Обеспечил национальную и региональную безопасность. Региональная безопасность

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) междуна­родных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в базе блокирова­ния государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы междуна­родного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют крайне важно сть формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всœех субъектов международных и военно-политических отношений.

Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая нацио­нальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и воен­ных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связа­на с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интере­сам и крайне важно стью противодействия этим угрозам.

национальная бе­зопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.

Формы систем поддержания международной безопасности бывают самыми различны­ми, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата͵ уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.

Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение между­народных проблем должна быть также самой разнообразной и зависеть от ʼʼудельного весаʼʼ стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

Сегодня системой глобальной международной безопасности является ООН -всœемирная организация суверенных государств, учрежденная на базе их добровольного объе­динœения с целью поддержания мира и безопасности практически во всœех аспектах. ООН отно­сится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-пра­вовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отне­сти к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит бло­кам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предус­матривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.

К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации госу­дарств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосудар­ственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет ʼʼудельный политический, экономический и военный весʼʼ ее участников. В насто­ящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 ᴦ.) и Западно-Европей­ский Союз (с 1955 ᴦ.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их должна быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определœении коллектив­ной политики органа безопасности, главным образом за счёт своей военно-политической или экономической мощи.

А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всœего собственной национальной безопасности, то направленность поли­тики международного союза во всœех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всœего национальным интересам своего лидера.

В случае если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся пос­ле распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным ʼʼцентром силыʼʼ (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию стра­ны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных инте­ресов и обеспечения национальной безопасности.

Как следует из американской ʼʼДирективы в области обороны на 1994-1998 гᴦ.ʼʼ, США стре­мятся ʼʼне допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССРʼʼ, ᴛ.ᴇ. недопущения возрож­дения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится уча­стию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.

С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы быв­шего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всœеми силами при­близить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Вос­точной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.

Включение стран Центральной и Восточной Европы, в т.ч. и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном ʼʼвытесненииʼʼ России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, преж­де всœего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.

В связи с этим для России целœесообразно гибкое участие в региональных системах безо­пасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратеги­ческим пространством, с дальнейшим увеличением своего ʼʼудельного весаʼʼ в них.

Национальная безопасность государства Основные определœения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие ʼʼнациональная безопасностьʼʼ. Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).

Национальная безопасность - это состояние, при котором в государ­стве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем поли­тические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в т.ч. и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требу­ются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употребле­но в 1 904 ᴦ. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновы­вал военную акцию присоединœения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.

Так, к примеру, в соответствии со ʼʼСтратегией национальной безопасности СШАʼʼ, опреде­ленной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что ʼʼЗащита нацио­нальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и консти­туционной обязанностью моей (ᴛ.ᴇ. президента) администрации.

Её главными целями являются:

Надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;

Способствование оживлению американской экономики;

Содействие укреплению демократии за рубежом.

Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направ­лена на достижение приоритетных целœей:

Укрепление безопасности;

Обеспечение процветания страны;

Развитие демократии.

Рассмотрим саму категорию ʼʼнациональной безопасности (силы) государстваʼʼ. Наиболее обобщенным среди всœех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, ко­торые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили кон­цепцию ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ. Она является, по мнению специалистов, синте­зом традиционных и новых подходов.

Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ со­стоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Централь­ное место в показателœе ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ занимает категория ʼʼспособность вносить вклад в международное сообществоʼʼ. Здесь имеются в виду финансово-экономичес­кие, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, органи­заций, корпораций.

Третья категория оценивает потенциал ʼʼвозможного силового давленияʼʼ, ᴛ.ᴇ. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.

Средняя взвешенная всœех трех составных показателя ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ для каждой страны является индексом этой ʼʼсилыʼʼ.

Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых по­казатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гᴦ.)

Таблица 1. Компоненты показателя и индекс ʼʼнациональной силы государствʼʼ
Япония США Англия ФРГ Франция СССР
1. Способность вносить вклад в международное сообщество
1. Базовый потенциал
1.1. Экономическая сила
1.2. Финансовая мощь
1.3. Наука и технология
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе
2.1. Валютно-финансовые ресурсы
2.2. Консенсус по вопросам международной политики
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене
Итоговая оценка
II.Способность к выживанию
1. Географические условия
2. Численность населœения
3. Природные ресурсы
4. Экономическая сила
5. Оборонительные силы
6. Национальная мораль
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны
Итоговая оценка
Ш.Возможность силового давления
1. Военная сила
2. Стратегические материалы и технология
3. Экономическая власть
4. Дипломатические возможности
Итоговая оценка
Индекс ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ (средняя взвешенная всœех трех итоговых оценок)

Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности , когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в со­стоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством поли­тических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.

Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосто­ронняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды:

Экономическую, - Социальную, - политическую; - Военную, - экологическую, - правовую; - технологическую; - культурную; - интеллектуальную; - информационную; - демографическую; - генетическую, - психологическую и др.

При этом рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.

Понятие, сущность и содержание ʼʼнациональных интересовʼʼ

Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всœей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обус­ловливает, какой должна быть политика государства, чтобы

Его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены,

Ее граждане жили в уважаемом во всœем мире государ­стве,

А руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всœех уголках планеты.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всœей совокупности обще­ственно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориаль­ная целостность страны, государственное самоопределœение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, про­цветание страны и населœения на базе обеспечения прав личности и благополучия всœех со­ставляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничива­ется пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных реги­онах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным об­разом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определœение национальных целœей. Соответственно этому говорят о внутрен­ней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исклю­чительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использовать­ся и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 ʼʼО наци­ональной безопасностиʼʼ.

Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:

Создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;

Сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;

Сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;

Занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;

Эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;

Стремление к политическому решению региональных конфликтов;

Поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо госу­дарства добиться доминирующего положения;

Обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всœем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие техно­логий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.

Большое место в системе национальной безопасности, по словам политических лиде­ров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной эко­номики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природ­ным ископаемым, океанам и космическому пространству.

Международная (глобальная и региональная) безопас­ность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международная (глобальная и региональная) безопас­ность." 2017, 2018.

зав. кафедрой

Данный курс является обязательной частью комплекса предметов в подготовке бакалавров в программе подготовки студентов исторического факультета по специальности – «Регионоведение». Дисциплина «Региональная и национальная безопасность» изучается на 2 курсе (4 семестр).

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

– умение объективно оценивать политическую историю развития стран региона;

– усвоение способности осмысливать и анализировать современные проблемы межгосударственных отношений;

Знание основных проблем региональной безопасности, специфику их
постановки и решения в национальном масштабе ;

2.1. Разделы курса:

А).

Б).

В). Основы региональной безопасности.

Г). Системы обеспечения региональной безопасности на современном этапе.

Д). Транснациональные угрозы национальной и региональной безопасности.

2.2. Темы и содержание занятий

Тема 1. Общая теория национальной безопасности.

Характеристика основных понятий курса. Конкретно-исторический подход к определению понятия «безопасность». Рассмотрение различных уровней безопасности - личная или индивидуальная, групповая, национальная, региональная, всеобщая, международная, глобальная.

Тема 2. Обеспечение национальной безопасности в зарубежных станах. Подходы к обеспечению национальной безопасности в США. Новые вызовы европейской безопасности на современном этапе. Дифференциация представлений о новых вызовах в различных субрегионах Европы. Проблема сохранения единого пространства безопасности в Европе. Влияние балканских кризисов на состояние безопасности в Европе.

Состояние ближневосточного конфликта как основной угрозы региональной безопасности. Представление о геополитических границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Специфика соотношения внутренних и внешних аспектов безопасности для государств АТР. Проблема приоритетности различных компонентов безопасности (военных, политических, экономических, информационных, культурных).

Влияние политики КНР на состояние региональной безопасности. Перспективы стратегического партнерства в рамках треугольника Россия-Китай-Индия на рубеже ХХ и ХХ1 веков и возможные последствия его для региональной стабильности. Политика США в регионе и ее воздействие на региональную безопасность.

Тема 3. Основы региональной безопасности.

Общая характеристика подходов к региональной безопасности. Определение основных вызовов безопасности на современном этапе. Дифференциация представлений о новых вызовах в различных регионах мира.

Оценка военно-политического баланса сил в различных регионах. Влияние региональных «центров силы» на состояние региональной безопасности.

Конфликтные ситуации, их динамика, реальная или потенциальная угроза безопасности.

Рост терроризма и религиозного экстремизма во многих регионах мира. Подходы к решению этой проблемы со стороны государственных органов и региональных объединений.

Тема 4. Системы обеспечения региональной безопасности на современном этапе.

Проблема сохранения стратегической стабильности на современном этапе. Два подхода к проблеме обладания ядерным оружием - ядерное сдерживание и финансовое и политическое бремя. Проблема сохранения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия. Проблема нераспространения ядерных технологий.

Правовые основы обеспечения безопасности. Устав ООН о механизме обеспечения международной и региональной безопасности.

Понятие архитектуры европейской безопасности. Основные европейские структуры безопасности - ОБСЕ, НАТО, ЕС-ЗЕС, ДКБ в рамках СНГ. Подходы к обеспечению европейской безопасности на современном этапе.

Тема 5. Транснациональные угрозы национальной и региональной безопасности.

Изменение глобального контекста международных отношений на современном этапе. Основные трактовки вектора изменений международных отношений: однополярный мир, многополярный мир.

Влияние процесса глобализации на подходы к проблеме безопасности. Усиление взаимозависимости между различными уровнями безопасности. Расширение круга акторов международных отношений, влияющих на состояние безопасности. «Саммит тысячелетия» ООН о международной безопасности на рубеже веков.

Соотношение военных, политических, экономических, экологических факторов безопасности на современном этапе. Гуманитарные аспекты безопасности. Понятие угроз безопасности. Появление нетрадиционных угроз безопасности - международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, незаконная торговля оружием.

Специфика подхода к проблемам безопасности в период холодной войны и на современном этапе. Изменения в политике ведущих мировых держав. Роль ООН и международного сообщества в целом.

2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения политических дискуссий;

· формирование понимания

· осуществление эффективного поиска информации и её экспертной оценки;

· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам региональной и национальной безопасности.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу научные и экспертные работы историков, политологов, журналистов. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях . Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является создание словаря по заданной тематике.

2.4. Примерная тематика рефератов

1. Концепция национальной безопасности Канады.

2. Концепция национальной безопасности США.

3. Концепция национальной безопасности РФ.

4. Экономическая безопасность: понятие, особенность, компоненты.

5. Угроза национальной безопасности РФ в сфере ослабления научно-технического и технологического потенциала.

6. Угроза этноэгоизма и этноцентризма в США.

7. Угроза терроризма в США.

8. Угроза снижения роли ООН.

9. Цель государственной стратегии экономической безопасности Канады и методы её обеспечения.

10. Современные угрозы и вызовы национальной безопасности России.

11.Методы оценки экономической безопасности регионов мира.

12.Государственные органы управления и обеспечения национальной безопасности США.

13. Начало глобальной экологической катастрофы.

2.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Безопасность, сущность и содержание. 2. Национальная безопасность.
З. Обеспечение национальной безопасности.
Политика и процессы
4. Основные стратегии обеспечения национальной
безопасности
5. Подходы к обеспечению национальной безопасности
в США
6. Подходы основных европейских стран к обеспечению
национальной безопасности
7. Обеспечение безопасности в государствах Ближнего
и Среднего востока
8. Подходы основных стран Восточной Азии
к обеспечению национальной безопасности
9. Региональная безопасность как компонент международной
безопасности и ее связь с национальной и глобальной
безопасностью
10. Основные принципы формирования систем коллективной
безопасности. Организация Объединенных Наций как
универсальная система коллективной безопасности
11. Процессы разоружения и регулирования вооружений
как механизмы коллективной безопасности
12. Предотвращение и урегулирование международных споров
и конфликтов, действия в отношении угрозы миру,
нарушений мира и актов агрессии как механизмы
коллективной безопасности
13. Системы обеспечения региональной безопасности
в Европе - НАТО, ЕС, ОБСЕ
14. Системы обеспечения региональной безопасности
в Евразии
15. Системы обеспечения региональной безопасности
в Азиатско-Тихоокеанском регионе

16. Транснациональные угрозы и связанные с ними проблемы
обеспечения национальной и региональной
безопасности
17. Новые субъекты обеспечения безопасности

18. Подходы к обеспечению национальной безопасности
в Канаде.

III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№ п. п.

Наименование разделов

Всего часов

Аудиторные занятия в том числе

Самост. работа

лекции

семинары

Общая теория национальной безопасности.

12

4

0

8

2

Обеспечение национальной безопасности в зарубежных станах.

20

4

12

3

Основы региональной безопасности.

14

4

4

6

4

Системы обеспечения региональной безопасности на современном этапе.

12

4

4

4

5

Транснациональные угрозы национальной и региональной безопасности.

12

4

4

4

ИТОГО

70

20

16

34

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен - 5 семестр

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

(основная и дополнительная)

Основная литература:

Мировая политика и международные отношения: учеб. пособие для вузов: для бакалавров / Косов Ю. - СПб. [и др.] : Питер, 20с. - (Учебное пособие) Карпович проблемы и современные тенденции обеспечения национальной безопасности (сравнительный анализ) : монография - Москва: Юрист, 20с. Ярочкин безопасности / - М. : Акад. Проект: Мир, 20с. - (Технологии безопасности)

Дополнительная литература :

Русак жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / , - СПб. : Лань, 20с. - Доп. Мин. обр. РФ Безопасность Евразии - 2002: Энцикл. слов.-справ. - М. : Книга и бизнес, 20с. - (Во имя человека) Картер оборона: Новая стратегия безопасности США / Перри У. Дж. - М. : Наука, 20с. Воронцов России: учебник для вузов - Ростов н/Д: Феникс, 20с. - (Высшее образование) - Рек. УМО Мурадян и государство в сфере обеспечения безопасности: основы взаимодействия - Челябинск: [РЕКПОЛ], 20с. Тураев вызовы человечеству: Учеб. пособие - М. : Логос, 20с. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для вузов - М. : Академия, 20с. - (Высшее профессиональное образование) - Доп. УМО Вечканов безопасность: учебник для вузов - СПб. [и др.] : Питер, 20с. - (Учебник для вузов) - Рек. УМО Внешняя политика США в начале XXI века: хрестоматия / , - Магнитогорск: [Изд-во МаГУ], 20с. Государство и право. Журнал.

5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных

программ, диафильмов, кино - и телефильмов, мультимедиа и т. п. (включая УМК)

Сайт

Адрес

Университетская библиотека

http:// *****/

Научная электронная библиотека eLIBRARY . RU

http:// *****/

5.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедийная лекционная аудитория исторического факультета (ауд. 520)

2. Компьютерный класс исторического факультета (ауд. 516)

3. Кабинет истории (ауд. 509)

VI . Отметка о рассмотрении

М. Н. КАЗАКОВА

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 1

КАЗАКОВА Марина Николаевна, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета, кандидат политических наук.

Ключевые слова: национальная безопасность, регион, стратегия, региональные приоритеты, угрозы безопасности, показатели социально-экономического развития

Key words: national security, region, strategy, regional priorities, threats for security, social and economic development indices

В Российской Федерации становление теории национальной безопасности отмечено в начале 90-х гг. XX в. Впервые фундаментальный подход к последующему пониманию национальной безопасности и наполнению ее конкретным содержанием был изложен в законе «О безопасности» от 5 марта 1995 г. № 2446-I, в котором безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» 2 . К ее основным объектам были отнесены личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). С 1993 г. термин «национальная безопасность» употребляется в отечественной печати, а впоследствии в Администрации Президента РФ началась разработка его теории и методологии на основе междисциплинарного подхода 3 .

Важным этапом в концептуальном осмыслении национальной безопасности стало принятие Концепции внешней политики в редакции 1993, 2000 и 2008 гг., Концепции национальной безопасности в редакции 1997 и 2000 гг. Это свидетельствовало о качественно новом подходе к изучению проблем национальной безопасности, разработке новой сис темологии национальной безопасности с учетом социальных, экономических и политических аспектов.

Анализ вышеобозначенных документов и теоретических источников позволяет утверждать, что с момента формирования в России теории и практики национальной безопасности ее основными приоритетами являлись сохранение территориальной целостности государства, повышение экономического благосостояния населения и конкурентоспособности отечественной продукции, налаживание партнерских и добрососедских отношений с другими странами и региональными структурами. В рамках такой политики термин «региональная безопасность» употребляется применительно к внешним аспектам безопасности, а под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих исторических, экономических и геополитических особенностей. Так, в основополагающих документах, определяющих региональные приоритеты РФ, говорится о Центральной и Восточной Европе, Америке, Ближнем Востоке, Западной Азии, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. Следовательно, определяются и национальные интересы страны применительно к данным регионам.

В то же время региональные аспекты обеспечения безопасности страны имеют и другое измерение - на внутригосударственном уровне. Однако они не получили должного внимания в процессе становления концептуальных основ национальной безопасности. В Концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг., а также действующей Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. нет ни слова о внутригосударственных составляющих региональной безопасности. Основное внимание в новой Стратегии уделено понятию «стратегические национальные приоритеты». Под ними понимаются «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности» 4 . Однако, как справедливо отмечает И. В. Юрченко, в связи с многосоставным, мультикультурным характером российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень безопасности 5 . Ведь даже в условиях одного государства угрозы безопасности личности, социальных групп, населения отдельных территорий могут существенно различаться по своей природе и значимости.

В отечественной теории безопасности существует несколько подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от выбора определения понятия «регион» или масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности 6 .

Исходя из этого, понятие «регион» может пониматься в трех смыслах. Во-первых, регион может приравниваться к понятию субъекта РФ. Во-вторых, регион может обозначать некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов РФ (например, Сибирь или Дальний Восток). В-третьих, регион может употребляться как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу РФ 7 . Соотнесение понятий «регион» и «субъект федерации» при анализе ключевых проблем безопасности вполне оправданно, поскольку федерализм рассматривается многими исследователями как фактор формирования системы национальной безопасности России. Однако возможности федерализма пока не нашли должного отражения в теоретических рекомендациях относительно принятия и реализации решений по вопросам безопасности ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Использование потенциала федерализма в процессе оптимизации системы национальной безопасности возможно с учетом нескольких обстоятельств: федерализм позволяет обеспечить единство государства в условиях его территориальной организации на нескольких уровнях; содержит возможность совершенствования системы национальной безопасности во внутриполитической и международной сферах; федеративное устройство государства создает уникальную возможность организовать общественную жизнь так, чтобы в ней единичное (личностное), особенное (региональное) и общее (общегосударственное) свободно сочетались, дополняли и усиливали друг друга, сохраняя и укрепляя многообразную целостность 8 . В то же время специфические особенности российского федерализма (различия в правовом статусе субъектов федерации, противоречия в системах законодательства федерации и ее субъектов, диспропорции в

экономическом развитии и др.) на данный момент не позволяют в полной мере реализовать его возможности в процессе совершенствования системы национальной безопасности.

Одной из ключевых проблем обеспечения безопасности федерации и ее регионов являются взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации в экономической сфере. Экономическое пространство России характеризуется существенными различиями в социально-экономическом развитии регионов. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее значимыми являются наличие в составе РФ регионов с разной структурой экономики и со своим менталитетом населения и власти (так называемая «региональная идентификация», или «региональное самосознание»); серьезное ослабление регулирующей роли государства, фактическое правовое и экономическое неравенство субъектов РФ и др. Различия в социально-экономическом развитии регионов диктуют необходимость формирования модели управления региональной безопасностью на внутригосударственном уровне, а также условий, позволяющих реагировать на вызовы и угрозы.

Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов России, подтверждаемый рядом исследований независимых российских социологических структур, показывает, что практически в каждом федеральном округе есть неблагополучные субъекты РФ. В наиболее тяжелом положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа 9 . Так, оценка экономических показателей в Сибирском федеральном округе свидетельствует о существенном отклонении от среднероссийских показателей по уровню ВВП, финансовой обеспеченности региона на душу населения и др. Среди наиболее отсталых в социальном и экономическом положении можно назвать Забайкальский и Алтайский края, республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия 10 .

В Дальневосточном федеральном округе с точки зрения угроз региональной безопасности обеспокоенность вызывают показатели уровня регистрируемой безработицы, развития отраслей социальной инфраструктуры, финансовой обеспеченности региона на душу населения, особенно в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Амурской области.

В Южном федеральном округе развитие субъектов РФ по социально-экономическим показателям традиционно находится ниже среднероссийского уровня. К группе неблагополучных субъектов округа относятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, а также Чеченская, Карачаево-Черкесская республики и Волгоградская область 11 . Низкий уровень социально-экономического развития способствует формированию экстремизма и этносепаратизма, что существенно затрудняет усилия федерального центра по стабилизации социально-экономической обстановки.

Для рассмотрения диалектики взаимодействия национальной и региональной безопасности весьма значимо определение стратегически важных территорий в геополитическом аспекте. С учетом нового геополитического положения России особую значимость приобрели так называемые «малые региональные величины» 12 . Под регионом здесь понимается пространство, объединенное общими экономическими, культурными, ментальными особенностями и политико-административными границами. С позиций этого подхода предлагается районирование по доминантным проблемам развития. Так, с точки зрения геополитической безопасности выделяются приграничные типы регионов, являющиеся стратегическими: Калининградская, Мурманская, Сахалинская, Амурская, Камчатская области и Приморский край. Кроме того, появились новые приграничные: Псковская область, Алтайский край 13 .

Все пограничные субъекты РФ имеют весьма важное значение в системе безопасности. Каждый из них является своеобразным звеном геополитической, социально-экономической, ресурсной и культурной достаточности государства. Они занимают основное место в системе межгосударственных и межрегиональных политических, военных, пограничных, экономических, торговых, культурных и других связей. В приграничных регионах общие угрозы безопасности своеобразно локализуются и приобретают свою специфику. Велика роль приграничных регионов и в защите стратегически важных объектов национальной безопасности. Таким образом, в приграничных регионах находит отражение весь комплекс внутренних и внешних угроз национальным интересам России.

Анализ состояния приграничных регионов РФ свидетельствует о том, что в новой геополитической, социально-эко номической ситуации большинство из них до настоящего времени не смогло реализовать благоприятные уникальные возможности для своего развития. Проблемы российских пограничных территорий сложны и требуют глубокого осмысления, всесторонней проработки как на федеральном, так и региональном уровне. С учетом своего потенциала и увеличивающейся роли в различных сферах жизни российского государства, ограниченной возможности федерального центра в осуществлении адресной помощи всем субъектам РФ пограничные территории должны, на наш взгляд, получить приоритетное развитие. Как представляется, такой подход к развитию приграничных субъектов позволит ликвидировать диспропорцию в промышленных потенциалах российского и сопредельного приграничья.

Таким образом, на основе совмещения основных подходов к пониманию региональной безопасности как важнейшей составляющей системы обеспечения национальной безопасности России структура формирования системы безопасности регионов может быть представлена в виде комплекса экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий, конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны, создание внутренней и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий, условия для устойчивого воспроизводства общественных процессов. Необходимыми мероприятиями в процессе формирования общей стратегии регионального развития являются ранжирование регионов по степени негативного влияния ситуаций, сложившихся в регионах, на национальную безопасность России, а также определение кризисных регионов.

Институциональная система российских регионов содержит все необходимые политико-правовые условия для управления региональной безопасностью. Несмотря на различия в темпах реформирования экономики и социальной жизни российских регионов, функционирует система рыночных и демократических институтов, восстановлено единое политико-правовое пространство. Вместе с тем в процессе определения приоритетов региональной безопасности необходимо учитывать реальное состояние экономики региона и социальной инфраструктуры, уровень легитимности социальных и экономических практик населения, эффективность институтов региональной власти.

В целом можно констатировать, что становление системы национальной безопасности России на современном этапе происходит в условиях стабильного развития российской государственности, относительно ровных отношений федерального центра и субъектов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Проект 14.740.11.0239 «Динамика центрально-периферийной конфигурации современной России и политические механизмы оптимизации территориального управления».

2 См.: Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I // Рос. газ. 1992. 9 марта.

3 См.: Кортунов С.В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007. С. 6.

4 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г.). URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml (дата обращения:

16.04.2011).

5 См.: Юрченко И.В. Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ставрополь, 2009. С. 5.

6 См.: Кирьянов А.Ю. Региональная безопасность в системе национальной безопасности // Рос. судья. 2005. № 9. С. 2.

7 Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. утвержден следующий перечень федеральных округов: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО.

8 См.: Королева Ю.М. Российский федерализм как фактор формирования системы национальной безопасности страны // Власть. 2010. № 3. С. 54-55.

9 См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. 2007. № 4. С. 46.

10 См.: Рейтинг субъектов РФ Сибирского федерального округа по основным показателям социально-экономического развития за 2010 год. URL: http://www.r-19.ru/mainpage/authority/21/ekonomi-inistry/rejting_sfo_2010 . html (дата обращения: 20.04.2011).

11 См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения... С. 46-47.

12 См.: Бейдина Т.Е. Возможности геополитики в изучении малых региональных величин // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Философия и социология. 2000. № 1. С. 67-68.

Тематика разделов пособия предусматривает изучение общетеоретических основ национальной и региональной безопасности, рассмотрение реализации этих положений на примере конкретных стран и систем коллективной безопасности отдельных регионов, а также ознакомление с современными транснациональными угрозами как национальной, так и региональной безопасности. Материалы учебного пособия должны помочь изучить базовые категории как общей теории национальной безопасности, так и основных ее направлений обеспечения для стран изучаемого региона, нормативные, организационные и методические основы функционирования современных систем обеспечения международной безопасности, структуру, принципы функционирования и направленность деятельности современных региональных систем безопасности.

Раздел 1. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. БЕЗОПАСНОСТЬ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Глава 3. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 4. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Глава 5. ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В США

Глава 6. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Глава 8. ПОДХОДЫ ОСНОВНЫХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНО* И- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦЙЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 11. ПРОЦЕССЫ РАЗОРУЖЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕНИЙ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 12. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ, ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ КАК МЕХАНИЗМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел 4. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Глава 14. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ

Глава 15. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Раздел 5. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 16. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И PCI ИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 17. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ

Под региональной безопасностью подразумевают систему соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которых государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела. Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций (НАТО, СНГ, ЕС и т.д.). Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах и соглашениях (к примеру, договоры о создании безъядерных зон). В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности - к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания "холодной войны". Одной из главных задач России в этой связи является участие в создании эффективной общеевропейской системы безопасности на евразийском пространстве СНГ, а также в становлении системы Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности.

К объектам региональной безопасности можно отнести личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность. Под субъектами региональной безопасности в первую очередь нужно отнести государство, осуществляющее свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. А также региональные организации, которые занимаются данной проблемой. Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами.

  1. Система обеспечения национальной безопасности: сущность, структура, роль государства.

В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество. С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. Невоенные средства обеспечения безопасности – это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых - это совокупность политических, экономических, научно – технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики.

Во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик. По данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам. Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства. Но возможности политических средств в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны. Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности.

Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп:

Политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей)

Военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия)

Экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады)

Социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков)

Экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Основным методом обеспечения безопасности, несомненно, является предупреждение развития конфликтных отношений между государствами. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фреонов в производственных целях и т.п.



Читайте также: