«Художественно-техническое оформление печатной продукции. Подготовка к печати подарочно-коллекционного издания с декоративным оформлением Художественное и техническое оформление печатных изданий

Настоящая тема вводит студента в круг проблем типографики как художественно-проектной деятельности.

Типографическая форма издания определяется его содержанием, целевым назначением, читательским адресом, характером литературной формы авторского текста, художественно-стилевыми ориентациями издателя, дизайнера и иллюстратора, технологическими возможностями производственной базы.

Учащимся необходимо осознать роль редактора - ключевой фигуры издательского процесса, в формировании и графической реализации замысла издания, в осуществлении надзора за воплощением книжного проекта в реальном материале на производственной стадии. Редактор должен посильно участвовать и в разработке фирменного стиля как важного средства утверждения имиджа издательства и обеспечения конкурентоспособности его продукции на книжном рынке. В результате освоения темы учащемуся станут более понятны взаимоотношения редактора с издательскими дизайнерами, художественными и техническими редакторами.

    1. Что такое типографика?

    2. Каким требованиям должна удовлетворять типографическая композиция издания?

    3. Какова роль дизайнера в формировании художественной структуры издания?

    4. Каковы задачи и обязанности редактора в отношении оформления издания и степень его участия в нем?

Специфика книжной композиции, в первую очередь, определяется двойственной природой книги как носителя информации и зрелищно-ценностного объекта. Этот дуализм порождает и две тенденции в типографике, в большей или меньшей степени противоречащие друг другу: обеспечение удобочитаемости, с одной стороны, и визуальной экспрессии, с другой стороны, произведения печати. Но и в первом, и во втором случае приоритетным началом в работе художника книги является формирование композиции печатного произведения из элементов наборной кассы (литер, линеек, пробельных материалов и т.п.), в то время как иллюстрациям и декору принадлежит подчиненная роль в книжном ансамбле.

Остовом графической композиции книги является ее макет, разработанный бук-дизайнером и отвечающий принципиальному замыслу издания, который формируется в совместной работе издателя, автора и дизайнера. Помимо макета к составляющим графической формы книги относятся: текстура и тон бумаги; шрифт; пропорции издания и пропорции наборной полосы; размеры и соотношение четырех полей книжной страницы; конфигурация текстового набора; формат строки; апроши, межсловные интервалы, интерлиньяж; графические средства рубрикации и акцентировки; колон-элементы; иллюстрации.

Характер книжной композиции предопределяется не только узкопрофессиональными издательско-полиграфическими факторами, но и общим художественным стилем времени, в результате чего сложились разные типы композиции произведений печати (например, симметричная классическая, функционалистская модульная, свободная постмодернистская).

    1. Что следует понимать под композицией вообще?

    2. Что такое композиция в книге?

    3. Каковы основные типы книжной композиции?

    4. Как композиция предопределяет удобочитаемость и визуальную экспрессию издания?

    5. Каковы композиционные связи между иллюстрациями и текстом?

Формат издания определяет собой размер и пропорции книжной страницы. Он является той плоскостью, на которой будут размещены набранные тексты и изобразительные элементы.

Формат издания - это доля бумажного листа, получаемая в результате его складывания. Издания разных форматов имеют различные соотношения ширины и высоты страницы. Редактору надо знать эти варианты, ибо на страницах различных пропорций возможности компоновки печатных полос неодинаковы. Кроме того, пропорции книги во многом предопределяют ее эстетический эффект как предмета. Полосой набора называют печатный оттиск с формы на одной странице. Его формат выражается в единицах типометрической системы, представление о которой учащимся необходимо получить при проработке данной темы. Желательно, чтобы полосы набора были подобны по пропорциям формату издания. Наборные полосы окружены полями. Их размеры, размерные соотношения друг с другом, а также длина строки, если они назначены правильно, улучшают комфортность чтения книги и создают впечатление гармоничности типографической композиции. Отраслевым стандартом 29.124-94 установлены минимальная и максимальная длина строки для изданий, различных по целевому назначению, а также допустимый минимальный размер полей, единый для всех видов изданий.

    1. Что следует понимать под форматом издания и как он обозначается?

    2. Какие форматы изданий находят наибольшее применение в книжной продукции? (см. ГОСТ 5773-90)

    3. Какими соображениями руководствуются при выборе формата для книги?

    4. Как обозначается размер полосы набора?

    5. Какое значение для удобочитаемости текста имеет длина строки?

    6. Каковы варианты размещения наборных полос на странице издания?

    7. Какова роль полей в книге и их соотношения?

Полиграфические шрифты - главное средство в передаче читателям содержания литературных произведений. Выбор шрифта и работа с ним - один из важнейших аспектов редакционно-издательской подготовки книги. Непосредственному изучению темы должно предшествовать ознакомление учащихся с анатомией наборной буквы и такими терминами шрифтоведения и типографики, как кегль шрифта, шрифтовой комплект, гарнитура, шрифтовое начертание.

При выборе шрифта для конкретного издания принято руководствоваться такими критериями, как: различимость знаков; уместность применения данного шрифтового рисунка, т.е. его стилистическая совместимость с публикуемым литературным текстом; эстетическая удовлетворительность шрифта, т.е. графическое единство гарнитуры и гармоничность пропорций знаков. Важным подспорьем при выборе шрифта оказывается знание принятой во всем мире классификации шрифтов по их исторически-стилевым особенностям (см.

статью В.В. Ефимова «Шрифт» в энциклопедии «Книга», М., 1999).

Навыки в выборе шрифта, оптимально отвечающего специфике конкретного издания, приобретаются путем сравнительного анализа текстового набора в различных публикациях и путем сопоставления разного рода шрифтовых образцов, представленных в каталогах и проспектах тайп-дизайнерских фирм.

    1. Охарактеризуйте конструктивные особенности наборных шрифтов различных исторически-стилевых групп.

    2. Установите, в чем особенности построения гарнитур: Лазурского, Гарамон, Таймс, Бодони, Школьная, Хельветика.

    4. Выберите для анализа несколько изданий и определите, соответствует ли их шрифтовое оформление их содержанию и назначению.

Печатные тексты неоднородны по своему графическому построению. В связи с этим их делят на простые (сплошные и с выделениями) и усложненные: формульные, табличные, драматургические, стихотворные и т.п. Необходимо хорошо разбираться в требованиях к их набору и заверстке, призванным обеспечить удобочитаемость текста и эстетическую значимость типографической композиции.

При проработке темы особое внимание следует уделить таким аспектам оформления простого текста, как: назначение формата строки и ширины полей, обеспечивающих удобочитаемость текста; точность выбора и обеспечение равенства межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов; выбор способа набора текста (с выключкой или «флаговый»); соблюдение эстетики переносов; борьба с висячими строками; применение шрифтовых и нешрифтовых способов акцентировки.

    1. Основные требования к построению простого сплошного текста.

    2. Основные требования к набору и композиции стихотворных текстов.

    3. Особенности оформления драматургического текста.

    4. Основные задачи при наборе и построении таблиц, выводов.

    5. Формульный набор и требования к качеству его оформления.

Текст книги обычно подразделяется на основной и ряд дополнительных (вступительная статья, предисловие, примечания, глоссарий, библиографический список, подписи под иллюстрациями и т.п.).

Учащимся необходимо знать типографические приемы размежевания этих текстовых групп: дополнительный текст может быть набран шрифтом меньшего кегля, с меньшим интерлиньяжем, иным шрифтовым рисунком, с изменением формата строки или числа колонок, а также представлен в виде маргиналий.

Основной текст также требует логически-смыслового и, соответственно, визуального расчленения. Учащиеся должны усвоить приемы графического оформления рубрик разных степеней (шмуцтитулов, заголовков, подзаголовков), акцентировки рубрик с помощью заставок, концовок, пробелов («немые» рубрики, спуски, концевые пробелы).

    1. Чем отличается оформление начальных полос от рядовых?

    2. Какими особенностями отличается построение концевых полос в книге?

    4. Выбрать издание со сложной рубрикацией и составить его рабочее оглавление.

    5. Как можно четырехступенчатую рубрикацию оформить шрифтовыми приемами?

    6. Каковы нешрифтовые приемы оформления заголовков?

Неоднородность компонентов книги вызывает необходимость макета, их объединяющего. Множество конкретных разновидностей графического макетирования издания сводится к двум основным типам: принципиальному макету, где дизайнер предлагает эскизы нескольких рядовых страниц (возможные типовые варианты размещения иллюстраций и текстовых блоков) и эскизы т.н. особых страниц, и полнообъемному (или расчетному) макету, предусматривающему заведомо определенное местоположение каждого слова, строки, отбивки, иллюстрации в пространстве будущей книги. Второй подход к решению применяется либо при макетировании изданий сложноструктурных, насыщенных иллюстрациями, либо в том случае, когда дизайнер стремится придать типографической композиции максимально возможную архитектоническую точность. При полнообъемном макетировании обычно используется метод модульной верстки. Он позволяет четко дифференцировать содержащуюся в книге информацию путем размещения основных и сопутствующих материалов в разных зонах. В основе модульной верстки лежит принцип кратности всех текстовых блоков, таблиц, иллюстраций и пр. величине модуля, чем определяется подчеркнуто строгая логичность визуальной композиции издания.

Велика роль редактора в обеспечении иллюстрирования изданий. Это касается и изданий справочного, научного, учебного типа, где используются иллюстрации познавательные, наглядно поясняющие отдельные позиции текста, и изданий художественной литературы, куда включаются художественно-образные иллюстрации.

Редактор должен активно участвовать в разработке плана иллюстрирования книги, выборе иллюстратора, оценке и приеме авторских оригиналов иллюстраций с точки зрения их соответствия как содержанию текста, так и условиям макета, требованиям масштабной соразмерности изображений, штриховой и «весовой» гармонии изобразительных композиций с рисунком примененного в издании наборного шрифта и тональностью сплошного набора. При заказе иллюстраций художнику необходимо ориентировать его на выполнение композиций в таком размере, который бы учитывал разрешающую способность выводного устройства, и в такой технике, которая позволяла бы полиграфически воспроизвести оригинал с наименьшими потерями.

Стилевая и смысловая связь оформления этих элементов с текстом книги - одно из обязательных условий ее композиционной целостности. Учащимся необходимо осмыслить функциональную специфику и композиционную роль суперобложки, переплета, форзаца и в совокупности образующих сборный лист авантитула, ваката, фронтисписа, титульного листа, его оборота, предисловия, оглавления.

    1. Перечислите компоненты сборного листа, или «входа» в книгу.

    2. Каковы разновидности титульной композиции?

    3. Какие элементы входят в состав титула и как достигается выражение их логической соподчиненности?

    4. Какими графически-композиционными средствами обеспечивается связь титула с текстом книги?

    5. Что такое фронтиспис и каково его назначение?

    6. Назначение переплета и его отличие от обложки.

    7. Классификация обложек и крышек переплетных по ГОСТ 22240-76.

    8. Назначение суперобложки и условия целесообразности ее применения.

Редактор участвует в создании книги как предмета на всех этапах издательско-полиграфического процесса. Частично (а в отдельных случаях и полностью) на плечи редактора ложатся следующие обязанности: решение вопроса о типе и объеме книги, о принципиальном характере ее художественно-предметной структуры на стадии начального замысла о ее издании; первичное определение параметров издания с учетом его прибыльности на основе предварительной калькуляции; выбор художника книги, обеспечение его рабочего контакта с автором текста; четкое согласование с автором стиля представления текста и системы его рубрицирования для обеспечения дальнейшей работы дизайнера над рукописью; участие в оценке пробных иллюстраций и форэскиза макета; участие в приеме оригиналов от художника; контроль за работой оператора ПК, осуществляющего верстку; устранение типографических и производственных погрешностей при просмотре корректур и пробных оттисков иллюстраций; участие в разработке книжных серий (определение возможного состава каждой серии, ее типовых оформительских элементов; участие в приеме ее принципиального макета).

Художественное оформление книжного издания

1. Проектирование книжного издания

Создание книги весьма трудоемкий и долгий процесс, с одной стороны - это технические процессы и знания, с другой же - большой плацдарм для творчества. Как показывает практика, в области книжного искусства можно выделить три основных типа творческой деятельности, каждый из которых имеет определенную цель.

Первый тип деятельности связан с разработкой книжной конструкции, с организацией ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой. Деятельностью указанного типа занимаются специалисты издательского профиля, которых называют художественными редакторами (техническими редакторами).

Второй тип деятельности преследует иную цель - внести в книгу изобразительно-графические или декоративные элементы, индивидуально отражающие содержание литературного произведения, вне зависимости от того, к какому виду литературы - научной, художественной, технической - оно относится. Задачи такого типа стоят перед художниками-оформителями, дизайнерами, их цель - создать внешний и внутренний дизайн книги.

Третий тип деятельности связан с типографским исполнением книги, применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д. Деятельностью этого типа занимается полиграфист-технолог.

Все три вида деятельности теснейшим образом связаны друг с другом, во-первых, общностью цели: создать книгу как единую композицию, во-вторых, постоянной координацией на всех стадиях книгоиздательского процесса.

Итак, результатом первых двух типов деятельности является создание проекта издания. Проект должен предусмотреть рациональную, логически четкую и образно-выразительную организацию книги.

К показателям проекта оформления относятся :

1. Формат издания.

2. Формат полосы набора.

3. Система рубрикации.

4. Принципы решения особых страниц.

5. Гарнитура и кегль шрифта:

а) для основного текста;

б) для дополнительных текстов.

6. Система выделений внутри текста и набор особых текстовых форм (таблицы, формулы и др.).

7. Виды иллюстраций:

а) по месту и роли в книге;

б) по познавательной или образной содержательности;

в) по технике исполнения.

8. Состав и характер внешнего оформления.

9. Способ полиграфического исполнения всего издания и его частей.

Так же проект описывает применяемые для данного издания материалы и оборудование, и экономический расчет по всем операциям производственного процесса.

Все показатели проекта оформления взаимозависимы. Так, формат предопределяет в известных границах кегль шрифта, виды иллюстраций, внешнее оформление и полиграфическое исполнение. Гарнитура шрифта связана с его кеглем, решением основных и дополнительных текстов, с использованием тех или иных выделительных приемов.

Следует отметить, что не все издания включают в себя данные показатели. Их наличие зависит от цели, которую преследует издательство, аудитории, на которую рассчитана книга, от объема и формата и т.д. Таким образом, каждое книжное издание имеет свой индивидуальный проект с определенным набором тех или иных показателей оформления.

1.1 Проект оформления издания и его характеристики

Структуру книжного издания и его характеристики описывает проект оформления , который в общем случае состоит из двух частей. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики издания, вторая - показатели художественно-технического оформления. Характеристики первой части определяют тип издания. Они многочисленны и разнообразны, но каждая относится либо непосредственно к произведению (литературные характеристики), либо к произведению в виде книги (издательские характеристики). Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:

1.Принадлежность произведения к одному из родов литературы:

1.научная и научно-популярная;

2.художественная (проза, поэзия, драматургия);

.справочная (словари, справочники, энциклопедии);

.учебная (учебники, сборники задач);

.техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.).

2.Принадлежность произведения к одному из литературных жанров:

а)научная и научно-популярная литература: монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.;

б)художественная литература: роман, повесть, рассказ и т.д.

Как правило, на жанры делится научная и художественная литература, справочная и техническая литература подразделяется на виды.

3.Принадлежность книги к одному из издательских жанров:

а)моноиздание;

б)сборник избранных произведений;

в)собрания сочинений в одном, двух томах и многотомные;

г)серии и пр.

4.Назначение издания по характеру распространения:

а) массовое;

б) для сети библиотек, учебных заведений и пр.;

в) со специальной целью - подарочное издание, юбилейное, мемориальное, сувенирное и пр.

5.Назначение издания для той или иной группы читателей:

а) массовый читатель (практически все грамотные люди);

б) широкий читатель (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины);

в) узкий читатель (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена).

В соответствии с этими читательскими группами книги могут быть массовыми, популярными (адресованными широкому читателю) и узкогрупповыми

6.Назначение издания в зависимости от возраста читателя:

а) взрослый читатель;

б) юношество;

в) дети старшего, среднего и младшего школьного возраста;

г) дошкольники.

7.Архитектоника произведения и издания , т.е. их построение, выраженное внешним образом. Издание может состоять из частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д.

8.Структурные особенности текста:

а) простой текст;

б) сложный текст (стихотворный, драматический, формульный, смешанный - с преобладанием того или иного вида текста, таблиц, формул, выделений).

9.Иллюстрирование издания - это характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется, будет ли книга выпускаться с иллюстрациями или без них.

10.Художественное оформление издания - также характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется принципиальное решение - художественно оформлять, украшать книгу или нет.

11.Объемные показатели издания . Показатели, характеризующие объем книги:

а) печатный лист физический (по объему издания в печатных листах определяют, каким будет его объем в бумажных листах);

б) условный печатный лист (используется для сопоставления печатного объема изданий различных форматов);

в) бумажный лист (по объему издания в бумажных листах устанавливают, сколько бумаги понадобится для изготовления его тиража);

г) авторский лист (по объему издания в авторских листах устанавливают в нем объем созданного автором материала);

д) учетно-издательский лист (служит для исчисления объема авторского и издательского вклада в издание).

12.Тираж издания . Устанавливается в тесной связи с характеристиками, определяющими назначение издания, хотя прямо от них и не зависит.

1.Формат издания . Устанавливается в долях листа печатной бумаги.

2.Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж).

.Формат полосы набора . Устанавливается в квадратах и его долях.

.Рубрикация издания . Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков.

.Справочные элементы . Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства.

.Иллюстрации . Устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения.

.Внутреннее оформление, дизайн . Устанавливается количество и вид составляющих его элементов.

.Способ печати издания .

.Внешнее оформление . Устанавливается его технологический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения.

.Брошюровочно-переплетные работы . Указываются только особенности. Например, наличие канта у обложки, закраска обрезов.

.Материалы . Устанавливается их вид, цвет и др.

На практике не все элементы приведенной схемы используются при составлении проекта. Наличие тех или иных элементов схемы зависит от целей, которые преследует издательство, выпуская издание, замысла автора, особенностей будущего издания и т.д. Составление проекта издания является начальным этапом работы над ним.

Используя данную схему с учетом особенностей нашего издания, был составлен проект оформления для книги Н. Богуславской «Зона. Пишу тебе…».

Проект оформления книги «Зона. Пишу тебе…»

Часть 1 . Постоянные характеристики произведения и издания

1. Род литературы . Данное произведение относится к художественной литературе. Первая и третья части написаны в стихотворной форме, вторая часть - в прозе.

2. Жанр произведения . Лирические стихотворения, поэма, рассказ.

3. Жанр издания . Моноиздание.

4. Группа читателей по возрасту . Взрослый читатель.

5. Архитектоника произведения и издания . Произведение состоит из трех частей, каждая часть начинается шмуцтитулом. Из особых страниц присутствует титульный лист (одинарный), оглавление, страницы для заметок в конце издания.

6. Структурные особенности текста . Первая, третья часть - сложный текст (стихотворный текст), вторая часть - простой текст (проза).

7. Иллюстрирование . Полутоновые иллюстрации предусматриваются на титуле и трех шмуцтитулах.

8. Дизайн . Элементы оформления присутствуют в издании.

9. Объем издания в:

а) печатных листах (физических) - 208;

б) условных печатных листах - 7,6;

в) бумажных листах - 434 листа формата 720Ч1040 мм;

г) авторских листах - 5, 42;

д) учетно-издательских листах - 5,46.

10. Тираж 100 экземпляров.

Часть 2 . Показатели оформления

1. Формат издания 70Ч90/32.

2. Шрифт для основного текста - гарнитура Candara, кегль 10 пт, прямое начертание. Заголовки - гарнитура Candara, кегль 12 пт, начертание прямое полужирное.

3. Формат полосы набора : кв.

4. Рубрикация издания :

а) количество спусковых полос - 45 (каждое стихотворение с нового спуска);

б) количество шмуцтитулов - 3.

5. Справочные элементы :

а) колонцифры: внизу страницы с выключкой по центру, гарнитура Candara, кегль 10 пт;

б) колонтитулы: отсутствуют;

в) содержание: в конце издания, наборное;

г) выходные сведения: соответственно техническим условиям располагаются на обороте титула и на последней странице издания.

6.Внутреннее оформление :

а) титульный лист - наборный с полутоновой тематической иллюстрацией;

б) шмуцтитулы - наборные с полутоновой иллюстрацией;

в) начальная страница - со спускового пробела, в заглавии буквица;

г) концевая страница - нет специального оформления;

д) дополнительное оформление - орнамент из линеек по периметру страницы.

7.Способ печати издания : офсетная печать.

8.Оборудование : офсетная печатная машина Roland Practica.

.Внешнее оформление :

а) переплет №7, красочность 4 + 0, тематический рисунок;

б) суперобложка: отсутствует;

в) форзац: черный с перламутровой отделкой (дизайнерская бумага).

10.Особенности брошюровочно-переплетных работ : переплетная крышка покрыта матовой пленкой, дополнительно нанесено выборочное лакирование, блок скомплектован подборкой, тетради трехсгибные, форзац цельнобумажный приклейной, способ скрепления блока - шитье нитками.

11.Материалы : бумага для книжного блока - офсетная бумага UNION OFFSET массой 80 г./м2 и форматом 720Ч1040 мм.

1.2 Разработка макета издания

Процесс макетирования представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, таких, как выбор формата издания, формата полосы набора, системы рубрикаций, принципа решения особых страниц и др. Рассмотрим основные этапы.

Выбор формата издания

Составлять проект издания, к которому приступают после предварительного анализа содержания книги, условий пользования ею, читательской специфики и т.д., начинают обычно с выбора формата.

Формат издания - это его размер по ширине и высоте, который предопределен форматом бумажного листа, на котором книга печатается.

Листовая бумага в России выпускается следующих стандартных форматов, измеряемых в сантиметрах: 60Ч84, 60Ч90, 70Ч90, 75Ч90, 70Ч100, 70Ч108, 84Ч108. Формат бумажного листа рулонной бумаги определяется по ширине рулона. Стандартные размеры ширины рулона бумаги, выпускаемой в России (в сантиметрах): 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120.

Формат издания по ГОСТ 5773-90. «Издания книжные и журнальные. Форматы» обозначают условно размером листа печатной бумаги в сантиметрах и долей листа. Стандартные форматы книг по ГОСТу 5773-90 приведены в таблице 1

Таблица 1. Стандартные в России форматы книжных изданий (ГОСТ 5773-90)

Размер листа, ммДоля листаУсловное обозначение формата книги, см/доляРазмер книги в обложке или книжного блока после обрезки с трех сторон, мммаксимальные (предпочтительные)минимальные (допустимые)600Ч90060Ч90/8220Ч290205Ч277840Ч108084Ч108/16205Ч260192Ч255700Ч100070Ч100/16170Ч240158Ч230700Ч90070Ч90/16170Ч215155Ч210600Ч90060Ч90/16145Ч215132Ч205600Ч84060Ч84/16145Ч200130Ч195840Ч108084Ч108/32130Ч200123Ч192700Ч100070Ч100/32120Ч165112Ч158750Ч90075Ч90/32107Ч177100Ч170700Ч90070Ч90/32107Ч165100Ч155600Ч840

Похожие рефераты:

Соответствие издательско-полиграфического оформления требованиям нормативного документа. Обоснование выбора материалов печатного процесса. Разработка технологической схемы подготовки машины к печатанию тиража. Контроль качества печатной продукции.

Общая характеристика количественных показателей издания и его оформления. Расчет объема издания. Расчет и структура себестоимости журнала по статьям затрат. Определение рентабельности и отпускной цены издания. Анализ оформления и затрат на издание.

Математические формулы. Расположение формул и нумерация формул. Ссылки на номера формул в тексте. Пунктуация в тексте с формулами. Экспликация к формуле. Оформление записи формулы. Переносы в формулах. Приемы обработки формул и текста с ними.

Принципы расчета валовой и чистой прибыли предприятия. Учет затрат издательства по статьям типографских, редакционных и коммерческих расходов. Структура себестоимости издательской продукции. Оценка безубыточности тиража и его маржинального дохода.

Сканер (англ. scanner) - устройство, которое создаёт цифровую копию объекта. История изобретения, основные характеристики сканеров. Разновидности сканеров: ручные сканеры, листопротяжные модели, настольные (планшетные) модификации, барабанные модели.

Особенности книжного дизайна. Традиционные типографские параметры для шрифта. Художественная структура книги. Изменение некоторых дефиниций и их влияние на оформление. Подготовка иллюстраций и обложки книги. Восприятие человеком визуального дизайна.

Маркетинговая концепция современного издательского дела. Подбор авторов, заключение издательского договора. Контроль над написанием произведения. Методика оценки авторского оригинала. Роль редактора на подготовительном этапе издательского процесса.

Понятие "справочный аппарат" в различных видах изданий. Оформление каждого книжного издания в соответствии с существующими стандартами. Оценка редактором логических качеств текста рукописи, контроль за соблюдением основных законов логического мышления.

Особенности современного редакционно-издательского процесса. Информационные технологии и программное обеспечение. Функциональные особенности программ Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesing и Corel Draw. Структура издательства "Просвещение-Юг".

Разработка технологического процесса изготовления форм цифровым способом. Современное состояние и тенденции развития техники и технологии полиграфического производства, особенности применения цифрового способа в сравнении с другими видами печати.

Ознакомление с редактированием - профессиональной деятельностью, связанной с подготовкой к выпуску разных видов издательской продукции. Организация и содержание процесса редактирования: этапы, содержание и последовательность работы над оригиналом.

Процесс технического переоснащения предприятий полиграфической промышленности. Факторы создания современного оборудования для офсетной плоской печати в формном процессе. Использование фотоформ в полиграфии. Линиатура и конфигурация элементов растра.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к литературе для детей. Шрифтовое оформление. Общие технические условия подготовки изданий для детей. Предмет и целевое назначение детской литературы. Виды детской литературы с учетом читательского адреса.

Ключевые понятия и термины технического редактирования. Основные требования издательской организации к авторским текстовым и изобразительным оригиналам. Правила приема в редакции цифровых фотографий и изображений на дисках как материала для полиграфии.

Характеристика и основные особенности иллюстрационной верстки. Виды и правила верстки текста - процесса полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. Анализ верстки текста в учебнике "Психогенетика".

Принципы разработки оригинал-макета для периодического печатного издания. Расчет потребного количества бумаги для печати определенного тиража данной продукции, необрезного формата изделия, доли бумажного листа, коэффициента потребного количества бумаги.

Этимологический смысл слова "книга", как формы хранения словесной и графической информации. История создания книгопечатания. Фасетно-блочная схема классификации документов. Элементы внешнего оформления книги: обложка, переплет, форзац, футляр, манжетка.

Редакционно-издательский процесс

Редакторская подготовка изданий как сложный многоаспектный процесс. Комплекс задач и функции редактора. Редакционно-издательский процесс - совокупность последовательных действий издательских работников. Прохождение оригинала редакционного этапа.

Художественно-техническое оформление печатной продукции

Программу составила С.М. Болховитинова, кандидат искусствоведения, доцент, МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

    знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

    уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;

    владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.

Таблица 5

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 100 9
Аудиторные занятия 50 9
Лекции 34 9
Практические занятия (ПЗ) 16 9
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 50 9
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля: экзамен 9

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 6

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

ПЗ (или С)

1 Введение *
2 Общие вопросы оформления книги *
3 Особенности книжной композиции * *
4 Формат издания и полосы набора * *
5 Шрифты * *
6 Композиция отдельных видов текстовых форм * *
7 Композиция полос набора различных по функциям * *
8 Рубрикация книги и ее оформление * *
9 Иллюстрации *
10 Оформление титульных и внешних элементов книги * *
11 Методика оформительской работы и участие редактора в выпуске книги * *

4.2.1. Введение

Печать как средство просвещения, идеологического воздействия и воспитания трудящихся. Основные принципы организации издательского дела. Духовные потребности народа как главный стимул развития книгоиздательского дела.

Роль художников, художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.

Вид литературы и типизация оформления книг. Книга как наиболее универсальное и современное приспособление для передачи текстовой и изобразительной информации. Типовое строение книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в книге.

4.2.3. Особенности книжной композиции

Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.

4.2.4. Формат издания и полосы набора

Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.

Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-62.81.

Поля в книге, журнале, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.

Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.

Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.

4.2.5. Шрифты

Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.

Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения.

Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.

Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов.

Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении.

Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.

Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.

4.2.9. Иллюстрации

Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.

Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.

Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы.

Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати.

Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.

Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.

Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.

Обложка, суперобложка, переплет - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.

Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.

Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.

Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.

    1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.

    2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.

    3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978.

    4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.

    6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.

    7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.

    8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.

    9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

Страница
5

За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гутенберга магистрата города Лейпцига (1975). Персональные выставки состоялись в Москве в 1979 и 1989 гг. В 50-е - 60-е гг. В.Лазурский был председателем Художественного совета мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Худфонда РСФСР. Автор ряда статей по искусству книги и шрифта и книг «Альд и альдины», (М.: Книга, 1973); «Путь к книге. Воспоминания художника», (М.: Книга, 1985).

ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг

Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство).

Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.

Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).

В западноевропейских скрипториях в оформлении книжной страницы с уже написанным текстом участвовали несколько человек. Вначале трудились рубрикаторы. Они наносили контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая текст с красной строки (лат. ruber - красный). Потом страница переходила в руки орнаментаторов. Сначала орнамент сопутствовал только инициалам. Затем он перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. Ее рисовали имагинаторы - «образники». Для кодексов, созданных в странах Средиземноморья, характерны плетеный орнамент и покрытие инициалов белыми точками, «под жемчуг», но с местными отличиями: во Франции преобладал растительный орнамент с геометрическими узорами, в Италии - необыкновенно изящный бордюр, в Испании - арабески. Кодексам из Северной Европы присущ «звериный стиль» маргинальных украшений с фигурами животных. Изобретенный в Скандинавии и усовершенствованный в Англии, он достиг расцвета в Ирландии. Прогрессировали и изображения заглавных букв. В романский период они почти не менялись. Но в готический период развития западного искусства сложилась иерархия инициалов. При полной иерархии крупные чертили в начале разделов, средние открывали собой главы, малые - очередное предложение, а внутри крупных помещались миниатюры. Их готовили миниаторы, а заполняли краской иллюминаторы (в переводе с латинского «озарятели»). В XIII в. миниатюры (Приложение 1) покинули инициалы и, заняв целую страницу, превратились в отдельные картины. Их рисовали иллюстраторы. Случалось, что какие-то специалисты отсутствовали. Тогда манускрипт оставался незаконченным и до нас доходил с пустотами.

Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный «Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как «парсуна», «древнейший портрет», - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров.

К книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

Объектами художественного оформления являются все элементы книги - переплет, шрифт, титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т.д., каждый из которых имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие способствуют созданию целостного ансамбля книги - ее художественного оформления, которое несет на себе отпечаток эпохи, ее производительных сил и производственных отношений, национальных традиций и эстетических требований, стилевые признаки, отражает особенности литературного произведения и индивидуальной творческой манеры художника-оформителя.

Искусство оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания.

Особенности художественно-полиграфического оформления книги во многом определяются способом изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала (ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования, гравирования или травления кислотой, а при фотомеханическом оригинал фотографируется и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным способам относятся: гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная продольная и торцовая, линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать); гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности (глубокая печать); литография (плоская печать).

Одним из основных элементов художественного оформления книги является книжная иллюстрация позволяющая наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание любого произведения - литературного, научного, производственного и всякого другого.



Читайте также: