Первый российский самолет бомбардировщик название. Лучшие бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик — дорогой вид вооружения, который может себе позволить не каждая страна. Чтобы создать такой самолет, требуется значительный научный потенциал и материально-промышленная база. Сегодня стратегической авиацией располагают только две державы: Россия и США. Возможно, со временем к ним присоединится Китай, чьи специалисты ведут активные разработки этого вида вооружения. сайт собрал шесть сильнейших стратегических бомбардировщиков в мире.

Ту-22М3

Фото: airwar.ru

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик «Ту-22М3» предназначен для поражения целей по всему евразийскому континенту и в близлежащих морях. Недавно бомбардировщики прошли модернизацию и получили совершенно новую бортовую электронику. Проведенная модернизация повысила возможности бомбардировщика в прорыве ПВО типа «Иджис», еще модернизированный бомбардировщик часто называют убийцей ЕвроПро. Кроме того, одно из предназначений стратега — уничтожение авианосцев.


Фото: photofile.ru

В арсенал вооружения сверхзвукового бомбардировщика введена крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 километров в час, обладающая дальностью полета до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.

Кроме России самолеты семейства «Ту-22М» состояли на вооружении ВВС Украины. Однако на данный момент украинцы демонтировали все свои 60 «Ту-22М» (17 «Ту-22М2» и 43 «Ту-22М3»).


«Ту-22М3» ВВС Украины уничтожаются с помощью оборудования американской компании Raytheon Technical Services, авиабаза Полтава, 2002 год.

Rockwell B-1 Lancer


Фото: topwar.ru

Rockwell B-1 Lancer — единственный находящийся на вооружении ВВС США самолет с изменяемым стреловидным крылом. В конструкции бомбардировщика использованы композитные материалы, снижающие эффективную площадь рассеяния. Из композитов изготовлены передние горизонтальные поверхности, кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников, а также створки бомбоотсеков.


Фото: aircraftinformation.info

Стыки обшивки планера заклеены специальной лентой, которая затем покрывается краской. По заявлению создателей, В-1 обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, превосходя по некоторым критериям В-52 в 2−3 раза. Бомбардировщик Rockwell B-1 В Lancer может развивать скорость в 1328 км/ч и нести 56 тонн бомб или ракет.

«Ту-95МС»


Фото: russianengineering.narod.ru

Он старый, медленный, турбовинтовой и очень шумный. Его может засечь любой радар на большой дальности, но «Ту-95МС» это нисколько не смущает — самолет вооружен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боевой частью, которые могут поражать цели на дистанции в 3000 км (модификация СМ). Поэтому входить в зону ПВО противника «Медведю» не обязательно.


Фото: sdelanounas.ru

Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.


Фото: wikimedia.org

А еще «Ту-95МС» своими частыми появлениями у границ НАТО довольно дорого обходятся союзникам. Дело в том, что запас прочности устаревшего планера «Медведя» просто огромный, его лет на 20 хватит, а вот у распространённого истребителя НАТО F-16 этот показатель составляет 8000 часов, для F-18 — 6000 часов.

Northrop B-2 Spirit


Фото: wikimedia.org

Стратегический стелс-бомбардировщик Northrop B-2 Spirit — самый дорогой самолет за всю историю военной авиации. В ценах 1997 года он стоил порядка двух миллиардов долларов. Крейсерская скорость полета стелс-бомбардировщика невысока — всего 800 км/ч, зато он обладает высокой дальностью полета — 11 тыс. км и потолком в 15 тыс. метров.


Фото: wikimedia.org

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых 907 кг бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway II, или 80 бомб калибра 227 кг.

B-52 — «Stratofortress»


Фото: wikipedia.org

Стратегические бомбардировщики B-52 «Stratofortress» можно справедливо назвать ветеранами: первый 52-й поднялся в воздух в 1952 году, а последний покинул конвейер в 1963 году. ВВС США планируют сохранить этот самолет на вооружении до 2040 года.


Фото: realitypod.com

Бомбардировщик дозвуковой, его максимальная скорость 960 км/ч, дальность полета 16 700 км, а потолок — порядка 16 тыс. метров. B-52 «Stratofortress» может нести 27 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщик активно применялся в ходе последних боев в Афганистане и Ираке, где успешно справлялся с боевыми задачами.

«Ту-160» «Blackjack»


Фото: armyweb.cz

«Ту-160» — самый крупный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самолет с изменяемой геометрией крыла, а также мощнейший и самый тяжелый боевой самолет в мире. По скорости он может тягаться с истребителем — 2300 км/ч, может нести до 54 тонн бомб и ракет, обладая максимальной дальностью полета в 13 950 км.


Фото: .yaplakal.com

На вооружении ВВС России стоит 16 таких самолетов, которые постепенно модернизируются. В свое время этими сильнейшими самолетами располагали ВВС Украины, однако они были уничтожены по инициативе Вашингтона, также были уничтожены все запасы крылатых ракет X-55 c ядерной БЧ.


Утилизация «Ту-160», Украина.

23 декабря - День Дальней авиации России. На ее вооружении стоят уникальные самолеты: стратегические ракетоносцы разных типов и летающие танкеры.

Убийца авианосцев

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения.

Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью по мегатонне каждая. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.

Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Русский "Медведь"

Первый отечественный межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО Bear) является основой Дальней авиации. Задание на его производство давал Сталин, на вооружение самолет был принят при Хрущеве. Первый делал ставку на бомбы, второй предпочитал ракеты. Ту-95 в итоге способен возить и то, и другое.

На бомбардировщике русские летчике осваивали дозаправку в воздухе, Ту-95 доставлял к месту испытаний все ядерные и термоядерные устройства - в том числе Царь-бомбу мощностью 60 мегатонн. 27-тонная бомба не поместилась в грузовой отсек, поэтому сняли створки бомболюка и боеприпас на Новую Землю летел, наполовину высунувшись из фюзеляжа.

Во время взрыва самолет-носитель находился на удалении 45 километров. От электромагнитного импульса у него остановились все четыре двигателя. Ту-95 падал и запускал моторы: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Сел бомбардировщик с тремя работающими двигателями. На земле при осмотре оказалось, что четвертый мотор сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.

Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном - на расстоянии пуска ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой мощностью три мегатонны. Сейчас основным вооружением Ту-95 являются шесть крылатых ракет Х-55, размещенные на барабанной пусковой установке в грузовом отсеке. Еще 10 ракет самолет способен нести под крыльями. Ведется перевооружение самолетов на новую ракету Х-101, поражающую подвижные цели с точностью до двух метров. На дистанции в 10 тысяч километров отклонение ракеты от цели не превышает 10 метров.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-555 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 20 метров.

Бомбардировщик несет и бомбы в качестве "оружия второй очереди" - добить уцелевшее после ракетного удара. Общий вес полезной нагрузки 45 тонн. Ту-160 способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров со скоростью 2230 километров в час. Большинство находящихся в эксплуатации самолетов имеют собственные имена в честь выдающихся летчиков и авиаконструкторов.

"Лебеди" периодически беспокоят ПВО стран НАТО, неожиданно появляясь у их границ в самых разных точках планеты. Неожиданность обусловлена тем, что при создании самолета почти полвека назад в конструкцию были заложены стелс-технологии.

Летающий танкер

Самолет-заправщик Ил-78 делает российскую авиацию по-настоящему дальней. В НАТО ему присвоили имя фригийского царя Мидаса, известного способностью превращать все, к чему он прикасался, в золото. Контакт с Ил-78 дает возможность самолетам дальней и фронтовой авиации без посадки преодолевать огромные расстояния. 30 июля 2010 года два Ту-95 пролетели порядка 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе и установили мировой рекорд.

На Ил-78 установлены три агрегата заправки: два под крыльями, третий в кормовой части фюзеляжа справа. Каждый перекачивает свыше двух тонн в минуту. В радиусе тысячи километров от аэродрома танкер способен передать 69 тонн топлива, заправляя одновременно один большой самолет типа Ту-95 либо два не очень больших бомбардировщика или истребителя.

Для этого Ил-78 выпускает 26 метров шланга с ажурным полуметровым конусом на конце. Пилот ведомого самолета должен уравнять скорости и попасть в конус штангой приемного устройства. Операция эта требует ювелирной точности и высокого мастерства обоих экипажей.

Бомбардировщики - это особые военные самолеты, основное предназначение которых состоит в поражении наземных, подземных, надводных и подводных целей с помощью бомб или ракет. В российских ВВС на сегодняшний день бомбардировочная авиация представлена стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и Ту-160, дальним бомбардировщиком Ту-22М3 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и Су-34, которые являются самолетами тактической авиации.

Стоит отметить, что в современной тактической авиации разница между тактическими (фронтовыми) бомбардировщиками, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками сильно размыта. Многие боевые самолеты, предназначенные для нанесения ударов с воздуха, хотя и похожи на истребители, но обладают ограниченными возможностями для ведения воздушного боя. Очевидно, что те характеристики, которые позволяют самолетам эффективно наносить удары с небольших высот, мало подходят истребителю завоевания превосходства в воздухе.

Одновременно с этим многие современные истребители, несмотря на то, что создавались для ведения маневренного воздушного боя, могут применяться и как бомбардировщики. На этом фоне основными отличиями бомбардировщиков продолжают оставаться их большая дальность действия и ограниченные возможности ведения воздушного боя.

На данный момент в ВВС многих развитых стран мира просто не осталось тактических бомбардировщиков, которые заменили многоцелевые истребители (истребители-бомбардировщики). К примеру, в США последний специализированный бомбардировщик Lockheed F-117 был снят с вооружения еще 22 апреля 2008 года. Бомбардировочные задачи в ВВС США на тактическом уровне возложены на истребители-бомбардировщики F-15E и F-16, а в ВМС на - F/A-18. На этом фоне Россия в настоящее время стоит особняком. На вооружении наших ВВС находятся два фронтовых бомбардировщика: Су-24 и Су-34 . О них мы и поговорим чуть подробнее.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Официально разработка данного самолета была задана постановлением правительства от 24 августа 1965 года. В ОКБ Сухого данная тема получила рабочий шифр Т-6. В марте 1966 года состоялась защита эскизного проекта и макета будущего фронтового бомбардировщика, а рабочее проектирование было закончено в конце того же года. При этом изначально создавалось два варианта, один из них с крылом изменяемой стреловидности. Проработка этой модели началась в ОКБ Сухого в середине 1967 года. А рабочее проектирование Т-6 с крылом изменяемой стреловидности было проведено в 1968-1969 годах.

Постройка первых двух опытных экземпляров бомбардировщика была закончена к осени 1969 года. 17 января 1970 года под управлением летчика-испытателя В.С. Ильюшина самолет впервые поднялся в небо. Государственные испытания фронтового бомбардировщика шли целых 4 года: с января 1970 по июль 1974 года. Такой срок испытаний объяснялся большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать военным совместно с работниками ОКБ Сухого в ходе отработки самолета.

Стоит отметить, что Т-6 стал первым в Советском Союзе ударным самолетом тактической авиации, который мог обеспечить всепогодное и круглосуточное применение. Его отличительной особенностью стало крыло изменяемой стреловидности, что обеспечивало машине приемлемые взлетно-посадочные характеристики, а также высокий уровень летно-технических характеристик на различных режимах полета.

В конструктивно-технологическом плане важной особенностью нового бомбардировщика стало широкое использование в его конструкции длинномерных фрезерованных панелей. Также впервые в отечественной практике на двухместном самолете данного класса была использована схема расположения пилотов рядом друг с другом «плечом к плечу», а также новые унифицированные катапультные кресла типа К-36Д, которые обеспечивали спасение экипажа во всех диапазонах скоростей и высот полета бомбардировщика, включая эвакуацию во взлетно-посадочном режиме.

Постановлением советского правительства от 4 февраля 1975 года фронтовой бомбардировщик Т-6 был принят на вооружение под обозначением Су-24. Одновременно с этим были заданы работы по проведению дальнейшей модернизации машины для расширения ее боевых возможностей.

Серийный выпуск Су-24 был развернут в 1971 году в кооперации двух авиастроительных заводов: Дальневосточного завода имени Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода имени В. П. Чкалова. В Комсомолське-на-Амуре занимались сборкой хвостовой части фюзеляжа бомбардировщика, оперения и консоли крыла, а в Новосибирске - головной и средней частей фюзеляжа вместе с центропланом и окончательной сборкой самолета. Главным конструктором машины в период с 1965 по 1985 год был Е. С. Фельснер, а с 1985 года работы по теме Су-24 в ОКБ Сухого возглавил Л.А. Логвинов.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан, обладающий крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) могут быть выставлены в одно из четырех положений: 16° - при взлете и посадке, 35° - при крейсерском полете на дозвуковой скорости, 45° - при боевом маневрировании, 69° - при полете на околозвуковых или сверхзвуковых скоростях. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции, шасси убираемое трехстоечное, кабина двухместная (летчик и штурман), управление двойное.

Самолет использовался в боевых действиях ВВС СССР и ВВС России. В Афганской войне 1979-1989 годов фронтовые бомбардировщики применялись ограниченно. К боевой работе данные машины привлекались лишь во время проведения Панджшерской операции в 1984 году и прикрытия вывода советских войск из Афганистана в 1988-1989 годах. При этом данные самолеты никогда не базировались на территории Афганистана, совершая вылеты с советских авиабаз, расположенных в Средней Азии, боевых потерь среди этих самолетов не было.

Наиболее интенсивно самолет использовался в рамках обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три фронтовых бомбардировщика Су-24, еще три машины сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету. В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии было потеряно еще два фронтовых бомбардировщика Су-24, при этом обе потери официально признаны не были, но подтверждаются самими летчиками. Первый самолет был сбит 9 августа 2008 года, летчик Игорь Зинов попал в плен (освобожден 19 августа), штурман Игорь Ржавитин погиб (Герой России посмертно).

В 2012 году через четыре года после войны Владимир Богодухов, подполковник ВВС России, получивший звание Героя России, в интервью изданию «Аргументы и факты» рассказал, что его Су-24 был сбит 11 августа 2008 года, а также упомянул о факте потери самолета Зинова.

Несмотря на свои плюсы, самолет Су-24 считался достаточно сложной в пилотировании машиной и обладал высоким уровнем аварийности. Только в процессе проведения летных испытаний было потеряно 14 самолетов Су-24 и Су-24М, погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. После принятия бомбардировщика на вооружение каждый год происходило до 5-6 аварий и катастроф с участием данного самолета. Выступая в Госдуме в 1998 году, заместитель главнокомандующего ВВС России Виктор Кот, назвал самолет Су-24 самым аварийным летательным аппаратом в ВВС страны.

Суммарный серийный выпуск фронтовых бомбардировщиков и самолетов разведчиков типа Су-24 составил порядка 1400 самолетов. В настоящее время самолет по-прежнему состоит на вооружении российских ВВС, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Начиная с 1999 года, в ОКБ Сухого совместно с представителями российских ВВС осуществляется программа по модернизации строевых самолетов. На вооружении ВВС России по данным на 2012 год находилось 124 самолета Су-24 . По мере поступления в строевые части новых фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24 снимаются с вооружения и к 2020 году должны быть полностью выведены из состава ВВС России, с вооружения ВВС Белоруссии самолеты были сняты в феврале 2012 года.

Летно-технические характеристики Су-24:
Габаритные размеры: размах крыла изменяемой стреловидности - 17,64 м (10,37 м), площадь крыла 55,16 м 2 (51 м 2), длина - 24,53 м, высота - 6,19 м.
Взлетная масса: нормальная - 38 040 кг, максимальная - 43 755 кг.
Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-3А, тяга на форсаже 2х11200 кгс.
Максимальная скорость - 1600 км/ч (М=1,35М).
Практический потолок - 11 000 м.
Перегоночная дальность: 2775 км с 2хПТБ-3000.
Боевой радиус действия - 600 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 6g.
Экипаж - 2 человека.
Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (боезапас 500 патронов), боевая нагрузка 8000 кг (нормальная 3000 кг) на 8 узлах подвески.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 должен составить основу ударной мощи российской фронтовой авиации, он в состоянии использовать всю имеющуюся номенклатуру высокоточного вооружения класса «воздух - поверхность». Данный самолет является достойной заменой круглосуточному фронтовому бомбардировщику Су-24М.

В настоящее время разработка и серийный выпуск бомбардировщика входит в число приоритетных программ для компании «Сухой», сообщает нам официальный сайт Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). С этим сегодня трудно не согласиться. Еще в августе 2008 года во время вооруженного конфликта в Южной Осетии российские ВВС использовали всего два таких самолета, а по состоянию на 29 мая 2015 года на вооружении находятся уже 69 таких машин . Только в воздушной части военного парада в Москве 9 мая 2015 года принимало участие 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, а всего их количество в ВВС России планируется довести до 150-200 единиц.

Работы по созданию самолета Т-10В были начаты в Советском Союзе 19 июня 1986 года. Первый полет прототип Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») - Т-10В-1 совершил 13 апреля 1990 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Самолет Т-10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя Су-27. Машина создавалась для замены Су-24 и была предназначена в первую очередь для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе подвижных и малозаметных, как в тактической, так и в оперативной глубине обороны противника, в любое время суток и при любых погодных условиях.

Созданный отечественными конструкторами самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, а также может поражать воздушные цели противника. Главным конструктором самолета является Роллан Матриросов. Свой первый полет прототип самолета Су-34 совершил еще 13 апреля 1990 года. Однако путь от первого полета до принятия машины на вооружение вышел очень долгим. Государственные испытания нового фронтового бомбардировщика закончились только в ноябре 2010 года.

Решением правительства РФ от 20 марта 2014 года самолет был официально принят на вооружение российских ВВС. При этом серийно самолет производился с 2006 года. Его выпуском занимается Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова, который входит в состав холдинг «Сухой». Поставки самолета в войска осуществляются в рамках заключенных в 2008 (32 самолета) и 2012 году (92 самолета) с Минобороны контрактов. Начиная с 2015 года, планируется собирать по 18-20 данных самолетов в год. В 2014 году в России было изготовлено 18 таких фронтовых бомбардировщиков (по плану должно было быть 16).

В настоящее время только два государства в мире имеют особый род военно-воздушных сил, который называется стратегической авиацией — Россия и США. Самолеты, которые входят в состав этого рода вооруженных сил, способны нести на борту ядерное оружие и наносить удары по врагу, находящему на удалении нескольких тысяч километров. Стратегическая авиация всегда считалась элитой американских и советских (российских) ВВС .

Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными ракетами наземного базирования стратегическая авиация образует так называемую ядерную триаду, которая уже многие десятилетия является главным инструментом глобального сдерживания.

Несмотря на то что значение стратегических бомбардировщиков в последние десятилетия несколько уменьшилось, они продолжают оставаться важным фактором в поддержании внешнеполитического баланса между РФ и США.

В настоящее время список задач, для выполнения которых привлекается стратегическая авиация, стал заметно шире. Времена ядерного противостояния давно канули в Лету, зато в мире появились новые вызовы. Стратегическая авиация успешно осваивает обычные виды боеприпасов (в том числе и высокоточное оружие). И США, и Россия довольно активно использует дальние бомбардировщики для нанесения ракетно-бомбовых ударов в Сирии.

Сегодня основу стратегической авиации США и России составляют самолеты, разработанные еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Несколько лет назад в США начались работы над созданием нового стратегического бомбардировщика, который планируют принять на вооружение в 2025 году.

Аналогичная программа существует и в России, новый «стратег» пока имеет название ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Разработками занимается КБ им. Туполева, новую машину планируют принять на вооружение к 2025 году. Следует подчеркнуть, что ПАК ДА – это не проект по модернизации существующих ныне стратегических бомбардировщиков, а разработка принципиально новой машины с использованием наиболее современных технологий, существующих сегодня в авиастроении.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению ПАК ДА, следует несколько слов сказать о боевых машинах, которые стоят сегодня на вооружении стратегической авиации России и США.

Стратегическая авиация России и США: современное состояние и перспективы

В настоящее время в состав стратегической авиации США входят бомбардировщики B-2 Spirit и B-52 . Существует и еще один самолет — бомбардировщик В-1В Lancer , который разрабатывался для нанесения ядерных ударов по территории противника, но в середине 90-х он был выведен из состава американских стратегических сил. В-1В считается аналогом российского реактивного Ту-160 , хотя и уступает последнему в размерах. Согласно данным, предоставленных Госдепом США от 1 января нынешнего года, на боевом дежурстве находятся 12 самолетов В-2 и 73 машины В-52 модификации Н.

В настоящее время бомбардировщик В-52, разработанный еще в конце 50-х годов, является основой американских стратегических сил. Этот самолет вооружен крылатыми ракетами AGM-86B ALCM, на которые может быть установлена ядерная боевая часть. Дальность их полета превышает 2700 км.

B-2 Spirit является самым технологичным и самым дорогим самолетом в мире. Его стоимость превышает фантастические 2 млрд долларов. Первый бомбардировщик этого типа был изготовлен в конце 80-х, но через десять лет программа была закрыта – такие расходы оказалась неподъемными даже для Соединенных Штатов. За это время был изготовлен 21 самолет В-2. Бомбардировщик выполнен по технологии «стелс» и имеет самую низкую ЭПР в мире. Она даже ниже, чем у небольших «стелсов» типа F-22 и F-35 . B-2 Spirit вооружен только свободнопадающими бомбами, поэтому он малоэффективен против неприятеля с продвинутой системой ПВО. Например, российские ЗРК С-400 прекрасно «видят» В-2.

Так что B-2 Spirit – довольно странный бомбардировщик. Несмотря на колоссальную стоимость, его эффективность в возможном ядерном конфликте очень неоднозначна.

B-1B Lancer также не способен нести стратегические крылатые ракеты. Вернее, в арсенале американской армии сегодня нет подобного оружия, подходящего для этого самолета. В настоящее время этот бомбардировщик используется для нанесения ударов обычными видами боеприпасов. Вероятно, на него можно повесить свободнопадающие бомбы с ядерной БЧ, но вряд ли эта машина сможет проникнуть вглубь территории противника с эффективной ПВО.

Теперь о перспективах американской стратегической авиации. В конце 2018 года авиастроительная компания Northrop Grumman (она и создала В-2 Spirit) выиграла тендер министерства обороны США на постройку нового американского «стратега», который будет называться B21 . Работы над этой машиной проводились в рамках программы LRS-B (Long-Range Strike Bomber), что переводится как «Дальний ударный бомбардировщик». Уже известно, как будет выглядеть новая машина.

Так же как и В-2 Spirit, она будет выполнена по схеме «летающее крыло». Военные требуют, чтобы новый бомбардировщик стал еще менее заметен на экранах радаров, а его цена была более приемлемой для американского бюджета. Выпуск новых бомбардировщиков планируют начать в середине следующего десятилетия. Американское военное ведомство пока планирует закупить сто новых В21 и в будущем полностью заменить ими В-2 и В-52.

Новый бомбардировщик сможет совершать полеты как под управлением экипажа, так и в режиме беспилотника .

Общая стоимость программы составляет 80 млрд долларов.

На вооружении российских ВВС в настоящее время стоят две машины: Ту-95 (модификация МС) и Ту-160 «Белый лебедь».

Самым массовым стратегическим бомбардировщиком российских ВВС является турбовинтовой Т-95 «Медведь», первый полет которого состоялся еще при жизни Иосифа Сталина (1952 год). Правда, следует отметить, что самолеты, которые эксплуатируются сегодня, относятся к модификации «М» и были изготовлены в 80-е годы. Так что большинство Т-95 даже моложе американских бомбардировщиков В-52. Более того, в последние годы началась модернизация этих машин до модификации «МСМ» (переделают 35 самолетов), что позволит оснастить их новейшими крылатыми ракетами Х-101/102 .

Однако и немодернизированный «Медведь» может нести КР Х-55СМ с дальностью полета 3,5 тыс. км с возможностью установки на них ядерной БЧ. Новые ракеты Х-101/102 смогут пролетать до 5,5 тыс. км. Сегодня российская армия имеет 62 единицы Ту-95.

Второй машиной, которая сегодня эксплуатируется российскими ВВС, является сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160. В наличии имеются шестнадцать самолетов этого типа. Ту-160 также может нести на борту крылатые ракеты Х-55СМ, и Х-101/102.

В настоящее время уже выпускается модификация Ту-160М (первый бомбардировщик этой модификации передан ВКС РФ 2 августа 2016 года), на которой установлен новый комплекс бортовой электроники, идут работы над созданием модификации Т-160М2. Новые модификации машины, кроме крылатых ракет, смогут использовать и свободнопадающие авиабомбы.

Несмотря на активизацию работ по модернизации Ту-160, в КБ Туполева продвигается проект нового бомбардировщика ПАК ДА, который планируют запустить в серию к 2025 году.

Разработка нового стратегического бомбардировщика началась в 2009 году. Перед конструкторами стоит задача осуществить первый полет самолета уже в 2019 году.

Планируется, что к концу следующего десятилетия ПАК ДА полностью заменит Ту-95 и Ту-160 и станет основной машиной российской стратегической авиации.

В 2012 году КБ имени Туполева объявило, что по проекту ПАК ДА начинаются опытно-конструкторские работы. Согласно обнародованной информации, новый бомбардировщик будет выполнен по схеме «летающее крыло», как и американские самолеты B-2 Spirit и В-21.

Большой размах крыльев не позволит новому бомбардировщику преодолеть скорость звука, зато обеспечит значительную дальность полета и хорошие взлетно-посадочные характеристики. В конструкции самолета планируют активно использовать композитные и радиопоглощающие материалы, что позволит снизить ЭПР и значительно уменьшить вес будущего «стратега». ПАК ДА будет первым отечественным бомбардировщиком, изготовленным с использованием технологий «стелс».

Кроме того, подобная схема обеспечивает неплохое сочетание летных характеристик и достаточного внутреннего объема. Что в свою очередь, позволит брать на борт больше топлива и увеличит дальность полета бомбардировщика.

Предположительно, взлетная масса бомбардировщика превысит 100 тонн (есть информация о массе в 112 т и даже 200 т). Было заявлено, что боевая нагрузка будущего бомбардировщика как минимум не будет уступать Ту-160, это значит, что он сможет брать на борт более тридцати тонн ракет и бомб . Военные требуют дальность полета новой машины на уровне 12 тыс. км.

В середине 2014 года было объявлено, что конкурс на создание двигателей для нового самолета выиграла компания «Кузнецов» (г. Самара), предположительно силовая установка называется НК-65.

Предполагается, что опытные образцы нового бомбардировщика будут изготавливать на казанском заводе «КАПО им. Горбунова», там же планируют разместить и серийное производство машины. Также известно, что разработку РЛС для нового стратегического бомбардировщика в настоящее время ведет НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова.

Пока не совсем понятно, сколько именно новых стратегических бомбардировщиков планируют строить, хотя, вероятно, их количество будет зависеть от экономической ситуации в стране: подобные машины стоят очень дорого. Скорее всего, более точные данные о количестве мы сможем получить ближе к 2020 году. Однако, если эта машина строится на замену бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, то серийная партия должна состоять из нескольких десятков самолетов.

Информации по проекту ПАК ДА в настоящее время очень мало. Представители руководства российских ВВС сообщают о ПАК ДА только общие сведения — да и то весьма скупо.

Если верить заявлениям российских военных чиновников, то ПАК ДА будет вооружен всеми видами авиационного вооружения как существующего ныне, так и перспективного, в том числе и ракетами с гиперзвуковой скоростью.

Не совсем понятно, когда именно будет изготовлен опытный образец новой машины, а также срок запуска этого проекта в серию. Дело в том, что сроки, объявленные изначально, являются весьма условными, они могут меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Это зависит от сложности конструкторских работ и от финансирования проекта.

Кроме того, решение о модернизации и дальнейшем производстве бомбардировщиков Ту-160 также может повлиять на реализацию программы ПАК ДА и сроки ее выполнения. В настоящее время российская стратегическая авиация превосходит американскую. В первую очередь за счет крылатых ракет, которыми вооружены российские бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Американские бомбардировщики В-2 могут наносить удары только свободнопадающими бомбами, что значительно уменьшает их боевую эффективность в случае глобального конфликта.

Российские КР Х-101/102 по дальности в два раза превосходят американские аналоги, что ставит отечественные стратегические самолеты в заведомо выигрышное положение.

Будущее новых проектов (В-21 в США и ПАК ДА в России) пока что туманно, оба самолета находятся на начальном этапе создания и пока не ясно, будут ли они реализованы в полной мере.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

16 августа 1981 года на вооружение ВВС США поступил первый бомбардировщик B-52G, способный нести крылатые ракеты. Самолет представлял собой модификацию первого самолета B-52 и мог размещать в фюзеляже 12 крылатых ракет, несущих ядерные боеголовки.

B-52G создали для того, чтобы продлить срок эксплуатации самолетов серии B-52 до принятия на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков B-58 Hustler. После модификации у B-52G увеличился взлетный вес на 17 235 кг. Под крылом были размещены два внешних топливных бака на 2650 л каждый.

Позднее этот самолет мог нести уже не 12, а 20 крылатых ракет класса «воздух — поверхность». Их боевая часть могла нести обычные фугасные или ядерные заряды. Эти ракеты после пуска могут самостоятельно пролететь до цели 160 км.

SmartNews составил список самых лучших современных бомбардировщиков.

Видео

Видео: Brian Lockett

NORTHROP B-2 SPIRIT

B-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолет покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». Бомбардировщик может нести до 27000 кг различного вооружения. B-2 может пролететь без дозаправки 11100 км, и нести при этом 16 ядерных ракет.

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. Однако после расследования катастрофы полета B-2 были снова возобновлены.

Видео

Видео: TurbojetAquila

ROCKWELL B-1 LANCER

Этот самолет создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако, в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.

B-1B представляет собой самолет длиной 44,81 м, высотой 10,36 м, размахом крыла 41,67 м (23,84 м при максимальной стреловидности). Максимальная взлетная масса — 216,365 т, вес пустого самолета — 87,09 т, максимальная внутренняя боевая нагрузка — 34,019 т, внешняя — 31,752 т, максимальный вес топлива — 88,45 т. Максимальная скорость полета — 1,25М, перегоночная дальность 12 тыс. км.

Видео

Видео: f39eagle2

ТУ-22М3

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.

Для выполнения боевых задач самолет может нести до 3 сверхзвуковых управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-22МА, до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС противника, а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески.

В качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до 4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и радиолокационному каналам) управлением.

Видео

Видео: periskopspb

Ту-22М3: от взлёта до посадки

ТУ-95МС

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.



Читайте также: