Вступление Армении в Таможенный союз: условия. Ереван пошел по пути киева, но его остановили

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Идея о вступлении в НАТО поглотила руководство Армении.

В Ереване участники международной конференции "НАТО от Варшавы до Брюсселя: реформы в сфере безопасности в Армении", непонятно на каких основаниях заявляют, что членство в ОДКБ не является препятствием для успешного взаимодействия с НАТО.

А политолог Ричард Киракосян вообще видит Армению в роли моста между Россией и НАТО . Другой армянский эксперт - Степан Григорян , совсем уже не таясь, заявил, что Армения не должна связывать свою безопасность с одной страной или структурой. Не говоря уже о самом Североатлантическом блоке, интересно бы знать, как Москва отнесется к такому "мосту", преобразованному из ее форпоста на юге, и к такой "двойной" безопасности?

Ричард Киракосян

С другой стороны, Армения и НАТО еще в декабре 2005 года подписали соглашение об индивидуальном партнерстве (Individual Partnership Action Plan - IPAP). В рамках этого IPAP, в частности, предусмотрено содействие проведению реформ в сфере обороны и безопасности, а также развитие способностей миротворческих сил армянского контингента НАТО. И на нынешней ереванской конференции заместитель главы офиса НАТО в Грузии Росария Пуглиси отметила, что Армения, будучи членом ОДКБ, успешно сотрудничает с НАТО , и "это беспрецедентный случай, когда членство в военно-политическом блоке не мешает сотрудничеству с другим альянсом".

"В НАТО понимают, что такая политика нелегко дается малым странам. Мы ценим взаимодействие в вопросе миротворческих миссий. Сотрудничество с НАТО, в частности, позволит Армении реформировать систему безопасности", - подчеркнула Пуглиси.

Тот же Киракосян пошел еще дальше и сделал вывод, что в отношениях Армения - НАТО особенно важны три фактора: обмен опытом, реформы в ВС Армении, которые направлены также на образование и модернизацию. И в то же время "Армения для НАТО является надежным партнером , в том случае, когда ряд партнёров, к примеру, Турция, становятся весьма ненадежными". В общем, всё в типично армянском стиле : мы, мол, такие хорошие и преданные, а вредная Турция там у вас совсем лишняя, вот и уберите ее - и будет и вам, а главное, нам совсем хорошо.

Да что там Турция, продолжал Киракосян, охаивая и других соседей по региону - ну, очень они тоже мешают планам Армении . А вот вожделенному Альянсу вовсю пел дифирамбы : НАТО имеет большое цивилизационное значение в плане идеалов и ценностей. И именно с этой точки зрения Армения, оказывается, гораздо более близка к НАТО, чем Грузия или Азербайджан.

"Для этого есть две причины. Армения - единственная страна в регионе, которая контролирует всю свою территорию. Ни одна часть территории Армении не оккупирована, в отличие от Грузии и Азербайджана, у Армении нет территориальных потерь. Второй фактор, который больше приближает Армению к НАТО, более важен: Армения не представляет военной угрозы для соседних стран, причем Армения является самой сильной военной силой на Южном Кавказе".

Такой вот расклад. Страна-агрессор теперь кичится, что ее земли никто не оккупировал, и все потому, что у нее самая сильная армия и только она захватывает чужие территории. И ничего, что этому очень способствует Россия, пришел момент, и от нее отвернутся - НАТО надежнее.

Между тем по мнению главы Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российского политического эксперта Андрея Иванова, Североатлантическому альянсу Армения сама по себе не нужна в принципе, как и многие страны бывшего Союза.

"Армения может быть нужна Западу только для дестабилизации региона, для проведения в регионе чужой геополитической стратегии. И спрашивается, армянские политологи понимают, к каким последствиям может привести тесное сотрудничество с НАТО их страны? Вот они говорят, что от НАТО Армения может получить всё для своей обороны. Ну, во-первых, НАТО никому ничего не дает, а просто накладывает на своих членов и партнеров обязательства по военным тратам. Армении придется заплатить за реорганизацию своей армии по стандартам Альянса. Во-вторых, а что Армения хотела бы получить? Наступательные вооружения? Зачем? Россия сегодня обеспечивает армянскую армию всем необходимым вооружением, в т.ч. оборонительным. Поэтому если Армения повернется в сторону НАТО, она окончательно потеряет все", - четко описал ситуацию российский политолог.

Тем не менее, Армения настроена весьма серьезно. Два года назад в Ереване даже был открыт первый на Кавказе Информационный центр НАТО . И кто его знает, может, эта вертлявая страна и добьется своей цели - вольется в Альянс. Отличный будет сюрприз для России . Хотя сюрприз это нечто неожиданное, нежданное, а Армения уже и не скрывает, что Москва перестала быть ей интересна, а НАТО будет для нее гораздо полезнее.

Армения со 2 января вступила в состав Евразийского экономического союза. Членство страны в ЕАЭС пока будет ограниченным: у нее будет ограниченное представительство в Евразийской экономической комиссии, а ряд таможенных ставок и пошлин она введет позднее

Армения со 2 января 2015 года официально присоединяется к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Об этом сообщает ТАСС .

При этом в исполнительных органах союза страна пока будет представлена в урезанном составе до окончания срока их полномочий. В коллегии Евразийской экономической комиссии она будет, как и другие страны, представлена тремя членами, но у всех будет только один голос.

Долю Армении в объеме таможенных пошлин, которые будут получать от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, агентство оценивает в 1,13%. При этом в сфере услуг Армения присоединится к договоренностям членов союза на общих основаниях, а в сфере торговли товарами будет предусмотрен постепенный переход к единому тарифу ЕАЭС. До 2018 года страна также будет применять нулевые таможенные ставки на бензин. К ставкам единого таможенного тарифа страна перейдет в 2020 году.

Поддержка Белоруссии, Киргизии и Армении России в несколько миллиардов долларов. Так, Белоруссия в 2014 году не платила в российскую казну $2 млрд по договору о распределении нефтяных пошлин. План интеграции Киргизии в ЕАЭС, в свою очередь, обойдется в $500 млн - для этого будет создан киргизско-российский фонд развития с общим капиталом $1 млрд, где 50% составят вложения России, сообщал РБК человек, знакомый с сутью договоренностей.

Также в 2009 году Россия выделила Киргизии кредит для строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,6-1,9 МВт на $1,7 млрд. Тогда же Киргизия получила госкредит на $300 млн и безвозмездный грант на $150 млн.

Евразийский Союз - амбициозный проект, который продолжает сохранять лидирующие позиции в информационном мейнстриме постсоветского пространства. Впервые озвученная действующим президентом России Владимиром Путиным, идея стала предметом жарких споров между политологами и экспертами.

В Армении вопрос о том, вступать или нет в Евразийский Союз, которого пока что даже на бумаге не существует, особенно актуален в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Некоторые связывают с данным проектом судьбу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которая фактически находится под контролем Армении. Повлияет ли членство Армении в новой структуре на статус Нагорного Карабаха и как скажется на процессе урегулирования конфликта - этот и другие вопросы в беседе с ИА REGNUM комментируют эксперты из Нагорного Карабаха, Армении, России и Азербайджана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов уверен, что вступление Армении в Евразийский союз не приведет к серьезным изменениям в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Здесь, в общем то, ничего не меняется, так как отношение России к странам Закавказья понятно, и новый проект ничего не изменит. При этом речь идет о вступлении именно Армении, о включении международно признанной территории этой страны, о Карабахе говорить пока не приходится в виду неясности его статуса», - отметил он.

На вопрос о том, трансформируется ли нагорно-карабахский конфликт из «закавказской» в «евразийскую», если в Ереване решат вступить в новую структуру, старший научный сотрудник центра ответил: «Пока что евразийский проект в основном нацелен на экономическую интеграцию. Если даже дело дойдет до создания единого государства, скажем, по принципу конфедерации, то это очень долгий процесс, речь идет о десятилетиях. Пока об этом говорить рано».

Вадим Муханов склоняется к мнению, что Евразийский союз - стимулирующий фактор для развития двусторонних отношений России в данном случае с Арменией. «Евразийский союз - политическая идея, призванная обеспечить нужную ориентацию различных субъектов, в том числе Армении.

«Это инструмент в руках России, посредством которого она стремится обеспечить свое влияние», - такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.

Одновременно эксперт выразил сомнение в том, что Евразийский союз вообще когда-либо будет создан. «Над этим никто не работает. О проекте - не разработанном и в высшей степени аморфном - больше говорят, чем реально что-то делают. Однако эти разговоры несут в себе определенную нагрузку, в частности, в вопросах безопасности», - отметил он.

По мнению Саркисяна, первое, что нужно понять, так это что Евразийский и Европейский союзы - совершенно разные вещи. «Евросоюз - это ряд развитых государств, которые договорились по стандартам по принципу консенсуса. ЕС - это союз стандартов. А то, что сегодня происходит под названием „построение Евразийского союза“, является, по сути, разработкой нагромождения нескольких двух- и более сторонних документов, регулирующих отношения между отдельными государствами», - считает эксперт.

Азербайджанский политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что Армения не вступит в Евразийский союз. К такому выводу эксперт пришел, в частности, на основании недавних заявлений премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, что цена на поставляемый в Армению российский газ будет меняться с учетом мировой конъюнктуры. «Известно, что для стран-членов Евразийского союза будет действовать внутренняя цена, для остальных государств - внешняя. Это говорит о том, что в Ереване скептически относятся к возможному вступлению в Евразийский союз», - отметил он.

В любом случае, считает Ахмедоглу, даже если Армения вступит в создаваемую структуру, это позволит Баку иметь дело напрямую с той стороной, которая несет наибольшую ответственность за ситуацию в Закавказье. «Если России до сих пор удавалось избегать ответственности, уходить от ответов на вопросы по Нагорному Карабаху, то после вступления Армении в Евразийский союз Москве этого не удастся», - заявил директор Центра политических инноваций и технологий.

В любом случае, по мнению собеседника, Азербайджан ни на секунду не перестанет стремиться к тому, чтобы Нагорный Карабах вошел в его состав, и не пожалеет на это ни одного доллара. «Если Армения примет членство в Евразийском союзе, это создаст для Баку новые возможности, так как Азербайджан граничит с Россией, с Северным Кавказом, поддерживает хорошие отношения с Западными странами…», - перечислил он, подчеркнув, что все эти факторы играют на пользу Азербайджану.

«Если Армения вступит в Евразийский союз - модифицированную под нынешние реалии версию СССР - Нагорный Карабах рано или поздно войдет в состав Азербайджана», - резюмировал эксперт.

Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян, говоря о возможном вступлении Армении в состав Евразийского союза и последствий такого шага относительно урегулирования карабахского конфликта, заявил, что это не является самой актуальной темой в армянском обществе. «В силу неопределенности в вопросе вступления в создаваемый союз как армянских государств, так и соседних, трудно предугадать какое влияние могут оказать предполагаемые объединительные процессы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», - резюмировал Маилян.



Читайте также: