Комплексная работа 4 о компьютерных играх. Задания основной части

Итоговая комплексная работа 4 класс вариант 2 – Итоговая аттестация – промежуточная аттестация

Хлеб

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохой, если не нужно пахать глубоко. Или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга. В неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже. В него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле. Всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоз не нужен. Но если на ниве что-нибудь уже было посеяно и она истощилась, то её необходимо удобрить навозом. Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весной и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы. Нужно его запахать сохой в землю.
Вот навоз перегнил. Но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнышка нужна мягкая постелька. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами. Боронят, пока все комья разобьются. И тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени. Когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут. Но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом. А весной, когда снег сойдёт и солнышко пригреет - пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Плохо, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег. Тогда озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега. И не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

По К. Д. Ушинскому

Часть 1

1. Найдите в первом абзаце имена существительные в родительном падеже и выпишите их.

2. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
1) Хлеб всему голова.
2) Поля пашут плугом.
3) Человека кормит земля.
4) Крестьяне боятся морозов без снега.

3. Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.
Картошку копать, не руками махать.
Ешь картошку и хлеб - проживешь до́ ста лет.
Картошка да каша – еда наша.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

4. Решите задачу с помощью выражения.
С колхозного поля собрано 64 000 000 кг пшеницы, а гречихи в 4 раза меньше. Сколько всего зерна было собрано? Ответ запишите в тоннах.

5. Из последнего предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

6. Выпишите из текста названия культурных растений. Дополните список 2–3 своими примерами.

7. К какому жанру относится прочитанный вами текст?
1) Сказка.
2) Басня.
3) Повесть.
4) Рассказ.

8. Среди рисунков выберите орудие труда, о котором не говорится в тексте. Если нужно, перечитайте текст ещё раз.

9. Подчеркните в тексте предложения, в которых рассказывается, когда сеют семена.

10. Для защиты почвы на полях необходимо..
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Часть 2

11. Придумайте и запишите свое название к прочитанному тексту.

12. Составьте план прочитанного текста.

13. Выпишите из текста по 2 слова, с орфограммой:
безударная гласная в корне, проверяемая ударением-
глухая согласная в конце слова –
разделительный мягкий знак-

14. Что нового вы узнали, прочитав рассказ? Напишите.

15. Подчеркните в тексте предложение, выражающее главную мысль.

16. О каких временах года говорится в тексте?
Запишите признаки наступления осени.

17. Какую современную сельскохозяйственную технику используют при посадке, уходе за растениями и уборке урожая? Перечислите.

18. Птицы приносят большую пользу растениям, которые человек выращивает в полях, садах и огородах. Ответьте, в чём заключается их польза? Напишите несколько видов этих птиц.

19. Решите задачу.
Пустыня Сахара «наступает» на плодородные земли со скоростью y км/год. Она уже засыпала песком s км
полей. Сколько лет ей понадобилось для этого?

ОТВЕТЫ

Часть 1

1. Человека, травы, скота, хлеба, булки, каши.
2. 3) Человека кормит земля.
3. Картошку копать-1 спр., не руками махать.-1 спр.,
Возможны другие варианты.
4. 64000000+(64000000:4)=80000000 кг = 80 000 т
5. одеялом, жалеют, радуются, прикрывается
6. Ячмень, овёс, просо, гречиха, пшеница, рожь.
7. Рассказ.
8. Яровой хлеб - хлеб, посеянный весной.
9. Сеют или весною, или осенью.
10.
Живая природа: Люди, пшеница, трава, скот
Неживая природа: Земля, снег, солнце
Возможны другие варианты.

Часть 2

11. Свободный ответ.
12. Свободный ответ.
13. Свободный ответ, например:
безударная гласная в корне, проверяемая ударением-земледелец, посеяно
глухая согласная в конце слова -плуг, хлеб
разделительный мягкий знак-крестьяне, разобьются
Возможны другие варианты.
14. Свободный ответ.
15. Земля кормит человека, но кормит не даром.
16. Дни становятся короче, холодает, опадает листва, птицы улетают на юг.
Далее - свободный ответ.
17. Свободный ответ.
18. Главная польза птиц - уничтожение насекомых-вредителей. Скворец, синица.

Комплексная контрольная работа. 4 класс.

Цель комплексной проверочной работы – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».
Структура комбинированной работы включает один текст и 20 заданий к нему на межпредметной основе.
Содержание текста комплексной работы не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой – текст включает разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им нередко предстоит работать именно с такими текстами.
Задачи комплексной работы
– установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Описание : проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно как раз и позволяет определить сформированонсть умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

Около 100 тысяч видов грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.
Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, дубравах и березовых лесах, рыжики – под соснами и елями.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или запиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай использовать прочитанный текст.
1. Сколько абзацев в тексте?
1) 1
2) 2
3) 3

2.В предложении – Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. - найди глаголы. Эти глаголы…
1) 3л, 1спр
2) 2л, 2спр
3) 3л, 2спр

3.В каких лесах не встретишь белый гриб?
1) в ельниках
2) в осинниках
3) в дубравах

4. Число – сто тысяч- записывается
1) 10 000
2) 10000
3) 100000

5.Какой абзац можно озаглавить «Дружба грибов и деревьев»?
1) 1
2) 2
3) 3

6. Дополни предложение словами из текста – Если грибницу гриба перенести на грядку, то плодовые тела ________________________________________________

7. В России 200 видов съедобных грибов, но грибники собирают из них только десятую часть. Сколько видов съедобных грибов практически не употребляют в пищу?
1) 2000
2) 20
3) 180

8. Из первого предложения второго абзаца выпиши грамматическую основу.
______________________________

9. Среди каких деревьев можно отыскать рыжики?
1) сосны
2) березы 3) дубы

10. Как следует поступить при отравлении грибами?
1) вывести больного на свежий воздух
2) вызвать врача и отвезти в больницу
3) уложить в постель и напоить горячим чаем

11. В последнем предложении текста найди и выпиши прилагательное И.п, мн.числа
_____________________________________

12. В крае 400 видов лишайников, что на 450 видов меньше, чем видов грибов. Сколько видов грибов в крае?
1) 50
2) 850
3) 350

14. Когда Кирилл собирал в лесу грибы, то все ядовитые грибы он сбивал, потому что эти грибы приносят вред. Как ты считаешь, правильно ли Кирилл поступал? Запиши свой вариант ответа.
1) нет, потому что ______________________________________
2) да, потому что _______________________________________

15. Из предложенных чисел выбери число, которое при делении на 7, в остатке получится 3.
1) 164
2) 289
3) 740

16. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) дубы
2) сосны
3) ели

17. Что получает грибница от деревьев?
1) сахар
2) воду
3) питательные вещества

18. Где можно встретить грибы?
1) только на камнях и растениях
2) только в лесу
3) можно встретить практически везде

19. Из третьего абзаца выпиши предложение с однородными членами.
__________________________________________

20. Каждый из 6 детей нашли по 8 рыжиков. Половину всех грибов мама засолила, а оставшиеся грибы разложила в 4 пакета и заморозила. Сколько грибов было в каждом пакете?
1) 24
2) 20
3) 6

1. 3)3
2. 1)3л,1спр
3. 2) в осинниках
4. 3)100000
5. 2)2
6. образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.
7. 3)180
8. грибы дружат и селятся
9. 1)сосны
10. 2)вызвать врача и отвезти в больницу
11. плодовые
12. 2)850
13. 3)бледная поганка, ложный опенок, желчный гриб
14. 1)нет, потому что____________________________________________________________________________.(ответ в свободной форме: например: мухоморами лечатся лоси)
15. 1)164
16. 3)ели
17. 1)сахар
18. 3)можно встретить практически везде
19. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву.

Федотовская Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №6», г. Коряжма

Итоговая комплексная работа (4 класс)

Итоговая комплексная работа для 4 класса – заключительная часть общего пакета итоговых комплексных работ для начальной школы, охватывающих в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Данная работа строится на основе несплошного текста, к которому даётся ряд заданий на материале русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Задания комплексной работы позволяют установить уровень владения четвероклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умениями работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала. Ряд заданий комплексной работы (задания дополнительной части) для 4 класса требует владения навыками сотрудничества и коммуникации.

Использование всего пакета итоговых комплексных работ позволяет проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Данная комплексная работа была проведена в 4 классе в 2014-2015 учебном году.

Гризли

Гризли – подвид бурого медведя, обитающего преимущественно на Аляске и в западных районах Канады.

По внешнему виду и размерам гризли близок к сибирским подвидам бурого медведя, но больше, тяжелее, неуклюжее и сильнее его.

Значительная величина гризли – один из отличительных признаков этого медведя. Обыкновенный бурый медведь достигает в длину 2 м 20 см и весит 250 кг, а величина гризли в длину достигает 2 м 50 см, и весит он до 450 кг.

Плечи, шея и брюхо медведя гризли покрыты тёмно-коричневой, на концах более светлой шерстью, которая придаёт его меху седоватый оттенок; отсюда и название - гризли, что означает «серый, седой».

По образу жизни серый медведь очень сходен с нашим бурым медведем и также подвержен зимней спячке.

Лишь в ранней молодости гризли может влезать на деревья. В зрелом возрасте он уже не в состоянии заниматься подобными упражнениями – мешают когти, вырастающие до 15 см. Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки. Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.

Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных. Зверь с огромной силой, ударяя лапой и цепкими когтями, может завалить оленя, преследуя добычу со скоростью 60 км/час, тогда как бурый медведь способен развивать скорость до 55 км/ч. Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу. Также он любит разорять ульи и есть мёд.

Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков, когда их начали массово отстреливать фермеры, чтобы обезопасить от нападений домашний скот. Местами медведи гризли настолько размножились, что на них разрешили сезонную охоту.

На сегодняшний день медведи гризли находятся под охраной и обитают в основном в национальных парках США.

1 вариант

Основная часть

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Каким особым искусством обладает медведь гризли?» Спиши его.

_______

_______________________

Задание 2.

В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о местах обитания этого хищника?

Укажи номер абзаца: _____

Задание 3.

В зоопарк нужно доставить медведя гризли. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.

А.

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 400 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 50 см.

В. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.

Задание 4.

Найди в седьмом абзаце по одному

Название орфограммы

    Парные согласные

    Разделительный ъ или разделительный ь

    Удвоенная согласная

Задание 5.

Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.

А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?

Ответ:

Б.

В.

Задание 6.

А.

19, 190, 1002, 1902, 2002.

Б.

Ответ:

В.

Ответ: ________ лет.

Задание 7.

Скорость автомобиля в 3 раза больше, чем скорость медведя гризли. Какое время потребуется водителю автомобиля, чтобы преодолеть 540 км? Реши задачу, поясняя действия.

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 8.

На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены места обитаниямедведя гризли. Запиши названия этих территорий. Если нужно, перечитай текст и воспользуйся картой полушарий.

Ответ: 1 - ___________________, 2 - ____________________________




2 вариант

Фамилия, имя __________________________________________

Школа ___________________ Класс _______________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Что медведь гризли делает с лёгкостью?» Спиши его.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).

Задание 2.

В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о том, чем питается этот хищник?

Укажи номер абзаца: _____

Задание 3.

В зоопарк нужно доставить обыкновенного бурого медведя. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.

А. В клетке, которая способна выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и высота которой 1 м 50 см.

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 20 см.

В. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 300 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.

Задание 4.

Найди в шестом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

    Парные согласные

    Разделительный ъ или разделительный ь

    Удвоенная согласная

Задание 5.

Прочитай предложение и выполни задания.

Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных.

А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?

Ответ: букв о _____, звуков [о] _____ .

Б. Найди в этом предложении слова с приставкой. Обозначь её.

В. Подчеркни в словах с приставками буквы мягких согласных звуков.

Задание 6.

А. Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков. Обведи год, относящийся к этому периоду:

2003, 19, 390, 1020, 1907.

Б. Сколько в выбранном тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: _____ тыс. _____ сот. _____ дес. _____ ед.

В. Сколько лет отделяет выбранный тобой год от 2015 года?

Ответ: ________ лет.

Задание 7.

Скорость мотоциклиста в 2 раза больше, чем скорость бурого медведя. Какое расстояние преодолеет мотоциклист за 4 часа? Реши задачу, поясняя действия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 8.

На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены материк, на котором обитаетмедведь гризли, и омывающий этот материк океан. Запиши их названия.

Ответ: 1 - ___________________, 2 - ___________________________



Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

И ____________________________________

Дополнительная часть

Задания 9 – 13 выполняются в парах (с соседом по парте).

Задание 14 каждый выполняет самостоятельно.

Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 13 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.

Задание 9.

Придумайте задачу о медведе гризли, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:

А. Задача: _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

А. Задача: _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 10.

Дечинский зоопарк в Республике Чехии гордится своей экспозицией водных птиц, а также выгулами для медведей, в которых можно увидеть гризли. Обведи на рисунке материк, на котором находится данный зоопарк и запиши его название. Запиши название столицы Республики Чехии.

Материк - __________________________________

Столица - ____________________________________

Задание 11.

А. Возьмите листок «К заданию 11». Составьте из содержащихся в нём фрагментов рассказ: разрежьте листок по пунктирным линиям и наклейте фрагменты в нужном порядке.

Б. Перечитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его.

Задание 12.

Из составленного вами рассказа выпишите все формы слова медведица. Для каждого слова укажите падеж.

Ответ: 1) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

2) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

3) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

4) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

5) _________________________ - стоит в __________________ падеже.

Задание 13.

А. Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ: Незнакомых слов ________

Б. Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

Задание 14.

Оцени свою работу в паре. Отметь «галочкой», в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен (согласна)

Частично согласен (согласна)

Не согласен (согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Список использованной литературы:

    Жизнь животных / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2013. – 256 с.

К заданию 11

Все же, - рассказывает Мерси, - я решил напасть на медведицу. Лошадь моя была вполне надежна, ружье еще никогда не отказывало в нужный момент. Я стал постепенно продвигаться к зверю. Когда до него оставалось не более ста шагов, медведица заметила меня.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Как-то знаменитый охотник Мерси, проведший лет тридцать в лесах и пустынях Северной Америки, ехал по равнине, окаймленной по краям рукавами реки. Вдруг неподалеку он заметил огромную медведицу. Она спокойно лежала с двумя медвежатами. Сразу припомнились истории о гризли, и охотнику стало страшно.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Я выстрелил снова. Животное ускорило бег, бросив отставших детенышей на произвол судьбы. Я продолжал преследовать ее, пока, в конце концов, не убил четырьмя выстрелами. Во время погони я несколько раз приближался к медведице, но она ни разу не пыталась защищаться.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Затем мне часто приходилось встречаться с гризли, и никто из них на меня не нападал, все старались спастись бегством. Возможно, некоторые особенно свирепые животные и нападают в прерии на пешехода или даже всадника, но такие случаи крайне редки.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Она приподнялась на задние лапы и стала внимательно рассматривать меня. Я воспользовался этим и выстрелил, но от волнения промахнулся. К моему удивлению, медведица обратилась в бегство. За ней потрусили и медвежата.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Интерпретация результатов

Задания основной части

Скорость чтения

Правильность выполнения в баллах не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносится количество слов, прочитанных ребёнком между двумя сигналами учителя, данными с интервалом в 1 мин.

Задание 1.1

Выборочное чтение

Оценка 1 балл

Коды правильных ответов:

1-й вариант – выписано предложение: Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

2-й вариант – выписано предложение: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцениваются 0 баллов.

Задание 1.2

Списывание

Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:

    оформлено верно: выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами;

б) не содержит ни одной неисправленной ошибки, включая ошибки на пунктуацию.

Примечание. Оценка сформированности умения безошибочно списать предложение ведётся независимо от оценки умения выборочного чтения. Оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания.

Задание 1.3

Грамматическая основа предложения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

1-й вариант – в записанном предложении сделаны следующие подчёркивания: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно выделил и подчеркнул его грамматическую основу, поскольку оценка сформированности умения выделить грамматическую основу предложения ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 1.4

Грамматические признаки главных членов предложения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

сущ., м.р., гл., наст. вр.,

ед.ч., И.п. ед.ч.

Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

1-й вариант – над подчёркнутыми главными членами предложения сделана запись:

сущ., м.р., гл., наст. вр.,

ед.ч., И.п. ед.ч.

Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно определил грамматические признаки главных членов предложения, поскольку оценка сформированности умения определить грамматические признаки частей речи ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 2

Поисковое чтение

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записано: 1, 9 ; или только 1.

2-й вариант – записано: 7 .

Задание 3

Числа и величины

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

2-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Задание 4

Орфография

Оценка 1 балл ставится, если приведены все 4 примера: по одному на каждую орфограмму, при этом орфограмма подчёркнута. Если не приведён пример хотя бы на одну из орфограмм, ставится 0 баллов.

1-й вариант

Название орфограммы

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

пи тается, ко ренья, уби вает, уда ряя, ко гтями, зава лить, разви вать

    Парные согласные

цеп кими, ког тями, медвед ь, скорост ь, мёд

    Разделительный ъ или разделительный ь

корень я, скорость ю, уль и

    Удвоенная согласная

искусс твом

2-й вариант

Название орфограммы

Выписан любой пример из нижеперечисленных

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

мо ло дости, вле зать, дере вья, состо янии, ши рокие, си лён

    Парные согласные

ког ти, медвед ь, лёг костью

    Разделительный ъ или разделительный ь

деревь я, лёгкость ю

    Удвоенная согласная

ранн ей

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок привёл иной пример слова с данной орфограммой из любого абзаца.

Задание 5.А

Фонетика

Оценка 1 балл

1-й вариант – букв о 7 , звуков [о] 6.

2-й вариант – букв о 9 , звуков [о] 3.

Задание 5.Б

Морфемика

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записано слово: справиться и выделена приставка с-.

2-й вариант – записано слово: убивает и выделена приставка у-.

Задание 5.В

Фонетика

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

спра в иться.

1-й вариант – подчёркнуты следующие буквы в слове: у б ивает.

Задание 6.А

Чтение числа и соотнесение его с датой

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – отмечено: 1902.

2-й вариант – отмечено: 1907.

Задание 6.Б

Разрядный состав числа

Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:

1-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 2 ед.

2-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 7 ед.

Задание 6.В

Вычислительные навыки

Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:

1-й вариант: 113 лет

2-й вариант: 108 лет.

Задание 7

Текстовые задачи

Оценка 2 балла ставится, если получен полный правильный ответ и даны пояснения к каждому действию.

1-й вариант:

    60 3 = 180 (км/ч) скорость автомобиля

    540: 180 = 3 (ч) время, за которое автомобилист преодолеет 540 км

Ответ: 3 ч.

2-й вариант:

    55 2 = 110 (км/ч) скорость мотоциклиста

    110 4 = 440 (км) преодолеет мотоциклист за 4 ч

Ответ: 440 км.

Примечание. Формулировки, используемые ребёнком, могут отличаться от приведённых выше.

Оценка 1 балл ставится, если при решении допущены вычислительные ошибки, приводящие к неверному ответу, но ход решения верный, все необходимые рассуждения сделаны.

Во всех остальных случаях ставится 0 баллов.

Задание 8

Географические объекты

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записаны оба верных ответа:

1 – Аляска

2 – Канада

2-й вариант - записаны оба верных ответа:

1 – Северная Америка

2 – Тихий океан

Самостоятельность выполнения основной части работы

Оценка 2 балла ставится, если ребёнок работал полностью самостоятельно.

Оценка 1 балл ставится, если ребёнок работал в основном самостоятельно, лишь изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробными разъяснениями формулировки задания или за помощью.

Оценка 0 баллов ставится во всех иных случаях: частое обращение к учителю, постоянная перепроверка собственного понимания формулировки, обращения с затруднениями, требующими от учителя наводящих вопросов, и т.п.

Задания дополнительной части

Задание 9

Текстовая задача

Оценка 3 балла

    соответствует требованиям задания к контексту;

    имеет смысл и решение;

    решается в два действия;

    решена без вычислительных или логических ошибок.

Оценка 2 балла ставится, если составленная задача:

    имеет смысл и решение;

    решается в два действия;

    решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено.

Оценка 1 балл ставится, если составленная задача:

    имеет смысл и решение;

    решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено; задача решается в одно действие или второе действие не является необходимым.

Оценка 0 баллов ставится, если составленная задача не имеет решения.

Задание 10

Работа с географической картой

Оценка 3 балла ставится, если верно обведён материк на карте и написаны правильно необходимые географические названия: материк – Евразия , столица Чехии – Прага .

Оценка 2 балла ставится, если верно обведён материк и указано одно из географических названий или верно указаны географические названия, но материк не обведён.

Оценка 1 балл ставится, если указан только один географический объект.

Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 11.А

Восстановление деформированного текста

Оценка 2 балла ставится, если текст восстановлен полностью правильно.

Оценка 1 балл ставится, если текст восстановлен с одной-двумя ошибками, не препятствующими пониманию общего смысла текста.

Оценка 0 баллов ставится, если текст не восстановлен или восстановлен с ошибками, препятствующими его пониманию.

Задание 11.Б

Заголовок к тексту

Оценка 2 балла ставится, если заголовок отражает основную идею или тему текста, например: Случай с охотником и т.п.

Оценка 1 балл ставится, если заголовок приведён, однако имеет общий характер.

Оценка 0 баллов ставится, если заголовок отсутствует

Задание 12

Падежные формы имени существительного

Оценка 1 балл ставится за полный правильный ответ:

    медведицу – стоит в Винительном падеже;

    на медведицу – стоит в Винительном падеже;

    медведица – стоит в Именительном падеже;

    к медведице – стоит в Дательном падеже;

    медведица – стоит в Именительном падеже.

Задание 13.А

Значение слова

Оценка 2 балла ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов и данные слова записаны в таблицу.

Оценка 1 балл ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов, но слова не записаны в таблице или слова записаны в таблице, но не указано цифрой количество незнакомых слов.

Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено совсем.

Задание 13.Б

Оценка 1 балла ставится, если дано верное толкование незнакомого слова.

Оценка 0 баллов ставится, если толкование незнакомого слова дано неверно.

Задание 14

Оценка своей работы в паре

Правильность выполнения не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносятся условные обозначения данных детьми ответов: 3 – полностью согласен, 2 – частично согласен, 1 – не согласен, 0 – затрудняюсь ответить.

Оценка общей успешности выполнения работы.

Интерпретация полученных результатов

Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения / недостижения базового и повышенного уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.

Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 10 баллов и более.

О достижении повышенного уровня подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

от 10 и более баллов , а за дополнительную часть от 0 до 6 баллов только базового уровня подготовки.

Если ребёнок получает за основную часть от 11 и более баллов , а за дополнительную часть 7 и более баллов , можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровней подготовки.

Ребёнок не достиг базового уровня подготовки, если набрал за основную часть менее 10 баллов , независимо от результатов выполнения дополнительной части. К поощрению за успешное выполнение заданий повышенной сложности можно вернуться после отработки пробелов по основной части работы.

Необходимо отметить, что важно строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом для всех учащихся. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное – создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большинство учащихся не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию . Коррекцию норм оценивания желательно проводить до проведения работы, а не в ходе её проведения или проверки и строго выдерживать изменённые нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.

После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта – сначала подобные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить детей, что общего в заданиях и чем они различаются в каждом варианте, обсудить с учащимися не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.

Итоговая комплексная контрольная работа. 4 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

комплексной работы для учащихся 4 классов

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Математика», «Окружающий мир».

Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.

Документы, определяющие содержание КИМ

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

    Планируемые результаты начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)

    Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. с.; с. 119-125)

    Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)

    Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметным областям «Филология. Русский язык. Родной язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир» для проведения процедур оценки качества начального образования (промежуточный контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Цель промежуточной работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.

Из 20 заданий проверочной работы 16 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.

В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, задание на соотношение, с кратким ответом, с развернутым ответом.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 5 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.

В работе используются 2 критерия достижения базового уровня:

    Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);

    Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.

С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение физкультминутки.

План варианта КИМ

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.

План работы

Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами на правописание проверяемых безударных гласных и на правописание проверяемых согласных в корне слова.

Русский язык

Умение анализировать звуки в слове по твердости/мягкости.

Русский язык

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, производить синтаксический разбор предложения.

Русский язык

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, выписывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовав их в начальную форму.

Русский язык, чтение

Умение проанализировать слово, указав сколько в нём слогов, букв, звуков

Русский язык

Умение переводить словесную информацию в числовую, правильно выполнять вычисления

Математика

Умение заполнить таблицу с данными, устанавливать зависимость между величинами.

Математика

Умение находить площадь участка, используя знание его периметра.

Математика

Умение соотносить информацию, опираясь на знание поведения животных в разное время года

Окружающий мир

Всего баллов 50

Задания повышенного уровня

Умение соотносить тип книги с наименованием.

Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Русский язык

Умение ориентировать по часам.

Математика

Умение решать текстовую задачу на движение нескольких видов транспорта.

Математика

Всего баллов

9

Итого баллов

Формирование универсальных учебных действий

Определение последовательности и плана действий

Всего баллов

8

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

Структурирование информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

Анализ и синтез

Знаково-символическое моделирование

Всего баллов

36

Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:

    от 0 до 23 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «неудовлетворительно»);

    от 24 до 48 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «удовлетворительно»);

Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 29 баллов за задания базового уровня и не менее 5 баллов за задания повышенного уровня.

    от 0 до 34 баллов - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

    от 35 до 57 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 34 до 48 баллов, но не набрал минимум 5 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.

Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Познавательные универсальные учебные действия:

    0 – 18 баллов – низкий уровень сформированности;

    19 – 27 балла – базовый уровень сформированности;

28 – 36 балла – высокий уровень сформированности

Класс 4 «___»

Вариант 1

1.

Северный олень

лошадь , ни вол. Холодно очень, сорокаградусный мороз выдержит не каждое животное. А как передвигаться людям (это особенно актуально было в старые времена), было бы вообще непонятно, если бы у них не было верного и постоянного слуги, такого как, северный олень.

тепло

близким

Рога

Выполни задания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3 .

Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек. ________________________________________________________________________ 4 .

______________________________________

«одеяние » .

Одеяние – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

7 .

олень, сено, лошадь

потомство, рога, корм

броня, жир, секрет

молоко, мясо, ягель

15. Запиши:

356 ; _______десятков

2) число 514

1. звери

2. птицы

3. рыбы

А. метание икры

Б. откладывание яиц

Г. линька (смена шерсти)

Д. превращение в куколок

Е. залегание в спячку

17*

сборник «Звери Арктики»

б) Олени едят сено, мох.

19* Рассмотри рисунок.

Эти часы спешат на 1 ч 05 мин.

.

А. 8 ч 55 мин В. 9 ч 55 мин С. 10 ч 55 мин D . 9 ч 10 мин

Итоговая комплексная контрольная работа

Фамилия, имя (полностью)___________________________________________

Образовательное учреждение________________________________________

Класс 4 «___»

Вариант 2

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Пингвины

берег .

Пингвины отличаются друг

Летать водой

Выполни задания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпиши из предложения все имена существительные в алфавитном порядке.

:

Этот текст можно разделить на ___________частей.

____________________________

__________________________________________________________________

    «кормёжка ».

Кормёжка – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

    :

суша, гнезда, корм

море, яйцо, самец

брюхо, жизнь, птенец

самка, лапа, кожа

9. Выпиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В слове____________слогов, ______________ букв, ____________ звуков.

.

15.Запиши:

1) сколько всего десятков в числе 283 ; _______десятков

2) число 157 в виде суммы разрядных слагаемых;

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16.

1. звери

2. птицы

3. рыбы

А. метание икры

Б. откладывание яиц

В. усиленное питание, запасание корма

Г. линька (смена шерсти)

Д. отлёт в тёплые края

Е. уход в глубину водоёма

1 _____, 2 _______, 3 _______

произведение «Комсомольская правда»

сборник «Звери Арктики»

справочное издание А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти томах

19*Рассмотри рисунок.

А. 8 ч 55 мин В. 9 ч 05 мин С. 10 ч 55 мин D . 11 ч 45 мин

Иоговая комплексная контрольная работа

Фамилия, имя (полностью)___________________________________________

Образовательное учреждение________________________________________

Класс 4 «___»

Вариант 1

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Северный олень

Оленей на свете много, но ни одна оленья порода не оказывает столько важных услуг человеку, как сильный северный олень. На тех территориях, где обитает северный олень, не может выжить ни лошадь

Как выживает северный олень в суровых зимних условиях? Он тепло «одет». Олений мех особенный. В суровую пору кончики волосков меха как будто бы разбухают, утолщаются; такой преображенный мех надежно защищает оленя от лютых морозов, меховая броня держит тепло хорошо. Да и подкожный жирок тоже помогает не замерзнуть.

Летние одеяния оленя полегче, но и в них он изнывает от жары. Так уж случилось, что никто не дал, например, дикому оленю ни пристанища в суровое время морозных рекордов, ни запасов кормов, ни защиты от волчьего племени. Самому ему приходится обо всём заботиться.

В летнюю пору олень пытается накопить в организме минеральные соли. Иначе можно и ноги протянуть. Но он их не протягивает. Секрет кроется в особых химических свойствах тканей организма. Химические процессы, происходящие в тканях ног северного оленя, очень своеобразны. Отчасти, благодаря им, выносливость зверя феноменальна.

За неимением травы в далёких краях люди не заготавливают для оленьих стад сена; да олени и не любят сена. Любимое их кушанье - мох ягель. Они разгребают снег и щиплют ягель, заключающий в себе довольно много полезных компонентов.

Дикие олени несколько крупнее тех, которые из поколения в поколение живут под близким надзором человека. Дикий олень в отличие от домашнего, как правило, более насторожен, боязлив.

Рога – одно из главных достоинств оленя, у северных пород они присутствуют и у самцов и у самок. Раз в год северные животные сбрасывают рога. Действительно, зачем нужна старая дополнительная конструкция? А за лето отрастают новые, молодые рога.

В среднем вес оленя – 150 кг.

Северные олени перевозят своих хозяев на легких саночках с удивительною быстротой и могут проехать в день более ста километров.

Выполни задания:

    Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание особенностей оленьего меха. Постарайся писать грамотно. Проверь. Если есть ошибки - исправь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 . Выпиши из предложения все имена существительные в алфавитном порядке.

Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 . На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Придумай заголовок ко второму абзацу текста.

Этот текст можно разделить на ___________частей.

Второй абзац текста можно озаглавить: ____________________________

__________________________________________________________________

5. Напиши, как ты понимаешь значение слова «одеяние » .

Одеяние – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Используя информацию из текста, заполни таблицу:

7 . Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

8. Отметь √ строку, в которой записаны слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

олень, сено, лошадь

потомство, рога, корм

броня, жир, секрет

молоко, мясо, ягель

9. Выпиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выбери из текста слова (по 3 слова), которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.

11. Запиши, сколько слогов, букв, звуков в слове «ягель».

В слове____________слогов, ______________ букв, ____________ звуков.

12. Запиши математическое выражение и найди его значение.

К произведению чисел двадцать пять и пять прибавить девяносто семь.

13. Изучи таблицу и заполни её.

14. На участке поля квадратной формы поставили заграждение. Какова площадь этого участка, если длина забора 28 метров?

Ответ: площадь участка________

15. Запиши:

1) сколько всего десятков в числе 356 ; _______десятков

2) число 514 в виде суммы разрядных слагаемых;

________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Укажите для каждого из классов животных из первого столбца характерные весенние явления в их жизни.

1. звери

2. птицы

3. рыбы

А. метание икры

Б. откладывание яиц

В. усиленное питание, запасание корма

Г. линька (смена шерсти)

Д. превращение в куколок

Е. залегание в спячку

1 _____, 2 _______, 3 _______

17* Соедини стрелочками тип книги (издания) с наименованием.

произведение «Комсомольская правда»

сборник «Звери Арктики»

собрание сочинений А.П. Чехов «Ванька»

периодическая печать «Русские народные сказки»

справочное издание А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти томах

18* Укажи предложение, в котором знаки препинания поставлены неверно. Обведи букву правильного ответа.

а) День был солнечный, но прохладный.

б) Олени едят сено, мох.

в) Лебеди, гуси, и утки готовились к отлету в теплые страны.

19* Рассмотри рисунок.

Эти часы спешат на 1 ч 05 мин.

Укажи правильное время, обведи букву правильного ответа .

А. 8 ч 55 мин В. 9 ч 55 мин С. 10 ч 55 мин D . 9 ч 10 мин

20* Реши задачу, запиши ответ.

С автовокзала выехали одновременно в одном направлении два автобуса. Первый автобус каждый час проезжал 60 км, а второй – 65 км. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа?

Ответ: расстояние между автобусами будет ________км.

Иоговая комплексная контрольная работа

Фамилия, имя (полностью)___________________________________________

Образовательное учреждение________________________________________

Класс 4 «___»

Вариант 2

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Пингвины

Пингвины - удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег .

Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.

Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до 18 минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.

Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.

Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через 3 месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Через 1,5 месяца возвращаются самцы, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через 6 месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.

Выполни задания:

    Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание пингвина. Постарайся писать грамотно. Проверь. Если есть ошибки - исправь.

    Выпиши из предложения все имена существительные в алфавитном порядке.

Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу : _____________________________________________________________________________________________________________________________________

    На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Придумай заголовок к четвертому абзацу текста.

Этот текст можно разделить на ___________частей.

Четвертый абзац текста можно озаглавить: ____________________________

__________________________________________________________________

    Напиши, как ты понимаешь значение слова «кормёжка ».

Кормёжка – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

    Используя информацию из текста, заполни таблицу :

7. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

8. Отметь √ строку, в которой записаны слова, в которых все согласные звуки твёрдые

суша, гнезда, корм

море, яйцо, самец

брюхо, жизнь, птенец

самка, лапа, кожа

9. Выпиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выбери из текста слова (по 3 слова), которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме:

11. Запиши, сколько слогов, букв, звуков в слове «яйцо».

В слове____________слогов, ______________ букв, ____________ звуков.

12. Запиши математическое выражение и найди его значение .

Из произведения чисел пятнадцать и пять вычесть пятьдесят

13. Изучи таблицу и заполни её в бланке ответов.

14. На участке леса квадратной формы поставили заграждение. Какова площадь этого участка, если длина забора 32 метра?

Ответ: площадь участка_______

15.Запиши:

1) сколько всего десятков в числе 283 ; _______десятков

2) число 157 в виде суммы разрядных слагаемых;

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16. Укажите для каждого из классов животных из первого столбца характерные осенние явления в их жизни.

1. звери

2. птицы

3. рыбы

А. метание икры

Б. откладывание яиц

В. усиленное питание, запасание корма

Г. линька (смена шерсти)

Д. отлёт в тёплые края

Е. уход в глубину водоёма

1 _____, 2 _______, 3 _______

17* Соедините стрелочками тип книги (издания) с наименованием

произведение «Комсомольская правда»

сборник «Звери Арктики»

собрание сочинений А. П. Чехов «Ванька»

периодическая печать «Сказки народов мира»

справочное издание А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти томах

18*Укажи предложение, в котором знаки препинания поставлены неверно. Обведи букву правильного ответа.

а) Лес был гремучим, и страшным.

б) Онибродили по паркам, аллеям, площадям.

в) Ребята продолжали гулять, веселиться и не думать о плохом.

19*Рассмотри рисунок.

Эти часы спешат на 1 ч 10 мин.

Укажи правильное время, обведи букву правильного:ответа

А. 8 ч 55 мин В. 9 ч 05 мин С. 10 ч 55 мин D . 11 ч 45 мин

20*Реши задачу, запиши ответ.

С оптовой базы выехали одновременно два фургона. Первый фургон каждый час проезжал40 км, а второй – 45 км. Какое расстояние будет междуфургонами через 2 часа?

Ответ: расстояние между фургонами будет ________км.

Комплексные контрольные работы

4 класс

Прочитай текст.

Заяц-русак относится к крупным зайцам. Длина его тела 57 – 68 см; масса – 4-6 кг, редко – до 7 кг. Самые крупные особи встречаются на севере. Телосложение у них хрупкое. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза красновато-коричневые. Задние конечности длиннее, чем у беляка, но лапы короче и уже (длина ступни 13, 6 – 18, 5 см), поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый.

Продолжительность жизни русаков 6-7 лет (в исключительных случаях доживали до 10-12 лет), однако большая часть зверьков живёт не более 4-5 лет.

Как и у всех зайцев, линька у русаков проходит весной и осенью. Весенняя линька обычно начинается во второй половине марта и длится 75-80 дней, заканчиваясь к середине мая. Наиболее бурно она протекает в апреле, когда шерсть выпадает клочьями. Осенью летние волосы постепенно выпадают, и им на смену подрастает густой и пышный зимний мех.

Основные его местообитания в лесной зоне – открытые места: роля, луга, опушки, обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко. Более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. Особенно любимы русаком участки, где сельскохозяйственные угодья чередуются с небольшими перелесками, зарослями кустарников и сетью оврагов и балок.

Активны русаки преимущественно в сумеречные и ночные часы. Наибольшая активность приходится на первую половину ночи и на предутренние часы. За одну жировку русак проходит до нескольких километров; звери, живущие на открытых участках, обычно проходят больше, чем селящиеся у лесных опушек и в кустарнике. При неблагоприятных условиях русак может по несколько дней не выходить на жировку. Лёжка русака в летнее время – это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста, поваленного дерева или куртины высокой травы. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Расположение убежищ русака зависит от времени года и погодных условий. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах; в дождливую погоду русак держится по более сухим возвышенностям, а в сухую, напротив, в низинах. Зимой лёжка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м. часто русаки залегают осенью и зимой в стогах, у строений на окраинах населённых пунктов.

Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. На коротком расстоянии способен развить скорость до 60 км/ч по прямой. Путает следы. Неплохо умеет плавать.

Как и все зайцы, русаки – тихие звери; только будучи пойманными или ранеными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны. Другой вид коммуникации – перестук лапами, похожий на стук в барабан.

В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен – различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Может вредить озимым посевам, садам и питомникам. За одну ночь заяц может обглодать 15 фруктовых деревьев. Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.

Количество зайчат в выводке колеблется от 1 до 9. На величину выводка влияют многие условия. Зимние, ранневесенние и осенние выводки меньше летних – в них по 1-2 зайчонка. Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80 – 150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже – до 1 раза в 4 дня. К 2 неделям они достигают веса 300 – 400 г и уже активно едят траву, а в 3 – 4 недели становятся самостоятельными. (648 слов.)

Вариант 1

Литературное чтение

В) Сказки

А) 1

Б) 3

В) 5

Г) 6

Д) 9

3. В тексте несколько раз сравнивают зайца –русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.

А) 1, 6, 8

Б) 1, 6, 9

В) 1, 5, 7

4. Какой звук издают пойманные русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составь и запиши план первой части (первый – пятый абзацы) текста.

4)__________________________________________________________________________________

Русский язык

    В каком словосочетании допущена ошибка в глаголе настоящего времени? Выбери правильный ответ.

А) Количество колеблется

Б) зайчата рождаются

В) линька длится

Докажи, что ты прав.

    Выпиши из восьмого абзаца первое предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни главные члены предложения, укажи части речи, которыми они выражены.

    Найди в тексте и выпиши глагол настоящего времени I спряжения.

___________________________________________________________________________________

    1) Спиши предложение.

Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) Дополнением

Б) определением

В) обстоятельством

5. Выпиши из пятого абзаца два словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., П.п.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика

    Найди в первом абзаце длину тела русака. Запиши наибольшую величину. Вырази её в дм и см. ________________________________________________________________________

    Наименьшую длину зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.

    Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?

Перечитай восьмой абзац. Запиши ответ.____________________________

Сколько фруктовых деревьев повредят 2 зайца за неделю? Запиши ответ.

    Запиши скорость бега зайца. _________________________Перечитай шестой абзац. Какое расстояние пробежит заяц-русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.

А) 120 км

Б) 102 км

В) 12 км

    В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.

А) 230 г

Б) 250 г

В) 240 г

Окружающий мир

А) В глубине хвойных массивов

Б) поля, луга

В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками.

А) Всеядные

Б) растительноядные

В) хищники

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Чем питается заяц – русак зимой? Запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.

1)__________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________

Ответы

4 класс

Вариант 1

Литературное чтение

1.б).

2. в).

3. а).

4. Пойманные зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.

5. План.

1) Описание зайца.

2) Продолжительность его жизни.

3) Линька.

4) Обитание.

5) Убежище русака.

Русский язык

2. В летнее время русак ( сущ. ) питается ( гл.) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.

3. Питается (или обитает).

4. 1) Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков; 2) а).

5. При сильной жаре. В закрытом месте (ед.ч., П.п.).

Математика

1.68 см = 6 дм 8 см.

2. 57 · 206 = 11742.

3. 15; 15 · 2 · 7 = 210 (дер.).

4. 60 км/ч; а).

5. в).

Окружающий мир

1.в).

2. б).

3. Весенняя линька у русаков обычно начинается во второй половине марта.

4. Зимой он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.

5. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.

Вариант 2

Литературное чтение

    К какому разделу можно отнести данный текст? Выбери правильный ответ.

А) Сказания и легенды о животных

Б) Энциклопедические сведения

В) Сказки

2. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Убежище русака»? Выбери правильный ответ.

А) 2

Б) 4

В) 5

Г) 7

Д) 8

3. В тексте несколько раз сравнивают зайца – русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.

А) 1, 4, 8

Б) 1, 6, 9

В) 1, 6, 8

4. Какой звук издают раненые русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составь и запиши план второй части (пятый – девятый абзацы) текста.

5)__________________________________________________________________________________

6)__________________________________________________________________________________

7)__________________________________________________________________________________

8)__________________________________________________________________________________

9)__________________________________________________________________________________

Русский язык

    Где допущена ошибка? Выбери правильный ответ.

А) количество колеблется

Б) зайчата рождаются

В) особи встречаются

Докажи, что ты прав. Запиши правильно.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпиши первое предложение из восьмого абзаца.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни подлежащее и сказуемое, укажи части речи, которыми они выражены.

    Выпиши из текста глагол настоящего времени II спряжения.

___________________________________________________________________________________

    1) Спиши предложение.

Может вредить озимым посевом, садам и питомникам.

___________________________________________________________________________________

Подчеркни однородные члены предложения.

2) Определи, каким членом предложения они являются. Выбери правильный ответ.

А) Дополнением

Б) определением

В) обстоятельством

5. Перечитай пятый абзац. Найди словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., Р.п.). Выпиши два словосочетания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика

    Запиши наименьшую длину тела русака. __________________________________________

Вырази её в дм и см.____________________________________________________________

    Наибольшую длину тела зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.

    Перечитай восьмой абзац. Запиши ответы на вопросы.

Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?_______________________________________

Сколько фруктовых деревьев повредят 4 зайца за неделю?

    Перечитай шестой абзац. Найди и запиши скорость бега зайца.

___________________________________________________________________________________

Какое расстояние по прямой пробежит заяц – русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.

А) 120 км

Б) 102 м

В) 12 км

5. В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.

А) 220 г

Б) 250 г

В) 240 г

Окружающий мир

    Какие участки особенно любимы русаком? Выбери правильный ответ.

А) Опушки, обширные вырубки

Б) в глубине хвойных массивов

В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками

2. К какой группе животных можно отнести русаков по способу питания? Выбери правильный ответ.

А) Хищники

Б) растительноядные

В) всеядные

3. Когда обычно начинается весенняя линька у русаков? Запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Чем питается заяц – русак в летнее время? Запиши названия растений.

    Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.

1)__________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________

Вариант 2 (ответы)

Литературное чтение

1.б).

2. в).

3. в).

4. Раненые зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.

5. План.

5) Убежище русака.

6) «Способности» русака.

7) Вид коммуникации.

8) Питание русака.

9) Потомство.

Русский язык

1.а); количество (что делает?) – колеблется.

2. В летнее время русак (сущ.) питается ( гл .) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.

3. Проходит.

4. 1) Может вредить озимым посевам, садам и питомникам ; 2) а).

5. Высокой травы. Поваленного дерева.

Математика

1.57 см = 5 дм 7 см.

2. 68 · 206 = 14008.

3. 15; 15 · 4 · 7 = 420 (дер.).

4. 60 км/ч; а) 120 км.

5. в).

Окружающий мир

1.в).

2. б).

3. Весенняя линька у русаков обычно заканчивается к середине мая.

4. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, может выкапывать и корни, семена растений. (Одуванчик, цикорий, пижма, клевер, сурепка, подсолнечник, гречка и др.)

5. Внешне русак хорошо отличается от беляка длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.

Задние конечности длиннее, чем у беляка. Бегает русак быстрее беляка.

Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега.



Читайте также: