А г баженова включает в. Пять самых амбициозных проектов василия баженова

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

(1737-03-12 ) Место рождения Дата смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки
  • проект Михайловского замка ,
  • Владимирская церковь в Быково
Научные труды

Полный перевод всех 10 книг архитектуры Витрувия

Василий Иванович Баженов на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта или , Москва , по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа , Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма , масон . Член Российской академии (1784 год).

Биография

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского , принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора . В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств , отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра , учился гравированию.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова , а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец , построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем , - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Память

  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Почтовые марки СССР , 1949 год .

Галерея

Царицынский музей-заповедник

Примечания

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799-1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. - М .: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. - 160 с. - 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. - М .: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. - 372 с. - 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. - М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 224, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Выпуск 5 (601)). - 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. - М .: Искусство , 1985. - (Жизнь в искусстве).
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука . - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - (Мир художника) - 304 с.

Ссылки

  • Василий Баженов и строительство Дворцового комплекса в Царицыно

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1799 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Москвы
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Переводчики России
  • Архитекторы Гатчины
  • Члены Академии Российской
  • Музей-заповедник «Царицыно»
  • Архитекторы Российской империи
  • Масоны России
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Липецкой области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Баженов, Василий Иванович" в других словарях:

    - (1737/1738 1799), русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в архитектурной команде Д. В. Ухтомского; учился в Московском университете (с 1755), в Петербурге у С. И. Чевакинского (с 1756) … Художественная энциклопедия

    Баженов Василий Иванович - (1737/1738 — 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760—62 учился в парижской АХ; в 1762—64 посетил… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Баженов (Василий Иванович) художник архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник Императорской Академии Художеств с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Родился 1 марта 1737 года в Москве … Биографический словарь

    Русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве… … Большая советская энциклопедия

    - (1737 или 1738 1799) российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 86, ныне старое… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1737 или 1738 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760 62 учился в парижской АХ; в 1762 64 посетил Италию. С… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Академик архитектуры и первый вице президент Императорской Академии Художеств, род. 1 го марта 1737 г. в Малоярославском уезде Калужской губ., ум. 2 го августа 1799 г. в Петербурге, от паралича. Сын дьячка дворцовой церкви, он получил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1737/1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 1786, ныне старое здание… … Энциклопедический словарь

    Баженов, Василий Иванович - В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве. БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 1775, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль в … Иллюстрированный энциклопедический словарь Подробнее


Рассказ об архитектуре города Москвы был бы неполным без упоминания имени такого выдающегося русского зодчего, как Василий Иванович Баженов.

Нежная готика - таков стиль большинства сохранившихся творений Баженова. В этой манере построен комплекс Царицыно. Большинство зданий и сооружений очень пострадало от времени, однако реставрационные работы, проведённые в годы советской власти и в постсоветское время, помогли восстановить большинство из них.

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим - в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.

Проявление таланта

В 1758 году Василий Баженов в числе 16 лучших студентов по рекомендации Ивана Шувалова был направлен в Санкт-Петербург в недавно созданную Академию художеств. Свой первый экзамен талантливый ученик Василий Баженов сдал блестяще и занял первое место в рейтинге успеваемости. Главный архитектор Российского Адмиралтейства Чевакинский стал личным наставником подающего большие надежды, очень способного и толкового юноши.

Три года спустя Василий Баженов и Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, удостоенными стипендии.

Дальнейшее обучение ремеслу происходило в Париже в мастерской Шарля де Вайи. Впоследствии архитектор Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России и по идеям Де Вайи установил стилистический канон неоклассической Москвы.

Он вернулся в Россию в мае 1765 года с блестящими отзывами относительно его безупречных профессиональных и моральных качеств. Тем не менее новое руководство Академии подвергло его труд строгой экспертизе и потребовало предоставить новый работы. Молодой русский архитектор был замечен Екатериной II и её сыном Павлом. Наследник престола заказал Баженову проект и строительство особняка на Каменном острове, а в 1766 году Григорий Орлов поручил ему возведение Арсенала. На этом деятельность Василия Ивановича в Санкт-Петербурге закончилась. Архитектор Баженов переехал в Москву, где жил и трудился до конца своей жизни.

Кремлёвский дворец

Екатерина предложила идею обновления ветхих дворцов Московского Кремля. Баженов с энтузиазмом принялся за дело. Уже в 1767 году он представил на Высочайшее рассмотрение фантастический проект Большого Орлов усомнился в целесообразности строительства такого огромного здания, но архитектор в своём видении Императорской резиденции остался непреклонен и к концу лета 1768 года завершил создание проекта. По его замыслу должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс, исполненный в стиле неоклассицизма. Он должен был заменить старый Кремль полностью. В неизменном виде планировалось сохранить лишь соборы, которые становились не видны со стороны реки, ибо заслонялись стенами будущего дворца. По плану всю южную сторону, то есть шестисотметровую стену от Константиновской башни на востоке до Боровицкой на западе и далее, вдоль западной стены Арсенала на север, должен был занять новый четырёхэтажный дворец. Его Баженов планировал разместить прямо на крутом склоне между плато и которую предполагалось снести. Архитектор предусмотрел укладку каменных контрфорсов для предотвращения сползания строения в реку. Планировалось укрепить берег насыпью и просмоленными брёвнами.

По проекту историческая соборная площадь сохранялась, а в восточной части Кремля надлежало разбить новую. Она должна была положить начало новым радиальным улицам, идущим от центра на север, северо-запад и северо-восток. Из дворца намечался выход на Тверскую улицу. Реализация проекта должна была стать началом модернизации всей Москвы. В 1775 году совместными усилиями под руководством Петра Кожина и Николая Легранда план был официально утверждён.

Царицыно

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицыно, который к настоящему времени не сохранился. Постройки Баженова представляли собой согласованный комплекс отдельно стоящих зданий в русском неоклассическом стиле. После доработки и согласования с императрицей этот план был одобрен. Доминирующим объектом должен был стать дворец, состоящий из двух зданий, соединяющихся оранжереей. Одно крыло предназначалось для Екатерины, а второе - для её сына и наследника Павла. В качестве оформления планировались традиционные русские цветные изразцы с орнаментами. Екатерина возражала и настаивала на более простом варианте - стены из красного кирпича с белыми украшениями и жёлтая глазурованная черепица на крыше.

Баженов начал строительство комплекса с переднего ряда небольших зданий, ворот и мостов, украшенных мелкой изящной отделкой, которая впоследствии была утрачена. В 1776 году был окончательно завершён декоративный Фигурный мост через овраг. Работы шли тяжело из-за нехватки высококвалифицированных мастеров и перебоев с финансированием.

В 1777 году Баженов снёс старый деревянный дом бывших владельцев усадьбы и начал строительство главного дворца. Он был возведен в течение восьми лет. К двум основным корпусам был добавлен ещё один - центральный, для детей Павла. Губернатор Иаков Брюс, который осмотрел Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием главного, официального здания. Но он тем не менее отправил Екатерине восторженный отчёт.

Прекращение работы над царицынским проектом

В июне 1785 года Екатерина неожиданно посетила Царицыно и осталась недовольна медленными темпами работы. Дворец императрица оценила как непригодный для проживания: очень тёмные помещения, низкие потолки, узкая лестница. В этом году отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились. Императрица занималась вопросами престолонаследования. И дворцы-близнецы стали явлением политически некорректным. Екатерина приказала снести строения и возвести новый главный дворец. Баженову и Казакову было приказано разработать новые проекты. Архитектор Баженов представил свой проект к концу 1785 года, однако он был отклонён, а Василий Иванович уволен. Екатерина выбрала проект Казакова. Дворец Баженова снесли летом 1786 года. Существует мнение, что Екатерина не приняла проект Баженова из-за масонской символики и готического стиля. Это не может быть правдой, так как Казаков в своих проектах сохранил и повторил готику и масонские символы.

Кухонный корпус

В Царицыно сохранилось ещё одно строение Баженова - кухонный корпус, или Хлебный дом. Это квадратное здание со скруглёнными углами изначально предназначалось для кухонь, хранилищ-кладовых и жилья для прислуги. Входы в него сделаны с внутренней стороны - чтобы слуги и различные хозяйственные перемещения не попадались на глаза гостям и хозяевам усадьбы. В цокольном этаже из белого камня выложены ледники, которые прекрасно удерживают температуру. Весь фасад украшен различными символами: караваи хлеба с солонками, гирлянды бокалов, масонские линейки и пр. В настоящее время Хлебный дом используется для проведения концертов и других культурно-массовых мероприятий. Иногда в нём проходят банкеты.

Средний дворец

Оперный дом, или Средний дворец Екатерины, с двуглавыми орлами на парапетах фасадов изначально предполагалось задействовать для малых официальных приёмов, а также для проведения концертов и спектаклей летом. Очень долгое время дворец никак не использовался. От него остались только стены. В 1988 году начались восьмилетние Прекрасная акустика здания позволяет проводить в нём концерты. Там же устраиваются выставки произведений искусства.

Дом Пашкова

Василий Баженов - архитектор, создавший один из всемирно известных символов Москвы. Это построенный в 1785-1786 годах Дом Пашкова. Узнаваемое сооружение часто можно встретить на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках, коробках конфет и т.д. После снятия с проекта «Царицыно» Василий Иванович Баженов стал брать частные заказы у богатых москвичей. Так, на Ваганьковском холме он построил роскошный дворец из белого камня для капитан-поручика и его жены. Фасад строения смотрит в направлении Староваганьковского переулка, а к Кремлю обращена его тыльная сторона. Предполагается, что таким способом архитектор продемонстрировал императрице свою обиду за Царицыно.

После смерти бездетных владельцев Пашков дом унаследовал дальний родственник, который, счастливо женившись на богатой невесте, дочери золотопромышленника, смог содержать строение в порядке. Впоследствии Пашковы продали дом казне.

Возрождение русского стиля в архитектуре

Приверженец неоклассической русской архитектурной школы, художник-график, теоретик архитектуры и педагог Василий Иванович Баженов и его коллеги и ученики Матвей Казаков и Иван Старов создали русский национальный архитектурный язык, прерванный Петром I. В то время в Российском градостроительстве задавали тон иностранные архитекторы - Кваренги, Ринальди, Камерон и другие.

Печальная судьба талантливого зодчего

Раннее проявление таланта зодчего привело Баженова в круг богатых, облеченных властью магнатов и политиков-царедворцев. Неопытность в коммерции и дипломатии послужили причиной трагедий в личной и профессиональной сферах жизни Василия Ивановича. Два главных его строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Ему не удалось осуществить свой проект по реконструкции Большого Кремлёвского дворца. Императорский дворец в Царицыно, который должен был стать ядром всего царицынского комплекса, был уничтожен Екатериной II. Ещё один проект, здание МГУ, послужил поводом к острейшему конфликту с бывшим благодетелем архитектора, Прокофием Демидовым, и привёл Баженова к полному банкротству. Перед смертью Василий Иванович больше всего тревожился о судьбе своих детей, поскольку боялся, как бы они не оказались втянутыми в строительный бизнес, который он считал делом бесчестным и предательским.

Наследие Баженова

Наследие Баженова до сих пор остаётся не до конца изученным. Есть сомнения относительно авторства некоторых приписываемых ему объектов. В частности, относительно того, строил ли Баженов-архитектор Дом Пашкова? Существует мнение, что это работа его учеников, которых он подготовил немало за годы преподавания в Академии художеств. После смерти Екатерины Павел I назначил Василия Ивановича вице-президентом Академии. Изучением его наследия занимались многие исследователи, в частности Игорь Грабарь, Швидковский Д.О. Благодаря им многое, хотя и не всё, стало понятнее. В «Записках о достопримечательностях Москвы» Карамзин сравнивает проекты Баженова с республикой Платона и утопией Томаса Мора. Может быть, поэтому они и не были осуществлены.

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.

Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.

С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.

Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.

Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.

Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.

Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.


Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799)

Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799), бесспорно, является одним из ярчайших русских архитекторов, чьи работы до сих пор поражают своей смелостью и красотой. Талантливый самобытный архитектор времен императрицы Екатерины, создатель грандиозного проекта реконструкции Кремля, автор дома Пашкова, оставил после себя несколько знаменательных исторических памятников, которые представляют собой огромную ценность и являются прекрасным отражением величия той эпохи. За одухотворенность, свободомыслие и презрение стереотипов Баженова окрестили поэтом в архитектуре.

Он родился в селе Дольском близ Малоярославца Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). В возрасте трех месяцев был перевезен родителями в Москву. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу вольным слушателем и частенько помогавшего бедствующему в то время Баженову подработкой. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова, где поразил преподавательский состав своим талантом. Один из преподавателей Баженова, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года подающий надежды Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, а затем в Рим, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

По прибытии в Париж, поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился он также гравированию, при этом известно, что многие его соученики часто воровали его работы - настолько он был талантлив.

По возвращении в Россию в 1765, проживая в Москве, Баженов принял участие в первом издании труда Витрувия (перевод Каржавина). В это время на архитектора впервые обратила внимание императрица, заказав ему проект Института благородных девиц при Смольном монастыре, который он выполнил с блеском и размахом, заслужив высочайшую похвалу - однако, проект этот осуществлен не был.
Василий Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал сразу при своем возвращении на родину. Он являлся одним из проводников французского стиля в русской архитектуре (ярким памятником которого является Пашков дом). Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины - впрочем, ожидаемой должности, равно как и жалования, не получил (хотя в академики его произвели). Разочарованный таким положением дел, Баженов взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В 1767 году архитектор возвратился в родную Москву, где вскоре после приезда женился на Аграфене Лукиничне Красухиной, дочери каширского дворянина, рано умершего.


Мост авторства Баженова, усадьба Царицыно, Москва

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов, который тогда как раз делал попытки усилить свое влияние при дворе. Именно Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Этим проектом стал проект реконструкции Московского Кремля, в котором основной идеей Баженова было огромное здание, собиравшее под своими сводами все имеющиеся кремлевские здания и соборы. Грандиознейший проект был создан, одобрен императрицей, даже выполнен в виде деревянной модели, но не осуществлен из-за нехватки средств на его исполнение - тридцати миллионов рублей. Однако, по другой версии, Екатерина II и не думала осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768—1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятков миллионов на грандиозный дворец, и созданная архитектором деревянная модель произвела надлежащий эффект - а сооружение самого проекта, уже ненужного императрице, оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова, на строительство которого у архитектора ушло десять лет - причем каждую весну он вместе с семьей переселялся на место проведения работ, для собственноручного их контроля - однако Екатерина летом 1785 года посетила Царицыно, и, найдя его мрачным и чересчур тесным, повелела перестроить уже готовые здания. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время Баженов построил в Москве дом Пашкова, при строительстве которого архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).


Дом Пашковых

Баженов попал в немилость к царице, что объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также отношениями с кружком Н. И. Новикова, поручившего архитектору доложить цесаревичу Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала политические цели в этих отношениях с цесаревичем, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов претерпевает трудный для себя период - чтобы не оказаться в бедности, он берет частные заказы. Нужно добавить, что после эпизода с масонами у царицы до самой ее смерти не нашлось более работы для Баженова.

Однако ему суждено было вновь ощутить на себе благосклонность коронованной особы: по вступлении на престол, Павел I назначил зодчего вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его деятельность. Зодчего похоронили в собственном селе Глазово под Москвой. Последней крупной работой Баженова (с 1792 г.) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796 году.

К сожалению, до сих пор исторически не вполне прояснена ситуация с доказанным авторством архитектора некоторых зданий. Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них — панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Василий Иванович Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Его творчество фактически ознаменовало новую эру русской архитектуры.



Читайте также: