Значение сми в формировании позитивного образа власти. Роль сми в формировании образа россии малеева ольга вячеславовна

Образ страны является продуктом массового сознания, которое принципиально отличается от сознания индивидуального. Если индивидуальное сознание формируется на основе личного опыта, личных переживаний и эмоций, то общественное сознание включает в себя опыт многих поколений. Таким образом, появляются стереотипы, основанные на переживаниях, симпатиях или антипатиях. И в отношении государства данные стереотипы сложны для их преодоления.

Несомненно, на протяжении многих веков в каждом государстве появляется стереотипы по отношению к другому государству, принадлежащему к иной культуре. Восприятие России другими государствами, в частности западными, неоднозначно. Представляя Россию как холодную страну с неблагоприятными условиями проживания и с низким уровнем развития экономики и культуры, подкрепляя сомнительными данными из учебников, многие выстраивает вполне негативный образ.

Несомненно, цели и задачи зарубежных СМИ не всегда определяются субъективными факторами, а волей государства. Малеева О.В. в диссертации «Роль СМИ в формировании образа России» с помощью данных показывает, что многие западные страны не заинтересованы в том, чтобы Россия превратилась в сверхдержаву с собственной национальной политикой. Поэтому возникает парадокс, который заключается в том, что образ России зачастую носит негативный характер, несмотря на то, что Россия признала демократические ценности, сотрудничает с США и НАТО в обеспечении безопасности [Малеева 2008].

Также можно проследить тенденцию изображения России западными СМИ как богатое и высокоразвитое государство. Например, говоря о зависимости многих западных держав от поставок энергоресурсов, можно заметить возрастающее число стран, заинтересованных в улучшении отношений с Москвой. Также в данной диссертации приводится характерный факт: «Всемирная служба Би-би-си провела в 34 государствах опрос, который показал, что отношение к России в мире улучшилось за 2007 г. сильнее, чем к другим 13 странам, которые оценивались в опросе. Повышается имидж нашего государства и в 2008 г.» [Малеева, там же].

Однако не только зарубежные, но и отечественные СМИ играют немаловажную роль в формировании образа России в зарубежных странах. До 2001 г. в России многие печатные издания зависели от воли и интересов частных собственников, чей контроль постепенно ужесточался. На сегодняшний день роль государства в распространении СМИ увеличилась, но принятые меры не являются достаточными для повышения информированности, культурного уровня аудитории, воспитания патриотизма и усвоения моральных ценностей. Роль СМИ в данных вопросах очень велика, но осуществляться она должна разумным государственным регулированием в сочетании с влиянием партийных и общественных структур.

Выводы по Главе I.

1. Анализ образа России в СМИ осуществляется с помощью дискурсивного подхода. Дискурс в самом общем понимании - это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия.

2. Масс-медийный дискурс представляет речь участников масс-медийного общения. Таким образом, дискурс СМИ представляет собой срез языкового и культурного состояния общества, так как отражает как языковой, так и культурный уровень развития отдельного социума.

3. Образ государства анализируется с помощью дискурсивного подхода, в ходе которого исследуется внутренняя структура текста или высказывания, а также вычленяются семы, смыслы, создающие специфический образ.

4. Образ государства понимается как знаковая модель, которая передает представления и мнения о национально - государственной общности и ее членах через доступные обыденному сознанию понятия и суждения. Образ - это отражение действительности в сознании индивида и группы, независимо от степени адекватности данного отражения.

5. Цели и задачи зарубежных СМИ не всегда определяются субъективными факторами, а волей государства. Многие западные страны не заинтересованы в том, чтобы Россия превратилась в сверхдержаву с собственной национальной политикой. Однако не только зарубежные, но и отечественные СМИ играют немаловажную роль в формировании образа России в зарубежных странах.

№41 Роль средств массовой информации в построении образа социального мира

Средства массовой информации

В построении образа социального мира в современных обществах огромную роль играют средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Они дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории и тем самым охватывать не отдельных индивидов или отдельные группы, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть как канал формирования массового сознания. Тот переход от социального познания индивида к социальному познанию группы, который предложен в теории социальных представлений, реализуется прежде всего при помощи средств массовой информации, которые не знают в принципе никаких границ своего действия - ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.

Сформулированная еще в 20-е гг. концепция средств массовой информации получила свое воплощение в так называемой «пятичленной формуле» Г. Лассуэла, где обозначены пять элементов, включенных в процесс массовой информации: коммуникатор (кто передает), сообщение (что передается), аудитория (кому передают), канал (посредством какого средства ведется передача), эффективность (каков результат воздействия от передачи). Исследование средств массовой информации традиционно и организуется путем изучения каждого из обозначенных компонентов [см. 14].

Прежде чем остановиться на роли средств массовой информации в формировании образа социального мира, необходимо сказать несколько слов о специфике их воздействия на человека и на массы людей.

Первая из таких особенностей состоит в том, что информация, передаваемая через СМИ, в силу ее огромного масштаба является всегда организованной. В отличие от информации, получаемой, например, в межличностном общении, информация в СМИ должна быть определенным образом структурирована. Но это означает, что в той или другой степени эта информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в результате интерпретацию информации, как бы ее объективный характер ни подчеркивался. В этом смысле характер информации, предлагаемой в СМИ, в чем-то уподобляется информации, предлагаемой в школьных учебниках. Учесть это необходимо при определении роли СМИ в процессе социального познания.

Вторая особенность СМИ заключается в том, что они обеспечивают не только информирование населения, но и служат средством массовой коммуникации, т.е. в своеобразной форме создают контекст общения. Своеобразие этой формы коммуникации в том, что в ее рамках отсутствует непосредственная обратная связь, как это имеет место в межличностном общении: источник передачи информации лишен немедленной возможности узнать о своем воздействии, о том, принята или отвергнута переданная им информация. Характер обратной связи в средствах массовой информации принято обозначать как «отсроченная обратная связь». Более того, и сам процесс общения между потребителями информации здесь также специфичен: каждый отдельный потребитель информации не знает о результатах ее оценки другими. Тем не менее в конечном счете, благодаря публикациям обзоров писем, проведенных опросов, массы людей имеют возможность сравнить результаты своего восприятия с восприятием других людей, и это способствует либо согласию относительно полученных сведений о мире, либо, напротив, противопоставлению одних версий интерпретации другим. Кроме того, публикации в прессе, передачи по радио и телевидению продолжают жить и в непосредственном межличностном общении: обсуждаются, вызывают споры и дискуссии. Образ мира выкристаллизовывается в ситуации разброса мнений и их столкновения, что делает его емким и неоднозначным. Общая закономерность включения коммуникативного процесса в социальное познание проявляет себя и в данном случае.


Третья особенность заключается в том, что подача информации через различные каналы СМИ подчиняется в большей степени, чем при межличностном общении, нормам общения, принятым в обществе. Это предъявляет особые требования к тексту: предполагается, что он должен быть не просто хорошо структурирован, но и быть ясным и понятным для восприятия. К сожалению, это не всегда соблюдается и тогда ценность информации значительно снижается. В идеале же четко сформулированная мысль в тексте сообщения в состоянии более адекватно построить и образ того явления, о котором идет в сообщении речь. Это важно, так как характеристики образа мира при этом становятся более «прозрачными». Вообще использование языка в средствах массовой информации само по себе имеет принципиальное значение в социальном познании. Выше уже отмечалось, что язык служит важнейшим средством оформления наших представлений о явлениях окружающего мира: сам набор используемых категорий, расшифровка их содержания оказывают большое влияние на формирование обыденных представлений. В теории социальных представлений подчеркивается тот факт, что в современных обществах социальное представление всегда есть сплав научного термина и его обыденной трактовки. Легко видеть, что на характер этого сплава немалое влияние может оказать способ, которым социальные категории преподносятся через различные каналы СМИ.

Среди особенностей массового коммуникативного процесса надо указать еще на особую роль коммуникатора. Эта роль здесь специфична: коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Но специфика ситуации в том, что потребителю информации непосредственно «дан» один представитель этого коллектива: будь то автор статьи или ведущий передачи, или даже диктор на радио и телевидении. Информация так или иначе предстает перед потребителем как поданная определенным лицом. Ее восприятие поэтому в большой степени зависит от того, как воспринята сама личность «последнего звена» информирования. В ряде экспериментальных исследований выявлена мера воздействия того или иного средства массовой информации в зависимости не только от содержания информационного сообщения, но и от формы его подачи, а также от степени доверия или недоверия к коммуникатору. Вариации в позиции коммуникатора (отстраненная или, напротив, открытая позиция) хорошо известны и описаны. Умелое их использование повышает эффект, например, пропагандистского воздействия. Но это значит, что информация, получаемая человеком через СМИ, не только препарирована в ее содержании, но и пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле подсказан тем образом, который свойствен коммуникатору.

Все сказанное позволяет сделать вывод о громадной и специфической роли СМИ в процессе социального познания. Собственно перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации. Это дает основание иногда вообще сделать мрачный вывод относительно того, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать его образ, и поставить вопрос о том, в каком же в действительности мире мы живем: нами познанном (не говоря уж о «реальном») или нам предложенном средствами массовой информации?

Теперь уместно более конкретно рассмотреть некоторые из функций СМИ с точки зрения их значения при построении картины социального мира. Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфические социально-психологические функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них - это функции социальной ориентировки человека и группы, формирования социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения .

В контексте проблем социального познания особый интерес представляют функция ориентировки человека и группы в современном мире и функция аффилиации, т.е. выработки программы социальной идентификации.

Ориентировка человека или группы в социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях. Таким образом, эта функция стимулирует двоякого рода социальную активность: в формировании представлений о мире (участие в создании общественного мнения, ибо именно общественное мнение и есть определенная картина какого-то социального явления или мира в целом) и в формировании программы действия в этом мире. Иными словами, средства массовой информации обеспечивают в данном случае то единство познания и поведения, которое и есть главный результат познания человеком социального мира. Значение этой функции, как отмечает Н. Н. Богомолова, «особенно возрастает в переломные моменты истории, в напряженных социальных ситуациях» .

Не менее значима и функция аффилиации, т.е. создания у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней. Данная функция играет непосредственно служебную роль в процессе определения человеком собственной идентичности: информация, передаваемая через СМИ, прежде всего расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр. Кроме того, предложение различных характеристик этих групп, как позитивных, так и негативных, совершенствует оценку их со стороны потребителя информации. Особое значение это имеет для ориентации человека в политической жизни: спектр политических партий и движений только и может быть представлен индивиду через СМИ. В области политической социализации их роль выше, чем семьи и школы. Трудно переоценить значение такой информации для социального познания, для определения своего места в социальном мире и формирования представлений о таком значимом его элементе, как многочисленные социальные группы.

В ранних исследованиях было выявлено, что пресса стимулирует чувства социальной принадлежности и развивает интерес к миру, расположенному за пределами личного окружения. Позже радио и телевидение еще в большей степени расширили внешний мир, предложив слушателям и зрителям становиться непосредственными участниками событий в момент их совершения. Это способствует такому расширению взгляда на мир, которое не может не сказаться на формировании его образа, поскольку делает человека сопричастным, т.е. как бы «действующим» в гораздо более широкой схеме, чем его ближайшее окружение.

Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлагается уже готовый образ какого-либо социального явления. Особую роль в этом играет телевидение. Серия экспериментальных исследований посвящена вопросу о том, как именно подается в прессе или на телевидении образ какой-либо социальной группы. В ряде дипломных исследований кафедры социальной психологии МГУ, например, анализировался образ студента на страницах молодежной прессы или просто образ молодого человека. Во многих американских исследованиях выявлено, как телевидение подает образы представителей различных профессиональных групп, причем сам подбор профессий смещает акценты: общество предстает как состоящее преимущественно из лиц интеллигентных профессий - врачей, адвокатов и пр., реже - из фермеров и мелких предпринимателей. Естественно, это искажает реальную картину общества, но воспринимается она именно так, как ее представляют средства массовой информации.

В этой связи в теориях массовой коммуникации затрагивается очень острый вопрос о мотивах, по которым люди обращаются за информацией именно к этим средствам. На основе данных многочисленных исследований можно сделать вывод, что доминируют три основных мотива: получение информации, потребность в контакте с другими людьми и потребность в развлечении. Два последних мотива достаточно понятны, а вот относительно первого ситуация не такая простая.

Во всех странах с развитой системой телевидения распространена критика в его адрес, связанная с тем, что телевидение искажает реальность, изображает ее с позиций определенных групп в соответствии с какими-то их особыми интересами, порою прямо политически ангажировано. То есть ситуация осознается достаточно четко: телевидение дает «препарированное» изображение жизни. Однако это не снижает интереса к нему и число телезрителей от этого осознания не уменьшается. Можно предположить, что потребитель информации нуждается в такой препарированной картине мира: или потому, что интерпретация совпадает с его собственной (тогда она по законам когнитивного соответствия укрепляет его позицию, поддерживает уверенность в ее «правильности»), или потому, что при помощи анализа этой искаженной картины потребителю легче «обличить» носителя противоположных взглядов, или потому, что извращенная картина мира позволяет индивиду уйти от тягот повседневности, особенно если на экране представлена «красивая жизнь». Но при всех этих обстоятельствах налицо желание получить тот образ, который хочется иметь, или как минимум согласие на своеобразный «обман». Все эти мотивы так или иначе имеют отношение к потребности в получении определенной социальной информации. Отмеченная выше пристрастность социального познания проявляет себя и здесь в полной мере.

Роль средств массовой информации в построении образа социального мира была бы выясненной неполно, если не сказать еще и о распространении при их помощи определенных социальных стереотипов. Если вообще стереотип - продукт исторического развития определенной социальной группы, исторического развития культуры, т.е. складывается на протяжении достаточно длинного периода, то при помощи СМИ стереотип внедряется в сознание отдельных индивидов и целых групп в течение довольно краткого времени. Повторяемость информации, разнообразные формы ее подачи, умелое использование психологических закономерностей восприятия делают, казалось бы, невозможное: несмотря на осознание искажения реальности в прессе, на радио или телевидении, настойчиво повторяемый образ (стереотип) воспринимается и усваивается, превращаясь в фактор индивидуального или массового сознания. Всякий стереотип есть искаженный и трансформированный образ; в случае его внедрения в когнитивную структуру потребителя информации возникает как бы «вторичное» искажение: первый раз телевидение изобразило молодого предпринимателя как жулика, второй раз телезритель, восприняв этот образ, сам дополняет его либо за счет собственного негативного опыта взаимодействия с таким предпринимателем, либо за счет совпадения телеинформации с сетью обыденных суждений (соседей по очереди, по квартире, коллег). Возникает механизм укрепления стереотипа, т.е. определенной фиксации представления о каком-либо социальном явлении.

В 80-е гг. в области исследований СМИ были активно включены разработки, выполненные в рамках психологии социального познания . Так, получили распространение новые модели убеждающей коммуникации, где особое внимание обращается на тот механизм, посредством которого индивид перерабатывает содержание полученного из СМИ сообщения . Одна из моделей - «вероятностная модель переработки информации», предложенная Дж. Качоппо и Р. Петти , особенно широко известна. В модели рассматриваются два способа, которыми действует реципиент:

центральный и периферический. Первый из них предполагает глубокую переработку информации, обеспечивающую выявление логики полученного сообщения, его подтекста. Второй фиксирует внимание реципиента на различных «дополнительных», второстепенных факторах и потому характеризуется поверхностной переработкой информации. Выбор того или иного способа определяется мотивацией реципиента, его когнитивными способностями, от того, нацелен ли потребитель информации изменить свои аттитюды или, напротив, удержаться на прежней позиции. От этого и зависит результат воздействия СМИ на построение образа мира.

В другом варианте - «эвристико-систематической модели» Ш. Чейкин по существу те же два способа названы систематическим и эвристическим.

Естественно, что описанные механизмы воздействия средств массовой информации на построение образа социального мира проявляют себя по-разному в различных аудиториях СМИ. Степень воздействия СМИ вообще, и в частности на построение картины мира, зависит как от ряда индивидуальных характеристик получателя массовой информации, так и от характеристик тех социальных групп, на которые направлено такое воздействие. Аудитория средств массовой информации - объект многочисленных эмпирических исследований как за рубежом, так и в отечественной социальной психологии. Выявлены параметры аудитории, от которых зависит мера восприятия ею информации: возраст, уровень образования, пол, профессиональные и национальные особенности. Из всех аудиторий молодежная аудитория наиболее восприимчива к тому, что ей предлагают СМИ. Ее восприимчивость настолько велика, что информация, полученная через СМИ, давно уже успешно конкурирует с информацией, предлагаемой в семье и школе. Образ мира молодого человека строится под решающим воздействием СМИ.

Сила этого воздействия еще и в том, что построение картины мира происходит как бы в процессе общения с этим миром, если не со всем, то вместе с какой-то большой общностью, группой. Извечная потребность человека в поддержке, в ощущении известной защищенности от ошибки на том основании, что «все» так думают, находит здесь свое удовлетворение. Хотя, как отмечалось, процесс этот противоречив (так, сегодня в нашей стране одни утверждают, что только возврат к социализму спасет ситуацию, другие, напротив, призывают к демократическому развитию), все же он всегда подкреплен ссылкой на чье-то мнение. В превращенной форме здесь проявляется возможность и необходимость только совместного осмысления явлений социальной жизни. Тезис психологии социального познания о единстве познания и общения находит еще одно убедительное подтверждение.

Понятно, что мера и степень разброса мнений, предлагаемых СМИ, зависит от типа общества, в котором они функционируют. В тоталитарном обществе система СМИ в полной мере подчинена господствующей идеологической доктрине и образ мира подается в соответствии с ней. В демократических обществах, особенно при наличии независимых средств массовой информации, спектр предлагаемых суждений о мире значительно более богат. В первом случае для потребителя информации есть практически лишь два пути - либо принять предлагаемый образ, либо отвергнуть его. Во втором случае задача сложнее - осуществить выбор и присоединиться к одной из возможных трактовок. Для человека, не привыкшего к такому выбору, ситуация представляется крайне некомфортной, отсюда нередки сетования на то, что в СМИ царит сумбур. В действительности же набор информации разного рода открывает возможность для более «субъективного» освоения окружающего мира, когда наряду с выбором позиции умножаются и условия для обсуждения достоинств и недостатков как выбранной, так и отвергнутой альтернативы. Поэтому плюрализм СМИ в демократическом обществе - условие формирования более «индивидуальной» картины мира, как ни парадоксально это звучит.

Тот факт, что образы различных социальных явлений преподносятся в средствах массовой информации с различной частотой и интенсивностью и этим в значительной мере обусловливается принятие или отвержение потребителями информации, ее значимости, можно хорошо проиллюстрировать на ряде примеров. Так, несмотря на большую остроту проблем экологии в нашей стране на современном этапе развития, «образ среды» не занимает значительного места в картине мира. В исследованиях, проведенных на кафедре социальной психологии МГУ, было выявлено, например, что старшие школьники уделяют мало внимания в беседах со сверстниками, родителями и учителями проблемам экологии. На вопрос же о том, как они воспринимают информацию об этом из СМИ, большинство вообще затруднилось с ответом. Хотя освещение проблемы, особенно в последние годы, нельзя назвать неудовлетворительным, все же, по-видимому, что-то в ее подаче не находит отклика в системе восприятия потребителя информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с семьей и школой система массовой коммуникации - важнейший канал получения информации об обществе и, следовательно, средство его познания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие общественного сознания и факторы, влияющие на его становление. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное. Формирование стереотипов и искажение реальности в сознании как последствие манипуляций средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Характеристика и обстоятельства, повлиявшие на изменение отношения к России в мире, на пороге 2016 г. Место государства на мировой арене, его политическая направленность. Роль средств массовой информации и журналистов в формировании позитивного образа.

    реферат , добавлен 06.10.2016

    Реализация Стратегии национальной безопасности РФ. Создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления. Формирование и укрепление позитивного имиджа сотрудника МЧС. Анализ влияния информации на массовое сознание.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    Исторические аспекты формирования образа России в Великобритании. Влияние российской культуры на формирование позитивного образа государства. Исторически сложившиеся стереотипы о России. Характеристика образа современной России в газете "The Guardian".

    дипломная работа , добавлен 05.07.2012

    Анализ деятельности самых распространенных англоязычных средствах массовой информации России с целью определения их влияния на формирование образа России за рубежом. Альтернативный взгляд для западных стран на происходящее в мире и на российскую позицию.

    реферат , добавлен 06.10.2016

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Понятие образа территории, его компоненты. Факторы, влияющие на формирование образа места. Средства массовой информации как платформа создания образа города. Составляющие образа г. Владивосток в публикациях региональных СМИ. Критерии значимости новостей.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Значение телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. Социально-экономическая организация телевидения. Характеристика современной телеаудитории. Функции телевидения: информационная и культурно-просветительская.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2014

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире проблема формирования позитивного образа России становится все более актуальной, приобретает особую жизненную важность. Ее актуальность обусловлена необходимостью создания нового имиджа России, что связано с отходом от прежних представлений о нашей стране в советскую эпоху и в то же время сохранением преемственности в отображении позитивных достижений СССР как одного из важнейших субъектов мирового исторического процесса с современными качественными переменами в сфере внутренней и внешней политики.

Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает ныне характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.

Позитивный имидж государства превращается в важнейший фактор успешного проведения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Преломляясь в комплексе внешнеполитических конструктивных инициатив, отвечающих интересам других государств и народов, в конкретных прикладных программах, привлекательных для зарубежных деловых кругов, имидж страны способствует притоку иностранных инвестиций, партнерскому сотрудничеству промышленно-финансовьгх компаний и предприятий, стимулирует интеграцию России в мировое сообщество. Это тем более важно, если учесть, что на современном этапе Россия крайне нуждается в более высоком экономическо-технологическом сотрудничестве со странами, являющимися в этом качестве мировыми лидерами.

Глобализация информационного пространства, ведущая к созданию нового информационного общества, способствует превращению информации в фактор политической борьбы

и инструмент реализации целей государств на мировой арене Средства массовой информации становятся мощным оружием влияния на информационную среду, а, следовательно, и на имидж государства.

Развитие Российского ^государства ^сопровождалось

становлением и совершенствованием разветвленной системы контактов с зарубежными государствами, расширением границ сотрудничества и внешних связей со странами мирового сообщества. Именно в процессе развития механизмов взаимодействия России со странами мира формировался ее имидж. С каждым последующим веком международный имидж страны только укреплялся, подвергаясь корректировке в соответствии с происходящими изменениями, адаптировался к новым условиям в стране и за рубежом.

На первых этапах формирования демократической России, в условиях переходного периода от одной системы к другой создание позитивного имиджа страны было чрезвычайно трудным делом, поскольку рыночные реформы, проводимые методом проб и ошибок, поспешная коррумпированная приватизация государственной собственности привели страну к социально-экономическому кризису В современных условиях, когда стала улучшаться ситуация в стране, проблема создания устойчивого позитивного имиджа России является насущной и актуальной задачей.

В настоящее время человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.

Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого практически сопоставимы с использованием традиционных ресурсов. Доступ к информационным ресурсам стано-

вится одним из факторов социально-экономического развития государства.

В условиях нарастающих темпов глобализации высокий положительный имидж страны может играть огромную информационно-воспитательную роль для его граждан. Имидж государства свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем авторитета государства в глазах зарубежной общественности и успешности его политики действий на международной арене

В современном глобальном информационном обществе, где процесс обмена, получения и донесения информации вышел на качественно новый уровень, нельзя недооценивать важную роль СМИ в формировании международного образа государства СМИ, с одной стороны, способны стать генератором негативного образа России, источником, который западные идеологи попытаются использовать как средство для антироссийских пропагандистских обобщений; с другой -при помощи профессиональной внутри- и внешнеполитической информационной пропаганды СМИ могут благоприятствовать созданию положительного международного имиджа России.

В этих условиях важно выработать научно обоснованные рекомендации по активизации противодействия всевозможным искажениям и фальсификациям имиджа России Поэтому целенаправленное наполнение СМИ позитивной информацией, повышающей авторитет и образ России как внутри страны, так и за рубежом, представляется задачей первостепенной важности. Успешно проходить этот процесс не может без активного участия самого государства, правительственных структур, без научного подхода к выстраиванию имиджевой стратегии

Если правильно направлять его - через правительственные структуры, Министерство печати, МИД и другие ведомства, то можно достичь впечатляющих результатов, тем более что расширяется информационный потенциал всех

СМИ, особенно электронных, в частности, такой могучей силы, как Интернет.

Необходимо выработать комплексную, долгосрочную стратегию по формированию внешнеполитического имиджа страны и -непрерывно и планомерно доводить^ до мировой общественности достоверную информацию «о государственной политике страны, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни» 1 .

Как повысить имидж России, с помощью каких средств, методов увеличить наш информационный потенциал, усилить эффективность его воздействия на зарубеж представляет приоритетное направление данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы и ис-точниковая база исследования.

Актуальность проблемы формирования позитивного образа постсоветской России вызвала закономерный интерес научного сообщества, что обусловило появление большого числа публикаций, активизацию работы конференций, круглых столов, других форумов по обсуждению данной темы.

В процессе исследования проблем диссертационной работы автор изучил широкий круг источников как российских, так и зарубежных официальных документов, регулирующих сферу информационной политики, и информационные аналитические материалы различных форумов, периодической печати, Интернета, выступления руководителей российского государства Исследован большой объем литературы по теории и практике средств массовой информации и коммуникаций.

Полезным подспорьем в исследовании политических, социально-экономических, гуманитарных процессов в современной России, нашедших отражение в СМИ, явились работы отечественных и зарубежных авторов, определивших базисные понятия для характеристик имиджа страны и ква-

лифицирующих СМИ как инструмент создания международной репутации государства. Важнейшую роль для диссертанта сыграли работы следующих ученых: В.Л Артемова, Е П Бажанова, Ю.П. Бойко, К.С. Гаджиева, Э.А. Галумова, А.Г. Задохина, Я.Н. Засурского, С Г. Кара-Мурзы, Ю.Б. Кашлева, К.Н. Кулматова, В.Ф. Ли, М. Липмана, А.В. Манойло, К.В. Маркелова, Л. Матвеевой, И Н. Панарина, В.Ф Прокофьева, Г.А. Рудова, Л.Л. Реснянской, В Г. Соколенко, А.И. Соловьева, М.В. Шкондина, А.Д. Шутова, а также Е Аронсона, Е Барендта, У. Липпмана, М. Мерцера, А. Пратканиса, Дж. Фиске, С. Роббиларда, М. Фейнтака и др 2 .

2 Артемов В Л Основные направления исследования и современное состояние теории массовой коммуникации за рубежом // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации М, 1974, Бажанов Е П Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3-х томах М, 2001, Бойко Ю П Россия на пути к демократическому федеративному государству. М, 2007, Гаджиев К С Введение в политическую науку. М, 2000, Галумов Э А Международный имидж России стратегия формирования М, 2003, Галумов Э А Имидж против имиджа М, 2005, Задохин А Г Российско-американские отношения Культурно-психологический аспект. М, 1999, Засурский Я Н Система СМИ России М, 1995, Кара-Мурза С Г. Манипуляция сознанием М, 2001, Кашлев Ю Б, Галумов Э А Информация и PR в международных отношениях М, 2003, Кононенко В А Создать образ России^ // Россия в глобальной политике №2, 2006; Ли В Ф Теория международного прогнозирования М, 2002; Липпман М Свобода слова и будущее российских СМИ // Россия ближайшее десятилетие М, 2004, Манойло А В, Петренко А И, Фролов Д Б Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны М, 2007, Марке-лов К В Информационная политика и общественный идеал М, 2005, Матвеева Л, Аникеева Т, Мочалова Ю Психология телевизионной коммуникации М, 2002, Панарин ИН Технология информационной войны М,2003, Реснянская Л Л Типология СМИ в политическом пространстве постсоветской России // Вестник Московского университета 2001, №10, Соколенко В Г Глобальные информационные сети цивилизационно-культурологический генезис и политическая сущность // Информация Дипломатия Психология М, 2002, Соловьев А И Политические коммуникации М, 2004, Тавокин Е П Массовая коммуникация сущность и состояние в современной России М, 2005, Шкондин М В СМИ - системные характе-

Определенную ценность представляет исследование
международной неправительственной организации юристов
«Артикль 19» - «Законы и практика СМИ в одиннадцати де
мократиях мира (сравнительный анализ)» .
Политико-теоретические подходы, концептуальные по
ложения, выводы и рекомендации в работах указанных авто
ров, приведенных документах, позволяют уточнить актуаль
ность исследуемой проблемы, конкретизировать цели, задачи
и методологию диссертационной работы.

Однако, несмотря на значительное число трудов по различным аспектам роли СМИ в формировании имиджа России, избранная проблема требует дальнейшего изучения и современного осмысления Увеличение тиражей газет, использование рекламы, как составной части информационной политики, служат дополнительным фактором усиления внимания к данной теме.

Объектом исследования выступают имидж постсоветской России и средства массовой информации как фактор его формирования

Предметом исследования является информационная политика государства, содержание и характер средств массовой информации, их концептуальный и функциональный аспекты в связи с формированием позитивного имиджа России на ее переходном этапе развития, а также перспективы по-

ристики М, 1995, Шутов АД Россия в жерновах истории М, 2008, а также Barendt Е Broadcasting Law A Comparative Study Oxford, 1997, Fein-tuck M Media Regulation, Public Interest and the Law Edinburg, 1999, Fiske J Introduction to Communication Studies London, NY, 1990, Pratcanis A, Aronson E Age of Propaganda The Everyday Use and Abuse of Persuasion. University of California, N Y, 2000, Mercer M New Image of Russia II The New Yourk Sun 13 03 07, Rabillard S Television in Europe- Regulatory Bodies London, 1995

3 Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) Исследование международной неправительственной органюации юристов «Артикль 19» М., 1996

вышения информационного потенциала государства в целях обеспечения его национальных интересов.

Цель исследования - определение роли средств массовой информации в формировании имиджа России.

Основные задачи исследования:

определить концептуальные подходы к изучению имиджа государства как многофакторного комплекса взаимовыгодных характеристик;

рассмотреть отечественные и зарубежные теории, концепции о месте и роли средств массовой информации в формировании имиджа государства, манипулировании общественным мнением, создании политических опор государственной власти;

Выявить политико-идеологическую ориентацию СМИ
в информационном пространстве России и их финансово-
технические возможности по формированию позитивного
образа страны,

Проследить возрастающую роль информационного
фактора в обеспечении национальной безопасности государ
ства и определить неиспользованные резервы повьшіения
эффективности российского информационного потенциала,
его способности нейтрализовать необъективное представле
ние о России в ряде регионов Запада;

проанализировать сущность государственно-информационной политики, ее воздействия на СМИ, раскрыть оптимальные пути и методы использования средств массовой информации для повьшіения имиджа России.

Теоретико-методологические основы и методы исследования.

Для определения теоретической и методологической основы данной работы был привлечен широкий круг достижений и разработок, лежащих в различных сферах социально-гуманитарного и информационно-коммуникационного знания.

В ходе исследования были использованы общенаучные методы анализа - комплексный, сравнительный, системно-

функциональный, а также эмпирический методы количественно-качественного контент-анализа материалов периодической печати

Научная новизна диссертации определяется постановкой^ проблемы, избранной для научного исследования, обобщениями и выводами, к которым пришел соискатель в ходе исследования, а также предложенными рекомендациями теоретического и практического характера В частности, новизна исследования состоит в следующем

в работе в соответствии с ее планом, целями и задачами исследованы информационные технологии, характер и специфика средств массовой информации, их приемы и методы по освещению проводимой политической модернизации страны, формированию образа новой, «рыночной» России,

раскрыта по ряду важнейших параметров преемственность в освещении основных компонентов образа современной России с позитивными чертами имиджа СССР (международное влияние, обеспечение национальной безопасности, научно-технический потенциал, сырьевой фактор и др),

выявлено взаимодействие общефедеральной системы масс-медия и позитивного имиджа России как акторов единого политического процесса;

раскрыты основные направления влияния информационной политики государства по обеспечению позитивного имиджа, национальной безопасности страны, формированию среди зарубежной общественности комплиментарного социально-психологического климата, связанного с восприятием России,

дана комплексная оценка диапазона форм и методов влияния СМИ на современный политический процесс, учте-

ны реальности нового многополярного мира, выявлена роль политических институтов и социальных групп, владеющих СМИ или имеющих возможность контролировать их повседневную деятельность;

С учетом этих и других моментов СМИ рассматриваются во взаимодействии со всей политической системой российского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется проведенным политологическим анализом выбранной темы Диагностический мониторинг информационной политики федеральных масс-медиа позволяет адаптировать к практике существующие в теории политические и коммуникационные концепции участия СМИ в формировании позитивного образа России с целью оптимизации этого процесса

Данное исследование может быть востребовано МИД России, другими заинтересованными ведомствами, специалистами в смежных сферах наук - журналистике, истории, социологии в целях проведения научного поиска, а также в учебном процессе для разработки спецкурсов, семинаров гуманистических циклов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические вьтоды диссертации нашли отражение в трех научных публикациях автора, общим объемом 2 печатных листа; изложены в выступлениях и докладах на научных конференциях и круглых столах, в курсе лекций (восемнадцать), прочитанных для студентов Кутцтаунского университета (США, штат Пенсильвания) в апреле-мае 2008 г

Структура диссертации адекватно отражает и последовательно раскрывает научньш замысел автора, состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.



Читайте также: