Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности. Международный контекст - юнктад - фонд "новая экономика" Организации объединенных наций по торговле и развитию юнктад

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Основные задачи ЮНКТАД:

1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами;

3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития;

4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.


?

Доклад
На тему: «Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД): цели создания, членство, структура, основные формы деятельности»

Содержание
1 Создание Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и членство………………………………………………………… ……………………3
2 Цели создания ЮНКТАД………………………………………………….6
3 Структура ЮНКТАД………………………………………………………7
4 Основные формы деятельности………………………………………….. .9
5 Отношения ЮНКТАД с Россией………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………… …........14

1 Создание Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Деятельность ЮНКТАД финансируется из бюджета ООН. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер.
Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями. Государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу.
В 1970-е и 1980-е годы ЮНКТАД была тесно связана с идеей Нового международного экономического порядка.
ЮНКТАД является глобальным форумом для рассмотрения и выработки рекомендаций по проблематике развития и связанных с нею вопросов торговли, инвестиций, финансов, передачи технологий. Организации, в соответствии с ее мандатом, также предписывается выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по вопросам, рассматриваемым и другими международными организациями. При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в проработке и достижении консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли и их последствий, прежде всего для развивающихся государств и стран с переходной экономикой, в содействии их адаптации к новым торговым условиям и интеграции в мировую торговую систему.
Раз в четыре года ЮНКТАД проводит сессии (Конференции) с целью определения основных принципов своей политики и принятия решений по программе работы. Всего уже проведено десять сессий ЮНКТАД. Последние состоялись в 1996 г. (Мидранд, ЮАР), 2000 г. (Бангкок) и 2004 г. (Сан-Пауло, Бразилия).
Двенадцатая сессия ЮНКТАД состоялась 20–25 апреля 2008 года в Аккре (Гана). Темой данной сессии было рассмотрение возможностей и вызовов, создаваемых глобализацией для развития, т.е.:
? Повышение согласованности в разработке глобальной политики на всех уровнях, включая вклад региональных подходов, в интересах обеспечения устойчивого экономического развития и сокращения масштабов нищеты.
? Ключевые вопросы торговли и развития и новые реалии в географии мировой экономики.
? Улучшение благоприятных условий на всех уровнях для укрепления производственного потенциала, торговли и инвестиций: мобилизация ресурсов и использование знаний в интересах развития.
? Укрепление ЮНКТАД; повышение ее роли в деле развития, увеличение отдачи и повышение институциональной эффективности.
В период между сессиями непрерывность работы обеспечивает исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию (СТР), в состав которого входит 148 членов. Ежегодно проводится одна регулярная осенняя сессия Совета, в рамках которой предусмотрено проведение однодневного Сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. Как правило, три раза в год проходят исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Специальные сессии созываются по решению Совета или требованию большинства членов Совета, сессии ЮНКТАД или Генассамблеи ООН. На 2005 г. председателем СТР избрана М.Уилан, постпред Ирландии в Женеве.
В рамках СТР действуют 3 постоянные комиссии (вместо 20 бывших комитетов и рабочих групп):
1) по торговле товарами, услугами и по сырьевым товарам;
2) по инвестициям, технологиям и смежным финансовым вопросам;
3) по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию.
Комиссии вправе собирать Рабочие группы экспертов (до 10 групп ежегодно).
Постоянным органом, регулирующим работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями СТР, является Бюро СТР. Россия в настоящее время входит в состав Бюро (как бывший координатор группы “Д”) наряду с Румынией - нынешним координатором этой группы. На протяжении многих лет наша страна является участником Рабочей группы (РГ) по среднесрочному плану и бюджету по программам, насчитывающей 19 членов.
Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве, насчитывает около 400 человек. Его возглавляет Генеральный секретарь. После истечения 15 сентября 2004 г срока полномочий бразильца Рубенса Рикуперо до утверждения ГА ООН нового руководителя (К.Аннан, который должен представить кандидатуру, продолжает консультации) его обязанности исполняет заместитель Генерального секретаря ЮНКТАД Карлос Фортин (Чили).
Важную роль для деятельности ЮНКТАД сыграли резолюции 50-й и 51-й сессий ГА ООН (50/95 и 51/167), включавшие положения о важности полной интеграции “транзитных” стран в мировую торгово-экономическую систему, особенно путем улучшения их доступа на рынки, упразднения дискриминационных тарифов и нетарифных ограничений. Эти резолюции расширили мандат ЮНКТАД для работы в данном направлении, в т.ч. по

2 Цели создания ЮНКТАД

Цели создания ЮНКТАД:
? содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
? установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
? рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
? принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
? согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.
В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН. Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

3 Структура ЮНКТАД

Главный руководящий орган Конференции - Сессия ЮНКТАД, которая созывается не реже 1 раза в три года. В период между сессиями руководящие функции Конференции выполняет Совет по торговле и развитию, который собирается два раза в год. Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют различные постоянные комитеты и рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях. Действуют три постоянные комиссии:
? Комиссия по торговле товарами и услугами;
? Комиссия по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам;
? Комиссия по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию.
В работе комитетов Совета могут участвовать любые государства-члены ЮНКТАД, представившие заявление о своем желании быть членом конкретного вспомогательного органа. Работа в Комиссиях ведется в экспертных группах, в которых участвуют компетентные технические специалисты разных стран по определенным вопросам.
Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Он руководит работой Совета, его вспомогательных органов и Секретариата ЮНКТАД.
Секретариат состоит из четырех отделов:
1) Отдел глобализации и стратегий развития;
2) Отдел инвестиций, развития предприятий и технологий;
3) Отдел международной торговли товарами и услугами и по сырьевым товарам;
4) Отдел инфраструктуры услуг для развития и торговой эффективности.
“Сквозные” вопросы НРС, а также островных и не имеющих выхода к морю развивающихся государств находятся в ведении специального координатора ЮНКТАД.
Исполнительная дирекция включает в себя секретариаты Генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря, группу планирования и оценки программ, группу координации и оценки технического сотрудничества, службу старшего юриста ЮНКТАД. Административная служба и служба обеспечения межправительственного механизма формально не входят в исполнительную дирекцию, но работают под ее контролем.

4 Основные формы деятельности ЮНКТАД

Основной фокус деятельности ЮНКТАД сосредоточен на вопросах вовлечения развивающихся стран в международные торговые соглашения. Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы: A - афро-азиатские, B - развитые западные страны, C - латиноамериканские страны, D - страны Центральной и Восточной Европы. "Группа 77", состоящая из стран групп A и C, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом. В ЮНКТАД разработан и принят целый ряд конструктивных документов, решений и рекомендаций. Так, в частности, в 1964 г. были утверждены принципы международной торговли и торговой политики; в 1966 г. была одобрена Декларация о мировой продовольственной проблеме; в 1970 г. принято решение о создании Общей системы преференций; в 1972 г. на сессии был принят ряд резолюций и рекомендаций, положивших начало разработке документов, определяющих новый международный экономический порядок, одобрены рекомендации по дальнейшему развитию морских перевозок, расширению торговли между развивающимися странами; в 1976 г. разработан Международный кодекс поведения в области передачи технологии, что имело огромное значение для развития научно-технического потенциала развивающихся стран; в 1980 г. приняла решение об учреждении Общего фонда в рамках интегрированной программы по сырью, или Общего фонда для сырьевых товаров; в 1979-1981 гг. разработана программа содействия наименее развитым странам. В рамках ЮНКТАД был разработан ряд важных положений международной стратегии развития для Второго Десятилетия развития ООН, Программы установления нового международного экономического порядка, а также заключены международные соглашения по различным товарам. Поскольку существует тесная связь между торговлей и промышленным развитием, между окружающей средой, передачей и развитием технологии и планированием развития ЮНКТАД тесно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНИДО и другими организациями, а также выполняет проекты технической помощи по линии ПРООН. Первая в 21 веке X сессия ЮНКТАД состоялась 12-19 февраля 2000 г. в Бангкоке /Таиланд/. Принимавшие участие в работе форума 2 тыс. делегатов из 171 страны мира, в том числе России и Белоруссии, отметили, что в контексте возможностей, создаваемых в процессе технологической революции, открытия рынков и глобализации основными целями ЮНКТАД является ускорение процессов экономического роста и устойчивого развития, обеспечение равноправия и всеобщего участия. На сессии были приняты Бангкокская Декларация и План действий. В Декларации было отмечена, что деятельность ЮНКТАД должна проходить в контексте Декларации тысячелетия (Millennium Declaration) Организации Объединенных Наций, т.е. направлена на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 году числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среди приоритетов ЮНКТАД в новом веке были заявлены эффективная интеграция всех стран в мировую торговую систему и поддержка экономики, основанной на знаниях как неотъемлемой части действенного участия развивающихся стран в мировой экономике.

5 Отношения ЮНКТАД с Россией

Генеральная Ассамблея в соответствии с резолюцией от 8 декабря 1964 г. созвала 23 марта - 15 июня 1964 г. Конференцию ООН по торговле и развитию, учредив затем 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Роль России в решении проблем, которыми занимается эта организация и сейчас весьма конструктивна. Состоянию экономики России экспертами ЮНКТАД неизменно уделяется самое пристальное внимание. Одним из главных направлений деятельности ЮНКТАД является обеспечение справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран и улучшение доступа этих товаров на рынки промышленно развитых государств. На 8-ой сессии ЮНКТАД в г. Картахена (Колумбия, 1992 г.) была инициирована специальная Программа по созданию "Центров по вопросам торговли" - ЦВТ ("Trade Point"). Эти Центры призваны содействовать вовлечению в международное разделение труда и международную торговлю новых субъектов (в первую очередь малых и средних предприятий), способствовать повышению эффективности мировой торговли. Основными задачами Центров являются информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса
Россия присоединилась к этой программе в 1995 г. На базе "ИнформВЭС" создан Российский информационный Центр по вопросам внешней торговли (Russian National Trade Point-RNTP).
Российский информационный Центр по вопросам внешней торговли (РЦВТ) - Russian National Trade Point (RNTP) осуществляет свою деятельность в системе Министерства экономического развития и торговли РФ, аккредитован в ООН/ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) в качестве национальной организации, содействующей развитию торговли и внедрению международной электронной коммерции, является членом Всемирной федерации Центров по вопросам торговли - WTPF (World Trade Point Federation). Проект РЦВТ предусматривает создание сети информационно-процессинговых Центров международной электронной коммерции в субъектах Российской Федерации, которые позволят обеспечить внутреннюю и внешнюю кооперацию участников торговли в рамках единого информационного пространства, децентрализацию информационного обмена, снижение издержек и улучшение условий международной торговли путем создания благоприятной информационной среды с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий в формате стандартов электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange). РЦВТ проводит работу в рамках "Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы" и специальной Программы по повышению эффективности торговли (Special Programme for Trade Efficiency) ООН/ЮНКТАД.
В 1997г. ЮНКТАД присвоил РЦВТ статус "Operational One".
РЦВТ - инициатор разработки "Концепции создания российской сети ЦВТ", поддержанной ЮНКТАД и одобренной Координационным Советом по внешнеэкономической деятельности при МВЭС РФ, которая послужила основой для развития проекта в регионах и создания там Центров по вопросам торговли.
Российская сеть Центров по вопросам торговли является частью Всемирной сети ЦВТ, объединяющей через компьютерную сеть Интернет Центры более чем в 190 странах мира. Это круглосуточно действующие центры электронной коммерции, которые объединяют физически или виртуально фирмы, предоставляющие информацию по вопросам внешнеторговой сделки, оказывающие экспортерам и импортерам (в первую очередь малым предприятиям) комплекс услуг по выполнению внешнеторговых операций.

Проект входит в Федеральную Программу по поддержке малого и среднего бизнеса и обеспечивает внешнеторговую информационную поддержку в рамках Системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности (СИО ВТД) и Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП).
В целях развития информационного обеспечения внешней торговли создан на базе Агентства внешнеэкономических связей и телекоммуникаций "INRADE" - Центр развития Российского информационного центра по вопросам внешней торговли (Development Centre of RNTP), которым в рамках специальной программы SPTE UN/UNCTAD - Special Programme for Trade Efficiency поддерживается настоящий внешнеэкономический сервер "РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ"

Список литературы:
1. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009. – 368 с.
2. www.un.org/russian/esa/unctad/ index.shtml
3. http://www.unctadxii.org/en/4. http://www.exportsupport.ru/ foreign/intorgs/uni/te/unktad/ intorgs5. http://ru.wikipedia.org/wiki/14

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - автономный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. на базе со стоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной конференции (от которой этот орган сохранил свое название). В ЮНКТАД участвуют практически все государства - члены ООН.

ЮНКТАД - международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Этот орган Генеральной Ассамблеи ООН не является международной торговой организацией. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).

Основные задачи ЮНКТАД:

  • 0 содействовать развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
  • 0 вырабатывать разносторонние рекомендации по функционированию международных экономических отношений;
  • 0 служить центром согласования политики правительств и региональных экономических групп в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития;
  • 0 способствовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТ О практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще ЮНКТАД. Однако сейчас достигнуто понимание того, что эта организация необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а ВТО решает в основном чисто торговые вопросы.

В ЮНКТАД реализуется групповой принцип работы - государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН по организационно-правовым вопросам равно правного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со Статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности. Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

  • 0 поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
  • 0 установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
  • 0 содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
  • 0 содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
  • 0 согласование политики правительств и региональных экономических групп в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая один раз в четыре года с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. В период между сессиями деятельностью ЮНКТАД руководит Совет ЮНКТАД, в рамках которого работают шесть комитетов: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами. Как видно из перечня комитетов, многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и «невидимыми статьями» торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

В рамках Совета ЮНКТАД работает Специальный комитет по преференциям.

Преференции (от лат. ргаеГегепйа - предпочтение) - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины как для отдельных товаров, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Это - особая форма протекционизма, один из рычагов государственного регулирования экономики.

В основе преференции лежат интересы страны-импортера: 0 экономические - реализуются посредством установления наиболее низких цен (вследствие отсутствия или снижения таможенных пошлин) для внутреннего рынка на сырье, топливо, полуфабрикаты, определенные виды готовой продукции и т.д., в результате чего создаются благоприятные условия для внутреннего производства и в дальнейшем обеспечивается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке;

0 политические - реализуются посредством создания через преференции режима наибольшего благоприятствования для реализации товаров страны, в укреплении режима или связей с которой она заинтересована.

Исторически преференции широко использовались в отношениях между метрополиями и их колониями, что создавало особо благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности в метрополиях. После провозглашения индустриально развитыми странами либерализации таможенной политики практика преференций получила широкое распространение. Например, США в отношениях со странами Латинской Америки, Филиппинами не просто использовали преференциальные пошлины, но во многих случаях вообще освобождали товары от пошлин. Аналогичную практику проводили Франция, Бельгия, Нидерланды в отношениях со странами Африки, Азии и др. Страны Общего рынка осуществляют политику преференций в отношении африканских стран, ассоциированных с Общим рынком. В настоящее время в связи с экономической интеграцией политика преференций получила особенно широкое распространение как экономический регулятор интеграционных процессов.

Отдельным видом преференции, особо развившимся во второй половине XX в., являются картельные пошлины, устанавливаемые соглашениями и договорами между странами, имеющими предприятия, входящие в международный картель. Концентрация производства в сбыте ряда товаров, выходящая за рамки национальных государств, вызывает все большую необходимость в распространении данного вида преференции, чтобы обеспечить высокую эффективность производства, основанную на международном разделении труда, высокую конкурентоспособность товаров на национальных рынках. Ставки картельных пошлин, как правило, устанавливаются ниже, чем общие, или в виде процентной скидки с общей ставки, или путем закрепления действующей нормы на срок договора.

В международной практике преференции - льготы, предоставляемые одной страной в торговле с другой страной или группой стран. Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла решение о предоставлении развивающимся странам особого преференциального режима и установила, что предоставление преференций этим странам не будет считаться нарушением принципа наибольшего благоприятствования.

Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию - обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществлении контроля за всей деятельностью ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью), представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Служба координации политики и внешних отношений и ряд отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике.

К числу важнейших достижений ЮНКТАД следует отнести, в частности:

  • 0 разработку общей системы преференций, предоставляемых экономически развитыми странами для экспорта развивающихся стран (1968);
  • 0 создание общей системы преференций в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами (на которые приходится 3 / 4 мирового товарооборота), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т.е. без требования встречных торгово-политических уступок. Многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций). Система играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности стран, отставших в экономическом развитии;
  • 0 создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989), свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980);
  • 0 содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.п.), включая организацию общего сырьевого фонда для финансирования операций международных «буферных» запасов и других проектов в области сырьевых товаров.

Кроме того, ЮНКТАД разработала проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта, Автоматизированную систему таможенных данных на основе компьюте ризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

торговля внешнеэкономический мировой конференция

Прогресс мирового сообщества неразрывно связан с динамичным развитием мировой экономики и внешнеэкономической деятельности. К концу ХХ столетия они приобрели новое качество, проявляющееся:

В образовании международных форм производства, глобальных систем торговли и финансов;

В деятельности транснациональных компаний и банков, сосредоточивших значительную часть образовавшихся в мировой экономике товаров, капиталов, технологий;

В разработке и введений международных правил и норм регулирования внешнеэкономических связей и мировой экономике.

Важным процессом, воздействующим на мировую экономику стали процессы многосторонних торгово-экономических организаций. В том числе торгово-экономическая организация, такая как ЮНКТАД.

Ее основные задачи: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми странами и развивающимися; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных торгово-экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок торговли и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.

Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

1. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии».

« ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию - орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 194 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер. Генеральный секретарь - Супачаи Панитчпакди. с 01.09.2013 г.

Основными задачами ЮНКТАД являются:

· содействие развитию международной торговли;

· равноправное, взаимовыгодное сотрудничество между государствами;

· участие в координации действий других учреждений системы ООН в области экономического развития хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями.

С 1990 г. ЮНКТАД ввела показатель, характеризующий степень вовлечения ТНК в зарубежные экономики: Индекс Транснациональных компаний. Он исчисляется на базе частичных показателей:

· Доля зарубежных активов

· Доля зарубежных продаж

· Доля занятых за рубежом работников

Государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу.

В 1970-е и 1980-е годы ЮНКТАД была тесно связана с идеей Нового международного экономического порядка.

2. Цели ЮНКТАД

· содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;

· установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;

· рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

· принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

· согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН. Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

3. Основные направлени я деятельности ЮНКТАД следующие

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Существо принципов можно свести к следующим основным положениям: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран, без распространения их на развитые страны; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения - политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономических санкций в отношении развивающихся стран.

IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития.

Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики.

2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла Интегрированная программа для сырьевых товаров - ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров.

3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы основные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая раз - работку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие).

4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства - члены ЮНКТАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития - Картахенское соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована политика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торгов - ли, сырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по решению как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналитическая часть деятельности включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления.

Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так - же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.

7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:

· глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;

· инвестиции, развитие предприятий и технологий , включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;

· международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;

· развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю - ежемесячный бюллетень.

Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами.

Информационный массив косвенно послужит проникновению поставщиков услуг из развивающихся государств на мировой рынок посредством обеспечения их структурированной информацией, имеющей отношение к сектору услуг, в том числе о законах и регулировании отрасли, отражающихся на получении доступа на указанный рынок.

8. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа - ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.

10. Сотрудничество с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам - членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара - ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже - годных встреч экспертов / специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

Заключение

Этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу - иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находится около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД - по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Регулярны заседания и специального комитета по преференциям.

Надо отметить, что в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить основополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка.

Хотя далеко не все рекомендации ЮНКТАД осуществляется на практике, тем не менее важно, что этот влиятельный международный орган разрабатывает и активно «выводит» в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, настроенного» на их решение. В то же время наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО) - они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД.

Список литературы

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристь, 2002

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика деятельности, функции и обязанности международных организаций, входящих в состав Организации Объединенных Наций. UNCTAD - Конференция ООН по торговле и развитию, ее основы возникновения и направления деятельности. Функции и методика ЮНИДО.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования международных экономических отношений. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики. Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании.

    реферат , добавлен 18.06.2011

    Мнение Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И. Чуркина о позиции России в Совете Безопасности ООН. Консолидирующее значение 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, позиция России. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

    реферат , добавлен 01.11.2010

    Организация Объединенных Наций (ООН): общая характеристика, цели и задачи деятельности. Структура и основные сведения о главных органах ООН, роль Генерального секретаря. Оценка и анализ деятельности Организации за более чем ее полувековую историю.

    реферат , добавлен 27.03.2013

    Лига Наций: история создания и результаты работы. Подписание устава ООН. Деятельность Организации Объединенных Наций, структура, основные цели и задачи. Понятие "Прав человека". Дипломатия периода второй мировой войны. Роль ООН в современном мире.

    реферат , добавлен 23.04.2014

    Мнение постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И. Чуркина о позиции России в Совете Безопасности ООН (по балканской проблеме). Позиция России на 64-й сессии Генерельной Ассамблеи ООН. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

    статья , добавлен 07.10.2009

    История создания Организации Объединенных Наций (ООН). Число государств-членов ООН, особенности текущих операций. Официальная эмблема и флаг, основные сведения о главных органах. Направления деятельности с целью решения глобальных проблем человечества.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Устав Организации Объединенных Наций - международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Цели и принципы ее деятельности, правоспособность, привилегии и иммунитеты.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2014

    Классификация и порядок создания международных экономических организаций. Характеристика полуформальных объединений, их роль в мировой политике. Структура Организация Объединенных Наций. Цели и особенности деятельности Международного валютного фонда.

    презентация , добавлен 06.09.2017

    Исследование участия Южной Кореи в мировой экономике и регулировании внешнеэкономической деятельности. Уникальный пример бурного экономического развития страны благодаря активной внешней торговле. Внешнеторговые партнеры Кореи. Главные статьи экспорта.

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД:

  • регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А - афро-азиатские, B - развитые западные страны, С - латиноамериканские страны, D - страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки - в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.



Читайте также: