Региональный аспект национальной безопасности. Национальная безопасность - региональное обеспечение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на тему: «Региональный аспект национальной безопасности»

Выполнил:

студент 3 курса 8 группы

экономического факультета

Умарова М.А.

Проверил: ассистент

Иванова А.С.

Ставрополь, 2014

Введение

Заключение

Введение

За последнее десятилетие Россия преодолела последствия политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов. государство национальный безопасность

Можно сказать, что предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав в целом сформированы. Однако в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, в результате чего, Россия вынуждена переходить к новой государственной политике в области национальной безопасности, при этом проводя социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых и всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др.

В своей контрольной работе я хотела бы ответить на вопрос: в чем заключается понятие национальная безопасность, а так же рассмотреть ее региональный аспект.

1. Сущность понятия «национальная безопасность»

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.

Национальная безопасность - это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом.

Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово «национальный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству - равно как и известные всем нам словосочетания «национальные интересы», «национальный бюджет», «национальный долг», и т.п.

Безопасность в широком смысле слова - это, по мнению специалистов, «система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды».

Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты.

Военная безопасность - состояние вооруженных сил и их конкретных видов, позволяющих им гибко и своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военно-силового характера, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене. Предполагает наличие у национальных вооруженных сил оптимальной структуры, а также количественных и качественных характеристик.

Экономическая безопасность - состояние экономики страны и ее различных систем (финансовой, банковской, инвестиционной, налоговой и др.), предполагающее ее способность обеспечивать минимально необходимый объем национального продукта, необходимого для ее самостоятельного выживания и развития. Одновременно состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.

Правовая безопасность означает безусловное соблюдение правовых норм как рядовыми гражданами, так и органами власти, гарантированную реализацию всей совокупности прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.

Политическая безопасность - неприкосновенность национального суверенитета страны, недопустимость давления на нее и грубого вмешательства в ее дела со стороны внешних сил. Одновременно прочность государственного и конституционного строя страны, обеспечивающие эффективное функционирование ее политической системы и всех ее институтов в интересах большинства граждан.

Социальная безопасность - состояние общества, предполагающее реализацию в нем основополагающих принципов социальной справедливости, обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов. Все это, взятое в совокупности, является фундаментом общественной стабильности.

Информационная безопасность - состояние надежной защищенности культурного достояния страны, интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов и граждан, а также специальных сведений, составляющих государственную и профессиональную тайну. В более широком смысле - пресечение неблагоприятного информационно-пропагандистского воздействия на граждан страны, связанного с распространением идей, враждебных интересам государства, традициям национальной культуры и правопорядка.

Духовно-нравственная безопасность - состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. Предполагает поддержку государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры.

Что касается собственно угроз, то среди специалистов принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. При этом нужно помнить о том, что внутренние факторы угроз национальной безопасности проявляют себя, в отличие от внешних, более скрыто и незаметно. В эффективно же работающем государственном механизме эти опасные воздействия обнаруживаются достаточно быстро и борьба с ними носит более эффективный характер. В странах, где само государство, а также его силовые и правоохранительные структуры действуют неэффективно, угрозы национальной безопасности постоянно присутствуют и долго «вызревают», регулярно проявляя себя в самых различных формах, будь то политические и социальные кризисы, терроризм, разрушение систем жизнеобеспечения и иные негативные воздействия. Крайняя же запущенность защитных систем государства может привести к катастрофе, к критическому понижению уровня национальной безопасности. Стабильное состояние государства достигается, таким образом, только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность. Критический уровень социальной безопасности личности, семьи, большинства социальных групп и слоев российского общества в настоящее время насущным образом требует переосмысления проблем социальной стратегии развития России с учетом ее потенциала, традиций, исконных ценностей народа, исторической природы огромного многонационального государства.

2. Внешнеполитические аспекты региональной безопасности

Обеспечение региональной безопасности является одной из приоритетных внешнеполитических задач России. Региональная безопасность, так же как и национальная обеспечивается государством путем бесконфликтного взаимодействия с другими странами, особенно с теми, которые способны оказывать непосредственное воздействие на регионы России (с приграничными странами, государствами, имеющими высокий политический статус в мире), а также с помощью завоевания определенных позиций на мировом арене. Национальная безопасность обеспечивается не только с помощью налаживания внешнеполитических отношений, но и с помощью ведения такой политики, которая ориентирует другие страны на формирование уважительного отношения к другим нациям, на взаимодействие с ними, а не на конфликты.

В случае возникновения конфликтов с другими странами, затрагивающих национальные интересы страны или ее отдельных регионов, государство проводит соответствующую внешнюю политику, направленную на разрешение конфликта, при учете интересов своей страны. Россия на современном этапе развития стремится вырабатывать и применять такие способы разрешения конфликтов, которые могли бы не только эффективно защищать интересы страны, но и носить исключительно мирный характер.

Национальным интересам страны соответствует наличие стабильных и единых соседних государств, которые придерживаются дружественных или нейтральных отношений с Россией (этим требованиям отвечают многие страны СНГ).Наиболее вовлеченными в международные политические процессы являются приграничные районы России, они требуют особого внимания при разработке концепций внешнеполитических действий.

Для России существует опасность территориальной целостности и противодействие реинтеграционным процессам на территории бывшего СССР. Так, после ухода российских войск из Прибалтики и вступления прибалтийских государств в ЕС появилась реальная угроза экспансии в эти пределы военных структур НАТО и поэтапного отторжения от России Калининградской области.

На Дальнем Востоке Япония предприняла беспрецедентную попытку ревизии итогов Второй мировой войны. Сегодня территориальные претензии Токио распространяются не только на четыре острова Курильской гряды, но и на южную часть Сахалина. Нельзя забывать в этой связи и претензии Китая на Приморье и Хабаровский край.

В наши дни активно формируется геополитический исламский пояс от берегов Адриатики до Синьзяна. Сама эта идея принадлежит бывшему президенту Боснии Алие Изетбеговичу. Несомненно, что попытка реализации подобной идеи вступает в острое противоречие с российскими интересами, поскольку способствует выводу из сферы российского влияния Центральноазиатского региона, контроль за которым в течение столетий обеспечивал России надежное прикрытие на южных рубежах. Возрождаемая пантюркистскими идеологами в Турции идея "Великого Турана" также представляет исключительную опасность для России, имеющей значительную часть тюркского населения.

Кроме этого, серьезной угрозой безопасности России является нахождение вблизи от нее ряда государств, либо уже втянутых в вооруженные конфликты, либо овладевающих или стремящихся овладеть оружием массового уничтожения - ядерным, химическим, биологическим.

Безопасность и стабильность на Северном Кавказе во многих отношениях зависит от положения в соседних южных странах ближнего и дальнего зарубежья.

С точки зрения региональной и национальной безопасности важнейшими факторами во внешнеполитической стратегии России являются закавказские государства, которые соединяют в качестве промежуточного звена в единую дугу нестабильности два остальных источника конфликтов в этом регионе: ближневосточный и северокавказский. Россия не может самоустраниться от конфликтов, разворачивающихся на ее южных рубежах. Нестабильность на Кавказе и в Центральной Азии оказывает прямое воздействие на этнополитическую ситуацию в северокавказских республиках России и прилегающих к ним Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области.

Особым направлением в обеспечении национальной и региональной безопасности является борьба с терроризмом, экстремизмом, с военным нападением на регионы страны. Необходимыми внешнеполитическими мерами являются их предупреждение и предотвращение. Так на юго-западных рубежах России разгорелась русско-чеченская война, принявшая затем характер антитеррористической операции. Не урегулированы осетино-ингушский конфликт, межэтническое противостояние в Карачаево-Черкесской Республике и др.

К числу важных региональных приоритетов России относится сохранение в Кавказском, Каспийском и Центрально-Азиатском регионах своего экономического и военного присутствия.

Особенно опасным для страны является исламский экстремизм, который характерен для Афганистана, Таджикистана и других стран Азии.

Национальная безопасность находится под угрозой религиозного терроризма и экстремизма. Религиозные и иные конфликты, возникающие как между регионами России, так и между российскими регионами и зарубежными странами, представляют серьезную угрозу для национальной и региональной безопасности в России. Урегулирование таких конфликтов является одной из первоочередных задач государства.

Российское правительство должно укреплять позиции и статус подверженным нападениям регионов, обеспечивать их защиту как собственными силами, так и с привлечением сил международных организаций, если это становится необходимым.

Другой стороной и способом обеспечения национальной безопасности является налаживание мирных, взаимовыгодных отношений с зарубежными странами. Сотрудничество и повышение статуса страны способны привести к обеспечению безопасности регионов страны от внешних негативных воздействий, и национальному спокойствию. Отслеживание и регулирование развивающихся между странами мира взаимоотношений, степени их влияния на Россию в целом и на ее регионы также являются задачами внешней политики государства и осуществляются для выявления тенденций в развитии международных взаимоотношений, которые могут приобретать не только дружественный, но и враждебный характер.

3. Внутреполитические аспекты региональной безопасности

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации к основным внутренним аспектам региональной безопасности, составляющим реальную угрозу национальным интересам России, отнесены:

Национализм

Национальный и региональный сепаратизм

Этноэгоизм

Этноцентризм

Шовинизм К числу принципиальных задач Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит противодействие разрушению единого духовного пространства России, которое провоцирует усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра и представляет собой явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации. Эти явления представляют угрозу российским национальным интересам. Одним из наиболее важных целей, связанных с обеспечением региональной безопасности, являются предупреждение и устранение возможности разрушения единого духовного российского пространства. Сохранение целостности этого единства - первоочередная задача государства. Россия является многонациональной страной, проживающие в ней народы различаются не только по этническим особенностям, но и по приверженности различным религиям. Между регионами, народами, проживающими в России, на протяжении истории вспыхивали конфликты, но они возникают и на современном этапе и порождают тем самым угрозу безопасности регионов страны.

Так, например,рассматривая проблемы внутренней безопасности в Южном федеральном округе, необходимо отметить специфику Северного Кавказа, детерминированную изначальной конфликтогенностью этого региона, которая определяется многослойностью социально-политических факторов, условно разделяемых на долгосрочные и ситуативные.

Долгосрочные факторы действуют при любом политическом режиме и с целью обеспечения безопасности должны учитываться любой системой политической власти. К ним относятся:

Исторически сложившаяся полиэтничность Северного Кавказа, наличие многочисленных языковых групп народов, обладающих самостоятельными национальными интересами в различных сферах общественной жизни;

Влияние на политические институты традиционных систем внутриэтнической регуляции, таких как тейпы, тухумы, вирды и т. д.;

Историческая память как элемент национального самосознания и основа консолидации национальных интересов;

Разностатусность различных этнических групп, проявляющаяся, прежде всего, в структуре занятости и уровне образования населения в полиэтничных обществах.

Важнейшим фактором внутренней безопасности и дестабилизации обстановки на Северном Кавказе являются территориальные споры и претензии, что объясняется особой экономической ролью земельных участков в республиках Северного Кавказа в отличие от других регионов Российской Федерации.

Для коренного кавказского населения земля является основным, а часто и единственным источником существования. Отличительной особенностью политической жизни Северного Кавказа в постсоветский период явились открытые вооруженные конфликты (осетино-ингушский, грузино-осетинский и грузино-абхазский, чеченский, дагестанский).

В группу ситуативных факторов входят экологические и техногенные бедствия и катастрофы, резко возросшее число террористических актов с массовыми жертвами.

Соотношение ситуативных факторов очень динамично, но именно оно определяет уровень безопасности в регионе и даже в каждом из входящих в его состав субъектов Российской Федерации.

Построить их приоритеты в масштабах всего региона представляется затруднительным, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые наиболее злободневны для него. Так, в настоящее время для Ростовской области на первом месте стоят проблемы экономической и социальной стабильности в угледобывающих регионах, для Краснодарского края -- ограничение миграционных потоков и ужесточение пограничного режима, для Ставропольского края -- предотвращение террористических актов, для Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания -- преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, для Республики Дагестан - угроза распространения ваххабизма и его политизация, для Карачаево-Черкесии -- сохранение межэтнического мира и выход из социально-экономического кризиса, для Калмыкии -- внутриполитическое противостояние республиканской элиты, для Адыгеи - ликвидация последствий стихийных бедствий.

В целом исследование особенностей этнополитических и социально-экономических процессов в регионе позволяет выделить следующие уровни конфликтов, непосредственно составляющих угрозы внутренней безопасности в новейшей российской истории:

Внутриреспубликанские;

Возникающие между субъектами РФ, входящими в состав одного региона страны;

Возникающие между субъектами РФ и центральной властью; Каждый из видов по-своему опасен и является угрозой для национальной безопасности, в связи с чем разрешение этих конфликтов, их избегание являются мерами по обеспечению безопасности регионов и страны в целом.

Для предотвращения и разрешения таких конфликтов необходимо изучение специфики каждого вида. Внутриреспубликанские конфликты могут носить межэтнический, политический, социально-экономический характер или возникать в связи с разногласиями в других сферах. Разрешение этих конфликтов более эффективно при вмешательстве федерального центра.

К такому типу конфликтов относятся:

Борьба за влияние между политическими группировками

Локальные конфликты местного населения с мигрантами-неславянами (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края, Адыгея);

Конфликты с сторонниками нетрадиционных конфессий, прежде всего, ваххабитами;

Между субъектами Российской Федерации в регионе. К ним относятся конфликты по различным основаниям:

Территориальные - конфликты из-за спорных территорий: между Ингушетией и Северной Осетией-Аланией (Пригородный район), Калмыкией и Астраханской областью (Черные земли);

Экологические - конфликты, связанные с вопросами экологической безопасности, затрагивающими интересы не только двух субъектов федерации, но и их соседей.

Конфессионально-политические - конфликты, связанные с последствиями агрессии (Дагестан- Чечня)

Основания для возникновения конфликтов между субъектами РФ в рамках региона могут быть различными, среди них - территориальные претензии, политические проблемы и т.п. Такие конфликты могут возникать и на основе разногласий в вопросах экологической безопасности. Противоречия проявляются по следующим вопросам:

Приведение законодательства субъектов Федерации, конституций и уставов, в соответствие с федеральным законодательством. Действие ряда нормативных актов приостановлено, но не отменено. Несоответствия федерального и регионального законодательства заставляют органы власти субъектов Федерации идти на нарушения ряда устаревших или неработающих федеральных законов;

Ограничение миграционных потоков на территории субъектов, увеличивающая нагрузку на социально-культурную инфраструктуру и не обеспечиваемая соответствующими дотациями из федерального бюджета;

Если проанализировать законодательство субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона и его соответствие Конституции России и федеральным законам, то можно сделать вывод, что нормативная база практически всех субъектов, сформированная в 90-е гг., вступала в противоречие с федеральным законодательством. Концептуально эти противоречия отражали стремление республик, краев и областей к увеличению объема полномочий и предметов ведения за счет тех, которые входят в сферу совместной или исключительной компетенции федерального Центра. В частности, это касалось и проблем обеспечения национальной безопасности и трактовки этого понятия.

В настоящее время после создания в 2000 г. системы федеральных округов завершается процесс приведения в соответствие с федеральным законодательством всех нормативно-правовых актов субъектов, в первую очередь, Конституций и Уставов. Можно сказать, что эффективность системы региональной безопасности во многом определяется степенью соответствия нормативно-правовой базы федерального и регионального законодательств.

Таким образом, непременным условием обеспечения региональной безопасности на Северном Кавказе является единство правового пространства. Другой важнейшей составляющей внутренней безопасности в регионах является борьба с экстремизмом и терроризмом, которые используются как способы достижения сепаратистских целей через реализацию системы насильственных действий.

Методы и формы деятельности экстремистов и террористов, выходя за рамки законности, крайне разнообразны и включают в себя как агитационно-пропагандистскую работу, так и конкретные силовые акции.

Как правило, экстремистские проявления возникают в условиях роста социальной напряженности и в дальнейшем сами становятся одним из ее источников. Террористические группы прибегают к сознательной и планомерной физической ликвидации тех, кого они считают своими противниками, и к массовому террору, приводящему в гибели сотен человек.

Опыт новейшего времени показал, что сепаратизм, радикализм, экстремизм и терроризм тесно взаимосвязаны. Динамика политического процесса свидетельствует, что при отсутствии адекватных действий со стороны органов государственной власти сепаратистская идеология достаточно быстро перерастает в политический радикализм, религиозный экстремизм и находит свое завершение в организованном терроризме.

Особую угрозу представляют конфликты между субъектами РФ и центральной властью: они могут быть основаны на разногласиях в вопросах законодательства, регулирования миграционных потоков и др. От решения социальных проблем вынужденных мигрантов в значительной степени зависит общеполитическая ситуация в большинстве регионов. Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки. Значительные перегрузки испытывает социальная инфраструктура регионов, не рассчитанная на такое количество населения. Именно это определяет оценку миграции как негативного в социальном плане явления. Попытки регулирования миграционных процессов приводят к принятию нормативных актов (законов местных представительных органов власти, указов президентов республик, постановлений правительств, распоряжений глав администраций), многие из которых вступают в противоречие с нормативными актами Российской Федерации, т.к. в них в той или иной степени ограничены конституционные права и свободы граждан, в частности, право на свободу передвижения и выбора места жительства. Как правило, принятые решения пытаются оправдывать необходимостью предотвращения открытых этнических конфликтов. Однако на практике эти меры приводят к разрушению единого правового пространства на территории России, серьезно дестабилизируют общественно-политическую ситуацию в регионе.

Вместе с тем, необходимо признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, привели к изменениям на рынке жилья, отразились на криминогенной обстановке в регионе, способны вызвать столкновения на межэтнической и межконфессиональной основе.

Внутренние меры по обеспечению региональной безопасности предполагают не только борьбу с ними, но и обеспечение внутрирегионального благополучия посредством развития регионов, борьбы с асоциальными явлениями, налаживания межрегиональных взаимодействий.

4. Обеспечение национальной безопасности

Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.

Наряду с подходом к оперативным действиям по профилактике угрозы терроризма, необходимо внесение соответствующих изменений в саму доктрину национальной безопасности. Основной задачей разработки стратегии безопасности страны должно стать расширение научных и общественных представлений о национальной безопасности России, выведение их на уровень государственных решений. Отсутствие такой стратегии создает дополнительную напряженность в дезориентированном обществе, не позволяет в должной мере консолидировать социальные и политические силы.

Подобная стратегия должна опираться на принципиально новую концепцию взаимоотношений государства и общества. Главный, принципиально важнейший фактор плодотворности общественных усилий по урегулированию существующих кризисных явлений - укрепление российского государства на демократической основе. И только при этом условии возможно дальнейшее развитие в рамках цивилизованного отношения к действующему в стране Основному Закону - Конституции. Сегодня таким делом исключительной актуальности и важности является стабильность и безопасность общества, государства, каждого гражданина России.

Достойным партнером государства призвано стать гражданское общество. Сущность его - это не только законопослушание людей, но и их достоинство, способность ценить и отстаивать свободу и автономию личности.

Отсутствие же сплоченного гражданского общества, демократической и правовой общественной системы таит опасность непредсказуемой политики, резкого социального расслоения членов общества, всеобщей конфликтности, тотального снижения уровня личной, социальной и национальной безопасности.

Заключение

Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др. Стабильное состояние государства достигается, таким образом, только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

Концептуальная работа по вопросам безопасности страны в значительной мере ведется и организуется Советом Безопасности совместно с межведомственными комиссиями Совета Безопасности, с привлечением необходимых министерств и ведомств, а также потенциала научного сообщества. Работа по обеспечению безопасности страны осуществляется по следующим основным направлениям:

Внешняя, оборонная и пограничная политика;

Экономическая, экологическая, общественная безопасность и борьба с преступностью;

Информационная безопасность;

Охрана жизни и здоровья населения;

Научно технические вопросы оборонной промышленности;

Региональная политика.

Ряд шагов в деле обеспечения национальной безопасности страны по всем основным направлениям уже принят, и существовавший первоначально "правовой вакуум" стал устраняться. Проведены исследования и подготовлены проекты концепций общественной, экономической и экологической безопасности. Однако новое время и новые вызовы требуют продолжения и углубления этой важной работы.

Список используемой литературы

1. Социальная и духовная безопасность России. М.: Изд-воМГУ, 2011.

2. «Регионоведение», Ю.Г.Волков, Изд-во «Феникс», 2009 .

3. Яновский Р.Г. « Глобальные изменения и социальная безопасность.», М., 2010.

4. «Проблемы национальной безопасности», журнал "Право и безопасность", Номер-1 (6) Июнь 2013 г. Виноградов А.В., начальник ГУВД Кемеровской области, генерал-лейтенант милиции

5. www.nsnbr.ru «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева №537

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные составляющие национальной безопасности. Внутренние и внешние факторы политики обеспечения национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы. Современная доктрина дальнейшего совершенствования политики безопасности.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Проблема информационной безопасности в Российской Федерации. Информационная безопасность общества, государства и личности. Классификация опасных информационных воздействий. Группы информационно-технических опасностей. Концепция национальной безопасности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Элементы структуры национальной безопасности и ее основные виды. Сущностная характеристика основных структурных элементов национальной безопасности. Внимание к проблемам экономической безопасности. Цели и средства государственного вмешательства.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации: исследование места государства в современном мире, источники угроз и принципы обеспечения безопасности. Стратегические национальные приоритеты, их содержание и значение, направления реализации.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Принципы обеспечения национальной безопасности, защиты стратегических национальных интересов Беларуси. Обеспечение экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, политической, военной, экологической безопасности.

    презентация , добавлен 11.11.2012

    Сущность и содержание понятий "безопасность" и "национальная безопасность". Содержание национальных интересов Российской Федерации, силы и средства их обеспечения. Угрозы национальной безопасности России и целесообразные пути реагирования на угрозы.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Сущность понятия "военная безопасность". Военная безопасность государства как важнейший компонент национальной безопасности. Рассмотрение основных угроз военной безопасности Республики Беларусь: военно-политические конфликты, международный терроризм.

Тематика разделов пособия предусматривает изучение общетеоретических основ национальной и региональной безопасности, рассмотрение реализации этих положений на примере конкретных стран и систем коллективной безопасности отдельных регионов, а также ознакомление с современными транснациональными угрозами как национальной, так и региональной безопасности. Материалы учебного пособия должны помочь изучить базовые категории как общей теории национальной безопасности, так и основных ее направлений обеспечения для стран изучаемого региона, нормативные, организационные и методические основы функционирования современных систем обеспечения международной безопасности, структуру, принципы функционирования и направленность деятельности современных региональных систем безопасности.

Раздел 1. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. БЕЗОПАСНОСТЬ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Глава 3. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 4. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Глава 5. ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В США

Глава 6. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Глава 8. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНО* И- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦЙЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 11. ПРОЦЕССЫ РАЗОРУЖЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕНИЙ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 12. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ, ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 4. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Глава 14. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ

Глава 15. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Раздел 5. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 16. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И PCI ИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 17. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) междуна­родных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в базе блокирова­ния государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы междуна­родного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют крайне важно сть формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всœех субъектов международных и военно-политических отношений.

Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая нацио­нальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и воен­ных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связа­на с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интере­сам и крайне важно стью противодействия этим угрозам.

национальная бе­зопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.

Формы систем поддержания международной безопасности бывают самыми различны­ми, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата͵ уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.

Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение между­народных проблем должна быть также самой разнообразной и зависеть от ʼʼудельного весаʼʼ стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

Сегодня системой глобальной международной безопасности является ООН -всœемирная организация суверенных государств, учрежденная на базе их добровольного объе­динœения с целью поддержания мира и безопасности практически во всœех аспектах. ООН отно­сится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-пра­вовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отне­сти к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит бло­кам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предус­матривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.

К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации госу­дарств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосудар­ственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет ʼʼудельный политический, экономический и военный весʼʼ ее участников. В насто­ящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 ᴦ.) и Западно-Европей­ский Союз (с 1955 ᴦ.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их должна быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определœении коллектив­ной политики органа безопасности, главным образом за счёт своей военно-политической или экономической мощи.

А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всœего собственной национальной безопасности, то направленность поли­тики международного союза во всœех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всœего национальным интересам своего лидера.

В случае если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся пос­ле распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным ʼʼцентром силыʼʼ (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию стра­ны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных инте­ресов и обеспечения национальной безопасности.

Как следует из американской ʼʼДирективы в области обороны на 1994-1998 гᴦ.ʼʼ, США стре­мятся ʼʼне допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССРʼʼ, ᴛ.ᴇ. недопущения возрож­дения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится уча­стию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.

С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы быв­шего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всœеми силами при­близить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Вос­точной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.

Включение стран Центральной и Восточной Европы, в т.ч. и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном ʼʼвытесненииʼʼ России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, преж­де всœего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.

В связи с этим для России целœесообразно гибкое участие в региональных системах безо­пасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратеги­ческим пространством, с дальнейшим увеличением своего ʼʼудельного весаʼʼ в них.

Национальная безопасность государства Основные определœения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие ʼʼнациональная безопасностьʼʼ. Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).

Национальная безопасность - это состояние, при котором в государ­стве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем поли­тические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в т.ч. и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требу­ются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употребле­но в 1 904 ᴦ. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновы­вал военную акцию присоединœения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.

Так, к примеру, в соответствии со ʼʼСтратегией национальной безопасности СШАʼʼ, опреде­ленной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что ʼʼЗащита нацио­нальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и консти­туционной обязанностью моей (ᴛ.ᴇ. президента) администрации.

Её главными целями являются:

Надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;

Способствование оживлению американской экономики;

Содействие укреплению демократии за рубежом.

Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направ­лена на достижение приоритетных целœей:

Укрепление безопасности;

Обеспечение процветания страны;

Развитие демократии.

Рассмотрим саму категорию ʼʼнациональной безопасности (силы) государстваʼʼ. Наиболее обобщенным среди всœех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, ко­торые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили кон­цепцию ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ. Она является, по мнению специалистов, синте­зом традиционных и новых подходов.

Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ со­стоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Централь­ное место в показателœе ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ занимает категория ʼʼспособность вносить вклад в международное сообществоʼʼ. Здесь имеются в виду финансово-экономичес­кие, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, органи­заций, корпораций.

Третья категория оценивает потенциал ʼʼвозможного силового давленияʼʼ, ᴛ.ᴇ. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.

Средняя взвешенная всœех трех составных показателя ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ для каждой страны является индексом этой ʼʼсилыʼʼ.

Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых по­казатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гᴦ.)

Таблица 1. Компоненты показателя и индекс ʼʼнациональной силы государствʼʼ
Япония США Англия ФРГ Франция СССР
1. Способность вносить вклад в международное сообщество
1. Базовый потенциал
1.1. Экономическая сила
1.2. Финансовая мощь
1.3. Наука и технология
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе
2.1. Валютно-финансовые ресурсы
2.2. Консенсус по вопросам международной политики
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене
Итоговая оценка
II.Способность к выживанию
1. Географические условия
2. Численность населœения
3. Природные ресурсы
4. Экономическая сила
5. Оборонительные силы
6. Национальная мораль
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны
Итоговая оценка
Ш.Возможность силового давления
1. Военная сила
2. Стратегические материалы и технология
3. Экономическая власть
4. Дипломатические возможности
Итоговая оценка
Индекс ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ (средняя взвешенная всœех трех итоговых оценок)

Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности , когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в со­стоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством поли­тических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.

Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосто­ронняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды:

Экономическую, - Социальную, - политическую; - Военную, - экологическую, - правовую; - технологическую; - культурную; - интеллектуальную; - информационную; - демографическую; - генетическую, - психологическую и др.

При этом рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.

Понятие, сущность и содержание ʼʼнациональных интересовʼʼ

Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всœей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обус­ловливает, какой должна быть политика государства, чтобы

Его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены,

Ее граждане жили в уважаемом во всœем мире государ­стве,

А руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всœех уголках планеты.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всœей совокупности обще­ственно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориаль­ная целостность страны, государственное самоопределœение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, про­цветание страны и населœения на базе обеспечения прав личности и благополучия всœех со­ставляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничива­ется пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных реги­онах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным об­разом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определœение национальных целœей. Соответственно этому говорят о внутрен­ней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исклю­чительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использовать­ся и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 ʼʼО наци­ональной безопасностиʼʼ.

Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:

Создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;

Сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;

Сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;

Занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;

Эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;

Стремление к политическому решению региональных конфликтов;

Поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо госу­дарства добиться доминирующего положения;

Обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всœем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие техно­логий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.

Большое место в системе национальной безопасности, по словам политических лиде­ров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной эко­номики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природ­ным ископаемым, океанам и космическому пространству.

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международная (глобальная и региональная) безопас­ность." 2017, 2018.

Современное понимание национальной безопасности отражает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности личности и общества на всех уровнях - от международного до конкретного локального или регионального уровня.
К сожалению, Концепция национальной безопасности Российской Федерации не уделяет должного внимания региональным аспектам обеспечения национальной безопасности. Надо откровенно признать, что нынешняя Концепция национальной безопасности России свидетельствует о недооценке деятельности по реализации жизненно важных интересов личности, социальных групп на региональном и местном уровнях. Создается впечатление, что интересы людей защищаются и могут реализовываться только на федеральном уровне. Однако это не так. Человек живет в конкретной местности, в конкретном регионе и требует для обеспечения своей жизнедеятельности каждодневного удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей не на уровне федерального центра, а на более низких уровнях обеспечения своей безопасности.
Среди принципов обеспечения безопасности личности и общества в Концепции недостает принципа взаимозависимости безопасности нации и безопасности конкретного региона. К сожалению, наше законодательство в области национальной безопасности, которое затрагивает практически все сферы общественных отношений, обходит своим вниманием проблемы, связанные с федеративным устройством государства. Региональные и местные аспекты обеспечения внутренней безопасности, не говоря о внешней, не нашли отражения в основных правовых актах и нормативных документах.

Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на ней.
При рассмотрении проблем региональной безопасности представляется вполне обоснованным и логичным под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.
Каких-либо нарушений с методологической точки зрения при этом нет. Просто нужно признать и нормативно утвердить, что регион - это сложная социально-экономическая и политическая система, в структурном отношении совпадающая с единицей административно-территориального и национально-территориального деления России как федеративного государства.
Таким образом, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям.
Проблемы безопасности мегаполисов - экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии - имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.
В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т.д.
Это свидетельствует, что региональная безопасность затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности региона, в соответствии с которыми она может классифицироваться по видам как и национальная безопасность в целом

В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и " средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз. В общем виде система обеспечения региональной безопасности в субъекте Федерации выглядит следующим образом.
Эффективность деятельности этой системы в значительной степени зависит от соответствующей правовой базы и механизма ее реализации. Однако существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также организационные формы деятельности государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности еще не отработаны.

Экономические основы федеральных отношений, складывающиеся в современных условиях на уровне регионов, нуждаются в системе надежных регуляторов, чтобы обрести возможность с минимальными потерями выдерживать перегрузки колебаний экономической конъюнктуры.
Одним из важнейших таких регуляторов может явиться экономический федерализм. Он станет путем к выходу из кризиса, одновременно обеспечив солидную базу для упрочения и развития экономической составляющей национальной безопасности России.

В целом же следует особо подчеркнуть, что в последние годы крайне острой становится проблема регионального сепаратизма, тесно связанная с процессом формирования в нашей стране подлинного федеративного государства. При этом еще немногие понимают, что создание федеративного государства не решает проблемы развития федеративных отношений в стране, затрагивающей все слои нашего общества. Реальная федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которая убедит большинство населения в необходимости федеративного устройства нашей страны. Отсутствие такой трансформации интересов порождает угрозу самому процессу реформирования страны, ограничивая возможности формирования единого экономического, правового, информационного пространства. Поэтому сегодня проблема федерализма является главной, основополагающей из всех, с которыми столкнулась Россия в начале XXI в. Все другие проблемы по отношению к проблеме федерализма являются частными. Судьба федерализма - это судьба существования России как государства.

Самой главной угрозой стабильности и безопасности практически всех регионов следует признать недопустимо высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения. Эти угрозы являются основным тормозом социально-экономического развития страны и преградой на пути осуществления реформ. Во многих регионах страны в настоящее время доля убыточных предприятий достигает 50-60% от общего количества предприятий и организаций.
Поэтому в существующих условиях приоритетным направлением в деятельности всех органов государственной власти, как в центре, так и на местах, должна стать борьба с угрозами безопасности различного характера, обеспечение внутренней безопасности. Это реальный путь преодоления кризисных явлений и ускорения развития страны.
В качестве важнейшего направления совершенствования организационно-правовой базы по обеспечению безопасности на уровне субъектов Федерации следует признать разработку Концепции региональной безопасности применительно к каждому субъекту Федерации.
В Концепции должны быть достаточно подробно определены жизненно важные интересы жителей, социальных общностей, субъектов РФ в целом, угрозы этим интересам, направления обеспечения безопасности по важнейшим сферам жизнедеятельности: экономическая, социальная, внутриполитическая, общественного порядка, природная и техногенная, экологическая, оборонная, духовной жизни, культуры и науки, информационная. Все эти меры позволят быстрее перейти к научному управлению обществом на основе социальных интересов, возродить подлинное могущество нашей страны и гарантированно обеспечить безопасность нации

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

2. Национальная безопасность содержит систему корреляционных элементов, которая содержит определенные методы, средства и формы, а также комплекс теоретических понятий и установок социально-политических и правовых учреждений, позволяющие продуктивно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

3. Угроза национальной безопасности есть ничто иное как угроза политической, социальной, экономической, экологической, военной и т.д. сферам жизни граждан.

4. Угрозы национальной безопасности связаны с интересами не только внутри страны, но и за пределами её территории.

5. Виды национальной безопасности: экономическая, внешнеэкономическая, военная информационная, демографическая, экологическая.

6. Региональная безопасность - это защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

7. Муниципальный уровень национально безопасности включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

8. Самая главная угроза безопасности на региональном и местном уровне - это непозволительно высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения.

Список литературы

1. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002

2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

4. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2001.

5. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

6. Проблемы внутренней безопасности России в XXI в.: Материалы научно-практической конференции, Москва, РАГС, 10- 11 декабря 2002 г. М., 2003.

7. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002

8. Всероссийский форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире». М., 2004.

9. Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: развитие и безопасность. М., 2004.


Похожая информация.




Читайте также: