«Душа по природе - христианка», - когда-то сказал Тертуллиан, на что спустя много веков В.В. Розанов произнес: «Ничего подобного. Душа по природе - язычница». Так и борется в нашем человеке язычник с христианином, и эта борьба рождает порой многочисленные дилеммы. Так, многие задаются вопросом можно ли носить чужой нательный крестик. Не переходит ли вместе с чужим крестом и чужая судьба или чужие грехи?
Можно ли носить чужой нательный крестик
Протоиерей Александр Лебедев считает, что бояться найденного нательного крестика из-за того, что грехи человека, потерявшего символ веры, передадутся другому - бред, который легче выдумать, чем комментировать.
На вопрос: «Можно ли носить крестик другого человека?», - достаточно также спросить самого себя: «Как собственные страсти, которые принадлежат исключительно конкретной личности и дают только ей исключительное право бороться со своими грехами, могут перейти к ни в чем не повинному лицу, у которого, конечно, своих ошибок достаточно».
Православные кресты
Кроме того, каждый получает свои жизненные тяготы, которые необходимо нести с терпением и благодарностью, потому что Господь посылает испытания для исцеления души. Каждый просит в молитвах: «Господи, помилуй», что по-гречески звучит как «Кириэ элэйсон». Элэйсон переводится как «масло», а оливковое масло - это первое лекарство человека в мире.
Невозможно, чтобы нательный крестик, который нашли и одели, влиял сам по себе на характер человека, на прибавление грехов или на избавление от оных, а также каким-то магическим образом вычерчивал линию жизненного пути.
Важно. Православие - это, в первую очередь, здравомыслие, и никакие действия, не связанные с личными, осознанными поступками человека, добрыми или злыми, не могут изменить личность или повлиять на жизненные события, происходящие с человеком.
Бояться найденного креста не стоит, так как крест - это святыня, а не языческий амулет. С тех самых пор, как Христа ради нашего спасения распяли, нательный крест оберегает человека от нечистой силы так же, как и крестное знамение. Другой человек, носивший его и потерявший, не в силах изменить его назначение как защитной силы против зла.
Поэтому все приметы, связанные с ним - суеверие.
О суевериях:
Какой крест признано считать православным
Для христианина важны основные ключевые аспекты. Крест должен быть:
- четырех- , шести-, восьми- конечной формы;
- с надписью «Спаси и сохрани» с двух сторон, а не с декоративными камнями (желательно, как рекомендация от батюшек), детям рекомендуются простые, не инкрустированными драгоценными камнями;
- приобретен в церкви, тогда он уже освященный, если куплен в ювелирном магазине или найден - его необходимо освятить у любого православного священника;
- материал изготовления не имеет значения. А также как не важен и размер, за исключением того, что малышам лучше носить маленькие крестики без острых углов.
Что делать с найденным крестом. Ответы священников
Если человек сам нашел православный крест на улице, священники рекомендуют обязательно его освятить, так как неизвестно, был ли он ранее освящен.
Читайте о нательном кресте:
Если все же есть сомнения относительно найденного крестика, священники советуют, в первую очередь, освятить его, а затем:
- подарить крестнику или бедному христианину, у которого нет материальной возможности купить его;
- носить самому;
- пожертвовать в храм.
Таким образом, православие однозначно в вопросе найденного или потерянного креста, как и в вопросе «куда читать Евангелие», «какой рукой ставить свечку в храме».
Протоиерей Александр Лебедев предлагает свести к абсурду суеверия, связанные с найденными крестами. Если грехи могут передаться через вещи, то почему бы тогда и добродетелям не передаваться таким же способом? Тогда стоило бы только приобрести вещь, принадлежащую праведному человеку, как у человека невольно появлялся нимб над головой. Тогда можно было бы специально терять крестики, чтобы собственные грехи можно было скинуть, как ненужный груз, на других.
Важно! Боязнь чужих крестов - совершенно абсурдная вещь, противоречащая здравому смыслу и не имеющая ничего общего с православной верой.
Посмотрите видео о найденном крестике
Нательный крестик - зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя?
НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК
Из всех мировых религий христианство занимает в России особое положение. По статистике, не менее двух третей россиян приняли Таинство Крещения. В этом Таинстве, среди прочих действий, на шею человека возлагают нательный крест. О том, откуда появилась традиция ношения нательных крестиков, зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя, - об этом и другом пойдет речь в нашей статье.
Немного истории
Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. Однако крест как орудие спасения был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. Из деяний 7-го Вселенского Собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г .) и Прокопий (умучен в 303 г .) носили на груди крест. Об этом обычае также пишет Понтий, жизнеописатель священномученика Киприана Карфагенского (ум. 258 г .), и другие. Христиане носили изображение креста на теле, чаще всего на челе и на груди. Если одни христиане носили крест под одеждой из-за страха гонений либо из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками, то были и другие, которые желали исповедовать Христа, свою веру. Такое смелое и решительное исповедничество побуждало делать изображение креста на челе как на самом заметном месте человеческого тела. Сегодня сохранилось очень мало внешних источников, которые сообщали бы об этой благочестивой традиции ношения креста, потому как в первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. На русской земле кресты носили не на теле, а поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Назывались они энколпионами - от греческого слова «нагрудный». Энколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной их стороны помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже - и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей.
Значение креста
Что же символизирует собой нательный крестик и в чем необходимость его ношения? Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Эта сопричастность заключается не столько в том, чтобы теоретически признать, что Христос когда-то, более двух тысяч лет назад, в Иерусалиме физически и морально пострадал, сколько в том, чтобы принять: я, так же, как и Господь, готов ежедневно приносить себя в жертву - через борьбу со своими страстями, через прощение и неосуждение своих ближних, через построение своей жизни согласно Евангельским заповедям Спасителя - в знак любви и благодарности к Нему.
Большая честь
Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Сознательное пренебрежение и кощунственное отношение к кресту в русском народе всегда понималось как акт богоотступничества. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Православная Церковь верует, что по вере человека через крест Христов невидимым образом проявляется (действует) сила Божия. Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.
Никчемные суеверия
Но, несмотря на животворящую силу креста, многие люди доверяют (следуют) различным суевериям, связанным с крестом. Вот пример одного из них: «Видеть во сне нательный крестик - тревожный знак, а если Вам приснилось, что Вы потеряли крестик, будьте готовы к неприятностям, которые не замедлят свалиться на Вас», - в один голос утверждают толкователи снов. Но самое распространенное суеверие, связанное с Распятием, говорит нам о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи. Однако когда речь заходит о нахождении потерянных денег, то о чужих грехах, тем более о чужой боли, никто и не вспоминает. А на волнующих многих «серьезный вопрос» о том, что значит, когда потерялся крестик, хочется так же серьезно ответить, что это значит, что порвалась цепочка или веревочка, на которой висел этот крестик. Наличие в человеке суеверного, то есть напрасного, пустого отношения к кресту свидетельствует о маловерии и даже недоверии Христу, а значит, и Его искупительному жертвенному подвигу, совершенному на Кресте. В данном случае надежда и любовь к Богу и доверие к Божьему Промыслу заменяется недоверием и страхом перед неизвестным.
Сомнительные цели
С какой целью носят нательные крестики сегодня и носят ли их вообще? Вот какие ответы на этот вопрос были размещены на одном из интернет-форумов: . ношу как оберег-талисман; . потому что это красиво и, наверное, просто помогает; . крестик ношу, но не как символ веры, а как подарок близкого мне человека; . ношу потому, что, говорят, счастье приносит; . не ношу, так как считаю это идолопоклонничеством, в Библии нет указания на этот обычай; . крест не ношу по двум причинам: у меня ужасно чешется шея от всех эти цепочек, а второе - я, конечно, верующая, но не до такой же степени… Так рассуждают именно невоцерковленные люди с языческим, а то и потребительским отношением к вере и религии. Но среди такого типа людей есть часть, которая вообще не приемлет ношение креста, мотивируя это следующим: «Бог у меня и так в душе»; «В Библии Бог не повелевает носить крестик»; «Крест - это символ смерти, позорное орудие казни» и т.д. Чего только не придумает человек в качестве оправдания своего элементарного невежества в области христианской культуры! Таким образом, большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Церковь говорит о том, что крест - это святыня, на которой было совершено спасение людей, свидетельствующая о любви Божией к нам. По принятии Таинства Крещения человек начинает именоваться христианином, а значит, тем, кто готов всей своей жизнью засвидетельствовать верность Богу через несение своего жизненного креста и следование Его заповедям. Именно об этом постоянно напоминает нам образ креста на нашей груди. Православные христиане призваны, взирая на крест, относиться к нему с великим благоговением и ответственностью. Такое трепетное отношение к кресту и памятование о нем как о святыне зачастую удерживает человека от совершения плохого поступка. Недаром на Руси человеку, совершившему преступление, говорили: «Креста на тебе нет». Эта фраза несет в себе не буквальный, физический смысл отсутствия крестика на теле, но говорит об отсутствии памятования, серьезного христианского отношения к кресту и вере христианской. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать крестик с тела без серьезной надобности. Тот факт, что на Руси делали специальные банные кресты из дерева, дабы не обжечься крестиком из металла, говорит о том, что люди не хотели снимать кресты даже на короткое время (во время мытья). Недаром в русском народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом». Но бывают ситуации, когда того требуют определенные обстоятельства - к примеру, операции на теле. В таких случаях не следует пренебрегать требованием врача, достаточно осенить себя крестным знамением и положиться на волю Божию. Вопрос, надевать или не надевать крестики грудным младенцам, у многих людей вызывает страх, потому как ребенок якобы может задушиться веревочкой или цепочкой, на которой находится Распятие. Но еще не известно ни одного такого несчастного случая, когда ребенок собственноручно задушил бы себя или нанес бы себе раны крестиком. Это всего лишь напрасные опасения или суеверные предрассудки взрослых. Единственный совет родителям - не следует надевать детям на шею слишком длинную веревочку или цепочку. Заключение Крест - это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить, не талисман и не подарок, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку. Не случайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит». Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей и жить согласно Евангельским заповедям. И дай Бог нам, взирая на свой крестик, чаще вспоминать слова Господа и действовать согласно Его призыву: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф 16:24).
Диакон Константин Киосев
Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
Скрыть объявлениеУВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Скрыть объявление
(Зеленова Е. В.) («Туризм: право и экономика», 2013, N 3)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАЛОМНИЧЕСКИХ СЛУЖБ
Е. В. ЗЕЛЕНОВА
Зеленова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин юридического факультета Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых».
В статье анализируются цели и задачи паломнических служб, организационно-правовая основа их деятельности в контексте федерального законодательства об основах туристской деятельности, а также правовое поле их реального существования.
Ключевые слова: паломническая служба, паломническая поездка, туристская деятельность.
Legal status of pilgrim services E. V. Zelenova
Zelenova Elena Viktorovna, senior teacher of the Chair of Social-law Disciplines of the Law Faculty of Murom Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution «Vladimir State University named after A. G. Stoletov and N. G. Stoletov».
The article analyses purposes and tasks of pilgrim services, organizational-law basis for activities thereof in the context of the Federal legislation on fundamentals of tourist activities as well as legal sphere of their existence.
Key words: pilgrim service, pilgrim trip, tourist activities.
Вектор духовного развития современного российского общества вызывает немалые опасения. Под воздействием процессов глобализации мы все больше становимся обществом потребителей, в котором отношения строятся по принципу получения максимальной выгоды от продажи товаров и услуг. Это касается в том числе и духовной сферы, а именно института церкви. Исходя из этого принципа, паломничество, которое испокон веков считалось духовным подвигом православного человека, сегодня отнесено к туристской деятельности. Так, в Федеральном законе об основах туристской деятельности в РФ туризмом являются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» <1>. ——————————— <1>
Туризм — понятие в первую очередь коммерческое. В июне 2007 г. вступили в силу изменения в ФЗ N 132 от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», направленные на защиту прав потребителей от невыполнения своих обязательств туристскими фирмами. В соответствии с этим все туроператоры должны иметь финансовое обеспечение своей деятельности, равное 500 тыс. для организации путешествий по своей стране и 10 млн. руб. для выездного туризма <2>. Если у туристских предприятий данное изменение не вызывает больших проблем, то для большинства паломнических организаций, деятельность которых подпадает под действие данного Закона, на сегодняшний день зачастую невыполнимо. В связи с тем, что чаще всего они являются структурными подразделениями зачастую небогатых монастырей и церковных приходов. ——————————— <2> Там же. Ст. 17.1.
Паломнические службы, создаваемые в епархиях, призваны упорядочить деятельность приходов, туристских предприятий и других учреждений по организации паломнических поездок. Их задачами являются: организация паломнических поездок по святыням России и зарубежных стран; разработка маршрутов паломнических поездок по основным святыням; прием паломников из других епархий, приезжающих для поклонения святыням; ведение миссионерской работы через паломнические поездки; духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи через паломнические поездки, а также организация паломнических лагерей. Паломнические службы, действующие на территории РФ, являются религиозными организациями, а следовательно, их деятельность регламентируется ГК РФ (ч. 1), который признает их некоммерческими организациями <3>, а также Законом о некоммерческих организациях, в котором отражено право религиозных организаций заниматься предпринимательской деятельностью <4>, и ФЗ о религиозных объединениях, в котором отражено право организации паломничества для членов религиозных организаций <5>. Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица, каковыми и являются паломнические службы. Но вместе с тем все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, кроме того, все предприятия и организации, занимающиеся операторской туристской деятельностью, должны быть зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров и иметь финансовое обеспечение, соответствующее их предпринимательской деятельности. ——————————— <3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: в ред. от 06.04.2011. Ст. 117. <4> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях». Ст. 6. <5> Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и религиозных объединениях». Ст. 16, 20.
В соответствии с законодательством РФ паломнические службы создаются не с коммерческими целями, а для удовлетворения духовных потребностей граждан, следовательно, прибыль, извлеченная из продажи паломнических туров, должна направляться на компенсацию затрат по организации этого тура, а также на развитие самой службы, храма или монастыря, на базе которого она функционирует. Несмотря на то, что паломничество представляет собой религиозную некоммерческую деятельность, как было отмечено выше, в законодательстве РФ оно приравнивается к туристской поездке <6>. И, соответственно, его организация подпадает под действие данного Закона. В связи с этим, как показало проведенное нами исследование, наметились следующие тенденции организации паломнических поездок. ——————————— <6> Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Ст. 1.
1. Организованное паломничество, т. е. строго регламентированное и предварительно оплаченное: а) организованное паломническими службами, имеющими официальный статус и зарегистрированными в Едином федеральном реестре туроператоров; б) организованное туристскими предприятиями как разновидность туристской поездки; в) организованное образовательными учреждениями поездки по святым местам для школьников в рамках экскурсионной программы с помощью туроператоров. 2. Неорганизованное паломничество — самостоятельно спланированное и организованное путешествие: а) организованное церковными приходами как разновидность самодеятельного туризма; б) самостоятельные поездки отдельных граждан или группы к православным святыням с целью поклонения и участия в богослужении. В рамках нашего исследования было выявлено, что 90% опрошенных для организации паломнической поездки хотели бы воспользоваться услугами паломнических служб, т. к. только представители религиозного культа могут обеспечить соблюдение всех канонов данного ритуала. Однако большинство паломнических поездок сегодня организуются туроператорами как разновидность туристической деятельности, а также церковными приходами как самостоятельные. Так как из 500 действующих в РПЦ православных паломнических центров при храмах и монастырях <7> только 10 зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров <8>, т. е. потребители их услуг защищены законодательством, можно предположить, что требование Закона о финансовом обеспечении туристской деятельности привело к тому, что большинство паломнических служб, находясь при небольших или небогатых монастырях и приходах в провинции, не имеют финансовой возможности, а значит, и юридического основания официально считаться паломнической службой, т. е. существуют нелегально. Следовательно, в организованных ими паломнических поездках никто не несет никакой ответственности за путешествующих, которым остается надеяться только на Бога. ——————————— <7> Архиепископ Егорьевский Марк. По пути в Эфес // Покров. 2011. N 10(490). С. 37. <8> Единый федеральный реестр туроператоров. URL: http://reestr. russiatourism. ru/ (дата обращения: 26.05.2012).
Представители РПЦ не раз пытались найти компромиссное решение с представителями власти в вопросе разделения понятий «туризм» и «паломничество» на правовом уровне для предоставления возможности паломническим службам осуществления своей деятельности как религиозной, а не туристской организации. Это присутствует в правовой практике таких стран, как Индия, Израиль, Непал, Саудовская Аравия, и некоторых других <9>. При разделении этих двух видов деятельности главным критерием является цель поездки. Для туризма, пусть и с религиозной тематикой, это знакомство с историей религии, архитектурой, художественными произведениями, которыми так или иначе являются предметы религиозного культа. Целью паломнической поездки является ритуальное участие в религиозной жизни посещаемого места. Эта проблема впервые была заявлена на Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», организованной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 г. И впоследствии обсуждалась на всех последующих конференциях, ставших ежегодными. На этой же конференции позиция государства была озвучена руководителем Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму В. Фетисовым: «Федеральное агентство разделяет позицию РПЦ о том, что паломничество не является туризмом, и считает необходимым законодательно разделить эти понятия» <10>. На основании материалов конференции в Государственную Думу были внесены предложения по данному вопросу. В это же время при Федеральном агентстве была создана рабочая группа по вопросам в сфере туризма, куда вошли в том числе представители РПЦ. Но прошло уже 11 лет, три раза сменился состав Государственной Думы, сменило название и руководителя Федеральное агентство, а вопрос остается нерешенным. В чем же причина такой «непробиваемости»? Может быть, государству не выгодно подобное решение? Потоки паломников, классифицируемые как туристы, одни из самых массовых, если им предоставить льготы, можно лишиться большой доли прибыли. ——————————— <9> Житенев С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст: Дис. … канд. культурологии. М., 2011. С. 117. <10> Сборник материалов Первой общецерковной конференции «Православие и паломничество: традиции и современность». М.: Издание Паломнического центра Московского патриархата, 2004.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в наше время, когда происходит возрождение духовной и религиозной жизни общества, а также паломничества как составляющей части богослужения, важно, чтобы это проходило на правильных началах. Чтобы ответственные за этот процесс понимали его содержание и функции и создавали соответствующие условия.
Литература
1. Архиепископ Егорьевский Марк. По пути в Эфес // Покров. 2011. N 10(490). С. 37. 2. Единый федеральный реестр туроператоров. URL: http://reestr. russiatourism. ru/ (дата обращения: 26.05.2012). 3. Житенев С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст: Дис. … канд. культурологии. М., 2011. С. 117. 4. Сборник материалов Первой общецерковной конференции «Православие и паломничество: традиции и современность». М.: Издание Паломнического центра Московского патриархата, 2004. 5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ: в ред. от 01.07.2011. Статья 1. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: в ред. от 06.04.2011. Статья 117. 7. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ: в ред. от 01.07.2011. Статьи 16, 20. 8. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ: в ред. от 01.07.2011. Статья 17.1. 9. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ: в ред. от 18.07.2011. Статья 6.
——————————————————————
Прим. ред., – Паломничество – это путешествие к святым местам. Паломничество в православном христианстве часто называют “православным туризмом”, что не совсем верно, потому что паломничество не очень похоже на туристический поход. Паломники отправляются в путь ради молитвы, общения с Богом и возможности увидеть православные святыни. К такому путешествию надо духовно подготовиться. Часто паломники преодолевают трудности, держат пост, специально берут определенные обеты. Многие едут в паломничество, чтобы потрудиться в монастыре или ради миссионерской деятельности, по пути рассказывая о Христе. Паломничество – древняя традиция. При многих храмах и монастырях существуют специальные паломнические службы. Уже сформировались паломнические традиции, а первые паломничества совершались в апостольские времена.
Кошмар обыкновенный
Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.
Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:
– Да, конечно, места есть.
И мы едем.
По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.
Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потом…ехать обратно.
Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.
Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.
Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.
Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,…люди добрые?»…
Та самая дорога
Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).
Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.
Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино…
Шамордино. Госпожин луг
Православное паломничество и православный туризм
В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.
С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».
Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).
Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.
Ни мышонок, ни лягушка…
Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.
С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.
В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».
Между тем, надо понимать, что «паломническая служба» – это такая же туристическая компания. И работает она с туристами-паломниками, с одной стороны, и с персоналом – водители, сопровождающие групп – с другой.
В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.
Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.
Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.
И вообще, если вас довезли до места, но почти ничего не рассказали, неправильно сориентировали и не слишком удачно поселили, будьте готовы к возражению «а мы брались вас только доставить».
И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».
Что делать?
- Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
- В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
- Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
- Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
- Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.
И удачного паломничества.