Американского стратегического бомбардировщика нового поколения и 21. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету

Согласно текущим планам Пентагона, к середине следующего десятилетия в воздух должен подняться перспективный дальний бомбардировщик B-21 Raider, разрабатываемый компанией Northrop Grumman. Создание новой машины для военно-воздушных сил связано с определенными проблемами технического, финансового и организационного характера. Как стало известно в последние недели, актуальные проблемы могут помешать получению желаемых результатов. В частности, речь шла о возможном затягивании работ и выходе из установленного графика.

Напомним, в 2014 году американское военное ведомство запустило новую программу разработки перспективного дальнего бомбардировщика под обозначением Long-Range Strike Bomber (LRS-B). В октябре следующего года победителем конкурса предварительных проектов стала компания Northrop Grumman. Несмотря на критику со стороны конкурентов, именно она получила заказ на проектирование новой машины. Через несколько месяцев бомбардировщик получил официальное обозначение B-21 и дополнительное имя Raider.


К настоящему времени головной разработчик и Пентагон определили список субподрядчиков, а также начали полноценные проектные работы. В течение нескольких следующих лет предполагается завершить опытно-конструкторскую стадию проекта и приступить к подготовке серийного строительства самолетов. Именно на этом этапе у проекта B-21 возникли некоторые проблемы, прямо связанные с общей негативной обстановкой в высших эшелонах американской власти.

18 января тему развития проекта Northrop Grumman B-21 затронул заместитель министра военно-воздушных сил США Мэтт Донован. На тот момент в Конгрессе шли ожесточенные споры на тему дальнейшего финансирования ряда оборонных программ. Среди прочего, предлагалось сократить ассигнования на некоторые проекты, одним из которых могла стать программа разработки нового дальнего бомбардировщика. По оценке М. Донована, это могло бы привести к затормаживанию проектных работ.

Также Конгресс не мог определиться с решением по дальнейшему финансированию государственных органов, что могло привести к временной остановке их работы. В этих условиях руководство ВВС беспокоилось о том, что законодатели могут предложить новое сокращение военных расходов, способное навредить ходу перспективных проектов. Вместе с другими новыми разработками под сокращение мог бы попасть и самолет B-21.

М. Донован отметил, что долгосрочное сокращение расходов на данный момент способно ударить по научно-исследовательской и опытно-конструкторской стадиям проекта B-21 Raider. Затраты на новые проекты могут быть сокращены до уровня 2010 финансового года, и в таком случае заявка на текущий 2018-й будет удовлетворена лишь частично. Все это может иметь критические последствия в контексте разных программ и проектов, в том числе LRS-B.

Представители прессы задали М. Доновану вопрос о дальнейших перспективах бомбардировщика B-21. Их заинтересовало, когда новые самолеты смогут достичь начальной оперативной готовности, если проблемы с финансированием будут сохраняться. Замминистра ответил, что невозможность сохранения требуемых трат на проект действительно скажется на сроках его реализации. При этом он не стал приводить конкретные данные и уточнять, когда войска смогут освоить новую технику.

Тем временем руководство военно-воздушных сил работает над созданием нового проекта своего бюджета на 2019 финансовый год. Бюджетный запрос планировалось представить в середине февраля. М. Донован не стал уточнять подробности составляемого проекта, но отметил некоторые особенности его разработки. По его словам, проект оборонного бюджета на следующий год составлялся параллельно с работами по Стратегии национальной безопасности. В соответствии с последней, Соединенные Штаты должны иметь определенные преимущества перед Россией и Китаем. Новый проект военного бюджета учитывает эти требования.

Заместитель министра ВВС не стал указывать точные числа или раскрывать иные подробности, но затронул тему программы B-21 / LRS-B. По его словам, проект перспективного дальнего бомбардировщика обязательно получит увеличенное финансирование. Впрочем, не уточнялось, как именно увеличатся ассигнования.

Уже после выступления Мэтта Донована стало ясно, что Конгресс все же не смог вовремя прийти к необходимым решениям. Уже 20 января – на второй день после заявлений замминистра ВВС – работа государственных органов была приостановлена на двое суток. Отсутствие денег должно было негативно сказаться на работе множества структур, а также оказать нежелательное влияние на ряд проектов. Тем не менее, следующее официальное упоминание о проекте B-21 Raider было не столь пессимистичным.

Несколько дней назад военное и политическое руководство Соединенных Штатов опубликовали новый «Обзор ядерной политики». В этом документе указывались особенности текущей обстановки и вызовы, стоящие перед американскими ядерными силами. Кроме того, его авторы указали некоторые планы по дальнейшему развитию стратегических и тактических ядерных вооружений, а также их носителей. Один из разделов обзора был посвящен воздушной составляющей ядерной триады, в том числе перспективному проекту.

«Обзор ядерной политики» напомнил, что к настоящему времени США запустили программу создания и развертывания бомбардировщиков следующего поколения B-21 Raider. Целью этой программы названо усиление группировки стратегических бомбардировщиков с последующей заменой существующей техники такого класса. Подобные процессы будут запущены в середине двадцатых годов.

Прочие упоминания о проекте B-21 в «Обзоре ядерной политики» отсутствуют. Тем не менее, в этом документе указаны некоторые сведения о перспективных тактических и стратегических вооружениях, которые могут применяться с новым самолетом. Авторы документа напомнили о некоторых существующих и перспективных проектах авиационных средств поражения, оснащаемых ядерными боевыми частями. При этом, как указывается, некоторые подобные изделия могут применяться и иными носителями, в том числе из категории тактической авиации.

Для поражения некоторых целей стратегические и тактические бомбардировщики смогут использовать свободнопадающие бомбы B83-1 и B61-11. Пентагон намерен сохранять это в арсеналах в течение нескольких следующих лет. Они будут оставаться на вооружении, как минимум, до того момента, когда все свои возможности покажет перспективный боеприпас B61-12, оснащенный системами наведения. Поступление этой бомбы на вооружение запланировано на 2020 год.

«Обзор» напоминает, что в начале восьмидесятых годов стратегические бомбардировщики США стали носителями новых крылатых ракет воздушного базирования, однако к настоящему времени последние потеряли весь свой потенциал. Для сохранения требуемых ударных возможностей самолетов B-52H разрабатывается перспективная крылатая ракета большой дальности Long-Range Stand-Off (LRSO). В перспективе она может войти в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика B-21. Наличие такого боеприпаса обеспечит сохранение требуемых возможностей по прорыву комплексной системы противовоздушной обороны вероятного противника.

К настоящему времени Пентагон и компания Northrop Grumman успели раскрыть некоторые подробности перспективного проекта B-21 Raider. Согласно утвержденным планам, новый самолет должен стать своеобразным развитием идей, заложенных еще в проекте B-2. В основе проекта лежит концепция дозвукового малозаметного самолета, построенного по схеме «летающее крыло» и способного нести ракетное или бомбовое вооружение. Одной из главных задач такого бомбардировщика станет скрытый выход в район пуска ракет или сброса бомб с целью уничтожения основных объектов противовоздушной обороны противника. Оставив врага без значительной части систем защиты, бомбардировщики B-21 Raider позволят тактической авиации начать свою работу.

По разным данным и оценкам, перспективный B-21 будет меньше и легче существующего B-2. Размах крыла может не превышать 35-40 м, а нормальная взлетная масса окажется в пределах 100 т. Самолет получит турбореактивные двигатели от компании Pratt & Whitney. При помощи такой силовой установки он сможет летать с дозвуковой скоростью и показывать высокие значения дальности полета и боевого радиуса. Точные сведения о боевой нагрузке машины пока отсутствуют.

В соответствии с контрактом 2015 года, определявшим условия создания нового самолета, общая стоимость всей программы разработки и строительства должна была достичь 80 миллиардов долларов. Как нередко случается со смелыми проектами, уже в ходе проектных работ была определена необходимость увеличения финансирования. В ноябре прошлого года Конгресс утвердил новую стоимость программы – 97 миллиардов. Большая часть этих денег уйдет на производство серийных самолетов.

Согласно текущим планам, которые, однако, могут быть скорректированы по экономическим и организационным причинам, первый опытный самолет нового типа должен будет подняться в воздух не ранее начала следующего десятилетия. Несколько следующих лет уйдут на испытания и доводку машины, после чего компания Northrop Grumman сможет приступить к серийному производству техники для поставок военно-воздушным силам.

Утвержденный график работ требует передать войскам серийные B-21 в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности. Впоследствии военно-воздушным силам поставят несколько десятков серийных машин, освоение которых будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до конца тридцатых или начала сороковых.

Количество необходимых бомбардировщиков LRS-B / B-21 на протяжении нескольких лет оставалось темой споров на всех уровнях. Одной из задач этих машин станет, как минимум, частичная замена самолетов существующих типов. Кроме того, Пентагон желает нарастить качественный и количественный потенциал дальней авиации. Как следствие, в разные периоды называлась возможность закупки значительного числа новых бомбардировщиков, вплоть до 130-140 единиц.

К настоящему времени подобные планы были пересмотрены и стали заметно скромнее, но все еще выглядят внушительно. Начиная с середины двадцатых годов, ВВС США желают получить, как минимум, сотню новых самолетов. В дальнейшем не исключается возможность появления нового заказа на несколько десятков машин. Тем не менее, подобный контракт – если и будет подписан – появится только в отдаленном будущем.

Многочисленные заявления официальных лиц и разнообразные документы наглядно показывают, что военное и политическое руководство Соединенных Штатов прекрасно понимают необходимость программы LRS-B и ее результата в виде бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Уже запущено проектирование этого самолета, и в обозримом будущем оно приведет к желаемым результатам. В то же время, разногласия в определенных кругах и отсутствие единого мнения по распределению бюджетных денег способно привести к известным проблемам.

Несколько недель назад заместитель министра ВВС указал, что текущие споры вокруг финансирования государственных структур способны ударить по проекту B-21 и сдвинуть сроки появления его реальных результатов. Январские проблемы бюджета были решены за несколько дней, и это может быть поводом для оптимизма. Тем не менее, специфическая ситуация в Вашингтоне может привести к новым подобным ситуациям, а разногласия среди законодателей только ухудшат обстановку. Очевидно, что Пентагон сможет довести проект B-21 Raider до желаемого финала, но когда это произойдет и какой будет окончательная стоимость всей программы – пока остается только гадать. Слишком много проблем может оказаться на пути важнейшего, но сложного и дорогого проекта.

По материалам:
https://defensenews.com/
http://janes.com/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872877/-1/-1/1/EXECUTIVE-SUMMARY.PDF

10:39 — REGNUM

Стратегический бомбардировщик-невидимка B-21 Raider, находящийся в разработке компанией Northrop Grumman Corporation, со временем станет фундаментом стратегической бомбовой авиации США. Однако даже он, несмотря на примененные при его создании самые современные технологии, столкнется с трудностью в проникновении в хорошо защищенные территории благодаря повышению потенциала своих ПВО со стороны КНР и России. В связи с этим Пентагон разрабатывает крылатую ракету большой дальности, запускаемую из-за пределов действий ПВО (Long-Range Stand-Off/LRSO), в добавление к новому бомбардировщику, пишет Дейв Муджамбар в статье для американского издания The National Interest.

«Благодаряпрограмме перевооружения на LRSO в будущем сохранитсябоевой потенциал бомбардировщика по доставке действующего из-за пределов ПВО оружия, которое может проникать и преодолевать продвинутые интегрированные системы ПВО, таким образом поддерживая долгосрочную эффективность стратегической авиации в ядерной триаде США», — указывается в новом Обзоре ядерных сил США.

Принятие на вооружение новой ракеты также поможет авиации США обеспечить целесообразность сохранение «древних» бомбардировщиков США B-52 в качестве основы стратегической ядерной авиации — 46 ядерных бомбардировщиков B-52H и 20 B-2A Spirits — до того, как они не будут заменены полностью на B-21.

«Оснащение наших стратегических бомбардировщиков LRSO имеет критически важное значение для сохранения их эффективности в условиях совершенствования ПВО, а также для создания широкого спектра возможных ответов», — подчеркивается в документе.

«LRSO даст B-52H возможность оставаться эффективной частью ядерной бомбардировочной авиациии сохранять свой возвратный потенциал в качестве ключевой гарантии против непредвиденных технических и геополитических ситуаций».

Хотя бомбардировщики B-52 и B-2 сохраняют свою эффективность, она будет сокращаться на фоне развития ПВО противников, поэтому разработка нового бомбардировщика крайне актуальна. Так, составители обзора указывают на то, что «с учетом продолжающегося расширения и совершенствование потенциала ПВО противника и устаревание B-52H, [крылатой ракеты] ALCM и B-2 США начали программу разработки и развертывания следующего поколения бомбардировщика», который может стать заменой существующих уже в середине 2020-х годов.

Тем не менее в обзоре указывается, что даже он не сможет всегда быть эффективным в преодолении самых серьезных ПВО со временем. И действительно, B-21 был разработан в качестве части семейства систем, которые совместно осуществляют проникновение в наиболее опасные воздушные пространства. Поэтому B-21 и будет оснащаться ракетами LRSO.

«B-21 будет способен доставлять как ядерные бомбы свободного падения, так и крылатые ракеты, — указывает документ. — Последние обеспечат долгосрочную эффективность стратегической части ядерной триады США» .

Впервые B-21 будет представлен общественности в середине 2020 годов: эта программа засекречена и осуществляется в сжатые рамки. По данным составителя обзора, любые задержки в осуществлении как программы создания бомбардировщика, так и связанных с ним оружейных систем «сократит потенциал стратегических сил [США] в преодолении ПВО противника, сократит разнообразие вариантов ответа и снизит возможность [США] посылать четкие сигналы сдерживания и гарантий, для которых идеально подходят стратегические бомбардировщики». Таким образом, очень многое зависит от программысоздания B-21, даже если в самих ВВС США о программе почти не говорят.

На пресс конференции ВВС США от 27 октября 2015 г. было объявлено о том, что контракт на разработку Дальнего Ударного Бомбардировщика (LRS-B) под обозначением «В-21» выиграла корпорация «Northrop Grumman».

Проект нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США в начале 2000-х. В результате был сформирован список требований и был дан старт программе «2018 Bomber» («Бомбардировщик 2018 года»). К концу 2000-х Пентагон обновил требования к новому бомбардировщику. Программа стала называться «Next-Generation Bomber» (NGB).

Экономические проблемы и необходимость соблюдения международных договоров в сфере ядерных вооружений привели к корректировке программы и переносе сроков её исполнения. В 2009 было объявлено о закрытии проекта NGB и начале нового проекта под названием «Long Range Strike Bomber» (LRS-B - «Дальний ударный бомбардировщик»). Проект предполагал разработку самолёта во многом напоминавшего B-2 , но имеющего значительно меньшую стоимость. Фактически новый проект является незначительно переработанным проектом NGB.

Стоимость разработки составляет 80 млрд.долл.США, а стоимость одной серийной машины составит 564 млн.долл.США. (стоимость пяти истребителей «F-35»). Согласно планам разработчиков, B-21 может достичь начальной оперативной готовности к 2025 году, всего планируется построить от 80 до 100 машин. Для сравнения стоимость одного стратегического бомбардировщика «В-2 Spirit» составляет 1,157 млрд.долл.США. Бомбардировщик станет переходным звеном к новому сверхзвуковому проекту - «2037 Bomber» (Бомбардировщик 2037 года ).

Разработка бомбардировщики дальнего радиуса действия на данном этапе ведется в рамках так называемой стратегии «Third Offset», цель которой состоит в том, чтобы противостоять стратегии A2/AD (Anti-Access/Area Denial) России и Китая, которая заключается в блокировании доступа в нужные регионы. Эта стратегия была разработана CSBA (Центром стратегических и бюджетных оценок) Министерство обороны сделало ее более приближенной к реальности.

Изначально стратегия CSBA в основном ориентировалась на Китай, однако после присоединения Крыма Пентагон вновь стал учитывать возможную угрозу со стороны России, изучив российскую A2/AD в Средиземном море и авиаудары в Сирии. Поэтому объектами стратегии Offset являются РФ и КНР.

Первоначальная диспозиция состояла в том, что в дальнейшем A2/AD Народно-освободительной армии Китая будет только развиваться. В связи с этим США необходимо обеспечить себе преимущество в пяти сферах в долгосрочной перспективе: беспилотные операции, действия авиации увеличенной дальности, малозаметные действия авиации, подводные действия и комплексные системы инжиниринга и интеграции.

Получив превосходство в пяти сферах стратегии Third Offset, можно будет сформировать систему глобального наблюдения и удара.

Эта система обладает следующими свойствами:

Прочность: отсутствие зависимости от баз, расположенных недалеко от противника, возможность противостоять воздушной угрозе и действовать без поддержки из космоса

Высокая оперативность: возможность наносить удары в течение нескольких часов

Эластичность: возможность влиять на различных ситуации по всему миру.

В соответствии с указанными свойствами перспективный бомбардировщик должен включать в себя модульные варианты полезной нагрузки для разведки, наблюдения, рекогносцировки (ISR), электронных атак (EA), и коммуникации. Также, значительно повышены требования к «выживаемости» и малозаметности. Основная ориентация проекта на стелс-технологии (B21 будет сделан по схеме «летающего крыла»), дозвуковую скорость и возможность пилотирования как с пилотом, так и в беспилотном режиме. Планируемый боевой радиус действия до 3800 км без дозаправки (9260 км с дозаправкой).

По габаритам малозаметный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра.С точки зрения конструктивных особенностей следует отметить, что самолет будет лишен вертикальных поверхностей.

(Рисунок внешнего вида перспективного американского бомбардировщика «В-21»)

Специалисты корпорации «Northrop Grumman» планируют оснастить перспективный бомбардировщик аналогом турбовентиляторного двигателя «F 135». Благодаря использованию новых технологий (Heete), эффективность сжигания топлива увеличится на 35 % по сравнению с нынешними дозвуковыми двигателями установленных на малозаметных самолётах.

Вероятно, бомбовая нагрузка для «В-21» составит от 12.5 до 18 тонн, а в состав ракетно-бомбового вооружения войдут крылатые ракеты JASSM-ER, крылатые ракеты большой дальности «LRSO» с обычной и ядерной головной частью, противокорабельные ракеты большой дальности «LRASM-A», а также всевозможная номенклатура бетонобойных бомб весом до 2500 кг. Кроме того, в комплект вооружения «В-21» будут входить специальные планирующие ракеты-мишени оснащенные системами РЭБ (ADM-160 MALD или подобные перспективные системы). Кроме того, на перспективном бомбардировщике планируется установить абсолютно новую систему навигации, которая позволит экипажу бомбардировщика выполнить боевую задачу в случае нарушения противником работы системы глобального позиционирования «GPS».

Китайские аналитики полагают, что данный самолет создается специально для борьбы как со стратегическими целями в глубине территории КНР, так и на его побережье. Фактически данный самолет создается согласно концепции «хирургических ударов», заложенной Министром Обороны США Дональдом Рамсфелдом еще в начале второй «иракской кампании». Старший полковник ВВС НОАК Шэнь Цзинькэ полагает, что в случае установки на «В-21» оборудования для осуществления дозаправки в воздухе данный бомбардировщик будет способен находиться в «зоне ожидания решения» до 4,5 часов.

Следует отметить, что китайские стратеги фактически возвели воздушную «линию Мажино» вдоль восточного побережья и единственное направление удара для «В-21» это только западные территории КНР, поскольку возможности ПВО НОАК на «Гималайском направлении» недостаточны для противодействия самолетам подобного типа.

В тоже время офицеры военной разведки НОАК полагают, что перспективный американский бомбардировщик сможет уничтожать до 40 различных целей в рамках одного вылета, т.е. 25 самолетов вполне достаточно, чтобы уничтожить около 1000 первоочередных целей за один вылет. Подобное возможно при применении малокалиберных авиабомб «SDB» (GBU-39/53, вес 129/93 кг.), круговое вероятное отклонение которых составляет всего 5 метров, а эффективность сопоставима со стандартными авиабомбами.

Это особенно актуально в свете нарастающей напряженности на Корейском полуострове, поскольку известно, что ВВС США определили более 700 первоочередных целей для бомбардировочной авиации на территории КНДР.

Однако, по мнению некоторых китайских военных экспертов, основной причиной начала подобного «расточительного» проекта является неспособность американского ВПК спроектировать и производить мобильные ракетные комплексы с дальностью стрельбы от 500 до 5000 км.

Таким образом, стоит отметить, что в случае успешной реализации этого проекта, ВВС США уже в ближайшее время смогут значительно расширить возможности в нанесении глобального удара на значительном удалении от своих баз. Также, безусловно, возрастут возможности как непосредственного преодоления, так и огибания, так называемых зон «A2/AD». Невооруженным взглядом заметно, что подобного рода «инициативы» направленны, в том числе, на поиск брешей в воздушной обороне России, откуда можно было бы беспрепятственно «просочится» вглубь территории. А наличие опций «беспилотного» режима, отчетливо указывают на возможности осуществления миссий «в один конец».

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman . Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21 »). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.

В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.

К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

Новый американский «супербомбардировщик» B-21 не только обеспечит Соединённым Штатам мировое господство в воздухе, но и будет в состоянии прорвать противовоздушную оборону России, прогнозирует немецкий журнал Stern.

Разработка бомбардировщика проходит в условиях строжайшей секретности. «Заявленная цель» - B-21 должен быть в состоянии в любой момент нанести удар по объекту в любой точке Земли. Судя по всему, разработчикам нового американского бомбардировщика удалось добиться прорыва в технологии «стелс». «Новый B-21 должен стать ответом на прогресс в области радиолокации и ракет класса „земля - воздух“», - считает автор Stern. В середине 2020-х годов на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 100 единиц B-21, отмечает немецкий журнал.

Вне зоны ПВО

Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме - для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна - в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.

flickr.com/US Air Force

То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.

В настоящее время в составе глобального ударного командования ВВС США под одним «крылом» находятся три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков - B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit.

Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer - с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 - с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.

flickr.com/US Air Force

B-1 Lancer

Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, - мощные средства РЭБ, с другой - крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков - это применение ими крылатых ракет.

Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника - с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются - авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.

Новый «бомбер»

Проект нового стратегического бомбардировщика США подразумевает разработку самолета, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 и B-1.

27 октября 2015 года министр обороны США озвучил победителя в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика Long Range Strike Bomber (LRS-B) - контракт получила компания Northrop Grumman. В феврале 2016 года ВВС США опубликовали первое официальное изображение будущего стратегического бомбардировщика и озвучили его индекс - B-21.

Несмотря на то, что военные давно определились с техническими характеристиками самолёта и перечнем необходимых систем, которыми вооружится бомбардировщик, его подробные спецификации до сих пор засекречены. Известно лишь, что B-21 будет сделан по схеме «летающего крыла» и получит системы для нанесения ядерных ударов. По габаритам малозаметный ядерный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра. Новый самолёт получит систему опционального пилотирования и сможет выполнять полёты как под управлением пилота, так и в автономном режиме.

В перспективе ВВС США действительно планируют принять на вооружение 100 новеньких B-21, заменив ими устаревшие B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. В рамках первой части контракта к 2025 году Пентагон должен получить 21 бомбардировщик, изготовленный пятью мелкосерийными партиями.

flickr.com/US Air Force

B-2 Spirit

Отметим, что стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны - Китай и Россия. Все стороны говорят о том, что новый самолет должен быть принят в состав ВВС ближайшее десятилетие, но в в реализацию столь сжатых сроков разработки поверить довольно трудно. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа - 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году. ОКБ Туполева вроде как с 2009 года создает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), однако в России на вооружении еще не принят истребитель пятого поколения Су-57, а когда он пойдет в серию вообще неизвестно. Китайцы начали свою программу на год раньше нас, работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Однако создание малозаметного стратегического бомбардировщика - все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 - лицензионная версия советского Ту-16.

Прорвет или нет?

Сама по себе любая боевая авиационная платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т. д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.

Однако сейчас и США, и Россия активно работают над разработкой гиперзвукового оружия, которое, возможно, будет принято на вооружение через 10−15 лет.

По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. С учетом совершенствования спутниковой группировки и средств ПВО-ПРО, скорее всего, речь идет не о бомбардировщике прорыва, а неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.



Читайте также: