Катюша прозвище оружия. «Катюша»: оружие победителей

Приднестровский конфликт - это противостояние, начавшееся между Молдавией и Приднестровьем, которое является на её территории непризнанным государственным образованием. Под контролем этой самостоятельной республики находится все левобережье Днестра, где проживают этнические русские и украинцы.

Приднестровский конфликт возник еще в 1989 году, а уже в 1992 началось военное противостояние, которое, конечно же, привело к многочисленным жертвам с двух сторон.

Вернемся назад, в далекий 1988 год. В Молдавии все чаще слышны призывы объединиться с Румынией. На очередной сессии молдавского Верховного Совета принимается закон, согласно которому в республике должна была функционировать латинская графика, ущемляющая права всех жителей немолдавской национальности.

Политика Кишинева вызывала протесты, в основном, в двух регионах: на юге Молдавии, где проживают гагаузы, и в Приднестровье. Именно здесь на многих предприятиях начинают создаваться Советы от а затем созывается и их объединенный съезд.

Именно на нем в 1990 году решается вопрос о создании независимого государства, именуемого Республика Приднестровье.

Это решение обосновывалось тем фактом, что в 1940 году при создании на территории нынешнего Приднестровья уже существовала автономная республика, входившая в состав Украины.

Однако официальный Кишинев отменил решение съезда.

Фактически, приднестровский конфликт начался осенью 1990 года, когда молдавский ОМОН попытался ликвидировать все органы самоуправления в

В свою самую активную фазу война в Приднестровье перешла в марте-июле 1992 года, когда конфликтующие стороны перешли к самым настоящим боевым действиям. В бендеровском и дубоссарском районах началась полномасштабная война, в которой участвовали танки и артиллерия. Именно после этого противостояние было названо конфликтом.

Сейчас эта полоска земли на левом берегу Днестра, где в 1992 году было так горячо - непризнанная Приднестровская республика.

И только вмешательство России смогло остановить дальнейшее кровопролитие. Четырнадцатая российская армия, которой командовал легендарный заняла позицию «вооруженного нейтралитета», что и положило конец процессу дальнейшей эскалации.

Как и всякое военное действие, приднестровский конфликт тоже стал причиной гибели людей: в 1992 году погибло около трехсот военнослужащих и почти шестьсот мирных жителей.

Приднестровская тема особенно актуальна для российской стороны, ведь народ этого непризнанного образования совершенно четко определился в сторону тесного союза с ней, о чем высказывался на плебисцитах. При этом республика однозначно положительно относится к сохранению и даже упрочению российского военного присутствия на ее территории.

Среди причин, породивших приднестровский конфликт, есть и исторические, и экономические, и идеологические, и этнополитические, при этом позиции ни одной из противоборствующих сторон не поддаются однозначным оценкам.

Сегодня там находятся миротворческие Молдавии и России, а также украинские военные наблюдатели. Однако даже после многократных переговоров, во время которых в качестве посредников присутствовала ОБСЕ, а также Россия и Украина, достигнуть окончательного соглашения относительно статуса непризнанного Приднестровья так и не удалось.

Отношения между противоборствующими сторонами и по сей день остаются напряженными, и даже перейдя в стадию невооруженного, мирного урегулирования, этот конфликт наряду с карабахским является на территории одним из сложнейших.

1 марта 1992 года началась вооружённая фаза приднестровского конфликта.

1 марта Приднестровская Молдавская Республика отмечает одну из самых трагических дат в своей истории: в этот день началась вооруженная фаза Приднестровского конфликта.
Вечером 1 марта 1992 года переодетые в гражданскую одежду молдавские опоновцы инсценировали драку. По поступившему вызову на место происшествия выехала группа приднестровских милиционеров, которая и угодила в засаду. В результате нападения начальник Игорь Сипченко скончался от ран, получил ранение ещё один гвардеец ПМР.
В ответ на расстрел милиции, 2 марта приднестровские гвардейцы и казаки окружили здание дубоссарского отдела полиции, разоружили полицейских, погрузили их в автобус и отправили в здание городского совета. Во время задержания полицейских с крыши отделения полиции был открыт автоматный огонь, никто не пострадал. Стрелявший найден не был. Задержанных полицейских отправили в Тираспольский изолятор, а затем обменяли на задержанных Молдавией гвардейцев. В тот же день отряд специального назначения МВД Молдавии вступил в бой с полком 14-й армии, расположенным возле Кочиер. На помощь полку прибыли казаки и гвардейцы, молдавский отряд тем временем блокировал дома с семьями военнослужащих 14-й армии. При этом семьи военнослужащих были взяты в качестве заложников. Армейское командование решило сопротивления не оказывать, и приказало отдать оружие молдаванам. Однако на помощь армии пришли казаки и ополченцы, и молдаване были частью пленены, а частью рассеяны. Некоторые же пленные опоновцы впоследствии вступили в ряды приднестровских гвардейцев.

После этого случая вокруг Дубоссар и Григориополя началась концентрация молдавских войск. С середины марта начался обстрел левого берега Днестра молдавской артиллерией. 1 апреля в Бендеры вошла молдавская полиция в сопровождении двух БТР-70 и попыталась разоружить приднестровских гвардейцев. Гвардейцы оказали сопротивление. Завязался бой. Под перекрёстный огонь попал автобус с работницами хлопкопрядильной фабрики, одна из женщин была убита, ещё несколько гражданских лиц были ранены. На молдавской стороне сражались волонтёры и наёмники из Румынии, на приднестровской - добровольцы из России, Украины и других республик постсоветского пространства.

На следующий день около ста волонтеров Народного фронта Молдовы и бойцов кишиневского отряда полиции особого назначения совершили вооруженное нападение на мотострелковый полк российской армии, расположенный в селе Кочиеры близ Дубоссар.


16 марта после многодневных ожесточенных стычек между молдавской полицией и приднестровской гвардией президент Приднестровья Игорь Смирнов ввел чрезвычайное положение. на другой день молдаване пошли на перемирие, но это перемирие оказалось недолгим.


Пик противостояния в Дубоссарах пришёлся на вторую половину мая 1992 года. Молдаване, которым с брошенных нами военных складов досталось 34 истребителя, 8 вертолетов, 54 БТР, 54 ПТУРС, 144 орудия, 87 минометов, 27 гранатометов, 50 пулеметов, с 17 по 20 мая произвели более десяти безуспешных атак, а также подвергли Дубоссары интенсивному артиллерийско-минометному обстрелу.
Левобережье потеряло 60 человек убитыми, половина из которых были мирные жители. В результате обстрела плотины Дубоссарской ГЭС был пробит масляный трансформатор. Пожар удалось потушить, но дизельное масло продолжало выливаться в Днестр, снабжающий питьевой водой весь регион, включая Кишинев и Одессу. Двое рабочих, попытавшихся затянуть винты, были ранены. 19 мая военный совет 14-й армии заявил, что 10 мин упало на территорию военного городка и что, если обстрел возобновится, будет нанесен ответный огневой удар. 20 мая приднестровские ополченцы сели за рычаги российских танков
и бронетранспортёров

. Официальный Кишинев обвинил армию и Россию в нарушении нейтралитета. Военные же изложили ситуацию так: толпа приднестровцев, в основном женщин, проникла в воинскую часть и вынудила командование отдать танки.

21 мая стрельба прекратилась, и стороны смогли унести трупы, некоторые из них были изуродованы. Так, был обнаружен труп ополченца ПМР Григория Батарчука с отрезанными пальцами и половыми органами, выколотыми глазами и вбитой в голову металлической расческой.

Летом 1992 года центр противостояния переместился из Дубоссар в Бендеры, расположенные на правом берегу Днестра, но населённые преимущественно этническими великороссами и украинцами. Из регулярных войск на приднестровской стороне сражались 2-й Бендерский батальон, который поддерживали казачьи подразделения - всего - 1200 человек. На молдавской стороне сражались 1-й, 3-й и 4-й моторизированные пехотные батальоны и бригада ОПОНа общей численностью около 5 ысяч человек. На стороне молдаван была и авиация: Тем не менее, молдавские силы были вскоре вытеснены за пределы города. 22 июня два молдавских
произвели бомбардировку бендерского моста. Бомбы попали в Парканы, разрушив несколько жилых домов. В результате бомбардировки мост не пострадал, но погибло несколько жителей села. 23 июня самолёты попытались совершить бомбардировку нефтяного терминала на Ближнем Хуторе. При этом один из самолётов был сбит средствами ПВО.


Вооруженная фаза Приднестровского конфликта продолжалась до 1 августа 1992 года. С обеих сторон в боях были задействованы бронетехника и артиллерия. В частности с молдавской стороны это были БТР, БМП, БРДМ и МТЛБ, а также зенитные пушки, миномёты калибром 82 мм и 120 мм, противотанковые пушки калибром 100 мм, около 4 единиц ПТУР 9К114 Штурм и одна противоградная установка РСЗО «Алазань». С приднестровской стороны также были задействованы несколько десятков единиц БТР, БМП, БРДМ и МТЛБ. Численность молдавской бронетехники превосходила численность приднестровской, поэтому гвардейцы использовали в бою не предназначенные для ведения военных действий машины. В частности, в бой шли ПТС с укреплённой передней частью корпуса, бронированные БАТ-М, обшитые листами брони грузовые автомобили КамАЗ и КрАЗ. Так, один путепрокладчик БАТ-М был превращен в ракетную установку. На его крыше был установлен вертолетный блок для запуска реактивных снарядов. Использование этой машины приносило не только боевой, но и достаточно сильный психологический эффект.

Актуальность урегулирования приднестровского конфликта по-прежнему остается высокой для Российской Федерации: во-первых, народ Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), сформировавшейся в процессе развала Советского Союза и последующего вооруженного противостояния с Республикой Молдавия, неоднократно и недвусмысленно изъявлял свое желание идти в сторону наиболее тесного союза с РФ.

Как минимум, в самоопределившейся, но до сих пор не признанной мировым сообществом республике многонациональное население выступает не только за сохранение, но и увеличение военного российского присутствия. Игнорировать мнение сотен тысяч людей Россия не может.

Кроме того, не будем забывать, что только благодаря существованию Приднестровской Молдавской Республики на важном геостратегическом юго-западном направлении на левом берегу Днестра сохраняется российское военное присутствие. Дальше - только Балканы, где наше влияние в конце девяностых было сведено к минимуму усилиями Североатлантического альянса.

До последнего времени сам конфликт и вопросы его справедливого для всех заинтересованных сторон разрешения в российских СМИ и, зачастую, в самом российском обществе оценивались весьма формально. Чего, например, нельзя сказать об Украине, власти которой откровенно и неоднократно заявляли о своих стратегических интересах в этом регионе. Более того, украинские власти активно реализуют здесь свои интересы.

Говоря о приднестровско-молдавском конфликте, не следует забывать, что исторически земли днестровского Левобережья никогда ни принадлежали не только Румынии, но и не входили в Молдавское княжество. В 1792 г. великий русский полководец граф Александр Суворов основал русский город Тирасполь - крепость на левом берегу Днестра, которая была противовесом турецкой крепости Бендеры.

По итогам гражданской войны по реке Днестр прошла пограничная линия между образовавшимся на территории Российской империи Советским Союзом и Румынией. В 1924 г. левобережное Приднестровье было оформлено в качестве Молдавской АССР в составе Украинской ССР. После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу в 1940 г. была создана новая союзная республика - Молдавская ССР, к ней советская власть и присоединила приднестровское Левобережье.

Летом 1990 г. политические события в республике Молдавия были весьма схожи с тем, что происходило на территории Грузинской ССР. Парламент республики объявил о ликвидации Молдавской ССР. Кишинев объявил своей стратегической задачей воссоединение с Румынией. В ответ народ, населяющий территорию левее Днестра, объявил о своем нежелании выходить из состава Советского Союза. Избранные всеобщим голосованием представители многих национальностей Левобережья в начале сентября 1990 г. провозгласили Приднестровскую Молдавскую Республику. Конфликт вступил в свою решающую фазу.

Краткая история приднестровского конфликта

Уже к концу 80-х гг. в Молдавии стремительно растут прорумынские настроения и появляются призывы к "историческому объединению" с этой страной, тем более, что расстрел без суда и следствия в 1989 г. Николае и Елены Чаушеску поставил точку в истории коммунистической диктатуры в Румынии.

На XIII сессии Верховного Совета МССР принимается Закон "О функционировании языков", в котором без учета интересов и гражданских прав немолдавского населения была введена латинское написание.

Политика Кишинева не остается без ответа: наиболее значительны протесты среди гагаузов на юге республики и в Приднестровье. Там для защиты прав населения на предприятиях создаются Советы трудовых коллективов. Прошел I съезд Объединенного Совета трудовых коллективов (ОСТК).

Июнь 1990 г. - в с.Парканы состоялся I съезд народных депутатов Приднестровья всех уровней, на котором была высказана идея создания независимого государства. Однако 5 июня 1990 г. молдавские власти объявили съезд незаконным.

В это время союзные власти занимают (как и с Грузией) отстраненную позицию. Перестроечная пресса одобрительно называет молдавскую власть демократической, а приднестровцев именует не иначе как "коммунистами", причем, самого ортодоксального толка. Таким образом, общество было дезориентировано. Нарастающий конфликт подавался как борьба передовых демократических воззрений с отжившей свое коммунистической идеологией.

На II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья принимается Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Республики. В качестве правового обоснования Декларации заявляется, что в момент образования Молдавской ССР в 1940 г. на территории Левобережья существовала Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР, образованная 12 октября 1924 года.

Осень 1990 г. - начало вооруженного противостояния между Молдавией и ПМР. Уже 2 ноября силы молдавского ОПОНа (отряд полиции особого назначения) предпринимают попытку.ликвидации местных органов власти в г.Дубоссары. По информации приднестровской стороны в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты с ведома и под руководством кишиневских силовых ведомств.

В ПМР через год после дубоссарских событий образована Республиканская гвардия и создан Комитет по Обороне и безопасности. Еще через год, 8 сентября 1992 г. правительство ПМР определило структуру и сроки формирования вооруженных сил провозглашенной республики. Исполняющим обязанности министра обороны 23 сентября 1992 г. назначен полковник С.Хажеев.

Март-июль 1992 г. - основные и наиболее кровавые события в молдавско-приднестровском конфликте, когда противоборствующие стороны вели активные боевые действия. В районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии, лично командарма Александра Лебедя и офицеров российского Генштаба, занявших недвусмысленную позицию "военного нейтралитета", предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.

По официальным данным властей Приднестровской Молдавской Республики в ходе вооруженного конфликта погибли 284 военнослужащих (с учетом умерших от ранений - 364) и более 600 мирных жителей Левобережья.

Приднестровская Молдавская Республика

Общие сведения

В настоящее время на территории, подконтрольной властям ПМР, проживает 31% молдаван, 29% русских, 26% украинцев. В национальной политике республики главенствует принцип равноправия всех наций. На левом берегу Днестра отсутствует понятие "государственный язык", приднестровское законодательство определяет три официальных языка: русский, молдавский и украинский.

Внутриполитическая ситуация

Как отмечают наблюдатели, политическое и государственное устройство ПМР сохранило много элементов советского образца. Изменить это государственное устройство в условиях военного противостояния и мощного внешнеполитического давления в ПМР было невозможно. Советская система очень подходила для того, чтобы "существовать во вражеском окружении многие годы".

ПМР как суверенное государство могло сохраниться на протяжении 10 лет только при высокой централизации власти и государственном контроле за многими сферами общественной жизни. Впрочем, по всеем формальным признакам ПМР - демократическое государство с парламентом, Конституцией и сильной президентской властью.

Эксперты отмечают отсутствие на ее территории каких-либо значительных политических разногласий, явно выраженной и сильной оппозиции в Приднестровье просто нет. Руководство и политическая элита республики объединены "военным прошлым" и ориентированы на Россию.

Экономика

ПМР имеет собственную банковскую систему и выпускает собственную валюту - рубль. Серьезный удар по приднестровской экономике нанес российский дефолт 1998 г., поскольку значительная часть финансовых средств Приднестровья была размещена в ГКО РФ. В настоящее время основные финансовые потоки идут через украинские банки-корреспонденты.

Основными экспортными предприятия ПМР, приносящими доход в бюджет, являются металлургический комбинат (ММЗ) в г. Рыбница и коньячный завод "Квинт". ММЗ - это вполне современное предприятие европейского уровня, проводящее самостоятельную экономическую политику.

Приднестровье полностью обеспечивает себя электроэнергией от Дубоссарской ГРЭС, которая работает на газе, получаемом из России.

Левый берег Днестра – это еще и сельскохозяйственный регион. Благоприятные климатические условия (по два урожая в год многих видов овощей и фруктов) и хорошая аграрная культура в потенциале позволяет экспортировать большие объемы продукции садоводчества и виноградарства. Государство ежегодно выделяет дотации для сельского хозяйства. Однако основные рынки сбыта были потеряны, а их восстановлению мешает сложное экономическое положение и неопределенность международного статуса ПМР.

Переговорный процесс

В июле 1995 г. подписано Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ.

8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", определивший основные принципы во взаимоотношениях Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдова.

Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами.

Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав cтороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем.

В ходе переговорного процесса стороны, на основании двустороннего обращения, выразили пожелание превратить посредников в гарантов выполнения достигнутых договоренностей.

Российская Федерация и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ, отказавшись от участия в переговорном процессе в качестве гаранта, сохранила за собой статус посредника.

В результате этого в Меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" появились следующие статьи:

Стороны переговорного процесса являются взаимными гарантами;

Российская Федерация и Украина гарантируют выполнение соглашений, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.

24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений этого документа.

МЕМОРАНДУМ об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем

Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем сторонами,

исходя из необходимости скорейшего и полного урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем исключительно мирными, политическими средствами;

подтверждая приверженность принципам ООН, ОБСЕ и общепризнанным нормам международного права, а также договоренностям, ранее достигнутым между Республикой Молдова и Приднестровьем;

сознавая ответственность за обеспечение гражданского мира, межнационального согласия, укрепление стабильности и безопасности в данном регионе Европы; придавая первостепенное значение реализации основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий;

считая, что объединение их духовных и материальных ресурсов ускорит решение общих экономических и социальных проблем и откроет перспективу построения совместными усилиями современного процветающего общества; при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, договорились о нижеследующем:

1. Стороны подтверждают свои обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ.

2. Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий. К разработке данного документа стороны приступят сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.

3. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.

4. Стороны обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой о продолжении их посреднических усилий в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.

5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.

6. Стороны приветствуют заявление Российской Федерации и Украины об их готовности стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного соответствующими документами статуса Приднестровья и договоренностей, зафиксированных в настоящем Меморандуме.

7. Стороны обращаются к ОБСЕ с просьбой продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними.

8. Стороны заявляют о необходимости выработки механизма гарантий всеми участниками переговорного процесса.

9. Стороны подтверждают, что действия по поддержанию мира, осуществляемые Совместными миротворческими силами в зоне безопасности в соответствии с соглашением между президентами Республики Молдова и Российской Федерации от 21 июля 1992 года "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", будут продолжены.

10. В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации.

11. Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года.



Читайте также: