Комплексная работа оловянный солд 4 кл. Оценка своей работы в паре

Предлагаемые задания позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным программным требованиям за курс начальной школы. А также как учащиеся умеют пользоваться своими знаниями, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности основных учебных умений – воспринимать учебную задачу. Контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий.

Оценка результатов:

100 % – ставится оценка «5»
99-70% – ставится оценка «4»
69-40 % – ставится оценка «3»
Ниже 39 % – ставится оценка «2»

В результате выполнения теста определяются компетенции:

  • Ценностно-смысловые : владение способом выбора правильного ответа, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за последствия.
  • Учебно-познавательные : организация планирования учебной деятельности, работать с инструкциями, формировать выводы, письменно отвечать на вопросы.
  • Информационные : применять для решения задач полученную информацию.
  • Образовательная компетенция – образовательная подготовка учащегося, выраженная совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика

ТЕКСТ

Обыкновенные скворцы – один из первых вестников весны. Распространен от западных границ России до Забайкалья, залетает на юг Дальнего Востока. На севере ареала по земледельческим районам доходит до северной тайги. К нам они прилетают стаями в конце февраля или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья. Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоту. Они легко привыкают к новым местам и вполне обходятся без естественных дупел – их устраивают отверстия в стенах или трещины скал. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространенным видом. Обычно эти птицы селятся в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах деревьев, а кормиться летят на вырубки и окружающие леса.
Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, принося какой-нибудь материал – солому, сухую траву, веточки или перья.
Хороша весенняя песенка скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Яички зеленовато-голубого цвета днем насиживает самец вместе с самкой, а ночью только самка. Птенцы появляются через две недели, обычно их бывает 4-6, а спустя 18-22 дня вылетают из гнезда. На четырнадцатом дне жизни птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они сберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне. Собирают для птенцов корм. Триста раз прилетают они к скворечнику с добычей в клюве за день. В гнездовой период скворцы питаются насекомыми, червяками, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц.
Даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь. В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит свою песню.
Чем больше подрастают птенцы, тем короче становится песня. Когда молодые скворчата начинают летать, вся семья покидает домик и песня скворцов прекращается.
В августе-сентябре можно наблюдать перелет огромных стай скворцов: они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоемов или кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку. Однако часто скворцы зимуют и в Центральной Европе.

Тест по русскому языку

1. Каких предложений больше в тесте?

А) Восклицательных.
Б) Вопросительных.
В) Повествовательных.

2. В предложении найди однородные члены. Какой частью речи они являются.

В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит свою песню.

А) Однородные сказуемые.
Б) Однородные второстепенные члены.
В) Однородные подлежащие.

3. Сколько слов, где звуков больше, чем букв?

Февраль, перья, клюв, юг, деревья, питаются, являются.

А) 5
Б) 3
В) 4

4. В каком времени употреблены глаголы?

Зимуют, перелетают, кормят, строят, приносят, высиживают.

А) В настоящем
Б) В прошедшем
В) В будущем

5. Первый – последний, теплее – холоднее, начинают – заканчивают, много – мало, вход – выход – это все слова...

А) антонимы
Б) синонимы
В) родственные.

6. Определи, род, число и падеж существительных.

Без дела – число, род, падеж.
По дорожкам – число, род, падеж.
В дуплах – число, род, падеж.
На ветку – число, род, падеж.
К скворечнику – число, род, падеж.

7. Напиши ответ на вопрос.

Скворцов называют вестником весны, потому что _____________________________
_________________________________________________________________________.

Тест по окружающему миру.

1. Местообитания птиц

А) Лиственные леса
Б) Хвойные леса.
В) Городские парки

2. Чем питаются птицы?

А) Только насекомыми
Б) Только растительной пищей
В) Смешанной пищей

3.Являются ли птицы перелетными?

А) Да
В) Нет

4. Где зимуют скворцы?

А) В лесах и парках.
Б) Улетают на север.
В) Улетают на юг.

5. Что является строительным материалом для гнезда?

А) Солома, трава, перья.
Б) Живут только в скворечниках.
В) Селятся в пустых гнездах других птиц.

6. Кто строит гнездо у скворцов?

А) Оба
Б) Самец
В) Самка

7. Сколько времени длится насиживание?

А) 12 дней
Б) 18-22 дня
В) 31 день

8. Какое хозяйственное значение скворцов?

А) Они уничтожают вредителей растений.
Б) Скворцы не приносят никакой пользы, а сами наносят вред растениям, питаясь ими.
В) Служат пищей для более крупных птиц.

Тест по математике.

1. Латвийский орнитолог – Э. Тауриньш считает, что скворцам, улетающим за 2100 километров, потре­бовалось бы при средней скорости полета около 30 часов? Какова средняя скорость скворцов?

Итоговая проверочная работа для 4 класса

Комплексная итоговая работа на межпредметной основе, 4 класс

Выполнила:

Ищенко Ирина Николаевна,

Учителя начальных классов

Хакасия г. Черногорск, МБОУ «Лицей»

__________________ _______________________________________

Хакасия – это земля где я родился и живу.

Здесь есть все: необычайно красивая природа, чистейший воздух, ощущение легкости и свободы. Этот край похож на сказочное государство. Описывать все красоты Хакасии можно часами…ее нужно увидеть!

Особую ценность в Хакасии представляют кедровые леса. Кедр – это символ долголетия, здоровья, силы и мощи. Могучей стеной стоят кедры-великаны, оберегая покой природы. А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.

Многие задают вопрос: "Откуда в лесу саженцы кедра, кто их там сеял?".

Это отдельная история, о которой следует рассказать.

Когда созревают кедровые шишки и спелыми падают на землю, то

удивительная птица кедровка начинает "сеять" кедровые орешки. Она

ловко добывает их клювом из самых спелых шишек и летит с ними по лесу. Найдя подходящее место, разгребает лесную подстилку и зарывает в неё драгоценные орешки поближе к земле, а затем летит за новой партией. И так - целый день. Весь световой день без перерыва: снуёт туда-сюда без устали, сажая кедровые леса.

Весной там, где кедровка "посеяла" орешки, появляются всходы кедра дружной «семейкой». Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка. И мы должны быть благодарны ей за то, что она сохраняет и умножает богатство Хакасии.

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.

Чтение

Базовый уровень

Задание 1.

Задание 2.

    описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.

Задание 3

Повышенный уровень

Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту

Кто____________________________________?

Что____________________________________?

Когда___________________________________?

Русский язык

Базовый уровень

Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.

Слово

Часть речи

А

______________________

рядом

______________________

тянут

______________________

к

______________________

солнцу

______________________

свои

______________________

нежные

______________________

хвоинки

______________________

молодые

______________________

деревья

______________________

Задание 7.

Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные * и запиши их транскрипцию.

Задание 9. ¬ ˆ ˆ Запиши его. ____________________

Задание 10. огромной и запиши его.

__________________________________

Повышенный уровень

Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса. ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Кедровка в посадке кедрового леса выполняет _____________ действий

Математика

Задание 12

Задание13.

Задание 14.

Задание 15. .

Х:80=120:2 А К

(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ Х

1810 *50 *20 А мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С

Повышенный уровень

Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел. Все четыре буквы а

1а + 2а +3а = 7а

Окружающий мир

Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Выбери и отметь правильный ответ.

А) кислород Б) углекислый газ В) азот

Задание 18. Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ. Допиши пищевую цепочку.

ястреб---кедровка ---_____________

Повышенный уровень

Задание 19.

Коды правильных ответов

Чтение

Базовый уровень

Задание 1. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.

Задание 2. Подумай, к какому типу относится рассказ, подчеркни правильный ответ.

    описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.

Задание 3 . Найди в тексте ответ на вопрос «Откуда в лесу появляются саженцы кедра?» и подчеркни это предложение.

Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка.

Повышенный уровень

Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.

Кто посеял саженцы кедра?

Что представляет особую ценность в Хакасии ?

Когда появляются всходы кедра ?

Русский язык

Базовый уровень

Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь.

А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.

Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.( что обозначает на какие вопросы отвечает )

Слово

Часть речи

А

союз

рядом

наречие

тянут

глагол

к

предлог

солнцу

существительное

свои

местоимение

нежные

прилагательное

хвоинки

существительное

молодые

прилагательное

деревья

существительное

Задание 7. Выдели графически все изученные орфограммы в словах этого предложения.

А ряд ом тянут к со л нцу св о и нежн ые хв о инк и м о л о д ые д е рев ь я .

Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные *. Запиши транскрипцию этих слов.

[здаров"й"а] здоровья*, [сажын цы] саженцы*

Задание 9. Найди в 4 абзаце слово к схеме: ¬ ˆ ˆ Запиши его. (посадила)

Задание 10. Найди в тексте синоним к слову огромной и запиши его.

____ огромной - могучей

Повышенный уровень

Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса.

Добывает, летит, разгребает, зарывает.

Кедровка в посадке кедрового леса выполняет 4 действий.

Математика

Задание 12 . Известно, что 1 га кедрового леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га кедрового леса за сутки? (ответ: 85кг 920 г)

Задание13. Саяно-Шушенский заповедник основан в 1976 году. Сколько лет заповеднику? В каком году ему исполниться 50 лет? (ответ: 37 лет, 2026 год)

Задание 14. Лиственница живёт 500 лет, это на 250 лет больше, чем живет кедр. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась делением и реши её. (Во сколько раз кедр живёт меньше, чем лиственница?) 500:250=2(раза)

Задание 15. Найди значения и расшифруй слово . Поставь ответы в порядке убывания.

Х:80=120:2 А 8ч 15мин – 2ч 45 мин +120 сек=…сек К

(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ А

1810 *50 *20 Х ⅖ мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С

1810000

399600

19920

4800

32

24

0

Х

А

К

А

С

И

Я

Повышенный уровень

Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел: 1а + 2а +3а = 7а. Все четыре буквы а означают одну и ту же цифру.

(ответ: 5)

Окружающий мир

Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Назови его и запиши.

(ответ: кислород)

Задание 18 . Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ___________________________________________________

___________________________________________________________________

Допиши пищевую цепочку.

ястреб---кедровка --- (орешки)

(ответ: лес)

Повышенный уровень

Задание 19. Запиши любые три признака, по которым кедр можно отнести к хвойным деревьям.

(ответ: смола, хвоя, семена в шишках)

Характеристика заданий итоговой комплексной работы

и основные результаты их выполнения.

задания

Учебный предмет

Объект оценки

Уровень сложности задания

Тип задания

Максимальный балл

Чтение,

навыки чтения

Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом

В баллах не оценивается

Чтение

Умение озаглавливать текст, передавая в названии главную мысль.

Базовый

КО

Чтение

Умение классифицировать тексты

Базовый

ВО

Чтение

Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос

Базовый

КО

Чтение

Умение задавать вопросы по содержанию текста

Повышенный

РО

Русский язык

Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение

Базовый

КО

Русский язык

Первичное умение определять части речи

Базовый

РО

Русский язык

Умение определять места орфограмм в словах

Базовый

РО

Русский язык

Умение соотносить звук с буквой

Базовый

КО

Русский язык

Умение различать морфемы в словах

Базовый

КО

Русский язык

Умение подбирать синонимы к словам

Базовый

КО

Русский язык

Умение работать с текстом, для выделения необходимой ин- формации

Повышенный

КО

Математика

Умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий

Базовый

РО

Математика

Умение применять полученные знания для решения практической задачи

Базовый

РО

Математика

Умение решать задачи в косвенной форме на уменьшение числа в несколько раз

Базовый

КО

Математика

Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления с натуральными и именованными числами

Базовый

РО

Математика

Умение выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов

Повышенный

КО

Окружающий мир

Соотносить изученные предметные объекты и явления с их описаниями и характерными свойствами

Базовый

ВО

Окружающий мир

Умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации

Базовый

РО

Окружающий мир

Умение определять существенные признаки объекта природы

Повышенный

КО

Аннотация комплексной работы

Класс

4 класс

УМК

Школа 2100

Вид КР

Итоговая

Время проведения работы

1 час

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается:

1 балл – указан только верный ответ

2 балла – указан верный ответ и дано обоснование

0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует.

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается:

2 балла – указан только верный ответ и дано обоснование

1 балл – приведён частичный ответ

0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует

Транскрипт

1 Итоговая комплексная работа для учащихся 4-го класса 1. Прочитай текст. Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймѐшь, что тут было. Под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Рядом в снегу от когтей дырки - лисий след. Заячий дал круг по полю; лисий тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. Интересно, куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберѐм по складам. Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет он на задние лапы, отдерѐт зубами кусок, сжуѐт, переступит лапками, новый кусочек сдерѐт. Объелся и спать захотел. Пошѐл искать, где бы спрятаться. Ушѐл заяц спать. Час проходит, другой. Идѐт полем лиса. Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась: след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересѐк - и в сторону. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула в бок - по свежему следу: бежит, бежит - встала: оборвался след! Куда теперь? Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к петле подошла, всю еѐ выследила. Идѐт, идѐт, видит - обманул еѐ заяц: никуда след не ведѐт! Фыркнула она и грустная ушла в лес по своим делам. А было вот как: заяц двойку сделал - прошѐл назад по своему следу. До петли не дошѐл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залѐг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из - под хвороста - и в чащу. Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне А на пне сидит большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по спине бьѐт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, - там знаки на снегу, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет. (По В.В. Бианки)

2 Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку. 1. Определи жанровую принадлежность прочитанного текста, обведи правильный ответ. а) стихотворение; б) басня; в) рассказ; г) сказка. 2. Объясни, в каком значении употреблены выделенные слова в отрывке из текста: А было вот как: заяц двойку сделал - прошѐл назад по своему следу. До петли не дошѐл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залѐг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из - под хвороста - и в чащу. Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне Как прыснет из - под хвороста то есть. 3.Найди утверждение, которое не соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную букву. а) Принюхалась: след свежий! б) Фыркнула лиса и осталась поджидать зайца. в) Где заяц упал, там снег примят. г) А на пне сидит большой филин. 4. Какими словами можно заменить выделенное слово в предложении: «Разберѐм по складам»? а) по полкам; б) по частям; в) по порядку; г) по слогам. 5. Пронумеруй пункты плана в том порядке, в котором происходят события в тексте. Заячья петля. Следы зверей на снегу. Как жировал заяц. Следа больше нет Охота не удалась.

3 6. В какой зависимости находятся объекты живой природы в этом тексте? Составь цепь питания. 7. О каких природных сообществах упоминается в этом тексте? Заполни таблицу. Запиши по 3 примера животных и растений. (Примеры можно брать как из текста, так и, опираясь на знания и опыт. Название природного сообщества (экосистемы) Типичные представители животного мира Типичные представители растительного мира 8.Вода встречается в природе в разных состояниях. Перечисли их. Какое упоминание о воде содержится в тексте? Запиши это слово. Выбери нужные утверждения, которые характеризуют «Свойства воды», подчеркни их: Растворимость, вязкость, пластичность, текучесть, бесцветная, не имеет запаха. 9. Найди в тексте абзац, содержащий ответ на вопрос: «Почему под кустом было натоптано и наслежено?» Спиши его. Проверь свою запись. Если надо, исправь.

4 10. В записанном отрывке найди глаголы будущего времени и выдели в них приставку. 11. В этом же отрывке подчеркни голубым карандашом разные формы имени существительного «куст». Укажи падеж над каждым словом, которые ты подчеркнул. 12. Найди и выпиши из этого же абзаца одну группу родственных слов, дополни еѐ своим примером. 13. Заполни таблицу: Слово Часть речи Синоним Антоним 1. Большой 2. Идѐт 14. Выпиши из последнего абзаца текста глагол 3 лица, единственного числа, настоящего времени, в котором звуков больше, чем букв: 15. Приведи из текста по одному примеру слов на каждую орфограмму, указанную в таблице. Впиши слова в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни. Название орфограммы Парный по звонкости/ глухости согласный Буква непроизносимого согласного Проверяемые безударные гласные в корне слова Разделительный «Ь» или разделительный «Ъ» Примеры слов с орфограммой 16. В тексте встречаются слова: «круг», «двойка», «час». Что они обозначают с точки зрения математики? Выбери правильный ответ. а) Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью. б) Круг - это дуга, которая строится вокруг точки, называемой центром. в) Двойка - это знак (цифра) для обозначения числа «два».

5 г) Двойка - это однозначное число. д) Двойка - это плохая отметка в школе. е) Час - это величина, равная полному обороту минутной стрелки на циферблате часов. ѐ) Час - это единица измерения времени, равна 60 минутам. 17.Чтобы спасти свою жизнь, животным необходимо быстро бегать. Скорость зайца 960 м/мин, а скорость лисы в 2 раза меньше. На сколько большее расстояние пробежит заяц за 7 минут, чем лиса за это же время? Запиши решение задачи с пояснением: Ответ: 18. А) Заяц захотел полакомиться капустой в огороде Петра Ивановича. Найди площадь и периметр этого огорода, если его длина 12м, а ширина составляет 1/3 часть длины. Запиши решение. Б) Вырази площадь огорода в квадратных дециметрах. 19. Автор этого текста В.В. Бианки родился в 1894 году. Сколько лет со дня его рождения исполнилось писателю в 2014 году? В 2014 году В.В. Бианки отметил бы свой юбилей. Вычисли и подчерки верный ответ:

6 А) 220 Б) 1120 В) 120 Г) Рассмотри таблицу. Пользуясь еѐ данными, раскрась диаграмму и заполни четвѐртую колонку таблицы соответствующими выражениями: Северная столица, столица химии, столица нашей Родины, столица Поволжья. Название города Год основания города Санкт-Петербург 1803 г Зелѐный Нижний Новгород 1221 г Синий Москва 1147 г Жѐлтый Дзержинск 1930 г Красный Цвет столбца на диаграмме Заполни таблицу данными

7 Самооценка работы Оцени свою работу. Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу. Задания, которые мне было выполнять легко Задания, при выполнении которых у меня возникли сомнения. Задания, которые мне было выполнять трудно Задания, которые мне было выполнять интересно. Выполни цветовую самооценку работы. - я справился с заданием - испытываю затруднения - было трудно. Мне нужна помощь. Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (1) Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА. 4 класс КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА. 4 класс (самооценка) (самооценка знаний по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) РОВНОЕ НАСЛЕДСТВО (басня) Лев Николаевич Толстой

Региональный экзамен, 4 класс Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях Вариант 1 ЧАСТЬ 1 Город

1 2 Демонстрационный вариант проверочной работы (семейное обучение) Русский язык 3 класс 2017-2018 учебный год Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок. Это более

Городская олимпиада для обучающихся 3-х классов бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательную систему Л.В. Занкова, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска

Текст Белка Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый, непоседливый зверёк, обитающий в лесах. В разных лесах белки выглядят по-разному. Длина тела взрослых зверьков 30 см, вес от 200 г до килограмма.

Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях Вариант 1 ЧАСТЬ 1 Район Город (населённый пункт)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» Итоговая работа по русскому языку для учащихся 4 классов Вариант 2

Комплексная проверочная работа 2 класс Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч

Комплексная итоговая контрольная работа на основе единого текста для 1 класса 2013 г. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для

Содержание е-умк «Уроки Кирилла и Мефодия» для 1 4 классов Окружающий мир часть 1 1 Что такое окружающий мир? 2 Я - первоклассник 3 Это удивительное время 4 Гигиена 5 Природа осенью 6 Живая и неживая природа

1 2 ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3-го КЛАССА (2016/2017 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с наиболее трудными заданиями стоит значок.

«Знаю и умею» Итоговая комплексная работа для 4 класса Кцоева Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Ардон, РСО Алания. Педстаж: 15 лет, из них 3 года по системе Л.В. Занкова. Учебники:

Страница: 1 ТЕСТ 27 Фамилия, имя Прочитай текст. ДРУЗЬЯ Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисицамать успела остальных

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 13 декабря 2017 г. 1. Назначение диагностической

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ! Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения рекомендует по-новому оценивать не только знания, умения, но и компетентности обучающихся в начальной

3 класс п/п Наименование тем, уроков Количество часов Дата проведения Дом. задание Примечание По плану Фактическая Язык и речь (2 ч.) 1 Наша речь. Виды речи. Инструктаж по ОТ. Комбинированный.1 ч. Упр.

Комплексная итоговая контрольная работа для 1 класса УМК «Школа России» Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований ФГОС НОО для оценивания образовательных результатов в 1 классе

Интегрированная проверочная работа для 4 класса. (самооценка по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир) (Космический снимок Антарктиды) На противоположной от Арктики стороне

Региональная комплексная контрольная работа ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Ещѐ в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили

Спецификация комплексной проверочной работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных организациях в 2014 году подготовлена государственным

КОМПЛЕКСНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА классе (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир) Ежи. У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ИТОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ 2 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 373.31 ББК 74.202 К52 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

Характеристика деятельности обучающихся Разделы Наша речь (4 ч) Характеристика деятельности обучающихся Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения (группы

Итоговая комплексная диагностическая работа 3 класс Вариант 1 Задание 1 Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА на основе единого текста. 3 класс. 1 полугодие. 1. Прочитай текст и выполни задания. Коньки купили не напрасно Виктор Голявкин Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке.

3 класс (170 ч) I полугодие (75 ч) 81 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные, невосклицательные.

Комплексная контрольная работа 1 класс Выполнили работу: Гришина Елена Владимировна МОУ СОШ 4 Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь.

Интегрированная проверочная работа для 4 класса текст Сурки (конец года): 9 На территории нашей страны обитает 4 вида сурков: байбак 16 (или степной сурок), серый (или алтайский), монгольский 23 (или тарбаган)

Работу выполнил(а) Дата ЁЖ 5 16 23 28 37 48 56 62 70 79 86 94 99 105 111 118 124 133 141 152 157 161 168 176 181 185 187 192 203 212 223 230 235 237 Ёж - хищное ночное животное небольших размеров (длина

Региональная оценка качества знаний учащихся ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ, 4 класс 2014 (4051-1/5) Контрольная работа по русскому языку и литературному чтению Вариант 4051 Инструкция для ученика Ребята! Вам предлагается

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 1 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

Кодификатор по русскому языку 2 класс Планируемый результат Проверяемые умения Код 1.Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика» 1 Звуки и буквы Определять качественную характеристику 1.1 звуков и обозначать

Государственное учреждение образования «Средняя школа 32 г. Могилева» Урок русского языка в 4 классе по теме «Ударные и безударные окончания имен существительных» Учитель: Сипайло Ирина Леонидовна 2012/2013

МОНИТОРИНГ 4 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку Демонстрационный вариант работы по русскому языку разработан для оценки овладения

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс Временной объём 210 часов 1.Цели и задачи Обучение русскому языку на первой школьной ступени является преимущественно практическим. Его задачи состоят в том, чтобы: 1) дать детям первоначальные

Диагностическая работа (2 класс конец года) Задание 1 Прочитай предложения. Поставь + в рядом с правильными утверждениями. В русском языке все согласные имеют пару по звонкости глухости. В русском языке

ЧАСТЬ 1. Комплексная работа 1) Прочитай текст. На одном бревне Николай Сладков Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. А вода всё прибывает, вот-вот остров затопит. Плывёт мимо

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Понятие о местоимении» учитель начальных классов МБОУ «СОШ 5» п. Яблоновский Куижева Лариса Байзетовна 2015 г. Тема: «Понятие о местоимении» Цели урока:

По отдельным м (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) ВАРИАНТ 1 знание/умение 2 1.2 Фонетика и графика Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,

Внутришкольный контроль в первом полугодии 2014 2015 уч. году Анализ результатов контрольной работы по русскому языку во 2-ых классах Выполнили б/ош. Всю работу Диктант Грамматическое задание 174 188 Допустили

«Русский язык» Первоклассник различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово

Кирякова Надежда Ивановна ГОУ СОШ 719 учитель начальных классов Москва, Зеленоград Диагностическое обследование (2 класс конец учебного года) Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой

Итоговая комплексная работа для 3 класса: текст Шмели Собирать нектар и получать мёд могут не только пчёлы, но и шмели, именно им они кормят своё потомство, однако медовых запасов на зиму шмели не делают.

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

Планируемые результаты освоения программы Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: парные и непарные по твердости мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости глухости

Фамилия, имя Класс Входная работа по русскому языку 2 класс Задание 1. Прочитай слова. Поставь ударение в словах там, где это необходимо. Выпиши слово, которое состоит из трех слогов, ударение падает на

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 3 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

АСТ Москва УДК 373:51 ББК 21.1я71 У34 У34 Узорова Ольга Васильевна. Итоговые комплексные работы. 3-й класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Москва: АСТ, 2015. 48 с.: ил. (АКМ(б)). ISBN 978-5-17-089481-9

Комплексные контрольные работы

4 класс

Прочитай текст.

Заяц-русак относится к крупным зайцам. Длина его тела 57 – 68 см; масса – 4-6 кг, редко – до 7 кг. Самые крупные особи встречаются на севере. Телосложение у них хрупкое. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза красновато-коричневые. Задние конечности длиннее, чем у беляка, но лапы короче и уже (длина ступни 13, 6 – 18, 5 см), поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый.

Продолжительность жизни русаков 6-7 лет (в исключительных случаях доживали до 10-12 лет), однако большая часть зверьков живёт не более 4-5 лет.

Как и у всех зайцев, линька у русаков проходит весной и осенью. Весенняя линька обычно начинается во второй половине марта и длится 75-80 дней, заканчиваясь к середине мая. Наиболее бурно она протекает в апреле, когда шерсть выпадает клочьями. Осенью летние волосы постепенно выпадают, и им на смену подрастает густой и пышный зимний мех.

Основные его местообитания в лесной зоне – открытые места: роля, луга, опушки, обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко. Более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. Особенно любимы русаком участки, где сельскохозяйственные угодья чередуются с небольшими перелесками, зарослями кустарников и сетью оврагов и балок.

Активны русаки преимущественно в сумеречные и ночные часы. Наибольшая активность приходится на первую половину ночи и на предутренние часы. За одну жировку русак проходит до нескольких километров; звери, живущие на открытых участках, обычно проходят больше, чем селящиеся у лесных опушек и в кустарнике. При неблагоприятных условиях русак может по несколько дней не выходить на жировку. Лёжка русака в летнее время – это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста, поваленного дерева или куртины высокой травы. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Расположение убежищ русака зависит от времени года и погодных условий. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах; в дождливую погоду русак держится по более сухим возвышенностям, а в сухую, напротив, в низинах. Зимой лёжка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м. часто русаки залегают осенью и зимой в стогах, у строений на окраинах населённых пунктов.

Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. На коротком расстоянии способен развить скорость до 60 км/ч по прямой. Путает следы. Неплохо умеет плавать.

Как и все зайцы, русаки – тихие звери; только будучи пойманными или ранеными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны. Другой вид коммуникации – перестук лапами, похожий на стук в барабан.

В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен – различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Может вредить озимым посевам, садам и питомникам. За одну ночь заяц может обглодать 15 фруктовых деревьев. Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.

Количество зайчат в выводке колеблется от 1 до 9. На величину выводка влияют многие условия. Зимние, ранневесенние и осенние выводки меньше летних – в них по 1-2 зайчонка. Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80 – 150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже – до 1 раза в 4 дня. К 2 неделям они достигают веса 300 – 400 г и уже активно едят траву, а в 3 – 4 недели становятся самостоятельными. (648 слов.)

Вариант 1

Литературное чтение

В) Сказки

А) 1

Б) 3

В) 5

Г) 6

Д) 9

3. В тексте несколько раз сравнивают зайца –русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.

А) 1, 6, 8

Б) 1, 6, 9

В) 1, 5, 7

4. Какой звук издают пойманные русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составь и запиши план первой части (первый – пятый абзацы) текста.

4)__________________________________________________________________________________

Русский язык

    В каком словосочетании допущена ошибка в глаголе настоящего времени? Выбери правильный ответ.

А) Количество колеблется

Б) зайчата рождаются

В) линька длится

Докажи, что ты прав.

    Выпиши из восьмого абзаца первое предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни главные члены предложения, укажи части речи, которыми они выражены.

    Найди в тексте и выпиши глагол настоящего времени I спряжения.

___________________________________________________________________________________

    1) Спиши предложение.

Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) Дополнением

Б) определением

В) обстоятельством

5. Выпиши из пятого абзаца два словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., П.п.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика

    Найди в первом абзаце длину тела русака. Запиши наибольшую величину. Вырази её в дм и см. ________________________________________________________________________

    Наименьшую длину зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.

    Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?

Перечитай восьмой абзац. Запиши ответ.____________________________

Сколько фруктовых деревьев повредят 2 зайца за неделю? Запиши ответ.

    Запиши скорость бега зайца. _________________________Перечитай шестой абзац. Какое расстояние пробежит заяц-русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.

А) 120 км

Б) 102 км

В) 12 км

    В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.

А) 230 г

Б) 250 г

В) 240 г

Окружающий мир

А) В глубине хвойных массивов

Б) поля, луга

В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками.

А) Всеядные

Б) растительноядные

В) хищники

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Чем питается заяц – русак зимой? Запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.

1)__________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________

Ответы

4 класс

Вариант 1

Литературное чтение

1.б).

2. в).

3. а).

4. Пойманные зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.

5. План.

1) Описание зайца.

2) Продолжительность его жизни.

3) Линька.

4) Обитание.

5) Убежище русака.

Русский язык

2. В летнее время русак ( сущ. ) питается ( гл.) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.

3. Питается (или обитает).

4. 1) Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков; 2) а).

5. При сильной жаре. В закрытом месте (ед.ч., П.п.).

Математика

1.68 см = 6 дм 8 см.

2. 57 · 206 = 11742.

3. 15; 15 · 2 · 7 = 210 (дер.).

4. 60 км/ч; а).

5. в).

Окружающий мир

1.в).

2. б).

3. Весенняя линька у русаков обычно начинается во второй половине марта.

4. Зимой он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.

5. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.

Вариант 2

Литературное чтение

    К какому разделу можно отнести данный текст? Выбери правильный ответ.

А) Сказания и легенды о животных

Б) Энциклопедические сведения

В) Сказки

2. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Убежище русака»? Выбери правильный ответ.

А) 2

Б) 4

В) 5

Г) 7

Д) 8

3. В тексте несколько раз сравнивают зайца – русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.

А) 1, 4, 8

Б) 1, 6, 9

В) 1, 6, 8

4. Какой звук издают раненые русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составь и запиши план второй части (пятый – девятый абзацы) текста.

5)__________________________________________________________________________________

6)__________________________________________________________________________________

7)__________________________________________________________________________________

8)__________________________________________________________________________________

9)__________________________________________________________________________________

Русский язык

    Где допущена ошибка? Выбери правильный ответ.

А) количество колеблется

Б) зайчата рождаются

В) особи встречаются

Докажи, что ты прав. Запиши правильно.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпиши первое предложение из восьмого абзаца.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни подлежащее и сказуемое, укажи части речи, которыми они выражены.

    Выпиши из текста глагол настоящего времени II спряжения.

___________________________________________________________________________________

    1) Спиши предложение.

Может вредить озимым посевом, садам и питомникам.

___________________________________________________________________________________

Подчеркни однородные члены предложения.

2) Определи, каким членом предложения они являются. Выбери правильный ответ.

А) Дополнением

Б) определением

В) обстоятельством

5. Перечитай пятый абзац. Найди словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., Р.п.). Выпиши два словосочетания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика

    Запиши наименьшую длину тела русака. __________________________________________

Вырази её в дм и см.____________________________________________________________

    Наибольшую длину тела зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.

    Перечитай восьмой абзац. Запиши ответы на вопросы.

Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?_______________________________________

Сколько фруктовых деревьев повредят 4 зайца за неделю?

    Перечитай шестой абзац. Найди и запиши скорость бега зайца.

___________________________________________________________________________________

Какое расстояние по прямой пробежит заяц – русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.

А) 120 км

Б) 102 м

В) 12 км

5. В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.

А) 220 г

Б) 250 г

В) 240 г

Окружающий мир

    Какие участки особенно любимы русаком? Выбери правильный ответ.

А) Опушки, обширные вырубки

Б) в глубине хвойных массивов

В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками

2. К какой группе животных можно отнести русаков по способу питания? Выбери правильный ответ.

А) Хищники

Б) растительноядные

В) всеядные

3. Когда обычно начинается весенняя линька у русаков? Запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Чем питается заяц – русак в летнее время? Запиши названия растений.

    Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.

1)__________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________

Вариант 2 (ответы)

Литературное чтение

1.б).

2. в).

3. в).

4. Раненые зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.

5. План.

5) Убежище русака.

6) «Способности» русака.

7) Вид коммуникации.

8) Питание русака.

9) Потомство.

Русский язык

1.а); количество (что делает?) – колеблется.

2. В летнее время русак (сущ.) питается ( гл .) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.

3. Проходит.

4. 1) Может вредить озимым посевам, садам и питомникам ; 2) а).

5. Высокой травы. Поваленного дерева.

Математика

1.57 см = 5 дм 7 см.

2. 68 · 206 = 14008.

3. 15; 15 · 4 · 7 = 420 (дер.).

4. 60 км/ч; а) 120 км.

5. в).

Окружающий мир

1.в).

2. б).

3. Весенняя линька у русаков обычно заканчивается к середине мая.

4. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, может выкапывать и корни, семена растений. (Одуванчик, цикорий, пижма, клевер, сурепка, подсолнечник, гречка и др.)

5. Внешне русак хорошо отличается от беляка длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.

Задние конечности длиннее, чем у беляка. Бегает русак быстрее беляка.

Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега.



Читайте также: