1 из 18
Презентация на тему: Глобальный Этнический кризис
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Общее определение ЭтноконфликтаЭтноконфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
Конфликтообразующие факторы Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределениюДвижение этносов к образованию суперэтносов Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.дНеуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира» Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикойЭкологические факторы Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
Россия и глобальный этнический кризис 1Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса - межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня они уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием - языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши - тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы. В Прибалтике можно встретить ревностных католиков литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран эстонцев с крайне низкой рождаемостью и т. д.
№ слайда 9
Описание слайда:
Россия и глобальный этнический кризис 2Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих или проживающих вне границ своих национально территориальных образований.Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (42). Однако с точки зрения национальных интересов России, ее территориальной целостности и обороноспособности важное значение имеют и приграничные конфликты (Таджикистан, Нагорный Карабах, Грузия и др.).
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
Глобальный этнический кризис Важность научного осмысления современных национально этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).
№ слайда 12
Описание слайда:
Экология и этнические расприЭти о экологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают. Большинство международных экологических конфликтов в сущности являются межнациональными. Действительно, претензии скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых в Руре, Бирмингеме и других местах служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно, как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС, так как образовавшиеся радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы (в Норвегии и Швеции), на крайнем западе (в Великобритании) и на юго-западе (во Франции).
Описание слайда:
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);
№ слайда 16
Описание слайда:
Террористические организации, деятельность которых в России запрещена14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:«Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)«Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)«Асбат аль-Ансар» (Ливан)«Аль-Джихад» (Египет)«Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)«Братья-мусульмане» (Египет)«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)«Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)«Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)«Талибан» (Афганистан)«Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)«Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)«Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).
№ слайда 17
Описание слайда:
Аль-Каида" готова к новому удару по США""Талибан"
№ слайда 18
Описание слайда:
Актуальность Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее
актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина
заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним
из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической
нестабильности. Главная причина заключается в трудноразрешимости подобного рода
конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников
общественных противоречий и политической нестабильности. События последних лет
литературе с потенциальными субъектами международного терроризма. События последних лет
продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки
внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что
регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной
литературе с потенциальными субъектами международного терроризма.
Общее определение
1.Этноконфликт - конфликт между группами людей, принадлежащих к различным
этносам.ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию,
несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в
которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Это особая форма
социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:
.в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
.стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
.в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
.новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической
идентичности, даже если эта позиция им не близка;
.этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных
объектов и интересов групп.
Конфликтообразующие факторы
Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределению
Движение этносов к образованию суперэтносов
Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.д
Неуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира»
Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств
«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикой
Экологические факторы
Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»
Типология конфликтов. Известны также различные подходы к выделению отдельных типов конфликтов. Так, по классификации Г. Лапидус существую
Типология конфликтов. Известны также различныеподходы к выделению отдельных типов конфликтов. Так, по
классификации Г. Лапидус существуют:
1. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт между Россией и
Украиной по вопросу о Крыме).
2. Конфликты внутри государства:
2.1. Конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например, лезгин в
Азербайджане и Дагестане);
2.2. Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
2.3. Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские
татары);
2.4. Конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между
бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников
(Абхазии в Грузии, Татарстана в России)
2.5. Конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии,
выведены исследователем в отдельную категорию.Этнические
конфликты
постсоветском пространстве
на
Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е.
вооруженных столкновений с участием регулярных войск и
использованием тяжелого оружия), около 20 кратковременных
вооруженных столкновений, сопровождающихся жертвами среди
мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих
признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной
или межклановой конфронтации.
Число погибших в этнических конфликтах:
Вывод:
В условиях быстроменяющегося мира первостепенное значение приобретает решениеглобальных проблем человечества и, как следствие, преодоление глобального этнического
кризиса. С полной уверенностью можно утверждать о том, что с улучшением экологической
обстановки, повышением уровня жизни и качества образования, внедрением новейших
технологий во все процессы жизнедеятельности человечества, предотвращением войн и
остановкой ныне существующих вооруженных конфликтов, население Земли станет гораздо
ближе к выходу из глобального этнического кризиса. Естественно, это очень длительный и
чрезвычайно кропотливый процесс, в который должны быть вовлечены в равной мере все
страны и государства нашей планеты, поскольку только объединив усилия каждой нации в
отдельности, можно решить глобальные проблемы в целом. Ни одна, даже самая развитая
страна мира, не в состоянии в одиночку решить хотя бы одну проблему, которая так или
иначе затрагивает будущее существование всего населения нашей планеты. Хотелось бы
добавить то, что ориентируясь на преодоление глобального этнического кризиса,
население каждой страны земного шара в погоне за достижением всеобщей цели, не
должно забывать о своей, подчас самобытной и неповторимой, культуре, заключающейся в
уникальнейших особенностях быта, образа жизни, фольклора и народных искусств,
гармоничная совокупность которых придает особенный облик данному этносу на карте
населения мира..
Урок 1 Глобальный этнический кризис
Урок 1
Глобальный этнический кризис
Задачи:
1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.
2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.
3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.
4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.
5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.
Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,
мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,
«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК
и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,
ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,
а становится дополнительной линией раскола социума.
Валерия Новодворская, журналист
«Новое время», № 6, 2006.
Активизация познавательной деятельности
Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал
Что представляет собой современный мир?
Какой он? Какие тенденции для него характерны?
Тенденции:
1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.
2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.
3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.
Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.
Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.
Новый материал
Приведите примеры «горячих точек» планеты.
Работа с картой «Горячие точки планеты».
Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.
Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).
Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.
(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).
Организация работы в группах.
Работа в группах.
В каждой группе по 5 человек.
Продолжительность работы в группах 15-17 минут.
Каждая группа получает задание.
1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:
Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.
Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.
Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.
- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.
- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.
2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.
3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.
4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.
Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?
Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?
Обобщение
На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.
Возможные выводы:
1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.
2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).
Один из вариантов систематизации
Домашнее задание:
Группа 1.
Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.
Группа 2.
Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.
Группа 3.
Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.
Группа 4.
Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).
Группа 5.
Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.
Урок 2
Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.
Задачи:
1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.
2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.
Представление результатов работы группы
Порядок сообщения:
1. Представьте классу задание.
2. Действия по выполнению задания.
3. Результаты выполнения задания.
Порядок представления групп:
1. Словарь понятий и терминов.
2. Библиографический список информации СМИ.
3. Каталог Интернет-ресурсов.
Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.
Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.
Комментирование домашнего задания
Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.
Урок 3
Россия и глобальный этнический кризис
Задачи:
1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.
2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.
3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.
Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:
если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,
унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,
не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.
Аполлон Давидсон, профессор МГУ
Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.
Сообщение «Исламизация современного мира».
Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?
Организация работы в группах
Группы получают задания
Группа 1.
Задание этой группы не представляется классу,
Будет проверено учителем по окончании урока.
Группа 2.
Группа 3.
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.
Группа 4.
Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.
Группа 5.
16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.
Группы представляют результаты своей работы.
Обсуждение результатов работы групп.
Рефлексия
Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.
Группа 4
Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.
Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.
Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.
Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.
Для справки:
Сведения о субъектах
Иркутская область
Национальный состав:
Русские – 88,5 %
Буряты – 3,1 %
Национальный состав:
Буряты – 39,6 %
Русские – 54,4 %
Группа 1.
Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.
Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.
Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.
Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.
Группа 5
16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Изучите предложенную информацию.
Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.
Результаты оформите в удобной форме.
Сведения о субъектах
Иркутская область
Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Национальный состав:
Русские – 88,5 %
Буряты – 3,1 %
Другие национальности – 8,4 %
Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.
Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
Численность населения 135 тысяч человек.
Национальный состав:
Буряты – 39,6 %
Русские – 54,4 %
Другие национальности – 6,0 %.
Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.
Группа 2.
Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.
Группа 3.
Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».
Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ №2
им. А.И. Исаевой»
Линник И.А. _________
протокол методсовета №
от «______»_________
ПРОГРАММА
«Глобальная география»
Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов
учитель географии
Ильичева Г.Д._____________
«____»_________________
Глобальная география
(35 ч)
Пояснительная записка
Курс «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики - учения о глобальных проблемах человечества - географической, включающей экологический, энергетический, продовольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.
Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т. д. Глобальная география - это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека.
К числу наиболее острых относятся такие глобальны проблемы, как ядерное разоружение и сохранение мир на Земле; экологические, связанные с усиливающимся разрушением природной среды; демографические, порожденные быстрым ростом численности населения в развивающихся странах, их неспособностью обеспечить людей нормальными условиями жизни; энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых ресурсов планеты; продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом в развивающихся странах; ужасающая бедность десятков государств, прежде всего в Африке; проблемы Мирового океана, причины которых в первую очередь объясняются уменьшением биологической продуктивности, загрязнением акваторий и др.
«Глобальная география» занимает все более стабильное место в системе образования в различных странах мира, что связано с большим познавательным, нравственным и воспитательным значением этого курса.
Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.
Он призван способствовать решению следующих задач:
Овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.
Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера - межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.
Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Введение (2 ч)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика - учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем.
Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях - континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном. Пример с проблемой голода, практически неизвестной в Западной Европе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом организме.
Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимости смягчения их остроты.
Систематизация глобальных проблем
Смысл систематизации, позволяющей составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах, четче зафиксировать существующие связи между различными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благодаря человеку и существующие вне зависимости от него.
Проблемы политического и социально-экономического характера (угроза ядерной войны и сохранение мира на планете; обеспечение расширенного воспроизводства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управляемости мировым сообществом и др.).
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продовольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных отношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; дефицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).
Проблемы научного характера (освоение космического пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).
Малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологического характера (бюрократии, эгоизма и др.).
Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, поскольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздействию основы существования человечества.
Методы исследования глобальных проблем.
Демографическая проблема
Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.
Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышения средней урожайности благодаря «зеленой революции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда неурожайных лет и т. п.
Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи. (Уяснение этого феномена требует рассмотрения следующих понятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) гарантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)
Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.
Глобальная демографическая ситуация и комплекс социально-экономических задач современности.
Проблема отсталости
Корни отсталости некоторых стран современного мира. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и так называемого неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.
Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с классификацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.
Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).
Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.
Продовольственная проблема
Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба - важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.
Сущность продовольственной проблемы в современном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводство рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».
Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Затяжной, хронический характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.
Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зеленой революции» и улучшение продовольственной ситуации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.
Обострение продовольственной ситуации в странах - Преемниках бывшего СССР.
Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.
Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.
Энергетическая проблема
Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.
Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социальные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.
Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспеченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоинства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнергетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.
Энергетика и экология.
Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста производства энергии.
Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.
Сырьевая проблема
Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.
Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: отставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступных районах со сложными или экстремальными природными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.
Производство отходное - малоотходное - безотходное. Цель и задача малоотходной технологии - создание производства с минимальным количеством отходов вредные воздействия, которых не превышают допустимый санитарно-гигиенический уровень. Цикл «сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные сырьевые источники».
Оборотное использование невозобновимых ресурсов - один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов (мусора).
Региональные аспекты сырьевой проблемы в современном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.
Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема истощения месторождений углеводородного сырья. Недостаточное использование вторичных ресурсов. Малая эффективность политики ресурсосбережения.
Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы Мирового океана
Кажущаяся искусственность постановки данных проблем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.
Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.
Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.
Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.
Проблема морского транспорта.
Экология Мирового океана.
Океан - общее достояние человечества. |
Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.
Глобальный этнический кризис
Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернационализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественности государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к образованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) неуправляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с развитой экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологические установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верховным божеством и др.
Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологический фактор.
География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) - старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.
Россия и глобальный этнический кризис. Межэтнические конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.
Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы здоровья и долголетия человека
Здоровье человека как синтетическая категория, включающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем национального дохода на душу населения и т. д.).
Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.
География инфекционных заболеваний (эпидемиологическая география). Учение Е. Н. Павловского о природной очаговости так называемых трансмиссивных болезней. Прогнозирование вероятности возникновения той или иной болезни в зависимости от приуроченности ее природных очагов к определенному географическому ландшафту (чума, клещевой энцефалит и др.). Малярия, шистозоматоз, трипаносомоз (или «сонная болезнь») - типичные инфекционные заболевания африканских тропиков. Другие эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулез, холера и т. д.
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - новая глобальная смертельная болезнь. Стремительное распространение эпидемии СПИДа, охватившей
стран мира, прежде всего африканских, азиатских, американских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.
Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).
«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.
Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.
Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами.
Проблема стихийных природных явлений
Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологические, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).
Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.
Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государства Сахеля и др.).
Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.
Проблема технологических аварий
«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхопале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эстония», самая тяжелая катастрофа последнего времени - Чернобыль и многие другие).
Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобывающей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.
Математическая теория катастроф, помогающая вычислять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контролирование технологического процесса системой автоматики, которая сама охраняет производство от сбоев, ошибочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.
Географические аспекты проблемы технологических аварий.
Проблема дефицита демократии и свободы
Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ - концентрированное выражение демократического опыта человечества. Права человека - наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.
Анализ ранжирования государств по группам - «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».
Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.
Другие глобальные проблемы современности (4 ч)
Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключения. Классификация нарушений законности и порядка: преступления против личности (убийство, телесные повреждения, изнасилование и др.); преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.); государственные преступления (измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и др.); воздушный терроризм, или «хайджекинг», и др. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокриминогенная обстановка» и роль географии в изучении преступности.
Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») - специфическая глобальная проблема. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и великие социальные потрясения, войны и т. д.
Глобальные научные проблемы, связанные с исследованием космоса, внутреннего строения Земли, долгосрочным прогнозированием погоды и др.
Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит веским аргументом для рассмотрения ее под глобальным углом зрения.
Анализ других глобальных проблем (см. классификацию глобальных проблем).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов
Глобальные проблемы: понятие и классификация
Классификация глобальных проблем
Систематизация глобальных проблем
Демографическая проблема
Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографическая политика. Демографическая обстановка в России.
Проблема отсталости
Корни отсталости. Параметры отсталости. География отсталости.
Практическая работа. Характеристика отсталых стран в Африке, Азии и Латинской Америке.
Продовольственная проблема
Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания. География голода. Региональные типы питания. Причины голода
Энергетическая проблема
Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающей экономике. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии. Атомная энергия. Энергетические проблемы России.
Практическая работа. Определение наиболее оптимальных территорий и акваторий планеты для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, и обозначение их на контурной карте.
Сырьевая проблема
Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис.
Практическая работа. Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах.
Проблемы Мирового океана
Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Океана.
Глобальный этнические кризис
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменшинств. Экология и этнические распри. Трайбализм – болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.
Проблема здоровья человека
Нозогеография. Эпидемиологическая география. Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие
Проблема терроризма и региональных конфликтов
Возникновение проблемы терроризма. Распространение терроризма. География региональных конфликтов.
Проблема урбанизации
Сущность урбанизации. Урбанизированность. Агломерации и мегаполисы. Экологические, экономические и социальные проблемы городов. «Трущобная» урбанизация.
Проблема стихийных природных явлений
Классификация стихийных природных явлений. География стихийных природных явлений.
Проблема технологических аварий
Опасные профессии. Теория катастроф.
Проблема космоса и исследования внутреннего строения Земли
Актуальность проблемы освоения космоса. Засорение околоземного пространства. Проблема исследования внутреннего строения Земли.
Дискуссия
Обобщение знаний учащихся
Обобщающий урок
Обобщение и контроль знаний учащихся, защита проектов, презентаций.
Литература:
Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. М., 2004.
Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы человечества. М,2001.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. М., Просвещение, 2010 .
Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. М., 2000.
Развивающиеся страны в борьбе за преодоление отсталости. М, 2007.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2001.
Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 2003.
Слевич С.Б. Океан: ресурсы и хозяйство. Л., 2001.
Гладкий Ю.А., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., Просвещение, 2010.
Исторические и географические энциклопедии
Страны мира: Статистический справочник. Весь мир, 2011.
Введение……………………………………………………………………………3 1.Глобальные проблемы человечества.………………………………………...5 1.1. Понятие глобализации и глобальных проблем………………………………5 1.2. Классификация глобальных проблем человечества…………………………7 2. Описание глобального этнического кризиса……………………………….8 2.1. Определение глобального этнического кризиса…………………………......8 2.2. Факторы глобального этнического кризиса………………………………….9 2.3. Россия и глобальный этнический кризис……………………………………13 3. Пути урегулирования глобального этнического кризиса……..................14 3.1.Стратегия устойчивого развития……………………………………………..14 3.2. Подходы к стратегии устойчивого развития………………………………..15 Заключение………………………………………………………………………..20 Список используемых источников……………………………………………….22 Приложение№1 Приложение№2
Введение
Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. Возникает необходимость к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений человека, техники и природы. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Особого внимания требует проблема возникновения глобального этнического кризиса. В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций: 1) движения наций к самоопределению и независимости и 2) стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Таким образом, целью работы является изучение глобального этнического кризиса. Объект исследования – глобальные проблемы человечества, их взаимосвязь и причины возникновения. Предмет исследования – глобальный этнический кризис. Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ источников по выбранной теме; 2. Проследить взаимосвязь всех глобальных проблем человечества; 3. Сформулировать понятие о глобальном этническом кризисе; 4. Определить признаки глобального этнического кризиса; 5. Изучить причины возникновения проблемы; 6. Оценить степень влияния глобального этнического кризиса на современный мир; 7. Предложить способы решения проблемы. В данной работе мы предлагаем выявить влияние глобальных проблем на формирование глобального этнического кризиса и показать его обобщенную, целостную и системную структуру. В этом – новизна нашей работы. Методы исследования - изучение литературных источников и анализ графического материала. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в разработке семинаров, посвященных глобальным проблемам человечества. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и двух приложений.
Заключение
В условиях быстроменяющегося мира первостепенное значение приобретает решение глобальных проблем человечества и, как следствие, преодоление глобального этнического кризиса. С полной уверенностью можно утверждать о том, что с улучшением экологической обстановки, повышением уровня жизни и качества образования, внедрением новейших технологий во все процессы жизнедеятельности человечества, предотвращением войн и остановкой ныне существующих вооруженных конфликтов население Земли станет гораздо ближе к выходу из глобального этнического кризиса. Естественно, это очень длительный и чрезвычайно кропотливый процесс, в который должны быть вовлечены в равной мере все страны и государства нашей планеты, поскольку только объединив усилия каждой нации в отдельности, можно решить глобальные проблемы в целом. Ни одна, даже самая развитая страна мира, не в состоянии в одиночку решить хотя бы одну проблему, которая так или иначе затрагивает будущее существование всего населения нашей планеты. Понимание причин возникновения глобальных проблем, их структуры и индивидуальных особенностей, и самое главное, путей решения – пожалуй, единственный ключ к успеху, который будет заключаться в гармонизации взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды, преодолением экономического и социального неравенства между высокоразвитыми странами и отстающими по ряду социально-экономических показателей странами. Хотелось бы добавить то, что ориентируясь на преодоление глобального этнического кризиса, население каждой страны земного шара в погоне за достижением всеобщей цели, не должно забывать о своей, подчас самобытной и неповторимой, культуре, заключающейся в уникальнейших особенностях быта, образа жизни, фольклора и народных искусств, гармоничная совокупность которых придает особенный облик данному этносу на карте населения мира. Только так – будучи вовлеченным в общемировой процесс интегрированного решения глобальных проблем и, в то же время, не забывающего о сохранении своих исторических особенностей, накопленных за многовековую, а то и тысячелетнюю историю, государство будет способно полноценно развиваться и соответствовать всем нормам и требованиям, которые выдвигает современный мир по отношению ко всем странам без исключения.
Список литературы
1. Бгажников Б. Х. Адыгская культура. Этнический кризис. География и природные ресурсы./ Институт географии им. В.Б. Сачавы.- Иркутск.- 1998.-с.158-173. 2. Глобальная география: Учебное пособие./Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров.- М.: «Дрофа», 2009.-320с. 3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь.- М.:1999.- 944с. 4. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». - М.: «Мысль», 1985.- 260с. 5. Красин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008.- 944с. 6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.- М.: Дрофа, 2008.- Книга 1.-495с.