Земледельческие племена Европы. Первобытные земледельцы и скотоводы

ПОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ


Охота и собирательство оставались важнейшими занятиями людей. Собиратели были вынуждены искать плоды деревьев, ягоды, выкапывать коренья, клубни, луковицы. Собирали также личинки насекомых, улиток, добывали мёд диких пчел. Больше всего людям нравились семена злаков и бобовых растений, вкусные и питательные.

Развивались орудия труда. Теперь люди могли добывать пищу и строить жилье даже в тундре, в пустыне, в горах. И первобытные народы заселили даже самые суровые уголки Земли.
Люди уже могли жить всюду.


Собиратели одного из индейских племен. Изображение из американского музея

Но их особенно привлекали берега небольших и тихих озер и рек. Таких рек и озер много в теплых тропических странах Азии. Там была чистая вода, там подымались густые заросли, где многие растения были съедобными. Это особенно важно! Ведь охотники не всегда возвращались с добычей, и общины часто голодали. В такие дни пищей служили только растения, собранные женщинами.

Женщины замечали, в каких местах растут съедобные растения, и начали ухаживать за ними -выпалывать сорняки, рыхлить почву. Осенью эти растения срезали кривыми ножами из кости с вставленными острыми кусочками кремня - серпами . Потом эти травы стали пересаживать
поближе к поселкам. Так появились первые поля и огороды, Чтобы обрабатывать землю, изобрели новые орудия труда. Вначале по-прежнему применяли заостренные палки. Ими делали ямки в сырой земле и бросали туда зерна. Потом придумали мотыгу , орудие, чем-то похожее на современную тяпку. Иногда мотыга была деревянной, иногда - с костяным или каменным наконечником. Поле старательно взрыхляли мотыгами, разбрасывали семена и боронили землю ветками.

Женщины с мотыгами. Рисунок этнографа

Из года в год люди отбирали для посева самые крупные, самые хорошие семена. Поэтому урожаи постепенно повышались и вместо диких растений появлялись выведенные людьми культурные растения. В отличие от дикорастущих культурные растения существуют только благодаря тысячелетней работе людей по их улучшению.

Запомните: обработка земли, выращивание и улучшение культурных растений называется земледелием.

НАЧАЛО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Растения одомашнивали почти повсюду, но все же большинство культурных растений появилось в теплой Азии Сейчас люди пользуются 642 культурными растениями, 400 из них одомашнены именно в Южной Азии!



Поля.



Одомашненные злаковые растения

Пшеница. Киносъемка

Выдающийся советский ученый Н.И. Вавилов решил узнать, в каких странах и когда люди одомашнили растения. Он много путешествовал, искал ответы на важнейшие для науки вопросы.


Внимание: дополнительное задание для самых трудолюбивых, любознательных и сообразительных: на карте нет ни одного географического названия. Попросите помочь родителей и учителя природоведения, чтобы ответить - в каких странах впервые возникло земледелие (закрашено черным) и в каких странах оно распространилось позднее (закрашено зеленым).

Н.И. Вавилов доказал, что в азиатских степях и межгорных долинах люди впервые начали выращивать такие культурные растения:
- В странах Западной и Средней Азии: пшеница, рожь, овес, ячмень, лен, виноград, яблоня, слива, дыня, гранат и некоторые другие.
- В Китае: просо, конопля, соя.
- В Индии: рис, сахарный тростник, хлопок, лук, огурцы, лимон и другие.

Такие хорошо знакомые каждому из нас капуста, редька, морковь, свекла, были одомашнены гораздо позже в Европе. А помидоры, картофель, какао, кукурузу, подсолнечник одомашнили американские индейцы и тоже в более поздние времена.

ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ


Земледельцы одного из индейских племен. Изображение из американского музея

В стране Таиланд на полуострове Индокитай находится Пещера Духов . Там были сделаны находки, изумившие ученых. Оказалось, что там уже в 10 тыс. до н.э. жили первые земледельцы на Земле! Об этом рассказали обнаруженные косточки слив, тыкв, огурцов, а также горошины и орехи. Но там земледелие было еще очень неразвитым и неумелым.


Посуда новокаменного века. Найдена китайскими археологами

Зато при раскопках небольшого городка Иерихон в стране Палестина были найдены настоящие мотыги, серпы из кости с вкладышами из острых камешков. Обнаружили также зернотерки , то есть большие плоские камни, которыми женщины растирали зерна в грубую муку. Древнейшие земледельцы поселились у Иерихона в 8-7 тыс. до н. э.
1 2
3

Нож. Найден археологами в Малой Азии Посуда древнейших земледельцев и зернотерки. Найдены археологами в Иране и в Средней Азии

1. 2.

1.Поселок новокаменного века. Рисунок современного художника 2.Поселок новокаменного века. Восстановлен археологами Ирландии


Орудия труда земледельцев новокаменного века. Опишите их.

Много сотен лет шло постепенное улучшение культурных растений. Старшие поколения передавали младшим семена самых урожайных, выносливых сортов. В поисках новых земель земледельческие общины стали расселяться в соседние страны. Переселенцы приносили культурные растения с тёплого юга в прохладный климат. Условия для хозяйства изменялись, а значит, земледельцы изменяли и растения, приспосабливали их к прохладе, делали скороспелыми и холодостойкими.




Опишите работы, которые выполняли в разные времена года первобытные земледельцы.

Как выяснили ученые, 7000 лет назад в маленькой долине Южной Америки проживала община охотников, рыболовов и собирателей. В ней было сто человек. 4500 лет назад, когда индейцы научились выращивать съедобные растения, этом месте жили уже около 200 человек. А 4000 лет назад, когда выращивание кукурузы стало главным занятием, в той же области проживало две тысячи человек. Земледелие позволило прокормиться населению, численность которого выросла в 20 раз по сравнению с численностью их предков - охотников и собирателей.


Первобытные земледельцы Ближнего Востока. Рисунок современного художника




Раскопки у греческого поселка Сескло. Там было обнаружено поселение самых древних в Европе земледельцев. Статуэтка богини-матери. Найдена греческими археологами в Сескло

Сравните с рисунком, изображающим древних людей на стр. 13.

Люди заняты сбором урожая, женщина жнет. Это говорит о том, что у них есть земледелие. Еще одна женщина готовит. Мужчины строят жилье. Оно просторное, из дерева. Крыши соломенные. Одежда из ткани, у них появилось ткачество. Глиняная посуда говорит о развитии гончарства. Мужчина идет с мотыгой. Рядом с ним собака, первое животное, которое приручил человек. Также на рисунке изображена свинья. Люди занимаются и животноводством. Они поселились возле реки, что бы быть возле воды, которая необходима для земледелия, животноводства, рыбной ловли, питья и можно быстрее передвигаться на плотах и лодках, нежели пешком.

Что такое родовая община? Чем отличалась родовая община от более ранних коллективов? Кто и как становился старейшиной?

Родовая община - это группа людей, которые вели свое происхождение от общего предка(человека или животного), являлись кровными родственниками. Совместно трудились, имущество было общим. Старейшина – это самый опытный и уважаемый в общине. Отличалась от более ранних коллективов тем, что была сплоченной, постоянная численность, кровное родство, выделяется верхушка. А первобытное стадо имело большую численность, состав непостоянный, объединение только для защиты от хищников и поиска пищи.

Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?

Перешли к оседлому образу жизни, занимались земледелием. Охотники были хорошо вооружены, обеспечивали лучше общину, делали запасы еды, поэтому часто не убивали сразу пойманных дитенышей животных, а приносили в поселение. Самых спокойных и послушных животных оставляли в живых, так они постепенно одомашнились.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захоронения... почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почетом?

Потому что она значимо облегчала жизнь охотника. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.

Как возникло земледелие? Как развивались орудия труда земледельцев?

Люди занимались собирательством, собирали зерна, приносили на стоянки. Они заметили, что упавшие зерна в землю прорастали, а из одного зерна вырастал колос. Первые культуры – ячмень, просо, пшеница, рис. Деревья вырубали топором, пни и кустарники поджигали, пепелище обрабатывали мотыгой, только после этого сажали семена. Это был очень тяжелый труд. Вскоре на смену мотыге придет плуг, вместо мотыжного земледелия появится плужное.

Как занятия земледелием и скотоводством, по вашему мнению, помогли развитию ремесел?

Для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. Плели корзины из прутьев. Земледельцы и скотоводы выращивали лен и разводили овец и коз, что подтолкнуло к появлению прядения и ткачества. Оседлый образ жизни требовал строительства жилья и хозяйственных сооружений. Так возникло строительство.

Объясните, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели.

Потому что оседлый образ жизни, земледелие и скотоводство позволяли получить больше продукции и совершенствовать технологии. Людям не было необходимости переходить с места на место, они начинали накапливать блага. Например, для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. В обществе собирателей и охотников не было необходимости в длительном хранении продуктов, они зависели от природы, переходили с места на место в борьбе за выживание.

Предположите, что изменилось в жизни первобытных людей благодаря объединению в родовые общины и племена.

Коллектив стал сплоченным, жили на одной территории и вели сообща хозяйство, имущество было общим. Защищали и заботились друг о друге. появилось деление на «свои» и «чужие», самое страшное – остаться одному. Появление первых правил и табу. Чтобы регулировать отношения внутри общины и племени, выделяется верхушка – старейшины, совет старейшин, вождь. Что говорит об усложнении общественных отношений.

Чем отличается матыжное земледелие от плужного?

Мотыжное земледелие позволяло возделывать небольшие участки земли и требовало больших усилий и времени. Если почва мягкая, то можно было возделывать почву, если условия оказывались неблагоприятными, то это значительно затрудняло развитие земледелия. Матыгой рыхлили почву. Появление плуга значительно облегчило жизнь людей. Плуг позволял поднимать пласты земли, быстрее ее обрабатывать, был удобен для поднятия дерна.

Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? Какую оценку вы дадите этим событиям?

Этот период называют «неолитической революцией» и не зря. Это коренные изменения в жизни древних людей, которые стали толчком к появлению цивилизации. Люди стали меньше зависеть от природы, лучше обеспечивать себя продуктами, перешли к оседлому образу жизни, накапливали ресурсы, что также вызвало и появление племенной организации, а впоследствии вызовет появление имущественного расслоения и войн. Люди стали жить лучше, дольше и комфортнее.

Объясните значение слов и понятий:

Присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Человек берет все от природы в готовом виде.

Производящее хозяйство - хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Керамика – обожженная глина.

Какое первое животное приручил человек и почему?

Собака. Основным занятием была охота, собака помогала охотнику. С переходом к скотоводству – она помогала следить за животными. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.

Читайте так же еще статьи по разделу:
- Краткое описание о первобытном обществе
- Первобытное человеческое стадо
- Образование рода
- Первобытные охотники

Земледелие древних людей

Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

Основные черты первобытнообщинного строя.

История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.

Со временем поселения людей становились более многочисленными и постоянными. Самое яркое событие каменного века – зарождение земледелия и скотоводства . В некоторых областях Ближнего Востока, на предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. (т.е. не просто собирали дикие злаки, но выращивали их; не только охотились на диких животных, но и начали приручать их пойманных детёнышей). Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни.

Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпохановый каменный век – неолит .

Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка, сев, прополка, сбор и хранение урожая – всё свободное время первых земледельцев уходило на это.

Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества . Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала общины охотников силилась поближе к диким полям и охраняли урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

Конечно, такой выбор был возможен не везде: для занятий земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Не зависимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в 8 тысячелетии до н.э., в Китае в 6 тысячелетии до н.э., в Центральной Америке в 7 тысячелетии до н.э. В этих областях найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке.

Земледелие не могло полностью решить продовольственную проблему при кризисе охотничьего хозяйства. Источником белковой пищи людей по-прежнему было мясо животных. Новым источником добывания мяса стало скотоводство.

Первыми прирученными животными стали собаки . Они помогали в охоте, а питались отходами со стола людей. Других животных человек смог приручить, только когда стал заниматься земледелием.

Домашние животные по размерам тела меньше своих диких предков. Сейчас известно около 50 различных видов животных разводимых человеком. Сюда входят и некоторые виды рыб (форель, карп) и медоносные пчёлы, и тутовый шелкопряд. Но всеобщее распространение и важнейшее значение для человека получили лишь несколько видов скота: корова и буйвол, овца, коза, лошадь, свинья. Кости крупного рогатого скота, овцы, козы и свиньи найдены археологами в культурном слое большинства раннеземледельческих поселений. Распределение диких предков этих домашних животных показывает, что овцы и козы были сначала одомашнены в Западной или Средневековой Азии и распространились оттуда в другие области. Дикие предки крупного рогатого скота и свиньи встречаются на всей территории Евразии и были одомашнены в разное время в зависимости от местных потребностей и обстоятельств. Дикий бык, или тур, является предком большинства пород современных коров и был одомашнен первым на Ближнем Востоке, но в Южной и Юго-Восточной Азии использовались другие виды, такие, как як, буйвол, гаур. Единственным животным индейцев Южной Америки, стала лама.

Животные были одомашнены для различных целей. В первую очередь – источник пищи, шерсти, шкур. Затем: как вьючные, как средство передвижения, удобрений для полей и, наконец, для обработки пашни. Но так было не везде. В Америке в раннеземледельческою эпоху домашний скот вообще не разводили ради мяса: южноамериканская лама с самого начала служила как вьючное животное, а альпака целилась исключительно за её тонкую шерсть.

Благодаря одомашниванию растений и животных первобытные человеческие коллективы создали экономику, способную прокормить значительно большее число людей и обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с охотой и собирательством. Из первых центров сельского хозяйства очень скоро начало распространяться по всему миру, постепенно заменяя старые способы добывания пищи.

Первые общины земледельцев и скотоводов возникли в районах предгорий, где произрастали дикие предки современных культурных растений и паслись стада диких коз, овец и коров. На Ближнем Востоке древнейшими очагами земледелия стали предгорья Загроса, Тавра и Ливана, образовавшие зону «плодородного полумесяца».

Она охватывала с востока, севера и запада междуречья Тигра и Евфрата. В Южной Азии самые древние следы земледелия отрыты на восточных склонах гор Северного Белуджистана, спускавшихся к долине Инда и его притоков. В Китае родиной земледелия стали холмистые равнины Юга и среднее течение реки Хуанхэ. В Новом Свете первые культурные растения появились в горных районах Южной Мексики и предгорьях Анд.

К 4 тысячелетию до н.э. сельское хозяйство в этих районах обеспечило большой рост населения и высокий уровень жизни. Это стало известно археологам по раскопкам таких посёлков, как Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Мегар на территории Пакистана, Банко в Северном Китае. Но узкие долины с неустойчивым и небольшим урожаем, получаемым с помощью мотыги, всё с большим и большим трудом обеспечивали жизнь растущих общин.

Земледельцы постепенно начали занимать новые области с иными условиями окружающей среды. Они поселились в плодородных, но страдающих от наводнений долинах великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхе и Янцзы. Поселки земледельцев появились на равнинах с более суровым климатом и твёрдыми почвами. Они поднялись выше в горы. Сельское хозяйство в этот период стало основой жизни во многих областях Старого и Нового Света. Появились новые методы приспособления к разным природным условиям с целью повышения урожаев. Эти методы сильно различались в зависимости от почв, водного режима, рельефа местности и плотности населения. Важное новшество: стали использовать животных не только для получения мяса. Первые земледельцы и скотоводы научились употреблять возобновляемые ресурсы, которые животные могли предоставить в течение жизни: молоко, масло, сыр, шерсть, удобрение для полей и их мускульную силу.

Первые земледельцы рыхлили почву и пропалывали поля простыми мотыгами. Они остались основными сельскохозяйственными инструментами на большей части Африки и Америки до прихода европейцев, а в некоторых случаях – до настоящего времени.

В Европе и Азии очень рано стали использовать тягловую силу животных. Это связано с изобретением плуга. Выход земледелия плодородных узких долин на широкие просторы степных равнин и нагорий (возможность удобрять менее плодородные земли навозом, использование плуга – значит больше площади). Так скотоводство помогло земледелию сделать следующий шаг в завоевании планеты. Дальше пошла ирригация различных систем – искусственный полив пашни. Или наоборот: строительство дамб и бассейнов, задерживающих воду и плодородный ил после окончания разлива (Инд, Нил). В Месопотамии ежегодных наводнений было недостаточно. Здесь строились грандиозные сети радиальных каналов, требовавших больших затрат для их возведения и поддержания на должном уровне. Самые древние из известных оросительных каналов обнаружены в Месопотамии в Чога-Мами и датируются 5 тысячелетием до н.э. Сложные оросительные системы строились и в других частях Азии с засушливым климатом (край пустыни Каракумы в Туркмении).

Ещё один прогрессивный способ – террасное земледелие. Террасные поля – характерная особенность пейзажа в различных областях мира: Перуанские Анды в Южной Америке, Филиппины, Греция. Оправданы были такие поля та, где население было велико. Длинные каменные стены превращали крутые горные склоны в систему плоских узких полос пашни, спускавшихся ступенями к равнинам. Террасные поля часто сочетались с системами дамб и каналов. Такая комбинация позволяла получать высокие урожаи даже очень влаголюбивых растений, например, риса.

Земледелие больших просторов, в первую очередь в долинах великих рек предопределило огромный шаг в его развитии. Несмотря на значительные затраты сил и времени оросительное земледелие на илистых почвах давало урожай, во много раз превосходящий доходы первых земледельцев предгорий. Именно в этих долинах сельское хозяйство достигло невиданного прогресса и стало основой сложения великих цивилизаций Древнего мира.

Но огромные массивы лесов были для первых земледельцев недоступны. Их освоение стало возможным позднее, с появлением сначала медных и бронзовых, а потом и железных орудий. Ещё с неолита в лесной полосе Европы и Азии земледельцы начали выжигать леса под пашни. Но только железный топор кардинально изменил ситуацию.

Итак, рождение сельского хозяйства в первую очередь изменило способы добывания пропитания, но его последствия преобразовали фактически все стороны человеческой жизни и заложили основы всех последующих достижений человечества.

Первым следствием новой экономики стало появление крупных постоянных поселений. Общины охотников часто переходили с места на место в поисках новых мест охоты. Размеры этих общин не были слишком большими и многочисленными. Охотничьи угодья могли прокормить группу из нескольких десятков человек.

Земледельцы строили свои дома из глины. В сухом климате глина, смешанная с соломой или навозом быстро высыхает и становится очень прочной. (До сих пор этот прекрасный строительный материал используется во многих южных странах).

Оседлая жизнь (люди жили в своих посёлках, как обнаружили археологи, по много столетий) и свободное от полевых работ время способствовали развитию разнообразных промыслов. Самым важным из них в раннеземледельческую эпоху было производство глиняной посуды. Гончарство – ремесло создания глиняной посуды было изобретено независимо в различных частях мира и в разное время. Самая древняя глиняная посуда происходит из Японии и датируется серединой 11 тысячелетия до н.э.

Появление керамической посуды - одно из достихений неолита. Сосуды X-VIII вв. до н.э.

Жители японских островов тогда ещё не знали земледелия, но вели осёдлый образ жизни: богатства морского побережья – рыба, моллюски – давали им возможность подолгу оставаться на одном месте. С другой стороны, в ранних земледельческих обществах Ближнего Востока, таких, как Иерихон, на ранних стадиях ещё не знали глиняной посуды. Здесь она начала появляться только в 8 тысячелетии до н.э., а в Перу и Центральной Америке земледельцы обходились без неё до 2 тысячелетия до н.э. Так что прямой связи между земледелием и глиняной посудой нет. Эта связь скорее косвенная: для охотников – собирателей эта посуда тяжела и хрупка. Её возникновение всегда совпадает с началом оседлой жизни. Посуда из глины изменила систему питания древних людей . Теперь меню первых земледельцев дополнилось различными похлёбками, кашами, т.е. всем тем, что можно приготовить в горшке. Украшавшие глиняной посуду орнаменты и рисунки скоро стали своеобразным видом первобытного искусства. В 4-3 тысячелетия до н.э. на просторах Евразии – от Испании на Западе до Китая и Японии на востоке – повсеместно появилась богато украшенная, нарядная керамика. (Изображения были самые разнообразные от геометрического орнамента до животных и даже фантастических существ.)

Кроме керамики в среде осёдлых земледельцев развивались и другие ремёсла. Человек стал уделять больше внимания своей внешности. Отсюда в ранних земледельческих обществах резко возрастает число разнообразных украшений: бусы, браслеты. Подвески. Появляется первая косметика. С открытием металла обычным предметом в доме становятся зеркала, бритвы. И конечно же меняется одежда. Изделия из шкур и кожи животных не исчезли, но домашние растения и животные дали новое сырье для производства ткани.

И наконец, в раннеземледельческую эпоху совершенно иным стал обмен . Использование вьючных животных позволило наладить устойчивые связи между отдалёнными областями. Возникновение излишков производства продуктов и зарождение ремёсел делали эти связи всё более оживленными и необходимыми. (т.е. началась торговля). Особое значение в торговле издревле имели такие продукты как вино, оливковое масло, специи, а также благовония и ткани. Торговля этими продуктами стала, например, для Греции, Финикии, Аравии основой процветания. Но самым известным примером такого рода является торговля шёлком. Великий шёлковый путь, протянувшийся от Китая до Рима в 1 тысячелетии до н.э. дал жизнь целым цивилизациям, стал причиной многих войн и связал воедино страны Старого Света.

Итак, земледелие и скотоводство изменили все стороны жизни человека. Казалось бы, покорение мира вот-вот и будет достигнуто. Но тут возникли (уже в раннеземледельческую эпоху) большие препятствия. Мы не говорим уже о трудностях, которые человек испытывал расчищая леса, строя дома и каналы и т.д. Интенсивное ведение сельского хозяйства оказалось совсем не безобидным для природы, для состояния окружающей среды. Речь идёт о засоленности почв. В Южной Месопотамии крупномасштабная ирригация привела к засоленности почв. До нас дошли письменные свидетельства из 3 тысячелетия до н.э., которые рассказывают об этом процессе. Началось снижение урожаев, постепенно пшеница была заменена более выносливым в отношении соли ячменём. К концу 3 тысячелетия до н.э. выращивание пшеницы на юге Междуречья фактически прекратилось. В Центральной Месопотамии проблема засолённости тоже возникла, но в более мягкой форме, и там расширение посевов пшеницы продолжалось до 7 века нашей эры. Кризис в сельском хозяйстве отразился и на политическом положении Южной Месопотамии: она уступила первенство центральным и северных областям как раз в начале 2 тысячелетия до н.э.

Побочным результатом пахотного земледелия была эрозия почвы, вызванная снятием защитного растительного покрова и ежегодным перепахиванием земли. Открытый плодородный слой становился беззащитным перед ливнями и ветрами. Например, на Эгейском побережье Малой Азии после нескольких столетий интенсивной распашки почва прибрежных холмов была почти полностью поражена эрозией. Вот что произошло в конце 1 тысячелетия до н.э. с греческими колониями на побережье Малой Азии: плодородный слой сносился дождями в речные долины, где он накапливался в устьях больших и малых рек. Береговая линия смещалась в сторону моря, и гавани многих городов античной эпохи оказались отрезанными от моря. Истощение земель, снижение урожаев, удаление от выгодных торговых путей – шаг: упадок греческих колоний (в значительной степени по этим причинам).

Главная > Урок

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

А Ф Р И К А
3. Как назывался первый человеческий коллектив? С Т А Д О 4. Чем первый человек отличался от животных?
У л
И ь
о я Т. А
5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и... 6. Каменный век - это... 7. Первые занятия человека - ... и... 8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек.. 9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове-ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?
Л Е Д Н И К О В Ы Й
10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов- ли...
Г А Р П У Н
11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...
К Р Е М Е Н Ь
13.Вставьте пропущенные слова: Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди-лись..., имели... имущество (..., ..., ...). 14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда 15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер-вобытным. II. Новая тема (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие) Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела-ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше-ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по-селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При-сваивающее) Во главе родовой общины стоял старейшина . Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста-рейшинами. Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч-ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте-ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не-му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав. Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!» Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри-бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо-леть». Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на-блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем. Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре-дупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала че-ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю-дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро-сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны-ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте-пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник-ло скотоводство. Запись в тетради: Охота - скотоводство Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог. Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда. Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае. Собирательство - земледелие. Вопросы: -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название? -Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва) -Щрочитайте третий абзац n.l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой? -Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня-лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.) Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Запись в тетрадях: Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото-ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством. Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси-лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю-ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплочен-ными. Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п.З, назови-те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли-вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.) Домашнее задание: 1) Прочитайте §4. 2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22. 3) Выучите понятие «производящее хозяйство». 4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда. Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила Учитель: Время с III тысячелетия до н.э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз. 4--1-*--I- тыс. L н.э. история древнего мира Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201) Древний Восток: - Египет (см. стр. 31) - Вавилон (см. стр. 66) - Китай (см. стр. 101) - Индия (см. стр. 93) Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32. Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст-во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям. На доске: СТАДО РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ГОСУДАРСТВО «Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так. Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор. Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги-пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо-ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го-сударства. Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть». Власть - способность и возможность оказывать опре-деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей. Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу-дарства? Кто ею распоряжался? (В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу-ществляли старейшины, вождь. Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет, уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.) 2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя? Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно-стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца-ря выполняли чиновники -люди, находившиеся на службе госу-дарства. 3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене-нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества. (Не было угнетения, никто не заставлял никого тру-диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де-лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко-торым было важным условием выживания.) Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции: - объединяет население, проживающее" на определенной тер-ритории, для решения общих дел; - регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^ Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор-ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст-ва: 1. Во главе государства стоит царь. 2. Власть царя передается по наследству. 3. Государство имеет свою территорию. 4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему? 5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна. 6. С появлением государства возникла письменность. Она спо-собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т.е. собственности). Собственность - имущество, владелец которой мо-жет распоряжаться им по своему усмотрению (подарить, про-дать и т.д.) 7. Государство возникает тогда, когда появляется неравенство (т.е. богатые, свободные и бедные, рабы). 8. Государство возникает там, где земледелие становится глав-ным занятием. (Государство организует общественные работы, связан-ные с занятием земледелием. Появление излишков и присвоение их теми, кто осуществляет управление, ведет к неравенству, зарождению особого аппарата власти - государства) Учитель: Итак, первые государства возникли там, где люди раньше перешли к земледелию. Вопрос: Как вы думаете, какие природные условия необходи-мы для этого? На доске: влага -^--- разливы Нила солнце <;--- экватор почва *z.--- ivi Одно из государств возникло в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 31. Здесь располагалась страна Египет от первого порога Нила до его впа-дения в Средиземное море. Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды и до горных обрывов. А в некоторых местах скаль! вплотную подступают к Нилу (приблизительно 12-15 км). Обратите внимание, как располагается эта страна по отноше-нию к экватору. Вопрос: О чем это говори В июле в Египте очень жарко. Беспощадно палит солнце (до +50° С). От зноя почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой, как камень. В таких условиях реки мелеют. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное. Вода в нем все прибывает и прибывает. Нил выходит из берегов. Начинается разлив. Водой покрывается весь Египет. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит б свои берега. Земля хорошо пропитывается влагой, а на ее поверхности остается плодородный слой ила. За тысячи лет благодаря разливам Нила образовался толстый слой жирного чер-нозема. Древние греки называли эту страну Дар Нила. Вопрос: Как вы думаете, почему? Правы ли были они? Свою землю египтяне называли Кемет, т.е. «черная», в отли-чие or желтых или красных песков пустыни, окружавших долину Ни-ла. Другое название страны и ее столицы было Xem-Kaa-Птах, от которого произошло слово «Египет». Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то он ответил бы: «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом на-ходится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из бере-гов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу: «Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!» Вопрос: А каковы действительные причины разливов Нила? Откуда же берется столько воды? Ведь Нил течет тысячи километ-ров по ужасающей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает. Попробуйте найти ответ в учебнике в §J, м.2, а&э.). - Почему эти причины не были известны египтянам? - О Ниле египтяне сложили гимны. Прочитайте один из них в учебнике на стр. 34. Набожные египтяне издавна причисляли Нил-Хапи к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, перепоясанным животом, в сандалиях, что счита-лось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. 1^ногие города носили его имя. Его называли «отцом богов». - Прочитайте п.2 §6 и докажите, что в Египте сложились все условия, благоприятные для земледелия. Учитель: Земледелие не сразу стало главным занятием егип-тян. В Египте, зажатом с двух сторон пустынями, «готовых» полей бы-ло мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. В не-которых местах при разливах вода застаивалась, заболачивалась. Над болотами вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями. Трясина засасывала людей и скот. Многие "поколения египтян вели борьбу с болотами: стоя по колено в гниющей воде, египтяне рыли ка-навы, в которые собиралась вода. Ее отводили в Нил. А жаркое афри-канское солнце осушало почву. Вопрос: С чем же приходилось бороться египтянам? Берега Нила покрыты высоким тростником - в 2-3 человече-ских роста - непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов па-пируса плели коврики, на которых спали. Молодые побеги папируса употребляли в пишу. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма. Итак, папирус, несомненно, был полезным растением. Но и он приносил немало хлопот: заросли папируса занимали слишком много места, необ-ходимого для урожая; в зарослях прятались хищники, нападавшие на людей. На доске: болота, папирус, засуха (Эти слова учитель выпи-сывает поочередно по ходу изложения материала) Египтяне - жители страны - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало раскаленное солнце, не было воды, путники из-немогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти!» 50 дней в году со стороны пустыни дули ветры-суховеи, несущие раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, воспаляются глаза. От жары и от-сутствия влаги гибнут растения. Вопрос: С чем Dice еще приходилось бороться древним егип-тянам? Учитель (при наличии времени): Давайте совершим путеше-ствие в Древний Египет и побываем в гостях у: земледельца -1 вариант §7 п.2; ремесленника-II вариант §7 п.2. Задание: Прочитайте §7 п.2, 4 и составьте краткий рас-сказ. К тонксьму подвешивали на веревке длинный, в пять-шесть локтей, со-суд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник. Из вино-града делали вино, которое хранили в специальных оплетенных кув-шинах. Сборщики винограда руками срывали его, не прибегая к но-жам, наполняли корзины. Весь виноград собирали в большой чан (см. в учебнике рис. на стр.36). С двух сторон чана, друг против друга, стояли два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять-шесть веревок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за веревки, может быть, потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. Сок выте-кал через два или три отверстия в большие чаши. Затем сок переливали в кувшины и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино переливали в другие кувшины с узким горлом, которое запечатывали гипсом. У египтян было много животных, часть из которых они приру-чили первыми, например, гуся и утку, быка, осла, козу, антилопу, а также сокола (знатные египтяне очень любили соколиную охоту). Верблюдов в Африке в древности не было. Лошадь попала в Египет поздно. Египет славился своими мастерами: каменотесами, рудокопа-ми, резчиками по камню и дереву, точильщиками каменных ваз, юве-лирами и гранильщиками, оружейниками, столярами и плотниками, мастерами по изготовлению колесниц и кораблестроителями, кожев-никами и ткачами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит (трех сортов - розовый, серый и черный), медь и олово, золото и серебро, бирюзу и малахит. Египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтяне носили набедренные повязки и украшения: на запя-стье - один или" множество браслетов, на пальце - кольцо, на шее -нагрудное ожерелье из 5-6-ти рядов бус. Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Земледельцы, к примеру, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или подвязывали их к концу палки. Они обувались на месте. Сандалии плели из папируса, кожи р даже делали из золота. Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколо-ток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой одежде гофрированное льняное платье - тунику. Египтяне ели мясо (прежде всего знатные), рыбу, лук и чеснок, огурцы, арбузы и дыни, а также виноград, финики, фиги. Молоко счи-талось настоящим лакомством. Из муки выпекали разнообразные хле-бобулочные изделия с добавлением в тесто меда, молока, яиц, разных фруктов, масла и тому подобное. Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсю-ду - дома, в поле, в харчевнях. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Также ценили вино. Домашнее задание: 1) Прочитайте §6 п. 1-2, §7 п.2-4. 2) Ответьте на вопросы №1-2 к §6 на стр.35 и №1 к §7 на стр. 39. 3) Составьте рассказ о том, как трудились строители, гор-шечники, кожевники. Используйте иллюстрации учебника на стр. 38-39 или от имени земледельца о том, как прошел его день. 4) Выпишите в тетрадь новые понятия и выучите их.

Читайте также: