Тематика наблюдений за весенними явлениями в природе. Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.

Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!

Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.

Наблюдения в природе весной

Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.

Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.

Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!

Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.

Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!


На ветках —

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.


Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!

По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.

Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.

Труд людей . Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.

Мы посадили березы и клены-

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадили рядами-

Станут площади наши садами.

Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.

Поиграли в игру »Летит-летит…»

Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).

Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ:

Кто летает, а кто-нет.

Летит-летит самолет?..

Летит-летит бутерброд?..

Летит-летит лисица?

Летит-летит-синица?…

Летит-летит-ворона?

Летит-летит корона?…

Летит-летит птичка?

Летит-летит- косичка?…

Летит-летит папа?…

Летит-летит-шляпа?..


Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»

Отгадай загадку-когда это бывает.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Зазвенели ручьи. прилетели грачи,

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят-летят. летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю

И любите за это вы меня. Я…(Лето)

Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.

Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!

Оставляйте ваши комментарии. Конкурс в этом месяце подходит к концу!

Оставляйте отзывы и делитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Загадки:
“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)
“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Вопросы к детям:

Чем покрыты почки ивы?
Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.

“Рассматривание первоцветов”.

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.
Предложить детям описать эти цветы.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Вопросы к детям:

Какие цветы растут на лугу?
Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)
Какие цветы закрываются на ночь?
Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:
Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
легкое, воздушное,
Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Вопросы к детям:

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?
Почему они не растут в лесу?
Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)
Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)
Какой формы цветки у данных растений?
Одинаково ли у них число лепестков?
Отличаются ли цветы по запаху?

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

“Рассматривание деревьев”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Вопросы к детям:

Когда прилетают грачи?
Почему они возвращаются на Родину?
Как грачи ведут себя у гнезд?
По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?
Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Вопросы к детям:

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?
Как передвигается ящерица?
Чем она питается?
Как ведет себя, увидев опасность?

Список используемой литературы:

  1. Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.
  2. Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.
  3. Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
  4. Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
  5. Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
  6. Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.
  7. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
  8. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.

Алена Яремчук
Картотека прогулок на март

Прогулка 1

1. Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели : - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской - сероватая, Повадка - вороватая, Крикунья хрипловатая –Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте -На хвосте разносит вести. (Сорока.)

· Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

· Совсем маленькая капля (капелька).

· Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

· Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Стихотворение Ф.Тютчева:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Наблюдение № 7

Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

Наблюдение № 8

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

· Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).

· Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).

· Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

· Небольшой водный поток (ручей).

· А как назвать его ласково? (ручеек).

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:

· Много снега – много хлеба.

· Вода с гор потекла – весну принесла.

· Весенний дождь лишним не бывает.

· Длинные сосульки – к долгой весне.

· Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Наблюдение № 10

Наблюдение за воздухом.

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).

Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе . Как изменился снег с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

· Солнечный, веселый…

· Ясная, холодная…

· Серое, хмурое…

· Робкая, ранняя…

· Всходит, появляется, прорастает…

· Прилетают, возвращаются…

· Наблюдение № 12

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

Стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:

Дружно ударились рыбы об лед.

И на реке начался ледоход.

Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

Наблюдение № 13

Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Наблюдение № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

· Ранняя – поздняя

· Затяжная – дружная

· Теплая – холодная

· Веселая – грустная.

Наблюдение № 15

Наблюдение за вербой. Обратить внимание, что на вербе уже появились белые «барашки».

· Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.

· Без вербы – не весна.

Белые овечки бегают по свечке (верба).

Наблюдение № 16

Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

· На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

· У неё (какой?) … ствол.

(какой? длинный, прямой, голый).

· Только вверх растут (какие?)… ветки

(какие? Густые, пушистые, иглистые).

Наблюдение № 17

Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Наблюдение № 18

Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Наблюдение № 19

Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

Наблюдение № 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение № 21

Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:

На могучем тополе

Дружно почки лопнули.

А из каждой почки

Вылезли листочки –

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали: «Мы проснулись!»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

Что делают почки весной? (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)

Наблюдение № 22

Наблюдение за тенью. В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит (тень).

Наблюдение № 23

Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь)

Наблюдение № 24

Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Пальчиковая игра «Облако»:

Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-

Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.

Устремилось облако Выпрямить руки.

Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.

Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из

стороны в сторону.

Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой

В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.

Наблюдение № 25

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (солнце).

Наблюдение № 26

Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Наблюдение № 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Загадка: Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек (дерево).

Наблюдение № 28

Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

Наблюдение № 29

Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка: Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

Наблюдение № 30

Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

Наблюдение № 31

Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.

Загадка: Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна –

Потечет слеза (береза).

Наблюдение № 32

Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он – живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

Наблюдение № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой? (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

Наблюдение № 34

Наблюдение за лиственницей. Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.

· Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

· Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

Зимой раздевается,

Весной одевается. (Лиственница)

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

Наблюдение № 35

Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки , а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.

Загадка: От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень)

Наблюдение № 36

Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

О птицах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца

Отложу я без стыда,

Потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

Я кричу ку-ку, ку-ку,

Клюв не раскрывая.

Посмотрите на меня,

Я одна такая!

Загадка: Мать-отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду –

Чужим сбуду (Кукушка).

Наблюдение № 37

Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

· Какие орудия труда огородника ты знаешь?

· Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?


Шугаева Елена Егоровна

Наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной - это целая тема, которая является уже долгое время обязательной в детских садах. Тематические вылазки на природу с детьми для изучения окружающего мира - вот то, что так интересно и полезно для ребят. В любом возрасте, необязательно непосредственно перед школой. Такой подход помогает развиваться, а также пробуждает в детях любознательность. Кроме того, претерпевает огромные изменения, происходящие с наступлением теплой погоды. Мир буквально расцветает. Все это помогает развиваться малышам. Более того, весенние явления способны завлечь ребенка. Никакого принуждения или уговоров - малыши сами потянутся к получению новых знаний от матери-природы. Информация будет усваиваться при помощи наглядных примеров, а это, как известно, благоприятно сказывается на развитии. Так какие можно сделать наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной? И какого плана следует провести обобщающие уроки на эту тему?

Цели и задачи

Разумеется, у каждого занятия должны быть свои собственные цели. И наблюдение на прогулке весной тоже преследует определенные задачи. Так, к примеру, пренебрегать подобного рода занятиями не стоит. Ведь для малышей даже в подготовительных группах важно, чтобы информация поступала в интересной для них, игровой форме . А наглядные примеры, которые демонстрирует природа весной во всей красе, - вот то, что так нужно для успешного обучения.

В ходе прогулок дети не только развлекаются. Они еще и учатся изучать окружающий мир , анализировать происходящее, строить логические цепочки следствий (пришла весна - почки на деревьях появились). Все это очень важно для детского развития. Тем более что прогулки на свежем воздухе еще и полезны для здоровья.

Также дети учатся обсуждать то, что происходит вокруг них. Не просто анализировать, а еще и выражать свое мнение. Это очень важно. оставляет яркие впечатления, которые после малыши смогут выразить и запомнить куда лучше, чем какие-то образные, абстрактные объяснения воспитателей.

Погода

Итак, какие наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной можно сделать с детьми разных возрастов? Честно признаться, они всегда одинаковы. Главное - просто заинтересовывать малышей, акцентировать их внимание на определенных моментах, которые происходят с окружающим миром.

Например, первое и самое очевидное - это погодные изменения. Окружающий мир, конечно же, начинает буквально расцветать. А погода становится более теплой, мягкой, приятной. Солнце уже пригревает, температура на улице не такая низкая. Если вы устраивали с детьми какие-то зимние прогулки , самое время сравнить погоду зимой и весной. Пусть малыши посмотрят, что происходит, а также опишут изменения, которые они смогли сделать.

Птицы

Следующая особенность, которую придется объяснить, а не только показать, - это прилет птиц. Скорее всего, весной или зимой вы уже обсуждали перелеты, которые совершают пернатые с наступлением холодов. Наблюдение на прогулке (младшая группа это или другая - неважно) должно было подчеркнуть, что птиц в прохладу меньше. Кто-то вовсе улетает, а кто-то остается.

А весной не только погода терпит какие-то изменения. Еще и птицы прилетают. Скорее всего, перелет увидеть не получится. А вот новых птичек на деревьях - запросто. Покажите детям, что с наступлением теплой поры окружающий мир оживает. Птицы возвращаются из теплых стран домой. И теперь они будут жить здесь до новых холодов. Если удастся увидеть аистов, расскажите о них детям. Эти птицы символизируют в какой-то степени весну. Да и вообще старайтесь рассказывать обо всех перелетных пернатых, которые встречаются вам на прогулке.

Вода

Рядом с садом есть водоем? Тогда старшая группа (наблюдение на прогулке в этом возрасте должно быть крайне информативным, но в то же время увлекательным) заостряет внимание на изменениях воды. Зимой водоемы были покрыты льдом. А теперь, мир буквально просыпается. Погода становится теплее, птички возвращаются из теплых стран, а вода тает.

Появляются паводки и ручейки. В некоторых случаях нужно объяснить детям, что много снега и льда порождают иногда наводнения. Но происходит это не так часто. Да и весеннее таяние льда не так опасно, как кажется. Чаще всего оно безопасное, даже полезное для природы и окружающего мира.

Растения

Конечно же, прогулка-наблюдение (вторая младшая группа или старшая - это не так важно) в обязательном порядке должна в весеннее время подчеркивать основные изменения природы. Нельзя забывать о том, что растения иллюстрируют самые большие отличия времен года друг от друга.

Пусть дети посмотрят, как по сравнению с осенью и зимой изменяется окружающий мир и его растительность весной. Трава зеленеет, где-то начинают распускаться цветы, на деревьях появляются почки. Все это очень важно для детей. И в качестве изучения окружающего мира, и для общего развития.

Цветы

О весенних цветочках тоже не нужно забывать. Скорее всего, придется просто рассказывать, что в данный период, когда природа и окружающий мир просыпаются от зимней спячки, цветы начинают распускаться. Если удастся, покажите тюльпаны, а также не забудьте рассказать о первых вестниках весны.

О чем? О подснежниках! Очень часто наблюдение на прогулке (подготовительная группа уже в состоянии в полной мере усвоить такую информацию) подразумевает поиск и рассказ о первых цветах, которые появляются после зимы, с первыми теплыми лучами солнца. Отыскать их, как правило, не так трудно. Пусть дети посмотрят на цветы, запомнят их. Ведь весна ассоциируется именно с цветами и зеленью, с чем-то теплым и приятным. Все вокруг буквально расцветает на глазах. Объясните это малышам.

Животные и насекомые

Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.

Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.

Отличительные черты

Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.

Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире. И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один - получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла.

ИЗО

Что ж, теперь, когда вы с детьми обсудили основные изменения природы, можно и даже нужно подвести итоговое занятие. Желательно, чтобы это было изобразительное искусство. Именно такая форма помогает развитию детей в полной мере. И интересно, и полезно.

Наблюдение в подготовительной группе (и не только в этом возрасте, но и в любом другом) должно быть подытожено занятием по ИЗО. В любой форме, которую только предпочтут дети. Чаще всего это рисование.

Подготовьте весь инвентарь, который может пригодиться: бумагу, карандаши, кисти, краски, фломастеры, воду. А дальше предложите детям нарисовать весну. То, что они видели на прогулке, либо как они представляют себе наступление весеннего периода. Также можно предложить изобразить две картинки - зиму и весну. Тоже очень хороший вариант. А затем пусть каждый ребенок объяснит, чем отличаются эти два времени года друг от друга. И интересно, и полезно, и нетрудно. Помогите, если у детей возникают какие-то трудности с объяснениями.

В конце концов, можно сделать выставку рисунков. Пусть дети покажут родителям, чему их научило наблюдение на прогулке в подготовительной группе весной. Ведь некоторым куда проще рассказать о полученной информации близким людям. Да и похвастаться успехами тоже все дети любят.

Аппликации

Еще один вариант подведения итогов о полученной информации - это составление аппликаций на весеннюю тематику. Тут уже лучше, чтобы воспитатель сам придумал какую-то конкретную тему. Например, посвященную природе или погоде. Либо предоставьте детям полную свободу в данном вопросе - пусть они при помощи цветной бумаги, а также клея и пластилина с картоном изобразят то, что увидели во время прогулки. Либо, как и в прошлом случае, покажут, как именно они представляют себе весну. И расскажут о полученной информации.

В конце занятия опять же проводится выставка детских работ. Можно провести также открытое занятие на тему весны. Пусть дети не только покажут свои творения, но и расскажут родителям о том, как прошел день на прогулке, что нового они узнали для себя, как меняется природа весной.

Выводы

Какой итог можно сделать из всего вышесказанного? Весенние прогулки для детей в детском саду очень важны. Малыши обучаются куда лучше, когда они заняты чем-то интересным, а также видят наглядные примеры всего происходящего. Прогулка - лучшая форма изучения окружающего мира.

В конце каждой темы нужно делать обобщение. Желательно, чтобы это было тоже в какой-то интересной для детей форме. Главное - старайтесь рассказать об изменениях окружающего мира так, чтобы дети были заинтересованы этим процессом. В любом случае прогулка-наблюдение на долгое время отложится в памяти у детей. Это поможет им развиваться и складывать точное представление об окружающем мире. Наблюдения на прогулке (младшая группа, возможно, не сумеет в полной мере оценить изменения, происходящие в природе, но, несомненно, малышам будет все интересно) - это то, что помогает детям получать нужные знания об окружающей среде в интересной для них форме. Пренебрегать данными занятиями ни в коем случае нельзя.

Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.

Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!

Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.

Наблюдения в природе весной

Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.

Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.

Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!

Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.

Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!


На ветках -

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.


Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!

По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.

Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.

Труд людей. Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.

Мы посадили березы и клены-

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадили рядами-

Станут площади наши садами.

Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.

Поиграли в игру »Летит-летит…»

Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).

Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ:

Кто летает, а кто-нет.

Летит-летит самолет?..

Летит-летит бутерброд?..

Летит-летит лисица?

Летит-летит-синица?…

Летит-летит-ворона?

Летит-летит корона?…

Летит-летит птичка?

Летит-летит- косичка?…

Летит-летит папа?…

Летит-летит-шляпа?..


Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»

Отгадай загадку-когда это бывает.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Зазвенели ручьи. прилетели грачи,

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят-летят. летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю

И любите за это вы меня. Я…(Лето)


Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.

Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке весной.

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны.

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна.

Настоящая весна наступает, когда весь снег растает. Природа пробуждается, начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое.

Мы наблюдаем за следующими явлениями:

1. Наблюдение за сугробами. Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками. Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами. Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами, как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой. Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки: на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной. В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой. Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета: комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку . Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых. Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей. Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями. Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем. После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами. Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают, как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду). Чем глубже копать, тем песок становится более влажным: вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем. Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами. В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку: «Не птица, а нос как спица».

5. Наблюдение за тополем. В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком. Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны, имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами. Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками. Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка».

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.


Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. «Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома,- говорят дети,- а зимой, когда мы приходили в садик, было темно». Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.
Снег. Наблюдайте с детьми за изменениями снегового покрова. Пригреет днем солнце - и появится на последних снежных сугробах ледяная корочка - наст.
День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз - и под крышами появилась бахрома матовых сосулек. Спросите, почему с одной стороны дома сосулек больше. Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Загадайте детям загадку: «Что растет вниз головой?»
Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды. С каждым днем их становится все больше, образуются лужи, которые утром затягивает тонкий ледок. Прочитайте детям строчки:
На заре на розовой
Лужу подморозило.
Ах, как вкусно
Под ногою хрустнуло!
Ручьи. Днем становится все теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: дети делают запруды, пускают лодочки из бумаги, ореховых скорлупок, коры деревьев. Понаблюдайте, как вода течет с возвышенных мест вниз.
Пройдите по течению ручейков, и вы увидете, что она стекает в особые приемники через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку.
Если есть возможность, покажите, как бегут ручьи с полей, с дорог и, сливаясь в один бурный, шумный поток, несутся вниз к реке, увлекая за собой ветки, палочки и мелкие предметы.
Грозы. Вскоре загремит первая гроза. За зиму дети уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром их очень радует. Они прислушиваются к его раскатам, к шороху дождевых капель. Вокруг все темнеет, небо прорезывают зигзаги молнии. Малыши знают, что после дождя растения будут лучше развиваться. Смотря в окна, они все вместе просят:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По лавочке скачут.
И яркое солнце освещает напоенную дождем землю. Светлыми каплями унизаны ветки, листья. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.

Наблюдения за растительным миром.

Цветы. Ранней весной обратите внимание детей на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у заборов, у домов, где больше пригревает солнце. Во время наблюдения скажите: «Травка-муравка со сна поднялась...»
Когда зацветет мать-и-мачеха, сравните ее с одуванчиком, который дети хорошо знают и помнят. Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
После цветения мать-и-мачехи зацветают синие подснежники, называемые голубыми перелесками. Дети помнят их еще с младшей группы. Вскоре расцветает ветреница. Покажите, как она качается от ветра в еще пустом весеннем лесу. Обратите внимание на ее длинный стебель, белые, нежные цветочки, на красивый, резной лист.
Из весенних растений дети хорошо запоминают медуницу. Она появляется в лесу, когда еще деревья стоят без листьев. Медуница любит свет, солнце. Это первый медонос. Расскажите детям, что сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем - и пчелы на них не садятся.
Про каждое растение старайтесь рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.
Деревья. В парке дети увидят большое количество срезанных веток. Объясните им, что садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. Возьмите несколько веток с разных деревьев и поставьте в группе в банку с водой комнатной температуры. Не забудьте сделать косой срез, чтобы образовалась большая поверхность для всасывания воды. Воду меняйте через 3-4 дня.
Через некоторое время тополь выпустит сережки, бузина - листья. Сравните их между собой.
Обратите внимание, что на ветках есть почки. Рассмотрите их с детьми. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у бузины крупные, сидят по две напротив друг друга, тоже ароматные; у березы круглые, но мелкие. Можно брать ветки и других деревьев, но для более легкого сравнения почки должны быть контрастные.
В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми сережками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити.
Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Во время цветения деревьев пойдите во фруктовый сад. Сравните два дерева - яблоню и грушу. Полюбуйтесь видом цветущих деревьев в бело-розовом весеннем наряде. Напомните, что люди много работали, чтобы сад стал таким красивым.
Для закрепления знаний о деревьях проведите с детьми несколько игр. В игре «Беги к дереву» дети бегают к дереву, объясняя, как они узнали его. В игре «Я загадаю - вы отгадайте» ребенок перечисляет характерные признаки какого-нибудь дерева, а остальные отгадывают. В игре «Узнай дерево по листу» один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.

Наблюдения за животным миром .

Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи. Пусть дети понаблюдают за бабочками: сравнят их по цвету, величине.
Возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче и объясните, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Рассмотрите кучу и спросите, из чего она состоит. Больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, почек, чешуек и комочков почвы. Их притащили маленькие труженики - муравьи.
В куче дети заметят дырочки. Это ходы во внутренние коридоры. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Они тоже недавно проснулись и пока еще вялые.
Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Летом еще раз побывайте у муравейника, понаблюдайте за жизнью муравьев. Скажите, что люди берегут муравейники, огораживают их.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Объясните, что птицы улетели: одни - ближе к северу, где холоднее, другие - в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скажите детям, что скоро начнут прилетать птицы из теплых краев. Покажите темные гнезда грачей на деревьях. Прислушайтесь: здесь еще тихо.
Наконец появились крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите сравнить с вороной и галкой: чем они похожи и в чем различие.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Скажите детям, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки. Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица -...
(Грач.)
Дети средней группы принимают участие в традиционном утреннике - Дне птиц, затем выносят на участок скворечники, а взрослые прикрепляют их к деревьям.
Обратите внимание, что в парке тоже появилось много скворечников, которые сделали школьники ко Дню птиц. Дети заметят и другие домики: синичники, дуплянки. Все приготовлено для того, чтобы в наших садах и парках поселилось как можно больше птиц.
Скоро они будут вить гнезда и выводить птенцов, которым нужно много мягкого корма. Птицы уничтожают вредных насекомых и их гусениц, и наши парки будут всегда зеленые.
Интересно наблюдать, как возятся прилетевшие скворцы в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Понаблюдайте, как скворец, сидя на ветке перед своим домиком, размахивает крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв.
Прислушайтесь к его пению. Оно напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Загадайте детям загадку: «На шесте - дворец, во дворце - певец. А зовут его...» (Скворец)
Посмотрите, как скворцы осыпали деревья фруктового сада и собирают на ветках гусениц.
В начале апреля прилетают жаворонки. Дети вспоминают, как на даче летом они слушали их пение. Жаворонка не видно, только высоко в небе слышны его звонкие трели. В первой половине мая появляются ласточки. Их легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку.
Вначале они стайками сидят на проводах или антеннах и щебечут. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. Загадайте загадку про ласточку: «Спереди - шильце, сзади - вильце, на груди - белое полотенце».
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
Домашние животные. Расскажите детям, что весной у всех животных появляются детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Большой интерес вызывает у детей наблюдение за молодняком домашних животных, пасущихся на лугу. Телята, ягнята очень резвые: прыгают и бегают друг за другом по зеленой траве, пытаются щипать ее. Маленькие жеребята на длинных ногах стараются держаться около своих мам.
Прогулки на водоем. Когда вода в водоемах прогреется, обязательно побывайте там. У самого берега дети увидят коричневых лягушек. Рассмотрите их и скажите, что это лягушки травяные, но приходят к воде. Недавно они проснулись и теперь отогреваются на солнце после долгой холодной зимы. Понаблюдайте, как скачет лягушка, как она квакает, вспомните песенку про лягушку.
Труд весной. В парке кипит работа. Там сажают деревья и кустарники. Покажите детям, какие глубокие ямы вырыли взрослые для их посадки.
Рассмотрите саженцы: они еще маленькие, но корневая система у них хорошо развита. Объясните, что корни будут доставлять воду и вещества из земли для питания растения.
Понаблюдайте, как садовники очищают газоны от прошлогодней травы и подготавливают новые. Объясните, что газон специально сеют, чистят и подстригают.
У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут посадить луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая - семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупные, а у редиса мельче и цвет другой; у укропа зеленые, плоские, хорошо пахнут; у кабачков крупные, белые.
Учите детей правильно поливать. Спросите, какой водой они поливают комнатные растения. Такой же надо поливать и огородные. Объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям.
Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдергивать. В первую очередь лебеду. У нее нежные листья, с нижней стороны покрытые серебристым налетом. Она легко выдергивается.
Покажите, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко или корзиночка для сорняков. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки.
По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти. В программе воспитания предусматривается накопление детьми конкретных представлений о природе весной, о характерных весенних явлениях в природе, таких как таяние снега и льда, потепление, появление травы, листьев на деревьях, перелетных птиц, лягушек, жуков, бабочек; установление связи между ними, например, снег тает ― текут ручьи, солнце греет сильнее, тепло. Детей приучают сеять семена растений и также ухаживать за всходами; наблюдать за повадками птиц и обращать внимание на всю красоту весенней природы.



Читайте также: