждый, кто поднимался на эту трибуну, говорил о самом волнующем, самом необходимом, что было сделано и что предстоит сделать. Эти выступления были проникнуты непоколебимой убежденностью в торжестве коммунизма. (Продолжительные аплодисменты).

Все выступавшие единодушно одобряли как политическую линию и практическую деятельность Центрального Комитета, так и проект Программы нашей партии - программы построения коммунизма. XXII съезд является ярчайшей демонстрацией единства нашей ленинской партии, сплоченности вокруг нее всего советского народа. (Аплодисменты). Всем содержанием своей работы XXII съезд подтвердил непоколебимую верность той линии нашей партии, которая была выработана XX съездом. (Аплодисменты). Теперь стало еще более очевидным, что XX съезд, убрав все наслоения периода культа личности, открыл новую страницу в истории нашей партии, оказал благотворное влияние на развитие нашей страны, всего мирового коммунистического и рабочего движения.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ XXII СЪЕЗДА КПСС

«Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И.В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В.И. Ленина»

В ЗЕРКАЛЕ АНЕКДОТА

Коммунизм уже на горизонте!

А что такое горизонт?

Это линия, которая удаляется, по мере приближения к ней

Хрущев на XXII съезде:

Товарищи, каждая пятилетка - это шаг к коммунизму!

Реплика из зала:

Осталось идти пять километров….

«В своем иконоборчестве Хрущев столкнулся с необходимостью замены поврежденных идолов чем-то иным»

К. Линден, американский политолог

В 1959 г. был созван внеочередной XXI съезд КПСС. На съезде было объявлено о «полной и окончательной победе социализма в СССР». Полная победа социализма объяснялась значительным повышением уровня жизни советских людей, ликвидацией эксплуататорских классов, повышением доли рабочего класса в численности населения, сближением рабочего класса и колхозного крестьянства благодаря механизации сельского труда. В решениях съезда говорилось, что в Советах реализовано подлинное народовластие.
Окончательная победа социализма понималась как невозможность его свержения «силами международного империализма». Это утверждение доказывалось ростом военно-политического могущества СССР и всего социалистического лагеря, распадом колониальной системы и сокращением влияния империализма в мире.
В связи с реформой управления народным хозяйством XXI съезд КПСС принял решение прервать реализацию шестого пятилетнего плана и перейти к семилетнему. За семилетку намечалось увеличить производство продукции тяжелой промышленности на 85%, легкой промышленности - на 62%, сельского хозяйства - на 70%. Национальный доход должен был возрасти на 70%, реальная зарплата - на 40%.
Добившись полной и окончательной победы социализма, советское общество, согласно сделанному на съезде выводу, вступило в стадию «развернутого строительства коммунизма». Путь к светлому будущему советским людям должна была указывать принятая на следующем XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. новая (третья) Программа КПСС.

Из программы кпсс

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа… При коммунизме не будет классов, исчезнут социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней; по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, бытовым условиям, степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города. С победой коммунизма произойдет органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда. Таким образом, коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои… В ближайшее десятилетие (1961-1970 г.) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма - США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен материальный достаток; все колхозы и совхозы превратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В итоге второго десятилетия (1971-1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период.

Проанализируйте данное в Программе КПСС определение коммунизма. Выделите те сферы жизни общества, в которых, в соответствии с Программой КПСС, должны были произойти наиболее серьезные перемены. Как Вы считаете, какие выдвинутые в Программе КПСС экономические и социальные задачи соответствовали, а какие не соответствовали реальным потребностям развития общества?

Очевидно, новая партийная программа была оторвана от реальности, ставила заведомо невыполнимые в отведенные сроки задачи. Отчасти это объяснялось реальным оптимистическим настроением, преобладавшим в советском обществе после ХХ съезда и первых успехов в освоении космоса. Но важнее было стремление властей загипнотизировать граждан грандиозными задачами и отвлечь их от реальных трудностей. Однако в обществе явно авантюристический характер принятого документа вызвал насмешки и анекдоты. Впрочем, проблема заключалась не только в этом. В мире начинался переход от индустриальной стадии развития общества к информационной. Новый этап научно-технической революции (НТР) требовал приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей. А семилетний план и Программа КПСС по-прежнему исходили из того, что главное - количественный рост производства угля, нефти, металла, станков… Развитию новых направлений науки, таких, как кибернетика, электроника, физика полупроводников, генная инженерия и т.п., не уделялось должного внимания. Всё это обрекало советскую индустрию на неизбежное отставание от мирового уровня.

Почему советское руководство своевременно не отреагировало на начало нового этапа НТР?

К 1964 г. стало очевидно, что семилетний план провалился. Опыт семилетнего планирования был негласно признан неудачным, плановые органы начали готовить возвращение к пятилеткам. Но летом 1964 г. Хрущев предложил перейти к восьмилетнему планированию. Скорее всего, это очередное новшество преследовало единственную цель - скрыть экономические неудачи предшествующих лет.

Программа Коммунистической партии Советского Союза

основной теоретический документ партии, содержащий в себе конечную цель и важнейшие задачи на определённый исторический период. Обязательная для всех коммунистов и партийных организаций, она обеспечивает объединение их усилий для построения коммунистического общества; принимается съездом Коммунистической партии Советского Союза (См. Коммунистическая партия Советского Союза).

П. создаётся на основе марксистско-ленинской теории и опыта международного рабочего и коммунистического движения, составной частью которого является КПСС. Выполняя принятую П., партия, конкретизируя пути решения указанных в ней задач, углубляет и развивает теорию марксизма-ленинизма, обогащая её новым опытом.

Первым программным документом международного коммунистического движения был «Манифест Коммунистической партии », написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847.

КПСС в своей истории принимала три программы: первую - для периода борьбы за победу буржуазно-демократической и социалистической революций; вторую - для периода построения социализма; с 1961 руководствуется третьей - П. строительства коммунизма. Все П. оказывают огромное влияние на международное коммунистическое движение, служат образцом в разработке программ многим компартиям мира.

Первая программа партии. Начало разработке программы российской социал-демократии положил Г. В. Плеханов. В 1883 он написал 1-й вариант Программы российской социал-демократической группы «Освобождение труда» (См. Группа Освобождение труда) (опубликована в 1884), в 1885 - 2-й вариант «Проекта программы русских социал-демократов» (опубликована в 1888). Последний содержал марксистское определение исторической роли пролетариата как руководителя коммунистической революции, указывал на необходимость захвата им политической власти; первоочередными задачами выдвигались свержение самодержавия, общедемократические преобразования в государстве, защита интересов рабочих России. Конечной целью борьбы рабочего класса признавалось построение коммунистического общества; подчёркивалось значение международной пролетарской солидарности. Однако эти проекты П., отражая начальный период в развитии росс. социал-демократии, носили абстрактный характер и не учитывали состояния рабочего движения в России, содержали элементы народнической идеологии (признание индивидуального террора как средства политической борьбы и др.). Отмечая эти недостатки, Ленин вместе с тем высоко оценивал первые программные документы российской социал-демократии (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 4, с. 215-16).

В период своей деятельности в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» (См. Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса) Ленин начал непосредственную разработку П. социал-демократической партии. В декабре 1895, находясь в тюрьме, он написал «Проект программы», а летом 1896 - «Объяснение программы» социал-демократической партии. Ленинский проект П. состоял из трёх основных частей, в которых изложены исходные теоретические положения марксистской партии, задачи партии и её отношение к другим политическим движениям в России, а также сформулированы главные практические требования. В конце 1899 Ленин подготовил 2-й проект П. Выработка окончательного варианта П. была начата летом 1901 редакцией ленинской «Искры» (См. Искра). П. создавалась в борьбе против либерального народничества (См. Народничество), «легального марксизма» (См. Легальный марксизм) и «Экономизм а» в России, а также против международного оппортунизма - бернштейнианства (См. Бернштейнианство). За последовательно марксистское содержание П. Ленину пришлось вести борьбу и внутри редакции «Искры». Написание теоретической части П. было поручено Плеханову; Ленин взял на себя разработку её аграрной части. Плеханов в своём проекте П. дал лишь общую характеристику капитализма, но не показал противоречий и бедствий, порождаемых им в России, неправильно оценивал политическую роль росс. буржуазии, не видел в пролетариате гегемона в буржуазно-демократической революции, проявил колебания в вопросе о диктатуре пролетариата, недооценивал крестьянство как союзника рабочего класса. Убедившись в неприемлемости первого и последующих вариантов П., написанных Плехановым, отличавшихся абстрактностью и расплывчатостью в изложении принципиальных вопросов, Ленин предложил свой проект. Редакция «Искры» выделила согласительную комиссию. В окончательном проекте П. была дана характеристика росс. капитализма, определена руководящая роль рабочего класса в революции и указано на необходимость борьбы за диктатуру пролетариата, отмечена специфика революционного движения в России, содержалось научное обобщение опыта революционной борьбы российского и международного пролетариата. Проект П., написанный Лениным и Плехановым, был опубликован в № 21 «Искры» 1 (14) июня 1902.

П., принятая 2-м съездом РСДРП, состояла из двух частей: программы-максимум, определявшей основную задачу партии - свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистического общества, и программы-минимум, ставившей ближайшей задачей свержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, которая бы обеспечила введение 8-часового рабочего дня, уничтожение остатков крепостничества в деревне, равноправие всех наций и право их на самоопределение и т.д.

Программа РСДРП явилась программой партии социальной революции и диктатуры пролетариата, партии нового типа, в корне отличной от партий 2-го Интернационала, не имевших в своих программах пункта о диктатуре пролетариата и вставших на реформистский путь. Ленин указывал, что «... суть этой программы состоит в организации классовой борьбы пролетариата и в руководстве этой борьбой, конечная цель которой - завоевание политической власти пролетариатом и устройство социалистического общества» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 4, с. 184). Выполняя первую П. партия решила сложнейшие задачи организации и укрепления своих рядов. Она очистилась от оппортунистических группировок, сплотила вокруг себя пролетарские массы, обеспечила прочный союз рабочего класса с трудовым крестьянством. Партия приобрела опыт руководства массами России во время народной Революции 1905-07, которая потрясла основы самодержавия и вооружила рабочий класс опытом революционной борьбы, в труднейший период столыпинской реакции 1907-10, в империалистическую войну 1914-18, выступив единственной из всех партий 2-го Интернационала с позиций пролетарского интернационализма, в Февральской буржуазно-демократической революции 1917, свергнувшей царизм. Партия осуществила руководство Великой Октябрьской социалистической революцией, в результате которой было создано первое в мире государство диктатуры пролетариата. В процессе борьбы за выполнение первой П. партия и её вождь В. И. Ленин развили учение о социалистической революции, научно разработали теорию аграрного и национального вопросов, об основах государственного устройства республики рабочих и крестьян, внеся тем самым новый вклад в теорию марксизма.

Вторая программа партии. С победой Великой Октябрьской социалистической революции началась эпоха перехода от капитализма к социализму. Для нового этапа развития общества требовалась и новая П. партии, которая должна была учесть вступление капитализма в новую империалистическую стадию развития, опыт Революции 1905-07 в России, 1-й мировой войны 1914-18, Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьской революции 1917, первый опыт строительства социалистического общества в Советской республике.

Ещё до Февральской революции 1917 Ленин выдвинул задачу изменения П. с учётом изменений в общественной жизни (см. Ленинский сборник, XXXVI, 1959, с. 13). В Апрельских тезисах В. И. Ленина (См. Апрельские тезисы В. И. Ленина) вновь ставится вопрос об изменении П. (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 116). 7-я (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б) (1917) поручила ЦК пересмотреть П. и указала, в каком направлении это следует сделать. В марте 1918 Ленин написал «Черновой набросок проекта программы», учитывающий опыт революции и первых мероприятий диктатуры пролетариата. На 7-м съезде РКП (б) (март 1918) Ленин выступил с докладом о пересмотре П. Съезд создал комиссию во главе с Лениным, которой поручил подготовить новую П. Проект П. был подготовлен и опубликован в «Правде» 25-27 февраля 1919, обсуждался в печати и в местных партийных организациях.

Проект 2-й программы партии был представлен на утверждение Восьмого съезда РКП (б) (См. Восьмой съезд РКП) в марте 1919. По общетеоретической части П. и по национальному вопросу на съезде развернулась острая полемика между В. И. Лениным и его сторонниками и Н. И. Бухариным, Г. Л. Пятаковым и др. Разногласия заключались в различном понимании сущности империализма, теории социалистической революции, вопроса о союзниках пролетариата. Бухарин и Пятаков возражали против включения в П. пункта о праве наций на самоопределение, т.к. суверенность наций считали «устаревшим» понятием. Ленин, опровергая установки Бухарина и Пятакова, показал, что в области национальных отношений партия ведёт политику сближения всех трудящихся разных национальностей для совместной революционной борьбы, возможную лишь при твёрдом проведении принципа равноправия всех народов, уничтожения всех и всяких привилегий любой нации или национальной группы, признания за колониальными и неравноправными нациями права на государственное отделение. «... Мы должны сказать другим нациям, что мы до конца интернационалисты и стремимся к добровольному союзу рабочих и крестьян всех наций» (там же, т. 38, с. 184).

В принятую съездом П. была включена характеристика капиталистического общества, его особенностей и противоречий, а также простого товарного производства; дан анализ Империализм а, показаны условия его неизбежной гибели. Империализм является высшей и последней стадией развития капитализма, а не особой общественно-экономической формацией. В П. излагалась суть ленинского учения об империализме, указывалось, что по мере развития мирового капитализма подготавливаются экономические условия для перехода к высшему типу общественного производства, растет возмущение пролетариата и др. слоев трудящихся внутри капиталистических стран, а в колониальных и зависимых странах развивается национальное освободительное движение. Важнейшим условием победы над империализмом является братский союз и единство действий пролетариата всех стран мира. П. отмечала величайшее международное значение Октябрьской революции 1917, утвердившей диктатуру пролетариата и открывшей эру всемирной коммунистической революции.

В общеполитической части П. охарактеризовано классовое содержание Сов. власти как нового типа государства, в котором реальная власть принадлежит рабочему классу и трудящемуся крестьянству, составляющим подавляющее большинство народа; показывалось принципиальное отличие социалистической демократии от буржуазной, являющейся выражением диктатуры эксплуататорских классов по отношению к трудящимся.

В военной области П. ставила задачи создания регулярной рабоче-крестьянской армии, обучения всех пролетариев и полупролетариев военному делу для защиты Советской родины от врагов, обеспечения благоприятных мирных условий для социалистического строительства; задачи классового сплочения и социалистического просвещения Красной Армии политическими комиссарами из коммунистов, привлечения к организации армии и её руководству старых военных специалистов под контролем органов Советской власти.

В области школьного образования была поставлена задача превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического переустройства общества. В качестве ближайших задач намечалось проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей; создание сети дошкольных учреждений для общественного воспитания детей и раскрепощения женщины; освобождение обучения от всякого религиозного влияния; всесторонняя государственная помощь самообразованию рабочих и крестьян; развитие профессионального образования; широкий доступ в вузы всех желающих учиться, и прежде всего рабочих, и т.д. П. ставила задачу содействовать освобождению трудящихся от религиозных предрассудков, вести научно-просветительскую и антирелигиозную пропаганду, избегая при этом оскорбления чувств верующих.

«Наша программа партии, - утверждал Ленин, - не может оставаться только программой партии. Она должна превратиться в программу нашего хозяйственного строительства, иначе она не годна и как программа партии» (там же, т. 42, с. 157).

В области экономической П. определила круг задач, обеспечивающих построение социалистического общества: доведение до конца экспроприации буржуазии и превращение средств производства в общую собственность всех трудящихся; ведение народного хозяйства по общегосударственному плану; вовлечение профсоюзов в организацию народного хозяйства; всемерное развитие производительных сил страны; развитие науки и сближение её с производством; укрепление дисциплины труда и т.д. В области сельского хозяйства П. намечала организацию крупного социалистического земледелия; создание совхозов; поддержку обществ и товариществ для совместной обработки земли; государственная помощь крестьянам для повышения производительности труда, устройство прокатных пунктов, опытных станций, распространение агротехнических знаний, агрономическая помощь. Партия опиралась в деревне на пролетарские и полупролетарские слои крестьянства, организуя их в самостоятельную силу. По отношению к кулачеству политика партии состояла в решительном ограничении его эксплуататорских тенденций. Ставилась задача привлечь середняка на сторону рабочего класса, вовлечь его в социалистическое строительство. Реализация требований П. по крестьянскому вопросу явилась основой политики, обеспечившей прочный союз рабочего класса и крестьянства и выполнение кооперативного плана В. И. Ленина (См. Кооперативный план В. И. Ленина).

В П. были сформулированы задачи партии в области улучшения материального положения трудящихся, охраны труда и социального обеспечения.

В процессе выполнения второй П., решая задачи, возникавшие в условиях послевоенной разрухи, Ленин теоретически обосновал необходимость новой экономической политики (См. Новая экономическая политика), закреплявшей союз рабочего класса с крестьянством, разработал план строительства социализма в СССР, основы государственного устройства многонационального Союза ССР.

Обеспечив победу над иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией в годы Гражданской войны 1918-20, партия возглавила восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, а затем мобилизовала сов. народ на решение задач индустриализации (См. Индустриализация) страны и коллективизации сельского хозяйства (См. Коллективизация сельского хозяйства), на осуществление культурной революции (См. Культурная революция). В результате выполнения второй П. Советский Союз совершил гигантский скачок от отсталости к прогрессу, превратившись в могущественную индустриально-колхозную социалистическую державу. Был претворён в жизнь план строительства социализма, разработанный Лениным. Завершение строительства социализма было прервано нападением фашистской Германии на СССР в 1941. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 сов. народ под руководством Коммунистической партии отстоял свои завоевания, спас мир от фашистского порабощения, сохранил и упрочил позиции социализма на международной арене.

Третья программа партии. Социализм победил в Советском Союзе полностью и окончательно. В этих условиях возникла необходимость разработать новую, третью П. партии. Проект её был выработан ЦК КПСС по решению 20-го съезда КПСС (1956), опубликован в газете «Правда» 30 июля 1961 и обсуждался на собраниях коммунистов и беспартийных, на партийных конференциях, в печати. В обсуждении участвовало свыше 9 млн. коммунистов, а всего около 73 млн. чел.

Двадцать второй съезд КПСС принял новую П. (31 октября 1961). В ней отражены коренные сдвиги, происшедшие в мировом общественном развитии: вступление Сов. Союза в период коммунистического строительства, возникновение и упрочение мировой системы социализма, рост международного коммунистического рабочего и национально-освободительного движений, распад колониальной системы империализма. В П. учтены опыт социалистического строительства в СССР, опыт международного рабочего и национально-освободительного движения. Важными источниками для выработки П. явились материалы 20-го и 21-го съездов КПСС, документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий 1957 и 1960.

П. состоит из Введения и двух основных частей: 1. Переход от капитализма к коммунизму - путь развития человечества. 2. Задачи КПСС по строительству коммунистического общества. Во Введении подчёркивается историческая преемственность задач третьей П. от «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, от первой и второй программ партии. Новая П. творчески обобщает практику строительства социализма, учитывает опыт революционного движения во всём мире и, выражая коллективную мысль партии, определяет главные задачи и основные этапы коммунистического строительства. КПСС, верная пролетарскому интернационализму, рассматривает коммунистическое строительство в СССР как великую интернациональную задачу советского народа, отвечающую интересам всей мировой социалистической системы, интересам международного пролетариата, всего человечества. В 1-й части П. даётся характеристика современной эпохи, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, как эпохи борьбы двух противоположных общественных систем, социалистической и национально-освободительной революций, эпохи крушения империализма, ликвидации колониальной системы, перехода на путь социализма всё новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе.

В П. обосновывается историческая неизбежность перехода от капитализма к социализму. Капитализм, гигантски развив производительные силы, превратился в величайшую преграду на пути общественного прогресса. Усиливающийся конфликт между производительными силами и производственными отношениями властно требует раскрепощения производительных сил и их использования на благо всего общества. Мировая капиталистическая система в целом созрела для социальной революции пролетариата. Империализм вступил в период заката и гибели. Главное содержание, главное направление и главные особенности исторического развития человечества определяют Мировая система социализма , силы, борющиеся против империализма, за социалистическое переустройство общества. В П. даётся характеристика международного революционного движения рабочего класса, национально-освободительного движения, подчёркивается, что главным врагом всех трудящихся являются капиталистические монополии. «В ликвидации всевластия монополий кровно заинтересованы все основные слои нации. Это позволяет соединить все демократические движения, выступающие против гнёта финансовой олигархии, в один могучий антимонополистический поток» (Программа КПСС, 1974, с. 37). Общедемократическая борьба против монополий приближает социалистическую революцию: борьба за демократию - составная часть борьбы за социализм.

В области международных отношений П. главной целью ставит обеспечение мирных условий для построения коммунистического общества в СССР и развития мировой системы социализма, избавление человечества от мировой истребительной термоядерной войны. КПСС исходит из того, что в мире сложились и растут силы, способные сохранить и упрочить всеобщий мир. Создаются возможности для утверждения принципиально новых отношений между государствами. Социализм противопоставляет империализму новый тип международных отношений, в основе которых лежат принципы мира, равноправия, самоопределения народов, уважения независимости и суверенитета всех стран, проведение в жизнь политики мирного сосуществования (См. Мирное сосуществование) государств с различным общественным строем.

В П. указывается, что КПСС выступает против всех и всяческих захватнических войн, поддерживая борьбу угнетённых народов, их справедливые освободительные войны против империализма.

П. определяет задачи КПСС в борьбе с буржуазной и реформистской идеологией и различными формами её проявления - антикоммунизмом, фашизмом и клерикализмом, с антисоветизмом, ревизионизмом и догматизмом. Современная эпоха развития человеческого общества знаменует собой подлинный триумф революционного мировоззрения рабочего класса и глубокий кризис буржуазной идеологии. Империалистическая реакция всеми средствами пытается защитить капитализм и опорочить коммунизм. Главным идейно-политическим оружием империализма является антикоммунизм, борьба с которым приобретает важнейшее значение. Идеологическая борьба империалистической буржуазии направлена прежде всего против рабочего класса и его марксистско-ленинских партий. Отражением буржуазного влияния на рабочий класс является социал-демократизм в рабочем движении и ревизионизм в коммунистическом движении. Победа марксизма-ленинизма обеспечена потому, указывает П., что он выражает жизненные интересы рабочего класса, огромного большинства человечества, стремящегося к миру, свободе, прогрессу, выражает идеологию нового общества, идущего на смену капитализму.

2-я часть П. посвящена задачам КПСС по строительству коммунистического общества. В П. дано определение Коммунизм а, указывается, что переход к нему от социализма является естественноисторическим процессом и предполагает решение трёх взаимно связанных задач: создание материально-технической базы коммунизма, преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитание всех трудящихся в духе высокой коммунистической сознательности, всестороннее развитие нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

П. считает главной экономической задачей партии создание материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма) и указывает её основные элементы. Создание материально-технической базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и культурных благ для всего населения, советское общество приблизится к осуществлению принципа распределения по потребностям, государственная и кооперативно-колхозная собственности сольются в единую общенародную форму собственности. В процессе строительства коммунизма постепенно исчезнут различия между классами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

В П. дана характеристика политической организации общества в период строительства коммунизма, научно обоснованы положения о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, о постепенном переходе к общественному самоуправлению. Государство как общенародная организация сохранится до полной победы коммунизма. При этом в нём сохранится руководящая роль рабочего класса как самой передовой и организованной силы общества. Для полного отмирания государства потребуется построение развитого коммунистического общества и упрочение социализма на международной арене. С точки зрения внутренних условий Советский Союз не нуждается в армии. Однако партия исходит из того, что, пока существует империализм, остаётся опасность агрессивных войн, и потому рассматривает защиту социалистического отечества, укрепление обороны СССР как священный долг партии, всего советского народа, как важнейшую функцию социалистического государства.

Определяя задачи в области повышения материального благосостояния народа, П. отмечает взаимодействие двух основных принципов удовлетворения потребностей граждан: повышение индивидуальной оплаты по количеству и качеству затраченного труда в сочетании со снижением розничных цен, отменой налогов с населения; расширение общественных фондов потребления, предназначенных для удовлетворения потребностей членов общества, независимо от затрат труда. По мере продвижения к коммунизму роль и значение общественных фондов потребления, темпы их роста будут увеличиваться.

Вопросы национальных взаимоотношений П. решает с позиций социалистического интернационализма, ставит задачи дальнейшего укрепления дружбы народов СССР, борьбы против проявлений и рецидивов всякого национализма и шовинизма, против тенденций к национальной ограниченности. П. отразила новый этап в развитии национальных отношений в СССР. В ней указывается, что в процессе строительства коммунизма произойдёт дальнейшее сближение наций. Стирание национальных различий - объективный исторический процесс, имеющий прогрессивный характер. Однако этот процесс очень длительный, и искусственное ускорение его может привести только к оживлению вредных националистических пережитков.

В П. сформулирован Моральный кодекс строителя коммунизма, определены задачи в области народного образования, науки, культурного строительства, литературы и искусства и др. Строительство коммунизма предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных к умственному и физическому труду в различных областях общественной, государственной и культурной деятельности. П. поставила задачу осуществить всеобщее обязательное среднее образование; общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения; дальнейшее развитие высшего и среднего специального образования, призванного готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким теоретическим и политическим кругозором. Коммунизм невозможен без развития науки, технического и социального прогресса. П. предусматривает дальнейшее развитие теоретических исследований прежде всего в областях ведущих отраслей естествознания, что обеспечит условия подъёма и эффективности технических, медицинских, с.-х. и др. наук. Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области общественных наук, которые составляют научную основу руководства развитием общества. «Главным в этой области является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных закономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в коммунизм, разработка проблем коммунистического воспитания» (там же, с. 127-28). П. ставит задачу всестороннего развития культурной жизни общества, повышения воспитательной роли литературы и искусства; развитие международных культурных связей. П. исходит из того, что «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организации производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (там же, с. 129-30).

Достигнутые результаты в построении развитого социалистического общества, единство целей и действий партии и народа, задачи развёрнутого коммунистического строительства обусловили и возрастание роли и значения КПСС, которая, продолжая оставаться партией рабочего класса, стала в то же время партией всего сов. народа - строителя коммунизма. Коммунистическая партия, объединяющая в своих рядах наиболее передовых представителей рабочего класса, всех трудящихся, тесно связанная с массами, владея знанием законов развития общества, обеспечивает руководство строительством коммунизма, придаёт ему научно обоснованный характер. «Партия существует для народа, в служении ему видит смысл своей деятельности» (там же, с. 140).

В П. подчёркивается, что КПСС будет и впредь крепить единство и сплочённость международного коммунистического движения, развивать братские связи со всеми коммунистическими и рабочими партиями, координировать свои действия с усилиями всех отрядов мирового коммунистического движения для совместной борьбы против опасности новой мировой войны, за интересы трудящихся, за мир, демократию и социализм. КПСС в соответствии с П. исходит из необходимости непримиримой борьбы с ревизионизмом, догматизмом и сектантством, со всякими отступлениями от ленинизма, считая эту борьбу непременным условием дальнейшего укрепления единства международного коммунистического движения, упрочения социалистического лагеря. КПСС считает своей интернациональной обязанностью строгое соблюдение совместно выработанных братскими партиями оценок и выводов, касающихся общих задач борьбы против империализма, за мир, демократию и социализм, и принятых на Международных совещаниях коммунистических и рабочих партий.

КПСС рассматривает строительство коммунизма в СССР как составную часть создания коммунистического общества народами всей мировой социалистической системы.

Выполняя третью П., КПСС постоянно совершенствует и находит новые методы решения задач коммунистического строительства, укрепления мировой социалистической системы, упрочения мира на Земле. Руководя коммунистическим строительством, партия постоянно развивает марксистско-ленинскую теорию, что находит отражение в документах и решениях съездов КПСС и пленумах ЦК.

Претворение в жизнь П. строительства коммунизма в СССР оказывает возрастающее воздействие на развёртывание рабочего и национально-освободительного движения. Пример строительства коммунизма в СССР воодушевляет трудящихся всех стран, служит им огромной моральной поддержкой в борьбе за освобождение от социального и национального гнёта, ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе.

Лит.: Программа РСДРП, принятая на II съезде партии, в кн.: КПСС в резолюциях, и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Проект программы нашей партии, там же, т. 4; его же, Заявление редакции «Искры», там же; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же; его же, Материалы к выработке программы РСДРП, там же, т. 6; его же, Аграрная программа русской социал-демократии, там же; его же, К деревенской бедноте, там же, т. 7; его же, Ответ на критику нашего проекта программы, там же; его же, Национальный вопрос в нашей программе, там же; его же, II съезд РСДРП. Речь по вопросу о программе партии 22 июля (4 авг.). Речь при обсуждении аграрной программы 31 июля (13 авг.). Речи и выступления при обсуждении аграрной программы. 1 (14) августа, там же; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг., там же, т. 16: его же, О задачах пролетариата в данной революции. [Тезисы], там же, т. 31; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б), там же; его же, Материалы по пересмотру партийной программы, там же, т. 32; его же, По вопросу о программе партии, там же, т. 34; его же, К пересмотру партийной программы, там же; его же, Седьмой экстренный съезд РКП (б), там же, т, 36; его же, Проект программы РКП (б), там же, т. 38; его же, VIII съезд РКП (б), там же; Седьмой экстренный съезд РКП (б). Об изменении названия партии и партийной программы, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ПК, 8 изд., т. 2, М., 1970; Восьмой съезд РКП (б). Резолюции и постановления. О проекте программы. Программа РКП (б), М., 1933: XX съезд КПСС. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1-2, М., 1959; XXII съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1-3, М., 1962; XXIII съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1-3, М., 1966; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; XXIV съезд КПСС. Стенографич. отчет, [т.] 1-2, М., 1971; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1974.

Пришел к выводу, что с момента принятия II Программы партии произошли коренные перемены. Исходя из этого, съезд постановил считать необходимым произвести переработку Программы партии. На XX съезде КПСС ЦК было поручено «подготовить проект Программы КПСС, исходя из основных положений марксистско-ленинской теории, творчески развивающейся на основе исторического опыта нашей партии, опыта братских партий социалистических стран, опыта и достижений всего международного коммунистического и рабочего движения, а также с учетом подготовляемого перспективного плана коммунистического строительства, развития экономики и культуры Советского Союза» .

Для разработки проекта Программы была создана рабочая группа, которая разместилась в санатории Управления делами ЦК КПСС «Сосны», находящемся в ближайшем Подмосковье, во главе с секретарем ЦК КПСС Б. Н. Пономарёвым . Первоначальные работы над созданием проекта новой Программы начались в середине 1958 года, в итоге в течение трёх лет над ней трудились около 100 крупнейших учёных и специалистов .

К весне 1961 года работа над проектом завершилась, и его текст был предоставлен Н. С. Хрущёву . 20, 21, 22 и 25 апреля он формулирует свои замечания. После соответствующей доработки проект Программы был рассмотрен 24 мая на Президиуме ЦК КПСС и 19 июня на Пленуме ЦК. 26 июля 1961 года на заседании Президиума ЦК КПСС текст проекта Программы, предоставленный Программной комиссией, был одобрен .

Всенародное обсуждение

30 июля 1961 года текст проекта Программы был опубликован в газетах «Правда » и «Известия » с тем, чтобы население могло ознакомиться с ним и высказать свои предложения и замечания. Партийные ячейки посылали в центр отчёты об обсуждении проекта Программы партии. Газеты и журналы должны были собирать письма населения, поступающие в редакцию и касающиеся проекта Программы, и направлять их для обработки и анализа в специально созданные рабочие группы.

К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало почти 44 млн человек, а с учётом писем в местные газеты, партийные органы, радио и телевидение, по приводимым А. В. Пыжиковым данным, количество корреспонденции составляет 17080 .

Структура

  • Введение
  • Часть первая: ПЕРЕХОД ОТ КАПИТАЛИЗМА К КОММУНИЗМУ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    1. Историческая неизбежность перехода от капитализма к социализму
    2. Всемирно-историческое значение Октябрьской революции и победы социализма в СССР
    3. Мировая система социализма
    4. Кризис мирового капитализма
    5. Международное революционное движение рабочего класса
    6. Национально-освободительное движение
    7. Борьба против буржуазной и реформистской идеологии
    8. Мирное сосуществование и борьба за всеобщий мир
  • Часть вторая: ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Коммунизм - светлое будущее всего человечества
    1. Задачи партии в области экономического строительства, создания и развития материально-технической базы коммунизма
      1. Развитие промышленности, строительства, транспорта, их роль в создании производительных сил коммунизма
      2. Развитие сельского хозяйства и общественных отношений в деревне
      3. Руководство народным хозяйством и планирование
    2. Задачи партии в области подъема материального благосостояния народа
    3. Задачи партии в области государственного строительства и дальнейшего развития социалистической демократии
      1. Советы и развитие демократических принципов государственного управления
      2. Дальнейшее повышение роли общественных организаций. Государство и коммунизм
      3. Укрепление Вооруженных Сил и обороноспособности Советского Союза
    4. Задачи партии в области национальных отношений
    5. Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры
      1. В области воспитания коммунистической сознательности
      2. В области народного образования
      3. В области науки
      4. В области культурного строительства, литературы и искусства
    6. Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран
    7. Партия в период развёрнутого строительства коммунизма

См. также

Напишите отзыв о статье "Третья Программа КПСС"

Примечания

Литература

  • Фокин А. А. Челябинск, 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Третья Программа КПСС

Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.

В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.

Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.

С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.

Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.

Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.

В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.

Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.

Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти - это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е - троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.

Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.

Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».

К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».


Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».

Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов. В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».

В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.

В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова - коммуна».

Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:

-Как её фамилия? - спрашиваю председателя.

Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя. Я Николай Пролетволя. Так-то!

Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».

Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.

Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.

Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.

Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».

Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.

Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.

Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».

Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.

Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь - еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».

В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.

Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.

Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».

Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.

Сегодня это катастрофически примитивное враньё для слабоумных не канает. Коммунизм выглядит примитивной
приманкой напёрсточников, устроившихся на плечах трудящихся. Сегодня коммунизм разобрали на детальки и
продают дуракам по кусочкам: равенство дикарей и академиков, любителей отрезать головы с теми, у кого не
осталось воспоминаний о жизни в каменном веке, несчастных закутанных по макушку с незакутанными, давят на
всеобщую справедливость, на "средний класс", на "*уё-моё". Вождям из подворотни просто хана без коммунизма.
Они сегодня его разбирают по частям и украшают ими ёлку капитализма. А слабоумные водят хороводы вокруг
этой ёлки и выполняют команды с телевизоров. Цивилизации приходят и разваливаются, а сделать человека
дурным и внушить ему что-то такое - нет никаких проблем. Это дело хорошо налажено в последний век особенно.



Читайте также: