Баланс ядерных сил: что представляет собой российско-американское соглашение по СНВ. Курс: Противоракетное оружие: позиции США и России

11 июля стало известно, что президент США Барак Обама планирует в последние полгода пребывания у власти выдвинуть ряд инициатив по контролю над ядерными вооружениями, в том числе, возможно, предложить России продлить еще на пять лет действие Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Все о российско-американских договоренностях по сокращению ядерного потенциала - в материале ТАСС.

Как был подписан первый договор?

  • СССР и США вели переговоры о сокращении стратегических вооружений с 1982 г., они неоднократно приостанавливались и возобновлялись.
  • В октябре 1986 г. на советско-американском саммите в Рейкьявике СССР выдвинул предложение о 50-процентном сокращении стратегических сил и согласился не учитывать стратегические вооружения, имеющиеся у союзников США по НАТО. Однако предложения Советского Союза были увязаны с обязательством о невыходе из подписанного в 1972 году Договора по ПРО.
  • В сентябре 1989 г. СССР принял решение не увязывать вопрос о невыходе из Договора по ПРО (в декабре 2001 г. США уведомили РФ о выходе из договора, 13 июня 2002 г. документ утратил силу) с заключением соглашения о сокращении стратегических вооружений, а также не включать в сферу действия нового договора крылатые ракеты морского базирования. На окончательное согласование текста потребовалось около двух лет.
  • После распада СССР его преемниками по договору признали себя Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, на территории которых было размещено ядерное оружие.
  • Подписав 23 мая 1992 г. Лиссабонский протокол, Белоруссия, Казахстан и Украина обязались ликвидировать или передать ядерное орудие под контроль России.
  • Вскоре в качестве неядерных государств они присоединились к Договору о нераспространению ядерного оружия (ДНЯО).
  • Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ–1) был подписан 31 июля 1991 г. в Москве президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим.
  • Документ вступил в силу 5 декабря 1994 г., став первым (ратифицированным) договором о контроле над вооружениями, обеспечившим действительное сокращение развернутых стратегических вооружений и установившим строгий режим проверки его выполнения.

Какие положения содержало первое соглашение?

  • Стороны обязалась в течение семи лет сократить количество стратегических носителей ядерных боезарядов (тяжелые бомбардировщики, ракеты наземного и морского базирования дальностью свыше 5500 км) до 1600 единиц. На этих "стратегических" носителях могло размещаться не более 6000 боеголовок.
  • В дополнение к общим ограничениям, СНВ-1 устанавливал лимиты на количество боезарядов для разных классов стратегических ракет. Так, на баллистических ракетах наземного и морского базирования могло быть развернуто не более 4900 боезарядов, на мобильных ракетах наземного базирования - не более 1100. Суммарный забрасываемый вес баллистических ракет не должен был превышать 3600 тонн.
  • Отдельно лимитировалось максимальное количество "тяжелых" ракет - до 154 единиц, а также число боеголовок на них - 1540.
  • Договор оговаривал районы базирования мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также места ремонта, производства, переоборудования и ликвидации стратегических носителей.

Что запрещало соглашение?

  • СНВ-1 запрещал разрабатывать и развертывать баллистические ракеты воздушного запуска, тяжелые баллистические ракеты, подводные пусковые установки баллистических и крылатых ракет, средства скоростного перезаряжания пусковых установок,
  • увеличивать число зарядов на существующих ракетах,
  • переоборудовать "обычные" средства доставки ядерного оружия.

Сколько носителей боезарядов было у РФ и США и сколько осталось?

  • По данным на сентябрь 1990 г. у СССР было 2500 "стратегических" носителей, на которых был размещен 10271 боезаряд. США располагали 2246 носителями с 10563 боезарядами.
  • В декабре 2001 г. Россия и США объявили о выполнении обязательств: у России осталось 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США - соответственно 1237 и 5948.
  • Система контроля за выполнением договора включала проведение взаимных проверок на местах базирования, уведомление о производстве, испытаниях, передвижении, развертывании и уничтожении СНВ.

Как долго работало соглашение?

  • Срок действия документа при подписании был определен в 15 лет (до 5 декабря 2009 г.).
  • При согласии сторон он мог неоднократно продлеваться на 5 лет.
  • Однако ему на смену пришел Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, или Пражский договор).

Судьба СНВ-2

  • Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в Москве 3 января 1993 г.
  • Документ во многом опирался на базу договора СНВ-1 (подписан 31 июля 1991 г.), но предполагал резкое сокращение количества ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями.
  • Документ не вступил в силу, т.к. США не завершили процесс ратификации и в 2002 г. вышли из Договора по ПРО от 1972 г., с которым был увязан СНВ-2.

Продолжение

Текст СНВ-3 действительно отражает баланс интересов, строгий паритет. Это как точные аптекарские весы, где чаши стоят вровень, никаких отклонений от этого баланса нет

Сергей Рябков

замглавы МИД РФ

Как РФ и США заключили новое соглашение?

  • Впервые предложение о разработке СНВ-3 обсуждалось еще в марте 1997 г. в ходе консультаций президентов РФ и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки.
  • В СНВ-3 по версии 1997 г. планировалось установить "потолки" на уровне 2000-2500 стратегических ядерных боезарядов и придать договору бессрочный характер (переговоры по этому соглашению были безрезультатными).
  • С инициативой начать новый переговорный процесс в июне 2006 г. выступил президент РФ Владимир Путин.
  • Разработка документа началась в апреле 2009 г. сразу после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне (1 апреля 2009 г. в рамках саммита Группы 20). Переговоры начались в мае 2009 г. и завершились спустя 11 месяцев подписанием договора.
  • Документ был подписан президентами России и США 8 апреля 2010 г. в Праге (СНВ-3, Пражский договор).
  • Его официальное название - Договор между США и РФ о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
  • 5 февраля 2011 г. Документ вступил в силу.

Сколько лет действует соглашение?

  • Срок действия договора - 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ.
  • Стороны могут договориться о продлении действия договора на период не более пяти лет.
  • Договор включает положение о выходе из него.

Какие оговорки сделали стороны при ратификации?

  • В резолюции конгресса США отмечалось, что "новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе".
  • Россия оставила за собой право выйти из договора, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ.
  • Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.
  • Также оговаривалось, что Россия будет поддерживать свой ядерный потенциал и боевую готовность, что подразумевает разработку и испытание нового вооружения.
  • Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 г., президентом США - 2 февраля 2011 г.

Какие обязательства накладывает соглашение на РФ и США?

  • Каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (и в дальнейшем) их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.
  • Договор впервые ввел понятия "неразвернутые" носители и ПУ, т.е. не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, не имеющие боеголовок.
  • Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором.

Что еще предусматривает соглашение?

  • В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.
  • Два положения документа касаются противоракетной обороны (ПРО): первое - о взаимосвязи стратегических наступательных (ядерное оружие) и стратегических оборонительных вооружений (системы противоракетной обороны), второе - о запрете на переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ в пусковые установки для перехватчиков ПРО, также, как и их обратное переоборудование.
  • Ограничения в отношении противоракетной обороны отсутствуют. Неучтенным остался и т.н. "возвратный потенциал" - складированные ядерные боезаряды. Технически эта часть ядерного арсенала может быть развернута достаточно быстро, если какая-либо из сторон перестает выполнять Договор.

Как проходит обмен информацией?

  • Верификационный механизм обеспечивает необратимость и транспарентность процесса сокращений СНВ, однако упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ.
  • Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год.
  • Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Как РФ и США сокращают носители по новому соглашению?

  • Во время разработки документа на вооружении России, по данным госдепартамента США, находилось 3897 ядерных боезарядов и 809 развернутых носителя и ПУ, на вооружении США - 5916 ядерных боеголовок и 1188 носителей и ПУ.
  • На июнь 2011 г., когда Россия и США впервые обменялись данными согласно СНВ-3, у России было 1537 боеголовок, 521 развернутый носитель, а вместе с неразвернутыми 865 единиц. У США - 1800 боезарядов, 882 развернутых носителя при их общем числе 1124. Таким образом, Россия уже тогда не нарушала порога по развернутым носителям, установленного договором в 700 единиц, и по всем показателям отставала от США.
  • В 2014 г. Россия впервые с начала XXI в. сравнялась с США и по количеству развернутых и неразвернутых носителей, и по количеству боеголовок (в т.ч. в связи с принятием на вооружение атомных подлодок нового проекта 955, оснащенных ракетами "Булава" с несколькими боезарядами; кроме того, на смену межконтинентальным баллистическим ракетам "Тополь-М" с одной боеголовкой пришли ракеты "Ярс" с тремя боеголовками). Так, по состоянию на 1 сентября 2014 г. за США числилось 794 развернутых носителя, а за Россией только 528. При этом число боеголовок на развернутых носителях у США - 1642, у России 1643, число же развернутых и неразвернутых установок у США - 912, у России - 911.
  • Согласно данным госдепа США о ходе выполнения СНВ-3 от 1 января 2016 г., на вооружении США находится 762 развернутых носителя ядерных боезарядов, у России - 526. Число боеголовок на развернутых носителях у США - 1538, у России 1648. В целом развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ в США - 898, в России - 877.
  • По мнению экспертов, к 2018 г., когда вступят в силу определенные договором ограничения для обеих сторон, примерный паритет между стратегическими ядерными силами России и США сохранится. Ввиду того что у России носителей меньше, чем предусмотрено пороговыми значениями договора, она имеет право наращивать их количество, действуя в рамках СНВ-3.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля девяносто первого года в Москве во время беседы в верхах президентов Советском Союзе и США Михаила Горбачева и Дж. Буша и вступил в действие 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составляет 15 лет (до пятого декабря две тысячи девятого года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались приблизительно на тридцать процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а кроме того лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Согласно Договору любая из сторон не может, а такжеметь более чем:

1. 1600 средств доставки ядерных боезарядов или развернутых МБР (МБР), баллистических ракет (БР), подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков.

2. 6000 боеголовок, из которых 4900 развернутых на МБР или БР подводных лодок, 1540 развернутых на 154 тяжелых МБР для СССР (США тяжелых МБР не имеют), 110 развернутых на мобильных МБР.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

1. Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связке с Договором между Советским Союзом и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

2. Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связке с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

3. Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связке с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

4. Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связке с Договором СНВ-1.

Вот так, соглашение по СНВ состоит из документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем составляет более 500 страниц.

После развала Советского Союза Договор СНВ-1 устарел.

23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и Соединенных Штатов подписала также так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1, что вступил в силу 5 декабря 1994 года. Протокол фиксирует подключение Беларуси, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия. Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

В 2002 году в российской столице был заключен дополнительный договор о снижении стратегических наступательных потенциалов, ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у любой из сторон до 1700‑2200 единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. Вместе с тем за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор существующих между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами Российской Федерации и США 3 января 1993 года в столице.

Основным положением Договора ОСВ-2 стало ограничение количества стратегических носителей на уровне 2400 единиц. Помимо того, стороны обязались к первому января 1981 года сократить количество носителей до 2150. Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. В число 1320 носителей с разделяющимися головными частями индивидуального наведения РГЧ ИН включались как ракеты наземного и морского базирования, так и тяжелые бомбардировщики, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц. Помимо того, отдельное ограничение было установлено на оснащенные РГЧ ИН баллистические ракеты наземного базирования, количество которых не могло превышать 820.

В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. Например, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а кроме того оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками. Тяжелые бомбардировщики существующих типов не должны были оснащаться больше чем двадцать крылатыми ракетами, а с учетом новых бомбардировщиков среднее количество крылатых ракет, приходящихся на бомбардировщик, не должно было превышать 28. Поэтому, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, могшие быть развернуты на стратегических носителях.

В части, касавшейся баллистических ракет наземного базирования, был подтвержден запрет на сооружение новых шахтных пусковых установок и на переоборудование шахт легких ракет в шахты тяжелых. Был установлен запрет на создание ракет более тяжелых (по стартовому и забрасываемому весу), чем существующие.

Дополнительным ограничением, касавшимся ракет наземного базирования, стал запрет на орбитальные ракеты. Например, Советский Союз должен был уничтожить или переоборудовать 18 пусковых установок орбитальных ракет Р‑36, расположенных на полигоне Байконур.

В Договоре ОСВ-2 были предусмотрены меры, которые направлены на сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являются:

1. Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам.

2. Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ.

3. Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был войти в действие в день обмена ратификационными грамотами, но в то же время не ранее начала действия Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью-Йорке глава внешнеполитического ведомства России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на пять лет - с тридцать первого декабря 2001 года до 31.12 2007 года.

Отсрочка была взаимодействована с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора согласно с его статьей I должно бы было завершиться в течение семи лет со времени начала действия Договора СНВ‑1 (он вступил в действие 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означалото, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы на 3-4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по соглашению СНВ-2.

14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, где сообщалось, что в связи с действиями США, «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для начала действия Договора СНВ-2 и не считает самого себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые в силах были бы лишить этот Договор объекта и цели».

Срок действия старого договора (СНВ-1) закончился 5 декабря 2009 года. В ноябре власти двух стран уже пытались вести соответствующие переговоры, однако эта попытка не увенчалась успехом. http://www.rian.ru/def…0081217/157442088.html - 64 Кб

Сейчас есть возможность договориться об уровне 700-800 носителей ядерного оружия и 1500-1600 ядерных боеголовок. Кроме этого успешно преодолеваются разногласия по мерам контроля ядерных потенциалов двух стран, которые связаны с ассиметрией российской и американской ядерных программ. Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993. Пока не ратифицирован. В настоящее время: США - 1195 носителей и 5573 боезаряда; РФ - 811 носителей и 3906 боезарядов.

Таким образом, по состоянию на июль 2009 года, стратегические ядерные силы США превосходили российские почти на 400 носителей и более чем на 1500 боезарядов.

Новой договор предполагает дальнейшее сокращение боеголовок и носителей. Планируется, что носители должны сокращаться в пределах от 500 до 1100 единиц, а связанные с ними боеголовки - от 1500 до 1675 единиц, передает «Интерфакс»

Кроме этого успешно преодолеваются разногласия по мерам контроля ядерных потенциалов двух стран, которые связаны с ассиметрией российской и американской ядерных программ.

По мнению посла США в Москве Джона Байерли, Россия и США могут достичь соглашения по новому договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) до апреля 2010 года. «Переговоры находятся в финальной части», - подчеркнул он. На это же время планируется личная встреча президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы.

Ранее на встрече с лидерами думских фракций 16 января Дмитрий Медведев заявил о том, что ратификация будущего договора по СНВ в России и в США должна проходить одновременно. «Это паритетная вещь, и в этом заинтересованы оба государства. Или мы подготовленный договор, который будет просчитан и будет отражать наши представления о стратегических ядерных силах на будущее, вместе ратифицируем, или этот процесс не может состояться», - заметил президент.

Ратификация российской Государственной Думой Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ­2) стала реально возможной впервые за последние семь лет. О глухое сопротивление трех составов парламента разбились усилия трех министров иностранных дел России, но канула в Лету эпоха Бориса Ельцина, и Государственная дума голосует за ратификацию договора.

Почему Договор не ратифицировали до сих пор?

День 3 января 1993 года вошел в историю как памятная дата одного из самых ярких событий в летописи разрядки. Казалось, период многолетнего непримиримого противостояния двух мировых гигантов – США и России –завершился окончательно и бесповоротно. Процесс преодолел долгий и мучительный период взаимного недоверия, общих уверений и деклараций, выйдя на прямой путь конкретных мер по уничтожению смертоносных ядерных арсеналов. Но не тут-то было.

То, что Договор СНВ-2 не был ратифицирован ни разогнанным в октябре 1993-го Верховным Советом, ни первым, ни вторым составами Государственной Думы, российские политики и эксперты объясняют по-разному. К примеру, сотрудник аппарата фракции "Яблоко" в Госдуме П.Ромашкин указывает на то, что сам по себе текст документа далек от совершенства. "Договор, ­ утверждает П.Ромашкин, ­ был подписан в спешке, обе стороны стремились завершить всю работу по нему до окончания президентского срока Дж.Буша. В результате в Договор попало много положений, которые при нормальном режиме работы, наверное, были бы исключены или откорректированы."

Под несовершенством в России подразумевают, во-первых, несбалансированность требований, предъявляемых к сторонам, которые поставили страну в заведомо невыгодные условия (запрет и ликвидация межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями касается, прежде всего, России, вынужденной к тому же тратить значительные средства на адекватную замену таких ракет другими – с моноблочными боеголовками). Во-вторых, в Договор попали технические нюансы, существенно усложняющие его выполнение (например, описание способов переоборудования шахтных пусковых установок). На обсуждение этих вопросов и ушло время подготовки к ратификации в первом составе Государственной Думы.

Тому, что второй состав Думы тянул с ратификацией Договора СНВ-2, причин намного больше, и в основном они относятся все же к области внутренней российской политики. "Красное" большинство нижней палаты Федерального собрания (КПРФ, аграрии, "Народовластие") не собиралось разоружать Россию и договариваться с ненавистным "Дядей Сэмом" по принципиальным мотивам. Однако, самым "принципиальным" было авторство документа: "левых" не устраивало прежде всего то, что под Договором стоит подпись Бориса Ельцина.

К весне 1998-го вопрос о ратификации СНВ-2 вплотную встал перед Думой, но помешали страсти, разгоревшиеся в связи со сменой главы правительства - для утверждения на пост премьер-министра Сергея Кириенко Б.Ельцину пришлось использовать все доступные ему рычаги давления на депутатов. Потом Дума только тем и занималась, что утверждала одного премьера за другим - они, как известно, менялись с калейдоскопической быстротой. Плюс расширение НАТО на Восток, бомбардировки Югославии...

Россия хочет наступать на фронте внешней политики

Государственная Дума России в ее нынешнем составе - принципиально иная. Во-первых, уже не такая "красная", как предшествующая. Во-вторых, поддающаяся управлению со стороны главы государства. А Владимир Путин, фактически принявший бразды правления Россией в последний день минувшего года, уже в своем Новогоднем обращении среди внешнеполитических приоритетов страны упомянул скорейшую ратификацию Договора СНВ-2.

10 апреля он высказался на ту же тему уже в несколько ином контексте. Выступая на заседании Совета безопасности, состоявшемся вечером, после того, как Комитет Госдумы по международным делам рекомендовал нижней палате ратифицировать Договор, он прямо заявил о необходимости ведения наступательной внешней политики России. Наблюдатели мгновенно связали это высказывание с ситуацией, складывающейся в области соблюдения Соединенными Штатами Договора о системах противоракетной обороны (ПРО), и с предстоящим в конце апреля визитом министра иностранных дел России Иванова в США. Сюда же стоит добавить и намеченный на ближайшие дни визит избранного президента Владимира Путина в Соединенное Королевство.

Путину нужен туз в рукаве

На днях, если верить сообщению газеты "Гардиан", Великобритания выразила готовность поддержать Штаты в реализации планов развития ограниченной системы ПРО. Позиция России известна: любые отступления от духа и буквы договора 1972 года в Москве считают неприемлемыми. В понедельник прозвучали предположения, что российский парламент может ратифицировать СНВ-2 с рядом оговорок - и прежде всего касающихся соблюдения условий ПРО.

Но и без того СНВ-2 базируется как на СНВ-1 (1968 г.), так и на ПРО (1972 г.). Нарушение условий любого из этих документов, как и достаточно абстрактное возникновение угрозы национальной безопасности страны влекут неизбежную автоматическую денонсацию СНВ-2.

Москва возражает против попыток США пересмотреть договор по ПРО

Эта ратификация позволит отправляющемуся в Лондон Путину, во-первых, продемонстрировать Западу и всему остальному миру свои миролюбивые намерения, а заодно - и собственную политическую силу, способность управлять законотворческим процессом. Во-вторых, поставить Америку в позу виноватого, необязательного партнера, далеко не столь миролюбивого "на деле", как Россия. Вынудить администрацию США к ответным шагам и продолжить движение в сторону заключения СНВ-3. Наконец, в­третьих, создать более определенную и однозначную ситуацию, при которой Россия может совершенно реально угрожать денонсацией уже ратифицированного документа - со всеми вытекающими последствиями.

Семь лет прошло. Подросли "тополя"…

О последствиях речь особая. Семь лет, прошедшие с момента подписания Договора СНВ-2, изменили многое, в том числе - и в раскладе стратегических ядерных сил. На смену уходящим ракетам S18 в России приходят суперсовременные баллистические "Тополь-М". Они полностью соответствуют духу СНВ-2, поскольку оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. Что, к слову, делает их недостижимыми для всех действующих систем ПРО.

Большинство авторитетных военных экспертов в России (независимый обозреватель Павел Фельгенгауэр, обозреватель "Общей газеты" Виктор Литовкин, обозреватель Издательского дома "Коммерсантъ" Иван Сафронов и другие) убеждены, что перевооружение российских РВСН ракетами класса "Тополь-М" преследовало именно такую цель: в случае нарушения партнером (США) любых своих обязательств тут же прибегнуть к ответной мере и переоснастить "тополя", снабдив их разделяющимися боеголовками.

Получается, что эти семь лет не прошли даром для России - она сумела выиграть время и обрести новое оружие, которому не страшны даже "звездные войны". Во всяком случае, возможность восстановления стратегического ядерного потенциала после выполнения всех обязательств по СНВ-2 больше не является для России такой тяжкой проблемой, как семь лет назад. И, хотя процесс постановки "тополей" на боевое дежурство идет довольно медленно (один полк в год), тянуть с ратификацией дальше было уже не в интересах России.

Владимир Ардаев, Москва

5 февраля 2018 года истек срок выполнения основных ограничений, которые накладывались на Россию и США, подписанным ими договором СНВ-3. Полное название подписанного документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Данный двусторонний договор регулировал дальнейшее взаимное сокращение арсенала развернутых стратегических ядерных вооружений и пришел на смену договору СНВ-I, который истек в декабре 2009 года. Договор СНВ-3 подписали 8 апреля 2010 года в Праге президенты двух стран Дмитрий Медведев и Барак Обама, он вступил в силу 5 февраля 2011 года.

вопроса


Стоит отметить, что страны задумались о сокращении стратегических наступательных вооружений еще в конце 1960-х годов. К тому моменты и СССР, и США накопили такие ядерные арсеналы, которые позволяли не просто по несколько раз обратить в пепел территорию друг друга, но и уничтожить всю человеческую цивилизацию и жизнь на планете. К тому же ядерная гонка, которая являлась одним из атрибутов холодной войны серьезно била по экономике двух стран. На наращивание ядерного арсенала тратились огромные денежные средства. В этих условиях между Советским Союзом и США в 1969 году в Хельсинки начались переговоры с целью ограничения ядерных запасов.

Данные переговоры привели к подписанию первого договора между странами – ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений), который был подписан в 1972 году. Подписанный СССР и США договор закреплял количество средств доставки ядерного для каждой из стран на том уровне, на котором они находились на тот момент времени. Правда, к тому моменту и в США, и в СССР уже начали оснащать свои баллистические ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения (они несли сразу несколько боеголовок). В результате именно в период разрядки отношений начался новый, ранее невиданный, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала. В то же время договор предусматривал принятие на вооружение новых МБР, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором ранее были списаны баллистические ракеты наземного базирования.

Продолжением данного договора стал договор ОСВ-II, подписанный странами 18 июня 1979 года в Вене. Данный договор запрещал выводить ядерное оружие в космос, также он установил ограничения на максимальное количество стратегических носителей: пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ, самолетов стратегической авиации и ракет (но не собственно ядерных боезарядов) ниже существующего уровня: до 2400 единиц (в том числе до 820 пусковых установок МБР, оснащенных разделяющейся головной частью). Помимо этого стороны обязывались к 1 января 1981 года уменьшить количество носителей до 2250. Из общего количества стратегических систем лишь 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения. Накладывал договор и другие ограничения: он запрещал проектирование и развертывание баллистических ракет, базирующихся на плавсредствах (за исключением подлодок), а также на морском дне; мобильных тяжелых МБР, крылатых ракет с РГЧ, ограничивал максимальный забрасываемый вес для баллистических ракет подводных лодок.


Следующим совместным договором о сокращении стратегических наступательных вооружений стал бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Он поставил под запрет разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. В соответствии с данным договором страны в течение трех лет должны были уничтожить не только все баллистические ракеты наземного базирования данных типов, но и все пусковые установки, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской части Советского Союза. Этим же договором впервые вводилась универсальная классификация баллистических ракет по дальности.

Следующим договором стал СНВ-1, подписанный CCCР и США 31 июля 1991 года в Москве. Он вступил в силу уже после распада Советского Союза – 5 декабря 1994 года. Новый договор был рассчитан на 15 лет. Условия подписанного соглашения запрещали каждой из сторон иметь на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики). Максимальное количество самих ядерных зарядов было ограничено 6000. 6 декабря 2001 года было объявлено о том, что страны полностью выполнили обязательства по данному договору.

Подписанный еще в 1993 году договор СНВ-2 сначала длительное время не могли ратифицировать, а затем от него просто отказались. Следующим действовавшим соглашением стал договор о сокращении наступательных потенциалов СНП, который ограничивал максимальное число боезарядов еще в три раза: от 1700 до 2200 единиц (по сравнению с СНВ-1). При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись государствами самостоятельно, в договоре этот момент никак не регламентировался. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года.

СНВ-3 и его итоги

Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступил в законную силу 5 февраля 2011 года. Он сменил договор СНВ-1 и отменил действие Договора СНП от 2002 года. Договор предусматривал дальнейшее масштабное сокращение ядерных арсеналов России и США. Согласно условиям договора к 5 февраля 2018 года и в дальнейшем суммарное количество вооружений не превышало 700 развернутых МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, 1550 зарядов на этих ракетах, а также 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Именно в договоре СНВ-3 впервые было введено понятие «неразвернутые» носители и пусковые установки, то есть не находящиеся в боевой готовности. Они могут использования для обучения или испытаний и не имеют боеголовок. В договоре также отдельно был зафиксирован запрет на базирование стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий двух государств.


Договор СНВ-3 помимо ограничения непосредственно ядерного оружия подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, которые были получены во время испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. При этом производить обмен информацией о числе носителей и боеголовок стороны обязаны два раза в год. Также отдельно была прописана инспекционная деятельность, в инспекции могут принимать участие до 300 человек, кандидатуры которых согласуются в течение месяца, после чего им выдаются визы на два года. При этом сами инспекторы, члены инспекционных делегаций и летных экипажей, а также их самолеты во время проведения инспекций на территории двух стран пользуются полной неприкосновенностью.

В 2018 году ожидается продление договора СНВ-3, так как его срок истекает только в 2021 году. Как отмечал в январе 2018 года посол США в России Джон Хантсман, доверие между государствами в вопросе сокращения вооружений в настоящее время не утеряно – Вашингтон и Москва успешно работают над реализацией СНВ-3. «Мы работаем в позитивном направлении в отношении СНВ-3, я называю его «момент воодушевления», после 5 февраля работа не остановится, работа будет более интенсивной. Тот факт, что мы подходим к этой дате достижения целей, внушает доверие», – отметил посол.

Как отмечает ТАСС, на 1 сентября 2017 года Российская Федерация располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения, 1561 ядерным боезарядом и 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками МБР, БРПЛ и ТБ. США располагали 660 развернутыми носителями, 1393 боезарядом и 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками. Из опубликованных данных следовало, что для России, для того чтобы вписаться в лимит по СНВ-3, необходимо было сократить 11 боезарядов.

Ядерный арсенал России и США

На сегодняшний день основу современных стратегических вооружений продолжает составлять ядерное оружие. В некоторых случаях к нему также относят высокоточное оружие с обычными боеголовками, которое может применяться для уничтожения стратегически важных объектов противника. По назначению оно делиться на наступательное (ударное) и оборонительное вооружение. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят все наземные комплексы МБР (как шахтные, так и мобильные), стратегические атомные ракетные подводные лодки (АРПЛ), а также стратегические (тяжелые) бомбардировщики, которые могут выступать носителями стратегических крылатых ракет класса «воздух-поверхность» и атомных авиабомб.

Тополь-М мобильная версия


Россия

Под действие договора СНВ-3 в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) попадают следующие МБР: РС-12М «Тополь»; РС-12М2 «Тополь-М»; РС-18 (по натовской кодификации – «Стилет»), РС-20 «Днепр» (по натовской кодификации «Сатана»), Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода»; РС-24 «Ярс». По данным ТАСС, в настоящее время в составе российской группировки РВСН находится около 400 МБР с боевыми блоками различных типов и различной мощности. Таким образом, здесь сосредоточено более 60 процентов оружия и боезарядов стратегических ядерных сил Российской Федерации. Заметным отличием от США является наличие в наземном компоненты ядерной триадымобильных комплексов. Если в США МБР располагаются исключительно в стационарных шахтных установках, то в РВСН, наряду с шахтным базированием, используются и подвижные грунтовые ракетные комплексы на базе многоосных шасси МЗКТ-79221.

В 2017 году РВСН пополнились 21 новой баллистической ракетой. В дальнейших планах – выведение из эксплуатации МБР «Тополь» с заменой их на более современные и совершенные МБР «Ярс». При этом Москва рассчитывает продлить срок службы стоящих на вооружении РВСН наиболее тяжелых МБР Р-36М2 «Воевода» как минимум до 2027 года.

Морская составляющая российской ядерной триады представлена, по состоянию на 1 марта 2017 года, 13 атомными подводными лодками с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Основу составляют 6 подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин», которые вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и их модификацией «Лайнер». Также в строю по-прежнему находятся три АПЛ более раннего проекта 667БДР «Кальмар» и одна лодка проекта 941УМ «Акула» – «Дмитрий Донской». Она же является самой большой подводной лодкой в мире. Именно на «Дмитрии Донском» проводились первые испытания новой российской МБР, попадающей под действие договора СНВ-3 – ракеты Р-30 «Булава», которую выпускают в Воткинске. Помимо перечисленных подлодок боевую вахту в настоящее время несут и три атомных субмарины нового проекта 955 «Борей», вооруженные «Булавой», это лодки: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Каждая из этих подлодок несет на борту до 16 МБР. Также по модернизированному проекту «Борей-А» в России строится еще 5 таких ракетоносцев.

АПЛ проекта 955«Борей»


Основу воздушной части ядерной триады в России составляют два стратегических бомбардировщика, попадающих под действие договора СНВ-3. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 (16 штук) и почетный ветеран – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС (около 40 развернутых). По оценкам специалистов, эти турбовинтовые самолеты можно будет успешно использовать вплоть до 2040 года.

Современный ядерный арсенал США состоит из шахтных МБР Minuteman-III (насчитывается 399 развернутых пусковых установок МБР и 55 неразвернутых), баллистических ракет на подводных лодках Trident II (212 развернутых и 68 неразвернутых), а также крылатых ракет и авиационных бомб с ядерной боевой частью, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Ракета Minuteman-III на протяжении длительного времени является основой американских сил ядерного сдерживания, она состоит на вооружении с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на вооружении американской армии. Все это время ракеты постоянно модернизировались: замена боевых блоков, силовых установок, систем управления и наведения.

Тестовый запуск МБР Minuteman-III


Носителями МБР Trident II являются атомные подводные лодки класса «Огайо», каждая из которых несет на своем борту по 24 таких ракеты, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения (не более 8 боевых блоков на ракету). Всего в США было построено 18 таких субмарин. При этом 4 из них уже переоборудованы в носители крылатых ракет, модернизация ракетных шахт позволила разместить на них до 154 крылатых ракет «Томагавк» по 7 в шахте. Переоборудовано 22 шахты, еще две используются как шлюзовые камеры для стыковки мини-подлодок или специальных модулей для выхода боевых пловцов. С 1997 года это единственный тип американских ПЛАРБ, состоящих на вооружении. Основным их вооружением является МБР Trident II D-5. По оценкам американских специалистов, эта ракета является самым надежным оружием в составе стратегического арсенала США.

Также Пентагон включил в число развернутых стратегических бомбардировщиков – 49 машин, в том числе 11 малозаметных стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit и 38 «старичков» Boeing B-52H, еще 9 B-2A и 8 B-52H числятся неразвернутыми. Оба бомбардировщика могут использовать как крылатые ракеты с ядерными боеголовками, так и атомные бомбы свободного падения и управляемые авиабомбы. Еще один американский стратегический бомбардировщик B-1B, разработанный в 1970-е годы специально для нанесения ракетных ударов по территории Советского Союза, с 1990-х годов переоборудуется в носителя обычных вооружений. К моменту окончания действия СНВ-3 армия США не планирует использовать его в качестве носителя ядерного оружия. По данным на 2017 год в составе американских ВВС насчитывалось 63 бомбардировщика B-1B Lancer.

Малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit

Взаимные претензии сторон

Заместитель госсекретаря США Джон Салливан рассказал, какое условие должно выполняться, чтобы США соблюдали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ (речь о договоре СНВ-3) и договор о ликвидации ракет средней и малой дальности РСМД. По словам Салливана, США «хотят соблюдать соглашения по контролю над вооружениями, однако для этого их «собеседники» должны быть «настроены таким же образом», – передает его слова агентство «Интерфакс». Стоит отметить, что в январе 2018 года Госдеп подтвердил выполнение Россией условий, подписанного в 2010 году договора СНВ-3, однако США по-прежнему продолжают обвинять Россию в нарушении договора о РСМД. В частности в Вашингтоне считают, что в Екатеринбурге в ОКБ «Новатор» была создана новая крылатая ракета наземного базирования – сухопутная модификация знаменитого «Калибра». МИД России в свою очередь отмечает, что приводимая в пример крылатая ракета наземного базирования 9М729 соответствует условиям договора.

В то же время, по словам председателя комитета Госдумы РФ по обороне Владимира Шаманова, Москва испытывает серьезные сомнения по поводу выполнения Вашингтоном взятых на себя обязательство по СНВ-3. Шаманов отметил, что Россия так и не получила подтверждения переоборудования пусковых установок ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков B-52М. Основные вопросы российской стороны, касаются переоборудования части американских стратегических наступательных вооружений. Как отметил Владимир Путин в ходе встречи с руководителями ведущих российских СМИ 11 января 2018 года, США должны верифицировать проводимые изменения, чтобы Россия могла убедиться в отсутствии возвратного потенциала по некоторым носителям. Отсутствие у Москвы подобных доказательств вызывает озабоченность. По словам посла России в США Анатолия Антонова, по данному вопросу с американской стороной продолжается диалог.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4925548
https://vz.ru/news/2018/1/18/904051.html
http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_snv-3
Материалы из открытых источников

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних соглашений между СССР и США по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Раундов переговоров было несколько. В результате были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. Первый - в 1972 году, второй - в 1979 году.

Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР

Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении. Данный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить - восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.

Позиция США

Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений. Для нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.

Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке - при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения - подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.

Концепция США при Никсоне

Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.

Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.

Принципы по развитию американских стратегических сил

Итак, администрация Никсона объявила о "концепции достаточности". Официально были предложены следующие принципы:

  1. Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
  2. Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
  3. Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
  4. Обеспечения защиты США от ядерных ударов.

Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.

Проблема противоракетной обороны

Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.

США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.

Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны - это морально, а развитие нападения - безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.

Развертывание американских ПРО - угроза предстоящих соглашений

В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.

К 1972 году Правительство и уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения - незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.

Визит Никсона в СССР и подписание договоров

В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.

В мае также был подписан другой договор - "Договор об ограничении систем противоракетной обороны". Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США - несколько объектов с ядерным оружием.

Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения

ОСВ-1 - это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.

В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет - РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.

ОСВ-2

ОСВ-1 и ОСВ-2 - это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 - единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.

Основные положения

ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.

ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.

ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.

СНВ-1 и СНВ-2

История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора - сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.

После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор - СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов - «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».

СНВ-3

В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.



Читайте также: