История разработки ракеты х 29. В минобороны поведали о ракетах, которые используются в сирии на российских бомбардировщиках

Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" Х-29Т (западная маркировка AS-14 Kedge) предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа железобетонных укрытий, стационарных железнодорожных и шоссейных мостов, промышленных сооружений, складов, бетонированных взлетно-посадочных полос аэродромов, кораблей и т.д. Принята на вооружение в начале 80-х годов. Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка" с дестабилизаторами. Оснащена инерциальной системой управления с пассивной телевизионной головкой самонаведения, твердотопливным ракетным двигателем, проникающей фугасной боевой частью массой 320 кг. Измерение углов пеленга цели и угловой скорости линии визирования производится с помощью телевизионной ГСН "Тубус-2" угол поля зрения которой в режиме поиска цели равен 12x16o и в режиме автосопровождения - 2.1x2.9o.

Максимальная угловая скорость линии визирования - 10o/c. ТГСН "Тубус-2" состоит из оптико-электронной части с координатором цели, закрепленным на карданном подвесе, и электронного блока обработки информации, обеспечивающего выделение и запоминание контрастных объектов. Поиск цели может вестись с помощью бортовой аппаратуры самолета или визуально летчиком. Обнаружив цель и "загнав" ее на прицельно-пилотажный индикатор, летчик выполняет привязку и целеуказание ТГСН, после чего изображение цели появляется и на экране телевизионного индикатора в кабине. Предполагаемый объект атаки может быть "выхвачен" телекамерой из общего фона, а его изображение увеличено для опознания.

После выделения цели производится переход с широкого поля зрения ТГСН на узкое, а для сохранения захвата летчику остается только удерживать кнюппелем прицельную рамку на цели, ожидая сближения на разрешенную дальность пуска. Система управления в вертикальной плоскости работает в двух режимах, автономном и самонаведения. Автономное управление осуществляется на начальном участке полета ракеты, самонаведение - на последнем. После отделения от самолета-носителя автономное управление обеспечивает полет ракеты с постоянным углом тангажа.

При достижении равенства текущего угла пеленга и заданного система управления производит программный разворот ракеты на цель до момента равенства нулю текущего значения угловой скорости линии визирования. После этого управление ракетой переходит на пассивное телевизионное самонаведение по методу пропорционального сближения. Телевизионное самонаведение носит пассивный характер и производится по светоконтрастному краю цели. Заметность цели при этом может подчеркиваться не только ее контрастным цветом, но и углом падения солнечных лучей или теням выдающими замаскированный объект. Перед целью ракета делает "горку". Пуск Х-29т может осуществляться с малых высот.

Дальность ее применения определяется, в основном, возможностью обнаружения цели и сильно зависит от высоты полета, атмосферных условий, контрастности, размеров и конфигурации цели. Круговое вероятное отклонение при пуске с оптимальных по условиям обнаружения цели 4-5км составляет 2.2м. При нанесении ударов по ВПП аэродромов ракета оставляет воронки диаметром от 12 до 15м и глубиной до 6м. Для транспортировки и хранения ракеты Х-29т используется контейнер. В настоящее время разрабатывается модификация Х-29ТЕ с увеличенной до 30 км дальностью пуска. Вариант Х-29Л оснащен полуактивной лазерной ГСН, аналогичной ГСН ракет Х-25МЛ и С-25Л.

Боевая часть
- тип фугасно-проникающая
- вес, кг 317-320
- вес взрывчатого вещества, кг 116
Самолет-носитель Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-25Т, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М
Скорость полета носителя, км/час 600-1250
Высота пуска, км 0.2-10
Головка самонаведения
- тип пассивная телевизионная "Тубус-2"
- разработчик НПО "Импульс" (МНИИТИ)
- спектральный диапазон,мкм 0.4-0.95
- освещенность,лк 50-10000
- поле зрения,град 2-3
- ТВ-стандарт 625 строк, 50 Гц
- разрешение, линий 550

Ракета
Дальность стрельбы, км 3-12
Максимальная скорость полета, м/с 450
Средняя скорость полета, м/с 250-350
- число ступеней 1
- длина, мм 3875
- максимальный диаметр корпуса, мм 380-400
- размах крыла, мм 1100
- размах рулей, мм 750
- стартовый вес, кг 660-680
- длина транспортного контейнера, мм 4350
- ширина транспортного контейнера,мм 900
- высота транспортного контейнера,мм 860
- вес ракеты в транспортном контейнере,кг 1030

Представитель ВКС России полковник Игорь Климов рассказал, что ракета Х-29Л класса "воздух-поверхность" обладает лазерной головкой самонаведения. При пуске летчик подсвечивает цель лазерным прицелом, а самолет может продолжить маневр.

"Ракета Х-29Л класса "воздух-поверхность" обладает лазерной головкой самонаведения. Когда происходит пуск, летчик подсвечивает цель лазерным прицелом, при этом самолет может продолжить маневр", - сказал Климов.

Ракета способна поражать цели с точностью плюс-минус два метра.

"Масса боевой части ракеты - 500 килограммов. Она способна поражать высокоточные цели и обладает повышенными поражающими факторами фугасного и осколочного действия", - добавил Климов.

Эти ракеты ставят на бомбардировщики Су-24 и Су-34.


Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, в начале 1970-х годов на вооружение ВВС СССР поступила Х-23 - первая тактическая управляемая класса «воздух - поверхность», но она имела ряд недостатков, и уже в 1970 году началась разработка ракет аналогичного назначения, одной из которых стала Х-29. В номенклатуре НАТО Х-29 обозначается AS-14 Kedge.

Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (т. е. рули находятся в головной части, а крестовидное крыло - в хвостовой). Конструкция модульная, а ее корпус состоит из пяти отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, двигателя и хвостового оперения. Высокая поражающая способность УР Х-29 определяется ее мощной боевой частью массой 317 кг (почти половина стартовой массы ракеты). Боевая часть представляет собой массивный стакан из твердых сортов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом.

Масса взрывчатого вещества составляет 116 кг. Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей скорость звука, и очень тяжелой и прочной боевой части обеспечивает боеголовке высокую проникающую способность. Это позволяет эффективно разрушать высокозащищенные объекты, такие как бетонные сооружения или надводные корабли.


Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л

Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 м грунта. Эффективна Х-29 и для атаки аэродромов - в железобетонной взлетно-посадочной полосе заряд оставляет воронку диаметром 12-15 и глубиной около б м, надолго выводя полосу из строя.

Ракета Х-29Л комплектуется лазерной ГСН 24Н1 - такой же, как и на легких Х-25. Это обусловило характерную «бутылкообразную» форму, поскольку головка самонаведения имеет в полтора раза меньший диаметр, чем сама УР. Подсветка цели может производиться как специально разработанными лазерными станциями подсвета типа «Клен», «Кайра», «Прожектор», так и различными лазерными дальномерами или станциями подсвета как российского, так и зарубежного производства.

Тактическая Х-29Т оборудована телевизионной ГСН «Тубус-2», состоящей из видеокамеры, закрепленной в карданном подвесе, и вычислительного блока.

Изображение с видеокамеры транслируется на индикатор в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения автономно, но летчик должен подтвердить целеуказание перед пуском. Дальность применения Х-29Т определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и сильно зависит от атмосферных условий, высоты полета, контрастности и размеров цели. УР Х-29Т обеспечивает несколько лучшую, чем Х-29Л, точность попадания, но может применяться только днем.

Помимо двух основных модификаций, существует еще несколько вариантов УР Х-29:

Х-29МЛ с улучшенной лазерной ГСН

экспортная Х-29ТЭ с усовершенствованной телевизионной ГСН и дальностью пуска, увеличенной до 30 км

Х-29ТМ с ГСН Т-2У

Х-29ТД с новой телевизионной ГСН, обеспечивающей применение ночью.

Носителями УР Х-29 являются штурмовики Су-25, истребители- бомбардировщики МиГ-23БН, МиГ-27М, Су-17МЗ/М4, «Мираж» F1, бомбардировщики Су-24М.

Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, боевое применение

На вооружение ВВС СССР Х-29Л и Х-29Т поступили в 1980 году. Боевой дебют их состоялся в апреле 1987 года в Афганистане, когда с двух штурмовиков Су-25, пилотируемых А. В. Руцким и Высоцким, по вырубленным в скалах складам были выпущены четыре ракеты. Однако из-за плотного дыма в цель попали лишь две из них. Опыт также показал неудобство применения Х-29Л одиночным самолетом - летчик не справлялся: ему нужно было вести самолет под огнем противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса.


Ливия_запуск тактической управляемой ракеты Х-29Т класса воздух поверхность с самодельной пусковой установки в виде легкого грузовика. На ракете отсутствуют рули.

Неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолетов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачным стало использование ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°. По мере накопления опыта пилотами и наземными наводчиками Х-29 превратились в очень грозное оружие: они могли попадать непосредственно во входы пещер или амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту.

Достаточно широко применялись УР Х-29 ВВС Ирака в ходе ирано-иракской войны. Носителями их, кроме истребителей- бомбардировщиков советского производства МиГ-23БН, стали и французские «Миражи» F1. Применение французских же станций подсветки целей ATLIS позволило увеличить эффективную дальность стрельбы ракетами Х-29Л до 15 км. Главными целями являлись иранские аэродромы, мосты, нефтяные терминалы и портовые сооружения.

Ракеты Х-29 нашли применения и в чеченских войнах, а также в ряде локальных конфликтов - например в эфиопо-эритрейской войне. Наиболее удачным стало их использование в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков.

Тактическая управляемая Х-29 класса воздух поверхность ТТХ Х-29Л (Х-29Т)

Тип: УР «воздух - поверхность» малой дальности с лазерной (телевизионной) ГСН

Размеры: длина 3900 мм, диаметр корпуса 380 мм, размах рулей 750 мм, размах крыла 1100 мм

Масса: 660 (680) кг

Минимальная дальность пуска: 2 (3) км

Максимальная дальность пуска: 8-10 (10-12) км

Скорость полета: 250-350 м/с

СВЕЖЕЕ ВИДЕО АВИАУДАРОВ ВКС РФ

Российская авиагруппа продолжает нанесение воздушных ударов высокоточными боеприпасами по объектам международной террористической группировки ИГИЛ в Сирии.

Российская авиагруппа с авиабазы «Хмеймим» продолжает наращивать нанесение воздушных ударов высокоточными боеприпасами по объектам международной террористической группировки ИГИЛ в Сирии.

Круглосуточно средствами космической, воздушной и другими видами разведки выявляются новые цели в районах действий бандформирований, которые после проверки оперативно поражаются ударами наших самолётов.

За прошедшие сутки совершено 20 вылетов самолётов Су-34,

Су-24м и Су-25. Нанесены удары по 10 объектам бандформирований ИГИЛ.

Штурмовиками Су-25 атакован лагерь подготовки террористов в районе КЕСЛАДЖУК, провинция ИДЛИБ. В результате удара уничтожены укрытия боевиков и мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств, в том числе «поясов шахидов».

Бомбардировщиками Су-24м и Су-34 нанесены удары по восьми объектам ИГИЛ в окрестностях ДЖИСР-ЭШ-ШУГУР,

провинция ИДЛИБ.

Точечными ударами в этом районе уничтожены три склада с боеприпасами, вооружением и материальными запасами бандформирований. В результате прямых попаданий в цель корректируемых авиабомб КАБ-500 произошло возгорание и детонация хранящихся на них боеприпасов.

С применением бетонобойных авиабомб БЕТАБ-500

уничтожено четыре командных пункта отрядов вооруженных формирований ИГИЛ. Сооружения, в которых находились боевики, полностью разрушены.

В результате удара по базе террористов уничтожены строения, в которых укрывались боевики, а также склад с вооружением и материальными запасами. Выведено из строя пять единиц бронетехники.

Самолетами Су-24 и Су-25 нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города МААРЕТ-ЭН-НУУМАН. Все цели уничтожены.

В окрестностях города ЭТ-ТАБКА провинции РАККА самолеты Су-34 нанесли удар корректируемыми авиабомбами КАБ-500 по центру специальной подготовки боевиков ИГИЛ и находящемуся на его территории складу вооружения. В результате многочисленных взрывов боеприпасов, инфраструктура центра, предназначенного для подготовки террористов, уничтожена.

По оценке Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате ударов нашей авиации по объектам ИГИЛ удалось нарушить систему управления и материально-технического обеспечения этой террористической организации, а также нанести значительный ущерб инфраструктуре, использовавшейся для подготовки терактов на территории Сирии.

Ракета Х-29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП .

Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ «Молния» под руководством главного конструктора М. Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ «Вымпел». Х-29л принята на вооружение в 1980 году. Х-29л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации.

Изготовитель – Ленинградский Северный завод, БАПО «Иглим».

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29т - с телевизионной и Х-29мп - с пассивной радиолокационной головками самонаведения.

Ракета Х-29л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29л использовались и с французских истребителей «Mirage»-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначение AS-14 «Kedge» .

Ракета Х-29л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения - подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты Х-29 оснащены мощной бетонобойной БЧ весом 317 кг (масса взрывчатого вещества –116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором - происходит разворот ракеты на цель, на третьем - ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5–7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29л используется контейнер.

ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29л и Х-29т когерентные АРЛГСН весом 15–18 кг, при этом вес ракет составит 650–680 кг и дальность пуска до 10 км.

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А. Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине - летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости - затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29л и Х-25 была поразительной - ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4–5 км с пологого пикирования под углом 25–30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5–2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.

Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.


Ракета Х-29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.
Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ «Молния» под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ «Вымпел». Х-29л принята на вооружение в 1980 году. Х-29л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации.
Изготовитель – Ленинградский Северный завод, БАПО «Иглим».
На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29т — с телевизионной и Х-29мп — с пассивной радиолокационной головками самонаведения.
Ракета Х-29л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29л использовались и с французских истребителей «Mirage»-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.
На западе ракета получила обозначение AS-14 «Kedge».
Ракета Х-29л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков — ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.
Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения — подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.
Для поражения прочных и защищенных целей ракеты Х-29 оснащены мощной бетонобойной БЧ весом 317 кг (масса взрывчатого вещества –116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.
Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.
Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.
При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором — происходит разворот ракеты на цель, на третьем — ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.
Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5–7 м на предельных дальностях стрельбы.
Для транспортировки и хранения ракеты Х-29л используется контейнер.
ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29л и Х-29т когерентные АРЛГСН весом 15–18 кг, при этом вес ракет составит 650–680 кг и дальность пуска до 10 км.
В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине — летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.
Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости — затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29л и Х-25 была поразительной — ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.
Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4–5 км с пологого пикирования под углом 25–30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5–2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.
Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.
Тактико-технические характеристики Х-29л
Тип боевой части фугасно-проникающая
Вес боевой части, кг 317–320
Вес взрывчатого вещества, кг 116
Самолет-носитель Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Су-34, Су-35, МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, МиГ-29М
Скорость полета носителя, км/час 600–1250
Высота пуска, км 0,2–10
Тип головки самонаведения полуактивная лазерная 24Н1
Разработчик головки самонаведения НПО «Геофизика»
Дальность стрельбы максимальная, км 8–10
Дальность стрельбы минимальная, км 2–3
Максимальная скорость полета, м/с 600
Средняя скорость полета, м/с 250–350
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 3875–3900
Максимальный диаметр корпуса, мм 380–400
Размах крыла, мм 1100
Размах рулей, мм 750
Стартовый вес, кг 650–660
Длина транспортного контейнера, мм 4500
Ширина транспортного контейнера, мм 900
Высота транспортного контейнера, мм 860
Вес ракеты в транспортном контейнере, кг 1000

Ракета Х-29Л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ "Молния" под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ "Вымпел". Х-29Л принята на вооружение в 1980 году. Х-29Л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и ракета Х-25МЛ . Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации. Самолеты -носители: Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Су-34, Су-35, МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, МиГ-29М.

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29Л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29Т - с телевизионной и Х-29МП - с пассивной радиолокационной головками самонаведения. Ракеты семейства Х-29 имеют модульную конструкцию и различаются типом установленной ГСН.

Ракета Х-29Л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29Л использовались и с французских истребителей "Mirage"-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначениеAS-14 "Kedge".

Состав

Ракета Х-29Л выполнена по аэродинамической схеме "утка" и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков (см. проекции ).

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения - подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным "светящимся" источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1 .

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты семейства Х-29 оснащены мощной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых "скользящих" углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя ("мгновенно" или с "замедлением") задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа "Прожектор", у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа "Клен" и "Кайра" (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором - происходит разворот ракеты на цель, на третьем - ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает "горку". Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования "Клен-ПС", а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы "Кайра" и "Кайра-К". В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Л используется контейнер.

ОАО "Корпорация "Фазатрон-НИИР" предлагает установить на ракеты Х-29Л и Х-29Т когерентные АРЛГСН весом 15-18кг, при этом вес ракет составит 650-680 кг и дальность пуска до 10 км.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, км:
- максимальная
- минимальная

8-10
2-3
Боевая часть:
- тип
- вес, кг
- вес взрывчатого вещества, кг

фугасно-проникающая
317-320
116
Скорость полета носителя, км/час 600-1250
Высота пуска, км 0.2-10
Габариты,мм:
- длина
- максимальный диаметр корпуса
- размах крыла
- размах рулей

3875-3900
380-400
1100
750
Головка самонаведения:
- тип
- разработчик

полуактивная лазерная 24Н1
НПО "Геофизика"
Максимальная скорость полета, м/с 600
Средняя скорость полета, м/с 250-350
Стартовый вес, кг 650-660
Габариты транспортного контейнера,мм:
- длина
- ширина
- высота

4500
900
860
Вес ракеты в транспортном контейнере,кг 1000

Испытания и эксплуатация

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29Л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя "Клен-ПС" мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине - летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости - затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29Л и Х-25 была поразительной - ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: "Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку". Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4-5 км с пологого пикирования под углом 25-30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1.5-2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.

Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29Л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.



Читайте также: