Детские произведения о весне список. Короткие рассказы про весну

Рассказы про весну, рассказы про весеннюю природу. Познавательные весенние рассказы о весне для детей начальной школы.

Рассказы для детей начальной школы

Весна-красна

На огороде распустила верба белые пуховки. Жарче и жарче светит солнце. Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги.

Лёд на реке посинел.

На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.

Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радёшеньки-рады.

— Жив! Жив! Жив!

Прилетели белоносые грачи. Важные, чёрные, ходят они по дорогам.

В лесу точно кто-то проснулся, смотрит голубыми глазами. Смоляно пахнут ели, и от множества запахов кружится голова. Первые подснежники раздвинули своими зелёными лепестками слежалый прошлогодний лист.

В эти дни тело берёз наливается сладким соком, ветви буреют и набухают почки, а из каждой царапины сочатся прозрачные слёзы.

Самый час пробуждения наступает неуловимо. Первая ива, а за ней — отведёшь невзначай глаза — весь лес стал зелёным и нежным.

Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. В эти ночи в беззвёздном небе слышен свист бесчисленных крыльев.

Жук прогудел, стукнулся о берёзу и замолк. Комар дудит над болотом.

А в лесу по сухому листу хорь — шух! шух! И заиграл в небе первый баранчик-бекас.

Загомонили на болоте журавли.

Серый волк, хоронясь кустами, прошёл на болото.

По осветлевшему небу протянул первый зазябший вальдшнеп, цвиркнул над лесом и скрылся.

Громче и громче на суку играет глухарь. Поиграет — и слушает долго, вытянув шею. А хитрый охотник стоит недвижно, ждёт новой песни — тогда около глухаря пали хоть из пушки.

Первый навстречу солнцу столбом поднялся с межи жаворонок, выше и выше, и полилась на землю его золотая песня. Он первым увидит сегодня солнце.

А за ним, на полянах, распустив хвосты, пошли в хороводе тетерева-косачи. Далеко по заре слышен их гулкий голос.

Взошло солнце — не успеешь ахнуть. Сперва закрылись самые маленькие окошечки-звёзды. Только одна большая звезда осталась гореть над лесом.

Потом небо зазолотилось. Дыхнуло ветерком и потянуло лесной фиалкой.

Грохнул по заре выстрел и долго катился по полям, и лесам, и перелескам. На минуту всё приумолкло, а потом хлынуло ещё звонче.

Над рекой и лугом повис текучий белый туман.

Зазолотились макушки — сильный и весёлый кто-то по лесу вскрикнул! — поднялось над землёю ослепительное солнце.

Смеётся солнце, играет лучами. И нет сил, глядя на солнце, сдержаться.

— Солнце! Солнце! Солнце! — поют птицы.

— Солнце! Солнце! Солнце! — цветы раскрываются.

(И. Соколов-Микитов)

Весна

Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко.

Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело, радостно закричали:

— Скворцы! Скворцы прилетели!

Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось... А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают большого тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегучую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги...

Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли.

— Гуси! Гуси! Журавли! — кричат, задрав головы, ребята.

Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью.

Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекою покатился радостный крик...

Всё теплее, шумнее и краше весна.

На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи.

А над полянкой, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

(И. Соколов-Микитов)

Прилёт зябликов

От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны, тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей неодетой берёзы.

За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми нам дорогими цветами земля, потрескаются смолистые почки на тополях, раскроются ароматные клейкие зелёные листики, и тут прилетает кукушка. Тогда только, после всего прекрасного, все скажут: «Началась весна, какая прелесть!»

(М. Пришвин)

Цветут берёзки

Когда старые берёзы цветут и золотистые серёжки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листья, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной с дождевую каплю, но всё-таки весь лес ещё серый или шоколадный — вот тогда встречается черёмуха и поражает: до чего же листья её на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черёмухи уже готовы. Кукушка поёт самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чёртова тёща и та в это время очаровательна, потому что не поднялась ещё со своими колючками, а лежит на земле большой, красивой звездой. Из-под чёрной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-жёлтые цветы.

(М. Пришвин)

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтым, как золото, пухом на крыльях,— суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков.

Подборка детских книг о весне.

"Весна-красна, ты на чем пришла?" Энциклопедия детского фольклора

Издательство: Белый город
Серия: Моя первая книга

У каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд, бодрящие морозы. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену весне спешит грибное, ягодное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень. Издавна смена времён года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами. Устраивались проводы зимы (Масленица), встреча весны; летний праздник - завивание берёзки (Семик); праздник урожая осенью (дожинки) и другие.

Календарные песни, сказки и напевы к ним, вошедшие в книгу, собраны музыковедом-фольклористом, членом Союза композиторов России Георгием Марковичем Науменко за тридцать лет в фольклорных экспедициях в Ивановской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Смоленской, Курской, Брянской, Рязанской и других областях. Книга имеет большое художественное, историческое, воспитательное значение. Она интересна широкому кругу читателей и может употребляться в качестве одного из учебных пособий к курсам "Введение в народоведение" и "Мир народной культуры", разработанным для начальной и средней школы, а также программы "Наследие" для работы с детьми дошкольного возраста.
Собрал и обработал Георгий Маркович Науменко.

В. Бианки "Дед Мороз и весна"

Художник: А. Асеев
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Новые старые книжки

В книжке две сказки Виталия Бианки (1894-1959) о том, как живут лесные звери в снежную зимнюю пору под властью Деда Мороза и как они радуются приходу тёплой красавицы Весны. Герои сказок, обитатели леса как будто оживают на страницах книжки в иллюстрациях Андрея Асеева.

И. Соколов-Микитов "Весна в лесу"

Художник: Г. Никольский
Издательство: Речь
Серия: Любимая мамина книжка

Радостно и шумно в весеннем лесу. Звенят под деревьями резвые ручейки, курлыкают на болоте журавли, поют на токовище глухари, заливаются на деревьях певчие дрозды… Писатель И. Соколов-Микитов и художник Г. Никольский рассказали читателям о весенних хлопотах лесных зверей и птиц.

Р. С. Бернер "Весенняя книга"

Издательство: Самокат
Серия: Городок

Очень нравится эта книга хорошими иллюстрациями, множеством мелких деталей, рассматривать и беседовать с ребенком по книге можно бесконечно. Очень интересно придумывать разные истории про героев книги.

"Весенняя книга " знакомит начинающих читателей со всеми обитателями Городка - людьми и животными. Эти книги расскажут множество интересных историй, которые произошли на улицах Городка однажды весной. Книжки-картинки Ротраут Сузанны Бернер стали бестселлерами во многих странах мира от Японии до Фарерских островов. И нет никаких сомнений, что добрые, отзывчивые и любознательные герои этих оригинальных книжек будут любимы и в России.

По книге есть также расскраска.

И. Гунилла "Весна мишки Бруно"

Художник: И. Гунилла
Издательство: Мелик-Пашаев

Мишка Бруно и его собака Лолла - герои 4-х книжек-картинок, созданных современной шведской художницей Гуниллой Ингвес. Каждая книга посвящена одному из времен года - зиме, весне, лету и осени - и в ней описывается один день из жизни героев, наполненный занятиями и развлечениями "по сезону".
В книге "Весна мишки Бруно" мишка с собакой с утра отправляются на прогулку, чтобы посмотреть, что же изменилось в природе с наступлением весны. Они наблюдают за тем, как птицы вьют гнёзда и выводят птенцов, как сквозь прошлогоднюю листву пробивается молодая травка, как просыпаются насекомые. Они учатся различать по голосам певчих птиц - жаворонка, дятла, сову, сажают рассаду и делают весеннюю уборку в доме. День получается очень насыщенным и охватывает все основные весенние приметы, заботы и повседневные дела. Всё, что видят и делают Бруно и Лолла, можем увидеть и проделать каждую весну и мы - на даче, в парке, во время загородной прогулки.
Главную историю книги "обрамляют" записки из дневника наблюдений Мишки Бруно, которые вынесены в начало и в конец книги. В них содержится множество зарисовок и познавательных сведений из мира окружающей природы определенного времени года. Первый дневниковый разворот посвящен птицам: кто как выглядит и как поет, из чего вьют гнезда и как выводят птенцов. Второй - подробно рассказывает о том, как посадить рассаду, как прорастает в земле семечко, как выглядят первые подснежники.
Книги из серии о мишек Бруно можно назвать практической энциклопедией времен года для детей 3-6 лет. С нежными иллюстрациями пастельных тонов, множеством деталей для рассматривания на каждой странице и обаятельными главными героями.

"Песенка ручейка" изд. Ранок

Книга в целом хорошая, красивые нежные акварельные рисунки, стихи и рассказы русских классиков о весне, правда 3 произведения совсем не вписываются в тему "Весна", что немного портит впечатление об этой книге.

"По опушке шла весна" В. Степанов

Симпатичные рисунки, хорошие стихи, маленький, удобный формат книги.

"Весна. От 5 лет по теме "Весна" изд. Карапуз

Очень нравятся иллюстрации этого пособия. В пособии разные задания для детей на тему.

Ольга Одинцова
Цикл занятий по чтению художественной литературы в 1 младшей группе

Тема : «Чтение стихотворения А . Майкова «Ласточка примчалась.»

Программное содержание.

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст и понимать его содержание.

Воспитывать интерес к .

Материал : картинка с изображением ласточки, собачка Тяпа, картинки с изображением весны и зимы для игры «Чего не стало» .

Примерный ход занятия .

1 часть. Собачка Тяпа приносит картинку с изображением ласточки и книжку.

Воспитатель : - Здравствуй, Тяпа. Поздоровайтесь с ним ребята.

Что ты нам сегодня принес. (Прикрепляет ласточку на магнитную доску) .

Да это птица ласточка. Дети посмотрите на картинку. Это птица ласточка.

Давайте все вместе скажем. Скажи Миша, Лиза, Алина, Славик, как называется птица.

А ещё Тяпа принес книжку, он хочет, чтобы я вам прочитала стихотворение А. Майкова «Ласточка примчалась.» , слушайте внимательно. (Чтение стихотворения 2 раза) .

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела :

«Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

Вопросы : - Откуда примчалась ласточка?

Как она пела про февраль?

Как она пела про март?

Что часто бывает в марте?

Какое время года наступило?

Молодцы, вы внимательно слушали и отвечали правильно.

Давайте поиграем в игру «Приветствие» , вставайте около стульчиков.

2 часть. Тяпа принес нам картинки с разными временами года, давайте на них посмотрим.

(2 картинки про зиму и 2 картинки про весну) .

Давайте поиграем в игру «Чего не стало» . .

.

Какого времени года не стало? (Дети отгадывают) . Игра повторяется 3-4 раза.

(Дети отвечают) .

Тема : «Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Весна»

Программное содержание.

Продолжать приучать детей слушать внимательно стихотворение, сопровождать чтение показом картинок с изображением весны, понимать смысл услышанного.

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитывать интерес к чтению .

Материал : картинки с изображением весны, собачка Тяпа, книжка.

Примерный ход занятия

Собачка Тяпа приносит картинки про весну, которые воспитатель прикрепляет на магнитную доску и книжку.

Воспитатель. – Посмотрите, ребята, что нарисовано на картинках. Давайте внимательно

посмотрим и скажем.

Какое время года здесь изображено?

Правильно, весна. Скажи Миша, Алина, Кирюша, повтори Полина, Рома.

(Воспитатель с детьми перечисляют приметы весны изображенные на картинках).

А Тяпа принес нам еще книжку, хотите послушать, что в ней написано.

Слушайте внимательно.

Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Понравилось вам стихотворение, а о чем оно, давайте расскажем. (Если дети затрудняются, стихотворение читается еще раз) .

Какие приметы весны описанные в стихотворении вы запомнили? .

Какие птицы прилетят весной?

Какое стало солнце?

Миновала, значит прошла пора метель и вьюг, которые бывают зимой.

Послушайте стихотворение еще раз.

Тяпа говорит вам спасибо, и мы скажем Тяпе спасибо за интересное стихотворение и картинки. – Вставайте в кружок и поиграем с Тяпой в игру «Хлопаем в ладоши»

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! (Дети хлопают в ладоши по сигналу воспитателя) .

Громко, весело хлопаем.

Тема : «Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Сельская песня»

Программное содержание.

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст и понимать его содержание, слушать художественное произведение без наглядного сопровождения

Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию услышанного стихотворения несложным предложением.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы .

Материал : картинки с изображением птиц для игры «Какой птицы не стало?» , собачка Тяпа, книжка.

Примерный ход занятия

1 часть. Собачка Тяпа приносит книжку и картинки с изображением птиц. Воспитатель прикрепляет изображение ласточки на магнитную доску.

Тяпа хочет, чтобы я вам прочитала стихотворение Плещеева «Сельская песенка» , а вы хотите послушать. Тогда слушайте внимательно.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой.

Что делает травка? А солнышко? (Индивидуальные и хоровые ответы)

Кто с весною к нам летит?

Что прощебечет нам ласточка с дороги?

Что я дам ласточке?

Что споет нам ластояка?

Откуда принесла ласточка песню?

Молодцы, вы внимательно слушали, поэтому правильно отвечали.

(Тяпа «гладит лапкой» активных детей)

Тяпа хочет поиграть с вами в игру «Приветствие» , вставайте около стульчиков.

Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны, как лучи

Здравствуй, небо голубое! Руки поднимаем вверх.

Здравствуй, вольный ветерок! Руки раскачиваем из стороны в сторону.

Здравствуй, маленький дружок! Дети обнимают друг друга.

2 часть. Тяпа принес нам картинки с разными птицами, давайте на них посмотрим.

Рассматривают и называют картинки (воробей, синичка, ласточка, ворона) .

Давайте поиграем в игру «Какой птицы не стало» . (Прикрепляет картинки на магнитную доску) .

Закрывайте глаза, а я уберу одну картинку. (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок) .

Какой птицы не стало? (Дети отгадывают) . Игра повторяется 3-4 раза.

Молодцы, дети. Вы очень внимательно смотрели и все угадали.

Спасибо, тебе Тяпа, что порадовал ребяток.

А Тяпа хочет узнать, вы запомнили про кого читали стихотворение? (Дети отвечают) .

Публикации раздела Музыка

Весенний плейлист

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

В есна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями - в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят -
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы - от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова - Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра - на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года - симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова - один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:

С приходом весны в детских садах и школах наступает пора, когда дети слушают рассказы педагогов на тему «Весна» и наблюдают изменения в природе на улице. Лучше всего рассказ про весну преподносить детям, выйдя в парк или поехав на природу в загородную местность, где весна предстает во всей своей красе. К сожалению, весной в городе не очень уютно, и детям трудно понять всю значимость

  • таяния снега
  • возвращения перелетных птиц,
  • появления первых листьев на деревьях,
  • первых подснежников.

Поэтому лучше, если педагог или родитель проведет свой рассказ на тему «Весна пришла» в лесу или лесопосадке. Так поступали все великие педагоги.

О чем рассказать детям с наступлением весны?

Для дошкольников такой рассказ про весну может быть совсем простой и небольшой. Для ребят, которые ходят во 2-3 класс, можно составить более обширный и подробный рассказ на тему «Весна пришла».
В основу можно положить рассказы известных писателей:

  1. Чехова,
  2. Пришвина,
  3. Ушинского и других.

Что должны знать дети?

Что должны знать дети во 2-3 классе о весне? Почему рассказ про весну для них столь важен?

Что происходит в природе?

Весной дни становятся значительно длиннее.
Солнце греет сильнее, снег начинает таять, и на земле появляются первые проталины. На реке можно наблюдать, как трескается лед, отдельные льдины с треском плывут по течению, иногда реки разливаются и покрывают водой берега. Рассказ про весну поможет детям представить целостную картину прихода этого времени года.
Небо приобретает синий оттенок, становится теплее. Позднее всего снег тает в тех местах, куда не заглядывает солнце: в оврагах, густых чащах, в лесу. С таянием снега пробивается сквозь землю первая травка, а за ней подснежники и фиалки, которые в большом количестве можно найти в лесу, потом одуванчики показывают свои желтые шляпки. Начинают цвести липа, береза, за ними – липа, ольха, дуб, клен. Если в лесу в это время надрезать кору березы, из нее польется горьковатый сок. К маю расцветает душистый ландыш, а из деревьев – абрикос, вишня, яблоня, груша. Рассказ про весну позволит детям больше обращать внимания на подобные изменения.

Какие птицы прилетают первыми?

Из птиц первыми прилетают грачи: они возвещают приход весны. Красивые картинки и плакаты про птиц Вы можете посмотреть .
За грачами прилетают:

  1. жаворонки,
  2. дрозды,
  3. кукушки,
  4. дикие голуби,
  5. журавли.

Для самых маленьких можно использовать книгу издательства Карапуз «Веснушка-весна»:

Информация для детей про каждый месяц

Сказка о весне:

Короткие произведения классиков, а также выдержки и отрывки по теме

Загадки и стихи

Тематическое занятие с рассказами, загадками, стихами и вопросами:




Читайте также: