Немецкие сау второй мировой войны. Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне

Адмирал Флота Советского Союза
- высшее воинское звание Военно-морского Флота СССР. Введено Указом Президиума ВС СССР от 3.03.1955 о воинском звании Адмирал Флота.
Соответствовало званию Маршал Советского Союза.

Атаман
- предводитель, начальник - старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле.
Слово происходит от слова «ата» - «отец», «дед» у тюркских народов.

Бомбардир
- воинское звание, установленное в 1682 году для артиллеристов «потешных» войск Петра I.
С конца XVIII в. бомбардир - рядовой артиллерист, служивший при «бомбардирских» орудиях (мортиры, гаубицы, единороги). В дальнейшем (вплоть до 1917 года) бомбардир (а также бомбардир-наводчик, бомбардир-лабораторист и бомбардир-наблюдатель) - нижний чин артиллерийских частей русской армии с повышенной квалификацией (соответствовал ефрейтору в пехоте).

Бригадир
- военный чин выше полковника и ниже генерал-майора, существовавший в Русской Императорской армии в XVIII-XIX веках.
Был введён Петром I.
Во флоте ему соответствовал военный чин капитан-командора. В некоторых современных армиях ему соответствует бригадный генерал.

Вахмистр
- (нем. Wachtmeister) - воинское звание унтер-офицерского состава кавалерии и артиллерии в русской армии (кавалерия, и казачьи войска, а также Отдельный корпус жандармов) до 1917 года.
Обязанностью вахмистра было помогать командиру эскадрона в проведении строевой подготовки и организации хозяйства и внутреннего порядка; в пехоте вахмистру соответствовал фельдфебель.
До 1826 года это звание было высшим для унтер-офицеров.

Гардемарин
- (фр. garde-marine, «морская гвардия», «морская стража») - звание в российском императорском флоте, существовавшее с 1716 по 1917 год. С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 годы звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.
На судах гардемарины числились на положении «нижних чинов», носили форму Преображенского полка и, согласно морскому уставу, были «в бою, как солдаты, в ходу, как матросы».
После практических плаваний в звании младшего и старшего гардемарина они производились в офицеры.
На время боя гардемарины расписывались по пушкам, где помогали канонирам.
Остальное время они исполняли обязанности матросов, но 4 часа в день они должны были осваивать обязанности других чинов.
Из них полтора часа в день с ними занимался штурман, тридцать минут - солдатский офицер (обучение обращению с мушкетом), один час - констапель или артиллерийский офицер (обращению с пушками), один час - командир корабля или один из офицеров (управление кораблем).
После Октябрьской революции звание гардемарина было отменено.

Генерал-аншеф
- (фр. general en chef) - воинское звание в вооружённых силах.
Звание ввёл Пётр I в 1698 году.
Согласно Воинскому уставу Петра I, принятому в 1716 году, генерал-аншеф - главнокомандующий, равный фельдмаршалу (хотя на практике стоял ниже его), возглавлявший «консилию» генералов.
После того как к концу царствия Петра I в Российской армии перестали использовать звания генерала от кавалерии и генерала от инфантерии, звание и чин генерал-аншеф стало обозначать полного генерала, стоявшего рангом ниже фельдмаршала.

Генерал от артиллерии
- Высший генеральский чин в артиллерии русской армии. Был предусмотрен «Табелью о рангах» 1722 года, но до конца XVIII века заменялся общим чином генерал-аншефа.
Должность начальника российской артиллерии именовалась генерал-фельдцейхмейстер.
Генерал от артиллерии по должности мог быть генерал-инспектором артиллерии, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинскими соединениями (корпусом) и объединениями (армией, фронтом).

Генерал от инфантерии
- воинское звание младше фельдмаршала и выше генерал-лейтенанта. Звание введено Петром I в 1699 году.
Звание соответствовало чинам адмирала и действительного тайного советника.
Генерал от инфантерии по должности мог быть генерал-инспектором пехоты или стрелковой части в войсках, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинскими соединениями (корпусом) и объединениями (армией, фронтом).
Чин упразднён 16 декабря 1917 года.
В современном значении - генерал-полковник.

Генерал от кавалерии
- воинское звание и чин в Российской империи.
Введен Петром I в качестве высшего генеральского чина в кавалерии, как роде войск русской армии.

Генерал от кавалерии по должности мог быть генерал-инспектором кавалерии, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинским соединением (корпусом) или объединением (армией, фронтом).
Чин упразднён 16 декабря 1917 года.
В современном значении - генерал-полковник.

Генерал от фортификации
- В связи с особым положением артиллерии и инженерных войск, где требовались грамотные и знающие математику офицеры, в 1-й трети XVIII века существовал чин генерал-майор от фортификации с теми же правами и обязанностями, что и армейский генерал-майор. После 1730 года уточнение «от фортификации» не употреблялось.

Генерал-майор - воинское звание и чин в Российской империи в 1698-1917 годах.
В Русской Императорской Армии генерал-майор обычно командовал бригадой, либо дивизией, но практически никогда армейским корпусом или армией, также мог являться командиром гвардейского полка (при этом в гвардейских полках выше должности командира полка стояла должность шеф полка, которыми были как правила члены Императорского Дома Романовых, а в лейб-гвардии Преображенском, Семёновском и Конном полках - царствующий император.

Генерал-майор - первичное воинское звание высшего офицерского состава, находящееся между полковником или бригадным генералом и генерал-лейтенантом. Генерал-майор обычно командует дивизией (около 15 000 человек личного состава).
В ВМФ (ВМС) званию генерал-майор соответствует звание контр-адмирал.

Генерал-поручик
- воинское звание и чин в русской и украинской армиях.
Одновременно (практически в качестве синонима) использовали звание генерал-лейтенанта. Во второй половине Северной войны звание генерал-лейтенанта вытеснило звание генерал-поручика.
(Великая Северная война, Двадцатилетняя война - война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли в 1700-1721 годах, продолжавшаяся более 20 лет и закончившаяся поражением Швеции).

Генерал-фельдмаршал
- высшее воинское звание в сухопутных войсках немецкой, австрийской и русской армий. В России введено в 1699 году Петром I.
Воинский чин I класса, равный генерал-адмиралу на флоте, канцлеру и действительному тайному советнику I класса в гражданской службе.
Знаком различия был фельдмаршальский жезл, с XIX века скрещённые жезлы стали изображаться также на погонах и в петлицах у генерал-фельдмаршалов.

Изображение маршальского жезла присутствует на Эмблеме Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации с 2009 г.

Генералиссимус
- высшее воинское звание в Священной Римской империи, позднее - также в Российской империи, СССР и других странах.
Исторически это звание присваивалось полководцам, командовавшим в ходе войны несколькими, чаще союзными, армиями, а в некоторых случаях государственным деятелям или лицам из семей царствующих династий в качестве почётного звания.
Высший чин, стоявший вне системы офицерских чинов.

28 октября 1799 года А. В. Суворов получил чин генералиссимуса в полном соответствии с Воинским Уставом, так как являлся принцем Сардинского королевства, князем Российской империи, графом Священной Римской империи и главнокомандующим российских, австрийских и сардинских войск.


Суворов Александр Васильевич
(1729, Москва - 1800, Санкт-Петербург)
Кавалер всех российских орденов своего времени.
Национальный герой России,
великий русский полководец,
не потерпевший ни одного поражения
в своей военной карьере
(более 60 сражений),
один из основоположников русского военного искусства.


В настоящее время в Российской Федерации это воинское звание законодательством не предусмотрено.

Генералиссимус Советского Союза
- После Великой Отечественной войны 26 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР было введено высшее воинское звание «Генералиссимус Советского Союза» и 27 июня 1945 присвоено И. В. Сталину., в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне.
Кроме того, Иосиф Виссарионович был награжден орденом «Победа», и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

Главный маршал рода войск
(Звание введено 9 октября 1943 года)
- группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР:

  • Главный маршал артиллерии,
  • Главный маршал авиации,
  • Главный маршал бронетанковых войск,
  • Главный маршал инженерных войск,
  • Главный маршал войск связи.
Стояли рангом выше званий «маршал рода войск».
Звание введено 9 октября 1943 года.
За всё время существования звание «Главный маршал» получили 4 артиллериста, 7 военных лётчиков и 2 представителя бронетанковых войск. В инженерных войсках и войсках связи эти звания формально существовали, но никогда не присваивались.
В 1984 году были оставлены только звания «Главный маршал артиллерии» и «Главный маршал авиации».
25 марта 1993 года звания Главных маршалов были исключены из перечня воинских званий ВС России.

Есаул
- обер-офицерский чин в России в казачьих войсках.
Есаул - наименование помощника военачальника, его заместителя.
Есаулы были:

  • генеральные,
  • войсковые,
  • полковые,
  • сотенные,
  • станичные,
  • походные,
  • артиллерийские.

Кадет
- с 29 июля 1731 г. в дореволюционной России - звание воспитанников кадетских корпусов (средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом)
- в 80-х гг. XX в. - неофициальное именование курсантов военно-учебных заведений.

Капитан-командор
- чин в 1707-1732 и в 1751-1827 гг. на русском военном флоте. Введён в 1707 году, в 1722 году включён в Табель о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр-адмирала, но выше капитана корабля (с 1713 выше капитана первого ранга). В армии капитан-командору соответствовало звание бригадира, а также статского советника в гражданских (статских) чинах. Обращение - «Ваше высокородие».
В обязанности капитан-командора входило командование небольшими отрядами кораблей, а также временное замещение контр-адмирала.

Капрал
- начальник команды - воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский (сержантский) чин.
В России появилось в 1647 г. и официально введено «Воинским уставом» Петра I.
В первой половине XIX в. заменено званием унтер-офицера.
В современных ВС России капралу соответствует звание «младший сержант».

Кондуктор
- (лат. conductor «наниматель, предприниматель, подрядчик») - воинское звание в русском флоте, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен.
Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов специальности. Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т. д.
Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет.
После 1917 года звание было упразднено.

Корнет
- (от итал. corno - рог, боевая труба) - воинское звание в армиях ряда стран, преимущественно в кавалерии. Название происходит от должности трубача при полководце, который по приказу военачальника передавал сигналы войскам во время битвы.
Корнеты числятся в том же классе, что и армейские подпоручики и носят такие же погоны, при этом звания подпоручик в кавалерии нет.

Красноармеец
- (боец) - воинское звание и должность военнослужащего рядового состава Вооружённых сил СССР /ВС СССР/ (Рабоче-крестьянской Красной армии /РККА/) с февраля 1918 года, солдат (от слова «солдат» в Советской России отказались, как от «контрреволюционного».
Как персональное воинское звание введено в 1935 г.
В ВМФ в 1918-1946 гг. званию красноармейца соответствовало звание краснофлотец.
В 1946 г. звание красноармеец заменено званием рядовой, в связи с переименованием РККА в Советскую Армию ВС СССР.
В 1924 г. в РККА была введена форма одежды нового образца.
Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались
петлицы :

  • пехота - из малинового сукна с черной окантовкой;
  • кавалерия - из синего сукна с черной окантовкой;
  • артиллерия и бронетанковые войска - из черного сукна с алой окантовкой;
  • технические войска и связь - из черного сукна с синей окантовкой;
  • авиация (ВВС) - из голубого сукна с красной окантовкой;
  • административно-хозяйственный состав - темно-зеленые с красной окантовкой;
У красноармейцев на петлицах указывались номера полков.

Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны "Фердинанд" обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжелого танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Танк VK 4501 (Р) - попросту говоря "Тигр" конструкции доктора Порше - был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501(1-1) - "Тигром" фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запущены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений,работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству "Тигра" у Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащенный "тиграми" Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.

"Тигры" Порше во время показа высшим руководителям III рейха. 20 апреля 1942 г.


VK4501(P) во дворе "Нибелунгенверк". Господин в шляпе - Ф.Порше



Самоходное орудие "Фердинанд" во время испытаний. На левом крыле сидит Фердинанд Порше

Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков PZ.IV и VK 4501, вооруженного новейшей 88-мм противотанковой пушкой Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось собирать новые САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.

Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P) были усилены тоже 100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись "в шип" и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой.

В передней части корпуса располагались места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. (при 2600 об/мин) каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось ее дублирование.

Ходовая часть "Фердинанда" применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной еще на опытном шасси VK 3001(Р). Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц.

Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.

Укомплектование Фердинандов


"Фердинанд" во время испытаний на Куммерсдорфском полигоне, весна 1943 года


Последний серийный Фердинанд, сданный досрочно

В рубке, в цапфах специального станка, была установлена 88-мм пушка Pak 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения не превышал сектора 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединенной со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной и не обеспечивала полной защиты от пулевых свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса через щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части "фердинандов" укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193-мм, что обеспечивало "Фердинанду" безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.

Сборка первой машины началась 16 февраля, а последний -девяностый "Фердинанд" покинул заводские цехи 8 мая 1943 года. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение "фердинанды" приняли в ходе операции "Цитадель" в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung - sPz.Jager Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором - 44 "Фердинанда". Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион).

Фердинанд 653-го дивизиона тяж.штурмовых орудий. Июль 1943 г



Немецкая тяжелая САУ "Фердинанд" и её экипаж

Особенно тяжелые потери понес 654-й дивизион в основном на минных полях. На поле боя остался 21 "Фердинанд". Подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась 15 июля 1943 года представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть "фердинандов" находилась на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т.д. У пяти "Фердинандов" повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а еще одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки.

Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Еще один "Фердинанд", не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами.

Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок оказалась советская СУ-152. Полк СУ-152 обстрелял 8 июля 1943 года атакующие "фердинанды" 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года немцы потеряли 39 "Фердинандов". Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации поврежденных штурмовых орудий.

Первые бои "фердинандов" на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. С тактической точки зрения их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового "броневого щита", вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте во многом неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились "фердинандомания" и "фердинандобоязнь". Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с "Фердинандами". Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же "подбитых" "фердинандов" приближается к нескольким тысячам. Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там "мардерах", "бизонах" и "насхорнах" и называло любую немецкую самоходку "Фердинандом", что свидетельствует о том, насколько велика была его "популярность" у наших бойцов. Ну а, кроме того, за подбитый "Фердинанд" без разговоров давали орден.

Самоходное орудие "Фердинанд" во дворе завода перед передачей в войска. Май 1943 год. Машины окрашены в жёлтый цвет


"Фердинанд" во время стрельб на полигоне в Путлосе. Май 1943 год. Хорошо виден открытый лючок для загрузки боеприпасов


После бесславного завершения операции "Цитадель" оставшиеся в строю "фердинанды" были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа личный состав 654-го дивизиона отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. В декабре дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.

За период с 5 июля (начало операции "Цитадель") по 5 ноября 1943 года "фердинанды" 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ (J.Ledwoch. Ferdinand/Elefant. - Warszawa, 1997).

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени "фердинандов". В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули "задом наперед" для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем "Фердинанд".

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае-июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных "Элефанта", перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Там в ходе боев дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против "элефантов" свои тяжелые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. Остатки дивизиона-12 боеспособных машин - 3 августа отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, a оставшиеся в строю "элефанты" были сведены в 614-ю тяжелую противотанковую роту.

До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. В конце апреля "элефанты" провели последние бои в Вюнсдорфе и Цоссене в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи).

В окруженном Берлине последние два самоходных орудия "Элефант" были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св.Троицы.

До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется "Фердинанд", захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в музее Абердинского полигона в США- "Элефант", который достался американцам в Италии, под Анцио.

Солдаты дивизии "Герман Геринг" проходят мимо застрявшего в грязи "Элефанта (Фердинанда)". Италия, 1944 год

StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во . Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций . После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.


StuG III ausf A, первая модификация

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Размеры

  • Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
  • Ширина корпуса – 2950 м;
  • Высота – 2950 мм;
  • Клиренс – 385 мм.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки — 10 / 78-90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН — −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Модификации

StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.

  • Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
  • Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
  • Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
  • Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
  • Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
  • Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
  • Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
  • Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
  • StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
  • StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.

StuG III Ausf.G

Машины на базе Stug III

  • Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
  • В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.


StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.


Разрушенный StuG III

Танк в культуре

Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».

Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».


Модель StuG III фирмы Звезда

Память о танке

До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.


StuG III Ausf.G в Кубинке

Фото и видео


StuG III Ausf.B
StuG III Ausf. C
StuG III Ausf.D
StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)
StuG III Ausf.F/8
StuG III Ausf.Е
StuG III StuG (Fl), огнементый
StuH 42
StuG III в разрезе



Читайте также: