Конспект занятия по дополнительному образованию Тема: "Аквариум". Конспект урока на тему «Аквариум Конспект аквариум

Конспект занятия по рисованию для старшей группы "Аквариум"

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Эвристическая беседа – 6 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.

4. Динамическая пауза – 2 мин.

5. Итог занятия:

а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?

Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)

Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,

Не поет, не рычит, не урчит.

Не пойму почему, вот беда.

Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на

5. Физминутка

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.

Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Транскрипт

1 конспект интегрированного занятия «Чудесный аквариум» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) Разработал: воспитатель первой квалификационной категории Монахова Лилия Николаевна Интеграция образовательных областей Задачи: Образовательная область «Коммуникация» - учить составлять описательный рассказ об аквариумной рыбке, пользуясь наглядной опорой (мнемотаблица); - развивать навыки использования объяснительной речи; - учить составлять простые предложения, используя условные знакикарточки: Какая она? Что делает? - расширять и активизировать словарь детей глаголами: (плавает, ныряет, наблюдает, выныривает); и словами, характеризующими признаки предмета по материалу (стеклянный, прозрачный, просторный); качественные прилагательные о рыбке (большая, черная, игривая и др.); - закрепить понимание обобщающего значения: «аквариумные рыбы»; - формировать понимание и навыки употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, под, около, за); - упражнять навыки изменять существительные по категории падежа (родительный падеж); - упражнять в словообразовании: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами; - совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять рыб) Образовательная область «Познание» - учить отгадывать предмет по описанию характерных признаков, используя опорную схеме (мнемодорожка); - расширять представления детей об аквариумных рыбках: внешнем виде, образе жизни, повадках;

2 - совершенствовать умение свободно ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом; - развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий при конструировании аквариума, подготовке благоприятных условий для рыбки; - развивать умение переносить практические способы конструирования аквариума в новые условия; - развивать наблюдательность, любознательность. Образовательная область «Социализация» - совершенствовать навыки действовать со сверстниками сообща, договариваясь друг с другом. - развивать умения выступать перед детьми; - развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных достоинств («Я научился»). Материал: Игрушки: аквариумная рыбка телескоп, мнемотаблица «Рассказ о рыбке», мнемодорожка «Загадка о рыбе», схема-план группы, условные знаки по методике В.К. Вообьевой, разрезные картинки схематичного изображения рыбок, картинки рыбок, презентация конструирования аквариума. Ход занятия I часть: Организационная Воспитатель приглашает детей в группу Ребята, я приготовила для вас сюрприз, но чтобы узнать, что это попробуйте отгадать загадку Воспитатель предлагает мнемодорожку. Что это за сюрприз? Обобщение ответов воспитанников: рыба Давайте проверим, вот вам план группы, в нем отмечено место, где находится сюрприз.

3 Воспитанники по схеме-плану выполняют задание и находят в группе место расположения сюрприза (банка с водой, в которой плавает рыбка). II часть: Интервьюирование - Кто узнал эту рыбку? (обобщение ответов: телескоп) - А как вы думаете, почему ее так назвали? (обобщение ответов: у неё выпуклые глаза, как у телескопа) - Как ласково можно назвать рыбку? (обобщение ответов: рыбка, рыбонька, рыбешка). -А давайте посмотрим, что у нее есть (обобщение ответов: туловище, голова, хвост, плавники, жабры, тело покрыто чешуей). -Вы внимательно рассмотрели телескопа. А сейчас посмотрите на эту рыбку и скажите чего у нее нет. Игра «Чего не хватает?» Воспитатель предлагает схематичное изображение рыбки без хвоста, без чешуи, без плавников. Работа по образованию существительных в родительном падеже. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети отвечали полным предложением.

4 - Ребята, а какой телескоп? Вы будите называть слова - признаки, а я буду выставлять карточками на полотно на каждое слово (обобщение ответов: черный, блестящий, пучеглазый, игривый) Для выполнения этого занятия воспитатель использует элементы методики Воробьевой В.К., выставляя параллельно ответам воспитанников на наборное полотно условные обозначения (карточки) слово предмет квадрат, слово признак - треугольник. - Что рыбка умеет делать? (обобщение ответов: плавает, ныряет, играет, ест, дышит, видит, наблюдает, прячется). Для выполнения этого задания воспитатель использует элементы методики Воробьевой В.К., выставляя параллельно ответам воспитанников на наборное полотно условные обозначения (карточки) слово предмет квадрат, слово действие - стрелка. После выполнения задания, воспитатель предлагает воспитанникам показать действия рыбки. Игра «Покажи, так как я» Имитация действий рыбки (плавает, ныряет, увертывается, наблюдает, играет и др.) Воспитатель приглашает воспитанников подойти к столам, где разложены разрезные картинки аквариумных рыб. - А каких аквариумных рыб вы еще знаете? (обобщение ответов) -Я для вас еще приготовила картинки. Составьте их и увидите, у кого какая рыбка получится. Игра «Собери рыбку»

5 Воспитанники подходят к столу, где лежат разрезные картинки аквариумных рыбок в схематичном изображении, собирают их. Дети собирают рыбку, воспитатель переносит рыбку в учебную зону. В учебной зоне находится телевизор, магнитная доска с перевернутой схемой рассказа о рыбке; на столе перед доской телескоп в банке. - Молодцы. Подойдите к столу, на котором лежат фотографии (картинки) аквариумных рыбок и найдите ту рыбку, которая у вас получилась. Воспитатель предлагает воспитанникам поместить фотографии на магнитную доску и сесть на стульчики. III. Конструирование аквариума. Воспитатель - Смотрите сколько у нас много аквариумных рубок. А где они будут жить? (обобщение ответов: в аквариуме). - Я предлагаю выбрать для наших рыбок аквариум. А каким должен быть аквариум? Воспитатель включает презентацию. (1 слайд- разные сосуды и аквариум) -Как вы думаете, какой из аквариумов подойдет для наших рыбок. Почему? (воспитатель своим неправильным выбором вызывает у детей потребность в доказательстве своего выбора) - Что должно быть в аквариуме? (обобщает ответы: песок, камни, ракушки, водоросли). Используя презентацию, воспитатель с детьми конструирует аквариум. В ходе представления на экране на слайдах последовательности оформления аквариума воспитатель проводит работу по использованию предлогов в активной речи воспитанников.

6 - Что мы сделаем сначала? (обобщает ответы: насыплем песок, положим камни и ракушки, посадим водоросли). Упражнение на употребление предлогов (в аквариум, на дно, около большого камня посадим водоросли) - Для чего они нужны? (обобщает ответы: чтобы у рыбки в аквариуме было чисто, уютно) -Чего не хватает в аквариуме? (обобщает ответы: воды) - Почему воду мы наливаем в последнюю очередь? (обобщает ответы: чтобы вода была чистая, а не мутная) - Посмотрите, какой красивый аквариум получился. - Хорошо ли будет нашей рыбке в таком аквариуме? (слайд: в аквариуме появляется телескоп). - Хорошо просторно телескопу, но мне кажется, что одиноко. - Надо поселим к ней и других рыбок. Но каких? Выберите рыбку, которая вам больше всего нравится и расскажите о ней. Но, чтобы рассказ был полный и красивый можно пользоваться вот этой схемой. IV. Составление рассказа Воспитатель предлагает мнемотаблицу. Воспитанники составляют рассказ о рыбке по мнемотаблице. По мере составления рассказа на слайдах в аквариуме появляются рыбки (золотая рыбка, меченосец, вуалехвост, гуппи). -Давайте посчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме (обобщает ответы).

7 IV. Подведение итогов - Хороший аквариум получился, много в нем рыбок живет. Я предлагаю и нашу живую рыбку поселить в светлый и просторный аквариум. Воспитатель сачком переселяет телескопа из банки в аквариум.


Сергеева Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ 5 «Золотой ключик», станица Ленинградская, Краснодарский край Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Рыбы» Программное содержание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 61 «Семицветик» Аквариумные рыбки Конспект НОД по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Конспект непосредственно

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности «Морские обитатели» в подготовительной группе Проводит: воспитатель Абелинцева О.В. первая категория МБДОУ: ЦРР д/с 1 Миасс 2013 Программное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» г.красный Холм Тверской области. Конспект занятия по сенсорному развитию Тема: «Наблюдение за рыбкой» Форма проведения:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста Тема «Рыбки-мобили» Непосредственно образовательная деятельность рисование. Образовательные области: Познание. Коммуникация.

1 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Биробиджан Конспект занятия по изобразительному творчеству «Аквариумные рыбки» (для

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г. Волгограда «Геометрическая фигура треугольник» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно

Северо Восточное управление Министерства образования и науки Самарской области. Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественное

МБУ детский сад 153 «Олеся» Конспект НОД к педагогическому совету 3 «Как животные помогают военным» Старшая группа Подготовила Воспитатель Бондаренко Е.Н. г. Тольятти, 2014 «Как животные помогают военным»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего возраста «Золотая

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Тема: «В гости к бабушке Федоре». Интеграция образовательных областей: «Речевое

Номинация: «Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения».

Багаутдинова Галия Закиевна Конспект открытого занятия по ФЭМП «В гости к Смешарикам» в средней группе с использованием ИКТ И. О. О.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 326 Тема: «Практическое употребление предлога «под» на лексическом материале темы «Мебель». Конспект непосредственной образовательной деятельности

Конспект НОД в старшей группе «Рябинка» Воспитатель: Новоженова Мария Александровна Художественное творчество («Рисование») Тема: «Рыбки для нашего аквариума» (нетрадиционная техника «тычок») Доминирующая

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 р.п. Петровское Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Полет с Незнайкой на математическую планету»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 160 городского округа Самара План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего возраста

Конспект занятия по речевому развитию Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину. Возрастная группа: 4 5 лет (средняя группа) Цель: Формирование навыка пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 39 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Конспект НОД «Чертеж кукольного театра папы Карло и его друзей» (для подготовительной к школе

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект занятия Речевое развитие «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы» Старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 365 г. о. Самара Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Ой,

Подводный мир РЫБЫ Рыбы это позвоночные животные, живущие в воде. Позвоночные- животные, у которых вдоль всего тела проходит позвоночник.. У рыб гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий

Тема: «Аквариум маленькая искусственная экосистема». Урок окружающего мира, информатики. 3 класс. Вид урока: интегрированный урок Цели: образовательная: познакомить учащихся с компонентами искусственной

МДОУ Лобановский детский сад комбинированного вида Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет «Путешествие по морскому

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 8 Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух» Воспитатель: Пургина Е. И. с.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальского края Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (по развитию речи)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила

МБУ детский сад 54 «Алёнка» г.о.тольятти Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «В гостях у козы Лизы» Выполнил: Хакимуллаева Н.Н.,

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мальчик лепит снеговика»

ТОГБУ Центр «Приют надежды» г. Моршанска Конспект непосредственно-образовательной деятельности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной области «Здоровье» "Научим

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием нестандартного игрового оборудования блоков Дьенеша Тема: «Путешествие в подводный мир. В поисках

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 84 КОМБИНИРОВААНОГО ВИДА Конспект НОД по познавательному развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе. Тема: Буква

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Воспитатель Квасникова Ольга Анатольевна Тема: «Волшебный сундучок» Интегрированные образовательные области: познание,

Цель: формирование умения самостоятельно сочинять сказку с опорой на мнемосхему Задачи: Обучающие: Актуализировать представления о сказке, ее особенностях Способствовать развитию умения конструирования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 345 Краснооктябрьского района Волгограда» Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР «Пересказ русской народной сказки

Конспект Занятия по математике в подготовительной группе. «В гостях у Винни-Пуха.» Воспитатель: Иванова С.Е. Ноябрь 2013г. Интеграция образовательных областей: познание; речевое развитие. Образовательные

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Математическая игра. в старшей группе «Поиск пропавших героев сказки «Репка» Воспитатель: Горьковенко Ивановна. Светлана г. Шлиссельбург. 2016 г.. Ведущая

1 Цель проекта организация различных видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме. Задачи проекта: 1. Уточнять представления о взаимоотношениях между членами семьи (мама и ребенок). 2. Создавать

Министерство образования науки Краснодаского края Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новороссийский социально-педагогический колледж Краснодасрского Края» Отделение дополнительного образования

Конспект занятия в старшей группе - изобразительная деятельность. Аппликация «Рыбки в аквариуме» Программное содержание: развивать художественное воображение, эстетический вкус. Развивать чувство композиции.

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Организованная образовательная деятельность по развитию математических представлений у детей в подготовительной группе. Программные задачи: Тема: «Путешествие по лесной полянке» 1. Закрепить прямой и обратный

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Мой родной город - Тольятти» Опубликовано 15.11.2014-13:31 - Калугина Елена Федоровна Описание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 55 «Золотой ключик» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание»)

Методический кабинет Управления образования Администрации города Новочеркасска Тематическая неделя «Организация деятельности ДОУ по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательно речевому развитию 2013 год Дата проведения: 2 сентября Время проведения: 9.10 9.30 Место проведения: групповая комната

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Профессии» составила: воспитатель МДОУ «ЦРР д/с 154» Русанова Лариса Эдуардовна город Магнитогорск 12.03.2015 год Интеграция образовательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 1 «Колокольчик» г.азнакаево Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе 7 Тема: «В мире стекла» Воспитатель:

МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 178» города Чебоксары КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО НОГ У ОСЬМИНОГА?»

Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Деревня». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины

Развитие грамматического строя Развитие лексикограмматических категорий является неотъемлемой частью развития связной речи В НОРМЕ К 6 7 ГОДАМ У ДЕТЕЙ СФОРМИРОВАНЫ Умение пользоваться фразовой речью; Умение

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 Кировского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину) Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы. Основные задачи:

Государственное Дошкольное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад 68 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 357» городского округа Самара КОНСПЕКТ для старшего возраста по познавательной исследовательской деятельности «Волшебный воздух»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Тема «В гостях у лесных жителей» Подготовила: воспитатель 1-ой кв.кат.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» Конспект Образовательной деятельности по образовательной области «Познание» На тему «Знатоки природы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная, 22 т. 220-07-57 Конспект образовательной деятельности для детей дошкольного

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

«Аквариумные рыбки»

Тема: Аквариумные рыбки

Цель: освоение организационных навыков и умений для учёбы в школе.

Задачи:

    расширять кругозор учащихся:

    развивать мелкие движения руки;

    способствовать развитию внимания, воображения, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

Для учителя: колокольчик, разноцветный мягкий кубик, рисунок аквариума, рисунки рыбок, картинка золотой рыбки в аквариуме, ёлочная игрушка «Золотая рыбка», шаблоны или готовые вырезанные детали изделия, картинка «Обведи по контуру и раскрась», картинка «Найди двух одинаковых рыбок», скакалка для игры «Удочка», смайлики.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, цветные карандаши, простой карандаш

Физминутки и игры учитель проводит индивидуально, в зависимости от усидчивости и подготовленности учащихся.

1.«Готов к уроку»

Звонок, дети становятся около своих парт.

2.Психологический настрой

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

3.Знакомство с классом. Ответ по цепочке.

Учитель:

Сейчас мы с вами, отвечая по цепочке, познакомимся. А поможет нам в этом вот этот волшебный кубик.

Меня зовут Лидия Петровна (передаю следующему)

Учащиеся:

Иван, Настя …

4. Знакомство с правилами поведения в школе

Учитель:

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит – нужно встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

5.Сообщение темы занятия

Учитель:

Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.

И у нас на занятии сейчас появится, … угадайте что.

Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

Учащиеся:

Аквариум

(Учитель открывает или показывает рисунок аквариума)

Учитель:

Ребята, а для кого этот домик?

Учащиеся:

Для рыбок.

Учитель:

А что вы заметили?

Учащиеся:

Здесь нет рыбок.

Учитель:

Всё верно. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.

6.Развитие речи

Учитель:

Отгадайте загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Учащиеся:

Золотая.

Учитель:

Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Учащиеся:

А. С. Пушкин.

Учитель:

А где жила золотая рыбка в сказке?

Учащиеся:

В море - океане.

Учитель:

Правильно. Вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется первая рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа

Цель: расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки», совершенствование диалогической речи.

Учитель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Учитель:

Кто это?

Учащиеся:

Золотая рыбка.

Учитель:

Как вы догадались?

Учащиеся:

Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Учитель:

Что делает золотая рыбка?

Учащиеся:

Она плавает.

Учитель:

Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Учащиеся:

Она очень красивая, сказочная.

Учитель:

Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Учащиеся:

Чтобы плавать.

Учитель:

Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

А чем питается золотая рыбка?

Учащиеся:

………..

Учитель:

Правильно её кормит человек сухим кормом.

Вы правильно ответили на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

7. Физкультурная минутка «Рыбка»

Цель: координация речи с движением, развитие подражательности, уточнение словаря по теме.

Учитель:

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

И в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

8. Игра «Ловля рыбок»

Интереснее играть с несколькими детьми. В игру можно взять взрослых.
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Что делать с пойманными рыбками решайте сами.

(Учитель прикрепляет рыбку)

9. Изготовление ёлочной игрушки «Рыбка»

Учитель:

А сейчас я предлагаю каждому из Вас сделать свою золотую рыбку и отпустить её в аквариум.

(Если дети хорошо подготовлены, то они сами по шаблону делают рыбку, если подготовлены слабо, то учитель вырезает заготовки деталей сам, а дети только склеивают рыбку).

План работы:

    Обводим и вырезаем одну деталь туловища из двухцветной жёлтой бумаги.


    Обводим и вырезаем две детали глаза (чёрным или синим цветом)

    Склеиваем рыбку.

Учитель:

А теперь мы наших рыбок отпустим в наш аквариум.

(Дети прикрепляют своих рыбок)

10. Игра с кубиком «Назови ласково».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.

Учитель:

Встаньте в круг. Поиграем с цветным мягким кубиком. Я буду бросать вам кубик, и называть слова, а вы будете ловить кубик и называть это слово ласково.

Учитель – учащийся:

рыба - рыбка

11.Разминка для пальцев:

Учитель:

    вращение кистей;

    сжимание и разжимание пальцев в кулак;

    «погладим котёнка» поглаживающие движения рук;

    «кольцо» соединяем большой и указательный пальцы;

    ладонь – ребро – кулак;

    «расслабление» опустить руки вниз, встряхнуть их.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

12.Обведи по контуру и раскрась

Цель: развитие мелких мышц руки, ориентировки в пространстве.

Учитель:

Ребята, сколько здесь рыбок?

Учащиеся:

На картинке две рыбки.

Учитель:

В какую сторону плывут рыбки?

Учащиеся:

Одна рыбка плывёт влево, а другая вправо.

Учитель:

Обведите рисунок по контуру.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт влево, раскрасьте жёлтым и красным цветом.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт вправо, раскрасьте синим и зелёным цветом.

(Дети выполняют задание.)

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

13. Игра «Найди двух одинаковых рыбок»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

14. Игра «Аквариум»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

(В данной игре дети могут подойти к доске, посчитать, показать предметы)

Учитель:

Ребята, посмотрите, сколько рыбок появилось в нашем аквариуме.

Учащиеся:

Учитель:

Какие по размеру в нашем аквариуме рыбки?

Учащиеся:

Большие и маленькие.

Учитель:

Сколько здесь маленьких рыбок?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Сколько здесь больших рыбок?

Учащиеся:

Учитель:

Ребята, а каких рыбок больше?

Учащиеся:

Маленьких рыбок больше.

Учитель:

А на сколько маленьких рыбок больше, чем больших?

Учащиеся:

……..

Учитель:

Покажите рыбок, которые плывут влево.

Вправо.

Покажите рыбок, которые плавают вверху аквариума.

На дне аквариума.

15.Игра «Удочка»

Игра "Удочка" проводится так. Дети становятся в круг - это рыбки, в центре рыбак, в руках у него верёвочка с мешочком на конце или скакалка, он раскручивает верёвочку, а дети прыгают. Кого задел, тот пойман и выходит из игры.

(Учитель прикрепляет рыбку)

16.Итог занятия

Цель: оценка работы детей.

Учитель:

С кем вы познакомились сегодня?

Учащиеся:

С золотой рыбкой.

Учитель:

Какая она?

Учащиеся:

Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Учитель:

Где она живет?

Учащиеся:

В аквариуме.

Учитель:

Что она делает?

Учащиеся:

Она плавает в аквариуме и радует нас.

Учитель:

Чем её можно кормить?

Учащиеся:

Сухим кормом.

17. Рефлексия

Учитель:

Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

А теперь выберите такой смайлик, с каким настроением вы уходите с занятия.



(Ребята выбирают смайлики и вывешивают их на доску)

Используемые источники:

Источники информации:

Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни ребёнка в школе. Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.

Журнал «Начальная школа», № 5, 1998 год, с.96-98

Загадка об аквариуме

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Игра «Ловля рыбок»

Картинки:

Золотая рыбка в аквариуме

Рыбки для раскрашивания

Смайлик 2

Шаблоны и изделие «Золотая рыбка» авторские

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Вид занятия: Игра – путешествие.

Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

Цели занятия:

  • Обучающая : формирование знаний об аквариумном оборудовании.
  • Развивающая : развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
  • Воспитательная : формирование необходимых коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, толерантности, бережного отношения к окружающей природе на примере водных обитателей. (слайд 2)

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • компьютер, экран, проектор, презентация;
  • наборы карточек к дидактической игре;
  • набор емкостей (стакан стеклянный, 1,5 л. бутылка, 3л. банка, аквариум);
  • аквариумное оборудование (обогреватель, термометр, аквариумная люминесцентная лампа, фильтр, компрессор);
  • оборудование для опыта: две стеклянных колбы, одна наполненная водой, загрязненной мелким мусором (опилками, веточками), вторая пустая; воронка, бумажный фильтр;
  • видеофрагмент (Фиксики: Анимационный мультсериал: выпуск 1: серия 19 “Аквариум”);
  • листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши, шаблон аквариума;
  • золотые и серебряные медальки “Лучший путешественник”.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Химия, физика, математика; зоология, ботаника, экология

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационно-подготовительный этап:

Педагог встречает обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Педагог назначает дежурного.

Дежурный докладывает педагогу о готовности группы к занятию, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.

1. Мотивационный момент.

Я очень рада видеть вас! Сегодня много новых открытий, интересных заданий ожидает нас в путешествии по аквариуму, в конце которого самые внимательные путешественники будут награждены золотыми или серебряными медальками “Лучший путешественник” (демонстрация медалек) ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Итак, цель путешествия: знакомство с аквариумным оборудованием.

Вы узнаете, что называют аквариумом, и какие приборы необходимы, чтобы водным обитателям было комфортно.

2. Основной этап:

1) Изучение нового материала. (Разбить на подгруппы)

Педагог: Но прежде чем мы начнем путешествие, я хочу с вами поиграть в игру “Найди свой домик” ПРИЛОЖЕНИЕ 1 , ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Перед вами расположены карточки с животными и карточки “домики”. Ваша задача, разобраться, в каком домике могут обитать данные животные. И быстро поселить каждое животное в свой домик. (слайд 3)

(Ребята показывают “Домики” с жильцами)

Педагог: Давайте с вами проверим, правильно ли вы поселили своих жильцов.

Педагог: Первый “домик” - аквариум , это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов. В домашнем аквариуме могут жить небольшие животные.

И вы правильно поселили в нем гуппи.

Педагог: Следующий “домик” - террариум , это ёмкость , где содержатся в благоприятных условиях некоторые животные (амфибии , рептилии , насекомые и другие беспозвоночные), а также растения. В нашем террариуме вы посели змею. Правильно.

Педагог: Третий “домик” - палюдариум. Термин “палюдариум” происходит от латинских слов paluda – болото, и arium – место. Это помещение, где содержатся растения и животные , требующие высокой влажности. В палюдариуме искусственно создается небольшой участок обитания околоводных или болотных животных и растений.

У вас тут поселился илистый прыгун.

Последний “домик” -
Это здание, которое часто посещают туристы,
В котором работают специалисты,
За стеклами которого плавают аквалангисты,
А также водные обитатели!

Это океанариум, в котором, как правило, имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных , а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепах , ластоногих , сирен , китообразных . Существуют океанариумы, в которых устраивают представления с участием дрессированных дельфинов и ластоногих . В некоторых океанариумах ведутся научные исследования.

Педагог: А знаете ли вы, что в океанариумах работают ихтиологи, океанологи, аквариумисты, дельфинологи и т.д. (слайд 4) Если вы поплавали с дельфином, то это не значит, что вы уже стали дельфинологом. Чтобы приобрести эту профессию необходимо изучать не только биологию, но и физику, химию, математику и другие науки.

Педагог: Вы правильно поселили в океанариуме дельфина и акулу.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему гуппи сможет жить в океанариуме, а дельфин в домашнем аквариуме не сможет?

Пока вы думаете, послушайте, пожалуйста небольшой рассказ.

“Пете родители разрешили завести аквариумных рыбок. В зоомагазине он купил несколько красивых гуппи. Принес их домой и посадил в трехлитровую банку. Но утром он увидел печальную картину, мертвые рыбки плавали на поверхности воды. “Почему рыбки погибли?” – задумался Петя. Ведь я банку помыл, налил отстоянной воды”.

Педагог: Ребята, давайте поможет Пете, ответим на его вопрос “Почему рыбки погибли?” (ответы детей).

Педагог: Подскажите, пожалуйста, какой Пете необходимо выбрать “домик” для своих рыбок.

Посмотрите, перед вами находятся емкости. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . (слайд 5)

Как вы думаете, какая из них подойдет. Почему остальные не подходят?

Педагог: Давайте вспомним, что такое аквариум?Правильно, ребята, - это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов.

Но необходимо помнить, для каждого вида рыб нужен определенный объем аквариума. Крупным рыбам требуется аквариум от 100 литров. Большие аквариумы нужны и мелким рыбам, если их количество велико. В среднем на рыбку со спичечный коробок требуется 2,5 литра воды!

Педагог: Помните мой вопрос про гуппи и дельфина? Теперь вы сможете на него ответить. (Ответы детей)

Педагог: Ребята, мы хорошо поработали, а теперь давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка: “Рыбки” (все встали)

Рыбки плавали, ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью, руки двигаются вперед)

В чистой светленькой воде. (руки двигаются от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сойдутся-разойдутся, (руки сходятся и расходятся)

То зароются в песке. (руки двигаются вниз, изображая зарывающихся рыбок)

Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места

Педагог: Итак, наше путешествие начинается!

Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок (слайд 6) и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись?

Педагог: Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!

Педагог: Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (слайд 7) (ответы детей). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Педагог: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +32 0 С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.

Педагог: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд 8) (ответы детей)

Педагог: Это специальные аквариумные влагозащищенные люминесцентные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд 9)

Педагог: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.

Педагог: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.

Демонстрация опыта

“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд 10)

Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – с французского “цедилка”) . Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.

Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде 10.

Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд 11)

Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.

Педагог: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)

Педагог: Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей)

Педагог: Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд 12)

Педагог: Аквариумные фильтры предназначены для механической, химической и биологической очистки воды (фильтрации).

Педагог: А разобраться в устройстве аквариумного фильтра нам помогут мультперсонажи Фиксики. (видеофрагмент слайд 13)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, с помощью этих фильтров чистят воду в океанариумах? (ответы детей)

Педагог: Этих фильтров будет недостаточно для очистки большого количества воды в океанариуме, поэтому там установлены мощные фильтры. (слайд 14)

Педагог: Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд 15) и откуда они появляются? (ответы детей)

Педагог: Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд 16)

Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом.

Педагог: Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд 17) . Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.

2) Закрепление учебного материала.

Изобразительная деятельность детей

Педагог: Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.

Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике? (ответы детей)

А если мне будет темно? (ответы детей)

А я не задохнусь? (ответы детей)

А кто будет очищать воду? (ответы детей)

Педагог: Вы молодцы! Успокоили маленькую рыбку.

Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными.

Наше путешествие подходит к концу. Я вам предлагаю каждому нарисовать свой домик, с тем оборудованием, с которым мы познакомились сегодня. А затем из ваших рисунков мы оформим выставку. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Педагог: Молодцы! Все нарисовали замечательные рисунки! Наша выставка открыта! Представлено 15 творческих работ. Давайте их обсудим! Посмотрите, будет ли жить рыбка в этом аквариуме? А в этом? (ответы детей) По итогам обсуждения, мы выяснили, что не все путешественники были внимательными, они лишаются золотой медальки, но заслужили - серебряную!

Награждение медальками.

3. Итоговый этап:

Итог занятия.

Наше плавание-путешествие, во время которого мы ставили эксперименты, вели наблюдения, проводили опыт, подошло к концу и пора подвести итоги. Давайте вспомним цель нашего путешествия (ответы детей).

Ребята, так что же такое аквариум? (ответы детей)

И какое необходимо в аквариуме установить оборудование, чтобы рыбам было комфортно проживать (ответы детей)?

4. Рефлексия.

Упражнение “Качества”. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Педагог: Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки.

Педагог: обращаясь к каждому ребенку:Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей)

Педагог: Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч. (слайд 18)

Интернет-ресурсы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ершова Саратовской области»

Занятие дополнительного детского объединения «Юные биологи-исследователи»

Тема: «Исследование микроскопической флоры и фауны аквариума.»

Класс 9

Учитель биологии: Кожухина О.В.

2016-2017 уч. год

План – конспект учебного занятия кружка по биологии.

Тема: «Исследование микроскопической флоры и фауны аквариума

Цель: Изучить видовой состав флоры и фауны аквариумы, по внешним параметрам определить принадлежность их обитателей к систематическим группам живых организмов, составить возможные пищевые цепи на микроскопическом уровне, познакомиться со способами выращивания культуры инфузории туфельки в комнатных условиях, повторить особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи занятия:

Образовательные: обобщить знания об одноклеточных организмах, закрепить знания о клетке и пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.

Развивающие: Развивать умение работать с живыми объектами, определителями, рисунками, печатным текстом, развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, через содержание учебного материала и выполнение практической работы .

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Подготовка к уроку: заранее выращивается живая культура инфузорий туфелек или эвглены зеленой, одноклеточных водорослей.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, таблица «Тип Простейшие», «Одноклеточные водоросли», презентация к занятию.

На столах уч-ся раздаточный материал : микропрепараты эвглены зеленой, инфузории туфельки, живые образцы одноклеточных водорослей из аквариума, микроскопы, дополнительные съёмные окуляры на 16, покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, салфетки, алгоритм приготовления живого микропрепарата, справочный материал для определения водорослей и простейших.

Ход занятия.

I. Рефлексия

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте!».

на экране появляется высказывание о пылинке

Учитель: - ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься и какую пыль будем изучать?

Сегодня мы поговорим о необычной пыли… Живая пыль… а что это по вашему мнению могло бы быть?

Учащиеся делают предположение о том, что это какие-то микроорганизмы.

Учитель: Вы почти угадали. Сегодня на практическом занятии мы с вами будем изучать видовой микробиологический состав нашего аквариума.

Давайте проведем блиц-опрос и посмотрим, что вы помните из курса зоологии?

Какие группы простейших вы помните? (корненожки, жгутиковые и реснитчатые) слайд 5

Почему эту группу организмов назвали Простейшие? (являются одноклеточными и достаточно просто устроены)

Назовите известных вам представителей типа Простейшие? (наз-ют эвлгену, амебу, разных инфузорий)

Учитель: На ваших столах стоят микроскопы, образцы воды из аквариума и различные вспомогательные приспособления - пипетки, ложечки, препаровальные иглы, покровные стекла.

    Для начала работы давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Уч-ся: проговаривают основные правила работы с микроскопом и микропрепаратами.

Задание 1. Приготовьте микропрепарат, используйте памятку по его приготовлению.

Накройте его покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Какие микроорганизмы вы обнаружили? Попробуйте определить, это растительные или животные организмы?

Зарисуйте их и занесите полученные данные в тетрадь.

Задание 2. Определите названия найденных микроорганизмов, используя слайд презентации и напечатанный вариант мини-определителя.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Какие организмы вы обнаружили? Попробуйте выполнить следующее задание

Задание 3. Составьте возможные цепи питания, которые присутствуют в данном биотопе (аквариуме), пользуясь знаниями из курса зоологии.

Учитель: Назовите цепи питания, которые вы составили. (называют 2-3 ученика)

Учитель: Ребята, наверное многие из вас содержали рыбок? Расскажите, у кого и какие рыбки были.

А они размножались? (Да, гуппи и меченосцы легко размножаются, так как эти виды аквариумных рыбок - живородящие)

Учитель: Скажите, а чем вы кормили мальков рыб?

А как вы думаете, обычный сухой корм подходит таким маленьким питомцам?

Нет. Им нужен мягкий, сбалансированный корм, в котором много витаминов и микроэлементов. Летом его можно наловить сачком в любом водоеме со стоячей водой. А зимой такой корм найти очень сложно. Но выход есть.

Я вам расскажу, как можно вырастить корм для них в домашних условиях.

При выкармливании мальков и молоди аквариумных рыб есть особенная специфика для каждого вида, приведем пример: такие виды как меченосец, гуппи, моллинезия, рождают свое потомство уже сформировавшееся, то есть они могут плавать и питаться мелким кормом. Но есть, такие как цихлиды которые при рождении выклевываются из икры, и их невозможно увидеть невооруженным глазом или маленькие которые тоже питаются, в свои первые дни жизни, но совсем другим, намного более мелким, кормом. Вот поэтому, у каждого аквариумиста должены быть несколько видов разного рода кормов.

Первый и основной, на мой взгляд, это:
«живая пыль» - лучший в своем классе, в нем присутствуют разного рода инфузории, коловратки, науплиусы циклопов, а как же мелкой дафнии. Но бывают такие периоды когда она состоит только из одних науплиусов или дафнии. Ловят такое добро в водоёмах при помощи сачка, потом его сортируют через сита, но нужно внимательно смотреть и убирать организмы опасные для мальков. А именно- мелких карпоедов (опасны для карповых – всех золотых рыбок и др.) и созревших циклопов (они могут служить источником инфекции).
« » - она неплохо заменяет «живую пыль» в первое время кормления, очень хорошо разводится в домашних условиях.

Технология очень проста: берём три трёхлитровых банки, которые сначала прополаскивают кипятком, потом наливают кипяченую воду. Для использования подкормки можно применять просушенную кожуру из банана, она не дает запаха при брожении. Так же можно использовать морковь, тыкву, салат, и сено но при брожении будет, выделяется неприятный запах.

Для исключения попадания в среду болезнетворных бактерий подкормку обдают кипятком. Половина кожуры банана на одну банку, вполне нормальная дозировка. Когда это все приготовили, нужно оставить на две недели что бы перегнила кожура и опустилась на дно, вода закрасится в цвет чая.

Далее заносим культуру инфузории, взятую из чистого водоема или у аквариумистов. Устанавливаем банку в темное место при комнатной температуре, при этом количество туфелек увеличится.
Отбирают их по очереди из каждой банки с жидкостью, а доливают кипяченую в замен, и капают молоко примерно две капли на сосуд.

Выливают туфелек, после обязательного 2-3 кратного промывания, вместе с водой в нерестовик или фильтруют через бумагу фильтровальную.

Учитель: В заключение п роведём мини-в икторину «Что мы знаем о жителях аквариума?» в слайдах презентации. (5-7 вопросов ответы - в картинках)

    Как называют аквариумные рыбки с бойцовским характером? / Петушки

    Самые распространенные аквариумные рыбки? / Гуппи

    Какую рыбку называют аквариумным поросенком? / Золотую рыбку.

    Назовите второе название элодеи канадской? / Водяная чума.

    В честь каких рыб названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Харчевня «Три пескаря»).

    Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака? (Щука).

    Какая рыба называется человеческим именем? (Карп).

Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

- В чем вам помогут полученные знания?

Наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за хорошую работу. Всего вам доброго, ребята.

Кожухина О.В. учитель биологии МОУ СОШ №4 г.Ершова.



Читайте также: