Раздел эта удивительная природа окружающий мир. «Обобщение и закрепление изученного материала по разделу

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Эта удивительная природа»

Учащийся ____________________________________________
1.Что называют телом?

  • всё то, что сделано руками человека;
  • любой предмет, любое живое существо;
  • любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
  • кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
  • парта, доска, стол, стул, лампа;
  • карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
  • алюминий, железо, медь;
  • алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
  • кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
  • вода, крахмал, соль, перец;
  • кефир, ряженка, хлор, фтор;
  • азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
  • в твёрдых;
  • в жидких;
  • в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
  • водород, медь, цинк;
  • кислород, азот, углекислый газ;
  • хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
  • азот;
  • кислород;
  • углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
  • при нагревании воздух расширяется;
  • при охлаждении воздух сжимается;
  • воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;
  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;
  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
  • вода с поверхности пола испарилась;
  • вода впиталась в поверхность пола;
  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? испарение воды водяной пар облако; водяной пар облако;

14.Из чего состоит почва?

    из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

15.Что растения получают из почвы?

    перегной, песок, глину;

    воздух, воду, соли;

    остатки растений и животных.

16.Как называется наука о растениях?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

17.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

18.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

    наличие воды и углекислого газа;

    наличие почвы и воздуха;

    наличие света, воды и углекислого газа.

19.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

    углекислый газ;

    кислород.

20.Как называется наука о животных?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

21.Какое из указанных животных относится к рыбам?

22.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

    коровы, бегемоты, жирафы;

    волки, лисы, кабаны;

    лоси, тюлени, киты.

23.Какая из цепей питания указана правильно?

24.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

25.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

  • головастик.

26.Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?

27.Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

    у всех насекомых бывает куколки;

    у кузнечиков нет стадии куколки;

    из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое.

28.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

29.Какие растения применяются в медицине?

    красивые;

    лекарственные;

30.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

    в заповедниках;

    на приусадебном участке;

    на бульварах и в скверах.

31.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

    в парках;

    в скверах;

    в ботанических садах.

32.Какие животные занесены в Красную книгу?

    тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

    корова, лошадь, гусь, петух;

    свинья, овца, утка, индюк.

33.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

    белка, заяц, кабан;

    бобр, соболь, куница;

    лось, лиса, волк.

34.Дополни цепи питания:

35. Напишите из каких частей состоит гриб?

36. В круговороте веществ участвуют производители, …, …, …

37. Организмами - разрушителями учёные называют …

38. Без чего могут развиваться грибы?

39.Приведите по два примера из каждого царства природы.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу.
  2. Воспитывать любовь к природе.
  3. Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления.
  4. Учить быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. законами бытия.
  5. Формировать у детей стремление к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Оборудование:

Таблички с надписями: “Врачебный консилиум”, “Эксперты”;
- вывеска “Лесная лечебница”

Карточки “диагнозы”;
- рисунки “ знаки”;
- ободки с рисунками жителей леса “Береза”, “Ель”, “Бабочка”, “Ландыш”;
- диск с записью (лесной ручеёк, голоса птиц);
- проектор.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы еще раз убедимся, что между природой и человеком существует тесная связь.

Повторим правила поведения в природе, будем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, а также укреплять своё здоровье.

Девиз нашего урока:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

Что должен делать человек, чтобы быть здоровым? (ответы детей)
- Как должен выглядеть здоровый человек? (ответы детей)
- А сейчас мы с вами поиграем.

Я буду называть слова, если слово характеризует здорового человека, вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами:

красивый, сутулый, сильный, неуклюжий, стройный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый, толстый.

Молодцы! Всё верно, но абсолютно здоровым человеком мы можем назвать только такого человека, который здоров не только физически, но и духовно.
- А что значит духовно здоровый человек? (ответы детей)

Это человек, живущий в гармонии (в согласии) с собой, с окружающими, с природой, который с раннего детства научился любить людей, жизнь, научился видеть прекрасное, ценить всё прекрасное и беречь.

2. Оздоровительная минутка “Этюд души”.

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля!”
Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода!”
Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!”
Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”

Подходит к концу первый зимний месяц - декабрь. Любое время года дарит нам много удивительных встреч с природой, незабываемую встречу с лесом.

Учитель читает стихотворение (слайды с изображением картин природы)

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода.
Клубиться на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!

Посмотрите, как красив зимний лес! (на проекторе картина с изображением зимнего леса)

Он чарует нас не только своей красотой, но и загадочностью.

Послушайте, как описывает зимний лес русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Какие он подбирает сказочные слова.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
У каждого леса своя музыка, свои голоса.

3. Физ. минутка.

Покажите мне свои ладошки. Потрите их сильно и тёплыми ручками закройте глаза, (включается диск с записью – лесной ручеёк, голоса птиц) представьте, что вы в летнем лесу на берегу лесного озера…

Послушайте Музыку леса.
- А теперь уберите ладошки и медленно откройте глаза раз, два, три…

На доске вывеска “Лесная лечебница”

Мы очутились с вами в лесу, а точнее в “ Лесной лечебнице” (больница для зверей)

4. Ролевая игра “Лесная лечебница”.

Сейчас мы разделимся по группам: (4 группы)

1 группа: “ Врачебный консилиум ” (совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способа лечения) ;
2 группа: “Художники”;
3 группа: “Эксперты” (специалисты, дающие заключение) ;
4 группа: “Жители леса”;

Проверим, что должно лежать у вас на столе для работы:

у экспертов – карточки “диагнозы”;
у художников – рисунки “ знаки”;
у экспертов – скотч, для того чтобы наклеить в РЕЦЕПТ рисунки “знаки” и карточки врачей “диагнозы”;

Сейчас начнется прием пациентов.

Каждому из них врачи определят “диагноз” и эти карточки отдадут художникам.

Художники рисуют условную схему по содержанию диагноза и все это отдают экспертам.

Эксперты всё проверяют и вклеивают в “рецепт” (ватман на доске) соответствующие рисунки и диагнозы, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение - это очень серьезное дело.

Приглашаем первую пациентку - ель (выходит “ель” учитель вручает ей карточку с текстом).

“Ель” читает - жалуется:

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой елочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.

Мы поможем тебе, ель!

(врачи подбирают карточку “диагноз”

Не ломайте ветки деревьев!
- На новогодние праздники лучше наряжать искусственную ёлочку.

художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – ель выздоравливает).

Следующая на прием приглашается - береза.

Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходит в лес люди, и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

Конечно, мы тебе, береза, поможем!

Не делайте надрезов на коре деревьев.

художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – берёза выздоравливает).

Гуляя по лесу, мы видели стройные березки.

Не напоминают ли они вам красивую осанку?
- Посмотрите, друг на друга, правильно ли вы держите спины?

5. Оздоровительная минутка.

Упражнение “Деревце” (для осанки)

Стоя за столом.

Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Поднимитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (выполняется 15-20 сек) Опустите руки и расслабьтесь.

Появляется “ Бабочка”.

Пожалуйста, бабочка, проходите!

Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, во что бы то не стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше латать. А других уносят домой, и делают из них коллекцию...

Конечно, мы тебе, бабочка, поможем!

(врачи подбирают карточку “диагноз”:

Нельзя ловить бабочек!

художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – бабочка выздоравливает).

Последняя пациентка - ландыш, проходите!

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

Мы и тебе поможем, ландыш!

(врачи подбирают карточку “диагноз”:

Нельзя собирать лекарственные растения в тех местах, где их мало. Часть растений обязательно оставим в природе.

художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – ландыш выздоравливает).

6. Дыхательная гимнастика.

(в лесу подул холодный ветер)

Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку

(в лесу подул теплый ветерок)

Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согреваем руки. (2 раза)

“Нюхаем цветы” Три коротких вздох через нос, плавный выдох через рот”. (4 раза)

7. Подведение итога урока.

Всех жителей леса мы вылечили. Спасибо уважаемым докторам, художникам, экспертам.
- Посмотрите, какой рецепт получился в нашей лечебнице.
- Ребята, а кто должен охранять природу? На кого жалуются жители леса?
- Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса.
- Почему?
- Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту? (ответы детей)

Будет здорова природа, будем здоровы и мы. Человек - частица природы и общаясь с природой, человек получает от неё силу, бодрость, здоровье. Мы много раз повторяли за урок слова: человек, лес, животные леса, деревья, цветы, природа…

Скажите, что же, такое “природа”? (ответы детей)
- Послушайте, как о русской природе говорят поэты (подготовленный ученик читает стихотворение)

Природа – это дом, в котором мы живём,
И в нём шумят леса, текут и плещут реки,
Под сводом голубым, под светом золотым,
Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Всем присутствующим вручаются “Правила друзей природы”

“Правила друзей природы”

Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
- В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
- Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

В природе о них позаботятся взрослые животные.

  • Презентации учебные
  • Окружающий мир
  • 3 кл.
  • 17.06.2018

Интерактивные тесты выполнены к учебнику "Окружающий мир, 3 класс, Плешаков Андрей Анатольевич (УМК "Школа России"). В создании презентации использованы: интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search?tex – картинки. литература: Окружающий мир. 3 класс: контрольно-измерительные материалы / Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 г. Каждый тест состоит из 7 вопросов с вариантами ответов. Задания в тесте разнообразные, это вызывает интерес у обучающихся. Вопросы составлены согласно программным требованиям и возрастным особенностям. При выполнении заданий нужно отметить правильный ответ. По завершению автоматически выставляется оценка. Тест станет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала. Во II разделе «Эта удивительная природа» - 17 тестов по темам: «Тела, вещества, частицы» «Разнообразие веществ» «Воздух и его охрана» «Вода» «Превращения и круговорот воды» «Берегите воду» «Что такое почва» «Разнообразие растений» «Солнце, растения и мы с вами» «Размножение и развитие растений» «Охрана растений» «Разнообразие животных» «Кто что ест» «Размножение и развитие животных» «Охрана животных» «В царстве грибов» «Великий круговорот жизни».

Тема. Обобщение и закрепление по разделу « Эта удивительная природа»
Цели: обобщить знания, полученные при изучении раздела « Эта удивительная природа»; развивать познавательную активность учащихся, умение высказывать своё мнение и слушать других; воспитывать бережное отношение к природе; осознать ценность природы для людей; научить замечать и ценить красоту мира и растений.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы; научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и человеком; оценивать поступки людей по отношению к природе; выдвигать гипотезы и доказывать их.
Оборудование: интерактивная доска, схема « Круговорот воды в природе» презентация « Тайна растений», презентация « Великий круговорот жизни», стенд « Эта удивительная природа».
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Природа - важнейшее условие людей. Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. Поэтому людям, как животным, необходимо: воздух, вода, пища, тепло. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть, и многое- многое другое.
Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье.
Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. В природе всё удивительно. В ней много загадок – только разгадывай!
IІ. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что относится к природе. (Это то, что нас окружает и не создано руками человека.)
-На какие две группы делят все тела природы? (Живые и неживые.)
-Чем отличаются предметы живой природы? (Живые тела, или организмы, отличаются от неживых тел тем, что они питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство (размножаются), стареют и умирают. Растения, животные, грибы и другие живые тела – это часть природы, которую называют живой)
-Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода.)
ІІІ. Работа по теме урока
1. Воздух
Учитель. Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух.
-Что такое воздух? (Воздух - это смесь газов.)
- Перечислите свойства воздуха. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.)
- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (Кислород.)
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.
Поэтому нам необходимо заботится о чистоте воздуха.
2.Круговорот воды
Учитель. Вода - одно из самых главных богатств Земли. Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.
Для многих организмов вода - природный дом.
- Перечислите свойства воды. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. Вода растворяет многие вещества.)
Инсценировка (Готовится детьми заранее.)
Автор: Рано утром лягушка с лягушонком сидели на берегу болотца и беседовали.
Лягушонок: Бабушка, почему вчера вечером облака с неба спустились?
Лягушка: Это не облака спустились, это над нашим болотом туман образовался.
Лягушонок: А что такое туман?
Лягушка: Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в воду, образуются мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.
Лягушонок: А облака?
Лягушка: И облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Водяной пар с поверхности земли поднимается высоко в небо. Там он снова превращается в воду. Образуются мельчайшие водяные капельки, они собираются в облака. Потом из этих облаков идёт дождь, град, и снег- так вода снова возвращается на землю.
Лягушонок: Так вот почему дождь идёт. А я думал, откуда вода в небе? И что, вода так и путешествует, то вверх, то вниз?
Лягушка: Да, недаром её называют «вечной путешественницей».
- Как называется описание животными явление? (Круговорот воды.)
-В каких трёх состояниях вода находится в природе? (Жидком, твёрдом и газообразном.)
Вывод:
Круговорот воды в природе происходит постоянно, в любой момент времени (в любое время суток, сезон) и все процессы происходят одновременно: вода испаряется, образуются облака, в виде дождя и снега вода возвращается на землю, вновь испаряется с поверхности водоёмов,почвы, растений.
Чистой воды на Земле остаётся всё меньше. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах, морях погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Каждый человек должен
беречь воду!
ІV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1.Разнообразие растений
-А что вы можете рассказать о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные)-Как называется наука о растениях? (Ботаникой.)
- На какие группы делят царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники хвойные растения, цветковые растения.)
-Как дышат растения? (Из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.)
-Как питаются растения? (Корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солям. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха.)
-Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений? (В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа.)
Презентация « Тайна растений»
- Нужно очень бережно относиться к растениям. Ведь если бы не было их, то не было бы и нас. Поэтому охранять растения – значит, заботится обо всём
живом.
Важно оберегать зелёные насаждения в городах и посёлках, больше деревьев и кустарников сажать возле домов и школ, в скверах и парках.
Правила друзей природы
Ученик
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
В лесу будем ходить только по тропинкам!
2.Разнообразие животных
- Перечислите группы животных, с которыми мы познакомились. (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.)
-Как связаны животные между собой и с растениями? (В цепи питания.)
Учитель. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей,неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Жизнь животных часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
Правила друзей природы
Ученик
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
3.Великий круговорот жизни
Инсценировка (Отрывок из мультфильма « Король Лев») Король Лев: Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!
Симба: Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев: Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Учитель
-Назовите основные звенья круговорота жизни.(Производители, потребители и разрушители.)
-Почему растения названы производителями? (Только они способны, используя энергию солнца, создавать, производить питательные вещества сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.)
- Животные – потребителями? (Животные потребляют вещества производимые растениями.)
- Бактерии и грибы – разрушителями? (Они разрушают мёртвые остатки растений и животных.)
- А что ещё играет огромную роль в природе? (Почва)
Презентация « Великий круговорот жизни»
Вывод:
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Высказывания великих людей о природе
(Учащиеся по очереди читают высказывания великих людей о природе)
Ученик
«Вся природа стремится к самосохранению» «Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе»
«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается»
«Нет ничего более изобретательного, чем природа»
Цицерон Марк Ту́ллий - древнеримский политик и философ
Ученик
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»
«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни»
Леонардо да Винчи (1452-1519)- итальянский художник
Ученик
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский учёный

Ученик
«Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы»
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский учёный
Ученик
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе»
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.
Ученик
«Человек! Возведи взор свой от земли к небу, - какой, удивления достойный, является там порядок!»
«Ветер есть дыхание природы»
Козьма Прутков - коллективный псевдоним Алексея Толстого и братьев
Алексея, Владимира и Александра Жемчужниковы
Ученик
«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей»
«Природу побеждают, только повинуясь ее законам»
Бэкон, Френсис (1561 – 1626) – английский философ
Учитель. Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в любой стране необходимо охранять природу. Каждый человек должен относиться к природе ответственно
« Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Охранять природу - значит охранять Родину!
М. Пришвин
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе.
Мы к ней относится добрей!
VІ. Рефлексия
- Может ли живая природа существовать без неживой?
- Оцените свою работу на уроке.
VІІ. Подведение итога урока
- Что на уроке было самым интересным?
- Какой вывод вы для себя сделали?
Домашнее задание
Составьте схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

Тест по разделу: Эта удивительная природа

Ф.И. ученика___________________________

1. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк всеядный

Медведь зерноядный

Хомяк травоядный

Заяц хищный.

2. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

3. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный.

4. Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

5. Отметь правильный ответ:

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

Грибы - это растения, потому что они не похожи на животных

Грибы – особое царство природы/

6. Подчеркни «лишнее» слово.

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7. Животные - это

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

8. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, синица, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

9. Найди вещество.

1) Чашка

2) Ложка

3) Сахар

4) Сахарница

10. Какое свойство воды названо неверно?

1) Вода прозрачна.

2) Вода имеет белый цвет.

3) Вода не имеет запаха.

4)Вода растворяет многие вещества.

11. Водяной пар - это …

1) Вода в газообразном состоянии.

2) Белый туман.

3) Сиреневый туман.

4)Облака и тучи.

12. Что способствует разрушению горных пород в природе?

1) Солнце, ветер, человек.

2) Изменения температуры, действия воды и ветра, растения.

3) Птицы, дожди, снег.

4)Растения, ветер, животные.

13. Что такое почва?

1) Почва – это верхний плодородный слой земли.

2) Почва – это земля.

3) Почва – это то, что у нас под ногами.

4)Почва – это часть земли.

14. Что не входит в состав почвы?

1) Воздух.

2) Песок.

3) Минеральные соли.

4)Гранит.

15. Вода превращается в лед при температуре…

1) +5°

2) – 5°

3) 0°

4) -10°

16. Какие животные не живут в почве?

1) Крот и медведка.

2) Дождевой червь и мышь.

3) Многоножка и крот.

4) Муравей и таракан.



Читайте также: