Региональная и национальная безопасность. Региональная безопасность

Кирьянов А.Ю., помощник председателя комитета Совета Федерации.

Феномен <*> региональной безопасности находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку в определенной мере является составной частью системы обеспечения национальной безопасности страны.

<*> Под феноменом понимается явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. См.: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 477.

Необходимо обратить внимание на то, что "национальная безопасность" определяется способностью нации длительно сохранять такие свои состояния, при которых обеспечивается как а) удовлетворение потребностей, необходимых для ее самосохранения и самосовершенствования, так и б) минимальный риск ущерба не только народам, образующим нацию сейчас и в будущем, но и базовым ценностям ее нынешнего и последующих поколений. При этом под риском подразумевается мера опасности, одновременно указывающая и на возможность причинения ущерба объекту национальной безопасности, и на величину этого ущерба.

Что касается объекта национальной безопасности, то речь идет о системе "территория страны - ее народы - и уклад их жизни". Она включает не только нацию, но и базовые ценности, необходимые для гарантированного поддержания ее жизнестойкости. В самом деле, если наши народы - собственно цель, то их территория - средство (источник), а уклад духовной и общественной жизни - эволюционно выбранный ими способ удовлетворения соответствующих потребностей.

Национальные интересы Российской Федерации в региональном аспекте определяются прежде всего, исходя из следующего:

  • региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации;
  • само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности;
  • реализация национальных интересов Российской Федерации в региональном разрезе заключается в соблюдении конституционных прав и свобод граждан <*>.
<*> См.: Билалов А.Г. Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ // Право и безопасность. 2003. N 4.

В научной литературе понятие "региональная безопасность" чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, применительно к Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам.

Региональный подход с учетом перечисленных выше групп интересов предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья.

Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги "Основы национальной безопасности России", рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России <*>.

<*> Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998. С. 111 - 156.

В рамках указанного подхода В.М. Родачин указывает: "Вместе с тем в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании... Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ" <*>.

<*> Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. 2003. N 3 - 4.

Существует несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, в зависимости от выбора определения понятия "регион", а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.

Говоря о первом из указанных условий - возможном определении понятия "регион", необходимо заметить, что оно, как правило, может пониматься в трех смыслах:

а) зачастую в теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной власти <*>;

<*> См., например: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710. Ч. 2. Ст. 15.

в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу Российской Федерации: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО <*>. По сути, третий из перечисленных подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом, однако появился после создания системы федеральных округов.

<*> Перечень федеральных округов. Утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 (с изменениями от 21 июня 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.

Второе из указанных условий является концептуально более важным, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности.

По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства.

Региональная безопасность - это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.

Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.

Понятие региональной безопасности, как уже было сказано выше, относится к внутренней составляющей национальной безопасности. Иногда применительно к указанной составляющей национальной безопасности применяется термин "внутренняя безопасность" <*>.

<*> См., например: Материалы конференции "Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке" / Науч. ред. В.А. Возжеников. М.: ЗАО "ЭДАС-ПАК", 2001.

Внутренняя и региональная безопасность соотносятся как общее и частное. Поскольку с учетом определения понятия "безопасность" в Законе РФ "О безопасности" внутреннюю безопасность можно определить как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз", постольку региональная безопасность, являясь по своему содержанию меньше, включает в себя только ту часть внутренней безопасности, которая обусловлена воздействием угроз, исходящих из организации государства в пространстве своей территории.

Также различаются указанные понятия и по субъекту обеспечения: обеспечение безопасности региона относится главным образом к компетенции региональных властей, а в обеспечение региональной безопасности, являющейся конструктивным компонентом национальной безопасности, участвуют главным образом федеральные органы власти, хотя играют определенную роль и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации <*>.

<*> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170. Раздел IV.

Понятие "региональная политика", содержание которого является объектом обеспечения региональной безопасности, закреплено в Концепции национальной безопасности, но не раскрыто.

Согласно указанной Концепции важность региональной политики определяется тем, что "сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства".

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики могут и должны стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Региональная политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления.

На верхнем (федеральном) уровне реализации региональной политики осуществляются общее ее планирование и реализация посредством федеральных органов государственной власти (главным образом законодательной и исполнительной ветвей, а также главой государства). На данном уровне принимаются нормативные правовые акты общероссийского значения, такие, как Закон РФ "О безопасности", Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности <*>, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации <**> и другие.

<*> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187.
<**> Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.

Формирование и реализация региональной политики на межрегиональном уровне осуществляется главным образом органами государственной власти, образуемыми в рамках федеральных округов (полномочными представителями Президента РФ <*>). Учитывая скорее подчиненный, нежели самостоятельный статус полномочных представителей Президента РФ, можно сказать, что они являются, по сути, посредниками при реализации федеральной региональной политики. Сами институты федеральных округов и полномочных представителей Президента РФ были созданы в целях упрочения федеративных отношений, восстановления единого правового пространства в стране, слома децентрализаторских тенденций, ставших особенно заметными в конце 90-х гг. <**>. Также на данном уровне идет формирование межрегиональной политики самими субъектами Российской Федерации.

<*> Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
<**> Краюшкин И.А. Институт полномочных представителей Президента РФ в системе государственной власти России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 4. В 3 т. Т. 1. М.: Издательская группа "Юрист", 2004. С. 406 - 409.

На уровне субъектов Российской Федерации формируется та составляющая региональной политики, которая фактически называется политика конкретных субъектов Российской Федерации (регионов).

На последнем (муниципальном) уровне региональная политика формируется и реализуется в той мере, в которой муниципальные образования взаимодействуют с субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с соседними и иными субъектами Российской Федерации.

Говоря об угрозах в сфере региональной политики, А.А. Балабанов указывает, что с точки зрения государственного строительства, особенно регионального управления Российской Федерации, в настоящее время наиболее серьезными являются следующие внутренние угрозы национальной безопасности страны:

  • неравноправное положение субъектов Российской Федерации (республика - край/область - национальный округ) с порочной конституционно-договорной основой их взаимоотношений с центром;
  • несовершенство избирательной системы страны, при которой половина депутатов Госдумы РФ не защищает интересов населения, а лишь своей партии, а выбранные губернаторы и мэры безнаказанно в компании своих "команд" правят территориями и населенными пунктами на свое усмотрение;
  • неспособность федерального центра (прежде всего органов исполнительной власти) своевременно и адекватно реагировать на возникающие угрозы безопасности субъектов Федерации, особенно экономического, социально-политического, техногенного, экологического, информационного и иного характера;
  • культивируемое региональными и местными элитами негативное отношение населения субъектов Федерации к центральной власти с обвинением ее во всех бедах народа;
  • неудовлетворительный уровень профессиональной, политической и правовой подготовки значительной части государственных и муниципальных чиновников;
  • высокая степень коррупции органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного управления и территориальных органов федеральных министерств и ведомств, приводящая к беззаконию <*>.
<*> Балабанов А.А. О влиянии проблем региональной политики России на состояние и перспективы внутренней безопасности страны // Материалы конференции "Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке" / Науч. ред. В.А. Возжеников. М.: ЗАО "ЭДАС-ПАК", 2001. С. 33 - 37.

Национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы <*>.

<*> Цисар Л.А. Проблемы определения понятия "национальной безопасности" в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. N 1.

Методологически схема выработки концепции национальной безопасности строится из формулирования концепции национальных интересов и обозначения реальных и потенциальных угроз национальным интересам.

В данной связи целесообразно показать взаимосвязь системы обеспечения национальной безопасности и системы обеспечения региональной безопасности именно через интересы, их определяющие.

По мнению О. Арина, "интересы государства - это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в аккумулированном виде выражаются через интересы государства, т.е. они, по сути дела, являются государственными интересами" <*>.

<*> Арин О.А. Мир без России. М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2002. С. 381.

Таким образом, национальные интересы, являясь по своей форме категорией идеальной, в то же время имеют объективную основу, выражают сущностную характеристику первопричин, побуждающих государство к принципиально важным политическим и иным действиям. После этого формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т.е. политика национальной безопасности.

"Национальный интерес" - основополагающее, методологически важное понятие государственной политики, выражающее важнейшие ориентиры развития государства и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий "государственные интересы", "жизненно важные интересы", "интересы отдельных этнических групп и общностей".

Государственный интерес, в узком смысле этого слова, связан с системой публичной власти и функциями ведомственных структур социального управления. Вне интересов власти и ведомств формально, а порой и фактически оказываются интересы личности и общества.

Жизненно важный интерес самим названием подчеркивает наличие иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе.

Этнический интерес нетождествен национальному интересу, поскольку служит выражением потребностей определенной национальной общности, тогда как последний - потребностей нации как более сложной экономической и культурно-исторической общности народа (народов).

Национальные интересы к тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.

Национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы, однако не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего экономической.

Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.

Систематизацию национальных интересов в региональной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям:

  • с позиции конкретных функциональных, а также региональных направлений социально-экономической политики;
  • исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде их реализации;
  • из потребности определения приоритетных национальных интересов в пространстве в целях более эффективной их защиты.

Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимые минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.

Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.

Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <*> подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Автор полагает, что такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собственной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всего государства. Такое стремление важно в первую очередь на уровне отдельных городов и регионов микроуровня. Многие регионы России относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой, вследствие чего экологические угрозы безопасности становятся приоритетными для направления усилий всех сторон с целью их предотвращения.

<*> Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. Ст. 1572.

Критическое состояние дел в указанных сферах жизни в результате проявленных внешних и внутренних угроз может достигать таких показателей "пороговых значений", при которых возрождение может быть связано с очень большими трудностями для населения, значительными затратами ресурсов. В ряде зон существования интересов положение дел может оказаться просто катастрофическим.

Поэтому, чтобы сконцентрировать усилия сил обеспечения национальной безопасности, имеющиеся ресурсы прежде всего в зонах катастрофического состояния дел в отдельных сферах жизни, необходима диагностика защищенности интересов преимущественно в отраслях экономики, где велик износ основных фондов, где подрыв экономических интересов перешел показатели "пороговых значений" (особенно очевидна и велика опасность в зоне рынка продовольственных товаров, где импортное продовольствие по отдельным товарам достигает более 50%), во властных структурах, где коррупция "зашкалила" все допустимые показатели "пороговых значений", в общественной жизни, где уровень криминализации общественного сознания и общественных отношений также перешел "пороговые значения" и начинает приближаться к показателям, близким к характеристикам отношений, существующих в расконвоированной зоне, - требуется измерение степени деформации национальных интересов.

По мнению А. Стахова, "открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно-правовых институтов национальной безопасности России" <*>.

<*> Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // Российская юстиция. 2003. N 3.

Указанная открытость перечня сфер национальной безопасности и позволяет выделить региональную безопасность в самостоятельную сферу.

Таким образом, региональная безопасность является самостоятельной подсистемой обеспечения национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации (прежде всего ее многонационального народа) в сфере осуществления региональной политики от внутренних и внешних угроз.

Тематика разделов пособия предусматривает изучение общетеоретических основ национальной и региональной безопасности, рассмотрение реализации этих положений на примере конкретных стран и систем коллективной безопасности отдельных регионов, а также ознакомление с современными транснациональными угрозами как национальной, так и региональной безопасности. Материалы учебного пособия должны помочь изучить базовые категории как общей теории национальной безопасности, так и основных ее направлений обеспечения для стран изучаемого региона, нормативные, организационные и методические основы функционирования современных систем обеспечения международной безопасности, структуру, принципы функционирования и направленность деятельности современных региональных систем безопасности.

Раздел 1. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. БЕЗОПАСНОСТЬ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Глава 3. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 4. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Глава 5. ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В США

Глава 6. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Глава 8. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНО* И- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦЙЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 11. ПРОЦЕССЫ РАЗОРУЖЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕНИЙ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 12. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ, ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 4. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Глава 14. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ

Глава 15. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Раздел 5. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 16. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И PCI ИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 17. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ

Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона. Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т.п. Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств- ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.). Например, ОБСЕ провозгласила в качестве своих основных целей следующие: «Содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности, признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире»2.
В деятельности неспециализированных, а имеющих более универсальный характер организаций проблемы региональной безопасности также занимают одно из центральных мест, тесно взаимосвязаны с другими первостепенными целями регионального развития. В частности, ОАГ считает своей задачей «укрепление мира и безопасности на американском континенте», а ОАЕ - «уважение суверенитета, территориальной целостности и неотъемлемого права на независимость» .
Во-вторых, отличием в обеспечении безопасности в различных регионах мира является неодинаковая степень вовлеченности великих держав в обеспечение региональной безопасности. Особенно она высока на европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В Европе и АТР формирование региональных систем безопасности началось в 1970-е годы на конфронтаци- онной основе. На европейском континенте система безопасности приняла инте- гративный трансрегиональный характер, когда наряду с европейской сверхдержавой - СССР в нее оказалась включенной и вторая сверхдержава-США, представляющая американский континент. Основой безопасности в АТР стала политика взаимной сдержанности США, СССР и КНР. Силовая многополярность АТР делает конфигурацию региональной системы безопасности более дифференцированной и эластичной. В 1990-е годы как в Европе, так и в АТР происходит перестройка систем региональной безопасности, заключающаяся в отказе от принципов конфронтации и переходе к кооперации и сотрудничеству. В частности, для АТР в середине 90-х годов ядром, вокруг которого формируются подходы региональных стран к обеспечению стабильности, стали отношения Китайской Народной Республики с ее южными соседями. «Внешними стабили-зирующими каркасами этого ядра выступают союзы США с Японией и Южной Кореей, а также отношения, в которых реализуется взаимодействие России как с самим Китаем, так и с американской стратегической системой в АТР»4.
В последнее десятилетие все большее значение в обеспечении региональной безопасности придается ее субрегиональному подуровню. Прекращение «холодной войны», переход от конфронтационных к кооперативным формам поддержания стабильности в различных регионах мира способствуют углублению этого процесса, его переходу в более компактные и ограничено взаимосвязанные субрегионы. В Европе такой процесс особенно активизировался в субрегионах Балтийского и Черного морей.
В субрегионе Балтийского моря за последнее десятилетие произошла серьезная разрядка международной напряженности, значительно возросла политическая однородность входящих в субрегион государств. Существенно увеличилась роль децентрализованного субрегионального сотрудничества. Это создает благоприятные условия для решения на субрегиональном уровне не только традиционных фундаментальных вопросов международной политики (сохранение мира, предотвращение экологической катастрофы и т.п.), но и более тонких, требующих нетрадиционных подходов проблем. К данным проблемам, как правило, относят борьбу с организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов и некоторые другие. Однако обеспечение безопасности на субрегиональном уровне является составной частью процесса реализации региональной безопасности и осуществляется в его рамках. «Региональное сотрудничество в области безопасности начинается с осознания перспективы, что европейская безопасность является неделимой, т.е. безопасность в пространстве Балтийского моря может быть достигнута только в рамках общеевропейского процесса»5. Сходные процессы протекают и в субрегионе Черного моря, где основанная в 1993 г. Парламентская ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЕС), в состав которой входят 11 государств, ставит одной из своих целей развитие «более
тесных контактов между народами региона, способствуя преобразованию Черноморского региона - как части новой европейской архитектуры - в зону стабильности, процветания и мира»6.

Еще по теме Региональная безопасность.:

  1. Вариативность гуманитарных аспектов информационной безопасности в региональном измерении
  2. Языковая безопасность: актуальные риски на региональном уровне Language security/safety: actual risks at the regional level
  3. ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА: СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ, СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  4. ГЛАВА 7 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
  5. 35. Региональная политика России. Современное территориальное разделение труда. Формирование региональных рынков.

В условиях одного государства угрозы национальной безопасности могут достаточно сильно различаться по своему характеру и значимости. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабах требует создания соответственной системы противостояния им. Особенно это важно для такой страны как Россия, которая отличается не только колоссальной территорией, но и значительным разнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов. Поэтому цель данной статьи - анализ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на уровне субъектов федерации.

Национальная безопасность как политическая система представляет собой чрезвычайно сложный многоуровневый функциональный процесс, в котором постоянно происходит взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, общества и государства с внутренними и внешними угрозами этим интересам.

Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеет первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяет основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности.

По мнению А.Н. Фролова, если вести речь об особенностях рисков и угроз на национальном уровне, то необходимо в первую очередь рассматриваются объективно существующие особенности национальной безопасности применительно к конкретным регионам. В частности, регионы отличаются друг от друга уровнем террористических угроз, сепаратизма, экономических проблем, активностью протестного движения и т.д. Поэтому выделение регионального уровня национальной безопасности в качестве специального раздела теории безопасности вполне оправдано, т.к. при этом акцентируется внимание на существовании особой группы проблем выявления общего и особенного в рисках и угрозах национальной безопасности в различных регионах, что должно, в конечном счете, интенсифицировать процесс их разрешения и устранения последствий.

Под регионом в данной работе понимается субъект федерации. Мы ориентируемся на определение, представленное в Уставе Ассамблеи европейских регионов: регион - это уровень правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного регионального совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более низком уровне.

Общее понятие безопасности означает способность системы адекватно отвечать на внутренние и внешние возмущающие воздействия, т.е. сохраняться в возможно более широком спектре условий. Если большая система слишком централизована, то она не сможет адекватно отвечать, т.к. ее реакция будет замедленной, поскольку управляющий импульс будет проходить через значительное количество уровней управления (реализации решений). Кроме того, этот импульс обязательно будет заметно искажаться. И, наоборот, если каждый элемент системы будет отвечать автономно, то возникает опасность несогласованности и распада системы.

Поэтому для обеспечения региональной и, в целом, национальной безопасности государства необходима сбалансированность между федеральным и региональным уровнями государственного управления. Российская политическая стратегия ориентируется на сохранение единства страны, укрепление государственности и усиление эффективности исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации. Но чтобы обеспечить территориальную целостность государства, состоящего из частей, значительно отличающихся друг от друга по размеру территории, экономическому потенциалу, политической культуре населения, необходимо всестороннее изучение региональных процессов.

В 2000 году наметилась тенденция изменения акцентов и региональной политики и практики регулирования отношений центра и субъектов федерации. Значимым в этой связи фактором являются действия, предпринятые Президентом В.В. Путиным. Центральной здесь была задача повышения эффективности государства как средства обеспечения поступательного общественного развития в целом. Применительно к обсуждаемым проблемам это означало бескомпромиссное противодействие попыткам развала в стране, пресечения тенденций того, что региональная самостоятельность стала трактоваться как санкция на дезинтеграцию государства.

Среди важнейших элементов реализации этой политики было продолжение контртеррористической операции в Чечне, которая, по данным различных исследовательских структур, так или иначе, пользовалась поддержкой большей части населения страны. Именно успех военной фазы эти операции позволил отвести угрозу распада страны. Последнее при этом отнюдь не снимало с повестки дня крайне актуальную задачу последующего обеспечения политического урегулирования конфликта.

Вторым направлением была политика укрепления федерализма в той ее части, которая касается усиления структур президентской вертикали в регионах. В практическом плане это проявилось в создании федеральных округов, назначении в них представителей Президента РФ. Данный институт составляет основу жесткой вертикали исполнительной власти, главный инструмент политики главы государства в стране в территориальном измерении.

Главным в обеспечении системы национальной безопасности были и остаются задачи предупреждения и отражения внешних угроз. Но со второй половины 90-х годов века, когда начинается переход от этнической мобилизации к этнической реконструкции, важнейшим фактором обеспечения региональной и национальной безопасности становится стабилизация этносоциальной структуры общества, ее институциональной системы, социального порядка, выработка и артикуляция общенациональной системы ценностей, знаков и символов, учитывающей многонациональный или поликонфессиональный состав населения России.

На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности субъекты регионального уровня государственного управления должны стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта федерации), но учитывать при этом национальные интересы государства, поскольку именно властная элита в условиях России, как правило, выступает ведущим упорядочивающим фактором функционирования регионального сообщества.

Устойчивость социально-экономического положения крупного и, в определенных рамках, самодостаточного территориального образования (субъекта РФ), сохранение последним своего политического и экономического статуса в значительной мере определяется не только наличием внешних и внутренних угроз, но и способностью и возможностью региональных структур управления своевременно оценивать внешние и внутренние угрозы безопасности социальным, экономическим и природным составляющим инфраструктуры региона, обеспечивать разработку и реализацию комплекса превентивных мероприятий противодействия источникам риска, осуществлять полномасштабные действия по ликвидации возникающих кризисных явлений и их последствий.

Взаимодействие федерального и регионального уровней государственного управления оказывает большое влияние на политическую безопасность государства, от этого также зависит функционирование экономического механизма страны, хозяйственные связи, условия движения, товаров, капитала и рабочей силы, а следовательно, экономический потенциал страны, ее экономическая безопасность. Оно в значительной степени зависит от уровня политического консенсуса и политической стабильности. Если в обществе нет согласия по фундаментальным основам общественной жизни, политические противоречия между федеральными и региональными элитами таят в себе заряд политического напряжения и возможность дестабилизации.

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) междуна­родных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в базе блокирова­ния государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы междуна­родного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют крайне важно сть формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всœех субъектов международных и военно-политических отношений.

Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая нацио­нальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и воен­ных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связа­на с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интере­сам и крайне важно стью противодействия этим угрозам.

национальная бе­зопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.

Формы систем поддержания международной безопасности бывают самыми различны­ми, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата͵ уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.

Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение между­народных проблем должна быть также самой разнообразной и зависеть от ʼʼудельного весаʼʼ стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

Сегодня системой глобальной международной безопасности является ООН -всœемирная организация суверенных государств, учрежденная на базе их добровольного объе­динœения с целью поддержания мира и безопасности практически во всœех аспектах. ООН отно­сится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-пра­вовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отне­сти к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит бло­кам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предус­матривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.

К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации госу­дарств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосудар­ственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет ʼʼудельный политический, экономический и военный весʼʼ ее участников. В насто­ящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 ᴦ.) и Западно-Европей­ский Союз (с 1955 ᴦ.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их должна быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определœении коллектив­ной политики органа безопасности, главным образом за счёт своей военно-политической или экономической мощи.

А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всœего собственной национальной безопасности, то направленность поли­тики международного союза во всœех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всœего национальным интересам своего лидера.

В случае если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся пос­ле распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным ʼʼцентром силыʼʼ (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию стра­ны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных инте­ресов и обеспечения национальной безопасности.

Как следует из американской ʼʼДирективы в области обороны на 1994-1998 гᴦ.ʼʼ, США стре­мятся ʼʼне допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССРʼʼ, ᴛ.ᴇ. недопущения возрож­дения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится уча­стию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.

С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы быв­шего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всœеми силами при­близить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Вос­точной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.

Включение стран Центральной и Восточной Европы, в т.ч. и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном ʼʼвытесненииʼʼ России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, преж­де всœего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.

В связи с этим для России целœесообразно гибкое участие в региональных системах безо­пасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратеги­ческим пространством, с дальнейшим увеличением своего ʼʼудельного весаʼʼ в них.

Национальная безопасность государства Основные определœения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие ʼʼнациональная безопасностьʼʼ. Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).

Национальная безопасность - это состояние, при котором в государ­стве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем поли­тические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в т.ч. и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требу­ются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употребле­но в 1 904 ᴦ. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновы­вал военную акцию присоединœения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.

Так, к примеру, в соответствии со ʼʼСтратегией национальной безопасности СШАʼʼ, опреде­ленной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что ʼʼЗащита нацио­нальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и консти­туционной обязанностью моей (ᴛ.ᴇ. президента) администрации.

Её главными целями являются:

Надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;

Способствование оживлению американской экономики;

Содействие укреплению демократии за рубежом.

Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направ­лена на достижение приоритетных целœей:

Укрепление безопасности;

Обеспечение процветания страны;

Развитие демократии.

Рассмотрим саму категорию ʼʼнациональной безопасности (силы) государстваʼʼ. Наиболее обобщенным среди всœех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, ко­торые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили кон­цепцию ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ. Она является, по мнению специалистов, синте­зом традиционных и новых подходов.

Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ со­стоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Централь­ное место в показателœе ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ занимает категория ʼʼспособность вносить вклад в международное сообществоʼʼ. Здесь имеются в виду финансово-экономичес­кие, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, органи­заций, корпораций.

Третья категория оценивает потенциал ʼʼвозможного силового давленияʼʼ, ᴛ.ᴇ. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.

Средняя взвешенная всœех трех составных показателя ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ для каждой страны является индексом этой ʼʼсилыʼʼ.

Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых по­казатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гᴦ.)

Таблица 1. Компоненты показателя и индекс ʼʼнациональной силы государствʼʼ
Япония США Англия ФРГ Франция СССР
1. Способность вносить вклад в международное сообщество
1. Базовый потенциал
1.1. Экономическая сила
1.2. Финансовая мощь
1.3. Наука и технология
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе
2.1. Валютно-финансовые ресурсы
2.2. Консенсус по вопросам международной политики
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене
Итоговая оценка
II.Способность к выживанию
1. Географические условия
2. Численность населœения
3. Природные ресурсы
4. Экономическая сила
5. Оборонительные силы
6. Национальная мораль
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны
Итоговая оценка
Ш.Возможность силового давления
1. Военная сила
2. Стратегические материалы и технология
3. Экономическая власть
4. Дипломатические возможности
Итоговая оценка
Индекс ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ (средняя взвешенная всœех трех итоговых оценок)

Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности , когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в со­стоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством поли­тических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.

Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосто­ронняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды:

Экономическую, - Социальную, - политическую; - Военную, - экологическую, - правовую; - технологическую; - культурную; - интеллектуальную; - информационную; - демографическую; - генетическую, - психологическую и др.

При этом рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.

Понятие, сущность и содержание ʼʼнациональных интересовʼʼ

Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всœей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обус­ловливает, какой должна быть политика государства, чтобы

Его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены,

Ее граждане жили в уважаемом во всœем мире государ­стве,

А руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всœех уголках планеты.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всœей совокупности обще­ственно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориаль­ная целостность страны, государственное самоопределœение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, про­цветание страны и населœения на базе обеспечения прав личности и благополучия всœех со­ставляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничива­ется пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных реги­онах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным об­разом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определœение национальных целœей. Соответственно этому говорят о внутрен­ней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исклю­чительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использовать­ся и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 ʼʼО наци­ональной безопасностиʼʼ.

Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:

Создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;

Сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;

Сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;

Занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;

Эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;

Стремление к политическому решению региональных конфликтов;

Поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо госу­дарства добиться доминирующего положения;

Обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всœем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие техно­логий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.

Большое место в системе национальной безопасности, по словам политических лиде­ров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной эко­номики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природ­ным ископаемым, океанам и космическому пространству.

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международная (глобальная и региональная) безопас­ность." 2017, 2018.



Читайте также: