Развитие и становление молодежных организаций в советской россии. Детские общественные организации в ссср и современной россии Детские и молодежные организации в ссср

«Молодёжные группировки» - Темы самостоятельных исследований: Дидактические цели проекта: Представители различных культур выражают свою Индивидуальность. Рост молодежных группировок. Сергеева. Как подростки выражают свою индивидуальность? Этапы и сроки проведения проекта. Субкультура. Что заставляет молодых людей выбирать субкультуру?

«Культура СССР» - Афиша фильма П.Чухрая «Водитель для Веры». Памятник Петру I в Москве и комплекс на Поклонной горе Зураба Церетели. Николай Цискаридзе. Янтарная комната, фрагменты которой были возвращены в Россию в 90-е годы. Т.Буланова. «Руки вверх». Портрет афганца. 2. Писателям в новых условиях стало нелегко. Фрагмент фильма «Сибирский цирюльник» режиссера Н.Михалкова.

«Молодёжная субкультура» - Готский стиль. Молодёжные неформальные движения. Факторы субкультурной активности: А также косая длинная чёлка. Музыка панков. Пентаграмма. В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть, «мёртвый стиль». Имидж панка. эМо сТиЛь. Явным признаком панка является клетчатая рубашка одетая под косуху. Понятие субкультуры.

«Внешняя политика СССР» - Основные понятия. «Угроза основам социализма»(КПСС). Политика разрядки: достижения и неудачи. Подведение итога урока. Взгляды сторон на причины разрядки. а) КИТАЙ, б) ЧЕХОСЛОВАКИЯ. « Социалистический лагерь». Критика Сталина- ревизионизм. «Социалистический лагерь». Венгрия 1956 г. 4.От разрядки – к конфронтации.

«Молодёжная культура» - Национальных меньшинств. Молодежная. Создается анонимными авторами. Формы культуры. Субкультура. Функции культуры: Базисные элементы культуры. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, % октябрь 2006г. Включает в себя мифы, сказки, эпос, карнавальные шествия и т.д. Ценности. Язык. Обычаи, традиции.

«Молодёжные движения» - Общие программные положения левых молодежных движений. Основные доминанты пропрезидентских движений. Установить уровень МРОТ не ниже прожиточного уровня. Праворадикальные (националистические) молодежные организации. Левые патриотические движения. Пересмотреть закон о политических партиях, референдуме, освободить политических заключенных.

Первые детские и юношеские движения появились в России в начале ХХ века. Изначально это были православные и скаутские организации. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла марксистско-ленинская идеология. Упадок молодежных объединений в нашей стране был связан с развалом СССР. В 2000-х государство, политические партии и общественные организации вновь стали уделять внимание работе с подрастающим, молодым поколением.

Детские и молодежные движения в Российской империи

«Христианский союз молодых людей» стал одним из первых молодежных сообществ в царской России. Инициаторами его создания были участники одноименной международной организации, прибывшие в нашу страну в 1900 году. Вскоре молодежное объединение преобразовалось в самостоятельное движение «Маяк». В Петербурге оно насчитывало 1615 членов в возрасте от 17 до 25 лет. Существовали также губернские и уездные представительства. «Маяк» просуществовал на территории России до 1923 года.

В 1908 году появилась организация «Потешные войска», инициатором создания которой выступил сам Николай II. Название было отсылкой к юности Петра I и его потешным полкам, заложившим основы гвардейских подразделений. Новое молодежно-патриотическое движение состояло из военизированных отрядов. Участники проходили строевую подготовку, обучались приемам обращения с оружием.

Председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин и его сын Аркадий входили в «Союз русского сокольства» - молодежную организацию, получившую всенародное признание, а также имевшую государственную регистрацию своих уставных документов. Отделения русских соколов существовали во многих городах России.

Участники молодежного движения занимались физическим и духовным развитием, для чего была разработана специальная система «сокольской гимнастики».

В 1912 году Союз русского сокольства был включен в Международный союз славянского сокольства, основателем которого в конце XIX века выступил чешский доктор философии и эстетики Мирослав Тырш, исповедовавший идеи панславизма. Стоит отметить, что в русские соколы записывались представители разных этнических групп. В самой организации подчеркивали ее внепартийный и неполитический статус.

С началом Первой мировой войны большинство соколов ушло на фронт. После революции Союз русского сокольства распался. Его бывшие участники, эмигрировавшие за рубеж, учредили сокольские общества в Югославии, Франции, США и других странах.

В 1909 году в Российской империи появились первые объединения подростков, названные на английский манер «скаутами». Отряды разведчиков - так называли они сами себя по-русски.

Скаутинг в начале XX века объединил детей и их взрослых наставников по всему миру. Его участниками стали представители разных народов и религиозных конфессий. Николай II распорядился, чтобы книга основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла «Scouting for boys» была переведена на русский язык.

30 апреля 1909 года считается датой основания скаутского движения в России. В этот день капитан лейб-гвардии стрелкового полка Олег Пантюхов на детской площадке в Павловском парке собрал вокруг себя маленьких слушателей и с энтузиазмом рассказал им о книге «Разведка для мальчиков». По завершении своего рассказа Пантюхов предложил собравшимся примкнуть к царскосельскому отряду русских скаутов-разведчиков.

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. Русские скауты носили зеленые галстуки и рубашки. Эмблемой движения стал рисунок, получивший условное название «Мальчик под деревом». Скауты ходили в походы, занимались физкультурой, посещали церковь. Юный разведчик должен был быть прилежным и честным, помогать старикам и женщинам, беспрекословно исполнять приказания своих начальников и стремиться приносить пользу своему отечеству. Движение быстро распространялось по России и активизировалось в связи с началом Первой мировой войны.

В 1915 году в Петрограде прошел Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Была провозглашена главная цель русского скаутского движения: «Подготовить новое поколение граждан России крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине». Также было решено, что «скаутизм не может и не должен иметь целью втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника».

Позднее один из участников скаутского движения Александр Липской вспоминал: «У нас был необычайный энтузиазм. Мы хотели быть рыцарями. Мы обожали нашего Чаманского (скаутмастер), и он действительно был каким-то героем для нас, и по внешнему виду и по тому "огню", которым он нас озарял и зажег на всю жизнь. Не только дело было не скучное, а блестящее, интересное, замечательное, незабываемое и неповторимое».

К октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов. После Октябрьского переворота движение юных разведчиков стало рассматриваться как враждебное новой власти. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены.

Детские и молодежные движения в СССР

Революция 1917 года, Гражданская война и становление новой идеологии закономерно отразились на молодежной политике государства. Детские и юношеские движения в первую очередь стали рассматриваться как субъекты политических процессов.

В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). С 29 октября по 4 ноября 1918 года прошел I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ. В 1924 году в связи со смертью Ленина он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году - во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).

На начальном этапе в РКСМ состояли 22 тысячи человек. Однако уже к III съезду комсомола в 1920 году движение насчитывало почти полмиллиона членов.

В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. Во время Великой Отечественной войны 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями.

В 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. В движение входили юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Прием проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации. Затем назначалось собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы его пройти, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. Количество членов организации достигло максимума в начале 1980-х годов, когда в ней одновременно состояло свыше 40 миллионов человек. За время своего существования ВЛКСМ как организация был отмечен шестью орденами.

Одной из основных задач организации было перераспределение рабочих ресурсов внутри страны. Получив комсомольскую путевку, молодой человек направлялся на работу в малообжитые и труднодоступные районы страны, где существовал дефицит кадров. Комсомольская путевка использовалась не только для отправления молодежи в другие регионы, но и для направления в профессиональные училища, университеты, на службу в армию или в милицию.

Неотъемлемой частью деятельности ВЛКСМ были «комсомольские ударные стройки» - возведение индустриальных объектов, шефство над которыми поручалось комсомолу. По значимости комсомольские ударные стройки делились на несколько категорий, высшей из которых являлась всесоюзная ударная комсомольская стройка. Самой известной из них стало строительство Байкало-Амурской магистрали. На БАМе по комсомольским путевкам с 1974 по 1984 год трудились десятки тысяч человек.

Комсомол стал мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодого поколения. Движение плотно взаимодействовало с органами государственной власти, политическим руководством страны, профсоюзами. Молодым комсомольцам отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Позднее в этот день в СССР отмечался День пионерии. В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Многое в новом детском объединении было заимствовано от дореволюционных скаутских отрядов. Так девиз скаутов «Будь готов» был изменен на пионерский лозунг «Всегда готов». Зеленые галстуки сменились красными. Приветствием пионеров был салют - поднятая чуть выше головы рука.

Изначально подшефная комсомолу организация получила название «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году, после смерти вождя революции, ей было присвоено имя Владимира Ленина. Главной целью пионерского движения было воспитание детей в рамках нового социалистического общества. Подрастающему поколению прививались патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях.

В годы Великой Отечественной войны многие пионеры ушли на фронт, вступив в подразделения Красной армии и партизанских отрядов. В истории нашей страны навсегда остались имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других.

В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. Членами движения за все время его существования побывали более 200 миллионов человек. В пионеры принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда или на совете дружины. Ученик, вступающий в организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Пионерская организация с 50-х годов прошлого века стала формальным объединением всех советских школьников. Во дворцах пионеров функционировали различные детские кружки и секции: «Юные натуралисты», «Умелые руки», «Клубы юных космонавтов» и другие. Школьники занимались сбором макулатуры и металлолома, ухаживали за пенсионерами, изучали природу и естественные науки, принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница».

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Самыми известными из них были всесоюзные пионерские лагеря ЦК ВЛКСМ «Артек» и «Орленок».

Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей - движение октябрят, в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок в виде пятиконечной звезды с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок. Группы из пяти октябрят назывались «звездочками». Ими руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы.

История комсомольских, пионерских и октябристских движений закончилась в 1991 году. После запрета КПСС состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Комсомольцы объявили историческую роль своей организации исчерпанной. 28 сентября 1991 года ВЛКСМ официально прекратил свое существование. Также упразднялись Всесоюзная пионерская организация имени Ленина и движение октябрят.

Детские и молодежные движения в современной России

В 1992 году в России был создан Государственный комитет по делам молодежи. В 1998 году он был упразднен, а его функции были переданы сначала Министерству труда и социального развития, а затем департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации.

Указом президента РФ в 2008 году в России было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Ведомство отвечает за реализацию мер молодежной политики.

Под эгидой Росмолодежи осуществляются федеральные программы и проводятся молодежные образовательные форумы. Так, с 2005 по 2014 год в Тверской области проходили всероссийские слеты молодежи в лагере «Селигер». В 2014 году в Крыму состоялось открытие форума «Таврида». С 2015 года молодежь со всех регионов России также приезжает во Владимирскую область, где проходят смены лагеря «Территория смыслов».

Участники молодежных лагерей встречаются с политиками, дипломатами, общественными деятелями, журналистами, кинорежиссерами, экспертами в различных сферах.

Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года. В то же время было официально объявлено о независимости нового объединения от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.

РСМ является одним из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в России. К настоящему моменту в его составе насчитывается более 77 территориальных представительств, в которых состоит более 150 тысяч человек. Число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов.

Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы - образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы.

Помогать молодым людям найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице - такова заявленная цель РСМ.

Заметное место среди молодежных организаций в начале-середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе». 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» громко заявили о себе, проведя в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек. Участники были одеты в синие и красные футболки с изображением Путина с лозунгом «Все путем».

7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где были отделения «Идущих вместе».

15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши». Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить - 2007», посвященную Великой Отечественной войне.

Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. В рамках движения также реализовывались различные волонтерские и просветительские проекты, а также мероприятия в сфере патриотического воспитания. С течением времени молодежное движение стало маргинализироваться. Методы, которые применяли активисты движения во время акций и в борьбе с идеологическими оппонентами граничили с правонарушениями.

В России становится все больше молодых людей с активной политической и гражданской позицией. При российских политических партиях действуют молодежные отделения. Одними из самых известных политических молодежных организаций являются «Молодая гвардия Единой России», Ленинский коммунистический союз молодежи, Евразийский союз молодежи.

В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Цель ее создания - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Отделения организации функционируют во всех регионах страны.

Российское движение школьников стало первой с момента распада Советского Союза детско-юношеской организацией, которая объединяет сотни тысяч школьников по всей стране. Идею ее создания поддержали в педагогической среде.

Главной задачей Российского движения школьников является не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.

В России с 2015 года действует военно-патриотическое движение «Юнармия», созданное по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. В организации состоит более 26 тысяч человек. Цель движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, к ее народам, героям, выдающимся ученым и полководцам. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд. Юнармейское движение призвано объединить все структуры, занимающиеся допризывной подготовкой граждан.

Масштабные мероприятия «Юнармии» проходят в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот», где сейчас строится модель здания Рейхстага. По словам Сергея Шойгу, это делается для того, «чтобы наши юнармейцы могли штурмовать не что попало, а конкретное место».

Независимо от исторического периода, молодежь в России всегда была самой активной социальной группой. Инициативы и деятельность молодых людей нередко становились определяющим фактором в развитии положительных процессов в нашей стране. Детские и молодежные организации играют важную роль в становлении гражданского общества, определяя его будущее.

Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).

«Обучение через дело» – метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.

Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обменопытом, ротацияруководителей, ступенькироста, звания, должности.

Девиз скаутов – «Будь готов!» (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B .P .).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 г. в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».

2.3 Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность

Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) политическая молодёжная организация в СССР.

ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 г., в 1924 г. РКСМ было присвоено имяВ. И. Ленина– РоссийскийЛенинскийкоммунистическийсоюзмолодёжи(РЛКСМ), всвязисобразованиемСоюзаССР(1922 г.) комсомол

в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

В 1977 г. в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР

в возрасте 14 − 28 лет.

Февральская революция 1917 г. способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. Начали появляться молодёжные организации рабочих «Труд и свет» и другие, члены которых ориентировались на социалистические партии. В 1917 г. в Петрограде организационно оформился ориентирующийся на большевиков Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Появление в

различных городах молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской структуры – Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). 29 октября – 4 ноября 1918 г. прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Первые нагрудные значки комсомола появились в 1922 г., в центре значка располагалась надпись КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи), надпись ВЛКСМ появилась на значках только в 1945 г., а свой окончательный вид значки ВЛКСМ (с профилем В. И. Ленина) приобрели только в 1958 г.

ПомнениюБорисаБажанова, личногосекретаряСталинав1930-хгг., основателем комсомола был Лазарь Шацкин:

Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором. Сначала он был первым секретарем ЦК комсомола, но потом, копируя Ленина, который официально не возглавлял партию, Шацкин, скрываясь закулисамируководства комсомолом, рядлет им бессменноруководил со своим лейтенантом Тархановым.

Очень скоро комсомол остался единственной в РСФСР, а затем и в

СССР политической молодёжной организацией. Через структуру этой организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи

и реализовывались политические и социальные проекты. ВЛКСМ позиционировался как «помощник и резерв» КПСС. Под руководством комсомола в 1922 г. была создана детская политическая организация: Всероссийская, а позже – Всесоюзная пионерская организация.

Во время массовых репрессий 1937 – 1938 гг. были арестованы и расстреляны многие руководители ВЛКСМ: О.Л. Рывкин, Л.А. Шацкин, Е.В. Цейтлин и другие. Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ (1928 – 1931 гг.) Александр Мильчаков, проведший 15 лет в сталинских лагерях, вспоминал:

Л. Каганович однажды завёл такой разговор: «Перечислите мне всех первых секретарей ЦК комсомола, где они?» Я сказал: «Раз вы спрашиваете, стало быть, знаете, где они». Последовал перечень фамилий, оказалось, что все они арестованы – Рывкин, Шацкин, Цейтлин, Смородин, Чаплин…

Комсомол был создан партией большевиков для осуществления широкомасштабных действий. В октябре 1918 г. в РКСМ – 22 100 членов. Спустя два года, к 3-му съезду комсомола, − 482 тысячи. До двухсот тысяч комсомольцев участвовали в борьбе против интервентов и белогвардейцев.

В 1930 г. комсомол взял шефство над всеобучем, выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. Комсомол объявил поход молодежи в науку. В 1928/29 гг. по комсомольским путевкам пошли учиться на рабфаки 15 тыс. человек, на курсы по подготовке в вузы – 20 тысяч, в вузы и техникумы – 30 тыс. В 1934 г. рабочая прослойка среди студентов достигла 48 %. По инициативе комсомола родилась новая массовая форма технического обучения рабочих – техминимум. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – с такими словами обратился В. И. Ленин к делегатам 3-го съезда РКСМ.

В 1941 г. в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн. членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн сдали нормы ПВХО, по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Три с половиной тысячи стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями. Специальные подразделения из девушек-комсомолок насчитывали

в своихрядахболее200 тысячпулеметчиков, снайперовиспециалистов других специальностей. За свои боевые заслуги в борьбе с немецкофашистскими захватчиками орденами и медалями были награждены 100 тысяч девушек, 58 из которых получили звания Героев Советского Союза.

Это действительно массовая организация, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономики, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. К началу 1970-х гг. выходит 131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн экземпляров, в том числе одна всесоюзная – «Комсомольская правда». Комсомольские журналы, комсомольское издательство «Молодая гвардия», премия Ленинского Комсомола. Роль комсомола – это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строительство БАМа.

В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 1960 – 1980 гг. XX в. в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. Это почти неизбежно вело к организационной размытости, к тому, что членство в ВЛКСМ перестало восприниматься

как почет и ответственность одновременно. В последние годы советской власти комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе последних лет СССР.

ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных союзных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т. д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным органомявлялсяЦК(ЦентральныйКомитет), избираемыйвысшиморганом – съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК.

На прошедшем 10 – 19 апреля 1990 г. XXI съезде ВЛКСМ было объявлено о преобразовании ВЛКСМ РСФСР в РСМ. В то же время из ВЛКСМ выделилось движение молодёжи «Коммунистическая инициатива» (ДМКИ), организационное собрание которого состоялось 2 октября 1990 г.

27 – 28 сентября 1991 г. прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустивший организацию. РСМ и другие республиканские молодёжные организации продолжили существовать как независимые национальные молодёжные организации соответствующих республик, входивших в состав

СССР. В этих условиях члены ВЛКСМ – участники ДМКИ (Маляров, Сохонько, Возняк, Езерский и другие), не входившие ни в РСМ, ни в другие республиканские организации, провозгласили своё движение, самостоятельно развивавшееся в рамках ВЛКСМ, правопреемником общесоюзной организации и создали оргкомитет по возрождению ВЛКСМ. ВпоследствиионипровеливосстановительныйсъездВЛКСМ. Этот возрождённый ВЛКСМ стал первой коммунистической молодёжной организацией на территории бывшего СССР. Примерно в это же время начали появляться новые немногочисленные молодёжные коммунистические организации, в частности, Всесоюзная молодая гвардия большевиков, ориентирующаяся на ВКПБ Н. Андреевой (созданная в

В 1993 г. большинство организаций возрождённого ВЛКСМ проголосовали за федеративный принцип построения ВЛКСМ. Тогда и появилась необходимость в воссоздании Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Во второй половине 1990-х гг. из РКСМ выделились такие молодёжные организации, как Революционный комсомол – РКСМ(б) (в 1996 г.), ставший молодёжной организацией РКРП – РПК и Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации (в 1999 г.), созданная как молодёжная организация КПРФ.

Также в течение 1990-х и 2000-х гг. продолжался процесс формирования различных молодёжных организаций коммунистической направленности. Так, в частности, в 1998 г. молодёжное крыло «Трудовой России» ВиктораАнпиловасталомолодёжнойорганизацией«Авангард красноймолодёжи». В2005 годутроцкисты, неучаствующиевдеятельности коммунистических партий и склонные к сотрудничеству с более радикальными анархистами, организовали Социалистическое движение «Вперёд» (СД «Вперёд»).

Условно коммунистические организации современной России можно разделить на те, которые действуют при коммунистических партиях (СКМ РФ при КПРФ, РКСМ(б) при РКРП – РПК, ВМГБ при ВКПБ),

и независимые от политических партий (РКСМ, АКМ, СД «Вперёд»). Последние более активно участвуют в блоках и коалициях с различными политическими силами, в частности c такими, как Левый фронт, Институт проблем глобализации, Институт глобализации и социальных движений, движение «Автономное действие». Процесс формирования новых коммунистических молодёжных организаций отражает ситуацию в коммунистическом движении, находящегося в затяжном кризисе,

и поиск коммунистической молодёжью новых организационных форм

и методов работы.

Коммунистической партией Российской Федерации создан ряд молодежных организаций, являющихся в современной России аналогом прошлых молодежных движений:

Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ); Революционный Коммунистический союз молодёжи (большеви-

ков) – РКСМ; СоюзкоммунистическоймолодёжиРоссийскойФедерации– СКМ

2.4 Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Участие молодежи в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.)

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 г. пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его

имя. Происходит от скаутского движения, однако отличалась от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственныйхарактериставиласвоейцельюидеологическуюиндоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству.

В странах англосаксонской культуры пионер (англ. pioneer ) – солдат-разведчик или сапер. В США «пионеры» – первопроходцы, осваиваившие новые земли в ходе колонизации Дикого Запада.

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 г. в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всегоскаутовбылооколо50 тысяч. Вусловияхнаступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений.

Так, если Московский отряд В.А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» – следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарьобщества«Русскийскаут»), призывавшийсоздатьВсемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.

Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты-скауты») прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.

Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.

Одновременно в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н.К. Крупской, которая в

20-х числах ноября 1921 г. несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «О применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 г. по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, начались поиски конкретных организационных форм.

В начале 1922 г. была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!»

От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формывоспитательнойработысдетьми, организациядетейпоотрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранилсятакжескаутскийпризыв «Будьготов!» сизменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук».

13 февраля другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняягруппаобычносчитаетсяпервымпионерскимотрядом(притой же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда»).

2 мартаприЦКРКСМбылосоздановременноебюродетскихгрупп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ.

Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, ВсероссийскаяконференцияпоручаетЦКразработатьвопросодетском движении и применении в нём реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 – бывшие скаутмастеры.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского отрядаюныхразведчиков. Произошло это событиевклубестарой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).

В октябре 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 г., в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название – Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически – в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей).

В 1929 г. началась перестройка организации по школьному принципу (класс – отряд, школа – дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 г. осудил «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, атакжеизвращения, пропагандирующиепередачувоспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практических результатов это постановление не имело.

В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение

о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15

и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины – учеников одной школы.

В 1980-х гг. структура организации претерпела некоторые изменения – между пионерами и комсольцами было создано новое звено – старшие пионеры (фактически пионеры перед вступлением в комсомол). Внешним отличием было ношение значка, сочетающего элементы комсомольского и пионерского. Теоретически старшие пионеры должны были продолжать ношение красного галстука, однако многие старались носить «взрослые» галстуки.

Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), который контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей

и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали пленумы соответствующих комитетов комсомола.

Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами

старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.

Высшийоргандружины, отряда, звена– пионерскийсбор. Сборотряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал советудружинырекомендоватьдостойныхпионеровврядыВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда – совет отряда, сбор звена – звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республиканские) или один раз в 2 – 3 года (краевые, областные, окружные, городские и районные). Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.

После распада СССР в России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ. Подавляющее большинство как сторонников, так и противников советского строя с ностальгией вспоминают свое участие в пионерском движении и высказываются за возвращения пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения пионерского и комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из таких организаций с 2008 – 2010 гг. было движение Мишки.

Молодежь также активно участвовала в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.).

ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) России – общероссийское добровольное, самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которого – содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безо-

День рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина), вождя мирового пролетариата, 22 апреля, почитался как великий праздник советского народа и был одним из любимых праздников детворы тех времен.

Имя Ленина носили октябрята (7 -9 лет), пионерская (дети с 9 до 13лет) и комсомольская (КОМмунистический СОюз МОЛодежи, молодежь с 14 до 28 лет) организации. Нас воспитывали в любви к труду, знаниям, каждый стремился вырасти и стать достойным членом общества. Существовал даже лозунг "от каждого по возможностям, каждому - по потребностям".

  • Октябрёнок - Ученики начальных классов
  • Пионер - Ученики средних классов школы
  • Комсомолец - Старшеклассники, Студенты, Молодёжь до 28 лет.

В США и других странах были похожие массовые молодежные организации, например, скауты, но по масштабу и массовости они сильно уступали нашим. В ГДР (социалистическая Германская Демократическая Республика, существовала до распада СССР) была своя пионерская организация имени Эрнста Тельмана .

Так выглядел октябрятский значок. "Учиться, учиться и еще раз учиться, - так завещал великий Ленин".

Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник. ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята - будущие пионеры.
  • Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине

Пионерский значок

Торжественное обещание пионера

Пионерское движение носило всеобъемлющий и всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую идеологическое воспитание преданнных защитников Родины и социалистического строя. Отличием от похожей организации скаутов в США является, в частности, всеобъемлющий характер, охватывающий все слои и социальные группы общества, и отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.

У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек, летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы.

Девиз пионера "Всегда будь готов".

В настоящее время в странах, входивших в состав республик бывшего СССР, пионерская организация осталась, наверное, только в Белоруссии.

Белорусских школьников принимают в пионеры.

Значок комсомольца.

"Партия сказала "Надо", комсомол ответил "Есть"" . Это был девиз Комсомола, и по масштабу это была грандиозная организация, воспитательный проект, который охватывал все слои молодежи. Построение ВЛКСМ (Всесоюзная имени Ленинского Союза Молодежи) было организовано по тому же принципу, что и КПСС (компартия Советского Союза).

История создания ВЛКСМ.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как Комсомол (Коммунистический союз молодежи) - политическая молодёжная организация в СССР.
ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза.
Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина - Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет.

Структура ВЛКСМ.

ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т.д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным лидером являлся ЦК (Центральный Комитет), избираемый высшим органом - съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Роль ВЛКСМ.

Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х-80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР.

В. И. Ленин, выступая на 3-м съезде РКСМ, призывал комсомольцев учиться, но не просто учиться, а «учиться коммунизму». Комсомол был активно задействован партией большевиков для осуществления широкомасштабных действий.

В последние годы существования советской власти Комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе СССР.

Весь советский строй, вся его идеология базировался на учении марксизма-ленинизма, люди отмечали праздники, крупнейшие из них дошли до нас, в несколько измененной форме.

Праздники времен СССР (сравните с современными)

7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции (в 1917 году, 25 октября по старому стилю, произошла революция и свержение царского режима династии Романовых)

В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности .

Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов .

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.

Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» .

Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация -- часть пионерства -- ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века .

В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.

Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) .

Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.

Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи .

Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.

В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах -- смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. .

Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.

К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества .

В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности .

К концу 30-х гг. завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры .

В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главная задача пионерской организации - широкое привлечение пионеров к активной общественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организации должны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы .

В 1962 Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» дана конкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников .

Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской организации является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своих представителей в активе дружины, дружина - в городских и районных штабах .

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение". Оно развернулось в СССР среди пионеров и школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др .

По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве "альтернативы пионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил - и приготовил! - под нее "бомбу" .

Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения "самих детей", осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.

На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобретало настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации ?

Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как "форму работы" комсомол. Как пишет Татарова, "комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и "научных рекомендаций". И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ во дворы..." .

Тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" коммунарскому движению.

Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы - неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров" (клуба ЮК, КЮКа). "Инкубационный период" этого движения начался значительно раньше - в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы .

"Инкубационный период" продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ).

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их "старших друзей". По существу - объединением неформальным, хотя и считавшимся официально "районной школой пионерского актива".

Но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива", которые "натаскивали" "выборный пионерский актив" обычными для общеобразовательных школ методами "учебной практики". КЮФ, прежде всего, обеспечивала условия "жизненной практики", условия для самореализации. Недаром, "кюфовцы" любили подчеркнуть, что "в коммуне никто никогда не учит, в коммуне живут".

Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "открытого воспитательного воздействия", а косвенно через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность" .

"Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде - хорошая школа идейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него - свои законы, отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." .

Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как "форму работы школьного комсомола", как "школу комсомольского актива". Стали предприниматься попытки объявить весь "школьный комсомол" коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинить его и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинство лидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами "на местах". "Оттепель" заканчивалась и к концу 60-х желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше .

Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений .

Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".

И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" .

В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".

ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов .

В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".

Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" .

После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать .

Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.



Читайте также: