Информационное сообщение о морских обитателях. Все об акулах

Роллан Р. Собрание сочинений: В 20 т. – Л., 19301936.

Роллан Р. Собрание сочинений: В 14 т. – М., 1954–1958.

Роллан Р. Статьи, письма. – М., 1985.

Роллан Р. Воспоминания. – М., 1966.

Цвейг С. Р. Роллан: Жизнь и творчество // Собрание сочинений: В 7 т. – М., 1963. – Т. 7.

Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. «Жан Кристоф». – Л., 1968.

Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. Ранние годы. – Л., 1972.

Мотылева Т.Л. Творчество Ромена Роллана. – М., 1959.

Мотылева Т.Л. Ромен Роллан. – М., 1969.

Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе

Экзистенциализм – общеевропейское течение в философии и литературе ХХ в. Социокультурные и философские предпосылки экзистенциализма. Наследие Ф.М. Достоевского и экзистенциализм. Течения во французском экзистенциализме.

Жан-Поль Сартр – глава французского экзистенциализма. Основные категории экзистенциализма в книге Сартра «Бытие и ничто»: «сущность» и «экзистенция», «свобода», «тревога», «пограничная ситуация», «абсурд». Проблема личного выбора и ответственности в философии Сартра. Взаимоотношения «Я» и «Другого» в понимании Сартра.

Роман «Тошнота» как манифест атеистического экзистенциализма. Роман об открытии личностью абсурдности мироздания. Антуан Рокантен как экзистенциирующий герой. Проблема свободы и гуманизма в романе. Особенности поэтики романа. Влияние Р. Декарта, А. Франса и М. Пруста на Сартра.

Тетралогия «Дороги свободы» – начало второго этапа в творчестве Сартра. Отход от идеи «тотальной свободы». Сартр – апологет ангажированной литературы (эссе «Что такое литература?»). Стремление к синтезу экзистенциалистской антропологии с марксизмом и психоанализом в повести «Слова» и в книге «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821–1857». Влияние Сартра на интеллектуальную атмосферу Запада середины ХХ в.

Место Альбера Камюво французском экзистенциализме. Журналистская деятельность в газете «Альже репюбликен» в 1938 г. Проблематика повести «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе». Композиционные особенности повести и специфика повествовательной манеры А. Камю («нулевой градус письма» Р. Барт). Мерсо как экзистенциалистский вариант «естественного человека». Проблема «верховного самоубийства» в эссе «Кириллов» и пьесе «Калигула». Метафизический бунт в «Калигуле».

Участие Камю в Сопротивлении. Преодоление отчуждения во второй период творчества (роман «Чума»; философское эссе «Бунтующий человек»). Роман «Чума» как «коллективная история», трагедия общества. Многоуровневость структуры романа «Чума». Поздний Камю (повесть «Падение»).

Литература

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. – М., 1990.

Евнина Е.М. Современный французский роман. – М., 1962.

Шкунаева И. Современная французская литература. – М., 1961.

Жан-Поль Сартр (19051980)

Сартр, Жан-Поль (Sartre, Jean-Paul) – французский писатель, публицист и философ-экзистенциалист. После окончания в 1929 г. Высшей нормальной школы и службы в армии Сартр преподавал философию в лицее Гавра. В 1933–1934 гг. находился на стажировке во Французском институте (Берлин), где познакомился с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом М. Хайдеггера.

Первые философские работы Сартра «Трансцендентность Эго» («La transcendance de l’Ego», 1934), «Воображение» («L’Imagination», 1936), «Эскиз теории эмоций » («Esquisse d’une théorie des émotions», 1939), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» («L’Imaginaire. Psycologie phénoménologique de l’imagination», 1940) – обнаруживают ориентацию его на феноменологические методы. Сартр менее всего стремится обобщить данные естественных и социальных наук, но пытается дать описание конкретных, отдельных состояний сознания индивидуума. Этим объясняется особый интерес писателя к проблеме эмоций и воображения, их природы и роли в жизни индивидуума. Он выдвигает тезис о неэффективности эмотивного поведения, ибо, с его точки зрения, эмоция есть бегство личности от мира. Сталкиваясь с реальными проблемами, человек отдается эмоции, которая как бы «отключает» его от опасной или трудной ситуации. Таким образом, эмоция есть иллюзорный способ разрешения проблемы.

Трактовка Сартром проблемы воображения близка концепции «интенциональных актов» Э. Гуссерля. Сартр говорит о творческой сущности воображения, хотя и ограничивает действие воображения сферой сознания. Он противопоставляет воображающему сознанию сознание практическое. Для него воображение ирреально и предполагает «неантизацию» действительности в ее наиболее существенных структурах.

В романе «Тошнота» («La Nausée», 1938) уже присутствуют отдельные экзистенциалистские мотивы и идеи. Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе Рольбоне. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся «озарения», переживаемые героем. Эта череда «озарений» складывается в сюжет романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит в результате его столкновения с окружающими предметами. Мир вещей и – шире – природное бытие оказываются враждебными человеческой субъективности. Погруженность субъекта в это природное «месиво», в бесформенную и мертвую объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия. Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало. Осуществляя свободный выбор в «пограничной ситуации», Рокантен становится экзистенциирующим героем. Он отказывается от неподлинных форм жизни и деятельности (социальная активность, наука, искусство, любовь и т.д.) и хочет превратить свою жизнь в некое подобие совершенного произведения искусства. «Каких вершин я мог бы достичь, если бы тканью мелодии стала моя собственная жизнь», – размышляет Рокантен, услышав джазовый мотив.

В выборе писателем дневниковой формы повествования, в исповедальности романной интонации сказалось сартровское понимание природы философской идеи. Для него она не результат спекулятивного, абстрактно-логического мышления, но интимное, личностное переживание.

Сартровский роман отрицает каноны классического реалистического романа Бальзака, Стендаля, Флобера. Мир Рокантена – это мир его сознания. В этом отношении писатель продолжает прустовскую линию во французской литературе. В романе нет финала, как нет и подлинного начала, ибо жизнь лишена смысла, а события – причинно-следственных связей. Сартровский герой – «существо без контуров, неопределимое, неуловимое и невидимое, анонимное “Я”, которое является всем и ничем, которое чаще всего есть лишь отражение самого автора» (Н. Саррот).

В сборнике рассказов и новелл «Стена» («Le Mur», 1939) Сартр развивает основную тему «Тошноты». В одноименной новелле писатель показывает превращение человека в вещь, в дрожащую и агонизирующую плоть перед лицом неизбежной смерти. Осознание близости конца отнимает у человека свободу. Страх смерти превращает человека в животное. Трое республиканцев, сражающихся против испанских фашистов, схвачены и в подвале, куда их посадили, ждут решения своей участи. Они обречены на пытку ожиданием. Их бьет нервная дрожь, они покрываются холодным потом. За этими физиологическими проявлениями страха наблюдает военный врач. Героев новеллы охватывает апатия, они утрачивают волю и мужество.

Главный герой новеллы Пабло Иббиета в ожидании смерти открывает для себя абсурд. Все становится ему безразлично. В сартровской новелле появляется мотив, который несколько позже станет основным в повести А. Камю «Посторонний», зазвучит лейтмотивом в устах Мерсо – мотив индифферентности. Размышляя над предложением фашистов спасти свою жизнь ценой предательства, Иббиета приходит к выводу: «...все в принципе равноценно. Я прекрасно знал, что он был нужнее Испании, но теперь мне было начхать и на Испанию, и на анархизм: ничто больше не имело значения». Пабло Иббиета оказывается в «пограничной ситуации», в ситуации выбора. И он выбирает смерть, направляя фашистов по ложному, как ему кажется, следу, но по иронии судьбы приводит их к человеку, которого они разыскивали. Таким образом, всякое действие бессмысленно и губительно, но сам акт выбора делает человека экзистенциирующей личностью вне зависимости от последствий и результатов этого акта для других и для самого человека.

В 1940 г. Сартр попадает в немецкий плен, но через год его освобождают по состоянию здоровья.

«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стал философский труд Сартра «Бытие и ничто» («L’Etre et le Néant», 1943), в котором писатель предпринимает систематическое изложение своей философии. Он анализирует диалектику взаимоотношений человека («бытия-для-себя») и объективной действительности («бытия-в-себе»). «Бытие-в-себе» лишено саморазвития, которым наделено лишь «бытие-для-себя». Человек отрицает объективную действительность для достижения свободы. По Сартру, «Я» есть чистая духовность, абсолютная свобода, неограниченная субъективность. «Отчуждение» («L"aliénation») есть атрибут «бытия-для-себя». «Бытие вне меня. Единственная истина – мое личное существование», – пишет Сартр.

В работе Сартр обосновывает концепцию абсурда, утверждая случайность и бессмысленность бытия, которое «не имеет ни повода, ни причины, ни необходимости». Человеческое пребывание в мире непрочно, смерть неизбежна («бытие-для-смерти»). «Абсурдно то, что мы родились, абсурдно то, что мы умрем», – провозглашает философ. Человек одинок и покинут. Оставленность (délaissement) человека есть результат богоутраты. Главный признак человеческого бытия – постоянная тревога, тоска, тошнота, порождаемые тягостной неопределенностью мира. Преодоление этих состояний возможно в акте свободного выбора как фундаментальной основы личности. «Мы не избираем быть свободными: мы осуждены на свободу», – заключает Сартр. Он отвергает детерминизм: у него действие, выбор предшествуют мотиву, побуждению, которыми человек постфактум лишь оправдывает свое поведение. Свобода – это способность изменения наличествующего состояния, это всегда превозмогание себя. По утверждению Сартра, «быть свободным – это быть-свободным-для-изменения». Одно из проявлений свободы «Я» – художественное творчество, служащее эманацией постоянного обновления художника.

С середины 40-х гг. Сартр активно участвовал в политической жизни Франции. С 1945 г. он возглавлял журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). В конце 40-х – начале 50-х гг. пытался основать партию левой интеллигенции.

В это время им была написана незавершенная трилогия «Дороги свободы» («Les Chemins de la liberté», 1945–1949), которая включает в себя романы «Возмужание» («L"Age de raison», 1945), «Отсрочка» («Le Sursis», 1945), «Смерть в душе» («La Mort dans l"âme», 1949). Главный герой – интеллигент Матьё Делярю, терзаемый невзгодами в личной жизни и осознающий необходимость занять какую-то позицию по отношению к надвигающейся фашистской угрозе, погибает, пытаясь остановить колонну гитлеровцев.

Проза Сартра аналитична и физиологична одновременно. Он сочетает эссе с подробными, в натуралистическом духе зарисовками. Сартр выступил апологетом ангажированной литературы (Littérature engagée). В эссе «Что такое литература?» («Qu’est-ce que Littérature?», 1947) Сартр декларирует необходимость для писателя «не созерцать мир, а его переделывать», содействуя своим творчеством «самосозиданию человека». Тип художника, пытающегося убежать от действительности, представлен Сартром в очерке «Бодлер» («Baudelaire», 1947) и в книге «Святой Жене, комедиант и мученик» («Saint Genêt, comédien et martyr», 1952). В трактовке Сартра Бодлер – это художник, пытавшийся увидеть себя со стороны, как Другого, то есть слить в единстве собственной личности одновременно субъект и объект бытия. Это приводит Бодлера к отказу от экзистенции как подлинного существования, основанного на свободном выборе себя, к бегству в прошлое, в мир своих воспоминаний и образов. Бодлер разрывается между экзистенцией и бытием – в этом Сартр видел источник бодлеровской противоречивости, раздвоенности.

Свою драматургическую деятельность Сартр начал еще в 1940 г., когда в лагере для военнопленных он написал и поставил рождественскую мистерию «Бариона». Признание к Сартру-драматургу пришло лишь в 1943 г. после постановки в оккупированном Париже его пьесы «Мухи» («Les Mouches»). В основе сюжета – античный миф об Оресте, который мстит своей матери, царице Клитемнестре, за убийство своего отца – царя Агамемнона. Писатель использует античный миф для выражения экзистенциалистской концепции мира и человека. Сочетание крайних форм натурализма с модернизированным мифом – отличительная особенность сартровской драматургии. Орест, прибыв в Аргос, где жители города живут в страхе и покорности, задавленные чувством вины, открывает для себя косность и мертвящую неподвижность бытия. Осознав свою свободу, он делает выбор: убивает убийц своего отца – царя Эгисфа и Клитемнестру. Совершив этот акт возмездия, Орест становится экзистенциирующим героем. Но обретение абсолютной свободы сопровождается утратой единственного близкого Оресту человека, его сестры Электры. За свободу Орест расплачивается одиночеством, покинутостью.

В последующих пьесах «Мертвые без погребения» («Morts sans sépultures», 1946), «Грязные руки» («Les Mains sales», 1948), «Дьявол и Господь Бог» («Le Diable et le bon Dieu», 1951), «Затворники Альтоны» («Les Séquestrés d"Altona» 1960) Сартр развивает приемы и принципы новой театральности, «театра ситуаций», в которых через призму конкретной ситуации пытается разглядеть некие универсальные, трактуемые в экзистенциалистском духе первоосновы человеческого существования. «...Если верно, что человек свободен в данной ситуации, что он сам избирает себя в этой ситуации и посредством ее, – это значит, что в театре необходимо показывать простые и человечные ситуации, равно как и свободу, которая избирается в таких ситуациях», – писал Сартр в работе «К театру ситуаций» («Pour un théâtre de situations»).

В начале 50-х гг. началось сближение Сартра с французской компартией. Французский писатель дважды бывал в СССР, поддерживал кубинскую революцию, выступал против колониальных войн во Вьетнаме и в Алжире, против американской агрессии во Вьетнаме. В 1960 г. вышел в свет первый том его философского труда «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique»), свидетельствующий об эволюции философско-эстетических воззрений Сартра под влиянием марксизма. В центре исследования – по-прежнему индивид, его личные свойства и внутренние детерминации его деятельности. Однако Сартр исходит теперь из марксистского тезиса о том, что каждый индивид – член общества, детерминированный уровнем развития производительных сил и общественной структурой. В предисловии к «Критике диалектического разума» Сартр писал: «Я считаю марксизм непреходящей философией нашего времени». Он предпринял попытку связать экзистенциалистскую антропологию с марксизмом.

Автобиографическая повесть «Слова» («Les Mots», 1964) обозначила отход писателя от прежнего круга проблем экзистенциалистской философии. В центре повести – проблема ответственности художника. Сартр отрекается от существования в замкнутом мире слов, показывает формирование личности под влиянием определенной социальной среды в конкретную историческую эпоху; он отходит от мифологем своего раннего и зрелого творчества, рисует правдивую картину довоенной Франции. Повесть была удостоена Нобелевской премии (1964), от которой Сартр отказался.

В книге «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821–1857» («L"Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 à 1857», 1971–1972) Сартр предпринимает попытку соединить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом. Для объяснения творческого гения Флобера Сартр в духе З. Фрейда анализирует его детские переживания и порожденные ими неврозы. Однако Сартр не ограничивается психоаналитической методикой исследования творческой личности. Он признает, что формирование личности Флобера было обусловлено исторической эпохой. Экзистенциалистская установка Сартра проявилась в том, что центральное место в работе о Флобере, как и в его предыдущих произведениях, отводится «микроанализу» личности, то есть анализу ее внутреннего мира, сложной системы мотивов и целей ее практической деятельности.

Сартр был властителем дум значительной части европейской интеллигенции середины XX в., выразив ее сомнения и поиски. Творчество французского писателя оставило след в философии и литературе, в эстетике и критике, в театре и кинематографе.

Экология жизни. Досуг: Жан Поль Сартр «Слова». Известный писатель и психоаналитик Сартр прожил интересную жизнь, полною внутренних переживаний и противоречий. «Слова» (1964) - автобиографичная повесть Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания стать писателем. Франция второй четверти XX века.

1. Жан Поль Сартр «Слова»

Известный писатель и психоаналитик Сартр прожил интересную жизнь, полною внутренних переживаний и противоречий. «Слова» (1964) - автобиографичная повесть Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания стать писателем. Франция второй четверти XX века, модные тогда писатели и книги - обо всем этом Сартр пишет остроумно и язвительно, но и к себе он относится не менее критично: раскрывает читателю собственные детские фантазии и заблуждения, отразившиеся уже на его взрослой жизни.

2. Альбер Камю «Посторонний»

Книга Камю рассказывает о том, как не просто жить в обществе, выходя за рамки его шаблонов. Француз Мерсо, проживающий в Алжире, узнает о смерти матери. Он вынужден отправиться в богадельню, где та проживала на момент смерти, и принять участие в процессе похорон.

Автор подробно описывает внутреннее состояние героя, в котором нет ни тени сожаления или скорби, а есть лишь утомление от изнуряющей необходимости присутствия на похоронах. В дальнейшем развитии сюжета, Мерсо оказывается втянутым в разборки соседа-сутенера с арабами, ненароком совершает убийство, попадает под суд и приговаривается к смертной казни. Людям, как элементам общества, предписывается жить согласно установленным канонам.

Дело даже не в законах поведения или нормах морали. Наше мировосприятие тоже попадает под некие шаблоны, выгодные обществу. И горе тому, кто видит мир не таким, как все. Минимум, что грозит такому индивидууму, это непонимание и одиночество. Общество оставляет его равнодушным, абсолютно безэмоциональным, он не живет, а грезит наяву. Хотя в реалистичной оценке самой жизни ему не откажешь. И вот, он остается наедине с собой, в ожидании смерти.

3. Федор Достоевский «Подросток»

«Подросток» (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не совсем подростка, но и не взрослого. Он незаконнорожденный сын помещика Версилова и жены дворового человека. Происхождение накладывает отпечаток на всю его жизнь, он постоянно ощущает двусмысленность своего положения.

Мучимый различными переживаниями: противоречивыми чувствами к отцу, желанием разбогатеть и ощутить себя могущественным, стремлением отгородиться от людей и, напротив, жаждой вернуться в самую гущу жизни, жаждой взаимной любви, – Аркадий оказывается в чудовищном переплете событий романа. Так он взрослеет и постигает жизнь. «Подросток», безусловно, роман очень современный, роман, где проблемы юношеского самоопределения поданы с таким блестящим знанием психологии человека, что любой, даже взрослый человек невольно увидит в портрете героя и свое отражение.

4. Марсель Габриэль «Быть и иметь»

«Отец современного экзистенциализма» Сёрен Кьеркегор сформулировал если не основное правило, то некий общий принцип философии существования: «Человек становится личностью тогда и только тогда, когда он реализует свою свободную волю свободным приданием формы и направления своей жизни». Независимо от датского мыслителя к схожему выводу пришёл и Габриэль Марсель – первый французский философ-экзистенциалист: «всякое индивидуальное бытие является выражением онтологической тайны, и человек может прикоснуться к ней, погружаясь в глубины своей личности».

Философский сборник Марселя «Быть и иметь» состоит из Метафизического дневника – фрагментарных записей 1928-1933 годов, в которых отразился внутренний опыт и повседневные размышления философа, и Очерка феноменологии обладания – текста доклада, сделанного Марселем в Философском обществе Лиона в 1933 году. Как следует из названия работы, центральными понятиями философии Марселя являются «бытие» и «обладание» - взаимоисключающие и противоположные категории.

В качестве важного примера противоположности между обладанием и бытием Марсель приводит противоположность между желанием и любовью: Желать в действительности означает обладать, не обладая. Желание может рассматривать одновременно как аутоцентрическое и как гетероцентрическое (противоположность самого себя и другого). Любовь преодолевает противоположность себя и другого, поскольку переносит нас в сферу бытия. В дневнике Марсель также размышляет над такими вечными ценностями как верность, надежда, любовь, которые, по его мнению, и раскрывают природу подлинного бытия.

Это Вам будет интересно:

5. Ролло Мэй «Сила и невинность»

Написанная блестящим литературным языком и адресованная широкой читательской аудитории книга одного из ведущих представителей экзистенциальной психологии посвящена поиску психологических корней агрессии и насилия, проблемам добра и зла, силы и бессилия, вины и ответственности. опубликовано

Подводный мир загадочный и уникальный. Он хранит в себе тайны, до сих пор не разгаданные человеком. Предлагаем познакомиться с самыми необычными морскими существами, окунуться в неизведанную толщу водного мира и увидеть ее красоту.

1. Медуза Атолла (Atolla vanhoeffeni)

Необычайно красивая медуза Атолла обитает на такой глубине, куда не проникает солнечный свет. Во время опасности она способна светиться, привлекая крупных хищников. Медузы не кажутся им вкусными, а их врагов хищники едят с удовольствием.


Эта медуза способна испускать ярко-красное свечение, которое является следствием распада белков в ее организме. Как правило, крупные медузы - опасные существа , но не стоит бояться Атолла, ведь ее среда обитания там, куда не доберется ни один пловец.


2. Голубой ангел (Glaucus atlanticus)

Совсем крошечный моллюск по праву заслужил свое название, он словно парит на водной поверхности. Чтобы стать более легким и удержаться у самой кромки воды, он время от времени проглатывает пузырьки воздуха.


Эти необычные существа имеют диковинную форму тела. Сверху они голубые, а снизу серебристые. Природа не зря предусмотрела такую маскировку – Голубой ангел остается незамеченным для птиц и морских хищников. Толстый слой слизи вокруг рта позволяет ему питаться мелкими ядовитыми обитателями морей.


3. Губка-арфа (Сhondrocladia lyra)

Этот загадочный морской хищник еще недостаточно изучен. Строение его тела напоминает арфу, отсюда и название. Губка малоподвижна. Она цепляется за осадок морского дна и охотится, приклеивая к своим липучим кончикам мелких подводных обитателей.


Свою добычу губка-арфа покрывает бактерицидной пленочкой и постепенно переваривает. Встречаются особи с двумя и более лопастями, которые соединены в центре организма. Чем больше лопастей, тем больше пищи поймает губка.


4. Осьминог Дамбо (Grimpoteuthis)

Осьминог получил свое название из-за сходства с диснеевским героем – слоненком Дамбо, хотя имеет полустуденистое тело довольно скромных размеров. Его плавники напоминают слоновьи ушки. Он размахивает ими, когда плывет, что выглядит весьма забавно.


Передвигаться помогают не только "ушки", но и своеобразные воронки, расположенные на теле осьминога, через которые он выпускает под давлением воду. Обитает Дамбо на очень большой глубине, поэтому знаем мы о нем совсем не много. Рацион его составляют всевозможные моллюски и червячки.

Осьминог Дамбо

5. Краб-йети (Kiwa hirsuta)

Название этого животного говорит само за себя. Краб, покрытый белой мохнатой шерсткой, и правда, напоминает снежного человека. Обитает он в холодных водах на такой глубине, где нет доступа свету, поэтому он абсолютно слеп.


На своих клешнях эти удивительные животные выращивают микроорганизмы. Одни ученые считают, что эти бактерии нужны крабу, чтобы очищать воду от токсичных веществ, другие предполагают, что на щетинках крабы выращивают для себя пищу.

6. Нетопырь короткорылый (Ogcocephalus)

Эта рыба-модница с ярко-красными губами совсем не умеет плавать. Проживая на глубине более двухсот метров, она имеет плоское тело, покрытое панцирем, и ноги-плавники, благодаря которым Нетопырь короткорылый неспешно ходит по дну.


Добывает пищу с помощью специального нароста - своеобразной выдвижной удочки с пахучей приманкой, которая привлекает добычу. Неброская окраска и панцирь с шипами помогают рыбе прятаться от хищников. Пожалуй, это самое смешное животное среди жителей мирового океана.


7. Морской слизняк Felimare Picta

Felimare Picta – один из видов морских слизней, обитающий в водах Средиземноморья. Выглядит он весьма экстравагантно. Желто-синее тельце будто окружено нежной воздушной оборкой.


Felimare Picta, хоть и является моллюском, обходится без раковины. Да и зачем ему она? На случай опасности морской слизняк имеет что-то куда более интересное. Например, кислотный пот, который выделяется на поверхности тела. Вот уж не поздоровится тому, кто захочет угоститься этим загадочным моллюском!


8. Моллюск «Язык фламинго» (Cyphoma gibbosum)

Этот существо встречается на западном побережье Антлантического океана. Имея ярко окрашенную мантию, моллюск полностью укрывает ею свою однотонную раковину и таким образом защищает ее от негативного влияния морских организмов.


Как и обычная улитка, «Язык фламинго» прячется в свою раковину в случае надвигающейся опасности. Кстати, такое название моллюск получил благодаря своей яркой окраске с характерными пятнышками. В питании предпочитает ядовитых гонгонарий. В процессе еды улитка впитывает яд своей жертвы, после чего становится ядовитой и сама.


9. Лиственный морской дракон (Phycodurus eques)

Морской дракон - настоящий виртуоз мимикрии. Он весь покрыт «листьями», которые помогают ему казаться незаметным на фоне подводного пейзажа. Интересно, что столь обильная растительность вовсе не помогает дракону передвигаться. За скорость отвечают лишь два крошечных плавничка, расположенных на его груди и спине. Лиственный дракон является хищником. Питается он, засасывая в себя добычу.


Дракончики комфортно чувствуют себя на мелководье теплых морей . А еще эти морские жители слывут прекрасными отцами, потому что именно самцы вынашивают потомство и заботятся о нем.


10. Сальпы (Salpidae)

Сальпы – беспозвоночные морские обитатели, которые имеют бочкообразное тельце, сквозь прозрачную оболочку которого видны внутренние органы.


В океанических глубинах животные образуют длинные цепочки-колонии, которые легко разрываются даже от незначительного удара волны. Сальпы размножаются почкованием.


11. Кальмар-поросёнок (Helicocranchia pfefferi)

Диковинное и малоизученное подводное существо напоминает «Пятачка» из известного мультфильма. Полностью прозрачное тельце кальмара-поросенка покрыто пигментными пятнами, сочетание которых порой придает ему веселый вид. Вокруг глаз расположены, так называемые, фотофоры – органы свечения.


Этот моллюск нетороплив. Забавно, что передвигается кальмар-поросенок вверх тормашками, из-за чего его щупальца смахивают на чубчик. Живет он на стометровой глубине.


12. Ленточная мурена (Rhinomuraena guaesita)

Этот подводный обитатель довольно необычен. На протяжении жизни ленточная мурена способна три раза поменять пол и окрас в зависимости от стадий ее развития. Так, когда особь еще является незрелой, она окрашена в черный либо темно-синий цвет.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

Г. Санкт – Петербурга «Волшебник».

Конспект мероприятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы

Технологии: информационно – коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие

Составила и провела

Воспитатель Никитина С.М.

Санкт – Петербург

2014 г.

Конспект мероприятия на тему:

«Обитатели морей и океанов» для детей средней группы

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Предварительная работа: знакомство с морем, его безбрежностью, красотой, спецификой; знакомство с некоторыми морскими обитателями: рыбками, с особенностями их внешнего вида, многообразием, красотой; беседа с детьми на тему «Как я отдыхал летом на море» (рассказ из личного опыта); просмотр познавательно – мультипликационного фильма «Обитатели морей и океанов»; слушание музыки «Звуки моря»; работа с пазлами на морскую тематику; рассматривание ракушек, морского грунта (мелких камушков); п/и «Море волнуется»; рисование рыбки; чтение рассказов С.Сахарнова «Кит», «Осьминог», «Медуза», «Морской еж», «Иглобрюх, или рыба – еж»; рассматривание иллюстраций моря и морских обитателей.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).


Море - это всегда загадка. Бесконечная и глубокая, которую человечество разгадывает столетиями и никак не может разгадать. Отливы-приливы, бермудские треугольники и характер штормов - это все, безусловно, тайна. Но больше людей интересовали и продолжают интересовать морские обитатели - от мелкой рыбешки до огромного кита. Каждый из видов жителей подводного мира - это, по сути, отдельный народ, исповедующий свои традиции и защищающий свое племя всеми возможными способами.

Стоит только послушать рассказы дайверов: даже не самый опытный из них сохраняет в памяти какой-нибудь интересный факт о морских обитателях и может часами описывать удивительные пейзажи морских глубин.

Людей, попадающих в подводное царство или специально оборудованный смотровой аквариум, умиляет все: живые кораллы, цветные рыбки-малышки, (если держаться от них подальше) и даже злобные акулы - некоторые из них, как выяснилось, совсем не кровожадные. Но хитом человеческих симпатий вот уже на протяжении многих лет остаются умницы-дельфины.

Интеллектуальные, коммуникабельные, способные на сочувствие

Океанологи, знающие толк в морских существах, уже давно пришли к выводу: дельфины - самые совершенные и уникальные из них. Во-первых, ближе к человеку из граждан подводного государства не стоит никто. Мало того - дельфины очень похожи на нас: любят развлекаться и придумывают способы разнообразить свой подводный и надводный досуг (например, в качестве забавы пускают под водой воздушные пузыри и кольца, используя как инструмент свое дыхало); чувствуют ответственность за ослабленных или попавших в беду сородичей, никогда не бросят на произвол судьбы пожилого или раненного дельфина, всегда находятся рядом с самочкой, у которой осложнены родовые процессы. Во всех этих случаях они не просто присутствуют, а помогают и поддерживают.

Дельфин: доктор или лекарство?

Дельфины - самые дружелюбные для детей они могут стать и тренерами по плаванью, и няньками в бассейне, и лекарством от психических расстройств, да и целого ряда неприятных болезней: ДЦП, аутизма, депрессии. Кстати, сейчас и взрослые не стесняются подвергаться дельфинотерапии: и приятно, и эффективно.

По умственным способностям среди млекопитающих дельфины занимают третье место.

В пользу интеллектуальных способностей этих милых млекопитающих говорит их привычка использовать во время охоты подручные средства, например, защищать свой нос от колючих рыб с помощью морской мочалки.

Во рту дельфина - сотня мелких зубов, которые он никогда не использует по назначению стопроцентно - зубами дельфины лишь захватывают добычу, но никогда не пережевывают.

Высота дельфиньего прыжка над водой может достигать 6 метров, а глубина максимального погружения - до 305 м, но лишь во время охоты. Обычно дельфины живут на глубине 2-10 м.

Чудо-юдо Рыба-кит

Не менее замечательны и самые крупные морские жители - киты. При одном упоминании об этих гигантах всплывают многие интересные факты о морских обитателяхразмера «макси».

То, что кит громадный, совершенно не означает, что он неповоротлив. В волнах киты играют и резвятся как дети, демонстрируя изящное (почти изящное) заныривание.

Нырять киты способны на огромные глубины - до 1000 м. А давление на разительно отличается от давления на поверхности. Вот киты и приспосабливаются: во время погружения их пульс замедляется до десяти ударов в минуту, обеспечивая поступление крови только в сердце и мозг. Кожа, плавники и хвост остаются «отключенными» от энергоснабжения.

Рисунок на китовом хвосте такой же индивидуальный, как и отпечатки пальцев у человека.

В мире насчитывается лишь два вида млекопитающих, способных петь. Это человек и … кит. Самая короткая песня кита длится около шести минут, а самая длительная - полчаса. Поют как самцы, так и самки. При этом замечено, что чаще предаются пению киты-«женщины», песни предназначены их детям. И что самое удивительное - у китов напрочь отсутствуют голосовые связки.

Еще один интересный факт о морских обитателях-китах, который никак нельзя не упомянуть: эти гиганты постоянно заняты анализом звуков, издаваемых морем. У них отлично развит слух, но отсутствует обоняние и атрофировано зрение.

«Мы - веселые медузы»

У многих представителей действительно очень «веселенькая» окраска, просто-таки карнавальная. Обладая такой яркой внешностью, они не могут не защищаться, поэтому ядовитые.

Возможно, следующий факт - это и не совсем интересное о морских обитателях, зато очень поучительное: попадая в экзотические широты, необходимо опасаться медузы, называемой морской осой Флекера. Она - убийца. На ее счету ежегодно один погибший. Ее яд действует как сильнейшее сердечно-паралитическое средство. Единственный эффективный способ спастись от смертоносного вещества - капроновые колготы. Этот предмет женского гардероба очень популярен среди рыбаков Квинсленда.

А в бассейне Карибского моря фермеры научились использовать яд медуз с огромной пользой - с его помощью они травят крыс и прочих вредных грызунов, наносящих ущерб хозяйству.

Главное - рисунок на панцире

Самыеневероятные факты о морских обитателяхвозникают не без помощи человека. И дело не в том, что он их сочиняет - он их даже провоцирует. В хорошем смысле этого слова.

Вот, к примеру, крабы хэйкегани, обитающие у берегов Японии, выжили и развили свою популяцию только благодаря узору на панцире. Уж очень он напоминает суровое лицо разгневанного самурая.

Когда крабик с таким рисунком попадал в рыбацкие сети, его с благоговением отпускали на свободу, искренне считая, что в это существо поселилась неприкаянная самурайская душа.

Благодаря вере японских рыбаков в реинкарнацию был запущен механизм искусственного отбора, спасший хэйкегани от исчезновения.

Креветка тоже хочет жить!

Почему-то любойпараллельно получивших статус вкуснятины, привязан к кулинарным особенностям: вес, количество белка в миллиграммах, польза для организма.

То, что тигровая креветка - самая крупная, знает даже ребенок. Но вот насколько крупная? Длина самочки достигает 36 сантиметров, а вес - 650 граммов. Среди тигровых случаются и килограммовые экземпляры.

Некоторые из этих морских рачков могут убивать рыбу при помощи звука. Называются такие стреляющими креветками и имеют на клешне приспособление, способное издавать громкий щелчок, смертоносный для проплывающих вблизи рыб.

Креветка тоже охотится, тоже защищается и очень не хочет закончить свою жизнь в качестве закуски.

Я - звезда!

Самые красивые морские существа - звезды. Кто видел дно, устланное этими яркими созданиями, утверждает, что все самые любопытные факты о морских обитателях просто меркнут перед этим удивительным зрелищем.

Ради него дайверы погружаются под воду с камерами, чтобы явить миру настоящих звезд морской пучины.

Можно смело констатировать уникальность морских звезд: они - не рыбы, поскольку плавать не умеют, а передвигаются по горизонтальной и вертикальной плоскостям с помощью цепких присосок.

Они разнообразны по цвету и форме, но все имеют одинаковую «фигуру» - в виде пятиконечной звезды. Но пять лучей - не предел. Максимум - 50.

Звезда - единственное морское создание, конечности которого называют руками. Размножается она двумя способами: выбрасыванием яйцеклеток и сперматозоидов в воду или делением одной особи на части.

Где живут «коралловые бусы»?

Как и все остальные виды морских обитателей, кораллы имеют свою «изюминку», интересную не только исследователям морей-океанов, но и исследовательницам модных бутиков.

Кораллы теплолюбивы, поэтому почти беспрерывная линия рифов расположена вдоль экватора практически по всей окружности планеты.

Море любезно предоставляет человеку для наблюдения и изучения различные виды морских обитателей. Но встречаются среди них такие, которые изучать откровенно страшно и неприятно.

Самыми уродливыми жителями океанических глубин признаны морские черти, или удильщики. Они обитают на самых больших глубинах, как бы скрываясь от посторонних глаз и осознавая свою непривлекательность.

Отвратительна также рыба-гадюка, до трапезы выглядящая как стандартная змея, а после - как надутый шарик.

В число устрашающих созданий входят рыба-дракон, саблезубая рыба, большерот и атлантический гигантский кальмар.

Интересный факт о морских обитателях- страшилках дошел еще со времен Второй мировой, когда выжившие моряки из затонувших кораблей с ужасом рассказывали об огромном чудище, утащившем на глубину их товарищей.

Они и правда похожи на выходцев из и живут в самых темных закоулках океана, поэтому встреча с такими «рыбками» - большая редкость, хотя знать об их существовании нужно. На всякий случай.



Читайте также: