Международная деятельность вооруженных сил. обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций

Презентация по предмету ОБЖ, 10 класс

Поскольку тема этой презентации тесно связана с политикой, с каждым годом она потребует дополнения в соответствии с реалиями жизни, а может, и переработки. Например, в начале 2000-х годов считалось, что отношения между Россией, США и Западной Европы внушают оптимизм. Сейчас этого сказать нельзя.
Презентация составлялась весной 2015 года, тогда было понятно, что готовится введение российских войск в некую страну. Сейчас презентацию вполне можно дополнить слайдом о Сирийском конфликте.

В наше время состояние отношений между США, государствами Западной Европы и России не способствует оптимизму в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны.

Постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии.

В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам.

В связи с этим важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Миротворческая миссия учреждается с согласия правительства страны, где она разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоим образом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой. Самым эффективным «оружием» миротворцев является их непредвзятость и легитимность в силу того, что они представляют международное сообщество в целом.

В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик.

Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре — в Западную Сахару.

С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. — на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. — в Анголу, в марте 1997 г. — в Гватемалу, в мае 1998 г. — в Сьерра Леоне, в июле 1999 г. — в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. — в Демократическую Республику Конго.

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

С 1992 г. Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.
В августе 2008 г., после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия.
Всего за период с 1992 г. по 2008 г. в Абхазии и Южной Осетии погибло свыше 200 российских миротворцев.

К настоящему времени в официальных документах и дипломатической переписке сложилась совокупность терминов, характеризующая разные варианты международных миротворческих операций. Неправильное или неточное употребление их может привести к путанице и взаимному непониманию при осуществлении ОПМ (операции по подержанию мира) и иных миротворческих операций ООН. Выработанная терминология, конечно же, отражает существенные особенности соответствующих операций, играющие важную роль при их планировании и практической реализации, но официально утвержденного и, тем более, универсального глоссария-тезауруса, относящегося к различным миротворческим операциям ООН, не существует до сих пор. Его отсутствие усугубляет трудности миротворчества в целом, и не позволяет применить к ОПМ определенные международные стандарты.

Международные миротворческие операции представляют собой общее название самых различных видов деятельности, осуществляемой в интересах разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий, обеспечения правопорядка в зоне конфликта, проведения гуманитарных акций, восстановления нарушенных конфликтом социальных и политических, а также систем жизнеобеспечения. Отличительной чертой миротворчества, осуществляемого от имени ООН, является то, что оно проводится по мандату Совета Безопасности ООН, либо, согласно Уставу ООН, по мандату тех региональных организаций, в чьи функции входит поддержание мира и международной безопасности. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций / В.Ф. Заемский. - М.: Международные отношения, 2008. - С.78.

Практически все известные классификации делят такие операции на три блока:

1) использующие преимущественно несиловые методы действий вооруженных сил (наблюдение, различные формы контроля), направленные на подкрепление политических и дипломатических усилий по прекращению и урегулированию конфликта;

2) сочетание политических методов с операциями вооруженных миротворческих контингентов, не ведущих боевых действий;

3) использование силовых методов, в том числе боевых действий, для принуждения к миру в сочетании с политическими усилиями или без них.

Миротворческие операции подразделяются на:

1) превентивные действия (акции) по сохранению мира,

2) операции по установлению мира,

3) операции по поддержанию мира,

4) операции по принуждению к миру,

5) постконфликтное построение мира, гуманитарные акции.

Операции по установлению мира или побуждения к миру проводятся по взаимному согласию противоборствующих сторон и, как правило, по их просьбе в тот момент, когда они самостоятельно или под воздействием международных организаций или отдельных государств решают прекратить военные действия и нуждаются для этого в помощи международного сообщества и коллективных международных миротворческих сил. Целью их является, прежде всего, содействие в прекращении военных действий и организация мирного переговорного процесса. Заемский В.Ф. Теория и практика миротворческой деятельности ООН: монография / В.Ф. Заемский. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - С.158.

Операции по поддержанию мира, проводятся по согласию всех или одной из сторон конфликта и делятся на две группы. В первую входят операции, являющиеся логическим и практическим продолжением операций по установлению мира, когда, после достижения соглашения о перемирии начинаются переговоры о мирном урегулировании конфликтов. Вторую группу составляют акции, проводящиеся для реализации ранее достигнутого мирного соглашения. В этом случае целью операции по поддержанию мира, в том числе ее военной стороны, является непосредственное обеспечение выполнения соглашения всеми вовлеченными в конфликт силами.

Операции по принуждению к миру представляют собой реальное применение вооруженных сил, или угрозу такого применения, для того, чтобы заставить противоборствующие стороны прекратить боевые действия и приступить к установлению мира. Характерной особенностью их является то, что они могут включать в себя те боевые действия миротворческих сил, которые направлены на разъединение и разоружение противоборствующих сторон. Указанные боевые действия могут быть направлены как против всех воюющих сторон, так и против той из них, которая не согласна подчиниться требованиям о прекращении огня. После успешного выполнения данных задач, то есть после прекращения военных действий, миротворческие силы переходят к акциям, характерным для ОПМ.

За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945 - 1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение -- Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств -- членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции. Гришаева, Л. Кризис миротворчества ООН / Л. Гришаева // Обозреватель - Observer. -2008. -№4, 47-58

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд. долларов США.

К сожалению, опыт международного миротворчества ООН далеко не всегда успешен, а сложившийся инструментарий - весьма далек от совершенства. Причинами данного явления служат отсутствие четкой нормативно-правовой базы миротворчества, неспособность ООН эффективно применять уже созданные механизмы для урегулирования конфликтов, и, следовательно, осуществлять основные функции, связанные с главной целью организации, направленной на поддержание международного мира и сохранения коллективной безопасности.

Следует подчеркнуть то, что конфликты последних лет поражают особой сложностью и многочисленностью. В таких условиях способность ООН адекватно реагировать на существующие проблемы безопасности народов сильно затрудняется. Это и заставляет многих политиков и государственных деятелей задуматься либо над эффективным внедрением уже имеющихся в наличии инструментов миротворческого процесса, либо над выработкой новых.

Деятельность ООН по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

В Уставе Организации Объединенных Наций термина «поддержание мира» не существует. Даг Хаммаршельд, второй Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, высказал мнение, что этот термин должен находится в «главе шесть с половиной» Устава, поместив его где-то посредине между традиционными методами мирного урегулирования споров, как, например, переговоры и посредничество, в соответствии с главой VI, и мерами, имеющими более принудительный характер, как предусмотрено в главе VII.

С течением лет в деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира произошла эволюция, с тем, чтобы она соответствовала необходимости удовлетворения потребностей различных конфликтов и изменяющегося политического ландшафта. Цели ООН по поддержанию мира, возникшие в период, когда соперничество в период холодной войны зачастую парализовало деятельность Совета Безопасности, были в основном ограничены деятельностью по поддержанию прекращения огня и стабилизации ситуации на местах, с тем чтобы на политическом уровне можно было предпринять усилия в целях урегулирования конфликта мирными средствами. В состав таких миссий входили военные наблюдатели и имеющие легкое вооружение военнослужащие, которые выполняли функции по контролю мира, предоставлению докладов и укреплению доверия в целях поддержания прекращения огня и выполнения ограниченных мирных соглашений.

После окончания холодной войны в стратегическом контексте деятельности ООН по поддержанию мира произошли резкие перемены, что позволило ООН трансформировать и расширить свои операции на местах и обеспечить переход от «традиционных» миссий, связанных с исключительно военными задачами, к выполнению сложных «многофункциональных» операций, направленных на обеспечение выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказание помощи в создании основ для обеспечения устойчивого мира. Сегодняшние миротворцы осуществляют широкий круг сложных задач, включая оказание помощи в создании устойчивых институтов управления и контроль за соблюдением прав человека, осуществление реформ сектора безопасности и разоружение, демобилизацию и реинтеграцию бывших комбатантов.

В последние годы также изменился и характер конфликтов. Деятельность ООН по поддержанию мира, первоначально рассматривавшаяся как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, во все большей степени применяется к урегулированию внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. Хотя вооруженные силы по-прежнему являются хребтом большинства операций по поддержанию мира, в настоящее время включает администраторов и экономистов, сотрудников полиции и юридических экспертов, саперов и наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей в области прав человека и специалистов по гражданским вопросам и вопросам управления, гуманитарных сотрудников и экспертов по вопросам коммуникации и общественной информации. http://www.ia-trade.su

Деятельность ООН по поддержанию мира находится в процессе постоянной эволюции как с концептуальной, так и с оперативной точки зрения, с тем чтобы решать новые проблемы и реагировать на новые политические реалии. Организация решительно стремится к тому, чтобы нарастить свой потенциал по осуществлению и обеспечению полевых операций и, тем самым, содействовать выполнению наиболее важной функции ООН, а именно поддержанию международного мира и безопасности.

Государственный комитет РФ

по образованию

Реферат по ОБЖ на тему:

“Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира. ”

11б класса

Хрисановой Марии

Москва, 2001 г.


Введение .....................................................3

Глава I. Миротворческая деятельность ВС РФ

1.Первые советские миротворцы.....................5

2.Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ.........................................................8

3.О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН.......................................................14

Глава II. Операции ООН по поддержания мира.

1.Что представляют собой операции ООН по поддержанию мира?.................................17

2.Каковы масштабы операций ООН по поддержанию мира?..................................21

3.Кто обеспечивает руководство?.................21

4.Во что это обходится?..............................22

5.Какую компенсацию получают миротворцы?...........................................22

6.Кто предоставляет персонал и имущество?.............................................23

7.Почему операции ООН по поддержанию мира продолжают иметь важное значение?................................................23

Заключение ...............................................25

Список итературы .....................................27


Введение.

В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах “третьего мира”, претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны, совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей, уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением международных конвенций. По официальным данным ООН, к середине 90-х годов, в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20 миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц, и эти цифры продолжают расти.

Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.

Все сказанное заставляет думать о мерах, обеспечивающих гарантию защиты общества от военных посягательств извне.

История развития человечества знает немало примеров создания межгосударственных организаций, одна из задач которых - поддержание международного мира и безопасности. Особое внимание решению этой задачи, как показала практика, уделялось после окончания крупномасштабных войн. Так, в начале ХХ века, после первой мировой войны, была образована Лига Наций, положившая начало созданию более цивилизованных и многофункциональных организаций обеспечения мира и безопасности. В конце второй мировой войны, в связи с фактическим прекращением деятельности Лиги Наций, была создана новая международная организация, объединившая для целей поддержания международного мира и безопасности почти все государства земного шара - Организация Объединенных Наций (ООН).

Что же касается России, то она никогда не была и никогда не будет "чисто" европейской страной. Ее двойственность хорошо выразил русский историк В.О.Ключевский, подчеркивавший, что Россия - это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой; но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию. И поэтому Россия, даже при желании замкнуться на чисто внутренних проблемах, никак не может отказаться от участия в создании мирного порядка уже в силу своего геополитического положения в центре Евразии. Заменить ее там некому. Стабильность в срединной зоне Евразии гарантирует стабильность во всем мире, а это в интересах всего мирового сообщества. И поэтому неотъемлемой частью современной международной политики российского государства являются его тщательно взвешенные последовательные действия, направленные на предотвращение возможных агрессий, предотвращение угроз возникновения войн и вооруженных конфликтов, укрепление безопасности и стабильности в региональном и мировом масштабах.

Следует заметить, что важнейшим условием обороноспособности государства является готовность граждан защищать интересы своего государства. Главной гарантией этой защиты является достигнутый баланс в ядерных силах, военное могущество государства, которое складывается из общегосударственной и военной обороноспособности и готовности граждан защищать интересы своего государства, в том числе и с оружием в руках.

Таким образом ясно видна необходимость понимания всеми членами общества, и особенно представителями молодого поколения, всей важности овладения военными знаниями, способами вооруженной защиты, их подготовленность к выполнению задач защиты интересов государства, в том числе и службой в Вооруженных Силах.

Первые советские миротворцы.

Они появились четверть века назад.

Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООН является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отряда отечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН РФ вспоминает: “Группу сформировали очень быстро. в нее вошли офицеры ротного, батальонного звена всего двадцать пять человек. Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Говоров сообщил, что решением военного совета я утвержден командиром специальной группы офицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке.

В Генштабе генерал армии Николай Огарков, тогда еще заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, провел инструктаж, заметив, что наступивший после окончания арабо-израильской войны 1973 г. мир довольно хрупок и что на нашей группе лежит особая ответственность, т. к. советские военнослужащие впервые участвуют в миротворческих операциях ООН.

В Каире высшие должностные лица Египта оказывали нам пристальное внимание. Оно объяснялось очередной вспышкой напряженности в арабо-израильских отношениях. В их урегулировании многое зависело от Москвы. Срочный прилет в Каир нашей группы давал ясно понять, что Кремль не допустит дальнейшей эскалации конфликта.

Серьезное внимание уделяли знакомству с новым регионом, историей страны. в один из ноябрьских дней, а именно 25 числа состоялась торжественная церемония вручения нам голубых беретов и голубых шарфов - непременного атрибута формы одежды военнослужащих ООН. каждый из нас получил специальное удостоверение, подтверждающее статус военных наблюдателей ООН. День церемонии можно считать исходной датой начала участия советских военнослужащих в миротворческих операциях ООН.

Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом Безопасности ООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий Советского правительства боевые действия на Ближнем Востоке были приостановлены.

Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших миротворческих операций. Одна из них - “Омега” - проводилась с 5 февраля по 31 марта. В ходе “Омеги” было произведено 173 поисковые операции останков военнослужащих, погибших в ходе недавнего октябрьского военного конфликта, каждая из которых длилась несколько суток. В не менее сложной обстановке проводилась и операция “Линия Альфа”(определение границы между буферной зоной и зоной ограниченного количества войск Египта), т. к. почти в течение месяца пришлось действовать на местности, представляющей сплошное минное поле.

Не могу не сказать, что мои боевые товарищи ни в чем не уступали опытным “голубым беретам” из батальонов миротворческих сил других государств. Мы не только сообща несли службу, но и дружили, проявляя самый настоящий интернационализм, который был необходим для поддержания мира. Участникам миротворческих организаций по истечении определенного срока службы от имени генерального секретаря ООН вручались медали “На службе мира”. Вместе с военными наблюдателями ряда других стран эту награду получили и мы, советские офицеры.”

Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ.

Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюда­телей ООН.

Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших во­енных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в янва­ре 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направ­лена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Вос­точный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократи­ческую Республику Конго.

В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских воен­ных наблюдателей можно встретить на Ближ­нем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской гра­нице, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тимо­ре, в Демократической Республике Конго.

Основными задачами военных наблюдате­лей являются наблюдение за выполнением со­глашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных наруше­ний принятых соглашений и договореннос­тей конфликтующих сторон.

Подбор кандидатов в военные наблюдате­ли ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных оонов­ских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.

Подготовка военных наблюдате­лей ООН для участия в операциях ООН по под­держанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выст­рел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой акаде­мии. Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по 1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР, Рос­сии в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для учас­тия в ОПМ ООН.

Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на кур­сах подготовлено более 250 офицеров-инспек­торов по контролю за сокращением вооружен­ных сил и обычных вооружений в Европе.

Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения.

Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызы­вают интерес со стороны зарубежных специа­листов и организаций.

С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4).

В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей (Великобритания - 2, Германия, Канада, Швеция - по одному).

Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операци­ях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годо­вым учебным планом также предусматривает­ся один месячный сбор по подготовке офице­ров штабов ОПМ ООН.

Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с россий­скими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора.

Преподавание тактико-специальных и во­енно-технических дисциплин ведется на рус­ском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском язы­ке, проводят офицеры-инструкторы.

Учебно-материальная база, предоставляе­мая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включа­ет:

Оборудованные учебные классы;

Автомобильную и другую технику;

Технические средства обучения;

Полигон;

Гостиницу для проживания слушателей.

Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следу­ющие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:

Военные наблюдатели ООН;

Офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;

Командиры тыловых и технических служб МС ООН;

Офицеры военной полиции ООН;

Офицеры гражданской полиции ООН.

В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Юго­славию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бро­нетранспортерами БТР-80, ïðîòèâîòàíêîâûìè средствами и другим вооружением и военной техникой.

В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российско­го контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 че­ловек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по пре­кращению огня.

В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славонии, российс­кий пехотный батальон (до 950 чел), выполняв­ший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиацион­ному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА -3) в Анголу направлен рос­сийский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропичес­ких условиях Африки справились с поставлен­ными задачами.

В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федера­цию в связи с прекращением деятельности мис­сии ООН.

В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это рос­сийская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воин­ского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на тер­ритории бывшей Югославии и государств - участников СНГ.

Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. ¹1244. В настоящее время российский во­инский контингент принимает участие в опера­циях по поддержанию мира в Боснии и Герце­говине (БиГ) и в автономном крае Косово Со­юзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:

Предотвращение возобновления боевых действий;

Создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;

Обеспечение общественной безопасности;

Осуществление надзора за разминированием;

Поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;

Выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного конт­роля;

Обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международ­ных организаций.

Приднестровский регион Республики Мол­дова. Воинский контингент введен в зону кон­фликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Мол­давско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конф­ликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.

Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Южная Осетия . Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осе­тинского конфликта.

Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.

Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллектив­ных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независи­мых Государств о Коллективных Миротворчес­ких силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению.

Основные задачи - содействие в нормали­зации обстановки на таджикско-афганской гра­нице, охрана жизненно важных объектов и дру­гие.

О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН.

Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворчес­ких операциях ООН имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым си­стемам и имеющих различную юриди­ческую природу.

В правовом статусе военнослужа­щих отражена его специфика прежде всего как составного звена функционального межгосударственного механиз­ма - международной организации. Глав­ной правовой основой регулирования деятельности международных органи­заций и их служащих является международно-правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персо­нала носит прежде всего международ­ный характер и ограничен функциональ­ными рамками.

Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих уча­стие в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступа­ют на службу в Организацию Объеди­ненных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнос­лужащие временно прикомандировыва­ются к миссии ООН по поддержанию мира.

После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находя­щийся на территории другого государ­ства, соответственно остаются и воз­никают юридические отношения меж­ду служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становят­ся участниками правоотношений, кото­рые регулируются нормами соответству­ющих национальных правовых систем.

Кроме того, международная орга­низация, деятельность которой подчи­нена воле государств-членов, для дос­тижения своих целей наделяется госу­дарствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональ­ной правосубъектности и материализу­ется через функциональную компетен­цию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обя­зательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них осо­бая юридическая природа и источни­ки.

Из сказанного следует, что все нор­мы и принципы, регулирующие право­вой статус персонала, могут быть раз­делены по характеру своих источни­ков и принадлежат:

1) к нормам международного пра­ва, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах орга­низаций и других международно-правовых актах;

2) к нормам, имеющим внутригосу­дарственный характер источников, со­держащимся в актах тех или иных внут­ригосударственных органов страны пре­бывания, транзита, командировки, и ò.ï.

3) к нормам так называемого внут­реннего права ООН, созданным и при­меняемым внутри организации;

4) к нормам, имеющим внутригосу­дарственный характер источников, со­держащимся в актах тех или иных внут­ригосударственных органов.

Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает спе­цифику правового положения таких во­еннослужащих как особой категории участников международных правоотно­шений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о пра­вовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в раз­личных правовых сферах.

В настоящее время активное учас­тие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника мирот­ворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, ко­торый бы определял юридические пра­ва и обязанности и обеспечивал соци­альные гарантии всех участников это­го процесса.

Операции ООН по поддержанию мира.

Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций.

Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддер­жания международного мира и безопасно­сти. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто на­зывают «голубыми касками»,- это воен­нослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дис­циплину и выучку, решать задачи восста­новления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году мирот­ворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира.

Правительства государств все чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулиро­вании межэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих рай­онах мира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет мирот­ворческой деятельности Организации Объе­диненных Наций было учреждено 13 опе­раций, то с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, кото­рый пришелся на 1993 год, общая числен­ность развернутого на местах военного и гражданского персонала Организации Объе­диненных Наций из 77 стран достигла бо­лее 80 000 человек. При организации слож­ных по своему характеру миссий, предус­матривавших ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накоплен­ный при проведении «традиционных» опе­раций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как пра­вило, нацелены на решение главным об­разом военных задач, таких, как наблю­дение за прекращением огня, разъедине­ние противоборствующих сил и создание буферных зон.

К выполняющим функции миротворцев Организации Объединенных Наций военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие гражданс­кие специалисты. Диапазон их задач ши­рок - от обеспечения охраны при дос­тавке гуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим противни­кам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений. Миротворцев Организации Объединенных Наций привлекают к решению таких за­дач, как оказание помощи в разоружении и демобилизации бывших комбатантов, содействие в подготовке гражданских по­лицейских, наблюдение за их деятельнос­тью, помощь в организации выборов и на­блюдение за их проведением. Работая совместно с учреждениями Организации Объединенных Наций и другими гумани­тарными организациями, миротворцы по­могали беженцам возвращаться в свои дома, обеспечивали контроль за соблюде­нием прав человека, обезвреживали на­земные мины и начинали мероприятия по восстановлению.

Как правило, операции по поддержа­нию мира учреждает Совет Безопасности - орган Организации Объединенных На­ций, несущий главную ответственность за поддержание международного мира и бе­зопасности. Совет определяет масштабы операции, ее общие цели и временные рамки. Поскольку Организация Объединен­ных Наций не располагает собственными вооруженными силами или гражданской полицией, государства-члены сами реша­ют, участвовать ли им в той или иной миссии и, в случав участия, какой персо­нал и какое имущество они готовы предо­ставить.

Успех операций по поддержанию мира зависит от четкости и практической осуществимости их мандата, эффективности командования из Центральных учрежде­ний и на местах, наличия постоянной по­литической и финансовой поддержки со стороны государств-членов и, что, возмож­но, наиболее важно, сотрудничества сто­рон в конфликте.

Миссия учреждается с согласия пра­вительства страны, где она разворачива­ется, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоим образом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой. Самым эффектив­ным «оружием» миротворцев является их непредвзятость и легитимность в силу того, что они представляют международное со­общество в целом.

Военнослужащие, входящие в состав операций Организации Объединенных На­ций по поддержанию мира, носят легкое оружие и имеют право на применение минимальной силы в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Гражданские полицейские обычно не вооружены. Специфика службы военных наблюдателей состоит в том, что свою миссию они выполняют фактически без оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко - лишь на интуицию.

Миротворцы Организации Объединен­ных Нации не могут навязывать мир в тех случаях, когда этого мира нет. Тем не менее, когда стороны в конфликте стре­мятся к мирному урегулированию своих разногласий, операция Организации Объединенных Наций по поддержанию мира может стимулировать достижение мира и давать «передышку» создавать более ста­бильные и безопасные условия, в которых можно найти и использовать пути прочно­го политического урегулирования.

Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира следует от­личать от других форм многонационально­го военного вмешательства, включая «при­нудительные» меры. В ряде случаев Со­вет Безопасности разрешал государствам-членам использовать «все необходимые средства», включая применение силы, для принятия мер в связи с вооруженным конфликтом или угрозами миру. Действуя на основе такой санкции, государства "члены образовывали военные коалиции - в ко­рейском конфликте в 1950 году и в ответ на вторжение Ирака в Кувейт в 90-å годы. Многонациональные операции развертыва­лись в дополнение к операциям Организа­ции Объединенных Наций в Сомали, Руан­де, Гаити и в Боснии и Герцеговине, В 1997 гору Совет санкционировал действия «коалиции желающих» в связи с ситуаци­ей в Албании. Он также санкционировал развертывание многонациональных миротворческих сил в Центральноафриканской Республике, которые в марте 1998 года были заменены Миссией Организации Объединенных Наций в Центральноафри­канской Республике (МООНЦАР).

Каковы масштабы операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? С 1948 года Организация Объединен­ных Наций провела 48 операций по под­держанию мира. Тридцать пять операций по поддержанию мира были учреждены Советом Безопасности в период с 1988 по 1998 год. В настоящее время осуществляется 16 операций, в которых участвуют примерно 14 000 миротворцев. В составе операций Организации Объединенных На­ций по поддержанию мира служили свыше 750 000 военнослужащих и сотрудников гражданской полиции и тысячи других граж­данских специалистов; болев 1500 чело­век погибли при исполнении служебных обязанностей в составе этих миссий.

Наиболее значимыми из специальных миссий и операций по поддержанию мира являются: специальная миссия в Афганистане, контрольная миссия в Анголе, миссия добрых услуг в Бурунди, группа военной связи ООН в Камбодже, миссия наблюдения в Сальвадоре, специальный посланник и группа военных наблюдателей в Грузии, ирако-кувейтская миссия, специальный посланник в Таджикистане и ряд других.

Кто обеспечивает руководство? Миротворческие миссии учреждают и их задачи определяют пятнадцать госу­дарств - членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В Уставе Организа­ции Объединенных Наций конкретно указывается, что Совет несет главную ответственность за поддержание международ­ного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китай, Российская Федерация, Соеди­ненное Королевство, Соединенные Штаты и Франция - может наложить вето на любое решение, касающееся операций но под­держанию мира.

Военный и гражданский полицейский персонал операций по поддержанию мира остается в составе своих национальных формирований, однако служит под опера­тивным управлением Организации Объе­диненных Наций, и он обязан вести себя с учетом сугубо международного характе­ра своих задач. Участники миссий носят форменную одежду своих стран, а на их принадлежность к миротворцам Организа­ция Объединенных Наций указывают голу­бые береты или каски и отличительные знаки Организации Объединенных Наций. Гражданский персонал прикомандировыва­ется из Секретариата Организации Объе­диненных Наций, учреждений Организации Объединенных Наций или правительств, либо работает на контрактной основе.

Во что это обходится? Смета расходов на проведение опера­ций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на период с июля 1997 года по июнь 1998 года составляет при­мерно 1 млрд. долл. США. Этот показа­тель уменьшился по сравнению с суммой в 3 млрд. долл. США в 1995 году, которая отражала расходы в связи с проведением операций Организации Объединенных На­ций по поддержанию мира в бывшей Юго­славии. Все государства-члены участвуют в покрытии расходов на проведение опе­раций по поддержанию мира в соответ­ствии с формулой, которую они разрабо­тали и согласовали. Тем не менее, по состоянию на февраль 1998 года государ­ства-члены были должны Организации Объединенных Наций примерно 1,6 млрд. долл. США в виде причитающихся за ны­нешний и предыдущий периоды взносов на проведение операций по поддержанию мира.

Какую компенсацию получают миротворцы? Военнослужащие сил по поддержанию мира оплачиваются правительствами сво­их стран в соответствии с их рантом и шкалой окладов в национальных воору­женных силах. Расходы стран, доброволь­но предоставляющих персонал для опера­ций по поддержанию мира, возмещаются Организацией Объединенных Наций по единой ставке, составляющей примерно 1000 долл. США на одного военнослужащего в месяц. Организация Объединенных Наций также возмещает странам расходы за предоставленное имущество. В то же время выплата возмещения этим странам часто задерживается в связи с нехваткой наличности, вызванной неуплатой государ­ствами-членами своих взносов.

Кто предоставляет персонал и имущество? Ответственность за поддержание меж­дународного мира и безопасности несут все государства-члены. С 1948 года в раз­личные периоды свой персонал предос­тавляли более 110 стран. По состоянию на начало 1998 года военный и гражданс­кий полицейский персонал для текущих миссий предоставляет 71 государство-член. Гражданский персонал предоставляют прак­тически все страны.

Почему операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира продолжают иметь важное значение? Вооруженные конфликты по-прежнему возникают в силу самых разных причин:

· неадекватные политические структуры в странах распадаются или оказываются неспособными обеспечить упорядоченную передачу власти;

· разочарованное население выступает, часто по принципу этической принадлеж­ности, на стороне все более мелких групп, которые не всегда уважают национальные границы;

· борьба за контроль над скудными ре­сурсами обостряется по мере озлобления и разочарования населения, оказавшегося в тисках нищеты.

Эти факторы создают благоприятную почву для насилия в пределах одного го­сударства или в отношениях между ними, Насилие подпитывается огромным количе­ством оружия практически любых типов, легко доступного во всем мире. В итоге -страдания людей, часто приобретающие массовый характер, угрозы международ­ному миру и безопасности в более широ­ком плане и распад экономической и со­циальной жизни населения целых стран.

Многие сегодняшние конфликты могут показаться чем-то далеким для тех, кто не находится непосредственно на линии огня. Однако государства мира должны сопоставлять риски, с которыми связаны действия, с очевидными опасностями без­действия. Неспособность международного сообщества принимать меры по обузда­нию конфликтов и их мирному урегулиро­ванию могут привести к расширению конфликтов и увеличению круга их участни­ков. Недавние события показали, насколько быстро гражданские войны между сторо­нами в одной стране могут дестабилизи­ровать соседние страны и распространяться на целые регионы. Лишь немногие совре­менные конфликты можно считать под­линно «локальными». Зачастую они по­рождают целый спектр проблем - таких, как незаконная торговля оружием, терро­ризм, торговля наркотиками, потоки бе­женцев и ущерб окружающей среде, - по­следствия которых ощущаются далеко за пределами непосредственной зоны конф­ликта. Для решения этих и других гло­бальных проблем необходимо международное сотрудничество Операции Организа­ции Объединенных Наций по поддержанию мира, опирающиеся на полувековой опыт в этой области, являются незаменимым методом воздействия. Легитимность и уни­версальность являются их уникальными особенностями, обусловленными самим их характером деятельности, осуществляемой от имени всемирной организации, в со­став которой входят 185 государств-чле­нов. Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира могут откры­вать двери для усилий в области мирот­ворчества и миростроительства в целях достижения прочного мира, которые без них могут оставаться закрытыми.

Для стран, в которых производится развертывание операций Организации Объединенных Наций по подражанию мира, их легитимность и универсальность:

¨ ограничивает последствия для национального суверенитета, с которыми могут быть сопряжены другие формы иностранного вмешательства;

¨ может стимулировать обсуждения между сторонами в конфликте, которые в про­тивном случае могли оказаться невозмож­ными;

¨ может привлечь внимание к конфлик­там и их последствиям, которые в против­ном случае могли оставаться незамеченными.

Для международного сообщества в бо­лее широком плане операции Организа­ции Объединенных Наций по поддержанию мира:

¨ могут стать отправной точкой для мо­билизации международных усилий, демон­стрирующих сторонам, что международное сообщество выступает за мир единым фронтом, и могут ограничить распростра­нение альянсов и противостоящих им со­юзов, способных усугубить конфликты;

¨ дают многим странам возможность разделить бремя, связанное с принятием мер по контролированию и урегулированию конфликтов, что приводит к повыше­нию эффективности деятельности в гума­нитарной, финансовой и политической об­ластях.

Заключение.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современных условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности как на региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Однако, необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим.

Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то начиная с 1988 года было инициированно проведение28 новых операций.

Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Собружество как региональная организация, взявшая на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открываер новые горизонты развития миротворчества.

Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР, миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.Нерешенные национальные, территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии, Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии.

В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для формирования в странах СНГ(при активном участии России) собственной концепции миротворческой деятельности.

Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит известный афоризм Гегеля: "Народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее"... По крайней мере надо им в этом помочь.

Список литературы:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Московский учебник Часть II 10-11 / Под ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1998;

4. Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств - Сборник документов и теоретических материалов по миротворческой деятельности в Содружестве Независимых Государств. - М., 1995;

5. Вартанов В.Н. и др. Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951-2001 гг.). - М., 2001;

6. Ивашов Л.Г. Эволюция геополитического развития России: Исторический опыт и уроки. - М., 1999;

7. Ивашов Л.Г. Национальная безопасность // Профи. - 1998. - №1-2.

Цель урока: Познакомить учащихся с нормативно-правовой основой международной (миротворческой) деятельностью ВС РФ и статусом военнослужащих, участвующих в миротворческой деятельности ВС РФ.

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

— Сообщение на тему «Перевооружение воинских формирований на современные виды вооружения и военной техники и национальная безопасность России»

— Какие основные функции выполняют ВС РФ?

— Какие основные задачи решают ВС РФ в современных условиях?

— В чем заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 26, стр. 124-127.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

Таким образом, в настоящее время Вооруженные силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных сил по поддержанию мира.

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (От 26.05 1995г.).

В последние годы военнослужащие из миротворческих подразделений Вооруженных сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в четырех регионах – Сьерра-Леоне (Африканская республика), Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии и Южной Осетии. Например, на территории Абхазии российские миротворцы проводили разминирование территории, восстанавливали объекты жизнеобеспечения населения, проверяли техническое состояние железной дороги, а также ремонтировали автомобильные дороги. Российские медики-миротворцы в стационарных условиях оказывали неоднократную помощь представителям местного населения.

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производится за счет федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 года, Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 года.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территориях стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в ВС РФ.

Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность ВС РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

7-11 августа 2000 года было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».

В соответствии с соглашение между правительствами РФ и Королевства Норвегия «О сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море» в сентябре 2008 года прошло совместное российско-норвежское учение «Баренц-2008». Со стороны России в учении принимало участие спасательно-буксирное судно Северного флота и самолет Северного флота.

Выводы:

1. Благодаря своему участию в миротворческих операциях РФ способствует предотвращению кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

2. В РФ сформирован специальный воинский контингент миротворцев.

3. Международная деятельность ВС РФ проводит мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

III. Закрепление материала:

— Каковы значение и роль международной деятельности ВС РФ?

— Что включает в себя Международная деятельность ВС РФ?

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: § 26, стр. 124-127. Задание: 1. Подготовить сообщение на тему: «Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России».

⇓ Посмотреть урок в формате PDF-документ по ссылке ⇓



Читайте также: