Какие животные бывают осенью. Животные в разное время года

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью
Основное изменение в неживой природепохолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад . Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Эльвира Рахимова
Осень изменения в жизни животных.

Программное содержание : Дать детям первоначальные реалистические представления о подготовке диких животных к зиме . (Медведь устраивает берлогу в сухом месте.

Ёж устраивает себе гнездо в ямке, где и засыпает, зарывшись в осенние листья , которые приносит на своих иголках.

Белка делает запасы, зарывая под корнями деревьев орехи, желуди, сушит грибы на сучках деревьев.

Заяц- беляк меняет шубку на белую, поэтому становится незаметным зимой.)

Развивать умение, понимать простейшие взаимосвязи в природе (Стало холодно, жизнь диких зверей изменяется ) . Воспитывать интерес к животным местного края .

Словарная работа : Вести в пассивный словарь "берлога", "гнездо", в активный "дикие животные ".

Индивидуальная работа : Учить Никиту, Сашу слушать внимательно, проговаривать слова.

Оборудование : бумага, зайчик (игрушка) картинки с изображением животных (ежа, белка, медведь, зайца) магнитная доска, модель покровительного окраса зайца.

Ход занятия.

Ребята, садитесь все на стульчики поудобней. (Раздается стук в дверь) . Дети, к нам кто то пришел. Пойду, посмотрю (вношу игрушку) . Кто это? Да, это зайчик. Зайчик предлагает отгадать, откуда он пришел. (Ответ детей : Он пришел из леса.)

Красит спозаранку

Солнце край небес

Скатерть самобранку

Расстилает лес

Хватит угощения

У него на всех

Сладкие коренья,

Мед, грибы орехи.

О чем это стихотворение? Откуда пришел зайчик?

Наш гость не знает, что делать диким животным в холодное время года? Дети поможем зайчик, расскажем ему о жизни диких зверей в лесу . А поможет нам в этом "Волшебный телевизор (демонстрирую магнитную доску) . Ребята, назовите диких животных , которые живут в лесу (ответы детей) . А вы не знаете, почему их называют дикими? (ответы детей) . Правильно, потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу, строят жилища. Давайте еще раз повторим- "Дикие животные ". (Повтори Маша, Лена) . Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте.

"Пышный хвост торчит с макушки

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это. " (Белка)

Верно, это загадка про белку. Посмотрите на экран "волшебного телевизора". Что белка делает летом? Верно, она собирает по всему лесу грибы делает запасы. Прячет их в дупле дерева; орехи, желуди, ягоды. Белка сушит свои запасы на веточках.

Сейчас я загадаю вам еще загадку.

"Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Он проснется ото сна" (Медведь)

Правильно медведь. Посмотрите на экран "волшебного телевизора". Что делает медведь? Верно, он ест ягоды малины. Почему осенью медведь много ест ? (ответ детей) Верно, он много ест, чтобы накопить жир. Затем он ищет сухое место под корнями деревьев и устраивает себе берлогу. Дети, почему медведь строит себе берлогу? (на зиму засыпает) . Медведь зимой спит, потому что он большой, ему нужно много еды, а зимой холодно, везде лежит снег. сложно найти еду. А теперь послушайте загадку еще про одного зверя. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать.

"Ушки длинные, хвостик с пальчик

А зовут его" (зайчик)

Посмотрите на экран нашего волшебного телевизора. Кого вы видите? (Показываю картинку с изображением зайца беляка и серого) . В какое время года заяц может носить серую шубку. Верно, весной и летом. Но вот пожелтели листья, становится холодно иногда идет снег, какая же шубка нужна зайчику (Выслушиваю предложения детей) А как ты думаешь Полина? Почему зимой когда холодно, все покрыто снегом, зайчику нужна белая шубка, чтобы его не заметили ни волк, ни лиса. (демонстрирую модель покровительной окраски) А что зимой нужно делать, чтобы не замерзнуть? Нужно много двигаться.

Физминутка!

Зайцы скачут скок-скок-скок.

Да на беленький снежок.

Приседают слушают.

Не идет ли волк?

Раз- согнулся, разогнулся.

Два- нагнулся, потянулся.

Три- в ладоши три хлопка.

Головой три кивка.

Молодцы ребята! Из вас получились ловкие и озорные зайчики!Садитесь на стульчики. Ребята, послушайте внимательно и скажите внимательно и скажите про кого Это загадка.

"Мастер шубу себе сшил

Иглы вынуть позабыл

Но ему ничуть не колко

Хоть и спит он на иголках. (ёж)

Правильно ёж. Посмотрите на экран волшебного телевизора. Что делает еж осенью ? (ответ детей) Верно он устраивает себе гнездо. Чтобы гнездо было было теплое, он носит сухие листья на своих иголках. Свернется в клубок, покатается по желтым листьям и несет их себе в гнездо. Здесь он и будет спать до весны.

А теперь скажите зайке, кто же меняет шубку на зиму (ответы детей) Верно заяц. Кто спит спит до самой весны (ответы детей) правильно еж и медведь. А кто готовит запасы на зиму? (ответы детей) . правильно белка. Теперь зайчик будет знать, как дикие животные к зиме готовятся . Зайчик говорит вам спасибо, а ему пора возращатся в лес. До свидания, зайчик (убираю игрушку) . Молодцы дети! Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года. Задачи. Образовательные.

Комплексное занятие «Беседа о жизни диких животных и птиц в зимнем лесу» цель:Дать детям представление о жизни лесных зверей и птиц зимой,учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Воспитывать заботливое.

Конспект НОД по формированию у детей знаний о жизни диких животных «В гостях у лесных жителей» Программное содержание. Задачи: 1. Продолжать формировать систему знаний о жизни диких животных в зимний период. 2. Развивать зрительное.

Конспект НОД «Весна. Сезонные изменения в природе» Конспект НОД Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе» Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать.

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети,вызывает их естественный интерес к различным явлениям природы и желание немедленно.

Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Сезонные изменения- «Золотая осень» Оформление приемной.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а яр а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и ес т и х о т в о р е н и я«Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а звоспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и ер а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и ез а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

6. С о с т а в ьр а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

Тема. Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.
Цель. Ознакомить учащихся с жизнью животных осенью с изменениями, происходящими в их жизни; учить приводить примеры животных, которые меняют окраску меха, готовят запасы кормов, готовятся к зимней спячке; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать; учить видеть красоту природы; формировать навыки охраны природы на примере зверей. Воспитывать уважение к природе, желание оберегать животных. Оборудование. Иллюстрации с изображением животных, презентации к уроку. Ход урока 1. Организация класса. - Дети, а вы любите открывать тайны? Тогда не хайме время! Нас зовет в дорогу-скорей спеши, В путешествиях замечательных познай родной край, Открой тайны для себя, мой друг Для тебя искрится и река, и луг. 2.Ожидания.(Работа в динамических парах: ученики говорят соседу по парте, что ожидают от урока) - Мне приятно с вами встретиться. Вот вам мой подарок цветок желаний, выберите себе желание-лепесточки, повернитесь к другу и шепотом расскажите о своем ожидании. Сомкните ладошки лодочкой спрячьте лепесточки и подуйте на нее. 3.С постереження за погодой - Умников и умниц я приглашаю открыть тайну наблюдений за погодой. - Какой сегодня день? - Какое состояние неба? - Утром были осадки? - Какая температура воздуха? - Что ты заметил в поведении птиц? - Что вы заметили в природе интересного, необычного? - Какую народную примету ты проверил? - 4.Актуализация опорных знаний Незаметно появилась осень День короче становится ежесуточно. Глянь, березки-уже златокосые, И дубов покраснела листва.

Уже в теплые края улетели Сонцелюби-звенящие журавли, Не страшны им теперь метели На далекой южной земли. В.Бычко - Что же заставляет птиц улетать в теплые края? Откройте тайну! Минутка-изюминка - Птички страшные обжоры. Ластовинята съедают за день больше насекомых, чем весят сами. - Самые заботливые родители среди птиц-синицы. - Самая маленькая в мире птичка-кольраби. - Большинство птиц улетают в теплые края стаями. А кукушка и удод-одиночка. 5. Изучение нового материала Мальчик Гадайлик - Помогите мне понять, относятся ли животные к природе? - К какой природе они относятся? - Почему так думаете? - Как вы думаете животные и растения связаны между собой? -Работа по рисункам (барсук, суслик, олень, кролик, лошадь, корова, коза, тушканчик, заяц, еж, лиса, волк, тигр, рысь, лев, белка, медведь, кабан)Животные -Игра «Кто лишний?» работа в парах(сова,барсук, тушканчик, заяц,песец,кот) - Назовите среди них зверей. (барсук, тушканчик, заяц, песец, кот) - Назовите признаки зверей? (Тело покрыто шерстью, 4 ноги) - Как зверей отличить от других животных?(Все звери вскармливают свое потомство молоком) - На какие группы можно разделить зверей (Домашние и дикие) Задача. Опишите соседу по парте зверя родного края так, чтобы он догадался о ком идет речь. (Лиса, волк, заяц, еж)? За памятником 1.Животное по размеру? 2.Окрас меха имеет? 3.Чем чаще всего питается? 4.Где проживает? 6.Сообщение темы, цели урока - Много хлопот осенью не только птицам, насекомым, а и зверям. И они вынуждены спасаться от холода и голода. А как именно вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока «Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.» 7.Изучение нового материала -Работа в группах Задача. Рассмотрев материал, заполнить таблицу. Лесные мыши, полевки, кроты,хомяки Собирают желуди, семена различных растений и прячут их в дупла упавших деревьев или в норы. Бобры Делают запасы из веток, стволов деревьев, которые перегрызают и составляют в воде возле своих избушек. Ежи Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество кормов, ежи зарываются в опавшие листья и заворачиваются в клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. Во время спячки у ежей больше, чем на треть, уменьшается масса, потому что в течение спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью. Белки Белки очень старательно запасают на зиму корм - желуди, орехи, грибы, которые прячут в дуплах, под опавшей листвой, или развешивают на сучках деревьев. Иногда в белкиных запасах бывает до трех и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень сильные морозы и в метели несколько дней спят. . Меняет белка рыжий мех на серое – теплее, пушистее. Заяц С наступлением холодов мех у зайцев становится гуще и светлее. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянных лежбищ, не роют нор. Запасов пищи на зиму они не заготавливают. Питаются мелкими корешками, сгрызают молодые побеги деревьев, кору. Медведь Медведь за несколько недель до холодов старается как можно больше наесться – едят все, что попадается їстивного: орехи, рыбу. Затем выбирает в тихом густом лесу закуток под большим деревом и там готовит берлогу. Выбросит лишнюю землю, нанесет туда сухих листьев и веточек ели и уложится спать на всю зиму. Барсук Барсук,как медведь и еж, запасается жиром, потребляя жуков, ящериц, ягоды. Потом утеплит нору и ложится спать на зиму. Работа со словарем с.57 Линька-это изменение окраски и густоты меха у животных. 8.Физкультминутка - Зайцу удобнее бежать вверх, потому что у него задние ноги длиннее. - Если медведь не запасет достаточное количество жира, то в зимнюю спячку он не ложится, а бродит по лесу. - Иногда в білчиних запасах бывает до 3 кг орехов. - Медведь любит полакомиться муравьями. Розриє муравейник, положит туда лапу, муравьи налезут на лапу, он их слижет. - Знаете ли вы, что такое дождь? Поднимается ветер (Потираем руки) Падают первые капельки дождя.(Щелкаем пальцами) Начался настоящий ливень.(Плескаємо ладонями по груди) Ливень превратился в бурю.(Тупаємо) Вот буря стихает.(Плескаємо ладонями по бедрам) Заканчивается дождь, падают последние капли. (Щелкаем пальцами) Шумит только ветер.(Потираем ладонями) Дождь кончился. Солнце!(Подняли руки вверх) 8.Работа в группах «Шкатулка идей». Какие идеи вы хотите предложить людям по охране и помощи зимой зверям? (Положить в ящик осенний листочек и сказать идею) - На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломать ветки деревьев и кустарников. -В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не повредить траву и почву. - Не раскапывать норы и не тревожить лесных жителей. - Не разводить костер в лесу, от костра может возникнуть пожар. - Не включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы. - Не оставлять в лесу после себя беспорядок. - Изготовить кормушки для птиц. - Изготовить листовки для охотников: «Не убивайте зайцев!» 9.Закрепление приобретенных знаний Тесты 1.Какие звери делают на зиму запасы корма? А)зайцы; Б)медведь; В)белки; 2. Что такое линька животных? А) изменение окраски и густоты меха; Б) изменение длины хвоста; В)изменение цвета глаз; 3. Какие звери впадают в спячку? А)зайцы; Б)медведи; В)бобры; 4.Для чего некоторые животные откладывают запасы жира? А)чтобы спать до весны; Б)чтобы быстрее бегать; В)чтобы лучше выглядело мех; 10.Обобщение и систематизация знаний Ролевая игра У меня шуба есть, И как холод наступает, Я не пью тогда, и не гуляю, А в логово залягаю (Медведь)

Я кума с длинным веником Пришла на беседу с нашим петушком Схватила петуха на обед Да и замел метлой след(Лиса)

Я-клубочек, Совсем без ниточек Вместо ниточек-триста иголочек(Еж)

У меня рыженькая пуховая шуба Из сосны прыгаю на дуба Хвост у меня как метла, А сама ростом мала.(Белка) В земле мои амбары, Хорошо теорию ходы, норы, Я маленький молчаливый, Еще до того и слепец(Крот)

Какие из этих зверей готовят запасы кормов? - Какие из этих животных готовятся к зимней спячке?

11.Итог урока.Оценивание учеников - Какой новой информацией вы пополнили свой багаж знаний? - Открыли для себя тайны природы? - Что интересного запомнили о животных? Хочу обратиться, дети, к вам с просьбой. Холодно зимой зайчатам и белке, Собачке - в будке, в сарае - буренке. Мерзнут у котика лапки и уши, Мерзнет ворона в лихую пургу. Горю помочь можем - В будку Шаркові настелим соломы, Зайчику положим под кустик Несколько морквинок, листик капусты, Теплую буренке поставим водичку Птицам насиплемо крошки в кормушку. Как поможем дружно, малыши,- Выживут зимой птицы и зверьки. (Л. Левченко) VI. Домашнее задание1) Проработать статью учебника стр.54-57Дать ответы на вопросы к ней. 2) Нарисовать иллюстрацию «Поможем зимующим птицам!»

Начало формы

Конец формы

Зима - это сложный период для многих представителей царства животных на нашей планете. Точкой отсчета для них является осень. Животные готовятся к зиме именно с наступлением этого времени года. Каждый зоологический вид готовится по-своему: одни звери переходят на «зимний» мех, другие успевают делать запасы «продовольствия», а третьи, набрав за лето достаточно жира, забываются зимним сном. Но какие именно звери встречают зиму в полной «боеготовности»? Как им это удается? В этой статье вы на нескольких примерах узнаете, какие животные готовятся к зиме и как они это делают.

Как к зиме готовятся хомяки?

Зимнее время в северных краях - это, пожалуй, самое напряженное и ответственное время в жизни мелких грызунов. Во избежание голодной и холодной смерти многие мелкие зверьки запасаются значительными запасами кормов. Например, обитающий в степях Западной Сибири и Европы, к зиме готовится следующим образом: грызун за осень набирает несколько килограммов (!) отборных зерен и корнеплодов. Делает он это усердно и покладисто: хомяк целыми днями переправляет урожай с полей в свои «закрома», перетаскивая зерна в защечных мешках.

Как полевки встречают зиму?

Интересно встречают зиму и многие полевки. Эти милые мышки уже с весны начинают заготавливать траву, складывая ее в небольшие кучки под те или иные укрытия (например, под камнями). Летом полевки приносят туда цветы шиповника, листики, шишки и хвою. Активная деятельность этих существ заканчивается осенью, когда первый снег покрывает горные луга. Ученые подсчитали сезонный запас этих зверьков: одна семья полевок запасает от 5 до 10 кг корма!

Настоящие сони!

Как животные готовятся к зиме еще? Некоторые нерадивые зверьки полностью оправдывают свое название, залегая на зиму в спячку. Мать-природа распорядилась таким образом, что эти ленивцы даже не обременяют себя заботами о Действительно, зачем? Ведь можно же просто уйти в спячку! Кто же они - эти маленькие ленивые существа? Да это же сони! Мелкие грызуны, похожие на белочек. Обитают они преимущественно в европейских лесах, за что их прозвали лесными сонями.

Перед наступлением холодов лесные сони начинают заметно набирать вес. Они жиреют до тех пор, пока не станут весить в пару раз больше обычного и выглядеть, словно маленький меховой мешочек. Спят эти существа в шарообразных гнездах, свитых ими специально для зимовки. Хоть в чем-то они деятельны! Зоологи умиляются при виде спящей лесной сони: грызун сворачивается в очень плотный шарик, прижимая к брюшку носик и маленькие лапки. При этом пушистый хвостик полукольцом охватывает чуть ли не все тело зверька.

Дикие животные готовятся к зиме. Бурый медведь

Недалеко от лесных сонь ушли и косолапые. В частности, хозяин русской тайги - бурый медведь. Медведи - это которые не устраивают себе никаких кладовых, предпочитая на зиму уходить в спячку. Если говорить языком метафоры, то косолапые тяжеловесы - сами себе «кладовые», ведь все лето и всю осень они стараются наесть большие запасы подкожного жира в своем организме. Более того, жир - это прекрасный «утеплитель» в зимнее время года!

Жиреть косолапые начинают тогда, когда в лесу поспевает ягода. В то время как животные готовятся к зиме теми или иными способами, медведи усердно питаются корневищами растений, ягодами, орехами и т. д. Излюбленным лакомством бурого медведя является мед. Ради его сладкого и манящего вкуса зверь готов часами терпеть укусы разъяренных диких пчел. Но лишь растительной пищей медвежье «меню», конечно, не ограничивается. Не стоит забывать, что этот зверь - самый настоящий хищник, поэтому наряду с ягодами и орехами эти животные питаются молодыми оленями, зайцами, лисами, волками и рыбой. Медведю ничего не стоит задрать взрослого лося!

Но набрать подкожный жир - это лишь полдела. Перед наступлением затяжных холодов косолапый должен успеть найти укромное местечко для будущей берлоги. Медведи с завидной тщательностью делают это. Как только место будет найдено, зверь приступает к «строительству»: он выкапывает в земле нору, утепляя ее ветками, мхом, хвоей и прочими подручными материалами. Если в том или ином лесу поиски места для берлоги не увенчались успехом, медведь может позариться на чужое убежище. Некоторые из них даже прогоняют оттуда нынешнего постояльца и залегают там сами. Вот такая она - медвежья подготовка к зиме!

Тихо в лесу: спят бобры, ежи и барсуки

Говоря о том, как животные готовятся к зиме (картинки c некоторыми представителями мира фауны представлены в статье), нельзя не сказать о барсуках, бобрах и, конечно же, ежах. Например, бобры еще с лета заготавливают множество веточек, унося их под воду к своим хаткам. Там они складывают «стройматериал» в кучки.

Барсуки же решили последовать примеру косолапых: они тоже запасают подкожный жир к зиме. К тому же им проще (чем медведям) построить убежище на зимовку, и, надо отметить, они довольно искусно справляются со своей задачей. Зоологи утверждают, что некоторые из этих зверей могут подготовиться к зиме буквально за один день! Любопытно, что иногда барсук «приглашает» в свое убежище соседа-енота. Оба зверька прекрасно уживаются в норе, коротая зимние вечера вместе.

Ежи - насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем. Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Несмотря на название своего отряда (насекомоядные), эти создания едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.

Какие еще животные готовятся к зиме?

Картинки, представленные в этой статье, выбраны не случайным образом: на них изображены наиболее яркие представители царства животных, которые готовятся к зиме. Делают это не только крупные животные, но и совсем крохотные существа - насекомые. Муравьи, к примеру, перед наступлением суровых холодов начинают отстраивать большие муравейники. Пчелы при помощи воска плотнее закрывают свой леток, оставляя лишь мизерные дырочки-отверстия.

Вопрос о том, как животные готовятся к зиме, будет раскрыт не полностью, если не упомянуть и о пернатых братьях наших меньших. Многие птицы на зимовку улетают в теплые края, возвращаясь в «родные пенаты» только весной (аисты, журавли, грачи). Они называются перелетными. Но не все пернатые так поступают. Есть и т. е. те, кто остается на зиму в родных краях. Это преимущественно городские пернатые (воробьи, голуби, синицы).

Зайцы, волки и лисы

По осени некоторые лесные жители меняют «летние» меха на «зимние», т. е. посредством линьки сбрасывают старую легкую шерсть, обрастая новой и теплой. У некоторых животных изменяется и цвет шубок, например у зайцев. Их серая шубка превращается в белую, что позволяет им оставаться практически незамеченными на фоне снега. Никаких зимних запасов эти зверьки не делают. В спячку они тоже не впадают. Зимой зайцы питаются преимущественно корой молодых деревьев.

Волки и лисы, как и зайцы, не уходят в зимний сон, а активно рыщут в холодное время года по лесу в поисках пищи, например тех же самых зайцев. У этих животных тоже происходит линька, однако цвет шерсти не изменяется.

Итак, в этой статье на некоторых примерах мы рассказали о том, как животные готовятся к зиме. В качестве примера мы взяли наиболее ярких и известных представителей мира фауны.



Читайте также: