Занятие о природе родного края. Природа родного края Конспект занятия в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Подготовила воспитатель Южанина Л.И.

Природа родного края
Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Природа родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)


- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе
«Природа родного края»

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края
Задачи: – закрепить знания детей о растительном мире родного края;
– воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
– познакомить с Красной книгой;
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
-развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– обобщить представления детей о временах года;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение худ. лит-ры о природе алтайского края, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в музей и в природу, рассматривание картин и иллюстраций о природе.

Ход занятия

Видио-ролик
– Давайте, ребята, настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но интересная.
– Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!
– Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

– Мне на электронный адрес пришло видеописьмо. Давайте посмотрим.
(кадры из м/ф «Даша-следопыт»)
– Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране.
Как называется ваша страна? А город? А край, в котором вы живёте?
Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Очень хотелось бы познакомиться с вашей родиной. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей родиной? Отправляю вам электронным письмом карту. А я буду наблюдать за вами в онлайн-режиме.
– Ну, что, познакомим Дашу с нашим краем?

– Это карта нашей Малой родины – Алтайского края.
А в какие цвета она окрашена? (Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета, здесь есть синие полоски и пятн.
– Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
– Посмотрите, темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, светло-зеленым – луг. Коричневым изображают – горы. А это что за синие полоски и точки, кто знает?
– Но, ни каждый это знает. Поэтому, предлагаю сегодня поработать картографами. Картографы – это люди, которые составляют карты. Есть карты, на которых изображают положение городов и населенных пунктов, место; есть карты, где изображают природные ископаемые; а есть карты, где отображают растительный и животный мир.
И мы с вами можем отобразить растительный и животный мир нашего края. Ну, как согласны?
– Берите каждый карточки с изображением растений и животных
Дети берут конвертики с мини-карточками, с липкой лентой с обратной стороны.
– Будем прикреплять их, там, где они обитают.
– А как Даша путешествует? (пешком). Значит, мы должны набраться сил, чтобы пройти длинный путь. А теперь представим, что мы путешественники, взяли “рюкзаки” и пошли по тропинке
(под весёлую музыку идут и садятся на подушки на привал)
Остановки на карте: край. лес, луг, водоем
– Для начала познакомим Дашу с нашим краем.
1 остановка «Край»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки
– О чём говорится в стихотворении? Что есть в нашем крае?
– Ребята, чем отличаются страны, города, области, края друг от друга?
Правильно. У любой страны, города, области, края есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? (Флаг, герб, гимн)
– И наш Алтайский край имеет свои отличительные признаки.(флаг, герб)
– Продолжаем наш путь дальше. (переходим на следующую остановку)
2 остановка « Берёза»
Ребята, у нас много лесов, в которых много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза). . Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Алтайском крае берёза очень распространена.
Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла»
– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

– Смотрите, какие необычные листочки на березе.(на них загадки про растения нашего края, а ответ находите на картинках под цифрами.)

– А кто знает, какие деревья растут в нашем крае?
Игра с мячом «Назови дерево»

– Нас Даша попросила помочь справиться с одним заданием. Она рассматривала альбом с картинками и рассыпала их. Давайте поможем соотнести листья с подходящим деревом.
Дидактическая игра «Чей листок?»
3 остановка «Степи»
– А сейчас мы отправимся с вами на следующий пункт карты. Мы с вами живём в местности, которая называется степь. Посмотрите, как красива бескрайняя степь.
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По степям, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в сказочный букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!
1. Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
4 остановка «Лес»
– Отправляемся дальше. И следующая остановка. . . Прежде отгадайте загадку
Если здесь деревьев много,
И кусты внизу растут,
Если вовсе нет дороги,
Лишь тропинки вдаль ведут,
Если кроны тех деревьев
Закрывают даль небес,
Облаков белесых перья –
Значит перед вами … лес
– Здесь лежит приглашение:
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
– Где же мы с вами остановились. Это что за интересный мир?
– Правильно это мир леса. А что же такое лес?
– Правильно – лес это место в природе, где растет много-много деревьев (хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных?
Давайте представим, что мы превратились в деревья.
Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
– Посмотрим, кто же притаился на лесных полянках. (на одной стороне загадка, на другой – отгадка – картинка)
1.Косолапый великан
Лето круглое всё бродит
Медок, ягодки находит.
Лишь зима на пороге
Ты найдёшь его в берлоге. (медведь)
2.На собаку он похож,
Что ни зуб, так острый нож. (волк)
3.Хищная красавица по лесу бродит,
Зайцев, мышей на обед находит. (лиса)
4.Верещунья, белобока, а зовут её (сорока)
5. Всю ночь летает, Мышей добывает (сова)
6. Кто в лесу деревья лечит, Не жалея головы (дятел)
7. Летом сер, зимою бел, чтоб никто его не съел. (заяц)
– В лесу тоже существуют свои правила. А кто знает правила поведения
в лесу? Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
5 остановка «Реки и озёра»
Алтайский край богат реками. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Самая большая река в Алтайском крае. Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.
В Алтайском крае группами и в одиночку разбросаны более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.
На водоёмах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоёмов живут: утки, цапли, чайки, выдры.
– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.
– Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!
– Все это многообразие животных надо беречь и охранять!
Будем с вами беречь нашу родную природу.
Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!

– Нам пора отправляться домой. А для этого мы должны перебраться через речку.
Эстафета “Переплыви озеро”
На Алтае есть много горных речек. И их непросто перейти. Это удастся самым смелым и ловким. (по импровизированным камням дети переправляются через речку)

– Наше путешествие завершилось. Надеюсь, Даша осталась довольна рассказом о нашей Родине.
– А что нового и интересного вы узнали сегодня?
1.Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз растут иголочки,
Значит это ёлочки,
А, когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
2. Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ
Алтай - это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай - облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;

Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов…

Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
– Предлагаю вам окунуться в красоту нашего края и посмотреть фильм.

– Я вам предлагаю подготовить открытку для Даши. Если мы сегодня говорили о красоте природы родного края, что вы можете изобразить на своих открытках?
С помощью карандашей, мелков дети под песню М. Евдокимова про Алтай готовят открытки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 107»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: "Природа родного края"

Воспитатель: Берестова А.Н.

Рязань 2016 г.

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Задачи:

  1. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  2. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
  3. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.

Материалы и оборудование: аудиозапись «С чего начинается Родина», набор картинок «Природа, не природа»,листы с изображением предметов природы и не природы, игрушки.

Ход занятия:

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

(Ответы детей)

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.

Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?

Ребята: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

Ребята: То, что сделано руками человека.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)

Набор картинок:

Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.

Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.

(воспитатель называет слова)

Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?

Ребята: предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем определить предметы созданные природой и предметы созданные человеком. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»- зеленым.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом -

А дунул ветерок

Остался стебелек. (Одуванчик).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний,

Пахуч и нежен цвет

Красавицы …(Сирень).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Животные нашего края.

Ребята, а сейчас отгадайте загадки:

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Дидактическая игра с игрушками.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Рязанской области.

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь.

Воспитатель: Природа - это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.


Светлана
Конспект музыкально-тематического занятия «Путешествие по родному краю»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка » .

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная .

Цели : расширить свои представления о культуре татарского народа. Познакомить с картой РТ, расширить представление о малой Родине, расширить знания о родном крае ; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю .

Планируемые результаты : имеет представление о родном крае , Республике Татарстан и России; знает понятие «орнамент» , формулирует ответы на вопросы педагога.

Предварительная работа. Занятие является итоговым по знакомству с родным краем . В группе проведён комплекс занятий на данную тему . Дети знакомились с культурой русского и татарского народов, традициями, обычаями, с национальным костюмом, узором, познакомились с песенным и танцевальным творчеством, национальной кухней.

Материал и оборудование : Выносной экран для показа слайдов столицы Татарстана, городов Татарстана, достопримечательности Казани, запись гимна Татарстана и гимна города Набережные Челны, слайды символики, использование ИКТ.

Красочная коробка с глобусом и картой республики Татарстан, большая ширма.

У центральной стены большая ширма. За ней декорация деревенского двора : домик, забор. В центре зала - большая коробка. Дети свободно входят в зал и встают в круг.

М. р. - Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

М. р. Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное. Так в чём же дело? (обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала) . Интересно, что это за коробка?

Звучит негромкая «волшебная музыка .

М. р. Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное в подарок. Давайте посмотрим, что там? (развязывает ленту, которой перевязана коробка, и достаёт глобус) . Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, это глобус-модель земного шара. А что на нём изображено? (страны, моря и океаны) . Это маленький макет нашей огромной планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая! Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран и республик. Мы можем увидеть, где мы сейчас с вами находимся. Место, где ваш дом, город, семья, где вы родились. Но есть на нём лишь одна страна, которую зовём своей Родиной.

Как она называется?

Вы хотели бы отправиться сегодня в путешествие ? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю .

Но прежде чем мы отправимся в путешествие , вспомним, что мы знаем о своей Родине.

(ответы детей) .

Родина-это страна, в которой мы живём.

Как она называется? (Россия) .

Как называется главный город нашей страны? (Москва) .

Москва –столица нашей Родины, мы гордимся нашей державой.

В России много республик. В какой республике мы живём? (Татарстан) .

Какие города нашей республики вы знаете?

Как называется столица нашей республики? (Казань) - -

Ну что ж отправляемся в путешествие по родному краю . А вот и карта нашего пути (достаёт из коробки карту Республики Татарстан) . Маршрут известен, летим в столицу Татарстана. Уважаемые пассажиры! Просьба занять свои места , наш самолёт отправляется в полёт! Пристегнуть ремни!

Все дети садятся на ковёр. Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране сменяются изображения : самолёт, небо, облака, самолёт.

М. р. Вот мы и прилетели! Наш самолёт совершил посадку в городе Казань, столице Татарстана.

Звучит фонограмма гимна «Татарстана» (муз. Яхина, сл.) . На экране демонстрируются виды Казани. Дети рассматривают их, делятся впечатлениями, ведущая комментирует.

М. р. Какой красивый город Казань! Мы с вами живём в Татарстане, а коренные люди, живущие в Татарии, кто по национальности и на каком языке говорят? (ответы детей) . Давайте заглянем в одну из татарских деревень.

Звучит татарская народная мелодия «Каз канате»

М. р. Посмотрите, дети, какой красивый домик стоит за забором. Подойдём к нему и узнаем, кто в нём живёт.

Подходят к домику, стучат. Из домика выходит в татарском национальном костюме хозяйка.

Хозяйка (говорит на татарском языке) . Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Откуда вы ко мне приехали.

М. Р. Добрый день хозяюшка! Мы приехали к вам в гости. Дети, хотят познакомиться с нашим родным краем , посмотреть, как вы живёте.

Хозяйка. Ну, что ж давайте знакомиться. Меня зовут тётушка Сюмбель, на татарском языке это звучит как Сюмбель апа. Сюмбель означает в переводе с татарского цветок-гиацинт. Милости прошу вас в гости, проходите, не стесняйтесь.

Дети проходят, садятся на скамейки.

М. р. Ребята, посмотрите какой красивый необычный наряд у тётушки Сюмбель.

Что это за на наряд?

Дети. Татарский национальный костюм.

Сюмбель апа. Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки.

М. р. А сейчас мы одеваем такие наряды?

Дети. Нет только на праздники.

М. р. Давайте мы его рассмотрим.

Сюмбель апа показывает на каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма.

Сюмбель апа. Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих близких. Они –моя семья.

У нас в Татарии принято гостей веселить да угощать. Хотите научиться танцевать татарский танец? Я приглашаю всех в круг.

Звучит фонограмма танца «Эпипе» . Дети танцуют по показу хозяйки.

Танец «Эпипе»

Сюмбель апа. Молодцы гости дорогие! Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети читают по очереди татарские пословицы и поговорки.

Без родины милой будешь птицей белокрылой.

Добро потеряешь –опять наживёшь,

Друга потеряешь –уже не вернёшь.

Для лежебоки и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Сюмбель апа. А сейчас у нас игра

Веселиться нам пора.

Игра «Займи место»

Дети садятся на стульчики

Хозяйка. Я хочу вас пригласить в мою мастерскую. Здесь я придумываю разные узоры для татарских костюмов. А вы знаете, как называется узор, который украшает одежду? (Дети отвечают –орнамент) . Правильно. Этот орнамент непростой, каждая часть узора что-то означает. Особую красоту орнаменту придают краски. Сегодня мы будем украшать орнаментом сапожки –ичиги. Вам надо выбрать орнамент и украсить ичиги. Музыка поможет вам в работе.

Звучит татарская народная мелодия .

Выполнение работы под руководством воспитателя группы.

М. р. Наши работы готовы. Сейчас мы их покажем. (выходят и с помощью магнитиков вывешают на доску) .

Хозяйка. Какие красивые узоры получились. Молодцы!

Сюмбель апа. Ну а сейчас я вас буду угощать. Вы любите татарские национальные блюда?. Какие блюда готовят ваши бабушки, мамы?

Дети : Белиш, эчмочмак, баурсак, лапшу. Гаубадью.

Хозяйка. Я хочу угостить вас чакчаком.

М. р. и дети. Спасибо Сюмбель апа. За гостеприимство. Приезжайте к нам в гости, мы будем ждать. Ну а нам пора возвращаться домой. До свидания.

Сюмбель апа. До свидания! Обязательно приеду.

Декорации задвигаются ширмой. Выдвигается экран.

М. р. Внимание, все по местам! (дети садятся на ковёр лицом к экрану) . Пристегнуть ремни! Наш самолёт держит путь в Россию.

Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране самолёт…

М. р. Прилетели. Вот и мы и дома.

На экране изображение Набережных Челнов.

Звучит гимн города «Наши Челны»

М. р. Ах Россия, ты Россия,

Как поёт твоя душа,

Сторона моя родная ,

До чего ты хороша!

Песня «Моя Россия»

М. р. Ну что, ребята, вам понравилось наше путешествие ? А вам гости дорогие? Тогда давайте скажем нашему детскому саду спасибо за этот чудесный сюрприз.

Я очень рад, что вам понравился мой подарок. Живите дружно, изучайте нашу планету, берегите её.

М. р. Наше путешествие окончено . Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие ?

Дети. Мы путешествовали по родному краю , по республике Татарстан.

М. р. Что вам больше всего понравилось? (слушаю мнения детей)

Что бы вам ещё хотелось узнать про свой родной край ?

(дети высказывают свои предложения)

М. р. Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, своё умение. Спасибо за ваш труд. До свидания. До новых встреч.

Дети уходят в группу.

Природа родного края
Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Природа родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.



Читайте также: