Организация и вооружение танковой дивизии судана. Вооружённые силы Судана (2017)

Вооруженные силы Судана (109,3 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховным главнокомандующим ВС Судана является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство обороны и Объединенный штаб (ОШ). Президенту непосредственно подчинены начальник ОШ и командующие видами ВС. При главе государства имеются Совет национальной обороны и Высший военный совет. Эти органы определяют генеральные направления государственной политики в области подготовки страны и населения к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности. Принятые ими решения реализуются через Министерство обороны.
Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение ВС вооружением и военной техникой, вневойсковую подготовку населения, осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. Объединенный штаб представляет собой единый командный орган по выработке и реализации решений в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности.
Сухопутные войска (105 тыс. человек) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Руководство ими осуществляется штабом, причем начальник штаба сухопутных войск является заместителем начальника ОШ ВС Судана. В боевом составе сухопутных войск имеется 9 дивизий (бронетанковых - 1 , механизированных - 1, пехотных - 6, воздушно-десантных - 1), 12 отдельных бригад: (механизированных — 1, пехотных — 7, разведывательных - 1, артиллерийских — 3), бригада республиканской гвардии и 5 отдельных рот спецназа.
Основное вооружение представлено 663 основными и средними танками, в том числе примерно 200 новейшими китайскими Type 96; 80 легкими танками; примерно 310 артиллерийскими орудиями (60 САУ) калибра от 105 до 155 мм, свыше 520 РСЗО, 636 минометами, примерно 1180 боевыми бронированными машинами, в том числе 75 БМП; до 740 ПТРК, в том числе 450 современными китайскими HJ-8. Подразделения войсковой ПВО имеют на вооружении 4 ЗРК ближнего действия «Оса», свыше 200 ПЗРК, в том числе 50 новейших китайских FN-6, более 320 зенитный орудий и установок калибра от 23 до 100 мм.
Сухопутные войска Судана обладают большим опытом ведения боевых действий против иррегулярных формирований в саванне, лесистой, горно-лесистой и полупустынной местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.
Военно-воздушные силы насчитывают 3 тыс. человек. Руководит ими штаб, расположенный в Хартуме. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, ведения воздушной разведки, перевозок военных грузов и личного состава. Их основной организационной единицей является эскадрилья. Самолеты и вертолеты ВВС базируются на следующих основных аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Донголо, Мерове, Атбара, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Эль-Фашер.
В наличии числится порядка 94 боевых самолета, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24 -12, истребителей-бомбардировщиков - 37 (Миг-23БН - 17, Q-5 - 20), штурмовиков Су-25 - 12 (из них 2 учебно-боевых), истребителей - 33 (МиГ-29 - 11 (из них 3 учебно-боевых), J-7 (копия МиГ-21) - 20). Имеется также 2 самолета оптической разведки Ан-30 и 32 учебно-тренировочных самолета. Военно-транспортная авиация насчитывает до 33 самолетов, из которых 5 Ан-26 могут использоваться в качестве бомбардировщиков. В вертолетной авиация имеется примерно 185 машин, в том числе 84 боевых типа Ми-24 и свыше 90 многоцелевых и транспортных вертолетов, основными из которых являются Ми-8 и Ми-17 (43 ед.).
Самолетный и вертолетный парк разнотипен и в большинстве своем представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. Суданская военная авиация испытывает дефицит грамотных летных и инженерно-технических кадров. В вопросах ремонта авиатехники ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи.
Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов устаревшего ЗРК С-75, которые вряд ли боеспособны. В Судане фактически отсутствует современная система оповещения о воздушном нападении, нет и единой системы контроля за воздушным пространством страны.
Военно-морские силы (1,3 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой, перевозки военных грузов и личного состава. Штаб ВМС расположен в Порт-Судане. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. Корабельный состав представлен четырьмя сторожевыми катерами, небольшим количеством патрульных катеров и пятью десантными катерами.
Суданские вооруженные силы оснащены оружием и военной техникой преимущественно иностранного производства: советского (российского), китайского, египетского, украинского, американского, английского, египетского и др. В последние годы крупные поставки вооружения, главным образом для сухопутных войск, производились Китаем. Закупки партий отдельных видов вооружения и военной техники осуществлялись в России, Белоруссии и Украине. Получают развитие военные связи с аравийскими монархиями. В то же время военное и военно-техническое сотрудничество со странами Запада фактически свернуто, что обусловлено их негативным отношением к правящему в Судане военно-исламистском режиму и введением Совбезом ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Хартуму.
В последние годы в Судане развивается собственная военная промышленность . Налажена сборка отдельных типов артиллерийского вооружения, ПТРК и легкой бронетехники, стрелкового оружия. Укрепляется ремонтная база. Однако производственные мощности недостаточны. На перспективах развития отрасли негативно сказывается общий слабый уровень развития суданской экономики, отсутствие в стране развитой современной научно-технической базы и подготовленных кадров различного профиля.
В итоге значительная часть вооружения остается морально устаревшей и физически изношенной, часто выходит из строя, что при всё ещё слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.
На сегодняшний день суданские вооруженные силы испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, другой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, современных технических средств разведки, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, низкий уровень его образованности. Войска плохо экипированы и недостаточно обучены, в том числе офицерский корпус. «Существуют серьезные вопросы в отношении того, как армия смогла адаптировать и овладеть закупленной военной техникой».
Плачевное состояние суданской армии хорошо иллюстрирует ее участие в боевых действиях в мятежном регионе Дарфур, и пограничных с Южным Суданом районах, где правительственные войска «фактически ничего не могут противопоставить повстанцам и южносуданским военным, которые воюют на стороне партизан». Не продемонстрировала суданская армия высоких боевых качеств и Йемене, где она (3 тыс. человек, 4 самолета Су-24) с 2015г. участвует в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в боях против шиитских повстанцев-хоуситов.
На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.) и значительное число попыток переворотов и заговоров. Учитывая это обстоятельство, правящий режим во главе с президентом О. аль-Баширом проводит целенаправленный курс на сохранение лояльности со стороны высшего и среднего звена офицерского корпуса. В настоящее время, несмотря на принятие конституции в 2005 г., другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять многие направления внутренней и внешней политики Судана.

Полковник С. Антонов

Вооруженные силы (народные вооруженные силы) Республики Судан исторически занимают особое место в суданском обществе. Являясь опорой действующего режима, они играют решающую роль в поддержании стабильности и обеспечении безопасности в стране.

В соответствии с конституцией президент республики является верховным главнокомандующим ВС (с октября 1993 года - фельдмаршал Омар Хасан Ахмед аль-Башир). Главе государства предоставлено право объявлять чрезвычайное положение, приводить войска в высшие степени боевой готовности, отдавать распоряжения на их боевое применение.

Военную политику, мероприятия по подготовке страны к войне, направления развития суданских вооруженных сил, их численность и структуру определяет совет национальной обороны, который также координирует деятельность министерств и ведомств в военной области. Его постоянными членами являются президент (председатель), первый и второй вице-президенты, министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов, начальники объединенного штаба, разведки и службы национальной безопасности.

Консультативные функции при главе государства по вопросам строительства армии, развития военной промышленности, направлений военно-технического сотрудничества с зарубежными странами выполняет высший военный совет. В состав данного органа входят: министр обороны, (председатель), его помощники, директор военно-промышленной корпорации, а также начальники объединенного штаба, штабов видов вооруженных сил, главного оперативного управления и военной разведки.

Высший военно-политический и административный орган управления вооруженными силами - министерство обороны (МО). Оно реализует решения государственного руководства в области строительства и комплектования ВС. Основными задачами МО являются: организация оперативной и боевой подготовкой войск; планирование военного бюджета; координация деятельности гражданских отраслей промышленности, выпускающих оборонную продукцию; снабжение армии военно-техническим имуществом; руководство научно-техническими работами; налаживание межгосударственных связей и представительские функции.

Министр обороны назначается президентом (гражданское лицо, генерал-полковник в отставке Авад Мухаммед бен Ахмед ибн Ауф). Ему подчинен начальник объединенного штаба (генерал-полковник Имад ад-Дин Мустафа Адави), а в административном отношении - начальники штабов видов ВС.

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), численность личного состава, по данным "Милитэри бэланс-2016", 244,3 тыс. военнослужащих (СВ -240 тыс., ВВС и ПВО -3 тыс., ВМС - 1,3 тыс. человек).

В угрожаемый период и военное время в оперативное подчинение командованию национальных ВС передаются иррегулярные формирования (силы народной обороны - 20 тыс. человек) и резервисты (85 тыс.).

Бюджет министерства обороны Судана на 2016 год составляет около 1 млрд долларов США (2% ВВП), около 50% из которых направляется на закупку вооружения и военной техники (ВВТ). При этом в настоящее время боеспособность суданской армии остается на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности, износа имеющегося имущества, недостаточной подготовки командного и рядового состава.

Строительство вооруженных сил республики осуществляется в направлении повышения боеспособности соединений и частей, качества подготовки военных кадров, а также совершенствования системы военного управления. Экономические трудности наряду с непрекращающимися вооруженными столкновениями с оппозиционными группировками в западном регионе Дарфур значительно снижают темпы реализации намеченных планов развития. Эмбарго Совета Безопасности ООН (2005) на поставки оружия сторонам конфликта в Дарфуре, как и санкции Запада в отношении президента О. Аль-Башира и его ближайших соратников, негативно влияет на развитие военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в том числе с ключевыми партнерами (Китай, Иран, Россия).

Суданские вооруженные силы комплектуются по территориальному принципу на основе всеобщей воинской обязанности (рядовой состав) и контрактной системы (сержанты, офицеры, генералы). Предельный возраст службы для сержантского состава 40 лет, офицеров - 50 лет, генералов - 60 лет.

В республике, где более половины населения остается за чертой абсолютной бедности (менее 1 доллара в день на человека), военная служба относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим высокий социальный статус и устойчивый заработок.

Надбавки за безупречное выполнение обязанностей и тяжелые условия службы составляют от 5 до 10% оклада. Жилплощадь для офицеров арендуется из средств военного ведомства. Рядовой и сержантский состав проживает в казармах на территории военных городков. Все военнослужащие обеспечиваются вещевым довольствием в пользуются бесплатным медицинским обслуживанием.

Офицеры проходят подготовку в национальных военных учебных заведениях. Часть из них обучается за границей, прежде всего в Иране, Китае и Пакистане.

Основным видом вооруженных сил Судана являются сухопутные войска . Им отводится главная роль в отражении возможной внешней агрессии и обеспечении внутриполитической стабильности. Наряду с решением типовых задач они предназначены для охраны государственной границы, военных и критически важных объектов инфраструктуры, оказания помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, борьбе с контрабандой оружия и наркотиков. Непосредственное руководство СВ осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Яхья Хейр Ахмед).

Вооружение и военная техника сухопутных войск
Вид Количество Вид Количество
Боевые танки: 580 Противотанковые средства: 140
Т-72 70 ПТРК "Малютка" 20
Т-55 305 MTPK BGM-71C "Toy" 20
Тип "59" 60 орудия противотанковой артиллерии 100
Тип "62" 70 Боевые бронированные машины: 810
Тип "63" 45 БМТВ (AML-90, "Саладин") 55
Тип "85" 10 БТР (БТР-80, БТР-70, БТР-50, БТР-152, М113А1, AMX-VCI, ОТ-62/64, Тип "92", "Валид") 340
М-60А3 20 БМП (БМП-1, БМП-2, WZ551, YW-531) 145
Артиллерия: 1780 БРМ (БРДМ-1, БРДМ-2, Мк1 "Феррет", V-150 "Коммандо", М1114 "Хаммер") 270
155-мм самоходные гаубицы Мк F3 10 Зенитные средства: 1060
122-мм самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" 55 зенитные самоходные установки (23-мм ЗСУ 23-4 "Шилка", 20-мм М3 VDA "Панар", М163А1 "Вулкан") 30
155-мм гаубицы М-114 10 орудия зенитной артиллерии 200
130-мм пушки 75 740
122-мм гаубицы 20 ПЗРК ("Стрела-2М", "Ред Ай") 90
105-мм гаубицы 20
минометы 900
РСЗО (302-мм WS-1,122-мм БМ-21, "Сакр-30", Тип "81", 107-мм Тип "63") 670

В составе сухопутных войск имеются 15 дивизий (танковая, мотопехотная, пехотные - 11, воздушно-десантная, инженерная), 12 отдельных бригад (мотопехотная, пехотные - шесть, пограничной охраны, разведывательная, артиллерийские - три), пять рот специального назначения, части и подразделения центрального подчинения.

Основным соединением СВ является пехотная дивизия (численность 7-8 тыс. военнослужащих). В ее типовой состав входят: штаб, три-четыре танковые, мотопехотные, пехотные и артиллерийская бригады, противотанковый артиллерийский дивизион, зенитная артиллерийская батарея и четыре батальона (разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения).

На вооружении сухопутных войск находятся: боевые танки - 580, орудия полевой артиллерии - 190, минометы - 900, реактивные системы залпового огня - 670; противотанковые средства - 140; зенитные средства - 1060; боевые бронированные машины -810.

Уровень боевой готовности СВ страны оценивается как низкий. Укомплектованность соединений и частей личным составом и техникой менее 50% Более половины ВВТ выработали предельные сроки эксплуатации и требуют проведения капитального ремонта.

Военно-воздушные силы Судана включают в свой состав авиационные части и подразделения и войска противовоздушной обороны. Основными задачами ВВС являются: отражение нападения воздушного противника; завоевание превосходства в воздухе; прикрытие важных государственных и промышленных объектов; авиационная поддержка группировок наземных сил; ведение воздушной разведки; обеспечение перебросок войск.

Непосредственное руководство ВВС осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Усама ад-Дин Мубарак Хабибулла).

Военно-воздушные силы состоят из 12 эскадрилий (истребительные - две, штурмовые - две, транспортные - три, учебная, боевых вертолетов - две, транспортных вертолетов - две), 11 дивизионов (зенитные ракетные - пять, зенитные артиллерийские - шесть), батареи ПЗРК и двух радиотехнических батальонов.

На вооружении ВВС имеются: боевые самолеты - 52; боевые вертолеты - 45; самолеты вспомогательной авиации -45; вертолеты вспомогательной авиации - 23; пусковые установки ЗУР - 25; орудия зенитной артиллерии - 200; зенитные пулеметные установки -150; переносные зенитные ракетные комплексы - 250.

Для базирования подразделений ВВС используются авиабазы Вади-Сиедна (Хартум) и Порт-Судан, аэродромы Кассала и Кенана, вертолетодромы Эль-Фашер и Гебель-Аулия, где созданы запасы материальных средств и инфраструктура для эксплуатации авиационной техники. На объектах оборудовано более 20 укрытий, в том числе несколько усиленного типа. Аэродромы Хартум, Эль-Обейд, Эль-Генейна и Атбара используются самолетами как ВВС, так и гражданской авиации.

Количество Вооружение и военная техника ВВС Количество
Самолеты боевой авиации 58 Самолеты вспомогательной авиации: 45
бомбардировщики (Су-24) 4 Учебно-боевые: 14
истребители (МиГ-29) 20 Миг-29УБ 2
истребители-бомбардировщики (F-5E/F) 6 К-8 12
штурмовики: 26 Транспортные: 31
Су-25 11 Ил-76 1
А-5 "Фантан" 15 Ил-62 1
разведывательные (Ан-30) 2 Ан-12 7
Боевые вертолеты 45 Ан-26 1
Ударные: 40 Ан-32 2
Ми-24 34 Ан-72 2
Ми-35 6 Ан-74 4
Боевого обеспечения (Ми-17) 5 Y-8 2
Вертолеты вспомогательной авиации (транспортные): 23 С-130 "Геркулес" 4
Ми-8 21 DHC-5D "Буффало" 3
Ми-171 2 "Фалкон-50" 3
Зенитные средства: 625 F-27 1
ПУ ЗУР СДС-75 25
орудия зенитной артиллерии 200
зенитные пулеметные установки 150
ПЗРК ("Стрела-2М", "Рад Ай") 250

Уровень боевой готовности ВВС Судана оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом и техникой около 70% Более 30% летательных аппаратов авиационного парка страны выработали предельные сроки эксплуатации и требуют капитального ремонт Проведение регламентных работ по восстановлению техники затруднено в связи с острой нехваткой запасных частей и расходных материалов.

В задачи военно-морских сил Судана входит ведение боевых действий против кораблей противника, охрана морских коммуникаций, оборона побережья и портов страны. Непосредственное руководство ВМС осуществляет начальник штаба (вице-адмирал Фатих Салех Мухаммед).

В военно-морских силах имеются отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, вспомогательных судов, а также подразделения охраны и обеспечения.

На вооружении военно-морских сил состоят: малые десантные корабли - два, сторожевые и патрульные катера - 20; танкеры - два, а также гидрографическое судно.

Система базирования ВМС включает основной пункт базирования Фламинго-Бей (г. Порт-Судан), где проводится также ремонт малотоннажных кораблей и судов.

Уровень боевой готовности военно-морских сил оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом не превышает 70%, а ВВТ - 90% Техническое состояние корабельного состава неудовлетворительное.

Вооруженные силы Республики Судан активно привлекаются к выполнению боевых задач по борьбе с повстанческими группировками и бандформированиями в приграничных с Ливией, Центральноафриканской Республикой, Чадом, Эфиопией и Южным Суданом районах, а также участвуют в операции, проводимой коалицией арабских государств против повстанцев в Йемене.

В целом на данном этапе суданские ВС имеют низкий уровень боевой готовности и в состоянии решать возложенные на них задачи лишь в ограниченных объемах.

Вооруженные силы стран мира

ВС Судана

Ранее крупнейшая по площади страна в Африке и одна из крупнейших в мире, Судан в 2011 году потерял почти половину своей территории после отделения Южного Судана, где на протяжении почти всей истории страны шла гражданская война на конфессиональной и племенной основах. При этом на оставшейся территории Судана продолжается еще одна гражданская война – в западной провинции Дарфур. Кроме того, разделение страны породило новый конфликт с Южным Суданом в связи с недостаточно четкой делимитацией границы между ними.

Судан находится в конфликтных отношениях с Западом, при этом является одним из основных союзников Китая не только в Африке, но и в мире в целом. В Китай поступает большая часть добываемой в Судане нефти. В свою очередь, Судан получает значительное количество китайской боевой техники. Другими важнейшими поставщиками вооружений для Судана являются Россия и Белоруссия. Кроме того, в стране осталось довольно много старого советского и западного оружия. Благодаря этому суданская армия считается одной из сильнейших в Африке, хотя уровень боевой подготовки личного состава, разумеется, весьма невысок, несмотря даже на значительный боевой опыт. Впрочем, это относится ко всем африканским армиям.

Сухопутные войска после ухода из Южного Судана и в связи с продолжающейся войной в Дарфуре находятся в состоянии перманентной реорганизации. В их составе имеются 7-я бронетанковая, 6 пехотных (4-я, 5-я, 6-я, 14-я, 15-я, 16-я, 25-я) и 9-я воздушно-десантная дивизии, не менее 7 пехотных (3-я, 5-я, 7-я, 12-я, 21-я, 25-я, 29-я) и 3 артиллерийские бригады, ряд других частей и подразделений.

Танковый парк чрезвычайно эклектичен. Он включает до 200 новейших китайских Туре 96, 24 достаточно новых Туре 85-IIМ и 50 старых, но модернизированных Туре 59D, до 20 американских М60А3, 126 относительно новых советских Т-72М1, до 48 устаревших Т-54 и до 180 Т-55, 10 иранских Т-72Z (Туре 59 с башней М60), до 69 легких китайских Туре 62 и 10 Туре 63.

Имеется до 250 БРМ (до 50 советских БРДМ-1 и до 98 БРДМ-2, 6 французских AML-90, до 88 английских «Феррет» и до 58 «Саладин»), 74 БМП (10 китайских WZ-501 (Туре 86) и 49 аналогичных советских БМП-1, 15 БМП-2), до 700 БТР (89 новейших российских БТР-80А, 64 советских БТР-70 (модернизированы в Белоруссии), от 20 до 50 старых БТР-50 и до 37 БТР-152, от 36 до 80 американских М113, до 45 V-100 и до 78 V-150, 29 канадских "Тайфун", 10 украинских БТР-3У, до 104 египетских «Валид» и 25 «Фахд», до 25 чехословацких ОТ-62 и 40 ОТ-64С, 50 современных китайских Туре 92, 20 иранских "Ракш" ("Амир")).

Артиллерия включает более 60 САУ (56 советских 2С1 и несколько собственных «Халифа-1» (Д-30 на КАМАЗе) (122 мм), до 11 французских АМХ Мк F3 (155 мм)), около 250 буксируемых орудий (18 американских М101 и 6 итальянских М-56 (105 мм), до 26 советских Д-74, 24 советских М-30 и 20 аналогичных китайских Туре 54-1, до 63 советских Д-30 (122 мм), 21 советская М-46 и 30 аналогичных китайских Туре 59-1 (130 мм), 12 американских М114 (155 мм)) и несколько сотен РСЗО (460 буксируемых китайских Туре 63 и 5 иранских "Шахин" (107 мм), 42 советских БМ-21 и 10 9П138 (122 мм) и 6 новейших китайских WS-2 (302 мм), которые больше ни в одну страну не экспортировались).

Имеется 250 старых английских ПТРК «Свингфайр», 42 столь же старых советских «Малютка», 450 современных китайских HJ-8, а также 20 старых советских ПТО БС-3 (100 мм).

Войсковая ПВО включает 4 советских ЗРК "Оса" и 2 китайских FB-6, более 300 ПЗРК (54 старых советских «Стрела-2», до 125 старых американских «Ред Ай», до 150 новейших китайских FN-6), 21 старых ЗСУ (8 американских М163, 13 французских М3 (20 мм)), более 150 зенитных орудий (16 американских М167 (20 мм), 50 советских ЗУ-23-2 (23 мм), 80 61-К (37 мм), 10 КС-19 (100 мм)).

ВВС столь же эклектичны по набору техники, как и сухопутные войска.

Ударная авиация включает 11 советских бомбардировщиков Су-24 и до 9 МиГ-23БН (еще 5 на хранении), 12 советских штурмовиков Су-25 (в т.ч. 3 УБ; еще 2 на хранении) и до 19 китайских Q-5.

Истребительная авиация имеет в своем составе 9 относительно новых советских МиГ-29 (в т.ч. 3 УБ) и до 18 китайских J-7 (копия МиГ-21). Кроме того, до 10 китайских J-6 (МиГ-19), до 15 J-5 (МиГ-17) и до 17 советских МиГ-21ПФМ (в т.ч. 3 УМ), возможно, находятся на хранении, но возвращение этих устаревших самолетов в строй представляется совершенно нереальным.

Имеется 2 самолета оптической разведки Ан-30.

Транспортные самолеты – 2 советских Ил-76, 1 Ил-62М, 6 Ан-12Б (еще 1 на хранении), до 8 Ан-26 (еще 1 на хранении), 6 Ан-32, 2 Ан-72, 2 Ан-74, 3 американских С-130Н (еще 2 на хранении), 1 «Фалкон-20», 1 «Фалкон-50», 1 "Фалкон-900"; до 2 канадских DHC-5D, 1 китайский Y-8, до 5 советских Ан-24, до 3 немецких Do-27 - на хранении.

Учебные самолеты – 19 новейших китайских К-8, 6 JL-9 и до 7 старых CJ-6, 1 JJ-5 (еще до 10 на хранении), 2 JJ-6; до 12 югославских UTVA-75 на хранении.

Количество советских и российских боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35 может достигать 53, еще 2 на хранении. Многоцелевые и транспортные вертолеты - до 19 немецких Во-105, до 37 советских и российских Ми-8 и Ми-17 (еще 1 на хранении), до 3 американских «Белл-212» (еще до 7 на хранении); до 11 румынских IAR330 (копия французских SA330), до 2 французских SA316, до 6 советских Ми-4, возможно, находятся на хранении.

Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов старого советского ЗРК С-75.

ВМС Судана являются чисто символическими. В их составе имеется 4 сторожевых катера типа «Курмук» (югославские пр. 15), несколько малых сторожевых катеров, 5 югославских десантных катеров.

На территории Судана (в Дарфуре) находится достаточно крупный контингент войск ООН, который традиционно недееспособен. Кроме того, для охраны принадлежащих китайским компаниям нефтяных месторождений используются контингенты китайских войск, которые формально считаются ЧВК.

По-видимому, именно китайские «ЧВК» являются важной гарантией безопасности Судана. ВС страны, несмотря на большие размеры, обеспечить ее вряд ли способны из-за значительной доли устаревшей техники, низкого уровня боевой подготовки и крайне нестабильной ситуации внутри страны и в целом в Северо-Восточной Африке.

Александр Храмчихин,

заместитель директора

Института политического и военного анализа

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2008, стр. 15-20

Полковник О. ЮЖИН

В условиях вооруженной конфронтации с повстанческими движениями региона Дарфур и сохраняющейся напряженности в отношениях с Эритреей военно-политическое руководство Республики Судан особое внимание уделяет вопросам повышения боеспособности национальных вооруженных сил (народных вооруженных сил - НВС).

Верховным главнокомандующим НВС страны является президент республики (фельдмаршал О. X. аль-Башир), который через совет национальной обороны и высший военный совет определяет генеральные направления государственной политики в области подготовки общества к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности и сотрудничества с зарубежными государствами в военной сфере. Принятые решения реализуются через министерство обороны (министр - генерал А. Хусейн).

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру, куда входят сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ВВС и ПВО) и военно-морские силы (ВМС).

Численность личного состава НВС 104,8 тыс. человек.

Непосредственное управление народными вооруженными силами возложено на объединенный штаб (ОШ, начальник - генерал-полковник X. аль-Джейли). ОШ вооруженных сил - это единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Объединенный штаб НВС выполняет следующие задачи:

Выработка концептуальных основ в области национальной военной стратегии, строительства и развития вооруженных сил, а также их организационно-штатной структуры;

Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами в мирное и военное время;

Дислокация частей и подразделений ВС Судана

- контроль реализации мероприятии по оперативной и боевой подготовке войск;

Разработка директив и приказов, обязательных для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, командованиями видов и родов войск, объединений и соединений.

Штаб сухопутных войск дислоцируется в столице г. Хартум и является основным органом управления общевойсковыми соединениями и частями. Организационно он состоит из следующих управлений: оперативного, административного, боевой подготовки, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, финансового, морально-психологической подготовки.

Штаб ВВС и ПВО также дислоцируется в г. Хартум. Организационно состоит из управлений: боевой подготовки, оперативного, административного, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, штурманского и финансового.

Штаб ВМС (г. Порт-Судан) руководит деятельностью отрядов надводных кораблей, пунктов базирования, а также отдельными частями и подразделениями береговой обороны. Он состоит из отделов и служб: разведывательного, оперативного, боевой подготовки, административного, снабжения, вооружения, связи, топографического, морской полиции, по делам офицерского состава.

Изменения во внутриполитической обстановке, произошедшие после подписания мирного соглашения в 2005 году между центральным правительством и Суданским народно-освободительным движением, потребовали от руководства страны внести коррективы в подходы к строительству национальных вооруженных сил. Так, основным содержанием военной политики президента О. X. аль-Башира и его окружения является создание интегрированных вооруженных сил и оптимизация системы военного управления применительно к новым условиям.

С начала 2006 года в стране проводится комплекс мероприятий по реорганизации системы высшего звена управления вооруженными силами. В рамках этих мероприятий 17 марта 2006 года президентом Судана утверждена новая структура высших военных органов управления. В частности, упразднен генеральный штаб вооруженных сил страны и на его основе создан ОШ, которому подчинены штабы видов ВС. Заново сформирован штаб сухопутных войск, что на данном этапе реформы является одним из главных нововведений - ранее сухопутными войсками управлял непосредственно ГШ.

Указом предусматривалось объединение военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны и создание на базе их командований штаба ВВС и ПВО. На основе командования военно-морских сил сформирован штаб ВМС.

Упраздняются территориальные структуры - военные округа. На их базе предполагается создать командования по направлениям, что позволит, по оценке суданских военных специалистов, более тщательно подходить к организации и ведению боевых действий в различных районах страны.

Планами руководства республики предусматривается также кардинальное улучшение разведывательно-информационного обеспечения вооруженных сил. В частности, намечено расширить штаты спецслужб, повысить уровень их технической оснащенности, наладить подготовку кадров, создать разведывательные центры ВС, а также стационарные пункты и мобильные группы радио- и радиотехнической разведки.

В настоящее время боеспособность суданских ВС находится на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности частей и подразделений, неудовлетворительного состояния вооружения (большая его часть поставлена республике до 80-х годов прошлого века) и недостаточной подготовки командного и рядового состава армии.

В связи с этим на национальном уровне разработана и в 2001 году принята программа реформирования НВС (на период до 2025-го). В ходе ее реализации предусматривается существенно повысить боеспособность национальных вооруженных сил за счет переоснащения соединений и частей современными видами вооружения и военной техники, модернизации системы подготовки кадров, совершенствования структуры управления войсками.

Ввиду неспособности национальной военно-экономической базы обеспечить выполнение данной программы в полном объеме правительство страны стремится привлечь к этому процессу индустриально развитые государства.

Используя поступления от экспорта нефти (разведанные запасы на территории Судана превышают 2 млрд баррелей, ежедневная добыча в 2006 году составляла 380 тыс. баррелей), правительству О. X. аль-Башира в последние годы удается постепенно увеличивать расходы на закупку товаров и услуг военного назначения (более 350 млн долларов в 2006-м) и повышать тем самым привлекательность республики как потенциального потребителя зарубежных ВВТ.

Политическое давление США и их европейских союзников на режим О. X. аль-Башира по поводу его политики в западном районе страны - Дарфур и связанные с этим ограничения в области военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) с Хартумом, налагаемые американской администрацией, существенно ограничивают возможности суданских властей в поиске и выборе партнеров по ВТС. На данном этапе наиболее перспективными для Судана являются не западные, а азиатские страны - Китай, Индия, Пакистан, Иран, а также Россия и другие государства СНГ.

Структурная схема объединенного штаба НВС Судана

Сухопутные войска - основной и наиболее многочисленный вид НВС Судана. Им отводится главная роль в отражении возможной агрессии извне и обеспечении стабильности правящего режима. Руководство СВ осуществляет начальник штаба сухопутных войск, являющийся одновременно их командующим. Численность личного состава 100 тыс. человек.

В боевом составе сухопутных войск имеется: десять дивизий (шесть пехотных, танковая, механизированная, воздушно-десантная, инженерная), девять отдельных бригад (семь пехотных, механизированная, пограничная) и пять отдельных рот (спецназначения).

На вооружении СВ находятся: боевые танки Т-54, Т-55, Т-62, боевые бронированные машины AML-90, БРДМ-1/2, БМП-1/2, БТР М-113, БТР LAV-150/V-100 «Коммандо», БТР-50/152, РСЗО БМ-21, 76, 85, 100, 105, 122 и 130-мм артиллерийские системы, противотанковые и зенитные средства (табл. 1).

Основным соединением сухопутных войск является дивизия (численностью 8,7-9,2 тыс. человек). В состав танковой дивизии входят штаб, две танковые и мотопехотная бригады, разведывательный батальон, артиллерийская бригада, зенитная артиллерийская батарея. По аналогичной схеме построена и пехотная дивизия (штаб, три пехотные, танковая и артиллерийская бригады, противотанковый артдивизион, батальоны - разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения, зенитная артиллерийская батарея).

Таблица 1

ВООРУЖЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК СУДАНА

В боевом составе военно-воздушных сил и войск ПВО насчитываются 13 авиационных эскадрилий (три истребительно-бомбардировочные, две истребительные, три транспортные, две боевых вертолетов, одна транспортных вертолетов и две учебные) и пять зенитных ракетных батарей ПВО (табл. 2). Командование военно-воздушными силами и войск ПВО возложено на начальника штаба ВВС и ПВО, который одновременно является их командующим. Численность личного состава 3 тыс. человек.

Военно-морские силы организационно включают штаб ВМС (г. Порт-Судан), военно-морскую базу Фламинго-Бей (Порт-Судан), отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, а также судов вспомогательного назначения. Численность личного состава ВМС 1,8 тыс. человек.

Корабельный состав насчитывает 18 боевых кораблей (два малых десантных, четыре сторожевых и 12 патрульных катеров) и два вспомогательных судна (танкеры).

Комплектование вооруженных сил осуществляется по призыву (рядовой состав) и на основе добровольного найма (сержанты, офицеры, генералы). Возраст поступления (призыва) на военную службу и предельные сроки службы для различных категорий приведены в табл. 3.

Призванные на действительную военную службу новобранцы проходят курс начальной военной подготовки в соответствующих учебных центрах призывников, после которой они направляются в части. Срок обучения входит в срок службы. Срок службы для рядового состава 1,5 года, для сержантов, офицеров и генералов он определяется предельным возрастом пребывания на военной службе (табл. 3).

В Судане, где значительная часть населения остается за чертой абсолютной бедности (один доллар в день на человека), служба в армии не только в качестве офицера, но и сержанта относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим устойчивый заработок и сравнительно высокий социальный статус. При этом размеры денежного содержания зависят от выслуги лет, занимаемой должности и воинского звания. На достаточно высоком уровне (для тропической Африки) находится денежное довольствие старших офицеров и генералов - в среднем от 200 (категория майор) до 400 долларов США (генерал). Уровень денежного довольствия сержантского и рядового состава 60 и 20 долларов соответственно.

Таблица 2

ВООРУЖЕНИЕ ВВС И ПВО СУДАНА

В НВС существует система надбавок к должностному окладу за безупречное выполнение обязанностей, несение службы в выходные и праздничные дни, за полеты и дежурным операторам службы обеспечения безопасности полетов (до 40 долларов США в месяц). Военнослужащие получают вещевое довольствие (повседневная и полевая форма), пользуются бесплатным медицинским обеспечением в госпиталях министерства обороны.

Размер пенсий зависит от воинского звания и срока службы.

Министерство обороны Судана не занимается трудоустройством увольняемых с военной службы военнослужащих.

Проблема подготовки военных кадров решается по трем направлениям: развитие национальных военных учебных заведений; приглашение в страну иностранных инструкторов, в том числе и на частной основе; обучение военнослужащих в военных учебных заведениях иностранных государств.

В национальную систему военного обучения входят академии, колледжи, школы и училища. В стране действуют четыре военные академии (в том числе военно-морская в г. Порт-Судан), 17 военных колледжей и училищ по подготовке офицеров, семь училищ и школ подготовки сержантов и младших технических специалистов.

Широко распространена практика командирования военнослужащих для обучения за рубеж. В современных условиях основными партнерами Судана в этой области военного сотрудничества являются Китай, Египет, Иран.

Система мобилизационного развертывания НВС состоит из мобилизационных органов при территориальных формированиях - пяти военных округах. Помимо этого, в местных администрациях ведется подробный учет приписного состава и лиц призывного возраста.

Общая численность обученного резерва 102,5 тыс. человек, в том числе 17,5 тыс. в составе сил народной обороны (СНО).

Основные задачи сил народной обороны - охрана центральных и местных органов государственного управления, важных промышленных объектов, узлов сообщения, поддержание общественного порядка. Формирования СНО могут привлекаться также к операциям по ликвидации преступных организаций, подавлению антиправительственных выступлений, решению задач гражданской обороны. Организационно эти силы сведены в батальоны, подчиняющиеся командующему военным округом. На вооружении СНО состоят в основном устаревшие образцы стрелкового оружия и военной техники. В 2005 году несколько подразделений этих сил участвовали в боевых действиях против сепаратистов на западе республики (Дарфур) и боевиков угандийской вооруженной группировки «Армия сопротивления Господня» на юге.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте



Читайте также: