Комплексная работа 4 кл экспедиция. Уровень сложности задания

Федотовская Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №6», г. Коряжма

Итоговая комплексная работа (4 класс)

Итоговая комплексная работа для 4 класса – заключительная часть общего пакета итоговых комплексных работ для начальной школы, охватывающих в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Данная работа строится на основе несплошного текста, к которому даётся ряд заданий на материале русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Задания комплексной работы позволяют установить уровень владения четвероклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умениями работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала. Ряд заданий комплексной работы (задания дополнительной части) для 4 класса требует владения навыками сотрудничества и коммуникации.

Использование всего пакета итоговых комплексных работ позволяет проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Данная комплексная работа была проведена в 4 классе в 2014-2015 учебном году.

Гризли

Гризли – подвид бурого медведя, обитающего преимущественно на Аляске и в западных районах Канады.

По внешнему виду и размерам гризли близок к сибирским подвидам бурого медведя, но больше, тяжелее, неуклюжее и сильнее его.

Значительная величина гризли – один из отличительных признаков этого медведя. Обыкновенный бурый медведь достигает в длину 2 м 20 см и весит 250 кг, а величина гризли в длину достигает 2 м 50 см, и весит он до 450 кг.

Плечи, шея и брюхо медведя гризли покрыты тёмно-коричневой, на концах более светлой шерстью, которая придаёт его меху седоватый оттенок; отсюда и название - гризли, что означает «серый, седой».

По образу жизни серый медведь очень сходен с нашим бурым медведем и также подвержен зимней спячке.

Лишь в ранней молодости гризли может влезать на деревья. В зрелом возрасте он уже не в состоянии заниматься подобными упражнениями – мешают когти, вырастающие до 15 см. Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки. Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.

Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных. Зверь с огромной силой, ударяя лапой и цепкими когтями, может завалить оленя, преследуя добычу со скоростью 60 км/час, тогда как бурый медведь способен развивать скорость до 55 км/ч. Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу. Также он любит разорять ульи и есть мёд.

Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков, когда их начали массово отстреливать фермеры, чтобы обезопасить от нападений домашний скот. Местами медведи гризли настолько размножились, что на них разрешили сезонную охоту.

На сегодняшний день медведи гризли находятся под охраной и обитают в основном в национальных парках США.

1 вариант

Основная часть

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Каким особым искусством обладает медведь гризли?» Спиши его.

_______

_______________________

Задание 2.

В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о местах обитания этого хищника?

Укажи номер абзаца: _____

Задание 3.

В зоопарк нужно доставить медведя гризли. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.

А.

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 400 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 50 см.

В. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.

Задание 4.

Найди в седьмом абзаце по одному

Название орфограммы

    Парные согласные

    Разделительный ъ или разделительный ь

    Удвоенная согласная

Задание 5.

Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.

А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?

Ответ:

Б.

В.

Задание 6.

А.

19, 190, 1002, 1902, 2002.

Б.

Ответ:

В.

Ответ: ________ лет.

Задание 7.

Скорость автомобиля в 3 раза больше, чем скорость медведя гризли. Какое время потребуется водителю автомобиля, чтобы преодолеть 540 км? Реши задачу, поясняя действия.

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 8.

На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены места обитаниямедведя гризли. Запиши названия этих территорий. Если нужно, перечитай текст и воспользуйся картой полушарий.

Ответ: 1 - ___________________, 2 - ____________________________




2 вариант

Фамилия, имя __________________________________________

Школа ___________________ Класс _______________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Что медведь гризли делает с лёгкостью?» Спиши его.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).

Задание 2.

В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о том, чем питается этот хищник?

Укажи номер абзаца: _____

Задание 3.

В зоопарк нужно доставить обыкновенного бурого медведя. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.

А. В клетке, которая способна выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и высота которой 1 м 50 см.

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 20 см.

В. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 300 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.

Задание 4.

Найди в шестом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

    Парные согласные

    Разделительный ъ или разделительный ь

    Удвоенная согласная

Задание 5.

Прочитай предложение и выполни задания.

Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных.

А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?

Ответ: букв о _____, звуков [о] _____ .

Б. Найди в этом предложении слова с приставкой. Обозначь её.

В. Подчеркни в словах с приставками буквы мягких согласных звуков.

Задание 6.

А. Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков. Обведи год, относящийся к этому периоду:

2003, 19, 390, 1020, 1907.

Б. Сколько в выбранном тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: _____ тыс. _____ сот. _____ дес. _____ ед.

В. Сколько лет отделяет выбранный тобой год от 2015 года?

Ответ: ________ лет.

Задание 7.

Скорость мотоциклиста в 2 раза больше, чем скорость бурого медведя. Какое расстояние преодолеет мотоциклист за 4 часа? Реши задачу, поясняя действия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 8.

На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены материк, на котором обитаетмедведь гризли, и омывающий этот материк океан. Запиши их названия.

Ответ: 1 - ___________________, 2 - ___________________________



Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

И ____________________________________

Дополнительная часть

Задания 9 – 13 выполняются в парах (с соседом по парте).

Задание 14 каждый выполняет самостоятельно.

Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 13 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.

Задание 9.

Придумайте задачу о медведе гризли, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:

А. Задача: _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

А. Задача: _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

Задание 10.

Дечинский зоопарк в Республике Чехии гордится своей экспозицией водных птиц, а также выгулами для медведей, в которых можно увидеть гризли. Обведи на рисунке материк, на котором находится данный зоопарк и запиши его название. Запиши название столицы Республики Чехии.

Материк - __________________________________

Столица - ____________________________________

Задание 11.

А. Возьмите листок «К заданию 11». Составьте из содержащихся в нём фрагментов рассказ: разрежьте листок по пунктирным линиям и наклейте фрагменты в нужном порядке.

Б. Перечитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его.

Задание 12.

Из составленного вами рассказа выпишите все формы слова медведица. Для каждого слова укажите падеж.

Ответ: 1) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

2) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

3) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

4) _________________________ - стоит в __________________ падеже;

5) _________________________ - стоит в __________________ падеже.

Задание 13.

А. Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ: Незнакомых слов ________

Б. Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

Задание 14.

Оцени свою работу в паре. Отметь «галочкой», в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен (согласна)

Частично согласен (согласна)

Не согласен (согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Список использованной литературы:

    Жизнь животных / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2013. – 256 с.

К заданию 11

Все же, - рассказывает Мерси, - я решил напасть на медведицу. Лошадь моя была вполне надежна, ружье еще никогда не отказывало в нужный момент. Я стал постепенно продвигаться к зверю. Когда до него оставалось не более ста шагов, медведица заметила меня.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Как-то знаменитый охотник Мерси, проведший лет тридцать в лесах и пустынях Северной Америки, ехал по равнине, окаймленной по краям рукавами реки. Вдруг неподалеку он заметил огромную медведицу. Она спокойно лежала с двумя медвежатами. Сразу припомнились истории о гризли, и охотнику стало страшно.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Я выстрелил снова. Животное ускорило бег, бросив отставших детенышей на произвол судьбы. Я продолжал преследовать ее, пока, в конце концов, не убил четырьмя выстрелами. Во время погони я несколько раз приближался к медведице, но она ни разу не пыталась защищаться.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Затем мне часто приходилось встречаться с гризли, и никто из них на меня не нападал, все старались спастись бегством. Возможно, некоторые особенно свирепые животные и нападают в прерии на пешехода или даже всадника, но такие случаи крайне редки.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Она приподнялась на задние лапы и стала внимательно рассматривать меня. Я воспользовался этим и выстрелил, но от волнения промахнулся. К моему удивлению, медведица обратилась в бегство. За ней потрусили и медвежата.

✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄

Интерпретация результатов

Задания основной части

Скорость чтения

Правильность выполнения в баллах не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносится количество слов, прочитанных ребёнком между двумя сигналами учителя, данными с интервалом в 1 мин.

Задание 1.1

Выборочное чтение

Оценка 1 балл

Коды правильных ответов:

1-й вариант – выписано предложение: Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

2-й вариант – выписано предложение: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцениваются 0 баллов.

Задание 1.2

Списывание

Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:

    оформлено верно: выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами;

б) не содержит ни одной неисправленной ошибки, включая ошибки на пунктуацию.

Примечание. Оценка сформированности умения безошибочно списать предложение ведётся независимо от оценки умения выборочного чтения. Оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания.

Задание 1.3

Грамматическая основа предложения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

1-й вариант – в записанном предложении сделаны следующие подчёркивания: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно выделил и подчеркнул его грамматическую основу, поскольку оценка сформированности умения выделить грамматическую основу предложения ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 1.4

Грамматические признаки главных членов предложения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

сущ., м.р., гл., наст. вр.,

ед.ч., И.п. ед.ч.

Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.

1-й вариант – над подчёркнутыми главными членами предложения сделана запись:

сущ., м.р., гл., наст. вр.,

ед.ч., И.п. ед.ч.

Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно определил грамматические признаки главных членов предложения, поскольку оценка сформированности умения определить грамматические признаки частей речи ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 2

Поисковое чтение

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записано: 1, 9 ; или только 1.

2-й вариант – записано: 7 .

Задание 3

Числа и величины

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

2-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.

Задание 4

Орфография

Оценка 1 балл ставится, если приведены все 4 примера: по одному на каждую орфограмму, при этом орфограмма подчёркнута. Если не приведён пример хотя бы на одну из орфограмм, ставится 0 баллов.

1-й вариант

Название орфограммы

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

пи тается, ко ренья, уби вает, уда ряя, ко гтями, зава лить, разви вать

    Парные согласные

цеп кими, ког тями, медвед ь, скорост ь, мёд

    Разделительный ъ или разделительный ь

корень я, скорость ю, уль и

    Удвоенная согласная

искусс твом

2-й вариант

Название орфограммы

Выписан любой пример из нижеперечисленных

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

мо ло дости, вле зать, дере вья, состо янии, ши рокие, си лён

    Парные согласные

ког ти, медвед ь, лёг костью

    Разделительный ъ или разделительный ь

деревь я, лёгкость ю

    Удвоенная согласная

ранн ей

Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок привёл иной пример слова с данной орфограммой из любого абзаца.

Задание 5.А

Фонетика

Оценка 1 балл

1-й вариант – букв о 7 , звуков [о] 6.

2-й вариант – букв о 9 , звуков [о] 3.

Задание 5.Б

Морфемика

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записано слово: справиться и выделена приставка с-.

2-й вариант – записано слово: убивает и выделена приставка у-.

Задание 5.В

Фонетика

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

спра в иться.

1-й вариант – подчёркнуты следующие буквы в слове: у б ивает.

Задание 6.А

Чтение числа и соотнесение его с датой

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – отмечено: 1902.

2-й вариант – отмечено: 1907.

Задание 6.Б

Разрядный состав числа

Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:

1-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 2 ед.

2-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 7 ед.

Задание 6.В

Вычислительные навыки

Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:

1-й вариант: 113 лет

2-й вариант: 108 лет.

Задание 7

Текстовые задачи

Оценка 2 балла ставится, если получен полный правильный ответ и даны пояснения к каждому действию.

1-й вариант:

    60 3 = 180 (км/ч) скорость автомобиля

    540: 180 = 3 (ч) время, за которое автомобилист преодолеет 540 км

Ответ: 3 ч.

2-й вариант:

    55 2 = 110 (км/ч) скорость мотоциклиста

    110 4 = 440 (км) преодолеет мотоциклист за 4 ч

Ответ: 440 км.

Примечание. Формулировки, используемые ребёнком, могут отличаться от приведённых выше.

Оценка 1 балл ставится, если при решении допущены вычислительные ошибки, приводящие к неверному ответу, но ход решения верный, все необходимые рассуждения сделаны.

Во всех остальных случаях ставится 0 баллов.

Задание 8

Географические объекты

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант – записаны оба верных ответа:

1 – Аляска

2 – Канада

2-й вариант - записаны оба верных ответа:

1 – Северная Америка

2 – Тихий океан

Самостоятельность выполнения основной части работы

Оценка 2 балла ставится, если ребёнок работал полностью самостоятельно.

Оценка 1 балл ставится, если ребёнок работал в основном самостоятельно, лишь изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробными разъяснениями формулировки задания или за помощью.

Оценка 0 баллов ставится во всех иных случаях: частое обращение к учителю, постоянная перепроверка собственного понимания формулировки, обращения с затруднениями, требующими от учителя наводящих вопросов, и т.п.

Задания дополнительной части

Задание 9

Текстовая задача

Оценка 3 балла

    соответствует требованиям задания к контексту;

    имеет смысл и решение;

    решается в два действия;

    решена без вычислительных или логических ошибок.

Оценка 2 балла ставится, если составленная задача:

    имеет смысл и решение;

    решается в два действия;

    решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено.

Оценка 1 балл ставится, если составленная задача:

    имеет смысл и решение;

    решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено; задача решается в одно действие или второе действие не является необходимым.

Оценка 0 баллов ставится, если составленная задача не имеет решения.

Задание 10

Работа с географической картой

Оценка 3 балла ставится, если верно обведён материк на карте и написаны правильно необходимые географические названия: материк – Евразия , столица Чехии – Прага .

Оценка 2 балла ставится, если верно обведён материк и указано одно из географических названий или верно указаны географические названия, но материк не обведён.

Оценка 1 балл ставится, если указан только один географический объект.

Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 11.А

Восстановление деформированного текста

Оценка 2 балла ставится, если текст восстановлен полностью правильно.

Оценка 1 балл ставится, если текст восстановлен с одной-двумя ошибками, не препятствующими пониманию общего смысла текста.

Оценка 0 баллов ставится, если текст не восстановлен или восстановлен с ошибками, препятствующими его пониманию.

Задание 11.Б

Заголовок к тексту

Оценка 2 балла ставится, если заголовок отражает основную идею или тему текста, например: Случай с охотником и т.п.

Оценка 1 балл ставится, если заголовок приведён, однако имеет общий характер.

Оценка 0 баллов ставится, если заголовок отсутствует

Задание 12

Падежные формы имени существительного

Оценка 1 балл ставится за полный правильный ответ:

    медведицу – стоит в Винительном падеже;

    на медведицу – стоит в Винительном падеже;

    медведица – стоит в Именительном падеже;

    к медведице – стоит в Дательном падеже;

    медведица – стоит в Именительном падеже.

Задание 13.А

Значение слова

Оценка 2 балла ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов и данные слова записаны в таблицу.

Оценка 1 балл ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов, но слова не записаны в таблице или слова записаны в таблице, но не указано цифрой количество незнакомых слов.

Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено совсем.

Задание 13.Б

Оценка 1 балла ставится, если дано верное толкование незнакомого слова.

Оценка 0 баллов ставится, если толкование незнакомого слова дано неверно.

Задание 14

Оценка своей работы в паре

Правильность выполнения не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносятся условные обозначения данных детьми ответов: 3 – полностью согласен, 2 – частично согласен, 1 – не согласен, 0 – затрудняюсь ответить.

Оценка общей успешности выполнения работы.

Интерпретация полученных результатов

Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения / недостижения базового и повышенного уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.

Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 10 баллов и более.

О достижении повышенного уровня подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

от 10 и более баллов , а за дополнительную часть от 0 до 6 баллов только базового уровня подготовки.

Если ребёнок получает за основную часть от 11 и более баллов , а за дополнительную часть 7 и более баллов , можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровней подготовки.

Ребёнок не достиг базового уровня подготовки, если набрал за основную часть менее 10 баллов , независимо от результатов выполнения дополнительной части. К поощрению за успешное выполнение заданий повышенной сложности можно вернуться после отработки пробелов по основной части работы.

Необходимо отметить, что важно строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом для всех учащихся. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное – создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большинство учащихся не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию . Коррекцию норм оценивания желательно проводить до проведения работы, а не в ходе её проведения или проверки и строго выдерживать изменённые нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.

После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта – сначала подобные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить детей, что общего в заданиях и чем они различаются в каждом варианте, обсудить с учащимися не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.

Итоговая комплексная работа 4 класс вариант 2 – Итоговая аттестация – промежуточная аттестация

Хлеб

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохой, если не нужно пахать глубоко. Или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга. В неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже. В него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле. Всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоз не нужен. Но если на ниве что-нибудь уже было посеяно и она истощилась, то её необходимо удобрить навозом. Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весной и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы. Нужно его запахать сохой в землю.
Вот навоз перегнил. Но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнышка нужна мягкая постелька. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами. Боронят, пока все комья разобьются. И тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени. Когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут. Но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом. А весной, когда снег сойдёт и солнышко пригреет - пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Плохо, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег. Тогда озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега. И не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

По К. Д. Ушинскому

Часть 1

1. Найдите в первом абзаце имена существительные в родительном падеже и выпишите их.

2. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
1) Хлеб всему голова.
2) Поля пашут плугом.
3) Человека кормит земля.
4) Крестьяне боятся морозов без снега.

3. Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.
Картошку копать, не руками махать.
Ешь картошку и хлеб - проживешь до́ ста лет.
Картошка да каша – еда наша.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

4. Решите задачу с помощью выражения.
С колхозного поля собрано 64 000 000 кг пшеницы, а гречихи в 4 раза меньше. Сколько всего зерна было собрано? Ответ запишите в тоннах.

5. Из последнего предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

6. Выпишите из текста названия культурных растений. Дополните список 2–3 своими примерами.

7. К какому жанру относится прочитанный вами текст?
1) Сказка.
2) Басня.
3) Повесть.
4) Рассказ.

8. Среди рисунков выберите орудие труда, о котором не говорится в тексте. Если нужно, перечитайте текст ещё раз.

9. Подчеркните в тексте предложения, в которых рассказывается, когда сеют семена.

10. Для защиты почвы на полях необходимо..
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Часть 2

11. Придумайте и запишите свое название к прочитанному тексту.

12. Составьте план прочитанного текста.

13. Выпишите из текста по 2 слова, с орфограммой:
безударная гласная в корне, проверяемая ударением-
глухая согласная в конце слова –
разделительный мягкий знак-

14. Что нового вы узнали, прочитав рассказ? Напишите.

15. Подчеркните в тексте предложение, выражающее главную мысль.

16. О каких временах года говорится в тексте?
Запишите признаки наступления осени.

17. Какую современную сельскохозяйственную технику используют при посадке, уходе за растениями и уборке урожая? Перечислите.

18. Птицы приносят большую пользу растениям, которые человек выращивает в полях, садах и огородах. Ответьте, в чём заключается их польза? Напишите несколько видов этих птиц.

19. Решите задачу.
Пустыня Сахара «наступает» на плодородные земли со скоростью y км/год. Она уже засыпала песком s км
полей. Сколько лет ей понадобилось для этого?

ОТВЕТЫ

Часть 1

1. Человека, травы, скота, хлеба, булки, каши.
2. 3) Человека кормит земля.
3. Картошку копать-1 спр., не руками махать.-1 спр.,
Возможны другие варианты.
4. 64000000+(64000000:4)=80000000 кг = 80 000 т
5. одеялом, жалеют, радуются, прикрывается
6. Ячмень, овёс, просо, гречиха, пшеница, рожь.
7. Рассказ.
8. Яровой хлеб - хлеб, посеянный весной.
9. Сеют или весною, или осенью.
10.
Живая природа: Люди, пшеница, трава, скот
Неживая природа: Земля, снег, солнце
Возможны другие варианты.

Часть 2

11. Свободный ответ.
12. Свободный ответ.
13. Свободный ответ, например:
безударная гласная в корне, проверяемая ударением-земледелец, посеяно
глухая согласная в конце слова -плуг, хлеб
разделительный мягкий знак-крестьяне, разобьются
Возможны другие варианты.
14. Свободный ответ.
15. Земля кормит человека, но кормит не даром.
16. Дни становятся короче, холодает, опадает листва, птицы улетают на юг.
Далее - свободный ответ.
17. Свободный ответ.
18. Главная польза птиц - уничтожение насекомых-вредителей. Скворец, синица.

Предлагаемые задания позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным программным требованиям за курс начальной школы. А также как учащиеся умеют пользоваться своими знаниями, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности основных учебных умений – воспринимать учебную задачу. Контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий.

Оценка результатов:

100 % – ставится оценка «5»
99-70% – ставится оценка «4»
69-40 % – ставится оценка «3»
Ниже 39 % – ставится оценка «2»

В результате выполнения теста определяются компетенции:

  • Ценностно-смысловые : владение способом выбора правильного ответа, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за последствия.
  • Учебно-познавательные : организация планирования учебной деятельности, работать с инструкциями, формировать выводы, письменно отвечать на вопросы.
  • Информационные : применять для решения задач полученную информацию.
  • Образовательная компетенция – образовательная подготовка учащегося, выраженная совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика

ТЕКСТ

Обыкновенные скворцы – один из первых вестников весны. Распространен от западных границ России до Забайкалья, залетает на юг Дальнего Востока. На севере ареала по земледельческим районам доходит до северной тайги. К нам они прилетают стаями в конце февраля или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья. Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоту. Они легко привыкают к новым местам и вполне обходятся без естественных дупел – их устраивают отверстия в стенах или трещины скал. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространенным видом. Обычно эти птицы селятся в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах деревьев, а кормиться летят на вырубки и окружающие леса.
Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, принося какой-нибудь материал – солому, сухую траву, веточки или перья.
Хороша весенняя песенка скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Яички зеленовато-голубого цвета днем насиживает самец вместе с самкой, а ночью только самка. Птенцы появляются через две недели, обычно их бывает 4-6, а спустя 18-22 дня вылетают из гнезда. На четырнадцатом дне жизни птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они сберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне. Собирают для птенцов корм. Триста раз прилетают они к скворечнику с добычей в клюве за день. В гнездовой период скворцы питаются насекомыми, червяками, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц.
Даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь. В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит свою песню.
Чем больше подрастают птенцы, тем короче становится песня. Когда молодые скворчата начинают летать, вся семья покидает домик и песня скворцов прекращается.
В августе-сентябре можно наблюдать перелет огромных стай скворцов: они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоемов или кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку. Однако часто скворцы зимуют и в Центральной Европе.

Тест по русскому языку

1. Каких предложений больше в тесте?

А) Восклицательных.
Б) Вопросительных.
В) Повествовательных.

2. В предложении найди однородные члены. Какой частью речи они являются.

В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит свою песню.

А) Однородные сказуемые.
Б) Однородные второстепенные члены.
В) Однородные подлежащие.

3. Сколько слов, где звуков больше, чем букв?

Февраль, перья, клюв, юг, деревья, питаются, являются.

А) 5
Б) 3
В) 4

4. В каком времени употреблены глаголы?

Зимуют, перелетают, кормят, строят, приносят, высиживают.

А) В настоящем
Б) В прошедшем
В) В будущем

5. Первый – последний, теплее – холоднее, начинают – заканчивают, много – мало, вход – выход – это все слова...

А) антонимы
Б) синонимы
В) родственные.

6. Определи, род, число и падеж существительных.

Без дела – число, род, падеж.
По дорожкам – число, род, падеж.
В дуплах – число, род, падеж.
На ветку – число, род, падеж.
К скворечнику – число, род, падеж.

7. Напиши ответ на вопрос.

Скворцов называют вестником весны, потому что _____________________________
_________________________________________________________________________.

Тест по окружающему миру.

1. Местообитания птиц

А) Лиственные леса
Б) Хвойные леса.
В) Городские парки

2. Чем питаются птицы?

А) Только насекомыми
Б) Только растительной пищей
В) Смешанной пищей

3.Являются ли птицы перелетными?

А) Да
В) Нет

4. Где зимуют скворцы?

А) В лесах и парках.
Б) Улетают на север.
В) Улетают на юг.

5. Что является строительным материалом для гнезда?

А) Солома, трава, перья.
Б) Живут только в скворечниках.
В) Селятся в пустых гнездах других птиц.

6. Кто строит гнездо у скворцов?

А) Оба
Б) Самец
В) Самка

7. Сколько времени длится насиживание?

А) 12 дней
Б) 18-22 дня
В) 31 день

8. Какое хозяйственное значение скворцов?

А) Они уничтожают вредителей растений.
Б) Скворцы не приносят никакой пользы, а сами наносят вред растениям, питаясь ими.
В) Служат пищей для более крупных птиц.

Тест по математике.

1. Латвийский орнитолог – Э. Тауриньш считает, что скворцам, улетающим за 2100 километров, потре­бовалось бы при средней скорости полета около 30 часов? Какова средняя скорость скворцов?

Авторы: Н. А. Маслова- учитель начальных классов

О.Н. Ширяева- учитель начальных классов

Л.В.Объедкова- учитель начальных классов

Т.С.Новикова- учитель начальных классов

В.А.Величко- учитель начальных классов

г. Новоалександровск

2013 год

Бобры

Бобры - одни из самых интересных животных нашей планеты. Самозатачивающиеся зубы-резцы помогают бобрам не только валить деревья, но и строить себе жилища и даже сооружать плотины.

Бобр имеет приземистое тело, пятипалые конечности с сильными когтями и широкий веслообразный хвост. Масса тела достигает 32 кг. (иногда 50 кг.). Длина тела до 80-100 см. и длина хвоста 25-50 см. Вопреки популярному убеждению, хвост бобров - вовсе не инструмент для строительства жилищ, он служит рулем при плавании. Бобр - полуводное животное. Он может оставаться 10-15 минут под водой, проплывая за это время до 750 м. Толстый слой подкожного жира предохраняет от холода.

Бобры исключительно травоядны, они питаются корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником). С целью добывания коры и побегов, а также для строительных нужд бобры валят деревья, подгрызая их у основания. Осину диаметром 5-7 см. бобр валит за 5 минут, дерево диаметром 40 см. валит и разделывает за ночь.

Бобры живут по берегам медленно текущих речек, а также прудов, озёр, водохранилищ. Для жилища бобры могут рыть в крутых берегах норы с несколькими входами, каждый из которых располагается под водой, чтобы туда не могли проникнуть сухопутные хищники. Если же рытье норы невозможно, бобры строят прямо в воде особое жилище - хатку. Бобровая хатка - это куча хвороста, скреплённого илом и глиной. Высота хатки может доходить до 3 метров, а диаметр до 12 метров.

Современные бобры делятся на два вида: обыкновенный бобр, распространённый в Евразии, и канадский бобр в Северной Америке. Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей. В неволе бобры живут до 35 лет, в природе 10-19 лет.

1-й ВАРИАНТ

Фамилия___________________ Имя_____________________________ Школа________________________ Класс___________________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайтесь выполнить все задания.

Выполняй их по порядку .

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:

Как выгладит бобр?

Спиши его._________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.

Задание 3. Сколько частей в этом тексте?

___________________________

Задание 4. Озаглавь третий и четвёртый абзац текста.

А) _______________________________________ .

Б) _______________________________________ .

Задание 5. Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:

    «Бобры» - это художественный текст;

    «Бобры» - это сказка;

    «Бобры» - это научно-познавательный текст.

Задание 6. Найди в четвертом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни .

Название орфограммы

Задание 7. Найди в третьем абзаце сложное слово, выпиши его.

Укажи от каких слов оно образовалось, подчеркни соединительную гласную.

Разбери его по составу.

________________________________________ ____________________

Задание 8 . За сколько минут бобр сможет проплыть путь длиной 1500 м.

запиши ответ.

Ответ:____________________________________________________

Задание 9. За 5 минут бобр валит осину в 5- 7 см., Сколько таких деревьев сможет свалить бобр за 1 час?

Ответ:______________________________________________
__________________________________________________________

Задание 10. Обведи на карте те области, где встречаются бобры. Обведи сначала карандашом. Сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном. Исправь если нужно ошибки и обведи рисунок ручкой.

Фамилия, имя учащегося__________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Перечитай текст и ответь на вопросы таблицы.

Таблица 1. Бобры.

Вопрос

Задание 2 . Рассели жильцов по лесным этажам, отметив цифрами на схеме.

Задание 3 . Масса одного обычного бобра 32 кг, крупного 50 кг. Сколько будут весить три обычных бобра и два крупных? Выбери и обведи номер соответствующей схемы. Реши задачу.

2 . 32

3 . 32

Решение:

Ответ:__________________________________________________________

Задание 4. Прочитай внимательно текст. Сколько секунд бобр может находиться без воздуха? Обведи правильный ответ.

А. 900 секунд В. 1090 секунд

Б. 1900 секунд Г. 19 секунд

Задание 5. Прочитай слова: травоядны й , жилище. Подумай, что они означают. Запиши их значение.

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Комплексная контрольная работа. 4 класс.

Цель комплексной проверочной работы – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».
Структура комбинированной работы включает один текст и 20 заданий к нему на межпредметной основе.
Содержание текста комплексной работы не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой – текст включает разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им нередко предстоит работать именно с такими текстами.
Задачи комплексной работы
– установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Описание : проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно как раз и позволяет определить сформированонсть умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

Около 100 тысяч видов грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.
Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, дубравах и березовых лесах, рыжики – под соснами и елями.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или запиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай использовать прочитанный текст.
1. Сколько абзацев в тексте?
1) 1
2) 2
3) 3

2.В предложении – Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. - найди глаголы. Эти глаголы…
1) 3л, 1спр
2) 2л, 2спр
3) 3л, 2спр

3.В каких лесах не встретишь белый гриб?
1) в ельниках
2) в осинниках
3) в дубравах

4. Число – сто тысяч- записывается
1) 10 000
2) 10000
3) 100000

5.Какой абзац можно озаглавить «Дружба грибов и деревьев»?
1) 1
2) 2
3) 3

6. Дополни предложение словами из текста – Если грибницу гриба перенести на грядку, то плодовые тела ________________________________________________

7. В России 200 видов съедобных грибов, но грибники собирают из них только десятую часть. Сколько видов съедобных грибов практически не употребляют в пищу?
1) 2000
2) 20
3) 180

8. Из первого предложения второго абзаца выпиши грамматическую основу.
______________________________

9. Среди каких деревьев можно отыскать рыжики?
1) сосны
2) березы 3) дубы

10. Как следует поступить при отравлении грибами?
1) вывести больного на свежий воздух
2) вызвать врача и отвезти в больницу
3) уложить в постель и напоить горячим чаем

11. В последнем предложении текста найди и выпиши прилагательное И.п, мн.числа
_____________________________________

12. В крае 400 видов лишайников, что на 450 видов меньше, чем видов грибов. Сколько видов грибов в крае?
1) 50
2) 850
3) 350

14. Когда Кирилл собирал в лесу грибы, то все ядовитые грибы он сбивал, потому что эти грибы приносят вред. Как ты считаешь, правильно ли Кирилл поступал? Запиши свой вариант ответа.
1) нет, потому что ______________________________________
2) да, потому что _______________________________________

15. Из предложенных чисел выбери число, которое при делении на 7, в остатке получится 3.
1) 164
2) 289
3) 740

16. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) дубы
2) сосны
3) ели

17. Что получает грибница от деревьев?
1) сахар
2) воду
3) питательные вещества

18. Где можно встретить грибы?
1) только на камнях и растениях
2) только в лесу
3) можно встретить практически везде

19. Из третьего абзаца выпиши предложение с однородными членами.
__________________________________________

20. Каждый из 6 детей нашли по 8 рыжиков. Половину всех грибов мама засолила, а оставшиеся грибы разложила в 4 пакета и заморозила. Сколько грибов было в каждом пакете?
1) 24
2) 20
3) 6

1. 3)3
2. 1)3л,1спр
3. 2) в осинниках
4. 3)100000
5. 2)2
6. образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.
7. 3)180
8. грибы дружат и селятся
9. 1)сосны
10. 2)вызвать врача и отвезти в больницу
11. плодовые
12. 2)850
13. 3)бледная поганка, ложный опенок, желчный гриб
14. 1)нет, потому что____________________________________________________________________________.(ответ в свободной форме: например: мухоморами лечатся лоси)
15. 1)164
16. 3)ели
17. 1)сахар
18. 3)можно встретить практически везде
19. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву.



Читайте также: