Стратегический бомбардировщик нового поколения в 21. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету

С середины мая в Штатах наблюдается оживленное обсуждение уже запущенной программы создания дальнего тяжелого бомбардировщика В-21 Raider. Как известно, конкурс на создание нового самолета выиграла корпорация Northrop Grumman и в настоящий момент уже подошли к концу основные работы этапа, принятого у нас называть НИОКР.

Примерно миллиард долларов финансирования ушел на увязку новых технологий, призванных обеспечить требования, предъявленные Пентагоном.

Сейчас информация о проекте настолько скудная, что представленная 15 мая компьютерная визуализация возможного внешнего вида самолета, стала событием в кругах американского сообщества. При этом, особого внимания заслуживает замечание, высказанное руководителем программы модернизации вооружений для ВВС Арнольда Банча.

Он заявил, что сейчас руководство ВВС США ищет приемлемый баланс открытой и строго закрытой информации, которую военные могут предоставить Конгрессу США для осуществления контроля. Чтобы представлять масштаб новых разработок для ВВС, которые курирует генерал Банч, следует учитывать бюджет этих мероприятий, составляющий около $ 32 млрд в год.

Военные стараются максимально закрыть доступ к разглашению подробностей, касающихся стэлс технологий нового поколения, уложенные в программу В-21 до такой степени, что наводит на мысль о каком-то технологическом прорыве.

В самом деле, сейчас идет серийный выпуск , имеющих систему понижения радиолокационной заметности, а кроме того, в разгаре программа модернизации нынешнего поколения дальних бомбардировщиков-невидимок В-2, в частности, по линии стэлс. Обе эти программы завязаны на новейших система снижения радиолокационной заметности, но такого беспрецедентного режима секретности там не наблюдается.

Тем не менее, уже имеется понимание того, что из себя будет представлять новый самолет уже не только в плане концепции, но и боевого применения. Тут интересно заметить, что изначально речь шла о заказе 100 новейших бомбардировщиков, которые должны были потихоньку вытеснить предшественника В-2, начиная с середины 2020 годов. Но уже после того, когда программа вошла в плоскость практической реализации, концепция стала меняться.

Так, по словам заместителя начальника штаба ВВС по стратегическому планированию, генерал-лейтенанта Джерри Д. Харриса, сейчас речь идет о необходимости закупки по крайней мере 165 самолетов. Причем, это не окончательные цифры, ибо по результатам компьютерного моделирования глобальных конфликтов, где были учтены возможности бомбардировщика нового поколения, были получены оптимальные размеры флота В-21 в 258 единиц.

Мало того, все технологии, которые предполагается использовать в новом самолете, уже отработаны промышленностью и вышли на опорные цифры стоимости. При заказе от ста единиц В-21, стоимость каждого самолета будет составлять примерно $550 млн.

В общем, машинка предполагается интересная. Специалисты, которые присутствовали на презентации компьютерной модели самолета отметили схожесть его очертаний с предшественником В-2, но отметили, что у модели не видно как устроен выброс реактивных струй из двигателей.

Это наводит на мысли о том, что для снижения ИК сигнатуры, разработчики предусмотрели продвинутые «ИК-супрессоры», призванные решить эту проблему.

Предполагается, что новая технологи радиолокационной невидимости должна эффективно работать против средств обнаружения новейших и перспективных систем ПВО, в том числе в UHF, VHF и X диапазонах работы радаров.

Кроме того, уже известно, что Пентагон выдвинул требование и производитель нашел решение для того, чтобы самолет базировался преимущественно на авиабазах США и его концепция предусматривает дальние перелеты без необходимости совершать посадку на чужих базах.

И еще интересный момент, уже в нескольких публикациях мы находим подтверждение того, что именно этот самолет сможет штатно работать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме.

Уже разработан план принятие нового бомбардировщика на вооружение.

Так, первые два года своей эксплуатации, он будет платформой для современных обычных вооружений как боеприпасы GPS наведения Joint Direct Attack, но по их истечению, он должен быть полностью подготовлен для вооружения новейшими ядерными боеприпасами такие как перспективные крылатые ракеты называющиеся LRSO - Long Range Stand Off.

Имеются редкие отсылки на то, что параллельно разработке самолета, для него создаются и некие специальные виды вооружений, о которых информации еще меньше.

В последних материалах о различных новых платформах вооружений США — ,

«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing. Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ «Тополь» производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах. Площадь суши Советского Союза составляла 22 миллиона квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м2. Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово. С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ)», – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью. Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса С-400 Триумф производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса С-400 может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км. Истребители пятого поколения, например Сухой ПАК-ФА и МиГ ЛМФС (легкий многофункциональный фронтовой самолет), разрабатываемые в России, а также китайский Shenyang J-31, могут в будущем серьезно осложнить жизнь американским самолетам.

Майор Лиз выразил мнение, что решение проблемы ЗД/БЗ фактически находится во главе угла проекта бомбардировщика B-21. «Потребность в B-21 основана на движении в направлении… к большей философии ЗД/БЗ. Следовательно, бомбардировщик B-21, способный работать в подобном пространстве, возможно взлетевший с континентальной части Соединенных Штатов, должен неизбежно держать цели всех типов под прицелом». ВВС США планируют применять B-21 для непрерывного наблюдения за целями и нанесения по ним удара, при необходимости с использованием обычного или ядерного оружия. В отличие от B-1B, который отказался от своих ядерных обязательств (см. выше), бомбардировщик B-21 «станет частью ядерной триады, являясь средством очевидного и гибкого ядерного сдерживания». В ядерную триаду входят подводные лодки американских ВМС класса «Ohio» с баллистическими ядерными ракетами (эти подлодки должны быть заменены в следующем десятилетии) и межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования LGM-30G Minuteman-III.

26 февраля 2016 г. на проходившем в Орландо (шт. Флорида) симпозиуме американской Военно-воздушной ассоциации (Air Force Association Air Warfare Symposium) министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона -разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber). Предполагается, что начиная с середины следующего десятилетия B-21 начнут дополнять, а в дальнейшем, ближе к середине века, полностью заменят имеющиеся на вооружении ВВС США стратегические бомбардировщики B-52H, B-1B и B-2A. Выбор названия B-21 Дебора Ли Джеймс пояснила тем, что самолет должен стать «первым новым бомбардировщиком в XXI веке».

Программа LRS-B, наряду с проектами истребителя пятого поколения Joint Strike Fighter (F-35) и перспективного самолета-заправщика KC-X, считается одним из трех важнейших приоритетов перспективного развития ВВС США. Будущий бомбардировщик должен успешно преодолевать существующие и перспективные системы ПВО при любых вероятных сценариях военных конфликтов, наносить удары по хорошо защищенным и подвижным целям (в т.ч. морским), иметь возможность доразведки целей и оценки нанесенных им повреждений.

Как заявила на симпозиуме в Орландо г-жа Джеймс, B-21 «позволит американским ВВС эффективно воевать в условиях самых серьезных угроз будущего и придаст им исключительную гибкость, обеспечивая возможность нанесения воздушных ударов в любой точке земного шара при старте из континентальной части США». Было также объявлено, что программа недавно перешла в стадию опытно-конструкторских работ (Engineering and Manufacturing Development, EMD), и ВВС США планируют, что начальной боевой готовности (IOC) первые самолеты B-21 смогут достичь в середине 2020-х гг.

Как известно, контракт на ОКР и изготовление первых установочных партий (LRIP) перспективного бомбардировщика 27 октября 2015 г. получила компания Northrop Grumman, отвечавшая и за программу B-2. Участвовавшая в конкурсе компания Boeing подала протест в главное контрольное управление правительства США (US Government Accountability Office, GAO), которое 16 февраля 2016 г., после детального рассмотрения протеста в течение 100 дней, его отклонило. Таким образом, были подтверждены права Northrop Grumman на реализацию программы, оцениваемой не менее чем в 60 млрд долл. И вот, спустя 10 дней после решения GAO, Пентагон принял решение обнародовать до этого секретный внешний вид и истинное название нового бомбардировщика.

Согласно представленному изображению, по своей аэродинамической концепции и компоновке B-21 будет в значительной степени повторять нынешний B-2A (на фото внизу). Дебора Ли Джеймс так объясняет это сходство: «B-21 с самого начала разрабатывался по требованиям, предусматривающим возможность использования лучших существующих уже хорошо отработанных технологий». Это должно позволить снизить технические риски программы, сроки ее реализации и стоимость самолета. Средняя закупочная цена одного серийного B-21 (без учета затрат на НИОКР), согласно независимой оценке американского правительства, составит 564 млн долл., по оценке ВВС - не более 606 млн долл. Всего ВВС США планируют получить начиная примерно с 2025 г. не менее 100 самолетов B-21, длительность жизненного цикла которых составит минимум 50 лет.

Никакие характеристики B-21 пока не разглашаются. По мнению экспертов, B-21, в отличие от предшественника, выполняется в несколько меньшей размерности: размах его крыла оценивается в 35-40 м (у B-2 - 52,4 м), взлетная масса - не более чем в 100 т (у B-2 -152 т, максимальная - 170,6 т). 7 марта 2016 г. Дебора Ли Джеймс обнародовала очередную порцию информации о B-21, сообщив о выборе семи компаний-субподрядчиков по программе. Среди названных фирм - Pratt & Whitney, которая, как и ожидалось экспертами, выступит поставщиком силовой установки для B-21. Считается, что она создается на базе двигателя F135, применяемого на истребителях F-35, с использованием технологий «гражданского» ТРДД типа PW1000G (заметим, что на B-2 применялись двигатели конкурирующей компании General Electric - F118-GE-100).

Ожидается, что в 2040-е гг. самолеты B-21 полностью заменят в ВВС США дозвуковые стратегические бомбардировщики B-52H (поставлялись в 1961-1962 гг., в настоящее время на вооружении остается 77 самолетов) и сверхзвуковые B-1B (в 1985-1988 гг. поставлено ровно 100 самолетов, сейчас на вооружении остается 60). А к 2058 г. с вооружения будут сняты и последние малозаметные дозвуковые бомбардировщики B-2A (в строю находится 20 машин, поставленных в период 1994-2000 гг.).

Американские военные показали всему миру облик нового стратегического бомбардировщика, который в будущем должен заменить давно стоящие на вооружении США B-52, B-1 и B-2.

Интрига по поводу того, как будет выглядеть американский дальний бомбардировщик будущего, сохранялась с октября 2015 года. Тогда было , что контракт на создание нового самолета для проекта Long Range Strike Bomber (LRSB, «Ударный дальний бомбардировщик». — «Газета.Ru») получила корпорация Northrop Grumman, а ее конкуренты и Lockheed Martin выбыли из борьбы.

О новом бомбардировщике, который в XXI веке должен будет выполнять стратегические задачи вдали от мест постоянного базирования, было известно немногое. Сообщалось лишь, что самолет будет выполнен по технологии Stealth, призванной усложнить его обнаружение радарами. Кроме того,

бомбардировщик способен нести водородные бомбы, ядерное и обычное оружие. Также, по некоторым данным, он сможет выполнять поставленные задачи без экипажа.

На днях в СМИ просочилась информация, что новые данные о самолете будущего будут объявлены в первую неделю марта, однако это случилось несколько раньше. Выступая на симпозиуме по вооружениям, устроенном Ассоциацией ВВС, министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс на экране показала облик будущего самолета.

Кроме того, министр сняла интригу по поводу обозначения изделия — называться он будет B-21.

«Таким образом, у нас есть изображение, обозначение, однако чего у нас нет — это названия, — заявила министр. — И вот почему я обращаюсь ко всем летчикам сегодня: предложите имя B-21 новейшему бомбардировщику Америки».

Каким будет имя нового бомбардировщика, многие СМИ волнует больше, чем его технические особенности. Так, издание Defense News устроило голосование. Среди предложенных вариантов — Raven («Ворон»), Liberator II, Shadow («Тень»), Penetrator и даже «Банши». Последний является страшным персонажем из ирландского фольклора, появляющимся возле дома обреченного на смерть человека.

Прототип самолета пока еще не создан, поэтому его компьютерное изображение основано на первоначальных дизайнерских разработках. Название B-21 является данью тому, что самолет LRS-B станет первым американским бомбардировщиком XXI века.

Джеймс также объяснила визуальное сходство самолета с уже стоящим на вооружении США малозаметным стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit, также детищем компании Northman Grumman.

«B-21 проектировался с самого начала на основе того набора требований, которые позволяют нам использовать уже существующие и проверенные технологии», — заявила министр.

В своем заявлении представитель Northrop Grumman Тим Пэйнтер подчеркнул важность B-21 для будущего США. «Northrop Grumman гордится правом выступать главным подрядчиком в проекте бомбардировщика В-21 в сотрудничестве с ВВС США, чтобы добиться возможностей, жизненно необходимых для нашей национальной безопасности. Все дальнейшие вопросы стоит обращать к ВВС», — заявил Пэйнтер.

Не нужно быть экспертом в авиации, чтобы в самом деле не заметить поразительное сходство представленного макета с самолетом-невидимкой B-2 Spirit.

Самолет B-2, выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло», является самым дорогим самолетом в истории авиации, за что он часто критикуется авиационными экспертами.

Специалисты отмечают, что новый самолет, судя по обнародованному изображению, скорее станет эволюционным продолжением своего предшественника, чем новой разработкой с чистого листа.

Четыре двигателя B-21, главные источники излучения в инфракрасном диапазоне, повышающей заметность самолета, будут еще больше спрятаны в планер, а их воздухозаборники интегрированы с кабиной.

Несмотря на то что пока публике представлен только макет будущего самолета, к его облику приковано внимание многих СМИ и авиационных экспертов по всему миру. «Китай, Россия, Иран, КНДР и все в мире, кто занимается разработкой технологии невидимости, будут вглядываться в этот рисунок, чтобы понять, куда направлена конструкторская мысль в США», — пишет .

По оценкам экспертов, новый бомбардировщик будет стоить около $511 млн.

Ожидается, что затраты на разработку самолета компании Northrop Grumman составят около $23,5 млрд. Ранее американские газеты со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщали, что общая стоимость контракта составит $21,4 млрд, а общая сумма сделки — около $80 млрд.

Новый стратегический бомбардировщик ВВС США B-21 получил имя «Рейдер». Об этом было объявлено на конференции по вопросам кибербезопасности Ассоциации ВВС в городе Нэшнл-Харбор, штат Мэриленд. По замыслу авторов, имя самолета отсылает к знаменитому рейду на Токио 18 апреля 1942 года группы бомбардировщиков В-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Это был первый налет американской авиации на Японию во время Второй мировой войны, ставший ответом на атаку японцев на Перл-Харбор.

B-25 взлетает с палубы авианосца «Хорнет»

Wikimedia Commons

На церемонии присвоения имени B-21 присутствовал 101-летний подполковник — один из участников знаменитого рейда. Коул был вторым пилотом у самого Дулиттла. Пожилой американский авиатор сказал, что ему очень жаль, что при присвоении имени новому стратегическому бомбардировщику нет его командира, а сам он не достоин представлять его на этом мероприятии.

Традиция давать имена собственные самолетам, состоящим на вооружении ВВС США, существует уже много десятилетий. Обычно это гордые и грозные имена, но зачастую они полностью вытесняются из обращения «народными», существенно более прозаическими названиями. Так, штурмовик А-10 Thunderbolt («Удар грома») никто иначе как Warthog («Бородавочник») и не называет. А к бомбардировщику В-1 Lancer («Копьеносец») приклеилось название Bone («Кость»), произошедшее из написания его обозначения прописью, а не цифрой: B-one.

Чтобы избежать навешивания на В-21 неуважительного имени и для его дальнейшей популяризации, ВВС США объявили конкурс среди личного состава на лучшее имя. За два месяца (март - май 2016 года) на конкурс было подано более 4,6 тыс. вариантов названия. Из них руководство стратегического командования ВВС отобрало 15 финалистов, прежде чем торжественно объявить победителя.

Миллиарды, секреты и сенаторы

Создание ударных самолетов стратегической авиации нового поколения — часть долговременной стратегии развития ВВС США, нынешний парк которых к середине ХХI века окончательно морально устареет и физически износится. Принимается во внимание и появление у потенциальных противников США мощных современных средств противовоздушной обороны.

Разработка боевых систем стратегического назначения проводится в США в гораздо более закрытом режиме, чем программы по созданию самолетов тактической авиации. Однако для производства стратегических бомбардировщиков требуются многие миллиарды долларов из государственного бюджета.

Для одобрения таких расходов нужно согласие конгресса США, а его не добиться без огласки хотя бы некоторых деталей программы на определенном этапе, ради общественной поддержки.

Именно для этого 26 февраля 2016 года на проходившем в Орландо симпозиуме по боевой авиации американской Ассоциации военно-воздушных сил (Air Force Association Air Warfare Symposium) министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона — разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber). Как заявила Джеймс, B-21 «позволит американским ВВС эффективно воевать в условиях самых серьезных угроз будущего и придаст им исключительную гибкость, обеспечивая возможность нанесения воздушных ударов в любой точке земного шара при старте из континентальной части США».

Ассоциация ВВС

Это влиятельная общественная организация, объединяющая на добровольной основе военнослужащих, гражданских специалистов и членов их семей, спонсорами которой выступают практически все ведущие компании - поставщики техники и вооружения для ВВС США.

Начало разработки В-21 можно отнести к 2004 году, когда конгрессом США было начато финансирование программы бомбардировщика следующего поколения (NGB — Next Generation Bomber). В очередном правительственном четырехлетнем «Обзоре вопросов обороны» («QDR 2006» — «Quadrennial Defense Review»), выпущенном в 2006 году, содержалось требование разработать бомбардировщик нового поколения с датой поступления на вооружение в 2018 году.

Программа NGB набрала темп. Ее задача была сформулирована как разработка новой системы оружия дальнего радиуса действия наземного базирования для проникновения в защищаемое воздушное пространство. Новый бомбардировщик создавался как дополнение к модернизируемому парку уже существующих самолетов. До 2006 года ВВС США заявляли, что их стратегических бомбардировщиков В-1, В-2 и В-52 достаточно для выполнения поставленных перед ними задач до 2037 года. Прогнозировалось, что к тому времени созреют новые перспективные технологии, такие как летательные аппараты с гиперзвуковой крейсерской скоростью, которые можно будет использовать при разработке нового бомбардировщика. Эти взгляды подверглись пересмотру в документе «QDR 2006», ускорив появление нового бомбардировщика в ВВС почти на 20 лет.

Alan Diaz/AP

В программе NGB принимали участие на конкурсной основе два разработчика: Northrop Grumman и объединенная команда Boeing и Lockheed-Martin. И те и другие имели опыт разработки современных бомбардировщиков. Northrop был главным подрядчиком по программе В-2, в которой Boeing участвовал как основной субподрядчик. Главным подрядчиком по В-1 была компания Rockwell International, позже поглощенная Boeing. Кроме того, Boeing — разработчик В-52.

Boeing B-52 Stratofortress

Mindaugas Kulbis/AP

С 2004 по 2009 финансовый год Пентагон запросил на NGB $1,4 млрд только через открытые статьи бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ВВС США. Однако после резвого старта министр обороны заявил, что рекомендует отложить начало полномасштабной разработки: «Мы не будем ставить задачу разработки следующего бомбардировщика ВВС, пока у нас не будет лучшего понимания необходимости, требований и технологий».

В процессе работ по NGB не нашли окончательного ответа, в частности, вопросы о необходимости функции дистанционного пилотирования и способность нести ядерное оружие. Оба требования вели к удорожанию и усложнению машины.

После закрытия программы NGB в 2009 году американские военные провели интенсивный анализ вариантов решения ударных задач дальнего действия. Рассматривались различные подходы, включая «летающие арсеналы» — крупноразмерные носители ракет, запускаемых вне пределов зон ПВО противника, баллистические ракеты с неядерными боеголовками, крылатые ракеты воздушного и морского базирования и другие средства. После рассмотрения всех направлений министр обороны Гейтс в 2011 году одобрил запрос ВВС на продолжение разработки опционально пилотируемого бомбардировщика для проникновения в зоны ПВО.

Программа получила название «Дальнего действия ударный — бомбардировщик» (Long Range Strike — Bomber, LRS-B). Такое название с тире перед словом «бомбардировщик» вызвало предположения, что могут существовать и другие подсистемы ударного оружия дальнего действия.

Действительно, есть достаточно много указаний на то, что концепция LRS-B существенно отличается от NGB, который задумывался как гораздо более амбициозный и дорогой. Предполагалось, что NGB будет действовать практически автономно, что серьезно ужесточало требования к нему. NGB должен был обладать способностью разведки целей и другими функциями, которые для LRS-B будут выполняться через сеть других систем, уже существующих на других машинах ВВС США. На церемонии объявления о запуске программы неназванные официальные представители ВВС США подтвердили, что LRS-B будет действовать совместно с другими не раскрываемыми из соображений секретности компонентами взаимоувязанной системы. Эксперты считают, что среди этих дополнительных подсистем, наиболее вероятно, будут подсистемы поиска и обнаружения целей, системы связи и радиоэлектронной борьбы.

Начиная с 2011 финансового года, после двухлетнего перерыва, конгресс возобновил финансирование программы создания нового бомбардировщика. В течение следующих пяти лет под тем же программным элементом открытой финансовой отчетности затрат на исследования и разработки ВВС США (PE 0604015F), который использовался для NGB, было выделено более $2,7 млрд.

Рассмотрев предложения двух конкурентов, в октябре 2015 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс объявила о намерении выдать контракт на разработку LRS-B компании Northrop Grumman.

Лидер конкурирующей команды Boeing это решение опротестовал. Однако главное контрольное управление правительства США после детального рассмотрения жалобы 16 февраля 2016 года объявило, что протест отклонен.

Контракт с компанией Northrop Grumman включает две фазы программы. Первая — это опытно-конструкторские разработки (Engineering & Manufacturing Development), включая производство двух или трех опытных образцов. Стоимость этой фазы ранее была оценена ВВС США в $21,4 млрд 2010 года. Представители ВВС США заверяют, что стоимость первой фазы составит около 30% полной стоимости контракта. Вторая фаза — это производство с низким темпом (low rate production) первого самолета В-21 в пяти партиях.

ВВС США не обнародовали общую стоимость контракта и стоимость второй его фазы, заявив, однако, что она основывается на оценке средней стоимости одного самолета в $511 млн 2010 года при выпуске общей серии в 100 машин.

По предложению ВВС США первая фаза контракта оформлена по схеме «компенсация затрат плюс премия». Вторая фаза (производство) — по фиксированный цене за каждый самолет. Такой подход встретил энергичное сопротивление в конгрессе США, и прежде всего со стороны влиятельного сенатора , председателя сенатского комитета по вооруженным силам, который заявил в конце февраля 2016 года: «Я говорю, что не дам одобрения программе по схеме контракта «затраты плюс премия»… Они [ВВС] скажут, что это потому, что они не уверены в некоторых необходимых элементах на этапе разработки. Прекрасно, тогда не выдавайте контракт, пока не будете уверены. Если у вас контракт «затраты плюс премия», назовите мне хоть один случай, когда затраты не возрастали, и тогда я пересмотрю [свою позицию]. Образ мыслей в , который все еще каким-то образом допускает такой подход, просто бесит».

Показывая журналистам свой новейший айфон, Маккейн продолжил: «В Силиконовой долине сделали последнюю модель [этой штуки] без контракта «затраты плюс премия». Ну да, технология такая, что мы в ней не уверены. Но как-то коммерческие программы могут обходиться без контрактов «затраты плюс премия».

Это зло, которое множилось, и множилось, и множилось с годами, и я этого не потерплю ни для одной системы оружия». Когда сенатору заметили, что контракты уже подписаны, он ответил: «У меня нет возражений, пусть, к чертям, делают, что хотят, но выделять деньги должны мы [конгресс США]».

ВВС США не собирались предавать огласке основных субподрядчиков по контракту, даже поставщика двигателей. Это встретило такие же энергичные возражения Маккейна, который назвал завесу секретности, окружающую программу, «глупостью». «Это может быть Pratt-Whitney, или Rolls-Royce, или, к чертям, кто угодно. Я говорю, что это просто глупо. Это вроде как классический подход Пентагона. Я не знаю, кто подрядчик, но уж кто делает двигатели, мы выясним. Если кто хочет производить двигатели для самолета, который требует одобрения конгресса, тогда должно быть известно, кто их делает и на каких условиях», — ворчал сенатор.

В итоге под давлением законодателей 7 марта 2016 года ВВС США вынуждены были объявить список основных субподрядчиков программы В-21, впрочем, не уточняя, кто какие комплектующие системы поставляет. В список вошли Pratt-Whitney (как и предполагал Маккейн), ВАЕ Systems, GKN Aerospace, Janicki Industries, Orbital ОТК, Rockwell Collins, Spirit AeroSy.

Если на текущий 2016 финансовый год в бюджете заложены затраты в $736 млн, то уже в будущем году планируется, что они возрастут почти вдвое и в дальнейшем ежегодный рост затрат продолжится.

Упорное противодействие ВВС и мобороны США раскрытию стоимости программы дало свои результаты. Во время обсуждения проекта военного бюджета на 2017 финансовый год член сенатского комитета по вооруженным силам Билл внес поправку к законопроекту, подтверждающую секретный статус этих данных. После бурного обсуждения поправка была принята 19 голосами за при семи против, и теперь данные по общей стоимости контракта и его второй, производственной части будут оглашаться только на закрытых слушаниях профильных комитетов конгресса. Нельсон так прокомментировал свою поправку: «ВВС правы. Я не хочу выдавать нашим врагам информацию, по которой они могут понять массу и [конструкционные] материалы самолета».

100-тонный бомбардировщик-невидимка на дистанционном управлении

Согласно уже опубликованному ВВС США изображению, по своей аэродинамической концепции и компоновке B-21 будет в значительной степени повторять состоящий сейчас на вооружении B-2A. «B-21 с самого начала разрабатывался по требованиям, предусматривающим возможность использования лучших существующих уже хорошо отработанных технологий». Это должно позволить снизить технические риски программы, сроки ее реализации и стоимость самолета», — объяснила внешнее сходство с предшественником Дебора Ли Джеймс.

Наиболее характерным отличием внешнего вида В-21 от В-2 является конфигурация задней кромки крыла в виде одинарного W (у В-2 — двойное W). Самое простое объяснение этого факта в том, что В-21 почти наверняка оснащен двумя бесфорсажными вариантами двигателя Pratt-Whitney F135 (на В-2 установлены четыре двигателя General Electric (F118).

Никакие характеристики B-21 пока не разглашаются. По мнению экспертов, B-21, в отличие от предшественника, выполняется в существенно меньшей размерности: размах его крыла оценивается в 35-40 м (у B-2 — 52,4 м), взлетная масса — 80-100 тонн (у B-2 — 152 тонны, максимальная — 170,6 тонны), масса бомбовой нагрузки 6-12 тонн (у В-2 — 18 тонн). Радиус боевого действия от точки дозаправки в воздухе — 1,8-3,6 тыс. км. У аналитиков не вызывает сомнений дозвуковая максимальная скорость самолета.

Ключевым свойством В-21 является, конечно, его малая заметность для радаров противника. В аналитическом обзоре российского Государственного научно-исследовательского института авиационных систем 2012 года эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) предшественника В-21, самолета NGB фирмы Northrop Grumman, оценивалась в таких значениях, что зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), которые обнаруживают истребители на дальности 200 км, смогут «увидеть» малозаметный бомбардировщик только на расстоянии 60 км.

Для такой машины в зоне сплошного покрытия защищаемого системой ПВО образуются дыры, которые бомбардировщик может использовать для построения безопасного от ЗРК маршрута.

В рамках программы создания В-21 существует концепция его использования совместно с беспилотниками в составе смешанной ударной авиагруппы большой дальности. При этом на дроны будут возложены функции ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также поиска и доразведки целей на обширной территории без применения демаскирующих систем и нежелательного радиолокационного излучения.

Наиболее вероятным кандидатом на роль «боевого партнера» В-21 является все еще засекреченный дрон RQ-180, разработанный той же компанией Northrop Grumman. Первые сведения о нем появились в статье известных американских авиационных журналистов Эйми Батлер (Amy Butler) и Билла Суитмена (Bill Sweetman), опубликованной в номере журнала Aviation Week & Space Technologies от 6 декабря 2013 года. Статью сопровождало компьютерное изображение аппарата. Со временем ВВС США признали существование такого беспилотного летательного аппарата, но обсуждать его характеристики до сих пор отказываются.

Начало разработки RQ-180 относят к 2008 году, в котором открытая финансовая отчетность компании Northrop Grumman показывает, что ее отделение Integrated Sysatems в Палмдейл, штат Калифорния, увеличило свой портфель заказов на $2 млрд. Это отделение отвечает за бомбардировщик В-2 и дроны «Глобал Хоук» и «Файр Скаут», а теперь и В-21. Общедоступные спутниковые фотографии производственной площадки в Палмдейле показали, что примерно в 2009-2010 годах на ней появилось два новых ангара, в которых можно разместить самолеты с размахом крыла, превышающим 40 м.

Примерно такой же ангар появился тогда же на секретной летно-испытательной авиабазе ВВС США в Грум-Лейке, в пустынной местности штата Невада, в так называемой «Зоне 51» (Area 51), причем там он еще и обнесен земляной насыпью, чтобы скрыть его от посторонних взглядов.

Наконец, в 2013 году документы финансовой отчетности Northrop Grumman говорят о запуске в серию «с ограниченным темпом производства» (low-rate production) неназванного летательного аппарата. Запуск в серию с ограниченным темпом производства практикуется ВВС США, когда система оружия подходит к концу своих испытаний и в основном показала соответствие заданным требованиям. В том же 2013 году анонимный источник в ВВС США сообщил журналистам, что RQ-180 может поступить на вооружение примерно через два года, то есть в 2015 году.

U.S. Air Force

Дрон RQ-180 оснащен РЛС с активной фазированной решеткой, пассивными и активными средствами радиоэлектронной борьбы и «электронной атаки» (electronic attack). Этот сравнительно недавно появившийся термин предполагает не только противодействие средствам ПВО, но и выведение их из строя. Взлетная масса аппарата оценивается в 14-15 тонн, что практически точно соответствует массе российского истребителя МиГ-29. По оценкам экспертов, RQ-180 может до 24 часов находиться в зоне барражирования на удалении 2,2 тыс. км от своей базы.

При применении в составе смешанной ударной авиагруппы контроль за полетом нескольких RQ-180 может осуществляться одним из членов экипажа В-21, который становится, таким образом, воздушным командным пунктом.

За время жизненного цикла В-21 (не менее чем 50 лет) его боевые возможности будут поэтапно наращиваться. В частности, заявлено, что первые партии самолетов не будут иметь возможности нести ядерное оружие, а также не будут обладать функцией «опционального обитания», то есть возможностью полета без экипажа на борту с пилотированием дистанционно. На отработку этих функций, как считается, уйдут дополнительно два-три года, и они появятся у В-21 только в конце 2020-х годов. Важным требованием в ВВС США считается использование при создании самолета архитектуры «открытой системы», которая облегчает интеграцию с новым оборудованием и вооружением, появляющимся на последующих этапах жизненного цикла.

ВВС США планируют, что начальной боевой готовности (IOC — Initial Operational Capability) первые самолеты B-21 смогут достичь в середине 2020-х годов. Многие эксперты выражают сомнения по поводу этой оценки, указывая, что для предшествующих сложных авиационных комплексов нового поколения (В-2, F-22, F-35) потребовалось около 20 лет от выдачи контракта до достижения боевой готовности IOC. ВВС парируют эти аргументы, указывая на то, что степень отработанности и освоенности технологий, используемых в В-21, существенно выше, чем это было для его предшественников.

Ожидается, что в 2040-е годы самолеты B-21 полностью заменят в ВВС США дозвуковые стратегические бомбардировщики B-52H (поставлялись в 1961-1962 годах, в настоящее время на вооружении остается 76 самолетов) и сверхзвуковые B-1B (в 1985-1988 годах поставлено ровно 100 самолетов, сейчас на вооружении остается 63 машины). А к 2058 году с вооружения будут сняты и последние малозаметные дозвуковые бомбардировщики B-2A (в строю находится 20 машин, поставленных в 1994-2000 годах).

Многие военные аналитики указывают, что с такими планами при закупках всего 100 новых бомбардировщиков парк стратегической авиации США постепенно уменьшится с существующих 159 до 120 машин, а потом и до 100 машин. Кроме того, общая доставляемая масса бомбовой нагрузки уменьшится еще значительнее в силу меньшей размерности В-21 и впечатляющих возможностей по внутреннему размещению боекомплекта у В-52Н (31,5 тонны) и В-1В (34 тонны).

Это вызывает призывы планировать закупку 150-160 и даже 200 бомбардировщиков В-21. Однако такой рост объема производства вызовет, естественно, соответствующий рост финансовых затрат на программу, которые и при нынешних прогнозах весьма велики.



Читайте также: