Вспомним
- Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу? А в зимнем?
- О каких связях в природе мы уже узнали, изучая тему «Весна и лето»?
- Как мы обозначали невидимые нити на схемах?
С кем дружит ива
Отправимся на поиски невидимых нитей в весенний лес.
Вот на опушке цветущая ива. Её жёлтые серёжки заметны издалека. Подойдём поближе и услышим негромкий гул. Присмотревшись, обнаружим, что это жужжат пчёлы и шмели. В цветках ивы они находят богатое угощение - нектар и пыльцу.
Здесь же увидим и бабочек, которых тоже привлёк сладкий нектар. Для всех этих насекомых ива - кормилица. Но они не остаются в долгу: опыляют растение. Что это значит? Насекомые невольно переносят с цветка на цветок цветочную пыльцу, прилипшую к их мохнатому тельцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!
Не только ива, но и другие цветущие растения весеннего леса дружат с насекомыми. Крылатые гости кормятся на цветках и в то же время опыляют растения.
- Рассмотри рисунок. Найди пчёлу, шмеля, бабочку. Соотнеси рисунок со схемой. Объясни, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны.
Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы
Не бывает леса без деревьев, без насекомых, без птиц. И все они между собой связаны, все друг от друга зависят. Великое множество насекомых кормится на деревьях - грызут древесину, кору, листву. А насекомыми кормятся птицы. Сами их едят и своим птенцам в гнёзда приносят. Помнишь, сколько раз в день прилетают к гнезду скворцы или синицы? Так и другие птицы. Нелегко прокормить потомство! А для деревьев это хорошо. Ведь если бы не птицы, некоторые насекомые так размножились бы, что от листьев и веточек ничего бы не осталось!
Даже кукушка, хотя и не строит гнезда и не кормит птенцов, деревья защищает. Кукушки поедают опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут.
- Рассмотрите рисунок. Какая птица сидит на ветвях дерева? Соотнесите рисунок со схемами. Сравните схемы между собой. Объясните связи между деревьями, насекомыми и птицами.
Подумаем!
- Что произошло бы в весеннем лесу, если бы вдруг исчезли все деревья? все насекомые? все птицы?
- Какие изученные на уроке связи относятся к связям между растениями и животными? различными животными?
- Приведи свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.
Проверим себя
- Какие насекомые кормятся на цветущей иве? Как они помогают иве?
- Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы?
Сделаем вывод
Цветущие растения весеннего леса связаны с насекомыми: насекомые кормятся на цветках и в то же время опыляют растения. Лесные деревья тесно связаны с насекомыми и птицами.
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме
"Невидимые нити в весеннем лесу"
педагог дополнительного образования Гонзина С.А.
Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД обучающихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме «Невидимые нити в лесу».
научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу
научатся составлять схемы взаимосвязей в природе
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
формировать навыки работы с ПК (познавательные УУД).
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
формирование начальных форм рефлексии, самооценки (регулятивные УУД).
формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, АРМ учителя, 4 ПК на каждую группу детей, программа “Окружающий мир” 2 класс (Кирилл и Мефодий), smart-доска, карточки для фронтальной работы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельностиЦель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.
Музыкальный момент: звуки леса.
Стихотворение
Когда ты идешь про тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится.
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою - скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке.
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Мы с вами друзья, по тропинке идем,
Ответы искать под зеленым шатром.
– Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся, где мы услышим эти звуки?
Ответы детей: в лес.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в весенний лес.
– А что каждый путешественник берет с собой в дорогу?
– Правильно. В рюкзаке у него находятся все необходимые вещи.
– А как вы думаете, что будет лежать в нашем рюкзаке? Да, верно.
– Тогда с чего мы начнем наш урок?
– На какие группы делится природа? (Схема в презентации)
– Что относится к неживой природе?
– На какие две группы делится живая природа?
– На какие группы мы можем разделить животных?
– На какие группы мы можем разделить растения?
– Как вы думаете, есть ли связи между живой и неживой природой и этими представителями животного и растительного мира?
– Как называются эти связи в природе?
– Итак, тема сегодняшнего урока
«Невидимые нити в весеннем лесу»
.
– Какое задание я вам предложу? – Верно.
Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
На слайде презентации показаны элементы данной схемы. Необходимо установить связи между элементами. Составить схему. (Группам раздаются конверты с заданием).
Поднимите руки капитаны тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ.
С чем вы столкнулись при выполнении этого задания?
В чем оно заключается?
– Рюкзак!
– Знания, правила поведения в лесу и т.д.
– С повторения необходимых знаний.
Живая и неживая.
Солнце, река, камни и т.д.
– Животные и растения.
– Звери, птицы, насекомые.
– Деревья, кустарники, травы.
– Есть.
– Невидимые нити.
– Задание на пробное действие.
– С затруднением.
– Мы не знаем, как составить схему.
3. Построение проекта выхода из затруднения
Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?
– Какую цель вы перед собой поставите?
Наш план: 1) поработать с учебником 2) поработать в группах или в парах 3) сделать выводы
– Необходимо поставить цель.
4. Реализация построенного проекта
У каждой команды на столах лежит маршрутный лист с теми заданиями, которые нам сегодня предстоит выполнить. За каждое правильно выполненное задание команда ставит себе один балл после каждого выполненного задания.
Чтение параграфа учебника стр. 90 с попыткой ответить на вопрос, о каких связях здесь идет речь?
– Давайте убедимся в правильности предположений и прочитаем вывод в тексте учебника.
– А теперь давайте отметим на листе пробного задания эту связь. (Отмечают связь в пробном задании Растения – Животные).
– Что вы можете сказать еще об этой невидимой нити? Что можно сказать о растениях и животных в этой связи?
Теперь вы самостоятельно на своих компьютерах протянете невидимые нити в виртуальном лесу. Для этого выполним интерактивное задание урока 8 задание № 5 (эл.приложение Кирилл и Мефодий) для того чтобы установить следующий вид связи. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Животные – Животные).
Физкультминутка. Давайте сделаем небольшой привал и отдохнем.
– Следующее задание, которое мы выполним Урок 7, задание № 7 . Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Живая природа – Неживая природа).
– Переходим к следующему интерактивному заданию в приложении Кирилла и Мефодия. Урок 10, задание № 7 . Необходимо построить цепь питания человека. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О какой связи речь идет в этом задании? (Отмечают связь в пробном задании Человек – Природа)
Чтение параграфа вслух хорошо читающими учениками. Чтение вывода.
Предположения детей.
О взаимосвязях растений и животных.
– Это звенья
цепи питания
.
Дети на компьютерах выполняют интерактивные задания. Нажимают клавишу самопроверки, сигналят о выполненной работе.
– О взаимосвязях растений и животных. О взаимосвязях животных и животных.
– О взаимосвязях Живой природы и Неживой природы.
– О взаимосвязи Человека с Природой.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Итак, посмотрите на пробное задание, давайте проговорим вместе, какие эталоны у нас получились. Протянем нити в лесу и сделаем их видимыми.
– Какой ваш следующий шаг на уроке?
Дети выходят к доске по одному и проводят линии связей между элементами схемы.
– Научиться применять новые эталоны.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания?
– Верно. Сейчас вы разобьетесь по парам и получите задание. Давайте повторим правила работы в парах. Подумайте, между какими представителями Живой природы вы сможете протянуть нити. Составьте схему. (Учащимся раздаются листы с изображениями растений и животных).
Проверка по образцу на экране. (Два стола проверяют по одному эталону, два стола по другому эталону).
– У кого есть ошибки? В чем они состоят? Сделайте вывод.
Где вы можете это сделать?
– У кого нет ошибок? Сделайте вывод.
– Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называют невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто САМ ЧЕЛОВЕК нарушает эти связи.
– Чтобы узнать, что человек может сделать, чтобы невидимые нити сохранялись, выполним задание Урока 10, № 9 . Как человек помогает природе?
Возврат в исходное задание № 9, какие действия человека вредят природе?
– 2017 Год в Росси указом президента назван годом Экологии.
Послушайте замечательные слова поэта Е.Евтушенко:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Как вы думаете, о каких зверях внутри себя говорит поэт?
Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу, невидимые нити в ней?
– Выполним самостоятельную работу.
– Оценивание в парах.
– Нам необходимо тренироваться в составлении схем взаимосвязей в природе.
– При выполнении д/з.
– Мы хорошо усвоили новую тему.
– Ответы детей.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Давайте подведем итоги. Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы сегодня поставленной цели? (Демонстрация слайда с темой и целями урока.)
– Удалось ли сделать открытие самим?
– Оцените свою работу на уроке, возьмите ваши маршрутные листы, переведите баллы в отметки.
На экране перед вами начало фраз, давайте их продолжим.
Я узнал…
Я научился…
Я остался не доволен…
Я остался доволен…
Молодцы, сегодня вы хорошо поработали.
Домашнее задание: составить схему любой из связей.
– Узнать, как составлять схему о связях в природе.
– Достигли.
– Да.
Приложение №1
Задания | Баллы |
|
Работа с учебником | ||
Интерактивное задание.Урок 8 ,задание 5 | ||
Интерактивное задание.Урок 7 ,задание 7 | ||
Интерактивное задание.Урок 10,задание 7 | ||
Интерактивное задание.Урок 10 ,задание 9 | ||
Отметка: |
Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.
В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.
I. Организационный момент.
(запись на доске)
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».
Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:
У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)
А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
У. Какая тема урока получилась?
Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1
У.А в какое время года, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
У. Итак, сформулируйте тему урока.
Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)
У.А чем мы будем заниматься на уроке?
(На доске)
Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.
Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.
III. Актуализация знаний.
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.
У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?
Д. Животных, растений., бактерий, грибов, микроорганизмов.
Вывешиваются картинки с царствами.
У. А что относится к неживой природе?
Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.
У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?
Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.
Вывешивается схема - опора.
VI. Физкультминутка.
V. Работа над новой темой.
У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?
У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)Зимой и летом одним цветом.(ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.
1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет
У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).
У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений.
У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.
У. На доске на плакате написаны животные.
Прочитайте и найдите лишнее животное.
У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.
Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.
Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.
У. А теперь находим насекомых, зверей.
У. А какой группы животных не хватает?
У. Почему?
Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.
У. Наконец - то, мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.
Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.
У. С чем это связано?
Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.
У. Какую связь мы установили?
Д. Между живой природой и неживой.
У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?
(рефераты детей)
У. Какую связь установили?
(рефераты детей)
У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.
Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.
У.А чем являются растения для животных?
Д. Домом, убежищем, пищей.
У. А как помогают растения животным?
Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.
У. Какой вывод можно сделать?
Д. Все в природе связано.
VI. Закрепление.
У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).
Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:
- установить нити и указать тип связей;
- назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.
Каждая группа рассказывает о своей работе.
У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)
Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.
У. Какой вывод сделаем?
Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.
У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?
У. Что мы с вами рассматривали?
У. Что запомнили?
VIII. Рефлексия.
У. Зачем нам нужен этот урок?
У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.
У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.
IX.Домашнее задание.
Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.
Какие изменения происходят в жизни птиц? Отметь верный ответ.
б) возвращаются из теплых краев;
в) строят гнезда и выводят птенцов.
2. Какая птица прилетает раньше других?
а) ласточка; в) жаворонок;
б) грач; г) скворец.
^
3. Как по поведению зимующих птиц узнать, что приближается весна? Напиши.
^ 4. Кто это? Подпиши.
________________ _______________ _________________
^ 5. Какие изменения происходят весной у большинства зверей?
а) линяют; в) впадают в спячку;
б) появляется потомство; г) делают запасы на зиму.
6. Какие насекомые кормятся на цветущей иве?
а) пчелы; в) комары;
б) шмели; г) бабочки.
^ Приведи пример невидимой нити в весеннем лесу.
^ Как ты думаешь, что произойдет в лесу, если вдруг исчезнут все насекомые? Напиши.
^ 9. Запиши 3 правила юного эколога: как вести себя в лесу весной.
1. ________________________________________________
2. ________________________________________________
3. ____________________________________________________
^
Проверочная работа по теме «Охрана природы весной», «Лето красное».
Объясни пословицы, как ты понимаешь их смысл?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верно ли, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях у разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице? ___________________________________________________
Ветви какого дерева часто используют в обрядах весенних праздников? Обведи в кружок правильный ответ.
б) ива; г) рябина.
^
4. Назови представителей Красной книги:
Растение - ____________________________________
Животное - ___________________________________
Птица - ______________________________________
Рыба - _______________________________________
^ 5. Как ты можешь участвовать в охране природы весной? Отметь, чего делать нельзя.
а) ловить насекомых; в)строить гнездовья;
б) рвать раннецветущие растения; г)беречь птиц.
^
6. Напиши, когда бывает день летнего солнцеворота?
_________________________________________________________
7. С какими дарами природы связаны три праздника в августе по народному календарю? Отметь кружком правильный ответ.
а) мед; в) орехи;
б) яблоки; г) грибы.
^
8. 22 июня - день летнего солнцестояния, это - …
самый длинный день в году;
самый короткий день в году;
день равен ночи.
Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Напиши.
Тип урока: комбинированный
Цель:
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
Предметные
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.
Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
Классифицировать объекты природы по существенным признакам;
Различать объекты неживой и живой природы;
Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
неживой и живой природы, сезонных явлений;
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Основные понятия
1.неживой и живой природой 2) растениями и животными
3) различными животными 4) природой и человеком
Изучение нового материала
Во-первых, давайте разберёмся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.
Относительно невидимых нитей в весеннем лесу можно сказать следующее. Трава может являться домом для для животных, едой, укрытием, а также материалом для жилища. Животные же в свою очередь опыляют растения, уничтожают вредоносных для растений насекомых и распрастраняют семена растений.
Осмысление и понимание полученных знаний
1. Определи связи по рисункам.
а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком