Успешный запуск falcon heavy даст наса новые возможности. Марсианский бюджет

Долгожданный запуск Falcon Heavy вызвал небывалый ажиотаж и весьма экспрессивные дискуссии. Одни в полном восторге от этого события, другие, напротив, всячески принижают его. При этом и те, и другие проецируют результаты этого запуска, порой ими же и выдуманные, на развитие космических отраслей государств - участников космических исследований. Больше всего достается «Роскосмосу». Почти как пророку в своем отечестве. Справедливо ли?

Первый аспект этого события гуманитарный, общечеловеческий и цивилизационный. Илон Маск сделал еще один шаг на пути человека к звездам, приблизил всех к мечте, показал, что наши возможности в покорении космоса по-прежнему не исчерпаны. Сделал это реально, наглядно и очень эффектно. Поэтому Маска и SpaceX можно и обязательно нужно поздравить с тем, что экспериментальный демонстрационный запуск ракеты FH состоялся, хотя сам Маск не верил в это до последней минуты.

Этот запуск стоит в череде важнейших событий в истории космонавтики. За каждым из них стоит государство, которое было первым, но они, эти события, при этом продолжают быть достижением всего человечества. Так и с запуском Falcon Heavy. Это вне всякого сомнения очень значимое событие для частной, коммерческой космонавтики. И никто из здравомыслящих людей не собирается с этим спорить.

Холодный расчет
Но есть и второй аспект запуска - прикладной. Так вот, с точки зрения людей, для которых ракетно-космическая отрасль - место работы, Маск революции не сделал. Даже нового не было ничего. Не буду сейчас подробно рассказывать, что и когда из программы полета FH использовано и осуществлено раньше, это нетрудно найти. Напомню только, что, например, наша «Энергия» 30 лет назад уже выводила в космос нагрузку весом 100 тонн.

Надеюсь, всем понятно, что главная цель бизнесмена Илона Маска - это демонстрация миру возможностей его компании, привлечение инвесторов и заказов по осуществлению запусков как коммерческих, так и государственных. Поэтому выпущенная «в никуда» дорогущая ракета, потерянная при возврате ступень, отклонение от траектории, практически полное отсутствие информации о ходе полета нагрузки - все это никоим образом не влияет на цель и задачу запуска, которые, безусловно, достигнуты. СМИ взахлеб цитируют твиты Маска и релизы SpaceX, не заботясь анализом и фактчекингом. И это тоже понятно, это не их дело.

Роскосмос и SpaceX
Роскосмос в принципе не может себе позволить подобный запуск. И подобные цели, и задачи позволить не может.

Запуск любой ракеты, необязательно тяжелой (Falcon Heavy, кстати, правильнее считать тяжелой, а не сверхтяжелой), должен иметь практическую цель. «Роскосмос» работает в рамках Федеральной космической программы, в рамках указов президента и других нормативных документов. Кстати, если заметили, президент уже в начале 2018 года своим указом дал старт российской программе по сверхтяжелому носителю.

Так вот в рамках этих документов перед нами стоят задачи и по лунной и марсианской программам тоже. Мы должны осуществить комплекс мероприятий, итогом которых стал бы не запуск как таковой, а запуск носителя, который доставит в указанную точку пространства именно полезную нагрузку. Нагрузку, которая позволит там работать. Технике, людям.

Сейчас наша главная и первостепенная задача - проект «Союз-5». Другие тоже в работе, но этот первый. «Союз-5» - ракета-носитель среднего класса, которая станет ядром для сверхтяжелой. Как и Falcon Heavy, «Союз-5» сделан по пакетной схеме, применяемой еще в «Энергии», - другой схемы пока не придумали. Несколько ракет соединяют в пакеты и так увеличивают тягу и мощность.

При работе над «Союзом-5» традиционно используются все имеющиеся возможности отрасли. И вот наше предприятие в рамках этой работы сейчас подготовило экспертное заключение по технологической готовности отрасли. Наши специалисты провели мониторинг и аудит всех предприятий отрасли для того, чтобы получить четкое представление о том, способны ли они в технологическом плане воплотить в реальность конструкторские разработки. Есть ли все нужное оборудование? Все ли используемые технологии готовы для решения новых задач по работе в новых условиях? Какие технологические проблемы есть сейчас и какие возникнут по прогнозам экспертов? Безусловно, мы в «Техномаше» смотрим и на свою готовность. Ведь наша задача как головного технологического предприятия - полное технологическое сопровождение проекта. Конструкторы могут сказать, к примеру, что корпус должен быть построен из определенного композитного материала. Мы же выдаем технологию его обработки или даже создания. Строим специальное оборудование для этого. Так вот, сейчас мы в соответствии, кстати, со всеми графиками это экспертное заключение выдали. Сразу скажу, что отрасль к построению «Союза-5» вполне готова.

Параллельно со строительством носителя идет работа и по так называемым нагрузкам. Мы работаем над созданием окололунных станций, на которых с помощью современных технологий можно создавать конструкции для строительства любых объектов как орбитальных, так и грунтовых. Энергии для этого в космосе достаточно - это Солнце, поэтому мы должны сделать оборудование и доставлять туда, на орбиту, лишь сырье. Желательно максимально легкое и компактное. То же самое с пилотируемой космонавтикой. Тут, кроме технологических задач, есть проблемы посерьезнее. Речь о медико-биологической программе, о возможности человеческого организма переносить дальние межпланетные полеты. Если вы заметили, то большинство экспериментов, которые проводят экипажи на МКС, направлены именно на изучение воздействия космических факторов на организм. Вот такая работа идет уже давно и стала для нас уже повседневной.

Российская сверхтяжелая
Теперь по сверхтяжу. Здесь тоже нет остановок в рабочем процессе. Наша организация разрабатывает директивную технологию изготовления центрального блока для сверхтяжелой ракеты-носителя. Кроме этого, на нас возложен проект завода по изготовлению центрального блока носителя, а также проектирование кооперации предприятий отрасли по изготовлению носителя и других узлов и деталей.

Это все наши конкретные задачи в рамках работы «Роскосмоса». На каждый этап установлен срок исполнения, который жестко контролируется, несмотря на то, что многие работы, как часто бывает в космонавтике, вообще проводятся впервые в мире и невозможно заранее точно определить, сколько времени они займут.

Сейчас вот, кстати, читаю споры о том самом красивом скафандре SpaceX, в котором красуется манекен на фотографиях. Заявлено, что он может использоваться в открытом космосе. А где результат даже этого испытания? Может использоваться или нет? Работа над скафандрами - труднейшая проблема. Несколько лет назад европейский астронавт едва не погиб из-за внезапного появления воды в скафандре. Теперь наши новые «Орланы» оборудуют дополнительными и усовершенствованными системами безопасности, резервирования, терморегуляции.

И таких вопросов по деталям запуска Falcon Heavy немало, что, повторю, никак не умаляет его значения в истории покорения космоса человеком, в достижении целей, которые ставят перед собой частные космические компании.

Но прежде, чем взлетать под аплодисменты, нужно хорошо подготовиться. Торопиться не надо, тогда везде успеешь. Космонавтика - это не тараканьи бега.

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 февраля 2018 года американская компания SpaceX осуществила запуск своей ракеты-носителя Falcon 9 с испанским спутником наблюдения за земной поверхностью PAZ и двумя экспериментальными микроспутниками Microsat.

Ракета стартовала с базы ВВС США Ванденберг (штат Калифорния), ее первая ступень использовалась повторно (ранее участвовала в запуске 24 августа 2017 года).

Первоначально PAZ планировалось вывести на околоземную орбиту в 2015 году с помощью российско-украинской ракеты «Днепр», однако запуск постоянно переносился. Microsat являются прототипами телекоммуникационных аппаратов будущей спутниковой системы SpaceX, которую компания планирует создать к 2027 году и обеспечить с ее помощью покрытие высокоскоростным интернетом всей поверхности Земли.

Falcon 9 (англ. «Сокол») - американская частная ракета-носитель частично многоразового использования. Предназначена для запуска многоразового космического корабля Dragon, а также различных спутников.

Ракета разработана в 2005-2008 годах компанией SpaceX (Space Exploration Technologies, город Хоторн, штат Калифорния), основанной в 2002 году канадско-американским инженером, миллиардером Илоном Маском . Создана на базе Falcon 1, запуски которой проводились в 2006-2009 годах. В 2011 году стоимость программы по разработке Falcon 9 оценивалась Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в $3 млрд 977 млн, а SpaceX - в $1 млрд 659 млн В декабре 2008 года NASA и SpaceX подписали контракт об использовании созданных компанией ракеты Falcon 9 и корабля Dragon для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), предусматривающий 12 миссий. На эти цели NASA выделило компании $1,6 млрд (в случае заказа дополнительных полетов общая сумма контракта возрастает до $3,1 млрд). Впоследствии была достигнута договоренность об увеличении миссий до 20.

Модификации

Всего разработано пять модификаций ракеты-носителя. В 2010-2013 годах проводились запуски базовой версии ракеты Falcon 9 v1.0.

Затем появилась модификация Falcon 9 v1.1 (запускалась в 2013-2015 годах) и ее конфигурация Falcon 9 v1.1 ® с возвращаемой ступенью (2014-2016). На запусках Falcon 9 v1.1 ® отрабатывался спуск и посадка многоразовой ступени.

Следующим этапом стало создание Falcon 9 FT (FT - Full Thrust, «полная тяга», или Falcon 9 v1.2). Третья модификация оснащена возвращаемой ступенью, которая способна выдерживать около двух-трех повторных запусков. Впервые Falcon 9 FT стартовала 22 декабря 2015 года, эксплуатируется в настоящее время.

В октябре 2016 года Маск сообщил о начале работ по модификации Falcon 9 FT (Block 5), которая станет окончательной. Компания SpaceX рассчитывает использовать ее многоразовую ступень не менее десяти раз и проводить повторные запуски через 24 часа после посадки. Переходной версией между третьей и пятой модификациями будет Falcon 9 FT (Block 4), ее первый запуск был успешно проведен 14 августа 2017 года.

Характеристики

Falcon 9 - двухступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. Длина (высота) эксплуатируемой версии - 70 м, диаметр - 3,66 м, стартовая масса - до 550 т.

Заявленная грузоподъемность - порядка 8,3 т на геопереходную орбиту и 22,8 т на низкую опорную. За время эксплуатации самый тяжелый полезный груз, выведенный Falcon 9 в космос, составляет около 9,6 т. Столько весят десять спутников Iridium NEXT с адаптером, которые запускались одновременно в январе, июне, октябре и декабре 2017 года.

Ракета оснащена жидкостными ракетными двигателями производства SpaceX: на первой ступени установлено 9 Merlin 1D, на второй - один Merlin Vacuum. В качестве топлива используется керосин (окислитель - жидкий кислород). Топливные баки изготовлены из алюминий-литиевого сплава.

Для повышения точности выведения полезного груза на орбиту система управления ракеты сопряжена со спутниковой навигационной системой GPS. Для надежности Falcon 9 производителем разработана автоматическая остановка процедуры запуска: при обнаружении проблемы происходит откачка топлива, и ракета снимается со стартовой площадки. Затем после выяснения причины и доработки она используется для повторного пуска. Кроме того, предусмотрена возможность работы при аварийной остановке одного или двух двигателей первой ступени во время полета.

Возвращаемая ступень

SpaceX разработана технология по возвращению на землю отработавшей первой ступени, оснащенной четырьмя раскладывающимися посадочными опорами для мягкого приземления. Управляемый спуск осуществляется с помощью торможения двигателей и парашюта. После посадки на специальную морскую платформу (длина - 90 м, ширина - 50 м) судна-робота в акватории Мирового океана или на спецплощадку на территории базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) первая ступень может использоваться повторно.

Впервые эксперимент по возвращению первой ступени был проведен 29 сентября 2013 года после запуска Falcon 9 v1.1. Ступень планировалось плавно спустить и приводнить в океан, однако из-за сильного вращения она упала на воду и разрушилась. Первая успешная посадка на землю состоялась 22 декабря 2015 года (запускалась Falcon 9 FT), на морскую платформу - 8 апреля 2016 года (Falcon 9 FT).

В общей сложности к 22 февраля 2018 года мягкую посадку ступени удалось осуществить в 21 случае: девять раз на землю и 12 на морскую платформу. Шесть раз ранее возвращенные ступени ракеты использовались повторно: 31 марта, 23 июня, 12 октября, 15 и 23 декабря 2017 года, 1 февраля 2018 года (запускались 8 апреля 2016 года, 14 января, 19 февраля, 4 и 25 июня, 1 мая 2017 года соответственно).

Статистика запусков

Запуски Falcon 9 осуществляются с арендуемых SpaceX пусковых площадок баз ВВС США Ванденберг и на мысе Канаверал, а также Космического центра им. Джона Кеннеди, расположенном на острове Мерритт северо-западнее мыса Канаверал. Кроме того, SpaceX в 2014 году начала строительство собственного космодрома на юге штата Техас, недалеко от города Браунсвилл в районе населенного пункта Бока Чика. Его возведение обойдется примерно в $85 млн, ввод в строй ожидается в 2018 году.

Стоимость одного запуска ракеты составляет в среднем $60-65 млн (зависит от массы и объема выводимой полезной нагрузки). Примерно во столько же оценивается запуск «Протона-М» аналогичного класса (около $65 млн). Однако российская ракета - полностью одноразовая. SpaceX за счет повторного использования первой ступени Falcon 9 планирует сократить стоимость запуска примерно на 30%.

Впервые Falcon 9 стартовала 4 июня 2010 года с базы ВВС США на мысе Канаверал с прототипом корабля Dragon. В ходе второго запуска, 8 декабря того же года с мыса Канаверал, на орбиту был выведен полноценный Dragon (первый демонстрационный полет корабля).

Всего к 22 февраля 2018 года было произведено 48 запусков ракеты-носителя - 44 успешных, два неудачных и два частично неудачных. Из них 15 раз ракета Falcon 9 стартовала с кораблем Dragon (включая один аварийный запуск), один раз - с военным беспилотным космопланом X-37В.

Предыдущий запуск состоялся 1 февраля 2018 года с мыса Канаверал. Ракета вывела на орбиту телекоммуникационный спутник GovSat-1 компании SES (Люксембург).

Инциденты

Частично неудачными были два запуска ракеты с мыса Канаверал в 2012 и 2014 годах, сопровождавшиеся потерей попутного груза (основной задачей был вывод на околоземную орбиту корабля Dragon). 8 октября 2012 года из-за аварийной остановки одного из девяти двигателей первой ступени Falcon 9 был потерян спутник связи Orbcomm компании SpaceX (для запуска использовалась версия Falcon 9 v1.1). 18 апреля 2014 года не удалось развернуть на орбите 104 фемтоспутника (сверхмалые аппараты массой до 100 г) - они сгорели внутри блок-кассеты, в которой размещались.

ЧП помещало американской ракете стать рекордсменом по количеству одновременно запущенных космических аппаратов. Всего Falcon 9 v1.1 ® должна была вывести в космос 109 космических аппаратов: корабль Dragon, четыре малых аппарата и 104 фемтоспутника. В настоящее время мировой рекорд по количеству удачно выведенных одновременно на орбиту спутников принадлежит индийской ракете PSLV, с ее помощью 15 февраля 2017 года было запущено 104 аппарата (включая наноспутники).

Аварией завершился запуск 28 июня 2015 года. Стартовавшая с мыса Канаверал ракета Falcon 9 v1.1 ® взорвалась на 139-й секунде полета, еще до отделения первой ступени. В результате были потеряны корабль Dragon и 8 малых спутников Flock 1f. Обломки ракеты и космических аппаратов упали в Атлантический океан. К аварии привел разрыв одного из стальных стержней, удерживающих баллон со сжатым гелием внутри бака с жидким кислородом в верхней ступени ракеты (гелий необходим для поддержания высокого давления в баке). Оторвавшийся баллон «выстрелил» в направлении верхней части бака, что привело к взрыву. После установления причины аварийного запуска SpaceX заявила о внесении изменений в конструкцию ракеты.

Неудачным был запуск, проведенный 8 января 2018 года с мыса Канаверал. Ракета Falcon 9 FT должна была вывести в космос военный спутник под названием Zuma, но он не был обнаружен на околоземной орбите Стратегическим командованием ВВС США. Компания SpaceX заявила, что ракета отработала штатно. В конце января ВВС сняли претензии к SpaceX за неудачный запуск. Как выяснилось, к потере Zuma привела неисправность в системе отделения спутника от верхней ступени ракеты. За эту систему ответственна фирма Northrop Grumman, построившая космический аппарат по заказу властей.

Кроме того, 1 сентября 2016 года произошло ЧП на пусковой площадке SpaceX на мысе Канаверал во время предстартовых испытаний. За два дня до запланированного запуска при заправке топливом взорвалась Falcon 9 v1.2. Никто не пострадал. Ракета и установленный на ней израильский спутник связи Amos-6 были разрушены, также повреждения получила стартовая площадка (эксплуатация возобновилась в декабре 2017 года после проведенного ремонта). На время расследования инцидента запуски Falcon 9 были приостановлены и не проводились более четырех месяцев. Специалисты SpaceX пришли к выводу, что к взрыву привело повреждение одного из баллонов системы подачи гелия в резервуар с жидким кислородом на второй ступени ракеты.

Перспектива

В начале 2017 году в SpaceX заявляли, что компания имеет контракты более чем на 70 запусков Falcon 9 в ближайшие несколько лет. Их общая сумма не разглашается, но по оценкам экспертов, может достигать $10 млрд В частности, SpaceX имеет контракт с американской компанией-оператором спутниковой связи Iridium на запуск 75 новых космических аппаратов Iridium NEXT на общую сумму $492 млн (40 спутников уже были запущены в 2017 году). В перспективе ракета станет выводить в космос пилотируемую версию корабля Dragon v2, который будет использоваться для доставки экипажей на МКС.

На базе Falcon 9 компания создала сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy грузоподъемностью до 63,8 т, ее первый испытательный запуск был проведен 6 февраля 2018 года.

В сентябре 2017 года на Международном конгрессе по астронавтике в Аделаиде (Австралия) Маск представил проект многоразовой ракетно-космической системы (условное название - BFR, Big Falcon Rocket), которая впоследствии может заменить созданные в SpaceX ракеты Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon. Согласно планам компании, BFR будет универсальной и в разных версиях сможет использоваться для полетов на околоземную орбиту, миссий к Луне и Марсу, а также для сверхбыстрой перевозки пассажиров из одной точки Земли в другую (в пределах одного часа).

Старт SLS Block 1 (источник иллюстрации: NASA)

К сожалению, первый старт тяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), который был на ноябрь 2018 года (а до этого - на конец 2017), будет перенесен на 2019 год. Пока что команда проекта говорит о возможном запуске ракеты на начало 2019 года, но все может измениться и носитель полетит еще позже.

Перенос старта на более поздний срок - уже решенный вопрос, подтвержденный как научной группой проекта, так и администраторами из Счётной Палаты США. «Мы согласны со Счетной Палатой в плане того, что поддержка плана старта ракеты в 2018 году не та задача, которая должна быть выполнена любой ценой, поэтому сейчас мы в процессе выбора новой даты для 2019 года», - заявил глава NASA по пилотируемым программам Уильям Герстенмейер.

Решение было принято с оглядкой на проблемы различного характера с самой ракетой, аппаратом Orion и стартовой площадкой. По словам Герстенмейера, запуск переносится для того, чтобы у агентства было время исправить все текущие проблемы, которых накопилось немало.

Кстати, изначально НАСА планировала проведение первого полета ракеты, получившего название Exploration Mission-1 (EM-1), в автоматическом режиме. Несколько позже специалисты начали рассматривать возможность осуществления запуска с командой на борту. Об этом НАСА попросил Белый дом.

«Мы признаем, что риск будет повышенным», - говорит Уильям Герстенмейер. - «Мы принимаем этот риск, и хотим сопоставить его с возможными преимуществами».

В связи с планированием первого полета с командой на борту НАСА необходимо провести ряд дополнительных работ. Например, нужно в быстром темпе доработать верхнюю ступень ракеты для пилотируемого полета и добавить систему жизнеобеспечения для астронавтов. Кроме того, необходимо добавить и многие элементы системы жизнеобеспечения в капсулу Orion. «Нам придется разобрать то, что уже сделано и модифицировать систему для добавления системы жизнеобеспечения, которая нужна для полета», - говорит Джейсон Крузан (Jason Crusan) руководитель одного из подразделений НАСА.

Кроме того, 7 февраля в районе сборки ракеты прошел торнадо, который повредил некоторые конструкции самой площадки и ракеты. Ничего особо критичного не произошло, но на ремонт и новую проверку готовности систем требуется время, а также деньги. С деньгами здесь все сложно, поскольку, по мнению агентства, может понадобиться вплоть до полутора миллиардов долларов США.

Проанализировав все эти проблемы, Счетная Палата США совместно с администрацией НАСА пришли к выводу, что к 2018 году команда проекта не управится, так что первый старт придется перенести. Точная новая дата не определена, о чем говорилось выше, но уже ясно, что это будет не 2018 год.

Ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX будет запущена в первый раз на следующей неделе. Возможно, это будет самая ожидаемая миссия компании, и она могла бы открыть новое направление для деятельности, которое сможет заинтересовать НАСА.

Новая ракета станет самой мощной в мире, а это означает, что она сможет запускать более тяжелые и более сложные грузы в космос. Как только подтвердит свою работоспособность, SpaceX вскоре сможет начать запускать такие полезные нагрузки, какие не способна запустить ракета Falcon 9: более тяжелые спутники в интересах национальной безопасности, большие жилые модули и телескопы или даже людей в дальний космос.

Характеристики Falcon Heavy впечатляют. Ракета может похвастаться 27 двигателями, что больше, чем у любой другой летающей ракеты. Вместе эти двигатели обеспечивают более 5 миллионов фунтов тяги при подъеме, позволяя выводить более 140 000 фунтов груза (более 63000 кг) на низкую околоземную орбиту. Это более чем в два раза превышает возможности любой ракеты из существующих на рынке в настоящее время. И это почти столько же, как у новой огромной ракеты НАСА за небольшую часть её цены.

Благодаря директиве администрации Трампа, НАСА теперь сосредоточено на возвращении людей на Луну. Космическое агентство разрабатывает свою собственную мощную ракету — SLS, которая может использоваться для полетов на Луну. По завершении разработки, SLS будет еще более мощной, чем Falcon Heavy. Однако у гигантской ракеты НАСА есть своя проблема: ей всё ещё далеко до первого полета и она не будет выполнять пилотируемые полёты по крайней мере, до 2022 года. Кроме того, предварительная оценка показывает, что SLS может стоить более чем в 10 раз дороже, чем Falcon Heavy. Использование более дешевой ракеты может сделать пилотируемые миссии к Луне более доступными.

SLS имеет сильную поддержку от ключевых членов Конгресса, поэтому НАСА, скорее всего, продолжит его разрабатывать. Но как только Falcon Heavy начнет летать регулярно, игнорировать дешевую, мощную ракету может стать сложным для НАСА. «Это может привести к тому, что вся инициатива администрации Трампа по возвращению на Луну экономически доступной», — говорит Чарльз Миллер, президент космической консалтинговой компании NexGen Space LLC и бывший член переходной команды НАСА в администрации Трампа, сообщает The Verge.

SpaceX известна своей низкой ценой. Один полёт Falcon 9 стоит всего от 62 миллионов долларов. Это небольшая часть стоимости сопоставимой ракеты Atlas V компании ULA, стоимость полета которой начинается с 109 миллионов долларов. И Falcon Heavy также будет дешевым — от 90 миллионов долларов за каждый полёт. SpaceX также работает над тем, чтобы снизить затраты на ракеты еще больше, приспособив их для частичного повторного использования. SpaceX выяснила, как посадить на Землю первую ступень, чтобы снова использовать её, экономя на производстве. Falcon Heavy не будет отличаться от Falcon 9. Оба ускорителя и первая ступень ракеты будут стараться посадить на Землю после каждого полета; ускорители будут садиться на сушу, а первая ступень — на беспилотный корабль SpaceX в океане.

Несмотря на свою мощность и цену, у Falcon Heavy запланировано еще только два запуска на 2018 год, и ещё один на следующий год. (SpaceX также утверждает, что Falcon Heavy отправит двух туристов вокруг Луны в какой-то момент). Но это всё. Некоторые клиенты передумали, когда Falcon Heavy задержалась с разработкой, и вполне возможно, что другие могут просто захотеть посмотреть ракету в действии, прежде чем летать на ней. Или, может быть для неё нет таких больших грузов. Вскоре Falcon Heavy может быть сертифицирована, чтобы выводить на орбиту более крупные спутники в интересах национальной безопасности, которые Falcon 9 не может поднять, но коммерческие спутниковые операторы могут не нуждаться в такой большой мощности прямо сейчас. Никто не попросил Falcon Heavy поднять более 45 000 фунтов, сказала президент SpaceX и главный операционный директор Гвен Шотвелл в интервью Aviation Week.

Но один важный потенциальный клиент действительно запускает много тяжелых грузов в космос: НАСА. И собственная ракета агентства дорогая. После каждого полета она сгорает, а стоимость её разработки составила почти 19 миллиардов долларов за последнее десятилетие. По оценкам НАСА, один полёт SLS будет стоить около 1 миллиарда долларов, и она будет запускаться только один или два раза в год. «Когда вы говорите о различиях в бюджетах, феноменально, насколько менее дорогой Falcon Heavy может сравниться с правительственной ракетой, такой как SLS», — говорит Лора Форчик, космический консультант и владелец космической исследовательской и консалтинговой фирмы Astralytical, сообщает The Verge.

Согласно прогнозу Space News, NASA будет заниматься серьёзными делами, но с фиксированным бюджетом в течение следующих пяти лет. И агентству понадобится нечто большее, чем просто транспортная система. Ему понадобятся посадочные площадки, обитаемые модули и многое другое, чтобы люди смогли выжить на Луне. Есть даже планы построить новую космическую станцию на орбите вокруг Луны под названием Deep Space Gateway, где астронавты могут жить и тренироваться для выполнения миссий. Для этих проектов нет дополнительных денег, и НАСА нужно как-то высвободить деньги, чтобы все это стало реальным. Администрация может захотеть сделать это, прекратив финансирование Международной космической станции, но использование более дешевых ракет также может помочь.

SLS сможет поднять более массивные аппараты, чем Falcon Heavy; окончательная версия ракеты сможет выводить полезную нагрузку массой более 280 000 фунтов (127 000 кг) на низкую околоземную орбиту (примерно столько же, сколько ракета Сатурн V, которая доставила людей на Луну). SLS также тщательно защищается членами Конгресса, особенно теми, кто представляет Алабаму, штат, в котором производится большая часть ракеты. Но первые полеты SLS всё откладываются, ставя под угрозу будущее ракеты. Хотя Falcon Heavy тоже отстаёт от графика, ракета, по крайней мере, была построена и готова летать. «Сейчас SLS и Orion очень популярны в НАСА и правительственных кругах, но если в игру войдут Falcon Heavy и некоторые другие коммерческие тяжелые ракеты, то какое это будет иметь значение для SLS, если она не будет готова ещё 5 или 10 лет?»- говорит Форчик.

Маловероятно, что Falcon Heavy заменит ракету НАСА. Но Falcon Heavy еще может выполнять другие задачи для НАСА, такие как отправка модулей Deep Space Gateway или отправка грузов на лунную поверхность. Или он мог бы действовать как служба доставки газа, отправляя на орбиту огромное количество ракетного топлива, чтобы заправлять космический корабль для длительных полётов в дальний космос. Кроме того, SpaceX утверждает, что ракета, по крайней мере, способна отправить людей вокруг Луны, так почему бы и не доставить их на поверхность?

НАСА уже полагается на Falcon 9 для отправки грузов на Международную космическую станцию, и вскоре компания также отправит туда астронавтов. НАСА могло бы использовать Falcon Heavy аналогичным образом. По данным доклада Миллера из NexGen Space, с помощью Falcon Heavy и Falcon 9 НАСА сможет вернуться на Луну всего за 10 миллиардов долларов в течение пяти-семи лет. (Ежегодный бюджет НАСА составляет 19 миллиардов долларов.)

Конечно, правительство решает, сможет ли НАСА использовать Falcon Heavy. И всегда есть вероятность, что запуск на следующей неделе пойдёт не так. Генеральный директор SpaceX Илон Маск выразил обеспокоенность тем, что автомобиль может не выйти на орбиту при первом запуске. Если это произойдет, SpaceX придется летать на Falcon Heavy еще несколько раз, пока он не будет готов к коммерческому полёту.

Но если полёт пройдёт хорошо, НАСА может понравиться то, что оно увидит.

,

Читайте также: