Значение минеральных ресурсов в мире. И многое другое

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Минеральные ресурсы – это полезные ископаемые, которые извлекаются из недр земли. Под полезными ископаемыми понимают природные минеральные вещества земной коры, которые могут быть применены в хозяйстве в натуральном виде и после предварительной переработки. Использование минеральных ресурсов в настоящее время постоянно растет, практически используется около 200 видов минерального сырья.

Минеральное сырье – это основная база для производства промышленной продукции. В мире каждый год из недр извлекают свыше 100 млрд т различного минерального сырья и топлива.

Минеральные ресурсы – это учтенные запасы месторождений полезных ископаемых (рудных и нерудных), отложенные поверхностно и в водах озер, морей (соль, россыпи), используемые народным хозяйством.

Среди рудных полезных ископаемых различают руды:

1) черных металлов (железо, марганец, хром, титан, ванадий);

2) цветных металлов (медь, олово, алюминий, цинк, вольфрам, молибден, свинец, кобальт, никель);

3) благородных металлов (золото, платина, серебро);

4) радиоактивных металлов (радий, уран, торий). Рудные месторождения комплексны, в них присутствуют полезные компоненты нескольких минералов.

Нерудные полезные ископаемые – это негорючие и неметаллические твердые горные породы и минералы, в том числе:

1) строительные материалы (глина, песок, гравий, мел, известняк, мрамор);

2) химическое сырье (сера, апатит, фосфорит, калийные соли);

3) металлургическое сырье (асбест, кварц, огнеупорные глины);

4) драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма, малахит, хрусталь и др.).

Размещение минеральных ресурсов по планете связано с различиями в тектонических процессах, условиями их образования в прежние геологические эпохи. Древние горы богаче полезными ископаемыми. В горах и древних щитах на материках находятся рудные полезные ископаемые. В осадочных породах предгорных прогибов и платформ, в межгорных впадинах находятся месторождения нефти, природного газа, угля.

Большие запасы железорудного сырья сконцентрированы в США, России, Индии, КНР, Латинской Америке. Крупные запасы алюминиевого сырья расположены во Франции, США, Индии, России, а свин-цово-цинкового – в Канаде, Австралии, США.

Основная доля мировых угольных ресурсов сосредоточена в Северной Америке, Европе и Азии, крупнейшие угольные бассейны – в России, США, Германии.

Нефтегазоносные ресурсы в основном сосредоточены в Северной Америке, Азии, Африке.

Изменения в географии добычи и потребления сырья, динамика цен на мировом рынке оказывают значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в отдельных странах.

Запасы довольно динамичны, их размеры меняются в процессе развития науки и техники, при разведке и разработке все новых месторождений полезных ископаемых, рациональном их использовании. Обнаружены крупные запасы марганца, железа, кобальта, меди и других минералов на дне Мирового океана.

Характеризуя минеральные ресурсы в мировом хозяйстве, следует также отметить их регионально-географический разброс. По размерам общегеологических ресурсов железной руды ведущее место занимают страны СНГ (110 млрд. т), на втором месте стоят страны зарубежной Азии (68), третье и четвертое делят Африка и Латинская Америка (по 60 млрд. т), пятое место принадлежит Северной Америке (50), шестое - Австралии (25) и седьмое место - зарубежной Европе (20 млрд. т). Среди стран СНГ по этому показателю особенно выделяются Россия и Украина, среди стран зарубежной Азии - Китай (40) и Индия (20); в Латинской Америке - Бразилия (50), а в Северной Америке - США и Канада обладают примерно равными железнорудными запасами по (25 млрд. т.)

Различия в естественном, природном размещении ресурсов разных видов рудного сырья по группам стран также представляют определенный интерес. Например, в экономически развитых странах Запада явный перевес в ресурсах платины, ванадия, хромитов, золота, марганца, свинца, цинка, вольфрама, а в развивающихся странах гораздо богаче сосредоточены запасы кобальта бокситов, олова, никеля, меди.

Мировые прогнозные ресурсы железных руд составляют около 600 млрд. т., а разведанные запасы - 260 млрд. т. Расчетная ресурсообеспеченность мировой экономики этим видом сырья для производства черных металлов оценивается в 250 лет.

Из сырья для производства цветных металлов на первом месте стоят бокситы. Их прогнозные запасы определены в 50 млрд. т., в том числе разведанные - 20 млрд. т. Кпупнейшие месторождения бокситов сосредоточены в Австралии, Бразилии, Венесуэле на Ямайке. Добыча бокситов достигает до 80 млн. т. в год, так что нынешних запасов должно хватить на 250 лет. В России запасы бокситов сравнительно невелики.

Геологические запасы медных руд в мире оценивается в 860 млн. т., из них разведанных - 645 млн. т. (Индия, Зимбабве, Замбия, Конго, США, Россия, Канада). При нынешнем объеме добычи и его росте - 8 млн. т. в год - разведанных запасов медной руды хватит почти на 80-85 лет.

В совокупном мировом производстве (добыче) - иная картина: на уголь приходится около 30%, а на нефть и газ - более 67%.

Достоверные мировые запасы нефти определяются в 13 млрд. т (общие разведанные - 250-300 млрд. т), природного газа - в 141 трлн. м 3 При этом на долю стран, входящих в экономическую ассоциацию ОПЕК, включая Ирак, приходится около 77% мировых запасов нефти и 41% мировых запасов природного газа. Причем, оценки на перспективное использование нефти «оптимистов» и «пессимистов» разительно не совпадают. По прогнозам «оптимистов», мировых запасов нефти должно хватить на 2-3 столетия, тогда как «пессимисты» считают, что имеющиеся запасы нефти могут обеспечить потребности цивилизации лишь на 30-50 лет. При более реальной оценке обеспеченность текущей добычи нефти разведанными запасами определяется в целом по миру в 45 лет.

Оценки даются и по другим видам ископаемого топлива. Запасов природного газа должно хватить примерно на 100 лет, а угля - на 600 лет. Хотя не исключаются и иные оценки.

Кроме показателя размеров добычи энергетических ресурсов важным, если не важнейшим индикатором стала эффективность их использования. Здесь также происходят определенные подвижки. Во-первых, изменяется география использования энергоресурсов. Так, доля развивающихся государств в мировом потреблении различных видов энергии увеличивается: с 6,7% в 1960 г. она приблизилась к 30% в 2013 г. Однако неравнозначна ресурсная ситуация по странам развивающегося мира. Большинство этих стран не имеют собственных крупных запасов нефти и продолжают находиться в зависимости от ее импорта. В наименее развитых странах значительная часть внутренней потребности в энергетических ресурсах покрывается и ныне за счет дров и других видов биомассы, используемых в качестве топлива (солома, навоз).

Заканчивая предельно краткую характеристику мировой ситуации энергоресурсов, важно усвоить непреложную истину: время экстенсивного использования ограниченных энергоресурсов безвозвратно ушло в прошлое. Наступила эпоха интенсивного использования энергетических ресурсов, которая сопровождается ростом энергоотдачи.

Таблица 4

Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам

Таблица 5

Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти

Таблица 6

Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам

Таблица 7

Структура энергопотребления по видам первичного топлива (в %)

Несмотря на определенную опасность (Чернобыль, Фокусима в Японии) растет доля атомной энергии как важного энергоисточника. В прогнозе мировой структуры энергобаланса к 2030 г. доля АЭС достигнет 30%, нефти и газа 30%, угля 30%, а на солнечную гидроэнергетику придется 10%. В этой связи возрастает вывоз урана на МР, что можно проследить по данным таблицы 8.

Таблица 8

Мировые разведанные запасы и основные поставщики урана

Разведенные запасы урана в мире на 01.01.09 г. (т)

Основные поставщики урана на мировой рынок

Казахстан

Казахстан

Австралия

Узбекистан

Таблица 9

Прогноз мировой добычи урана

Казахстан

По данным статистики и подписанным контрактам в мировой экономике придается большое значение природному газу как энергоносителю. Мировое распределение газа характеризуется крайней неравномерностью, а главное его запасов лишены наиболее промышленно развитые страны Западной Европы, а так же крупные державы - Китай и Индия. Ниже назовем первые десять стран мира по разведанным ресурсам природного газа.

Таблица 10

Наконец, гидроэнергетический потенциал не относится к минеральным ресурсам (полезным ископаемым). Однако он является таким же природным даром, как и минеральные ресурсы.

Ныне мировой гидроэнергетический потенциал достигает почти 10 трил. кВт/ч, но используется лишь 21% этого потенциала. Степень освоения гидроэнергетических возможностей особенно велико в Западной и Центральной Европе (70%), в Северной Америке и России ниже (соответственно 30 и 20%)

Минеральные ресурсы - полезные ископаемые, которые образуются естественным образом в земной коре. Они могут иметь органическое и неорганическое происхождение.

Были идентифицированы более двух тысяч минералов, и большинство из них содержат неорганические соединения, образованные различными комбинациями восьми элементов (O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, и Mg), которые составляют 98,5% от коры Земли. Мировая промышленность зависит от около 80 известных минералов.

Месторождением полезных ископаемых является скопление твердых, жидких или газообразных минералов, в или над земной корой. Минеральные ресурсы являются невозобновляемыми и исчерпаемыми природными ресурсами, а также могут обладать металлическими (например железо, медь и алюминий), а также неметаллическими свойствами (например, соль, гипс, глина, песок, фосфаты).

Минералы представляют собой ценные . Это чрезвычайно важное сырьё для многих базовых отраслей экономики, которое являются основным ресурсом для развития. Управление минеральными ресурсами должно тесно интегрироваться с общей стратегией развития, а при эксплуатации полезных ископаемых следует руководствоваться долгосрочными целями и перспективами.

Минералы обеспечивают общество всеми необходимыми материалами, а также дорогами, автомобилями, компьютерами, удобрениями и т.д. Спрос на полезные ископаемые растет во всем мире по мере роста населения, а добыча минеральных ресурсов Земли ускоряется и возникают экологические последствия.

Классификация минеральных ресурсов

Энергетические (горючие) минеральные ресурсы
(уголь, нефть и природный газ)
Неэнергетические минеральные ресурсы
Металлические свойства Неметаллические свойства
Драгоценные металлы (золото, серебро и платина) Строительные материалы и камни (песчаник, известняк, мрамор)
Черные металлы (железная руда, марганец) Другие неметаллические минеральные ресурсы (соль, сера, поташ, асбест)
Цветные металлы (никель, медь, олово, алюминий, свинец, хром)
Феросплавы (сплавы железа с хромом, кремнием, марганцем, титаном и др.)

Карта минеральных ресурсов мира

Роль минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы играют важную роль в экономическом развитии стран мира. Есть регионы богатые минералами, однако неспособные их добывать. Другие регионы, добывающие ресурсы, имеют возможность расти с экономической точки зрения и получать ряд преимуществ. Значение минеральных ресурсов можно объяснить следующим образом:

1. Промышленное развитие

Если минеральные ресурсы могут быть извлечены и использованы, промышленность, в которой они используются будет развиваться либо расширяться. Бензин, дизельное топливо, железо, уголь и т.д. необходимы для промышленности.

2. Занятость населения

Наличие минеральных ресурсов создает рабочие места для населения. Они позволяют квалифицированным и неквалифицированным кадрам иметь возможность трудоустройства.

3. Развитие сельского хозяйства

Некоторые минеральные ресурсы служат основой для производства современного сельскохозяйственного оборудования, техники, удобрений и т.д. Они могут быть использованы для модернизации и коммерциализации сельского хозяйства, которые помогают развивать аграрную отрасль экономики.

4. Источник энергии

Существуют различные источники энергии, такие как бензин, дизельное топливо, природный газ и т.д. Они могут обеспечить необходимой энергией промышленность и населенные пункты.

5. Развитие собственной независимости

Развитие минерально-сырьевой отрасли позволяет создать больше рабочих мест с высоким качеством продукции, а также независимость отдельных регионов и даже стран.

6. И многое другое

Минеральные ресурсы являются источником иностранной валюты, позволяют зарабатывать на развитии транспорта и связи, увеличивать экспорт, поставки строительных материалов и т.д.

Минеральные ресурсы океанов

Океаны покрывают 70% поверхности планеты и задействованы в огромном количестве различных геологических процессов, ответственных за формирование и концентрацию минеральных ресурсов, а также являются хранилищем для многих из них. Следовательно, океаны содержат огромное количество ресурсов, которые в настоящее время являются основными потребностями человечества. Ресурсы в настоящее время добывается из моря или районов, которые раньше были в его пределах.

Химические анализы показали, что морская вода содержит около 3,5 % растворенных твердых веществ и более шестидесяти идентифицированных химических элементов. Извлечение растворенных элементов, а также добыча твердых полезных ископаемых, почти всегда экономически затратная, так как учитывается географическое расположение объекта (транспортировка), технологические ограничения (глубина океанических бассейнов) и сам процесс добывания необходимых элементов.

На сегодняшний день, основными минеральными ресурсами, получаемыми из океанов являются:

  • Соль;
  • Калий;
  • Магний;
  • Песок и гравий;
  • Известняк и гипс;
  • Железомарганцевые конкреции;
  • Фосфорит;
  • Металлические осадки, связанные с вулканизмом и вентиляционными отверстиями на дне океанов;
  • Золото, олово, титан и алмаз;
  • Пресная вода.

Добыча многих минеральных ресурсов из глубин океанов, является слишком затратной. Тем не менее, рост населения и истощение легко доступных наземных ресурсов, несомненно, приведет к более широкой эксплуатации древних месторождений и увеличения добывания непосредственно из вод океанов и океанических бассейнов.

Добыча минеральных ресурсов

Целью добычи минеральных ресурсов является получение полезных ископаемых. Современные процессы горнодобывающей промышленности включают поиск минералов, анализ потенциальной прибыли, выбор метода, непосредственная добыча и переработка ресурсов, а также окончательная рекультивация земель по завершению работ.

Добыча полезных ископаемых, как правило, создает негативное воздействие на окружающую среду, как в ходе горных работ, так и по их окончанию. Следовательно, большинство стран мира приняли правила, направленные на снижение вредного воздействия. Безопасность труда уже давно является приоритетной, а современные методы значительно уменьшили количество несчастных случаев.

Особенности минеральных ресурсов

Первой и самой основной характеристикой всех минералов является то, что они встречаются в природе. Минералы не производятся под влиянием человеческой деятельности. Тем не менее, некоторые минералы, такие как алмазы, могут быть изготовлены человеком (они называются синтезированными алмазами). Однако, такие искусственные алмазы классифицируются как минералы, потому что отвечают их основным пяти характеристикам.

Помимо того, что они формируется благодаря естественным процессам, твердые минеральные вещества стабильны при комнатной температуре. Это означает, что все твердые минералы, которые встречаются на поверхности Земли, не изменяются в форме при нормальной температуре и давлении. Эта характеристика исключает воду в жидком состоянии, однако включает ее твердую форму - лед - в качестве минерала.

Минералы также представлены химическим составом или структурой атомов. Атомы, которые содержатся в минералах расположены в определенном порядке.

Все минералы обладают фиксированным или переменным химическим составом. Большинство минералов состоят из соединений или различных комбинаций кислорода, алюминия, кремния, натрия, калия, железа, хлора и магния.

Образование минералов является непрерывным процессом, однако очень длительным (уровень потребления ресурсов превышает скорость формирования) и требует наличия многих факторов. Поэтому минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым и исчерпаемым.

Распределение минеральных ресурсов неравномерное по всему миру. Это объясняется геологическими процессами и историей формирования земной коры.

Проблемы использования минеральных ресурсов

Горнодобывающая промышленность

1. Пыль, появляющаяся в процессе добычи, вредит здоровью и вызывает заболевания легких.

2. Добыча некоторых токсичных или радиоактивных минералов несет угрозу жизни людей.

3. Взрыв динамита при ведении горных работ очень рискованный, так как высвобождающие газы чрезвычайно ядовитые.

4. Подземные горные работы является более опасным, чем наземные, поскольку существует высокая вероятность несчастных случаев, связанных с обвалами, наводнением, недостаточной вентиляцией и т.д.

Быстрое истощение минералов

Повышение спроса на минеральные ресурсы вынуждает добывать все большее количество полезных ископаемых. В результате чего увеличивается потребность в энергии и появляется больше отходов.

Разрушение почвы и растительности

Почва - это самый ценный . Проведение горных работ способствует полному разрушению почвы и растительности. К тому же, после экстракции (получения минералов), все отходы сбрасываются на землю, что также влечет за собой деградацию.

Экологические проблемы

Использование минеральных ресурсов привело ко многим экологическим проблема, среди которых:

1. Превращение продуктивных земель в горные и промышленные районы.

2. Добыча минералов и процесс экстракции являются одними из главных источников загрязнения воздуха, воды и почвы.

3. Добыча включает в себя огромное потребление энергетических ресурсов, таких как уголь, нефть, природный газ и т.д., которые в свою очередь являются невозобновляемыми источниками энергии.

Рациональное использование минеральных ресурсов

Не секрет, что запасы минеральных ресурсов на Земле стремительно сокращаются, поэтому необходимо рационально использовать существующие дары природы. Люди могут экономить минеральные ресурсы за счет использования возобновляемых ресурсов. Например, при использовании гидроэлектроэнергии и солнечной энергии, в качестве источника энергии, можно сохранить полезные ископаемые, такие как уголь. Минеральные ресурсы также могут быть сохранены за счет рециркуляции. Хорошим примером является переработка металлолома. Кроме того, использование новых технологических методов добычи и подготовка шахтеров, сберегает минеральные ресурсы и сохраняет жизни людей.

В отличие от других природных ресурсов, минеральные ресурсы являются невозобновляемыми, и они неравномерно распределены по планете. Для их формирования требуются тысячи лет. Одним из важных путей сохранения некоторых минералов является замещение дефицитных ресурсов на обильные. Полезные ископаемые, для получения которых требуется большое количество энергии, должны перерабатываться.

Добыча минеральных ресурсов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в том числе уничтожает места обитания многих живых организмов, загрязняет почву, воздух и воду. Эти негативные последствия могут быть сведены к минимуму за счет сохранения минерально-сырьевой базы. Полезные ископаемые оказывают все большее влияние на международные отношения. В тех странах, где были обнаружены минеральные ресурсы, их экономика значительно улучшилась. Например, нефтедобывающие страны Африки (ОАЭ, Нигерия и т.д.) считаются богатыми из-за прибыли, полученной от нефти и ее продуктов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Минеральные ресурсы, созданные в недрах и на поверхности Земли, с древних времен широко использовались человечеством, поэтому получили название полезные ископаемые. Первые мероприятия по охране полезных ископаемых начали употреблять еще в XVI в. в Швейцарии, где в 1569 был создан первый заповедник по охране недр. Промышленное использование каменного угля началось в 1800, нефти - в 1857, горючего газа - в 1881 Кроме собственно ископаемых (твердых, жидких, газообразных), человечество использует химические и другие вещества из озер и заливов, океанов, поверхности Земли и из атмосферы.

Итак, к минеральным ресурсам относятся природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии и различных материалов путем их добычи и последующей переработки, а именно:

Строительные материалы и сырье для них, которые добываются из неживой природы;

Различные виды топлива (уголь, торф, нефть, природный газ, уран и т.д.);

Материалы для производства машин, орудий и предметов быта (металлы, глина, песок);

Сырье для химической промышленности;

Продукты питания (минеральная вода, пищевая соль). Подавляющее большинство полезных ископаемых образовалась в прошлые геологические эпохи, поэтому сейчас они не воспроизводятся. Определенную способность к воспроизводству имеют торф, отложения солей в озерах и морских заливах, современные донные отложения речного песка и гравия. Из них только торф воспроизводится за счет фотосинтеза и минеральных веществ воды, а некоторые донные отложения - за счет трупов растительных и животных организмов. Другие полезные ископаемые восстанавливаются за счет разрушения горных пород и переотложения образованного материала. Скорость воспроизведения полезных ископаемых небольшая, особенно с учетом интенсивности их использования. Таким образом, полезные ископаемые не имеют способности к самовосстановлению, как это характерно для организмов, и принадлежат к типичным исчерпывающих ресурсов.

Минеральные ресурсы включают чрезвычайно широкий круг природных веществ минерального происхождения. С их добычей связаны различные экологические осложнения - от исчерпаемости отдельных месторождений и нарушений природных экосистем к серьезным загрязнений окружающей среды. Несмотря на многообразие химического состава, физического строения, происхождения, способов добычи и переработки, а также возможных направлений производственного использования, все минеральные ресурсы имеют такие общие черты:

Невидновнисть практически всех видов полезных ископаемых (за исключением торфов, аллювиальных наносов, продуктов выветривания)

Неравномерность и ограниченность территориального распространения отдельных видов ресурсов - одни их виды могут быть размещены практически повсеместно, другие (их большинство) - только в отдельных точках планеты;

Стабильность использования во времени. Поскольку в каждом случае речь идет о добыче уже сформированных запасов того или иного минерального ресурса, общая естественная ситуация мало влияет на ритм разработки, а годовые и сезонные колебания добычи сырья определяются почти исключительно экономическими факторами;

Однозначность использования. Независимо от направления дальнейшей переработки и конечного потребления каждый вид минеральных ресурсов в первую очередь должен быть добытым, то есть удаленным из своего природного окружения, и только тогда он становится предметом труда. Все последующие этапы комплексного использования этих ресурсов находятся за пределами понятия "минеральные ресурсы" и составляют варианты утилизации полученного сырья.

При изучении минеральных ресурсов исследуют месторождения полезных ископаемых, которые понимают как участок земной коры, где в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального сырья, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Важное место в оценке хозяйственного значения конкретных минеральных ресурсов занимает определения запасов полезных ископаемых, то есть количества минерального вещества в недрах на конкретной территории (например, в государстве, природном или административном регионе, хозяйстве, месторождении и т.д.). Запасы оцениваются в килограммах (благородные металлы), каратах (драгоценные камни), тоннах (руды металлов, химическое сырье) или кубометрах (строительные материалы).

Минеральных ресурсов насчитывается более 200 видов. Учитывая это разнообразие, их разделяют на следующие группы:

Горючие полезные ископаемые (топливные и энергохимические) - газообразные (природный газ); жидкие (нефть, конденсат) твердые вещества (уголь, торф, горючие сланцы);

Металлические полезные ископаемые (рудные) - это черные металлы (железо, марганец, хром); цветные металлы (алюминий, магний, мышьяк, медь, никель, свинец, титан, цинк) редкие металлы (бериллий, ванадий, висмут, вольфрам, цезий и др.); благородные металлы (золото, иридий, палладий, платина, серебро); рассеяны металлы (германий, селен, таллий, теллур) редкоземельные металлы (европий, иттрий, лантан) радиоактивные металлы (торий, уран)

Неметаллические полезные ископаемые (нерудные) - сырье для металлургии (огнеупорные глины, флюсовый каолин, песок); горнохимическая сырье (йод, мел, самородная сера, апатит) горнорудное сырье (асбест, графит, озокерит) сырье строительная (каолин, известняк, гипс, глина, облицовочный камень и т.п.);

Воды (гидротермальные) - подземные (минеральные, промышленные, термальные) и поверхностные воды (рапа)

Инертные газы - это компоненты воздуха, которые имеют отдельную хозяйственную ценность (аргон, гелий, криптон, неон).

Минеральные ресурсы являются главным источником материального производства общества. Так, основой энергетики сейчас являются энергетические, или топливные, ресурсы: уголь, нефть, природный газ, сланцы и др. Очень активно человечество начало использовать эти ресурсы во второй половине XX в.

Запасы минерально-сырьевых ресурсов, особенно тех, которые находятся в недрах, как уже отмечалось, не безграничны и почти невозобновляемые. Прогнозы на перспективу о возможных запасах минерального сырья оцениваются специалистами весьма неоднозначно. Например, для развитых стран и развивающихся стран, начиная с 2000 г.., Запасов угля, железной, марганцевой и хромовой руд, фосфатного сырья и калийных солей при потреблении на современном уровне должно хватить еще на 100-300 лет. Запасов полиметаллических руд. содержащих никель, кобальт, вольфрам, молибден, медь, свинец, цинк, олово, а также асбеста, самородной серы остается только на 30-60 лет. Если учесть прогнозные запасы, то время полного исчерпания минеральных ресурсов отодвигается на более длительный срок.

Месторождения полезных ископаемых, как и природные ресурсы вообще, размещены на планете достаточно неравномерно. Так, США, Канада, Австралия, Китай, Россия обладают крупнейшими запасами металлических полезных ископаемых. В странах Ближнего и Среднего Востока сосредоточено более половины запасов нефти мира. В недрах развивающихся стран, находится 90% кобальта, около 90% олова, 75% бокситов, 60% меди. Многие страны имеют запасы мирового значения одного или нескольких видов полезных ископаемых.

Размеры нашей планеты и, соответственно, конечный объем ископаемых ресурсов предусматривают их неизбежную полноту. Сроки полного истощения ресурсов зависят от их запасов и темпов использования. Настоящие запасы многих невосполнимых ресурсов еще не установлены. Современная геологоразведочная техника способна достигать относительно небольших глубин земной поверхности. До сих пор только в рамках эксперимента пробурены несколько скважин до глубины 15 км, а вообще освоенным является слой земной коры, который в среднем не превышает 2-3 км. О составе и строении глубоких зон литосферы нам известно лишь на основе косвенных методов (сейсмо- и электроразведка, гравиметрия и т.д.). Также остаются неисследованными огромные участки дна Мирового океана, в несколько раз превышают поверхность суши; только в некоторых местах начали осваивать континентальный шельф.

Использование и переработка минеральных ресурсов приводят к образованию отходов. Они загрязняют окружающую среду, снижают ценность еще не использованных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов предусматривает их комплексное освоение, применение в производстве энерго- и ресурсосберегающих технологий, активное внедрение оборотного (или повторного) использования ресурсов. Во многих экономически развитых странах последовательно реализуется именно такая политика. Глубочайшей утилизации (вторичному использованию) подлежат промышленные и бытовые отходы в Японии, странах Западной Европы и США. Производство с использованием повторных ресурсов черных и цветных металлов, бумажно-картонных изделий, строительных материалов, стекла и т.д. дает значительную экономию минеральных, биологических ресурсов и энергии.

Дальнейшая разработка некоторых видов сырья представляет угрозу для окружающей среды и даже существования человека. Таким образом, проблема не только и даже не столько в физическом истощении известных видов ресурсов, сколько в экономической и экологической нецелесообразности их добычи. Важным условием сохранения полезных ископаемых является геологическая разведка с целью дальнейшего рационального освоения запасов сырья и топлива, включая:

Полное использование всех полезных компонентов из месторождений на базе (например, контурная обводнение нефтяных пластов для поднятия нефти, переход от шахтного способа добычи к открытому - карьеров, разрезов и т.д.);

Комплексное использование многокомпонентных руд (например, в пустой породе, которая остается на отвалах меднорудных бассейнов, золото, серебро, кобальт и другие компоненты, стоимость которых превышает стоимость меди)

Утилизация отходов обогащения и сжигания полезных ископаемых (например, пылевидный пепел и шлаки, отвалы которых занимают огромные территории, могут быть сырьем для строительных работ);

Использование вторичных продуктов переработки минерального сырья (например, 1 т чугунного и стального лома сохраняет 3,5 т минерального сырья);

Поиск и освоение новых источников полезных ископаемых (например, известно, что океаническое дно на глубине более 1-2 тыс. М сохраняет большие залежи минерального сырья, сконцентрированной в так называемых железомарганцевых конкрециях. По ориентировочным оценкам, они содержат 358 млрд т марганца, 207 млрд т железа, 40 млрд т никеля, 25 млрд т магния и др.;

Освоение новых энергетических ресурсов.



Читайте также: