Что нам дает общение с природой. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Человек и природа всегда были вместе, но со времен начала индустриализации, роста технического прогресса и перехода на нанотехнологии, человек забыл свое место в природе, посадив себя в бетонные клетки, напичканные микроклиматом кондиционеров. Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в прошлом. Еще каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, мы стремились хоть как-то наполнить жизнь зеленью, не разрывая связей с природой.

Сегодня человек окружен только полезными и нужными вещами: автомобили и всевозможные электронные устройства, кирпичные дома, металлические конструкции, асфальт, бетон. Неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы. Тем не менее, человек не должен забывать о своих корнях. Все мы являемся частью живой системы на планете Земля, наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день. Мы же отгородились от этого мира пластиком, сталью и бетоном, и эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику.

Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этому утраченного корням, стараясь время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Да и зачем это делать?

Да, ритм нашей жизни ускорился, и рутина ежедневных обязанностей поглощает нас, заставляет забывать о простых радостях и желаниях. Тем не менее, не стоит ограничивать себя в общении с природой, пусть даже это будут элементарные поступки и события. Стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе – забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.

Нетронутых уголков на нашей планете остается с каждым годом все меньше, и мы не отдаем себе отчет в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам еще есть что вспомнить, то возможно наши дети станут принимать такой железобетонный мир за норму. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой Земли, пока у нас есть такая возможность.

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой. Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами и человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи в своих делах и заботах, закладывались психологические механизмы и структуры, вызывающие в нас тягу к общению с природой, ощущение себя ее частицей.

Индийский философ С. Радхакришнан, размышляя над этими вопросами, обратил внимание на тот факт что жизнь древнего индуса, теснейшим образом связанная с объектами живой и неживой природы находилась под ее сильнейшим и во многом определяющим его психику, нравственность влиянием. Исследуя истоки возникновения и развития мировоззрения индийцев, Радхакришнан в своей книге «Индийская философия» пишет о том, что уже древнейшие мудрецы эпохи ведийских гимнов бессознательно восхищались природой. Будучи по существу поэтами они взирали на объекты природы с такой полнотой чувств и силой воображения, что эти предметы стали ими одушевляться. Они умели любить природу, восхищались чудесами захода и восхода солнца - этими таинственными процессами, которые завершались как бы сближением человеческой души и природы. Для них природа была живой, с нею они могли общаться Величественные явления природы были творениями небес, сквозь которые большинство взирало на безбожную землю.

Как это ни покажется странным, но и в наше время в роли объекта общения для человека может выступать растение или животное, море или горы, даже обыкновенные вещи, окружающие нас в повседневной жизни. Происходит это тогда, когда на любой предмет неживой природы или вещь люди переносят собственные свои духовные качества, как бы очеловечивая их. Отсюда и наше стремление к уединению на лоне

природы, в котором она может стать обычным партнером общения, позволяя вести молчаливый, а то и словесный диалог с собой: речкой или океаном, деревом или небом. В эти моменты человеку кажется, что воспринимаемое им явление природы обладает «душой» и «свободой» (то есть основными чертами субъекта) и что оно поэтому способно отвечать «любовью» на его любовь, что оно владеет своеобразным «языком», на котором с ним можно общаться. Природа становится иллюзорным партнером общения.

Стремление общаться с объектами природы особенно обостренно проявляется у человека в ситуациях кризиса, одиночества, вынужденного или намеренного. Глубоко залегают в нас эти чувства, в нашем сознании или, скорее, подсознании, может быть, в «генетической» еще, эмоциональной в своей основе памяти. В городском человеке структуры эти заглушены или неразвиты, точнее, не востребована в жизненной практике необходимость связи с этим мощным, но закрытым до поры пластом нашей психики. У сельских жителей, особенно у тех из них, кто по роду своих занятий много времени находится в одиночестве, эти связи обнаруживаются на поверхности их душевной жизни. Известный драматург Азат Абдуллин так описывает это качество у своих земляков. «Несколько лет назад,- пишет он,- я работал некоторое время скотоводом у моего сородича. Чтобы побыть в его шкуре. Однажды пришлые горожане спросили его. «С весны до осени ты на джайляу один. Не давит ли тебя одиночество?» Земляк мой ответил: «Когда начинает давить, я с цветами разговариваю». «Да ты шутник»,- те посмеялись над ним. Тогда он им: «А вы мне вот скажите, почему цветы и печальны, задумчивы, и приветливы, открыты?» И, видя, что тем нечего ответить, заключил: «Потому что они живут из самих себя. У них богатая душа. С ними поговорить можно».

В историческом своем развитии человечество с определенной периодичностью обращается к теме природы, общения с ней, к возможностям ее благотворного воздействия на формирование здоровой психики, всего образа жизни и деятельности человека. Романтизм, сентиментализм, классицизм и реализм - трудно назвать какое-либо из литературных или даже фи-лософских направлений и течений, которое бы в той или иной мере не отдало дань природе и человеческому общению с ней. Каждый раз это была реакция на избыточный рационализм и схематизм, «машинерию» и узость, эмоциональную скудость человеческой жизни. Особенно наглядно это прослеживается в сочинениях романтиков конца XVIII - начала XIX столетия. Европейский романтизм, выросший из отрицания просветительского механицизма, потеряв веру в способность разума установить справедливый порядок в обществе, испытывал недоверие и враждеб-ность к изощрённостям политических систем и уже заметно возросшим претензиям техники на существо жизнедеятельности людей. Обращаясь к природе, романтики искали в ней то, в чем им отказывало общество, и они обнаружили новый, прежде скрытый лик природы - лик всемогущего, талантливого и вдохновенного собеседника и друга.

Пылкое преклонение перед природой было свойственно Новалису, Колриджу, Шеллингу. Но пожалуй, ни один из писателей и философов не раскрыл так глубоко необходимость для нормального развития каждого человека воспитания у него потребности в самозабвенном отношении к диалогу с природой, как американский мыслитель-трансценденталист Г. Торо. Общение с природой, считал он, должно быть основано на пристальном ее наблюдении, на воспитании способности посредством воображения, памяти, предвидения сводить в фокус сознания все пространственные и временные характеристики мира. н полагал, что существует только единый миг глубокого подлинного мирочувствования, все остальное вторично, относительно, гипотетично. Именно воображение играет очень важную роль в освоении мира и в интимном общении с ним: «…я сам себе время и пространство… Во мне заключены лето и зима сельское бытие и повседневная рутина коммерции, чума и голод, освежающий ветер, радость, печаль жизнь и смерть».

Однако, по мысли Торо, настоящее общение с природой дается не всякому человеку. Нравственно несовершенные люди не могут войти в царство природы. Стоит человеку утратить духовность, как сразу же природа отделяется от него, из друга пре-вращается во врага; в холодное физическое тело, в коварного сфинкса. В этом пункте мысли Торо во многом тождественны высказываниям немецкого фило-софа-идеалиста Ф. Шеллинга, считавшего, что понять и полюбить природу может только свободный дух. Порабощенное же сознание не может увидеть в при-роде ничего, кроме материи-источника морального зла.

В теории другого американского философа-идеа-листа - Р. Эмерсона связь человека с природой получила особое название - «корреспонденции». Это трансценденталистское понятие трактовалось им доста-точно широко, как интимная связь между состоянием сознания и природными явлениями, создающими в своей совокупности огромный мир «бессловесного языка». Наиболее точное и образное представление о характере «корреспонденции» человека с природой дают стихи замечательного французского поэта Шарля Бодлера. Фрагмент одного из них мы здесь приводим:

«Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Когда их смутный хор един, как тьма и свет,

Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье».

«Корреспонденция», утверждал Эмерсон, предпо-лагает, что по мере того, как человек погружается в переживания ландшафта, происходит восстановление оптимистического начала в его душе, а через это обновляется и восприятие им окружающего мира, поскольку не в природе, а в человеке «вся красота и все ценное, что он видит. Мир сам по себе пуст и всем своим великолепием обязан этой золотящей, возвышающей душе» .

В отличие от Эмерсона Торо подчеркивает объективный момент общения с природой. Он видит в природе тайну, которую человек должен разгадать. Природа для него не пуста, она есть своеобразный партнер по общению, имеющий самодовлеющее собственное живое бытие. Только как живая, обладающая глубокими тайнами, суверенностью природа может привлекать человека в качестве субъекта общения. Именно поэтому она нужна человеку для духовного обновления и для поддержания в душе его ощущения «жизненной силы». Человек же, высшее творение природы, представляет ее интересы как свои и, проявляя во взаимодействии с ней свою разумность, раскрывает смысл породившей его природы и своего существования.

Таким образом, делает вывод Торо, природа для человека - всемогущая и загадочная сила, а не просто проекция «не — Я» во внешний мир. Мир природы остается молчаливым и отстраненным до тех пор, пока человек не проникнет в ее суть, после чего она становится для него действительным собеседником и помощником.

Проникновение в природу, развивает свою мысль философ, должно идти через вдохновенный и исполненный творческого пыла чувственный опыт. При-близиться к природе можно, только если до конца ощутить ее и вжиться в нее. Человек должен быть достаточно чувствителен и одухотворен для восприятия

ландшафта. Общение требует от него усилий всего существа, физических и духовных. Для того чтобы Достичь максимального, пусть и временного, слияния с природой и погружения в ее мир, сам Торо, например, мог по несколько часов подряд почти недвижно стоять в лесной чаще или на берегу реки. усилия приближения к природе, работа души и тела подвигают человека к поиску духовного начала. Путь

высшему идеалу идет через возвышение идеального в самом индивиде, и достигается он с помощью слияния человека и природы. Постоянный контакт с природой, воплощающей трансцендентный идеал, красоту и чистоту, помогает, считал Г. Торо, человеку через сосредоточение на переживании природной гармоничности запечатлеть его в душе, заложить основы здорового, нравственного отношения к миру и самому себе, понять самого себя как часть природы и при-роду внутреннего своего «Я». Основательно и глубоко раскрыв взаимоотношение человека с природой, про-цесс их взаимовлияния, Г. Торо оставил исследова-телям человека много вопросов, требующих своего решения.

Один из них касается проблемы происхождения, изначальности чувства природы в человеке. Современ-ная наука в попытках дать ответ на этот вопрос начинает понимать, что основы единства человека и природы залегают значительно глубже, нежели счита-лось прежде.

Чувство природы, единства с ней вопреки широко бытовавшим представлениям вовсе не исчезло в нас. Просто это чувство в современной жизни мало востребуется, и потому мы редко замечаем его прояв-ления. Согласно последним исследованиям биологи-ческая память человека оказалась оттесненной глу-боко в подсознание. Конечно, эта память не те перво-зданные ощущения, которыми, наверное, обладали наши предки. У современного человека ощущение интимной связи с природой несколько иное, хотя где-то в глубине нашего существа сохраняется его биологи-ческая первооснова, которая позволяет чувствовать природу как начало всех начал. Случайная или на-меренная близость к природе, особенно жизнь в ней, весьма явственно обостряет наши первородные ощу-щения. Именно такое обостренное ощущение природы дало основание Генри Бестону, популярному амери-канскому писателю-натуралисту, написать следующие строки: «Проживая на дюнах… я находился в самой гуще обильной природной жизни, проявлявшейся днем и ночью, и благодаря этому оказался вовле-ченным в круговорот великой жизненной силы, чув-ствуя, как получаю от нее тайную питающую энергию. Наступило время - это было на пороге весны,- когда эта энергия стала ощущаться так же реально, как и тепло, излучаемое солнцем… Я полагаю, что те, кому

приходилось жить в окружении природы, стараясь не затворяться от нее, согласятся со мной. Жизнь - это вселенская энергия, подобная электричеству или земному тяготению; ее присутствие поддерживает саму жизнь. Эта сила может вмешиваться в отдельную жизнь, подобно мгновенному соединению лавины огня с пламенем свечи».

Как видит читатель, в данном случае общение с природой представляет уже не просто удовлетворе-ние эстетических чувств, а непосредственную энерге-тическую подзарядку из каких-то неявных, неизвест-ных нам

источников. Интересно, что для того, чтобы осуществилась такого рода «корреспонденция», чело-век, как пишет Бестон, должен не «затворяться» от природы, а быть по-доброму открытым для тех впечат-лений, которые она доставляет. Во многом наши отно-шения с природной средой так же загадочны, как и она сама, как загадочен наш собственный мир, наше тело, мозг, душа. То таинство отношений, что было «понят-ным» дикарю, во многом утрачено. Самые древние, глубокие, возможно, и богатые пласты нашей психики не задействованы, а ведь им многие миллионы лет. «Даже звери замечают, что человеку совсем не так уж уютно в созданном им мире значений и знаков»,- сказал Р. Рильке, одним из первых почув-ствовавший надвигающееся на человека одиночество из-за излишнего рационализма его бытия.

Особые отношения складывались у человека с жи-вотными. Общение с ними было более динамичным и наглядным: своим поведением, позами, издаваемыми звуками животное могло достаточно определенно «высказать» свое отношение к человеку, с которым оно контактирует. На глубокие размышления могут навести, например, материалы этнографических исследований одной из народностей, населяющих высокогорные районы Кавказа,- сванов. В условиях замет-ной изоляции от других культур и обычаев сохра-нились почти в своем первозданном виде отношения человека с домашними животными.

В каменном доме свана на некотором расстоя-нии от его стен строятся деревянные щиты с окошками, украшенными резным орнаментом. За этими Щитами и находятся животные (коровы, быки, лошади), которые имеют возможность через окошки всю долгую зиму рассматривать жилую часть дома и его обитателей. Таким образом, вся жизнь людей с их по-вседневными хлопотами вокруг семейных очагов, раз-водимых прямо на полу, большую часть года проте-кает буквально на глазах у животных, делая их как бы причастными ко всем делам человека. Более того, у сванов до наших дней сохранился обычай в определен-ный день года совершать перед животными тради-ционные ритуальные действия, разыгрывая сцениче-ские картинки, из которых животные должны «узнать», какое их поведение угодно хозяевам.

В своем ежедневном общении с животным сваны постоянно наблюдают внимательные глаза безмолв-ных, беззащитных, но преданных существ. Поэтому и относятся к ним как к самим себе, приписывают животным человеческие свойства и способности, оду-хотворяют их, то есть субъективируют и тем самым делают возможным взаимное общение с ними.

Этот вид общения психологически обеспечивается тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные

инициативы человека. Только у совсем уж пустого человека не возникают в ответ чувства привязанности, предан-ности, любви. Наконец, многим сугубо человеческим качествам может научить человека дружба с живот-ными. Способности понимать и сочувствовать, состра-дать, а подчас и преподать пример надежности, вер-ности и преданности.

Сформировавшаяся сравнительно недавно наука этология (этос - нрав, характер), изучающая пове-дение животных в естественных условиях, значи-тельно расширила наши представления об умствен-ных способностях животных, убедительно показала, что наряду с инстинктами, присущими им от рож-дения, их поведение определяется еще и навыками, приобретенными в результате индивидуального опыта. Ряд исследований по сравнительной оценке принятия правильных решений у животных и у детей двух — трехлетнего возраста показал, что «умные» животные справляются с поставленной перед ними зада-чей лучше, чем дети. Это обстоятельство свидетель-ствует о том, что «разумность» не является достоинством исключительно человека. Существенные про-явления этого качества в различной степени свойственны и нашим «братьям меньшим». Главный же вывод, важный для темы нашего исследования, за-ключается в том, что психика животных при всем сходстве с нашей не просто значительно отличается от психики человека, она совершенно не сравнима с нашей (как, например, психика детей младшего возраста отличается от психики взрослого человека). И именно в этом ее достоинство, достоинство большей непосредственности и искренности, чем это бывает у человека, в силу практически полного отсутствия рациональности (но не разумности).

Трудно глубже и содержательнее сказать на этот счет, чем сделал это Г. Бестон: «Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления: ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуж-даемся. Ибо нельзя к животным подходить с челове-ческой меркой. Их мир старше нашего и совершен-нее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял: они живут, при-слушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».

Из всего сказанного подчеркнем еще раз, что об-щение с природой, с животными, по сути дела, пред-ставляет собою своеобразные варианты остро необхо-димых для нас актов автокоммуникации, позволяю-щих глубже познать себя, проявить и активировать в себе эстетические и гуманистические начала.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Научный сотрудник кафедры психологии Мадридского университета Хосе Антонио Корралиса длительное время занимался изучением взаимосвязи между окружающим миром и стрессом. Пронаблюдав за группами детей, проживающих в сельской и городской местности, учёный установил, что деревенские малыши более стрессоустойчивы, чем их ровесники, не имеющие постоянного контакта с природой.

Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Вслед за этим выводом испанские психологи доказали, что для городского ребёнка, бывающего на улице меньше двух часов в день, стресс зачастую является знакомым явлением. Такие дети имеют слабое здоровье, несамостоятельны, неусидчивы и плохо социализируются. Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Как же всё-таки стоит родителям организовать детское общение с внешним миром? Мария Монтессори в книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» даёт ряд полезных советов на этот счет.

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

Постоянное общение с природой у дошкольников развивает сенсорное восприятие, у школьников до 12 лет помогает находить взаимосвязь между разными явлениями в жизни, а у подростков формирует чувство ответственности и общественного сознания.

Первое, с чего начинается познание мира ребенком, – это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Малыш растет. По мере того, как развивается его мышление, он начинает постигать факт существования двух миров – «мира внутри меня и мира вокруг». Именно из осознания этого факта (существование внешнего мира и его внутреннего образа) у ребенка впервые рождается ощущение себя как индивида, а противоречие между этими двумя мирами побуждает его расширить свои знания об окружающей действительности путем общения. «Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Формирование представлений детей о природе происходит при непосредственном соприкосновении с ней. Поэтому я, как педагог, поставила перед собой цель – создание условий для формирования осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, умения любить, беречь и восхищаться красотой родной природы, воспитания ее защитников. А чтобы любить и беречь природу, надо ее знать, поэтому, для достижения поставленной мною цели, я решаю следующие задачи:

– формирование у детей представлений о природе, об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними;

– воспитание трудовых умений и навыков учащихся по уходу за растениями и животными;

– воспитание в детях любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Для достижения этой цели я использую экологическое пространство, которое включает в себя уголок природы, территорию подразделения, близлежащие водоем и парк. Организованный в кабинете природный уголок дает дошкольникам возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Постоянные жители природного уголка – это комнатные растения, обитатели аквариума, попугайчики, черепаха, хомячок, а также присутствуют и временные обитатели: дождевые черви, мальки рыб, птицы и т.д. Для работы мною собраны детские книги писателей-природоведов и богатый иллюстративный материал, который малыши имеют возможность просматривать. Также, я организовала мини–лабораторию (пробирки, лупы, почва, песок, дренаж и другое) для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Начиная с 4-х лет, дети отмечают состояние погоды, фиксируют рост и развитие растений в дневниках наблюдений, наблюдают за посадками овощных культур.

Наше подразделение расположено вдали от города в озелененном месте. На его территории разбиты клумбы и рабатки, вазоны с цветами. Рассаду цветов дети выращивают самостоятельно.

В процессе работы я не только знакомлю детей с экологическими объектами, явлениями природы, но и формирую обобщенные представления о классах животных, о связях и взаимосвязях между объектами природы.

В работе по экологическому воспитанию я опираюсь на методическое пособие С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Кроме того, я использую учебное пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки», которые в занимательной форме знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу, а также произведениями писателей-природоведов: М. Пришвина, К. Паустовского, И. Токмаковой, В. Бианки, Е. Чарушина и многих других. Обязательно рассматриваю с детьми картины таких художников, как И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. Ф. Юон и многих других.

В течение последних лет особое внимание уделяю проведению элементарных опытов и экспериментов с явлениями природы (опыт с водой и снегом, опыт с фасолью, опыт с рыбками), что позволяет детям обогащать и пополнять их знания новыми открытиями, развивать наблюдательность, логическое мышление, речь ребенка, воспитывать интерес и любовь к природе. Во время проведения наблюдений я заметила, что ребята стали больше рассуждать, спорить, делать выводы, задавать вопросы. Как радуются дети, когда закопанная в землю горошинка дала росток, сколько чувств в ожидании, когда же (завтра, послезавтра), из цветка завяжется огурчик, а сколько эмоций и восторга на лицах детей. Разве может заменить самая прекрасная книга с картинками, самый занимательный рассказ педагога, той радости общения с природой. Оно дает ребенку более яркие представления, рождает незабываемые впечатления от чувства удовлетворения. С первых шагов сознательной жизни ребенка надо обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, добиваясь того, чтобы маленький человек умел видеть. Сухомлинский говорил, что умение видеть, умение замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным – это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли, и первоисточник разума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые вызывают у него интерес. Стоит выйти с ребенком на прогулку, обратить его внимание на деревья большие и маленькие, на зеленый мох, растущий с одной стороны, подальше от солнышка. Ребенок начинает задавать вопросы: «Почему это так?». У него еще нет запаса знаний, но у него появился интерес и желание узнать, открыть для себя новое. Множество вопросов задает ребенок и большинство их на познание окружающего мира и самого себя. «Почему мы дышим? Зачем нужен воздух? Есть ли сердце у рыб? Больно ли цветочку, когда его срываешь? И множество других вопросов». Чем больше открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного и загадочного. А чем больше он поставил вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он будет, тем зорче будет его глаз и острее память.

Труд в природе – это наиболее доступный и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. Включая детей в трудовую деятельность, развивается познание и применение полученных знаний. На территории нашего подразделения разбиты красивые клумбы и сохранено разнообразие деревьев. И все это благодаря трудолюбию детей и взрослых. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять, такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были». Нужно искать и находить с детьми это новое в уже известном, виденном. В биографии известного детского писателя и художника Е. И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как полозья скрипят на морозе, – все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу.

Для себя я отметила: очень важно помочь ребенку добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания его будут крепче, и чувство радости подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям. Показывая опыты дошкольникам, я объясняю им, как важно не нанести вред и ущерб растениям и животным. Особое внимание я уделяю развитию умений целенаправленно вести наблюдения и анализировать природные явления.

Свою педагогическую деятельность по методической теме «Общение ребенка с природой – эффективное средство воспитания личности» продолжаю и с младшими школьниками. Для этого мною разработана новая адаптированная образовательная программа «Юный эколог».

Каждое занятие образовательной программы «Юный эколог» построено с учетом теории познания. Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы являются слова Джозефа Корнелла: «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» Познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение организовано мною в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

В работе с детьми мною используются самые разнообразные методы и формы обучения : лекции с элементами беседы, работа с натуральными объектами, эксперименты, экскурсии, акции, мини–спектакли, викторины, анкеты, практические занятия, просмотры фильмов.

Для развития познавательных творческих способностей детей (концентрации внимания, наблюдательности, мышления, воображения) мною совместно с ребятами организуются: рейды по району нашего проживания и его окрестностям в целях знакомства с растительным и животным миром, экскурсия на ближайший водоём, экскурсии в лес и парк; выставки поделок из природного материала, конкурсы осеннего и зимнего букетов, конкурсы рисунков, плакатов, экологических сказок, стихотворений и т. д.

Организованные мною практические занятия (такие как озеленение природной среды, мероприятия по благоустройству прилегающей территории и др.) помогают формировать у учащихся такие качества характера, как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям.

Я твёрдо убеждена, что главное условие формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде – это общение с природой. Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к природе мною регулярно проводятся тематические беседы о рациональном использовании природных ресурсов.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача для всех. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально, поэтому я усилила гигиеническое и физическое обучение и воспитание детей, способствующего сохранению здоровья. В рамках образовательной программы «Юный эколог» мною разработаны занятия, на которых дети играют в подвижные игры, что способствует их двигательной активности.

Так как детям школьного возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, им интересен широкий круг явлений социальной и природной действительности. Они стремятся к общению с природой. Для удовлетворения этих потребностей мною в образовательный процесс был введён экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда». В рамках этого курса проводятся экологические акции, экологические игры, экологические вечера, осенние балы, праздники, посвященные датам экологического календаря: День Птиц, День Земли и т.д. Например, для того, чтобы повысить интерес воспитанников к явлениям природы и эстетического восприятия окружающего мира мною была задумана и проведена экологическая акция «Просыпайся, Земля!», посвященная Дню Земли. Дети вместе со мной трудились по очистке территории от мусора, оставшегося после зимы, окапывали деревья, организовывали цветники, причем делали это с огромным желанием и без принуждения.

В течение учебного года с учащимися проводятся экологические десанты по очистке окружающей территории «Живи и радуйся». Приняли участие в городской экологической акции по очистке территории дендропарка «Чистая территория». В совместной деятельности у детей закладываются и развиваются такие качества как самостоятельность и ответственность, дети учатся принимать решение и нести за него ответ.

Организованная мною совместная деятельность педагогов и учащихся по благоустройству и озеленению позволяет воспитывать у детей младшего и среднего школьного возраста любовь к своей малой Родине. Проявляя заботу и организуя совместный труд, я как педагог, не только передаю опыт и знания, но своим практическим примером и своим отношением показываю свою гражданскую позицию, что, несомненно, формирует новый уровень самосознания у детей. Мне кажется, что такая педагогическая позиция способствует формированию стремления оказания помощи близким людям.

Общение человека с природой У В. Федорова есть замечательные строки: Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы и ввести Непогрешимый культ Природы. Человек всегда стремится к общению с природой. Природа не только дает людям продукты питания и другие необходимые для жизни средства, но и помогает им познавать новое, видеть прекрасное, становиться добрее и наблюдательнее. Как происходит это общение? Общение с природой у каждого происходит посвоему. Один берет удочку и проводит с ней многие часы на берегу реки; другой отправляется с корзинкой в лес за грибами; третий едет с рюкзаком в незнакомые края. Каждый хочет увидеть, услышать, почувствовать что-то свое и сохранить навсегда впечатления от встреч, остроту пережитых эмоций, тепло летних лучей солнца. Но чем больше людей тяготеет к общению с природой, тем труднее ей устоять перед ними. Повидимому, настало время серьезно подумать о том, что такие свидания возможны не везде, не всегда и не для всех. К встрече с дикой - большой - природой людей необходимо готовить. Готовить так же тщательно, как готовят пилота или капитана, прежде чем ему доверят штурвал. Для этого нужны новые, приспособленные к современным условиям, формы контактов с птицей, зверем, лесом, рекой общение в малой природе: в пригородном парке, дачной местности или пригородном лесу. Другой формой контактов может стать общение с живым у себя дома. Многие стремятся завести в своей квартире те или иные растения, рыб, птиц, черепах или зверьков. Такой кусочек дикой жизни всегда становится объектом пристальных наблюдений, источником знаний. Конечно, брать в дом следует лишь тех животных, которые неплохо переносят неволю и весьма многочисленны. Далеко не все животные страдают от встреч с человеком. Напротив, некоторым из них люди своей хозяйственной деятельностью предоставили дополнительные возможности для жизни. И число их не только не сокращается, но даже, наоборот, возрастает. Таких видов немало. Поэтому именно с их помощью можно и нужно постигать азы общения с живыми объектами. Научясь чувствовать и понимать их нужды, каждый будет знать, чем может повредить тому или иному дикому существу на воле и как, попадая в лес, не нанести вреда. Уметь помочь живому, несомненно, более важно, чем хотеть помочь, не умея этого. Человек никогда не сможет существовать без природы. …А природа может обойтись и без нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно! Работу выполнили: Курманов Руслан, Юнякина Вика



Читайте также: