В государстве z установлен демократический. Демонстрационный огэ по обществознанию

Разберем подходы к решению заданий, которые вы встретите в варианте ОГЭ под номером 21.

Задание номер 21 ОГЭ по обществознанию:

Обратите внимание: у вас есть какая-то информация. В данном случае - информация о политическом режиме двух государств. И этой информации вполне достаточно для того, чтобы определить, какие признаки, перечисленные в вариантах ответа, можно считать чертами сходства политических режимов, а какие - чертами различия. Для того чтобы сравнить, нужно вспомнить, что они собой представляют.

Демократия

Демократия - народовластие, когда основные органы власти формируются опираясь на мнения, желания и интересы народа. Правительство избирается народом. Но кроме этой основной черты демократический режим предполагает, что государство постоянно сверяет свою политику с мнением граждан, их интересами, целями, соблюдает и защищает права граждан.
Ещё одна неотъемлемая черта демократического государства - разделение властей. Судебная власть независима. Только она может наказывать за нарушение закона, принимать решение о том, виновен человек или нет.

Тоталитарный режим

При тоталитарном режиме государство осуществляет полный контроль над жизнью страны, над всеми ее сферами. Государство всесильно, права человека могут быть записаны в каких-то законодательных актах, но реального механизма их защиты нет. Очень сложно или даже невозможно отстоять права граждан, если государство считает, что это не нужно.

Исходя из этого, давайте попробуем заполнить таблицу ответов.

Пресечение нарушений общественного порядка

Пресечение нарушений общественного порядка - черта, которая характерна для любого государства. Поддержание порядка в обществе, обеспечение такой ситуации, когда каждый человек, каждая организация, каждое учреждение, каждый государственный служащий выполняет закон, - неотъемлемый признак любого государства, будь оно демократическим, тоталитарным или авторитарным, монархией или республикой.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Итак, первый вариант ответа мы относим к чертам сходства.

Наличие органов исполнительной власти

К органам исполнительной власти мы относим, прежде всего, правительство. В любом государстве есть правительство - и в демократическом, и в тоталитарном.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

В свободную ячейку черт сходства мы ставим цифру два.

Если мы с вами правы, то дальнейшая работа для нас очень упрощается, потому что нам остается на свободные места поставить две оставшиеся цифры. Но не стоит торопиться, даже если вы уверены в том, что первые два варианта — это черты сходства демократического и тоталитарного режима. Даже если ответ очевиден, все равно проверяем до конца.

Свободные выборы на альтернативной основе

Альтернатива — это наличие взаимоисключающих вариантов. Человек приходит на выборы и самостоятельно решает, за какую кандидатуру ему голосовать. Это значит, что он реально высказывает свое мнение. Это черта демократического режима.

В условиях тоталитарного общества могут проходить выборы, может быть всеобщим избирательное право, но эти выборы могут быть фикцией: если выбирать не из кого, если только один кандидат на ту должность, которую предстоит занять (в Советском Союзе в свое время это называли “выборы без выбора”).

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Итак, третий признак демократического режима мы относим к чертам различия.

Вынесение приговоров внесудебными органами

Мы с вами говорили, что для демократического режима характерно разделение властей, что следить за исполнением закона, устанавливать, нарушен ли закон в том или ином случае, выносить решение о наказании для правонарушителя должен только суд. То есть для демократического режима вынесение приговоров внесудебными органами не характерно. Эта черта присуща лишь тоталитарному режиму. Это черта различия. Вносим четверку в последнюю свободную ячейку.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Видите, как интересно получилось: все по порядку - 1, 2, 3, 4.

стве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите

в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд-

ковые номера черт отличия.

1) свободные выборы на конкурентной основе

2) пресечение нарушений общественного порядка

3) наличие руководителей органов исполнительной власти

4) развитое гражданское общество

Черты сходства Черты отличия

16. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов:

К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент

Из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и об-

Д) многопартийная система

1) демократический

2) тоталитарный

Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических ре-

Жимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий эле-

Мент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) навязывание обязательной государственной идеологии

Б) проведение свободных выборов на конкурентной основе

В) многопартийная система

Г) правовое государство

Д) политические репрессии

1) демократический

2) тоталитарный

Политика и политическая культура 119

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(А) В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы, однако на них пред-

ставлены только кандидаты от правящей партии. (Б) Вызывает опасение то, что в средствах

массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вероятно, в стране Z

установлен антидемократический режим.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В стране Z выборы в парламент проводятся каждые 4 года. (Б) Очень важно, что изби-

ратели могут свободно делать свой выбор из нескольких альтернативных кандидатов. (В) Ду-

мается, это свидетельствует о том, что страна Z - демократическая.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

К деятельности органов исполнительной власти относится

1) разработка бюджета государства

2) назначение выборов президента

3) утверждение изменения границ между субъектами

Что из перечисленного ниже относится к компетенции Правительства РФ?

2) объявление амнистии

3) присвоение почётных званий РФ

4) разработка и принятие законов

Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?

А. Федеральное Собрание является высшим органом исполнительной власти в РФ.

Б. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государствен-

ной Думы.

Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным Собранием

1) постановление 3) указ

2) распоряжение 4) закон

Что относится к полномочиям Президента РФ?

1) управление федеральной собственностью

2) разработка и принятие государственного бюджета

3) утверждение изменения границ между субъектами РФ

4) определение основных направлений политики государства

Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Президент РФ является главой государства.

Б. Президент РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Правительство РФ

1) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека

2) разрабатывает и принимает законы

3) выступает гарантом Конституции РФ

4) решает вопросы предоставления гражданства РФ

В 1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти 3) свободные выборы на альтернативной основе 4) вынесение приговоров внесудебными органами. Черты сходства. Черты сходства. Черты различия. Черты различия.

Слайд 13 из презентации «ГИА по обществознанию» . Размер архива с презентацией 744 КБ.

Обществознание 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Виды врачей» - Офтальмологи. Стоматолог общего профиля. Обучение. Специалист. Терапевт. Врач-гигиенист. Стоматологический факультет. Врачи - лаборанты. Педиатр общего профиля. Лечебный факультет. Терапевтическая стоматология. Врачи общей практики. Выпускник. Вступительные экзамены. Врачи-хирурги. Фармацевтический факультет. Фармацевтические фабрики. ЛОР-врачи. Врач акушер-гинеколог. Специальность. Педиатрический факультет.

«Косметолог» - Пути получения профессии. Личностные и профессиональные качества медсестры. Общеобразовательная подготовка. Трудоустройство. Косметология. Чем занимается косметолог. Личностные и профессиональные качества косметолога. Медицинский колледж. Медицинские ограничения. Стоимость обучения курсов. Медсестра. Медицинское образование. Учебные заведения и вступительные экзамены. Косметолог.

«Классификация профессий» - Выбор профессии. Библиотекарь. Мир профессий. Отделы профессий. Группы профессий. Повар-кондитер. Формула профессии. Вопрос профессионального самоопределения. Проект «Мир профессий». Фельдшер. Типы профессий. Опрос в школе. Классификация профессий. Жизненные планы. Будущие профессии. Требования к профессии повар-кондитер. Партнёры. Классы профессий. Результаты. Учитель. Требования профессии к человеку.

«Субкультура скинхедов» - Скинхеды. Каждый человек имеет право на выбор. Музыка. Появление скинов. Зарождение движения. Внешний вид. Символика. Различия между отдельными видами МС. Направления движения. Хардкор. Скины.

«Судовой механик» - Востребованность и общественная значимость. Судовой механик. Профессионально важные качества. История профессии. Возможность профессионального роста. Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Опыт профессии. Первые механики. Колледжи. Описание профессии. Уровень оплаты. Условия работы. Контроль основных и вспомогательных судовых машин. Учебные заведения по профессии. Предъявляемые требования к специалисту.

«Военно-промышленный комплекс РФ» - Проблемы ВПК. Бронетанковая промышленность. Перспективы развития. География ВПК. Фронтовой истребитель. Города - невидимки. Ракетно - космическая промышленность. Артиллерийско - стрелковое оружие. Авиационная промышленность. Гражданская продукция. Космодромы. Главные факторы размещения ВПК. Судостроение. Основные даты и события в формировании армии. Представление об особой роли ВПК. Производство ядерного оружия.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ Обществознание задание №21 Демонстрационный вариант 2018-2017 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ: 1324

21. Завершился учебный год, и старшеклассники решили отправиться в поход. Остановившись на лесной поляне, они поставили палатки, над костром повесили котелки, в которых варилась картошка и кипятился чай. В ожидании ужина один из десятиклассников достал гитару, и ребята хором запели популярную песню. В этот момент многие почувствовали гармонию двух миров: природного и социального. Сравните эти два мира. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для природы и культуры, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие природу и культуру.



3) представляет собой целостную систему

Ответ: 1 4 2 3

21. Зинаида Ивановна в свой выходной день сделала укладку волос в парикмахерской и сходила в продовольственный магазин за покупками. Сравните два продукта экономической деятельности, упомянутые в условии задания: услугу и товар.

1) Чаще всего употребляется в момент производства
2) В условиях рынка пеня зависит от соотношения спроса и предложения
3) Всегда обладает вещественной формой
4) Является целью и результатом производства

Ответ: 2 4 1 3

21. Тамара Ивановна преподает информатику в школе. Кроме того, она ведет научное исследование в области использования в обучении компьютерных технологий. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания: образование и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) предполагает открытие новых фактов и закономерностей
2) относится в сфере духовной культуры
3) охватывает систему организаций и учреждений
4) имеет ступенчатый характер

Ответ: 2 3 1 4

21. Государство Z является унитарной монархией. Оно соседствует с государством Y, имеющим федеративное устройство. Сравните формы государственного устройства, упомянутые в условии задания: унитарную федеративную.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера различия.
1) отражает организацию государственной власти
2) определяет распределение полномочий между центральной властью и субъектами государства
3) предполагает выделение административных округов, не имеющих суверенитета
4) отражает характер взаимоотношений между центральной и местной властью

Ответ: 1 4 2 3

21. Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счет, и с этой просьбой он решил обратиться к начальнику отдела. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу начальник отдела может отказать ему в просьбе.
Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие социальные нормы.
1) являются социальными регуляторами
2) защищаются государством
3) поддерживаются добровольно
4) упорядочивают жизнь людей

Ответ: 1 4 2 3

21. В приведенном списке указаны черты сходства исполнителей и законодательной власти РФ и черты различия исполнительной и законодательной власти РФ. Выберите и запишите в первую колонку – порядковые номера черт различия.
1) орган государственной власти
2) имеет право законодательной власти
3) является представительным органом власти
4) состоит из двух палат

Ответ: 1 2 3 4

21. В государстве Z сохраняется натуральное хозяйство, а в государстве Y начался переход к товарному производству. Сравните два типа хозяйства, упомянутые в условии задания: натуральное и товарное.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, для обоих типов хозяйства, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие эти типы хозяйства.
1) главная цель деятельности – получение прибыли
2) производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на продажу
3) производство продукции зависит от погодных условий
4) работа осуществляется на открытом пространстве в сельской местности

Ответ: 3 4 1 2

21. Владелец фирмы производит овощеводческую продукцию для продажи на рынке, но при этом небольшую часть обменивает у соседей-фермеров на продукты животноводства. Сравните торговлю и бартер. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов деятельности, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие эти виды деятельности.
1) продукты обмена обладают потребительской стоимостью
2) обмен осуществляется на деньги
3) можно получить некое благо, не производя его
4) продукты обмена имеют цену

Ответ: 1 3 2 4

21. Завершился учебный гол, и старшеклассники решили отправиться в поход. Остановившись на лесной поляне, они поставили палатки, над костром повесили котелки, в которых варилась картошка и кипятился чай. В ожидании ужина один из десятиклассников достал гитару, и ребята почувствовали гармонию двух миров: природного и социального. Сравните эти два мира. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для природы и культуры, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие природу и культуру.
1) является условием существования людей
2) изменения носят прогрессивный характер
3) развитие осуществляется в результате деятельности людей
4) представляет собой целостную систему

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Могут быть указаны следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

2) два примера с указанием качеств, допустим:

Занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

Чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)



Читайте также: