Локальные и региональные конфликты современности. Региональные конфликты, их особенности и классификация

Макрорегионы современного мира

В данной статье представлена классификация стран мира по макрогеографическим регионам и континентам (Африка, Америка, Азия, Европа, Океания), применяемая для целей статистики в Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с документом «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике», разработанным Секретариатом ООН.

Группировка стран по макрорегионам ООН используется в том числе в Общероссийском классификаторе стран мира, входящем в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

· Восточная Азия

· Западная Азия

· Юго-Восточная Азия

· Южная часть Центральной Азии

· Восточная Африка

· Западная Африка

· Северная Африка

· Центральная Африка

· Южная часть Африки

· Восточная Европа

· Западная Европа

· Северная Европа

· Южная Европа

·Океания

· Океания (Австралия и Новая Зеландия)

· Меланезия

· Микронезия

· Полинезия

·Северная и Южная Америка

· Карибский бассейн

· Северная Америка

· Центральная Америка

· Южная Америка

Региональные конфликты современного мира

Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Основными причинами региональных конфликтов являются 1) несовпадение административно-политических границ с этническими; 2) территориальные притязания; 3) религиозная. Наибольшую опасность для международного мира представляют вооружённые конфликты (наиболее проблемный регион – Африка), а также одними из самых известных конфликтов является «тройной» кризис на Ближнем Востоке, Балканская проблема и проблема Западной Сахары.

Турецко-курдский конфликт - вооружённый конфликт между правительством Турции и бойцами Рабочей партии Курдистана, ведущими борьбу за создание курдской автономии в составе Турции, продолжающийся с 1984 года до настоящего времени.

На начало XXI века курды остаются крупнейшим из народов без собственной государственности. Севрский мирный договор между Турцией и Антантой (1920) предусматривал создание независимого Курдистана. Однако этот договор так и не вступил в силу и был аннулирован после подписания Лозаннского договора (1923). В 1920-1930-е годы курды несколько раз безуспешно восставали против турецких властей.

Противники Рабочая партия Курдистана Иракский Курдистан Турция при поддержке: Ирак (с 1987) Иран (с 2004) Общие потери ок. 40000 убито (1984-2011)

Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) - этнополитический конфликтв Грузиимежду центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия(с конца 1980-х гг.по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССРи стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизмав Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавшийраспад СССР.

Арабо-израильский конфликт - противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населенияподконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреевза собственное государство.

В период холодной войны сложно было представить, что небольшие югославские провинции Босния и Герцеговина или Косово могут привлечь внимание мирового сообщества и потребовать коллективных действий ведущих держав для разрешения возникшего в них конфликта. США и СССР стремились не допустить эскалации региональных конфликтов в сферах своего влияния и интересов, понимая, что это неизбежно приведет к столкновению двух супердержав. Окончание «холодной войны» и распад биполярной системы международных отношений привели к настоящему взрыву локальных и региональных конфликтов, к их эскалации.

Межгосударственные конфликты уступили место региональным, которые стали главной угрозой международной безопасности. Так, согласно данным Международного Института по исследованиям мира в Стокгольме, в 2005 году впервые ни один из существовавших конфликтов не был определен как межгосударственный. Таким образом, в новых условиях региональные конфликты приобрели новые характеристики и особенности, выявление которых и является целью данного эссе.

Большинство современных региональных конфликтов являются конфликтами, в основе которых лежит религиозная, этническая или языковая принадлежность. Исследователь М.М.Лебедева приводит другой термин – конфликты идентичности, которая строится преимущественно на этнической, религиозной и культурно-исторической основе. Достижение компромисса в таких конфликтах представляется практически невозможным, поскольку в их основе лежат не столько интересы сторон, сколько ценности.

Отсюда вытекает еще одна характеристика региональных конфликтов – затяжной характер. Американский исследователь Дэн Смит (Dan Smith) приводит такие данные: по состоянию на 1999 год 66% существовавших конфликтов имели продолжительность более 5 лет, а 30% конфликтов – более 20 лет. Причинами затяжного характера конфликта часто являются возобновление боевых действий после заключения перемирия из-за неспособности воюющих сторон прийти к соглашению в процессе выработки условий мирного соглашения или вследствие разочарованности последовавшими после его заключения преобразованиями; образование радикальной группировки внутри воюющей стороны, не желающей идти на компромисс, целью которой является «война до победного конца» и др. Нельзя не упомянуть психологическую составляющую: при затяжной войне у противоборствующих сторон формируется определенный тип ментальности, в основе которого лежит желание отомстить (за свою семью, народ и т.д).

Участие множества акторов – как внешних, так и внутренних – также является особенностью региональных конфликтов. Если раньше регулярные войска были основными участниками конфликтных действий, то сегодня главная роль принадлежит народному ополчению, полевым командирам, неформальным военизированным группировкам и др. Упомянутые внешние акторы конфликтов – международные организации, средства массовой информации – также оказывают влияние на развитие конфликта своими действиями (или, как в случае с Руандой – бездействием). Наличие множества акторов делает региональные конфликты плохо управляемыми и непредсказуемыми в своем развитии.

Современные региональные конфликты приобретают и определенную политико-географическую направленность. Они возникают в регионах, которые относятся к развивающимся или находящимся в процессе перехода от авторитарных режимов правления к демократическим. Согласно исследованиям, проведенным Центром международного развития и управления конфликтами Университета штата Мэрилэнд, в 77% всех региональных конфликтов, произошедших после окончания «холодной войны», участником была по меньшей мере одна страна, которая классифицируется как неразвитая или развивающаяся.

Еще одной характеристикой региональных конфликтов является локализованность. Большинство конфликтов являются географически замкнутыми, т. е не выходящими за пределы установленных конфликтом границ. В качестве примера можно привести конфликт в Демократической республике Конго – длившее на протяжении десятилетий насилие происходило в основном на востоке страны.

Высокая степень насилия также присуща современным региональным конфликтам. Враждующие стороны не руководствуются «Законами ведения войны» согласно Женевским конвенциям, что приводит к физическому устранению противника. Отчасти это связано с уже упоминавшейся борьбой за ценности, компромисс по которым не является возможным, а также самими участниками конфликтов (полевые командиры, военизированные группировки), которым присущи определенные методы ведения борьбы.
И, наконец, последней характеристикой региональных конфликтов является влияние процессов глобализации на их возникновение. Нередко причиной региональных конфликтов становится борьба за контроль нефтяных или водных источников (Ближний Восток) или месторождений полезных ископаемых (алмазные месторождения в Африке), обеспечение безопасности газо- и нефтепроводов.и т.д.

Таким образом, на рубеже 20-21 вв. региональные конфликты характеризуются комплексом взаимозависимых особенностей, а именно борьбой за ценности (религиозные, культурные, этнические и др.), наличием множества внешних и внутренних акторов. Региональные конфликты часто являются затяжными по своему характеру, возникают в регионах с преобладанием развивающихся стран, являются локализованным в пределах определенной территории. Высокая степень насилия и борьба за обладание ресурсами также являются характерными особенностями современных региональных конфликтов.

ЛЕКЦИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ» (Тема 9).

Особое место в конфликтологии занимает проблема глобальных, региональных и социальных конфликтов. Они непосредственно связаны с глобальными проблемами современности, поэтому их изучение выходит за рамки социологии конфликта и требует использования философских и политических подходов. Тем не менее, эти разновидности конфликтов имеют специфические особенности собственно конфликтологического характера.

1. Понятие глобальных конфликтов и управление ими.

Глобальный конфликт по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.

· Глобальные конфликты – это конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.

Рассмотрим связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современности. Их соотношение представлено в таблице 1.

Табл. 1

Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов

в современном мире

п.п

Глобальные проблемы современности

Реальные и возможные глобальные конфликты

Социальные последствия

Проблема войны и мира

1. Мировая термоядерная война

2. Военно-политическое противостояние между Западом и Востоком («холодная война 1950-1980 гг.)

1. Гибель цивилизации;

2. Гонка вооружений;

3.Накопление запасов ядерного оружия

Проблема Севера и Юга (дисбаланс в развитии государств)

Конфликты между развивающимися и развитыми странами

1. Обострение духовных проблем;

2. Нарушение прав человека;

3. Геноцид (уничтожение) народов;

4. Несправедливое распределение природных богатств

Экологическая проблема

1. Экологический кризис

2. Энергетический кризис

1. Экологическая катастрофа;

2. Гибель цивилизации

Демографическая проблема

Демографические кризисы

1. Обострение социально-экономической ситуации в результате перенаселения;

2. Депопуляция населения

Выделим особенности глобальных конфликтов:

1. Глобальные конфликты отличаются прежде всего масштабом охвата, когда в сферу конфликтного взаимодействия включены большие группы людей или даже все человечество. В рамках таких конфликтов противоборствующие субъекты неотделимы от человечества как единого, целостного социального организма;

2. Опасность возникновения глобальных конфликтов на современном этапе возрастает. Это объясняется расширением границ вмешательства человека в природу, что сопровождается изменением принципов социального взаимодействия людей, их потребностей и духовной культуры;

3. Глобальные конфликты дисфункциональны, так как они несут угрозу всему человечеству. Таким образом, конструктивная функция глобальных конфликтов не выражена. Следовательно, главная задача мирового сообщества состоит в недопущении возникновения и развития таких конфликтов;

4. Глобальные конфликты обладают симптомами, которые не менее опасны для человечества, чем сами конфликты. Указанные симптомы выступают в форме обострения противоречий в системах «человек-природа» и «человек-техника». Симптомы проявляются в глобальных авариях и катастрофах (авария на ЧАЭС, авария на химзаводе в Словакии; отключение электричества в США).

· Управление глобальными конфликтами сводится к их прогнозированию и своевременному предотвращению. Однако низкая эффективность управления объясняется отсутствием единого субъекта управления, адекватного объекту.

Прогнозирование глобальных конфликтов строится на основе анализа жизненно важных противоречий (противоречия между развитыми и развивающими странами, между ядерными и неядерными державами, демографические противоречия);

Предотвращение глобальных конфликтов связано с разрешением противоречий глобального характера.

Переходим к изучению региональных конфликтов.

2. Региональные конфликты, их особенности и классификация.

· Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Региональные конфликты классифицируются по четырем направлениям, а именно:

1. По масштабу:

1.1. Конфликты между государствами и коалициями;

1.2. Конфликты между субъектами социального взаимодействия внутри государства;

2. По особенностям географического положения:

2.1. Конфликты в Азии;

2.2. Конфликты в Африке;

2.3. Конфликты в Латинской Америке.

3. По сфере проявления:

3.1. Экономические конфликты;

3.2. Политические конфликты;

3.3. Духовно-идеологические конфликты;

3.4. Военные конфликты.

4. По национально-этническим особенностям:

4.1. Этнические конфликты;

4.2. Религиозные конфликты;

4.3. Этнополитические конфликты.

Остановимся на одной из самых распространенных разновидностей – политических конфликтах.

· Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политические конфликты делятся на внешнеполитические и внутриполитические, но могут проявляться на межличностном уровне, на уровне малых групп, на уровне больших групп, на региональном и глобальном уровне. Политические конфликты могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции.

Переходим к изучению социальных конфликтов.

3. Социальные конфликты.

· Социальные конфликты – это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере.

У социальных конфликтов имеется объективная основа, заключающаяся в противоречиях социальной сферы, к которым относятся:

1. Противоречия в условиях труда, быта и отдыха;

2. Противоречия в степени доступности культурных благ и услуг (образование, информация, искусство);

3. Противоречия в гарантиях жизнеобеспечения и безопасности (охрана здоровья, трудоустройство, социальное обеспечение);

4. Противоречия в возможностях социальной мобильности и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства).

Основной формой проявления социальных конфликтов является недовольство граждан, их протест против существующей ситуации, которая сложилась не по их воле. В определенных условиях социальный конфликт может привести к бунту .

· Протест – решительное возражение против чего-либо, заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-нибудь.

· Бунт – острая и открытая форма социального конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов и против несправедливости, чинимой социальной группой или индивидом, владеющими собственностью или властью.

Сформулируем вывод по изученной теме:

· Глобальные, региональные и социальные конфликты затрагивают интересы больших масс людей, поэтому их изучение требует междисциплинарного подхода. Вместе с тем, все эти конфликты имеют общие признаки, общие характеристики и общие принципы. Управление такими конфликтами сводится к прогнозированию и предупреждению конфликтного взаимодействия.


Задание 9.

Используя материалы средств массовой информации, проанализируйте 1-2 глобальных и 2-3 региональных конфликта: определите тип, причину и возможные последствия. Данные сведите в таблицу.

п.п.

Описание конфликта

Тип

Причина

Возможные последствия

К категории собственно региональных конфликтов относятся межгосударственные конфликты, войны, связанные с появлением региональных гегемонов, а также конфликты ирредентистского характера, конфликты между государствами являются "региональными" почти по определению, отличаясь от конфликтов всеобщего характера, в которые вовлечено несколько воюющих сторон или коалиций и которые охватывают значительную территорию, как это имело место в двух мировых войнах XX в.

Причиной подобных конфликтов могут быть споры по вопросу о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона. К числу подобных конфликтов, получивших распространение во второй половине XX в., мочено отнести, например, войны между Ливией и Чадом (1973-1937), Мали и Буркинл-фасо (1985-1936), Марокко и Алжиром (1962) в Африке; в Латинской Америке речь идет о конфликтах между Никарагуа и Гондурасом (1957), Гондурасом и Сальвадором (1969), Эквадором я Перу (1931, 1995); в Азии - о войнах между Индией и Пакистаном (1947-1949, 1965, 1971), Китаем и Индией (1962), Ираком и Кувейтом (1960, 1990), Ираном и Ираком (1980-1988). Следует отметить, что возможность дальнейших столкновений между странами юга остается весьма реальной, речь идет о серьезных разногласиях между Грецией и Турцией по кипрской проблеме, Пакистаном и Индией из-за Кашмира и т.д.

Другой фактор - появление в "третьем мире" региональных держав с экспансионистскими амбициями. Имеются в виду страны, которые по историческим причинам либо благодаря масштабам своей территории или народонаселения присваивают себе роль, далеко выходящую за пределы их национальных границ. Именно стремление к лидерству у себя в регионе привело некоторые местные державы к применению военной силы для достижения своих целей" сказанное относится к действиям Индии на Индостане, Вьетнама в Индокитае, Ирака на Среднем Востоке"

Что касается конфликтов ирредентистского характера, то в качестве примера можно привести политику Сомали, заявившего о намерении проводить курс на воссоединение всех сомалийских народов в едином государстве, что привело к вооруженной конфронтации в районе Африканского рога (В Уганде) в 1977-1978 гг.



Самыми же распространенными, кровопролитными и наиболее продолжительными конфликтами в "третьем мире" остаются внутригосударственные конфликты. По некоторым оценкам, из 127 конфликтов, имевших мест о с 1945 по 1986 г", конфликтов были связаны с деколонизацией, 24 были "пограничными войнами", которые велись в поддержку территориальных притязаний, и 73 конфликта происходили в пределах границ одного государства. Причинами внутригосударственных войн могут быть этнические и религиозные разногласия, обостренное политическое и идеологическое соперничество между правительством и силами оппозиции, чрезмерный централизм, а также отсутствие какого-либо механизма демократических консультации в целях достижения национального согласия.

И хотя такие конфликты происходят в пределах одного государства, они, строго говоря все же не могут считаться чисто внутренними, поскольку рано или поздно, прямо или косвенно приводят к международным осложнения. Это относится как ко всеобщей вооруженной борьбе, которую, например, вели в Никарагуа, так и к достаточно локализованной вооруженной борьбе в восточном Пакистане, приведшей к созданию государства Бангладеш; как к мятежников в Шри-Ланке, так и к борьбе курдов в Ираке, Турции.

С точки зрения социологии, конфликт - это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям - анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт - это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба - организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для

достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Распад мировой системы социализма, исчезновение с политической карты мира Советского Союза привели к появлению на мировой арене новых центров силы борьба между которыми за сферы экономического и политического влияния получила новый импульс. Зоной соперничества между этими центрами становится пространство бывшего СССР, где по периметру границ российского государства складывается череда кризисов, а также для стран Восточной Европы и «третьего мира».

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами?

До недавнего времени вотечественнойконфликтологии главною причиной межгосударственных конфликтов считался «фактор внешнего вмешательства империализма». Это означало, что любую войну или международный конфликт надлежало рассматривать только как звено в единой цепи агрессивной политики империализма, выражающие свои классовые интересы на мировой арене. Именно политика западных держав, направленная против СССР и его союзников, объявлялась основным источником международной напряженности и нестабильности. Зеркальным отражением «наших взглядов» на природу народных конфликтов является официальная западная наука, которая рассматривала эти явления как следствие вмешательства СССР, как «руку Москвы», и установления ее влияния в освободившихся, и только развивающихся странах. В результате практически весь «третий мир» с его социальными потрясениями и международными конфликтами рассматривался главным образом в контексте соперничества между востоком и западом. Разумеется причин, ведущих к конфликтам между государствами, в том числе и третьем мире значительно больше. Так, до конца 2 мировой войны многие вооруженные конфликты происходит на почве нерешенных территориальных проблем. После 1945 г. к традиционным причинам конфликтов добавились новые, связанные с экономической стагнацией, задолженностью, наркобизнесом, ухудшением состояния окружающей среды, ростом народонаселения и расширение миграции, с тех пор вооруженные конфликты стали постоянным элементом международной жизни.

За период с 1945- 1985 г.г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составляющих мировое сообщество, были за этот период вовлечены в конфликт хотя бы один раз. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.

В широком смысле под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение(чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитете того или иного государства или возникшее на почве политических противоречий внутри государства.


В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора- люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений. Однако после эйфории конца 80- начала 90-х г.г. , связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток- непосредственно к границам России.

Современная общественная практика показывает, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках- на Кавказе(Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия. Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер. Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов- события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане

Наибольшую опасность представляют межэтнические конфликты. Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Обычно они начинались на территории какого- либо территориально- этнического образования. Национальное меньшинство подвергается дискриминации: ущемляются права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, создаются национальные вооруженные формирования, осуществляется силовое и моральное давление на государственные органы, и, это прежде всего, суды, прокуратура, милиция. Различные органы управления. В органы государственной власти и управления пытаются проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникают перестрелки, причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств. В вооруженный конфликт активно втягивают гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев.

Каждому гражданину, прежде всего следует знать, что война как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий.

Нормы Международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899, 1907 г.г.), Женевской конвенции о защите жертв войны(1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1968)

Следует подчеркнуть, что стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами. Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России- чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые зачистки. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности- достаточно распространенное явление в современном мире. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Предпосылки регионального конфликта

Заключение

Введение

Многочисленные вооруженные конфликты в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств.

Локальные вооруженные конфликты во многих случаях являлись только началом чего-то гораздо большего. Это в полной мере подтверждается тем, как была развязана первая мировая война. Путь мира ко второй мировой войне также был проложен через локальные вооруженные конфликты и войны в Испании, на Балканах, в Абиссинии, на Дальнем Востоке и целенаправленно сфабрикованные острые военно-политические ситуации. Это правило, судя по тому, каким путем идет сегодня развитие военно-стратегической ситуации в мире, сохраняется и для наших дней.

Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН в условиях, сложившихся после крушения двухполюсного мироустройства, стали совершенно неэффективными. Если Совет Безопасности и принимает или не принимает какие-то решения в кризисных ситуациях, то они чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.

Целью работы является изучить конфликты на постсоветском пространстве. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:

Рассмотреть сущность и понятие регионального конфликта;

Выявить причины возникновения региональных конфликтов;

Изучить конкретные примеры региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования - региональный конфликт.

Предмет исследования - региональные конфликты в постсоветском обществе.

1. Основные понятия регионального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Как правило, в общем определяют конфликт - как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

Региональный конфликт на прямую связан с вооруженным конфликтом. Региональная война -- это ограниченный конфликт, причина которого -- неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.

Региональный конфликт имеет следующие характеристики:

Политический или военно-политический;

Контролируемый или неконтролируемый;

Локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством;

Наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»;

Дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния;

Соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия);

Особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации).

Сложнее обстоит дело с национально-этническими конфликтами. В разных регионах бывшего СССР эти конфликты имели разный механизм возникновения. Для Прибалтики особое значение имела проблема государственного суверенитета, для армяно-азербайджанского конфликта территориальный статусный вопрос Нагорного Карабаха, для Таджикистана - межклановые отношения.

Политический конфликт означает переход на более высокий уровень сложности. Его возникновение связано с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти. Для этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального или национально-этнического слоя особой группы людей - представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались в последние десятилетия в виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских и правозащитных групп, открыто выступавших против сложившегося политического режима и становившихся на путь самопожертвования ради общественно значимой идеи и новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная деятельность стала своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс формирования новой политической элиты.

В большинстве случаев региональный политический конфликт перерастает в многочисленные вооруженные конфликты, которые в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств. Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН стали совершенно неэффективными, а решения Совета Безопасности чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.

2. Предпосылки региональных конфликтов

Региональные конфликты на постсоветском пространстве могут иметь различные предпосылки в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно:

1. Социально-экономический конфликт. Развивается под лозунгом выравнивания неравенства уровня жизни, централизованном распределении средств либо в сравнительном социально профессиональном положении народов;

2. Культурно-языковые конфликты. Связаны с задачами защиты или возрастания функций родного языка, национальной культуры и обеспечения прав на реальную культурную автономию.

3. Территориально-статусные конфликты. Их участники требуют изменения границ, повышения статуса, увеличения объема прав или создания новых национально-государственных (административных) образований.

4. Сепаратистские конфликты. Вызваны требованиями полной независимости.

К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму -- ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта можно избежать. Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны из-за обилия и остроты более серьезных противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют тенденцию к углублению и приобретают черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский кризис: отличался переплетением первых двух типов конфликтов. Позднее конфликт вовлек в свою орбиту население Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.

Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев -- обуславливает появление межнациональных конфликтов первого и второго типов. Однако, часто наблюдавшаяся в СССР тенденцию к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных конфликтов, промежуточный между требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия и, с другой стороны, собственной изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или проявляться слабее при ином государственном устройстве.

3. Регулирование региональных конфликтов

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее время появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.

Прогноз -- это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта,

В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос - «что будет, если будут иметь место определенные основания». В том случае, когда региональный конфликт развился и приобрел собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития и возможные перспективы его реализации и разрешения.

Власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно участвовать в урегулировании конфликта.

Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:

Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон.

Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации.

Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.

Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.

Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт.

Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Конфликт может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, а как бы «круговому движению». Такая ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта. Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов).

Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:

Механизм регулирования конфликта между непосредственными его участниками;

Многосторонний механизм регулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;

Универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

Регулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН - использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное - регулирование при посредничестве третьей стороны; политическое регулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов - это переговоры.

В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Регулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.

Для того чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества можно выделить несколько условий: Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными. И она должна быть короткой, даже мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.

4. Региональный конфликт Молдовы

В апреле 2009 г. в Молдове произошли события, в очередной раз подтвердившие наличие серьезных угроз для политической стабильности страны и ее суверенитета. 5 апреля в Молдове состоялись парламентские выборы, на которых правящая Коммунистическая партия, получила 49,9% голосов избирателей, а оппозиционные Либерально-демократическая партия, Либеральная партия и альянс «Наша Молдова» набрали в совокупности около 35% голосов.

Об отсутствии нарушений на выборах с редким единодушием заявили все наблюдатели -- и от СНГ, и от Совета Европы. Тем не менее, оппозиция посчитала себя несправедливо обойденной, обозлилась и выступила с заявлениями о нелегитимности прошедших выборов ввиду якобы имевших место при их проведении нарушений и потребовала отмены их официальных результатов. Оппозиции и стоящим за ее спиной прорумынским силам удалось привлечь к участию в своих антиправительственных акциях до 20 тыс. человек и организовать 7 апреля блокирование зданий высших органов власти Молдовы.

Итогом беспорядков стали не только перевернутые машины, разграбленные здания парламента и президентской резиденции, но и люди. Интересными и показательными были лозунги демонстрантов и бунтовщиков: «Молдова проснулась», «Мы хотим в Европу», «Мы хотим объединения с Румынией» и т.п. В руках нападавших были государственные флаги соседней Румынии и Евросоюза, которые, в частности, после захвата резиденции президента Воронина были укреплены на входе в здание.

Молдавские власти, занимавшие в первый день путча оборонительные позиции, после захвата погромщиками оппозиции правительственных зданий предприняли жесткие меры и относительно быстро овладели ситуацией. Спецназ полиции очистил от погромщиков захваченные здания государственной власти.

Реакция европейских структур оказалась достаточно предсказуемой. Комиссар Евросоюза Бенита Ферреро-Вальднер призвала обе стороны прекратить насилие. Министр иностранных дел Испании Мигель Моратинос и председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Мариа де Пуч в совместном заявлении выразили обеспокоенность «событиями в Кишиневе»: «Штурм государственных зданий неприемлем». При этом они подчеркнули «важность обеспечения осуществления права людей на мирные собрания» и призвали «всех политических лидеров страны к диалогу во избежание продолжения насилия». Осудила вспышки насилия и миссия ОБСЕ в Молдавии.

А вот заявления России и США по событиям в Кишиневе заметно разнились по духу. Если американское посольство в Молдавии подчеркнуло, что «граждане демократического государства имеют право на собрание и выражать собственные взгляды мирным путем», то российский МИД высказался более определенно. «Судя по провозглашаемым на площадях лозунгам, обилию румынских флагов в руках устроителей бесчинств, их цель состоит в том, чтобы опорочить достижения последних лет в укреплении суверенитета Молдавской Республики, возможно, каким-то образом повлиять и на результаты выборов», - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

События в Молдове требует выяснения отношения к ним Румынии. Президент Румынии Траян Бэсеску на совместном заседании обеих палат румынского парламента выступил с посланием о ситуации в Молдове. «В эту трудную минуту для Республики Молдова, - заявил президент Бэсеску, - мы не можем остаться в стороне. С Молдовой Румынию роднит общая история, культура и язык, и с ней ее разлучили в результате фашистского пакта Риббентропа-Молотова». Он подчеркнул, что верная принципам ООН, Румыния «не намерена требовать назад территории, потерянные в прошлом, но наше моральное право состоит в том, чтобы не забыть тех, кто говорит с нами на одном языке, независимо от их национальности». «Румыния первой признала независимость Республики Молдова» и «является ее неоплаченным адвокатом в процессе европейской интеграции», напомнил румынский лидер.

Безусловно важно понять причины очередного резкого обострения военно-политической обстановки на молдавском направлении. Термин «военно-политическая обстановка» сегодня более чем уместен, так как события в Молдавии оказывают негативное влияние на состояние безопасности и стратегической стабильности в восточной Европе, усложняют решение проблемы Приднестровья и условия решения задач миротворческими силами России в этом районе.

Представляется, что сегодня можно говорить о следующих причинах обострения ситуации в Молдове. Активная часть населения республики недовольна политикой правящего режима, использующего порой весьма жесткие меры при решении внутренних проблем страны. Молдова - бедное государство, что вызывает недовольство населения и не добавляет популярности правящей компартии и ее лидеру Воронину. В Молдове активно действуют прорумынские силы и румынская агентура. Население Молдавии, испытывающее на себе сильное давление неблагоприятной экономической конъюнктуры, дезориентировано прорумынской и проевропейской пропагандой и агитацией. Следует также отметить, что непоследовательная и двойственная внешняя политика властей Молдовы способствует возникновению в стране условий для политической нестабильности. Президент Воронин постоянно манипулирует своими обещаниями и подписями под государственными документами, что подрывает доверие к его политике.

Открытые антиправительственные выступления оппозиции в Молдове на сегодня подавлены. Но факторы нестабильности сохранились, и вероятность повторных политических кризисов сохраняется.

5. Конфликт в Грузии, Южной Осетии, Абхазии

Зона Южного Кавказа с расположенными в ней Абхазией, Грузией и Южной Осетией, а также Арменией и Азербайджаном продолжает генерировать ряд угроз военного и военно-политического характера, которые напрямую или косвенным образом затрагивают интересы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников на Кавказе. Наибольшую тревогу в этом отношении вызывает военная политика Грузии, пытающейся с помощью ряда стран Евросоюза и других государств восстановить свой военный потенциал и взять реванш за унизительное поражение в августе 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии.

Ситуация в Южной Осетии после августовской 2008 г. агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. По заявлению лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты, сделанном им в начале марта 2009 г. во время встречи с главой миссии ЕС по расследованию обстоятельств августовского конфликта на Кавказе Хайди Тальявини, возле границ Южной Осетии появляются новые фортификационные сооружения и огневые позиции Грузии. Размещенные в зоне грузино-южноосетинскоого конфликта наблюдатели Евросоюза этому никак не препятствуют, не выполняя таким образом условий соглашения «Медведева-Саркози». По словам Кокойты, на данный момент в зоне ответственности европейских наблюдателей находится 35 грузинских вооруженных постов. В общей сложности в зоне конфликта с грузинской стороны находится около 2500 вооруженных людей.

Незадолго до этого югоосетинский лидер рассказал, что Тбилиси активно восстанавливает свой военный потенциал, получая оружие из Европы и Израиля. «Грузинский милитаризм не усмирен, он снова вооружается. Например, Грузия полностью восстановила свой флот. Более того, ей на вооружение поступило восемь боевых кораблей. Несмотря на ранее заявленное прекращение продажи оружия Грузии, возобновил военные поставки в эту страну Израиль», - сообщил президент Южной Осетии.

По информации министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили 17 декабря 2008 года обратился к руководству украинской компании «Укрспецэкспорт» с просьбой о поставке целого ряда «специальных изделий». «Перечень испрашиваемых «изделий» впечатляет: в подавляющем большинстве это запрещенные Женевской конвенцией 1980 г. противопехотные мины и мины-ловушки», - отметили в югоосетинском министерстве.

Военно-политическая ситуация вокруг Абхазии. «Суверенитету и независимости Грузии противостоит сильный и опасный враг, который не признает международное право и говорит со всем цивилизованным миром на языке шантажа и запугивания, - заявил Саакашвили во время своего ежегодного обращения к парламенту. - Цель этого врага - окончательно расчленить Грузию, чтобы она исчезла с мировой карты, поэтому главная задача - еще большая интеграция с демократическим миром, максимальное сближение с Европой и НАТО». При этом политик пообещал урегулировать отношения с Москвой, «но только, когда она признает факт, что Грузия имеет право быть независимой и свободной страной».

МИД Грузии выразил обеспокоенность в связи с тем, что, по данным грузинской стороны, продолжается концентрация российских войск в Абхазии и Южной Осетии. «Ситуация крайне сложная, так как продолжается концентрация российских войск в оккупированных грузинских регионах - Абхазии и Южной Осетии, где на сегодняшний день находятся более 7 тысяч российских военных, там строятся пять российских военных баз», - заявил на брифинге директор департамента международных организаций МИД Грузии Серги Капанадзе.

Военно-политическая ситуация в Грузии демонстрирует явные признаки обострения.

Во-первых, грузинская политическая оппозиция, состоящая в основном из бывших союзников Саакашвили и участников «революции роз», считает политический потенциал нынешнего грузинского президента по управлению страной исчерпанным и настаивает на добровольном уходе нынешнего грузинского лидера в отставку. В Грузии начались массовые аресты членов партии «Демократическое движение - Единая Грузия». Арестованы уже 7 сторонников оппозиции. Набор обвинений властей к арестованным стандартный: подготовка вооруженного переворота, торговля наркотиками.

Во-вторых, официальный Тбилиси никак не может успокоиться после военного поражения в августе 2008 г. и пытается обратить эти события в аргументы в пользу необходимости восстановления военного потенциала Грузии и принятия ее в НАТО.

Обстановка в Грузии носит нестабильный характер, причем действенных мер на стабилизацию политической обстановки не предвидится, так как каждая из стран участников в этом конфликте принимает свою интересующую сторону. Пока не будет достигнуто одно единственное соглашение между странами, обстановка не может быть улучшена. Напротив это будет содействие нарастающей агрессии в Грузии, Южной Осетии, Абхазии, что в конечном итоге приведет лишь к войне.

Рассматривая конкретные факты разгоревшегося конфликта можно сделать вывод о не умении находить компромиссы между участниками без применения оружия, насильственных мер. В данной ситуации может помочь вмешательство так называемой третей стороны не имеющей личных интересов в данном конфликте.

Заключение

В целом региональный конфликт представляет собой результат конкурентного взаимодействия двух и более политических факторов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональная война -- это ограниченный конфликт, причина которого -- неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)

Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых можно назвать целую серию конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве.

На протяжении последних 15 лет безопасность Южнокавказского региона находится под угрозой неурегулированности конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, нестабильности в Чечне и Дагестане. Международные террористические сети, религиозный экстремизм используют сепаратистские движения в качестве отработки диверсионных актов и вербовки новых наемников. Многие страны столкнулась с этой угрозой в лице международного терроризма, попыток спровоцировать конфликты. Бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому от посреднической миротворческой стороны очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Среди потенциальных предпосылок к новым межнациональным конфликтам в странах постсоветского пространства нужно назвать безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и региональных конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма. В силу этих обстоятельств, Центральная Азия и Кавказ остаются наиболее конфликтными регионами. Быстрый рост населения, особенно его трудоспособной части будет способствовать вытеснению пришлого населения.

региональный конфликт постсоветский грузия

Список используемых источников

1. Делягин М. От глобальных противоречий - к региональным конфликтам // Россия в глобальной политике, № 5, сентябрь-октябрь 2004.

2. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль,2003, № 3.

3. Рассказов Сергей. Региональные конфликты и постсоветский регионализм: основополагающие тезисы. http:// geoconflict.narod.ru

4. Гушер Анатолий Иванович/ Вооруженные конфликты и очаги военно-политической напряженности на постсоветском пространстве. www.perspektivy.info

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Региональные конфликты, история возникновения и перерастания кризиса в войну. Политические и идеологические предпосылки возникновения региональных конфликтов. Основной региональный конфликт в Югославии. Особенности сепаратистского движения в Косово.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    Предыстория конфликтов грузино-абхазского и грузино-южноосетинского. Нарастание напряженности, основные события конфликтов. Нарушение норм международного права. Правомерность применения силы грузинскими военными против гражданского наседения Южной Осетии.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Конфликт как социальный феномен. Политические и этнополитические конфликты. Этнополитические конфликты в постсоветской России, предпосылки их формирования и развития. Характеристика межэтнических конфликтов, возникших на постсоветском пространстве.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие и сущность международных конфликтов, их характеристика. Основные подходы к изучению международного конфликта. Межгосударственные конфликты: традиционные и современные. Внутренние интернационализированные войны. Национально-освободительные войны.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Понятие, сущность, структура политического конфликта. Типология и этапы его протекания. Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации - реальность современного российского общества. Социально-психологический фон, на котором возникают конфликты.

    реферат , добавлен 27.04.2014

    Военные конфликты между странами СНГ, влияние на их урегулирование Российской Федерации. Особенности защиты Россией Южной Осетии в конфликте с Грузией. Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция России в приднестровском конфликте.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды. Пути и методы разрешения политических конфликтов. Политические конфликты в современном российском обществе: причины, социальный фон возникновения, динамика развития и особенности регулирования.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2016

    Влияние религиозного фактора на политические конфликты. История, характеристика и особенности конфликта в Северной Ирландии. Белфастское соглашение 1998 г. и урегулирование конфликта. Международное значение ирландского опыта урегулирования конфликта.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Политические конфликты и общие характеристики их концепции. Пути и проблемы разрешения. Конфликты при разделении властей, в парламенте, в законотворческом процессе. Алгоритм действий. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2008

    Работа посвящена этнополитическим конфликтам. Большевистская этнополитическая доктрина. Конфликты, возникшие в результате притязаний существовавших ранее национально-территориальных автономий. Конфликты между соседними этническими группами и так далее.



Читайте также: