Основные смысловые части.

Социальная и социально-психологическая зрелость: основы идентификации личности в образовательном процессе

Г.С.Сухобская, доктор психологических наук,

Профессор

Образование как социальная ценность и ценность образования для человека - ключевая проблема современного общества и его развития. Без сомнения, ни одна из реформ образования - какие бы новые ценности она ни несла с собой - прямо и непосредственно не может повлиять на индивидуальный путь человека к самому себе и к ценностям общества.

Этот путь опосредован уровнем его социального сознания, социального мышления, социального интеллекта - структурами, формирующимися и развивающимися на протяжении всей жизни человека. Более того, невозможность учитывать и прогнозировать многочисленные влияния, которые являются следствием многообразия социальных контактов (особенно со значимыми референтами, с которыми может идентифицировать себя человек), обостряет проблему его персонального выбора, личной ответственности, по крайней мере, по отношению к главной позиции: «жизнесозидание» или « жизнеразрушение».Эта позиция активно формируется еще в подростково-юношеский период жизни человека, когда решающую роль играет систематическое образование, и в период подготовки к самостоятельной (профессиональной, семейной) жизни. Именно потому проблема осознания жизненных смыслов (В.Франкл, Э.Фромм и др.) является такой актуальной для личности в этот период жизни и образования.

При всем многообразии ценностей и жизненных смыслов, которые человеку предстоит найти и отрефлексировать, все же главные и жизнеутверждающие лежат в плоскости его социальной ответственности за себя, ближайшее окружение, за все, живущее на Земле. Именно в этом проявляется социальная и гражданская зрелость его личности. Только зрелая личность выводит свое поведение за пределы сугубо личнных устремлений в реальный социум.

Проблема социально-психологической зрелости является ключевой в решении поставленных вопросов. Можно выделить два аспекта ее обсуждения. Первый связан с выявлением содержательной сущности феномена социальной зрелости личности, которая проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах и т.п. - в соотношении с ценностями и целями развития общества и цивилизации.

Второй аспект связан с характеристикой феномена социально-психологической зрелости. Он в большей степени харакетризует готовность и возможности человека как личности и индивидуальности эмоционально и интеллектуально включаться в осмысление социального бытия и его «вызовов» каждому человеку.

В многочисленных социологических и социально-психологических исследованиях достаточно часто термин «социальная зрелость» используется как объяснительный принцип в оценке социально и профессионально ответственного поведения человека. И.С.Кон выделяет такие признаки этого феномена, как способность индивида разделять ценности социума, активно владеть своим окружением, обладать устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций, адекватно воспринимать людей и себя.

В реальном процессе жизнедеятельности человека социальная и психологическая зрелость образуют единый феномен, что фиксируется в понятиях «социальный интеллект», «социальное сознание», «социально направленное поведение» и др., хотя формирование психологической зрелости опережает развитие социальной зрелости личности, о чем свидетельствуют многочисленные данные социальной и детской психологии и особенно патопсихологии и психиатрии.Это не означает, что у ребенка не развивается социальное сознание, но лишь в меру готовности к этому соответствующих психологических механизмов.

Главным признаком психологической зрелости, которая проявляется у взрослого человека, выступает способность к полноценной рефлексии, без которой не могут сформироваться его субъектность, зрелость эмоциональной сферы, самосознания, самооценок, продуктивного мышления и др.

Психологическая зрелость, как правило, наиболее активно формируется в подростково-юношеском возрасте. Характерно, что психологическая зрелость может быть обусловлена и биологическими причинами, и последствием системы воспитания. Не следует, однако, отождествлять психологическую незрелость с « подростковостью взрослого» - явлением, как правило, сугубо социальным.

Чаще всего психологическая незрелость взрослого человека проявляется в неадекватности прогнозирования как в интеллектуальном плане (узость горизонта видения и решения проблем, неспособность к отслеживанию предполагаемых результатов решения, малая вариативность и шаблонность приемов анализа и т.п.), так и в эмоционально-волевом плане («подыгрывание себе» - в ущерб объективности, прекращение действия вследствие увеличения трудностей и т.п.), что чаще всего связано со слабо развитой способностью к рефлексии и самооценке (ситуации, когда взрослый человек постоянно попадает в эмоционально-интеллектуальные тупики, т.е. повторяет свои ошибки, настаивает на них, обвиняет других, будучи неспособным их проанализировать, и т.п.).Как правило, в этих случаях уровень формального образования существенно не влияет на характер проявлений личности: везде прослеживается недостаточно развитая рефлексия как основа неадекватности и необъективности предваряющего анализа, последующего контроля и оценки результатов.

Не претендуя на исчерпывающее описание феномена социально-психологической зрелости, можно выделить следующие наиболее существенные его параметры, характеризующие поведение человека в образовательных процессах. Это, прежде всего,

Способность к самостоятельному социально и профессионально взвешенному прогнозированию, способность осуществлять и отслеживать свой прогноз в соответствии с социально и профессионально значимыми критериями (разви тое социальное мышление, « мышление полного спектра» и т.п.);

Развитые метакогнитивные умения, т.е. способность отслеживать критерии оценок, основания суждений и т.п.);

устойчивость социального поведения (антипод - социальный «флюгер»), способность « держать усилие» - вопреки самым различным социальным обстоятельствам и внутреннему желанию его прекратить (способность выдерживать давление других: «самостояние»);

Способность к проявлению социально-оценочной рефлексии во всех сложных ситуациях собственной жизни;

Способность к постоянному эмоционально-зрелому поведению, предполагающему эмоционально-адекватную оценку собственного поведения и поведения других людей (социально взвешенная эмоциональная включенность в мир, социально взвешенный оптимизм);

Способность к непредвзятому и беспристрастному суждению о результатах собственной деятельности и деятельности других людей (гражданская совесть и ответственность) и др.

Естественно, что формирование социально-психологической зрелости человека осуществляется в процессе его жизни в социуме - во всем богатстве его межличностных отношений и культуры человечества. Однако основные акценты в его развитии, бесспорно, ставит образовательный процесс в школе, вузе и последующее непрерывное образование в их внутренней органической связи и преемственности, создающей единый образовательный цикл жизни человека как основу его устойчивых и вместе с тем постоянно развивающихся жизненных смыслов и ценностей.

Задание №4

Прочтите текст.


Похожая информация.


Часть 3.
С1
. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Когда может быть заключен брачный договор? Ответ :

С3 . Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

С4 . Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Правильный ответ должен содержать условия и примеры, допустим. 1) ограничение правоспособности или дееспособности супругов (например, брачный договор ограничивает право одного из супругов на свободу передвижения, в том числе выезд за границу страны); 2) ограничение права супругов на обращение в суд за защитой своих прав (например, одна из сторон обязуется не обращаться в суд в случае ущемления своих прав); 3) регулирование личных неимущественных отношений между супругами (например, договором регулируются вопросы деторождения); 4) права и обязанности супругов в отношении детей (например, в договоре фиксируется место проживания детей в случае развода). Могут быть указаны другие условия, приведены другие примеры.

С5 . При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос. Ответ :

С6 . В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Начала тоталитаризма

Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы держит вместе не сознание общих интересов, и у них нет той отчётливой классовой структурированности, которая выражается в определённых, ограниченных и достижимых целях. Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе, - в политические партии, или органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации и тред-юнионы. Потенциально «массы» существуют в каждой стране, образуя большинство из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать... Главная черта человека массы не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений...

Тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. В сравнении со всеми другими партиями и движениями их наиболее выпуклая внешняя черта есть требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих индивидуальных членов. Такое требование вожди тоталитарных движений выдвигают даже ещё до захвата ими власти... Такой преданности можно ждать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей - к семье, друзьям, сослуживцам или даже просто знакомым - черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии.

(X. Аренд)

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Термин «массы» и его характеристика.

2. Тоталитарные движения и их отличие от других партий и движений. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Показать ответ

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

2) указана ведущая черта - «требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих индивидуальных членов».

Показать ответ

В ответе могут быть указаны характеристики, например:

1) политическое равнодушие;

2) нейтральность;

3) отсутствие общих интересов;

4) отсутствие классовой структурированности;

5) изоляция человека и нехватка у него нормальных социальных взаимоотношений.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Показать ответ

В ответе могут быть названы следующие признаки:

1) стремление организации контролировать частную жизнь и мысли своих членов, осуществлять за ними всеобщий контроль (к примеру, в нацистской Германии необходимо было согласовывать с руководством партии кандидатуры своих невест, женихов);

2) стремление организации строго регламентировать весь уклад жизни членов (в нацистской Германии даже существовали рекомендации, в какие месяцы надо варить картофель в мундире, а когда очищенный);

3) восприятие каждого члена организации как винтика, призванного выполнять определённую функцию;

4) поощрение точного исполнения инструкций, указаний;

5) негативное отношение к творчеству, инициативности.

Могут быть приведены и иные признаки (примеры, приведённые в скобках, не обязательны).

Опираясь на текст, приведите два объяснения возможности возникновения тоталитарных движений там, где имеются «люди массы».

В ответе могут быть названы следующие примеры (с объяснением):

1) национал-социалистская партия Германии, партия Гитлера, где требовалось беспрекословное всеобщее подчинение воле фюрера;

2) партия большевиков (ВКП(б)), где жёстко действовал принцип подчинения меньшинства большинству;

3) фашистская партия Б. Муссолини, также требующая беспрекословного подчинения лидеру.

Могут быть названы и другие примеры с объяснением.

От Гость >>

Помогите очень надо...!!! выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую их них, составьте развернутый план?????

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕНЕГ

Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

Но, когда разделение труда только еще зарождалось, эта возможность обмена часто встречала очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал большим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена.

В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись последовательно для этой цели. В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена, как говорят, был скот; и хотя он был весьма неудобен для этой цели, однако мы находим, что в древние времена предметы часто оценивались по тому количеству скота, которое давалось в обмен на них.

Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли, в конце концов, необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею, ибо вряд ли какие-нибудь другие предметы обладают большею прочностью по сравнению с ними, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок; этим качеством не обладает никакой другой продукт, отличающийся такою же прочностью, и именно оно, больше чем какое-нибудь другое, делает их пригодными служить орудием обмена и обращения.

Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.

C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) ответственность личности;

2) свобода как проявление личности;

3) связь свободы и ответственности личности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделены более половины смысловых фрагментов

текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи

соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют

основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Пример 1.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image002_212.gif" width="374" height="131 src=">

DIV_ADBLOCK5">


Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

баллы

Даны ответы на два вопроса.

Дан ответ на один любой вопрос.

Максимальный балл

https://pandia.ru/text/78/205/images/image005_119.gif" width="692" height="115 src=">

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

баллы

Даны два объяснения, приведен пример.

Дано одно объяснение, приведен пример ИЛИ даны только

два объяснения.

Дано только одно объяснение ИЛИ приведен только пример.

Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

https://pandia.ru/text/78/205/images/image010_76.gif" width="704" height="220 src=">

С5. Дайте два объяснения смысла фразы текста: «Свобода начинается с самого себя».

Могут быть даны следующие объяснения:

1) свободное общество предполагает свободу каждого отдельного человека;

Могут быть даны другие объяснения.

баллы

Даны два объяснения.

Дано одно объяснение.

Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл


https://pandia.ru/text/78/205/images/image013_63.gif" width="703" height="107 src=">

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

баллы

Выражена позиция учащегося, приведены два аргумента.

Выражена позиция учащегося, приведен один аргумент ИЛИ

приведены два аргумента.

Выражена позиция учащегося, аргументы не приведены ИЛИ

позиция учащегося не выражена, но понятна из контекста,

приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл



Читайте также: