Страны организации экономического сотрудничества и развития. оэср и ее деятельность

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всем, кто интересуется тенденциями в мировой экономике, безусловно, известно о существовании такой авторитетной организации, как ОЭСР. аббревиатуры гласит, что это Структура эта существует уже достаточно давно, и с течением времени её влияние только возрастает.

Глобализация мировой экономики

Расширение ОЭСР

Нередко приходится слышать о претензиях ОЭСР на мировое господство. У таких утверждений есть определённые основания. В организацию сегодня входят 34 страны, в том числе большая часть союза. На страны ОЭСР приходится около шестидесяти процентов мирового промышленного производства. Но это говорит лишь о том, что жить в современном технологическом мире и быть изолированным от него просто невозможно. Многие страны сотрудничают с ОЭСР по целому ряду направлений, не являясь её членами. Расширение Организации экономического сотрудничества и развития ограничено жёсткими стандартами, которым должны соответствовать страны, претендующие на полноценное членство. Список ОЭСР на расширение включает в себя такие значимые страны с интенсивно развивающейся экономикой, как Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и ЮАР.

ОЭСР и Российская Федерация

Непросто складываются отношения ОЭСР с Россией. На протяжении многих лет Российская Федерация декларировала курс на интеграцию в эту международную структуру. Существенным шагом в этом направлении явилось вступление России во Всемирную торговую организацию. Но в марте 2014 года процесс интеграции России в ОЭСР был приостановлен на неопределённый срок. Причиной тому явились главным образом экономические санкции на фоне Украинского кризиса. Но значение имеет также и усилившаяся антизападная риторика в российских правящих кругах. Многие в России ставят под сомнение саму необходимость интеграции страны в данную международную структуру. Антиглобалистские консервативные тенденции всё острее проявляются во многих странах и регионах мира. Россия в этом плане не является исключением.

Перспективы глобализации

За неполных семь десятилетий своего существования ОЭСР, расшифровка названия которой свидетельствует о претензиях на мировое влияние, успела стать весьма авторитетной структурой. В начале третьего тысячелетия перед ней открылись новые перспективы и направления деятельности в сфере координации экономического развития и мирового разделения труда. Глобальное производство материальных ценностей в двадцать первом веке всё более смещается в регион Юго-Восточной Азии. И организация ОЭСР исполняет координирующую функцию в этом процессе. Она способствует сбалансированному учёту законных интересов владельцев прав интеллектуальной собственности на высокотехнологичную продукцию и тех, кто эту продукцию производит.

Вне влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г . на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.

В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.

РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.

Цель деятельности ОЭСР

Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.

ОЭСР осуществляет научные исследования процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных ее регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО и другими организациями.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник «Экономические перспективы ОЭСР» — наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на два года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е гг. выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е гг. на рынки мира вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время усилилось обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разнообразных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать ее экономическому прогрессу.

Источник: Минэкономразвития России


Organization for Economic Cooperation and Development(OECD),

Organisation de Coopération et de Développement Economiques (OCDE)

Место расположения: Париж, Франция.

Создана: апрель1948 г.

Членство: 34 страны.

Генеральный секретарь: Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика)с июня 2006 года.

Рабочие языки: английский и французский.

История (ОЭСР) началась в апреле 1948 года, когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по послевоенному хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе «Плана Маршалла» (1948-1951 гг.). В задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных ограничений на движение товаров, а также снятие валютных и тарифных барьеров.

14 декабря 1960 года в Париже была подписана Конвенция о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вступившая в силу 30 сентября 1961 года. Инициатором создания организации с более широким диапазоном деятельности выступили США, преследовавшие как политические цели (укрепление так называемого атлантического единства), так и экономические цели (усиление влияние на европейскую экономику).

Основная миссия ОЭСР - содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющимися членами Организации.

Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

В качестве основных задач ОЭСР определено:

  • оказание странам-участницам помощи в разработке мер по повышению темпов экономического роста в условиях сохранения финансовой стабильности;
  • активное участие в мировой торговле на многосторонней основе;
  • стимулирование оказания странами-участницами помощи развивающимся странам;
  • обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики.

Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:

  • предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения ее целей;
  • обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов;
  • проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;
  • поощрять научные исследования и образование;
  • стремиться к финансовой стабильности;
  • предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами;
  • оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления капиталов и технического содействия.

Членами ОЭСР являются 34 страны. В 2004 году была разработана Стратегия расширения ОЭСР , в рамках которой сформулирован ряд критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР. В соответствии с решением, принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г ода, определены две основных «волны расширения»:

В «первую волну» вошли Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения, которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день из этих стран только Россия не присоединилась к Организации);

Во «вторую волну» вошли еще пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

В структуре ОЭСР высшим органом является Совет представителей стран - членов организации, заседания которого на уровне министров иностранных дел, финансов, торговли или экономики проводятся не реже одного раза в год. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством Генерального секретаря . Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются, как правило, консенсусом.

Исполнительный комитет из представителей 14 государств-членов (постоянные члены - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония и семь ежегодно переизбираемых членов) координирует административную и оперативную деятельность ОЭСР и готовит заседания Совета, который может привлекать комитет к выполнению специальных заданий. Свыше 150 комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий занимаются самым широким спектром экономических и социальных проблем: экономическая политика, экономика и развитие, содействие развитию, торговля, движение капитала, рынки капитала, страхование, налоговая полипаса, конкурентная политика, потребление, туризм, морское сообщение, международные инвестиции и многонациональные корпорации, энергетическая политика, промышленность, сталь, научная и технологическая политика, информационная политика, коммуникации и компьютеризация, образовательная политика, рабочая сила и социальные вопросы, государственное управление, окружающая среда, сельское хозяйство, рыболовство и другие.

В Комитет содействия развитию входят более двадцати государств-членов и Европейская комиссия, статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой странами ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику.

Работой Международного секретариата руководит Генеральный секретарь . В составе Секретариата функционируют департаменты, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов (статистика; продовольствие, сельское хозяйство и рыболовство; информатика и коммуникация; сотрудничество в содействии развитию; окружающая среда; финансы, налоги и предпринимательство; социальные вопросы, рабочая сила и образование; наука, технология и промышленность; занятость и социальные вопросы ). Кроме того, в структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 году Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период .

Штаб-квартира ОЭСР

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.



Читайте также: