Поступила в редакцию. По порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по Допризывная подготовка 10 11кл параграф 51 вишневский

3.Комплексный подход в системе допризывной подготовки учащихся школы

Сокращение сроков службы по призыву в условиях оснащения армии современными системами вооружений и военной техники поставило перед нами задачу перевода на качественно новый уровень системы допризывной подготовки молодежи. Президент России Дмитрий Медведев в сентябре этого года четко указал нам пять основных факторов, которые необходимо развивать для эффективного решения боевых задач. Первый из них - перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности. Решение этой задачи требует, чтобы приходящий в нашу армию солдат-срочник был не только физически и морально подготовлен, но и имел первичные военные навыки.
В новых условиях ежегодно в ряды Вооруженных Сил будут призываться около 250 тысяч человек, допризывная подготовка которых в новых условиях должна заменить обучение личного состава, в первые полгода службы ранее осуществлявшееся в учебных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации.
В условиях появления новых вызовов и угроз безопасности Российской Федерации повышение качества профессиональной подготовки военнослужащих является одной из важнейших задач Министерства обороны Российской Федерации. Солдат, особенно в условиях одного года службы, должен быть постоянно готов к решению боевых задач, а это, в свою очередь, требует качественного изменения всей системы допризывной подготовки. Сейчас мы зачастую видим обратную картину. Нынешний уровень подготовки новобранцев очень слабый. Одна из серьезнейших проблем для солдат первых месяцев службы - их психологическая, а нередко и физическая неготовность к резкому изменению привычного образа жизни. Наибольшее количество случаев травматизма и гибели личного состава приходится на первые месяцы службы, что во многом связано со слабой подготовкой призывников по военно-учетным специальностям.
В сложившихся условиях необходимо в образовательных учреждениях разработать комплекс мер направленных на качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

В школе я разработала комплекс мер направленных на качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи к службе в вооруженных силах РоссийскойФедерации и разбила их по направлениям (рисунок 1).

Основнымидокументамипо допризывной подготовкив школе являются.

1. План воспитательной работы в школе

2. План по военно– патриотическоговоспитания

3. Комплексный план по допризывной подготовки

Рисунок 1. Основные направления в системе допризывной подготовке учащихся школы

План допризывной подготовки соответствует федеральным и региональным требованиям. Он разработан по принципу нарастания объема изученного материала.

Комплексный план мероприятийпо допризывной подготовки

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Сентябрь

Списки юношей допризывного возраста для сдачи в городской военный комиссариат и поликлинику

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

8-11 классов

Состояние спортивно-массовой, военно-патриотической работы с молодежью на совещании при директоре. Утверждение плана основных мероприятий подопризывной подготовки и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

«О единых требованиях семьи и школы. Ознакомление родителей с пакетом нормативных документов школы. Выборы родителей в «Совет школы»

Директор

Зам. Директора

Школьный кросс (1-11 классы)

Учителя физкультуры:

Школьный туристический слет (5-11 классы)

Учителя физкультуры:

Посадка деревьев (9-11 классы)

Школьные кураторы

Диагностика учащихся 10-11х классов по блоку Социальные отношения(«Я» и коллектив, «Я» в коллективе»

Психолог

Октябрь

Тестирование по профессионально психологическому отбору

Психолог

Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека («Дети-фронту»)

Зам директора по военно-патриотической работе

Фестиваль патриотической песни (2-11 классы)

учитель музыки

Списки юношей допризывного возраста в городской военный комиссариат

Преподаватель-организатор ОБЖ

Обсуждение укрепления материально-технической базы преподавания раздела «Основы подготовки к военной службе» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на совещании при директоре

Зам директора по военно-патриотической работе Преподаватель-организатор ОБЖ

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Нравственные отношения»

Классные руководители

Психолог

Школьные традиции и их роль в воспитании детей;

Зам директора по военно-патриотической работе

Ноябрь

Сдать нормативы по физической подготовки 10-11 классы

Учителя физкультуры

Международная неделя отказа от курения

Кураторы школы

Декада правовых знаний: Круглый стол «Наши права и обязанности»

(10-11 классы) с участием ветеранов войны и труда

Учителя истории

Соревнования по турмногоборью

Учитель физкультуры

Соревнования по стрельбе (девочки и мальчики)

Преподаватель-организатор ОБЖ

Сбор документов юношей допризывного возраста в ГВК

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

Контроль за состоянием преподавания ОБЖ и уровнем усвоения программыучащимися

Зам директора по военно-патриотической работе

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Эстетические отношения»

Классные руководители

Городская олимпиада по ОБЖ

Преподаватель-организаторОБЖ

Декабрь

Соревнования по турмногоборью

Учителя физкультуры

Контроль за состоянием преподавания физкультуры и уровнем усвоения программыучащимися

Зам директора по военно-патриотической работе

Участие в городских мероприятиях посвященных дню призывника

Преподаватель-организатор ОБЖ

Спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Учителя физкультуры

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку Уровень сформированности гражданственности у допризывника»

Психолог

Лектории для родителей 10-х классов

«Адаптация учащихся к новым условиям обучения»

Лектории для родителей 7-11х классов

«Совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений»

Заседание общешкольного родительского комитета:

О работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении;

О работе с неуспевающими детьми;

Об итогах работы школы в первом полугодии

Зам директора по военно-патриотической работе

Январь

Сдача нормативов по физической подготовки юношей допризывного возраста

Учителя физкультуры

Оформление музейной экспозиции

Руководительмузея

Экскурсии в школьном музее «Трудовой и боевой славы» .Приглашение ветеранов

Учитель истории

Соревнования по турмногоборью (личинки)

Учителя физкультуры

Заседание актива школы: составление плана проведения декады военно-патриотического воспитания

Актив школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Фестиваль «Дружбы народов»

Учитель музыки

Смотр-конкурс среди общеобразовательных учреждений на лучшую подготовку граждан к военной службе

Преподаватель-организатор ОБЖ

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный дню защитника отечества

Январь-февраль

Согласно приказу школы

Результаты диагностики учащихся 10-11 класса Особенности психофизического развития

Психолог

Общешкольное родительское собрание 1-11 кл:

«Здоровьесберегающие технологии в условиях общеобразовательного учреждения»

«Первоначальная постановка юношей на воинский учет»

Зам директора по военно-патриотической работе

Преподаватель – организатор ОБЖ

Февраль

Конференция отцов

Заседание общешкольного родительского комитета:

О вреде курения и о работе с курящими школьниками;

Об участии детей в месячнике оборонно-массовой с спортивной работы

Директор

Зам директора по военно-патриотической работе

Постановка юношей допризывного возраста на первоначальный воинский учет

В течении месяца

Преподаватель-организатор ОБЖ

Школьная акция «Помоги ветерану»

Зам директора по военно-патриотической работе

Школьные мероприятия согласно показу проведения месячника оборонно-массовой и спортивной работы:

Уроки мужества (2-4 классы_

Спортивная игра «Орленок» (1-4 классы)

Смотр строя и песни (5-7 классы)

Соревнования по военно-прикладным видам спорта (9-11 классы)

Экскурсии в школьный музей

Приглашение ветеранов

Согласно приказу

Городские соревнования по военно-прикладным видам спорта9-11 классы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Соревнования по стрельбе среди юношей

Преподаватель-организатор ОБЖ

Участие в городском митинге посвященного Дню защитника отечества

Преподаватель-организатор по ОБЖ

День призывника

Преподаватель-организатор ОБЖ

МАРТ

Мероприятия посвященные Нижневартовску

Приглашение ветеранов

Зам директора по военно-патриотической работе

Городские соревнования «Орленок»

Преподаватель-организатор ОБЖ

Экскурсии в школьный музей. Встречи с ветеранами труда

Руководитель музея

Вручение удостоверений о первоначальной постановки на воинский учет

Преподаватель-организатор ОБЖ

Соревнования по стрельбе (девочки)

Преподаватель-организатор ОБЖ

Участие в городской акции «Марш парков»

Школьные кураторы

Классные руководители

Смотр уголкови музеев

Учитель истории

Лектории для родителей 9-11х классов:

« О совместной работе семьи и школы по психологической подготовке к итоговой аттестации»

Директор

Зам директора по военно-патриотической работе

Апрель

Месячник пожарной безопасности

В течении месяца

Преподаватель-организатор по

Городские соревнования по пожарно-прикладным видам спорта 9-11 классы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Проведение школьной акции «Посылка солдату»

Зам директора по военно-патриотической работе

Сдача нормативов по физической подготовки юношей допризывной молодежи

Учитель физкультуры

Родительское собрание 9-11 кл.:

«О работе семьи и школы по подготовке учащихся к получению профессионального образования»

Т.В.Бачинина

Зам директора по военно-патриотической работе

Диагностика учащихся 9-10х классов уровень профессионального самоопределения

Психолог

С соревнования«Школа безопасности»

1-3 неделя

Преподаватель-организатор ОБЖ

Вахта памяти, праздничный концерт для ветеранов

Зам директора по военно-патриотической работе

Акция «Помоги ветерану» (7-8-11 классы)

Зам директора по военно-патриотической работе

День защиты детей

Уполномоченный по ГО

Концерт для ветеранов

Заседание общешкольного родительского комитета:

Военно – полевые сбораы учащихся 10х классов;

Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ;

Итоги работы школы

Зам директора по военно-патриотической работе

Преподаватель-организатор ОБЖ

Проведение пятидневных военно-полевых сборов

Преподаватель-организатор ОБЖ

Занятия по программе БОС

Ответственный за программу БОС

Контроль за состоянием проведенияпятидневных военно-полевых сборов

Зам директора по военно-патриотической работе

Отчет о выполнении плана допризывной подготовки

Преподаватель-организатор ОБЖ

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

педагогические науки

  • Ларионов Валентин Викторович , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Введение

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.

Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.

Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.

А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».

Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение, а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.

Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:

  1. формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
  2. вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
  3. воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  4. воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.

Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.

В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.

При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.

Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 7 00 часов и до отбоя в 22 00 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.

В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.

При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.

Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.

Открытие учебно-полевых сборов

Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.

Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.

На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.

После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.

Первый день сборов

В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.

Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.

Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.

Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.

Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.

Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.

Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.

Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.

Второй день сборов. Тактическая подготовка

Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.

На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.

При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:

  • бегом;
  • ускоренным шагом;
  • перебежками;
  • переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.

Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение - макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.

При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся - положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.

Отработав данную тему, учащиеся должны знать:

  • способы передвижения на местности;
  • использовать защитные особенности местности;
  • передвигаться на местности разными способами;
  • развёртываться в боевой порядок;
  • вести оборонительный бой;
  • окапываться для стрельбы из положения лёжа;
  • метать гранаты;
  • оказывать самопомощь и взаимопомощь;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.


Третий день сборов. Огневая подготовка

Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.

Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.

Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.

Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.

Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке

На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.

На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:

  • приёмы по самозащите против пистолета;
  • приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
  • приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
  • проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.

Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.


Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения

Цель данного занятия - практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.

После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.

Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.

Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).

Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.

После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.

Закрытие учебно-полевых сборов

Последний день сборов - торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.

Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.

Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.

Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.

Список литературы

  1. Журнал ОБЖ под редакцией О. Лысенского.
  2. Учебники ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова.
  3. Учебно-методическое пособие по НВП.
  4. Закон «О воинской обязанности и военной службе».
  5. Постановление главы администрации района.
  6. Приказы начальника РОО.

комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Д. п. проводится в форме обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. Добровольная подготовка включает: занятие военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», Уставом МОУ ДОД Дом детского творчества, локальными правовыми актами ; Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у подростков 16-17 лет.

Программа патриотического воспитания «Призывник» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. Основными из них являются:

Ø отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,

Ø отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,

Ø отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении,

Ø недостаточные объёмы спортивной подготовки и как следствие снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,

Ø недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта,

В свое время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, туризм, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства граждан. В общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.

Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан основам военной службы в образовательных учреждениях. На данный момент в образовательных школах вновь вводится предмет НВП, но первое с чем сталкиваются учреждения - это квалифицированные кадры, так как речь идет о специалистах, которые знают все основы военного дела и прослужили в армии офицерами.

Все это привело к возникновению проблем у самих призывников при прохождении военной службы:

· слабо сфор­мированная или вовсе негативная установка на военную службу;

· отсутствие чет­ких представлений о характере воинской деятельности;

· низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специ­фических условиях военной службы;

· отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

· слабое физическое развитие.

В итоге за последние годы были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

Одним из самых важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Президент России правильно отметил: «… из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека»

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних и внешних врагов Отечества - является духовным достоянием личности и государства.

Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

Мероприятия, проводимые государством в области допризывной подготовки молодежи.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы" говорится, что чувство патриотизма, как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству, является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности. Приоритетным направлением в государственной программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи. Предусмотрено более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и проведение совместных мероприятий (военно-спортивных сборов, игр и т. д.) Новой армии нужен качественно новый призывник.

Работа с допризывной молодежью в учреждении дополнительного образования

Система дополнительного образования может в достаточной степени компенсировать возникшие пробелы в подготовке старшеклассников и молодежи к несению военной службы за счет приобретения необходимых знаний, навыков и дальнейшего их применения на практике. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью одной передачи знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в активную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. Одним из наиболее действенных мер в учреждении дополнительного образования в области допризывной подготовки является занятия туризмом.

Значение туризма для допризывной подготовки

Туризм - это не только форма массового отдыха, физического развития и укрепление здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их, к военной службе, формированию необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные походы проводятся как полевые занятия.

Юноша, который хочет принять участие в туристическом походе, должен быть физически подготовленным и здоровым.

Основной целью программы является повышение качества допризывной подготовки молодёжи через занятия туризмом.

Данная цель охватывает весь процесс обучения в туристическом клубе, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности . Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Задачи:

Образовательные:

² формирование первоначальных знаний, умений и навыков по начальной строевой и военной подготовке;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по топографии и ориентированию;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков при работе со специальным снаряжением и оружием;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

² расширение знаний об основах выживания в экстремальных условиях;

Воспитательные:

² Формирование внутренней мотивации к службе в армии;

² воспитание любви к Родине;

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Скалодром г. Кострома

Туристические сборы, походы,

Соревнования

Умение правильно организовать свою деятельность в полевых условиях;

Применение специального туристического снаряжения для преодоления препятствий и преград;

Знать правила выживания при вынужденном автономном существовании

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Доврачебная помощь

Виды травм

Оказание помощи в полевых условиях

- общие принципы оказания самопомощи,

общие принципы оказания первой помощи

Аптечка и природные лекарственные растения

Ушибы, вывихи, переломы

Укусы животных, змей, насекомых

Первая помощь утопающему

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Практические занятия

Умение правильно и своевременно оказать доврачебную помощь;

Знать медицинские средства первой необходимости и способы их применения;

Умение оказать первую помощь в полевых условиях

Краеведение

Герои, участники Великой Отечественной Войны,

СК «Спартак»

Полигоны в/ч г. Буя;

Тренировочный карьер в с. Борок

оборудование и снаряжение:

Телевизор, видеопроектор;

Туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки, котелки и пр.)

Мед. аптечка;

Камуфляжная форма для областных соревнований.

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение консультаций.

Заместитель директора по УВР, методист

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация программы в системе воспитательной работы .

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор

Партнеры, участвующие в реализации программы

Организация профессиональной помощи педагогам.

Помощь в проведение тренингов, круглых столов, встреч, походов, сборов, экскурсий

в/ч № 000 (командир

п/п О. Ажгин)

СК «Спартак»


Используемая литература

1. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Школьная Пресса, 2002 – 144с. Щуркова воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

2. . Воронов воспитания. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96с. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

3. Весной сорок пятого года. – Минск: Издательство -Принт», 2005.-128с. В серии: «Праздник в школе».

4 . «Детско-юношеский туризм» учебно-методическое пособие

5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2: Военно-патриотическое воспитание. – М.: Илекса, 2003.-248с.

6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс . Учебник под редакцией, и др. , М., АСТ-ЛТД, 1997

8. Патриотическое воспитание детей: Игры и программы. – М.: ГОУ ДЦРСДОД, 2003. – 64с. (Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, №11)

10. Сборник сценариев правовых форм: Проект «гражданская акция «Непоседа»». – Самара: Педагогический клуб «Радуга», 19с

11. Интернет сайт www. *****

Программы:

1. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы». – Воспитание школьника, 2006, № 2, с.2

2. IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». – Воспитание школьника, 2005, №1, с.16

3. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России». – Народное образование, 2002, № 2, с.168

6. Программа гражданского и патриотического воспитания «Быть достойным». – Воспитание школьника, 2003, № 2, с.3

7. Программа подготовки военно-спортивной профильной группы. – Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11, с.42

8. Программы по военно-патриотическому воспитанию (деятельность постов №1). – приложение к журналу «Внешкольник», 2005, № 5

9. Комплексная программа по воспитанию гражданственности и патриотизму – Воспитание школьника, 2001, № 10, с.25

10. Программа «Здоровье и развитие молодёжи /Детский фонд». – Школьная библиотека, 2005, № 1-2, с.60



Читайте также: